Русско византийский стиль кратко

Обновлено: 02.07.2024

  • Ру́сско-Византи́йский сти́ль — направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках историзма, основанное на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. В рамках эклектики мог сочетаться и с другими стилями.

Стиль зародился в Российской империи в первой половине XIX века. Основоположником данного стиля принято считать Константина Тона. Оформившийся в начале 1830-х годов как целостное направление, русско-византийский стиль был неразрывно связан с понятием народности, выражая идеи культурной самодостаточности России, а также её политической и конфессиональной преемственности по отношению к Византии. В узком смысле русско-византийским стилем называют именно стиль Константина Тона, распространённый во второй трети XIX века, а более поздние постройки, более похожие на архитектуру Византии, называют неовизантийским стилем.

Связанные понятия

Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Русском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках.

Неовизанти́йский (иногда псевдовизанти́йский) стиль — одно из направлений в архитектуре периода историзма, возникшее в Западной Европе в 1840-е годы. Разновидность данного стиля, получившая распространение в Российской империи известна как русско-византийский стиль. Своё направление стиля было в Югославии между мировыми войнами.

Иконоста́с (ср.-греч. εἰκονοστάσιον) — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Четвери́к — четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской деревянной и каменной архитектуре.

Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

Шатро́вые хра́мы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Тра́пе́зная, устар. тра́пе́за (греч. τράπεζα — стол; лат. refectorium) — помещение (постройка) в церковном учреждении, предназначенная для совместного приёма пищи (тра́пезы). Применительно к католическим монастырям может также использоваться термин рефекторий. В русской храмовой архитектуре (преимущественно XVII—XIX веков) трапезной также принято называть просторную невысокую (обычно значительно ниже кафоликона того же храма) пристройку с западной стороны, часто имеющую свои отдельные алтари в приделах.

Глава́ в архитектуре — декоративное покрытие, расположенное над куполом храма и устраиваемое на световом барабане. Главка — глава, устроенная на декоративном (глухом) барабане. В историко-архитектурном и реставрационном обиходе о главах часто говорят и в широком смысле — как о завершении храма, состоящем из барабана, купола и купольного покрытия.

Нарышкинский стиль — условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., иногда также называемого нарышкинским или московским барокко, — ошибочность последнего наименования доказала И.Л. Бусева-Давыдова, которая и предложила принятое сейчас понятие "нарышкинской стиль". Своим названием архитектурное течение обязано молодому боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с элементами архитектуры маньеризма.

Лу́ковичная глава́ — разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы. Отличается больши́м диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской и украинской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.

Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).

Дом при́чта, при́чтовый дом, приходско́й дом, церко́вный дом — жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского.

Притво́р — пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.

Подклет, подклеть, подызбица — устаревшее название, которое использовалось по отношению к нежилому (цокольному) этажу жилой деревянной или каменной постройки или по отношению к нижнему ярусу зданий христианских церквей.

Па́перть, или внешний притвор (греч. ἄτριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки, прежде чем входили в церковь.

Приде́л — либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.

Украинское, или Казацкое барокко — разновидность стиля барокко, первоначально, распространённая на Надднепрянской Украине, а после вступления Войска Запорожского в русское подданство, получившая широкое распространение в землях Русского царства и Российской империи в архитектуре, живописи, музыке и литературе.

Сибирское барокко — самое общее обозначение храмовой архитектуры Сибири XVIII века. По состоянию на 1803 год в Сибири насчитывалось 115 каменных храмов. Подавляющее их большинство принадлежало к провинциальному варианту русского барокко, испытавшему влияние украинского барокко и (в отдельных случаях) ламаистского декора. Наибольшее число памятников сохранилось в Иркутске, Тобольске и Томске. Первоначальные интерьеры уцелели только в Крестовой церкви Иркутска.Сибирские церкви XVIII века, подобно большинству.

Гу́льбище — терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, и служащая в частности для закрытия ставней снаружи. Является характерным элементом русской деревянной архитектуры.

Ри́зница (ризохрани́лище) — место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников (прежде всего, риз) и церковной утвари (священных сосудов) — в целом, то же самое, что опистодом в египетском или античном храме.Духовное лицо, заведующее ризницей, называется ризничим, а в кафедральных соборах — это соборный ключарь.

Алта́рь (лат. altarium) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы; от altus — высокий). Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений. В православной традиции — главная, обычно восточная, часть храма, как правило, отделённая от общего помещения иконостасом.

Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с момента первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.

Закома́ра (от др. русского комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Небольшой пониженный выступ гранёной или полукруглой формы, примыкающий к основному объёму здания и не имеющий внутри себя алтаря, называется апсидиола. Впервые апсиды появились.

Второй свет в архитектуре — помещение с отсутствующими потолочными перекрытиями на одном или нескольких этажах. Такая конструкция создает ощущение большого пространства, легкого и воздушного.

Рото́нда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — цилиндрическая постройка, обычно увенчанная куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.

Коко́шник (в архитектуре) — полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары. Этимологически термин связан с названием традиционного русского женского головного убора кокошник.

Ру́сская архитекту́ра следует за традициями, корни которых были установлены ещё в Византии, а затем в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной Российской Федерации.

Хо́ры (греч. χορός — хор, древнерусское наименование — пола́ти) — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа), в парадном зале и т. п. В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. В православных церквях хоры имеют гораздо более широкий набор функций, на них могут располагаться как клирос, так и приделы, подсобные помещения и т. п.В храме находятся обычно с западной стороны (противоположной алтарю) или опоясывают.

Благовещенско-Вознесенский приход — приход в городе Ярославле, относится к Ярославской епархии Русской православной церкви. Настоятель — протоиерей Алексий Авксентьев.

Православный храм, це́рковь — православное религиозное сооружение, предназначенное для совершения общественного богослужения.

Историзм в России — разнообразные направления историзма архитектуре России. Начиная с 1720 годов барокко и позже классицизм в России эволюционировали в направлении архитектуры сентиментальной, романтической, эклектической и историчной. Первыми появились исторические стили: египтизирующий, неоготика и шинуазри. Затем разработаны стили: псевдорусский, неовизантийский, неомавританский, неоренессанс, необарокко, элементы которых часто свободно комбинировались друг с другом (эклектика). Некоторые стили.

Бараба́н — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Обычно барабан венчает здание не ротондальной, а прямоугольной формы, а для перехода от квадратного в плане основания к круглому в сечении барабану используются либо особые треугольные своды — паруса, либо тромпы, то есть нишеобразные сводчатые конструкции по углам квадратного основания.

Кио́т, киво́т, кио́ть (от греч. κῑβωτός — ящик, ковчег), божница — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.

Ку́пол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкое к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции используются преимущественно для перекрытий круглых, многоугольных, эллиптических в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх.





Византия дала мощный первоначальный импульс каменной русской архитектуре. Однако это не привело к копированию форм и внешнего облика византийских храмов, а стало фундаментом, на котором очень быстро развился самобытный древнерусский архитектурный стиль.

Стали разрабатываться проекты в так на­зываемом русско-византийском стиле, а клас­сицизм стал считаться чуждым, инородным явлением в русской культуре.

Архитектор К.А. Тон стал идеологом этого направления, опубликовав в 1838 г. проекты церквей, выполненных в русско-византий­ском стиле. Эти проекты были одобрены Ни­колаем I и стали обязательными образцами для всех архитекторов.

Самым значительным памятником рус­ско-византийского стиля стал храм Христа Спасителя в Москве.


Церковь Николая Чудотворца в Карачеве (русско-византийский стиль, середина XIX века)


Церковь Петра и Павла в Клинцах (русско-византийский стиль,1835-48 гг.)

Особенности русско-византийского стиля:

• отказ от колонн и портиков;

• обязательность пятиглавия (для небольших храмов — одна глава);

• использование архитектурных образов средне­векового зодчества: арочных проёмов, ступенча­тых порталов (см. словарик);

• использование элементов византийской архи­тектуры.

На Брянщине уцелело несколько зданий этого типа. Среди них одни из ранних об­разцов русско-византийского стиля середи­ны XIX века церковь Николая Чудотворца в Карачеве и церковь Петра и Павла в Клинцах, а также праздничный, с нарядным декором фасадов собор Михаи­ла Архангела, сооружённый в Новозыбкове по заказу местного купечества и своеобразная, с массивными стенами и сводами церковь Сергия Радонежского в Ту-луковщине (Клинцовский район).

Формальная сущность русско-византий­ского стиля заключалась в использовании архитектурных форм русского зодчества средних веков и элементов византийской ар­хитектуры. Обычно это были крестообразные в плане церкви с большим центральным купо­лом, опирающимся внутри на четыре опоры.

Русско-византийский (Псевдорусский) стиль в архитектуре России

Победа в Отечественной войне 1812 года привела к подъему национального самосознания: в русском обществе возник стойкий интерес к собственным традициям. После двух веков засилья европейских вкусов вновь вошли в моду русские песни, сказки и кушанья, а образованная часть дворянства принялась осваивать подзабытые со времен Петра Великого тонкости родного языка и философствовать относительно прошлого и будущего империи.

Пристальное внимание к отечественной истории, корням и истокам русской самобытности не замедлило сказаться и в искусстве. Например, на смену уже привычным архитектурным образцам барокко и классицизма, ассоциировавшихся у жителей России с цивилизованной Европой, пришел совершенно иной стиль — русско-византийский. Его возникновение связано со временем Николая I, в царствование которого сохранение древних памятников зодчества впервые оказалось в сфере государственных интересов.

Русско-византийский стиль

Новый русско-византийский стиль противопоставлялся западноевропейской традиции и соответствовал средневековым византийским образцам, воплощая, таким образом, идею преемственности Православия. Наиболее заметными чертами в культовой архитектуре русско-византийского стиля являлись крестово-купольный тип храма, увенчанного большим барабаном, опирающимся на компактное в плане основание, а также прихотливый декор с использованием разноцветных элементов.

Одним из первых образцов русско-византийского стиля стал выстроенный по проекту Василия Стасова православный храм Александра Невского в Потсдаме. (Необычная для немецкого города церковь предназначалась для обитателей русской колонии Александровка и была освящена в 1829 году.)

Дальнейшее распространение новый стиль получил в 1830-1840-е годы благодаря деятельности Константина Тона - зодчего, на несколько десятилетий определившего облик русской архитектуры. Согласно монаршему указу, он педантично исследовал собранные по требованию Святейшего Синода описания древних русских построек и составил своего рода атлас образцовых чертежей - для последующего воплощения во всех городах империи.

Константин Тон - основоположник русско-византийского стиля в России

Архитектор Константин Андреевич Тон считается основоположником и наиболее ярким представителем русско-византийского (или, как его иначе называют, псевдорусского) стиля в архитектуре России.

Мотивы византийской архитектуры особенно ярко воплотились в проектах церквей Константина Тона. По его чертежам было построено множество церквей и других зданий в Петербурге и его окрестностях, а также в Москве и в провинции.

Самые известные московские творения Тона - Оружейная палата в Кремле, первый храм Христа Спасителя и колокольня Симонова монастыря.

Новые времена

Удивительный московский храм Христа Спасителя на много десятилетий стал примером для подражания. По всей стране стали один за другим появляться образцы русско-византийского стиля, своим великолепием знаменуя новую эпоху в истории российской провинции.

Во второй половине XIX столетия даже в самых отдаленных уголках России стали происходить большие перемены. Реформы, начатые во времена Александра II, увеличили самостоятельность провинциальных территорий и обеспечили их экономическое благополучие. Плоды этой политики не замедлили сказаться на жизни губернских и уездных городов: расцвет местного предпринимательства существенно повлиял на развитие культуры , просвещения и архитектуры.

Мода на национальные традиции оказалась стойкой и в начале XX века воплотилась в так называемый псевдорусский стиль, подразумевавший вольную романтическую интерпретацию исторических элементов. Этот подход оказался очень популярным в период русского модерна и был особенно востребован в интерьерах. Что касается внешнего облика построек, здесь появились самые разные вариации. Одной из них стало подражание средневековому зодчеству русского Северо-Запада, в котором архитекторов привлекали прежде всего лаконичность и торжественная простота.

Русско-византийский стиль

Русско-византийский стиль представляет собой объединение направлений, используемых во времена Византии и в допетровский период.

И действительно, неординарность присутствует во всех постройках, которые сохранились до наших дней.

Как будто терем расписной

Создателем русско-византийского стиля является архитектор К.А. Тон. По приказу российского императора Николая I во славу России после победы над армией Наполеона необходимо было создать истинно русский новый стиль, который бы подчеркивал самобытность отечественной культуры.

Константин Андреевич Тон- создатель русско-византийского стиля

И направление было создано. Русско-византийский стиль в архитектуре церквей XIX века представляет собой переплетение культур Восточной Римской империи и Древней Руси.

От византийских храмов были взяты массивность построек, пятиглавие фасада, кроме того, купола. Они представляют собой многогранные сооружения, а не такие, как приняты в Европе, — круглые.

От допетровских построек, а именно теремов, взято стремление к детализации. В архитектуре XIX века это выразилось в объединении при оформлении фасадов церквей и зданий рядом мелких деталей. Стены строений как бы расписаны. Рельефные резные изображения — визитная карточка стиля.

Напоминанием о старинных русских теремах является постановка куполов на высоких барабанах. Также это такие архитектурные элементы, как боковые колокольни, ложные высокие колонны.

Даже внешний вид церковных зданий представляется в некоторой степени громоздким. При этом верхняя их часть изящна и воздушна. Именно подобным образом выглядели старорусские терема.

Образцом стиля в архитектуре является Казанский собор, церковь Богоматери в Новодевичьем монастыре, Большой Кремлевский дворец.

Русский дух

При всей своей самобытности, отказа от классической для XIX века европейской манеры возведения построек с барельефами и портиками церкви в русско-византийском стиле представляют собой монументальные массивные здания.

Русско-византийский стиль собора

Они величественны. Некоторая громоздкость подчеркивает размах, отображает истинно русскую широту души. Детализация в оформлении фасадов граничит с вычурностью и стремлением к роскоши.

И действительно, церковные здания в те далекие времена (да и по сей день) возводились из камня лучшего качества. Благодаря этому постройки давностью более 200 веков сохранились до наших дней в прекрасном состоянии.

Размах и роскошь особенно впечатляют при оформлении внутри церквей. Прежде всего, сами росписи представляют собой вереницу византийских фресок с их пышностью и насыщенностью красок.

И снова в помещениях церквей присутствует склонность к детализации. Достаточно обратить внимание на многочисленные фрески, которые оформляют алтарь. Это также отличает русско-византийский стиль от того же классицизма или барокко.

В то же время в полной мере отдается прерогатива роскошному оформлению. Алтарь, места священников для богослужения отделаны полудрагоценными камнями, инкрустированы золотом.

Декор жилых помещений

Веяния русско-византийского стиля в архитектуре отразились в современном интерьере и декоре оформления помещений.

Византийская тяга к роскоши сочетается с исконно русскими традициями.

Так, стены декорируют византийскими письменами, именно такими, которые наносились на старинные книги. Нижняя часть стен закрывается деревянными панелями или другими натуральными аналогами.

В помещении уместны арки вместо дверных проемов. Кроме того, устанавливаются широкие колонны без орнамента.

Мебель должна быть массивной, даже чуть громоздкой. Это большие закрытые шкафы из цельного массива натурального дерева, комоды, столы, широкие и глубокие кресла.

Максимализма в обстановку добавляют кованые этажерки и подставки под цветы в горшках. А также на длинной цепи свисают книзу большие люстры в металлической оправе.

Вместе с тем допускается яркая палитра: сочетание золотистого, лилового, синего, зеленого.

Интерьер в русско-византийском стиле выглядит богато и немного нарочито. Но вместе с тем создается настоящий уют. Добротность используемых материалов и удобство делают домашнюю атмосферу привлекательной и комфортной.

Читайте также: