Русское изобразительное искусство кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первые портреты, написанные в реалистическом стиле, появляются в России в XVII в., а в середине и конце XVIII в. начинают творить знаменитые мастера как Боровиковский и Левицкий. С этого времени развитие русской живописи идет интенсивно и, как и ранее, следует тенденциям, распространённым в Европе. В 1757 г. в Санкт-Петербурге основывается Академия Художеств с 5-ю отделениями: живописи, скульптуры и ваяния, гравирования, медальерного искусства, архитектуры.

В первой половине XIX в. русская живопись обогатилась такими мастерами как Брюллов, Иванов, Кипренский. Среди живописцев формируется течение художественного реализма, основывается объединение русских художников-передвижников, членами которого становятся Шишкин, Васнецов, Крамской, Куинджи, Саврасов, Репин и Суриков. В 1825 г. в открытом доступе в Эрмитаже организуют отделение русской живописи. Несколько позже появляется Третьяковская галерея и множество музеев не только в обеих столицах, но и в провинциальных городах. Конечно, история русской живописи на этом не заканчивается. Бурное начало XX в. и новаторские стили, появившиеся во Франции, не проходят мимо внимания художников России. Среди российских художников появляются последователи модернизма, составившие золотой фонд не только российской, но и мировой художественной культуры.

Предлагаем Вашему вниманию небольшую подборку изданий по истории русской живописи от народных промыслов до течений живописи начала XX века из электронной библиотеки БиблиоРоссика и коллекций ЭБС Университетской библиотеки онлайн (Арт-портал, Нон-фикшн, Школьный портал).

Вы можете читать бесплатно электронные книги после несложной регистрации в БиблиоРоссике и Университетской библиотеке онлайн.

Живопись : учеб. пособие / Н. П. Бесчастнов, В. Я. Кулаков, И. Н. Стор [и др.]. – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 223 с.

Рассматриваются предмет и задачи живописи, пространственные построения, цвет и колорит, правила композиции, практические основы живописи. Издание знакомит с этюдами натюрморта, фигуры человека, растений, интерьера, пейзажа в истории живописи. Рассказывается о картинах разных жанров российских художников.

Вдовин, Г. В. Заслужить лицо. Этюды о русской живописи XVIII века. – 2-е изд. (эл.). – Москва : Прогресс-Традиция, 2019. – 378 с.

Мутер, Р. Русская живопись в XIX веке. – Репр. изд. 1900 г. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 68 с.

Бенуа, А. Н. Русская школа живописи : монография. – Москва : Директ-Медиа, 2003. – 220 с.

Монография является второй крупной работой русского художника и историка искусств Александра Бенуа. Автор знакомит с историей русской живописи в эпоху классицизма, романтизма и реализма.

Гришина, Е. Союз русских художников. – Москва : Комсомольская правда|Директ-Медиа, 2011. – 49 с.

В книге представлена история Союза русских художников – одного из наиболее ярких творческих объединений в истории русского изобразительного искусства. С появлением этого художественного содружества в искусстве произошли глубочайшие перемены, оказавшие существенное влияние на процесс формирования традиций отечественной живописи.

Безсонов И. Иконописание в России. – Калуга : Типо-лит. Губ. прав., 1914. – 88 с.

Дорофеева, Ю. Ю. Пастельная живопись. Русская реалистическая школа : учеб. пособие для студентов вузов / Ю. Ю. Дорофеева, А. А. Моисеев. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 95 с.

В издании приводится подробная характеристика пастельной живописи. Особое внимание уделяется пастели в контексте развития отечественного изобразительного искусства, описывается творческий путь художников, оказавших наибольшее влияние на формирование русской школы пастельной живописи.

Бадаев, В.С. Искусство русской кистевой росписи : учебное пособие для вузов / В.С. Бадаев. – Москва ; Ленинград : Владос, 2013. – 136 с.

Содержится краткая история становления и развития хохломской и урало-сибирской видов росписи, определяется их генетическое единство происхождения и рассматривается общая принадлежность к системе кистевой росписи в народных художественных промыслах России.

Мочалов, Л. В. Три века русского натюрморта : монография. – Москва : Белый город, 2012. – 512 с.

Почитать об истории русской живописи в книгах и статьях из фондов Владимирской областной научной библиотеки

За консультациями обращайтесь в информационно-библиографический отдел библиотеки

Конец X - XVII века

Мозаики и фрески:

Миниатюры из Лицевого летописного свода. Разворот с историей явления Господа Аврааму, XVI век (Яндекс.Картинки)

Миниатюры из Лицевого летописного свода. Разворот с историей явления Господа Аврааму, XVI век (Яндекс.Картинки)

XVIII век

В XVIII веке в русской культуре произошёл крутой перелом. Особенно решительно в период царствований Петра I и Елизаветы Петровны. Когда от иконописца потребовали светской живописи: портретов, аллегорических сцен, баталий - он начал робко копировать работы западноевропейских мастеров.

Из отправленных Петром за границу для изучения живописи юношей особенно способными оказались двое:

Иван Никитин

Андрей Матвеев

В 1757 году в Санкт-Петербурге открывается Академия художеств. Начинается эпоха академического искусства. Развитие идет медленно, очень немногие художники могут правдиво писать натуру.

Самым популярным портретистом становится Дмитрий Григорьевич Левицкий :

Ему на смену явился новый мастер портрета - Владимир Лукич Боровиковский :

XIX век

До первой половины XIX века русская живопись оставалась в руках академии и во власти светской моды. Первым портретистом тех времен был Орест Кипренский :

Вслед за портретами в обиход входят городские пейзажи. Лучшим русским мастером в этой области стал Федор Яковлевич Алексеев :

"Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости" Федор Яковлевич Алексеев 1810 год (Яндекс.Картинки)

"Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости" Федор Яковлевич Алексеев 1810 год (Яндекс.Картинки)

Жанровыми сценами из дворянской жизни занимался Алексей Гаврилович Венецианов . Его также считают отцом жанровых сцен из крестьянской жизни:

В течение 30-50-х годов XIX века огромную роль в русской живописи играли Брюллов и Бруни.

Карл Брюллов:

Полный обзор этой картины я уже делала на канале. Если интересно, оставлю ссылку на него ТУТ .

Фёдор Бруни:

Их современником был Павел Андреевич Федотов. Этот художник стал родоначальником нового направления в русской живописи - критического реализма.

На рубеже между старой и новой школой русской живописи находится творчество Александра Андреевича Иванова :

Это самая большая картина в Третьяковкой галерее, обзор на неё ТУТ .

Теме передвижников и дальнейшей судьбе русской живописи предлагаю выделить отдельную статью. Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение. А если статья понравилась, буду рада вашим лайкам. Пока пока.

Культура переводится с латинского как возделывание, она является предметом изучения таких дисциплин как философия, культурология, история, искусствознание, психологии и т. д.

Культура представляет собой любые формы, а так же способы человеческого самовыражения и самопознания, накопленные человеком и обществом в течении поколений и столетий.

Искусство является неотъемлемой частью культуры. Сам этот термин означает: осмысление и переосмысление действительности (прошлого или будущего), воплощённое в художественный образ. Этот образ выявляет определённую потребность или несёт вызов миру, окружающей действительности. В искусстве воплощается любовь людей (созерцателей) и творца к культуре и к миру. Но, не всегда. Не всегда картины носят именно художественно-эмоциональный смысл. Как было написано выше, они в то же время отображают социально-политическую действительность. Искусство хорошая площадка не только для выражения красоты и восхищения чем то, но и площадка для разного рода протеста. В искусстве воплощаются надежды переживания, настроения общественности (в той или иной период).

История русского искусства имеет пять периодов:

Яркий художник Водкин, в 1916 написавший картину о войне, где молодому поручику (ведущему солдат в атаку) стреляют в сердце, царская цензура и часть общественного мнения выразила порицание. Яка бы картина не патриотична. Она была написана в стиле полного реализма (тогда шла первая мировая война).

Однако власть держала в страхе и под контролем не только всю Россию, но и интеллигенцию. Не давая ей свободно творить. Советское правительство взяло курс на ликвидацию безграмотности и понемногу положение стало улучшаться. Но, невозможно из слесаря или потомка крестьянина-батрака сделать Пушкина или Гумилёва.

7.1. Основные особенности. Русское изобразительное искусство первой половины XVIII в. характеризуется окончательной победой светского направления, появлением новых жанров, тесной связью с западноевропейским изобразительным искусством.

Ведущим жанром становится портрет, окончательно отделившийся от иконы. Первые произведения этого жанра по своему характеру тяготеют к парсуне. Основоположниками русского светского портрета принято считать И. Н. Никитина и А. М. Матвеева.

Популярностью пользовались также монументальная роспись в виде панно и плафонов в строившихся дворцах и административных зданиях, а также миниатюрное письмо.

Художественные (стилевые) направления. В середине столетия русская живопись развивалась под влиянием европейских стилей барокко и рококо, что проявилось в ее тяготении к парадности, пышности и вместе с тем виртуозной декоративности.

– Ярким выразителем национального варианта барокко стал А. П. Антропов, получивший известность как мастер парадных и камерных портретов.

Влияние рококо и барокко заметно в творчестве крепостного художника И. П. Аргунова.

Основные особенности. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью триумфальных арок, садово-парковых комплексов. Отсутствие скульптуры в православной церкви и, соответственно, неразвитость отечественных традиций в этой области художественного творчества обусловили значительное влияние западноевропейского искусства. Большую роль в процессе становления принципов скульптурного искусства этого периода сыграли поездки русских мастеров за рубеж; покупка работ венецианских скульпторов конца XVII – начала XVIII в. и античных подлинников для Летнего сада, а также работа иностранных мастеров в России (А. Шлютер, Н. Пино).

Художественные (стилевые) направления. Как и в других видах изобразительного искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовало барокко. Крупнейшим мастером барокко в пластике является К. Б. Растрелли, которого иногда называют основоположником русской светской скульптуры (бюсты Петра I и Меншикова, статуя Анны Ивановны с арапчонком).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 5. Изобразительное искусство

§ 5. Изобразительное искусство Те же черты можно отметить и в живописи. Как и в архитектуре, здесь русский национальный стиль вырабатывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с ее мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство В пореформенные годы в русском изобразительном искусстве продолжался процесс создания национальной художественной школы. В борьбе с рутинными канонами казенного официального искусства (носителем которого была в это время Академия

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство Немецкое изобразительное искусство до середины 1920-х гг. было представлено вторым поколением немецких экспрессионистов, имевших за плечами опыт мировой войны. В своих произведениях, используя острые цветовые и пластические контрасты, они

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство При III и IV династиях в своих изваяниях древние египетские творцы стремились к точному воспроизведению подлинника — костлявые лица первых властителей Древнего царства, горбоносый, тучный царевич IV династии, лица других современников этой

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Чем быстрее приближался конец Рима как мировой державы, тем монументальнее становилась его архитектура, что наиболее наглядно проявилось в эпоху, когда на смену принципату пришел доминат. Огромные термы Диоклетиана превзошли своими размерами

4. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

4. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В 80—90-х гг. реалистическое направление в русской живописи в отличие от Запада приобрело господствующее положение. По мнению многих художников того времени, живопись должна была отражать действительность со всеми её недостатками и

6. Изобразительное искусство

6. Изобразительное искусство 6.1. Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами.• Фреска –

5. Изобразительное искусство

5. Изобразительное искусство Изобразительное искусство развивалось в русле общего культурного процесса и характеризуется двумя основными тенденциями: стиранием границ местных школ и заметным усилением светских элементов.5.1. Иконопись.• В иконописи господствовала

7. Изобразительное искусство

7. Изобразительное искусство Русское изобразительное искусство второй половины XVIII в. развивалось в русле общеевропейского.7.1. Основные особенности. Вторая половина XVIII в. – время интенсивного развития различных видов изобразительного искусства, которое в

§ 5. Изобразительное искусство

§ 5. Изобразительное искусство Те же черты можно отметить и в живописи. Как и в архитектуре, здесь русский национальный стиль вырабатывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с ее мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство)

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство) Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное развитие в

4. Изобразительное искусство

4. Изобразительное искусство В первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного искусства:1) графика (рисунки, силуэты);2) живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками);3) скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.)

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в

8. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

8. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Под влиянием революционно-демократической эстетики В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Т. Г. Шевченко, передовой литературы, реалистических художественных принципов Общества передвижных художественных выставок

Читайте также: