Направление философской мысли начала 20 века в литературе кратко

Обновлено: 07.07.2024

Авторская разработка на тему "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе" по предмету "История Отечества" содержит 76 страниц, 3 рисунка, 2 таблицы и 36 источников.

Ключевые слова: История Отечества, Культурология, Философия, Экономика, Литература, Государственное и муниципальное управление.

Объектом исследования является анализ условий "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе", изучалась природа темы "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе".

Далее проводилось исследование актуальности "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе" в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет.

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе" и определены тенденции развития тематики "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе".

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе" рассматривает К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин в книге "История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). Учебное пособие для высшей школы", изданной в 2002 году и содержащей 480 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

В пособии рассматриваются проблемы эволюции форм и средств социальной помощи и поддержки на материале российской и западноевропейской истории, показаны основные тенденции и закономерности развития социальной работы, а также особенности и специфика в решении социальных проблем, которые присущи России. Пособие охватывает временной промежуток с древнейших времен развития человеческой цивилизации до начала XX века, то есть до того времени, когда социальная работа вступает в принципиально новый этап своего развития. Пособие предназначено для студентов, обучающихся на неисторической специальности `социальная работа`, при изучении курса `История социальной работы`, а также для интересующихся данной проблематикой.

Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе" касается А. А. Чернобаев, В. Д. Камынин, Н. М. Рогожин, А. Е. Шикло в монографии "Русская историография XI - начала XXI века". Данная книга была выпущена в издательстве "Высшая школа" в 2010 году, содержит 464 стр.

В пособии излагаются узловые проблемы истории исторической науки в России с древнейших времен до наших дней. Особое внимание уделено ее состоянию в XX столетии. Учитывая современный уровень развития отечественной историографии, авторы в ряде случаев пересмотрели устоявшиеся выводы и оценки. Книга поможет студентам и аспирантам, всем интересующимся историей русской исторической науки расширить базовые представления о пути, пройденном ею с момента возникновения по начало XXI века.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "Современная русская литература конца ХХ - начала ХХI века". определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2011 году в издательстве "Академия". В описании книги сказано следующее.

В пособии рассмотрены сложные процессы развития русской литературы конца XX - начала XXI века, когда в России произошла кардинальная смена политических, культурных, идейных, эстетических парадигм, затронувшая все сферы жизни общества. В основе композиционого плана учебного пособия лежит картина художественной эволюции русской литературы в конце XX - начале XXI века. Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

  1. Осознанность, ответственность, уверенность. интервью с сэром Джоном Уитмором, основателем бизнес-направления в коучинге. И. Смирнова, "Кадровый менеджмент", № 8, ноябрь 2007.
  2. О некоторых вопросах законодательной регламентации диспозитивных начал уголовного права. А.В. Залозный, "Российская юстиция", № 9, сентябрь 2007.
  3. Налоговая политика России начала XXI века. И.В. Горский, "Налоговый вестник", № 7, июль 2007.
  4. Право на мысли и идеи. интервью с В. Плескачевским, председателем Комитета по собственности Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Л. Самарина, "Консультант", № 13, июль 2007.
  5. К вопросу о возникновении нового направления в уголовном праве. Н.Н. Дикунова , "Адвокат", № 6, июнь 2007.

Представленная работа посвящена теме "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе".

Теоретическое значение изучения проблемы "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Русская философская мысль начала 20 века Направление в литературе", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

История Отечества образцы работ
Культурология образцы работ
Философия образцы работ
Экономика образцы работ
Литература образцы работ
Государственное и муниципальное управление образцы работ

  1. Осознанность, ответственность, уверенность. интервью с сэром Джоном Уитмором, основателем бизнес-направления в коучинге. И. Смирнова, "Кадровый менеджмент", № 8, ноябрь 2007.
  2. О некоторых вопросах законодательной регламентации диспозитивных начал уголовного права. А.В. Залозный, "Российская юстиция", № 9, сентябрь 2007.
  3. Налоговая политика России начала XXI века. И.В. Горский, "Налоговый вестник", № 7, июль 2007.
  4. Право на мысли и идеи. интервью с В. Плескачевским, председателем Комитета по собственности Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Л. Самарина, "Консультант", № 13, июль 2007.
  5. К вопросу о возникновении нового направления в уголовном праве. Н.Н. Дикунова , "Адвокат", № 6, июнь 2007.
  6. О некоторых вопросах законодательной регламентации диспозитивных начал уголовного права. А.В. Залозный, "Российская юстиция", № 5, май 2007.
  7. Определение направлений в развитии персонала на основе выделения приоритетных бизнес-процессов. Е. Корнышова, М. Мотышина, "Управление персоналом", № 8, апрель 2007.
  8. Некоторые вопросы правового регулирования привлечения вооруженных сил Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. уроки Чернобыльской трагедии спустя 20 лет. С.В. Иванеев, "Право в Вооруженных Силах", № 1, январь 2007.
  9. Определение стратегического направления в работе с персоналом на основе анализа служебного поведения. С.Д. Ищенко, "Управление персоналом", № 11, июнь 2006.
  10. Учет основных средств стоимостью до 20 000 руб. в 2006 году. "БУХ.1С", № 4, апрель 2006.
  11. Пробирные уставы середины XIX-начала XX веков. Л.Б. Алимова, "Адвокат", № 4, апрель 2006.
  12. Дополнительные денежные выплаты. суточные деньги военнослужащим, направленным в краткосрочные служебные командировки за пределы Российской Федерации. Проблемы и пути их решения. А.В. Михайлов, "Право в Вооруженных Силах", № 10, октябрь 2005.
  13. Воинский учет на предприятии: с чего начать?. М.М. Безмен, В.П. Штернов, "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", № 10, октябрь 2005.
  14. Аудит в России XX века. Я.В. Соколов, С.М. Бычкова, "Аудиторские ведомости", № 4, апрель 2005.
  15. Указание 20-значных КБК в формах налоговых деклараций. фирма "1С", "БУХ. 1С", № 2, февраль 2005.
  16. Регулирование правового статуса иностранцев в России с начала XIX века до октября 1917 года. Е.С. Смирнова, "Журнал российского права", № 10, октябрь 2004.
  17. Регулирование правового статуса иностранцев в России до начала ХIХ века. Е.С. Смирнова, "Журнал российского права", № 9, сентябрь 2004.
  18. Русская учетная мысль XX века: наши достижения. Я.В. Соколов, С.М. Бычкова, "Бухгалтерский учет", № 16, август 2004.
  19. Учет операций по совместной деятельности в соответствии с ПБУ 20/03. Л.В. Сотникова, "Бухгалтерский учет", № 6, март 2004.
  20. Теоретические разработки соучастия в преступлении в России в 40-60-е гг. ХХ века. Е.В. Епифанова, "Журнал российского права", № 12, декабрь 2003.
  21. Концессия и концессионное право периода новой экономической политики. 20-30-е гг. ХХ века. Н.В. Курысь, С.Г. Тищенко, "Журнал российского права", № 10, октябрь 2003.
  22. Феномен мусульманского права в процессах динамики систем права России. ХIХ-начало ХХI века. З.Х. Мисроков, "Журнал российского права", № 10, октябрь 2002.
  23. Организационно-правовые основы государственного управления тылом и снабжением русской армии. XIV - начало ХХ века. М.И. Терентьев, "Журнал российского права", № 11, ноябрь 2001.

Свяжитесь со мной, если вам нужна консультация по этой теме или сопровождение.

Гладышева Марина Михайловна

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

Россия вступила в XX в. в период тяжких испытаний (революция 1905 года. И большевистский переворот 1917 г.), последствия которых она испытывает до сих пор. Это коснулось всего государственного, социального строя и, разумеется, всей духовной жизни общества.

Оказавшись в насильственной эмиграции, философы занимались педагогической и творческой деятельностью, разрабатывая многие философские проблемы.

[28, 29, 30]. Экзистенциализм (С.Кьеркегор, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П. Сартр, А.Камю), позитивизм и его исторические формы (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм), философская герменевтика (Ф.Шлейермахер, Г.Гадамер, П.Рикер).

Экзистенциализм – это особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.

Относясь к человеку как к цели и смыслу мировой эволюции, Кьеркегор критиковал предшествующих философов, прежде всего Г.Гегеля, за слишком абстрактный подход к человеку. Философы, говорил он, превыше всего ставят всеобщее, дух, материю, Бога, прогресс, истину и этим всеобщим принципом стремятся подчинить реального человека вне его индивидуального бытия.

Мартин Хайдеггер (1880 – 1976) – немецкий философ-экзистенциалист.

Согласно экзистенциализму, задача философии – заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами.

Истоки метафизики, по Хайдеггеру, восходят к Платону и даже к Пармениду, положившим начало рационалистического осмысления сущего и истолкованию мышления как созерцания вечный реалий, т.е. чего-то самотождественного и пребывающего.

В своих ранних работах Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия.

Ясперс стремился доказать, что духовный прогресс человечества, в том числе и связанный с демифологизацией, не ведет к утрате смысла нашего бытия, но только при условии существования особого бытия, трансцендентного мысли.

Ясперс придерживается принципа историзма, который приобрел у него аксиологический характер: для всемирной истории постулируются универсальный смысл и смысловая связь времен.

Нельзя согласиться и с идеей Сартра о том, что человек, выбирая свою эпоху, выбирает и себя в ней. Все это значительно сложней. Человек не выбирает эпоху. Сартр впадает в преувеличение возможностей человека, исходя из того, будто бы человек постоянно строит сам себя вплоть до мельчайших деталей и что человеку будто бы ничего не дано, и он сам должен постоянно встраивать свою фактичность в свой универсум.

Альбер Камю (1913 – 1960) - французский писатель и философ.

Сам Камю не считал себя ни философом, ни тем более экзистенциалистом. Тем не менее работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим, его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства.

Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Камю выделяет две формы проявления бунтарства: первая выражена в революционной деятельности, вторая, которой он отдаёт предпочтение, в творчестве. Вместе с тем, он оставался в пессимистической уверенности, что несмотря на положительную роль бунта в истории, окончательно победить зло невозможно.

Позитивизм и его исторические формы (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм)

Эмпириокритицизм - философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми.

Неопозитивизм - одно из основных направлений философии 20 в., соединяющее основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата математической логики.

Постпозитивизм - общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.

Ф.Шлейермахер, Г.Гадамер, П.Рикер

Дальнейшую разработку этой проблемы осуществлял немецкий философ Х.Г. Гадамер, учение М.Хайдеггера, который понимал герменевтику широко – как учение о бытии, как онтологию, пожалуй скорее как теорию познания.

Многое заимствуя у Дильтея и Хайдеггера, Гадамер придал герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Предметом философского знания с точки зрения герменевтики является мир человека, трактуемый как область человеческого общения. Именно в этой области протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности.

Поль Рикер (1913 – 2005) - французский философ, один из ведущих (наряду с Хайдеггером и Гадамером) представителей философской герменевтики, новой ветви философии, выросшей из своего корня — феноменологии. В отличие от Ф. Шлейермахера и В. Дильтея, первыми в истории философии разрабатывавшими герменевтику как философскую дисциплину и трактовавшим ее в духе психологизма, Рикёр переносит вопрос о герменевтике в онтологическую плоскость: отказавшись от разработки герменевтики как метода познания, он занимается построением ее как способа бытия. Основную свою задачу философ видит в том, чтобы, создавая философию жизни, воспользоваться всеми ресурсами гегелевской философии духа.

С точки зрения методологической это, по его словам, означает "привить проблему герменевтики к феноменологическому методу". Идя таким путем, философ намеревается преодолеть крайности объективизма и субъективизма, натурализма и антропологизма, сциентизма и антисциентизма, противоречия между которыми привели современную философию к глубокому кризису.

Болезненная реакция на социальную борьбу, на призывы к насилию породила неорелигиозные искания эпохи. Проповедям классовой ненависти были противопоставлены христианские заветы Добра, Любви, Красоты. Так проявилось стремление ряда мыслителей найти в учении Христа путь к спасению современного им человечества, трагически разобщенного и отчужденного от вечных духовных ценностей. По этой линии был воспринят предшествующий опыт отечественных философов — Н. Ф. Федорова (1829—1903), особенно Вл. С. Соловьева (1853—1900).

Целые поэтические объединения тяготели к своим кумирам: символисты — к Соловьеву, многие футуристы — к Федорову. А. Ремизов, Б. Зайцев, И. Шмелев и другие совершенно самостоятельно проникали в глубины заповедей Христа. Большинство же писателей вне специальных изысканий в области религии пришли к созвучным с неохристианскими идеалам. В тайниках одинокой противоречивой души открывалось подспудное стремление к совершенной любви, красоте, к гармоническому слиянию с божественно прекрасным миром. В субъективном опыте художника обреталась вера в нетленность этих духовных ценностей.

На этом пути искусство слова не было исключением. В музыке, живописи, театре созрели аналогичные тенденции.

Русская философия XX в. чётко разделена на три периода. В первую очередь, это связано с социально-политическими событиями, происходящими в России в это время. Кроме того, влияние идей В. Соловьёва, также стало определяющим развитие философской мысли. В конечном варианте образовались следующие периоды:

  • Первый период – Серебряный век (1901 – 1917 гг.).
  • Второй период – советское время (1917 – 1991 гг.).
  • Третий период – постсоветский (1991 г. – по настоящее время).

Первый период – Серебряный век (1901 – 1917 гг.)

Для начала XX в. характерно бурное развитие культуры и философии. Они становятся более свободными и раскрепощёнными. В свою очередь, философия "всеединства" В. Соловьёва стала отправной точкой для формирования мнений и воззрений братьев Трубецких, более того, она оказала серьёзное воздействие и на других русских философов, к примеру, Бердяева, Флоренского, Булгакова, Франка и др., а также на литераторов, занимающихся философствованием таких, как Мережковский, Розанов, Белый и др.

Основная проблематика философии данного периода по-прежнему была судьба России. Она обсуждалась преимущественно в ходе дискуссий о "русской идее".

Данное понятие было введено В. Соловьёвым в 1887-1888 гг. и сразу приобрело популярность в философских кругах, где регулярно обсуждалось, в том числе и среди русской интеллигенции.

Дискуссии, которые были посвящены "русской идее", активное участие принимали Трубецкой, Розанов, Франк, Ильин, Иванов, Карсавин и др.

Данная проблема интересовала общественность не только в рамках Серебряного века, спустя многие годы, примерно до середины XX в., эта проблема остаётся актуальной для культуры Русского зарубежья.

Многих русских философов беспокоили проблемы, которые были связаны с дальнейшей судьбой страны и порядками, установленными властью. На фоне этого множество мыслителей пристрастились к марксизму, здесь и Бердяев, и Булгаков, и Франк. Однако после первой русской революции, которая прошла в 1905 – 1907 гг. их взгляды были сориентированы в направлении религиозно-идеалистических исканий, социальные революции и материалистические учения их перестали интересовать. В этой перемене взглядов русской интеллигенции свою роль сыграл Б. Струве, который сам прошёл этап от увлечения марксизмом и позитивизмом до религиозно-идеалистического этапа.

Русская православная церковь и её высшие иерархи резко высказывались против консерватизма. Это стало причиной появления совершенно нового направления – "новое религиозное сознание". Оно было связано с деятельностью Религиозно-философских собраний, которые начали свою работу как раз в 1901 г. в Санкт-Петербурге. В этих собраниях активное участие принимали Мережковский, Розанов, Бердяев и др.

В своих трудах Бердяев и Шестов сформировали основы экзистенциализма или предэкзистснциализма. Франс стал создателем концепции "живого знания", которая была обращена к человеку и его "философии жизни". Именно его идеи легли в основу учения Н. Лосского. В. Эрн занимался разработкой христианского неоплатонизма в своих трудах. Г. Шпет своей целью ставил развитие феноменологии. Усилиями Флоренского, Булгакова, Лосева и Эрна, стало развиваться ещё одно очень интересное направление, которое пришло в Россию в эпоху Средневековья из Византии – исихазм. Здесь оно преоьбразовалось в "философию имени". В это же время Циолковский и Вернадский трудились над "русским космизмом".

Период Серебряного века отмечен необычайной популярностью мистицизма в виде теософии Блаватской. Также широкое распространение получило учение "четвёртого пути" Гурджиева и его последователя Успенского.

Стоит упомянуть, что в это время русский марксизм развивается благодаря трудам Плеханова, Богданова, Луначарского и Ленина.

Второй период – советское время (1917 – 1991 гг.)

В этот период философия разделяется на два основных течения:

  • Русская философия в эмиграции (1917 – 1950 гг.).
  • "Советская философия" в России.

Русская философия в эмиграции

Революция 1917 г. оказала серьёзное влияние на ситуацию в развитии русской философии. Условия серьёзно ухудшились, и огромная часть выдающихся философов вынуждены были эмигрировать из страны. Некоторые уехали по собственному желанию, а некоторые были насильно высланы из страны. В судьбе каждого, кто покинул родину, было место для личной трагедии. Глубоко переживали философы разлуку с близкими друзьями и родственниками, с родной землёй. Кардинальная смена образа жизни также повлияла на деятельность многих философов.

Ключевой темой для философии "русского зарубежья", естественно, стала Россия как общемировая, или трагический урок, который она преподнесла всему миру. На этом были основаны и дальнейшие дискуссии на тему "русской идеи". Творчество Ильина и Бердяева были посвящены именно этому. Они работали над развитием данной темы.

"Русская идея" стала основой для формирования концепции "евразийства", праотцами которой были Н. Трубецкой и Флоровский. Данная концепция получила своё дальнейшее развитие в работах Карсавина.

Идея евразийства состояла в том, что катастрофа, произошедшая в России, под катастрофой понималась Октябрьская революция 1917г., стала возможна потому, что страна избрала для себя совершенно не подходящий путь следования, придерживаясь западных или европейских идей. Евразийцы высказывались о том, что Россия, это "место встречи" Запада и Востока, именно в ней встречаются и пересекаются элементы западной и восточной культуры, и страна должна найти свой особенный путь, исключительный, подходящий только для неё.

Стоит отметить, что русская культура была основана на культурах двух предшествующих евразийских культур – эллинистической и византийской.

Многие русские философы, которые эмигрировали после Октябрьской революции, присоединились к различным школам религиозной философии. Они занимались развитием идей, которые они сформировали еще на родине в период Серебряного века. Следствием этого стал тот факт, что тема "судьбы России" у них получило своё преобразование, при этом стоит отметить, что оно носило не всегда характер религиозного мировоззрения. Характерной особенностью взглядом философов-эмигрантов было непринятие советской власти и всей её деятельности.

Несмотря на то, что подавляющее большинство философов-эмигрантов не мирилось с взглядами советского руководства, в годы Второй мировой войны они заняли патриотическую позицию.

Интересен тот факт, что сосредоточение взглядов философов-эмигрантов положило начало для формирования систематического исследования истории русской философии. Этим усердно занимались Зеньковский, Лосский, Бердяев.

Советская философия в России

Жизнь и творческая деятельность философов, которые остались в России, сложилась по-разному. Некоторые из них попали под репрессии советской власти, в их числе Флоренский, Шпет, Лосев, Чижевский и др. Примерно начиная с 1920-х гг. философская мысль сдерживалась, и публиковать свои философские работы "немарксистского" содержания было практически невозможно. Это послужило почвой для работы учёных в других областях. Например, Флоренский организовал свою деятельность в области техники и искусствоведения, а Шпет занимался лингвистикой и филологией, Лосев во второй половине XX в. посвятил своё время работе в эстетике.

В 1930-х гг. ситуация в советской стране сложилась таким образом, что единственной разрешённой философией остался марксизм, который в России трансформировался в марксизм-ленинизм и марксизм-ленинизм-сталинизм. Властями она провозглашалась как истинно верная и научная философия.

Стоит отметить, что марксизм стал практически религией, при этом идеи коммунизма выглядели как атеистическое "царство Божие на земле", о котором люди мечтали испокон веков. Мнение о том, что Россия должна избрать собственный путь развития, получил новое объяснение: России – это государство, которому отведена роль прокладывать дорогу всему человечеству в лучшее будущее.

Призыв к "строительству светлого будущего" на научной или марксистской основе, которое базировалось на открытых законах развития общества, подталкивало к социальному оптимизму, тем самым становясь привлекательным для многих философов, которые поверили в данные идеи. Впоследствии они составили основу советских философов.

Важнейшим направлением работы русского философского мира в этот период было пересмотр всей истории философии через призму марксизма.

Масштабы данного пересмотра идей и взглядов были сопоставимы с пересмотром и переработкой античного наследия в христианской и мусульманской философии.

Даже подобные условия не стали преградой для многих талантливых людей, и они смогли достичь серьёзных успехов в области философского знания. Вернадский и Чижевский трудились в 1930-1960 гг. над развитием русского космизма.

Наиболее важной и серьёзной работой с мистическим характером, которая по большому счёту относилась к русскому космизму, стала "Роза мира" под авторством Д. Андреева. Он написал её, будучи в тюрьме, но смог впервые опубликовать лишь в 1991 г.

К работам, которые не носят марксистский характер, также относятся статьи и произведения, написанные М. Бахтиным. Он посвящал их проблемам философии культуры, языка и герменевтики.

В 1960 – 1980 гг. философская мысль получила некоторую свободу. Это произошло благодаря периоду хрущёвской оттепели. Это время отмечено появлением новых и развитием существующих философских идей М. Мамардашвили. Э. Ильенков представляет миру своё понимание гегелевской диалектики. Ю. Лотман на позиции главы Тартуско-Московской школы глубоко погружается в изучение семиотики и философии культуры.

Вместе с тем энергично разворачивается работа по исследованию общей теории систем, философской антропологии, логики и других наук. В общем, можно говорить о том, что философская деятельность бурлила в нишах, на которые наименьшим образом оказывалось идеологическое давление.

Не лишним будет упомянуть, что философия советского периода в России находила своё выражение в художественном творчестве наиболее известных поэтов и писателей, режиссёров кинематографа и театра, а также музыкальных композиторов и художников.

Третий период – постсоветский (1991 г. – по настоящее время)

Этот период охватывает почти три десятка лет, но сказать, что он сильно отличается от предыдущего пока нельзя из-за отсутствия ярких отличий. Если говорить об отличиях, то можно упомянуть следующие:

В данный период марксистская философия потеряла своё официально-лидирующие позиции. Теперь она не считается той философией, которая единственно верна и научна. Более того, регулярно подвергается критике.

Настоящее время породило интерес современных российских философов к философским идеалистическим учениям. Это особенно становится заметным из-за контраста, который сложился по сравнению с советским временем. Вызывают интерес мистический учения.

Интересен и тот факт, что в данный период ведётся переосмысление всего того философского наследия, которое было запрещено в советский период на основе идеологической проблемы. Сегодня переводятся и издаются тексты важнейших трудов западных и восточных философов. Феноменологии посвящаются научные конференции и монографии. Здесь же стоит упомянуть и экзистенциализм и психоаналитическую философию, которые также привлекают внимание современников.

Ещё одна заметная причина – интерес к постмодернизму и проявление его характерных особенностей посредством продвижения идей плюрализма философских учений.

Читайте также: