Содержание народовластия в рф кратко

Обновлено: 04.07.2024

Понятие слова "демократия", как самого популярного у народов и политиков всего мира и виды непосредственной демократии. Понятие, элементы, основные формы народовластия и его осуществление в РФ. Единство представительной и непосредственной демократии.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.03.2014
Размер файла 17,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Московский Юридический Колледж

Предмет - Конституционное Право

Студентка 2 курса, 2-ой группы - Пылаева Ксения

Имя преподавателя - Журавлёва Л.Г.

Содержание

1. Понятие, элементы и формы народовластия

2. Народовластие и основные формы его осуществления в РФ. Единство представительной и непосредственной демократии

Введение

В XX в. слово “демократия” стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причины ее популярности?

В современном языке слово “демократия” имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. “Демократия” переводится с древнегреческого как “народовластие” или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, “правление народа, избранное народом и для народа”.

Производным от этимологического понимания демократии является ее более широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В этом смысле говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Понимаемая в широком значении, демократия может существовать всюду, где есть организация, власть и управление.

С этимологическим пониманием демократии связаны также и другие -- третье и четвертое -- значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие.

В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Современные демократические движения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.

Понятие демократии как народовластия (и другие производные от него трактовки демократии) является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, предполагающем построение категории исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность. В первую очередь именно своему ценностному содержанию демократия обязана такой популярностью в современном мире.

1. Понятие, элементы и формы народовластия

Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

В РФ единственный источник власти - народ.

Элементы народовластия в РФ: 1) коллективный субъект - граждане РФ; 2) объект - власть.

Формы народовластия: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия - выборы в РФ проводятся на основе: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования.

В зависимости от содержания института, институты прямой демократии могут быть: 1) способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум); 2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

Представительная демократия (народовластие) - это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии: 1) высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.); 2) единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью, в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия: 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

2. Народовластие и основные формы его осуществления в РФ. Единство представительной и непосредственной демократии

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или демократическим государством.

В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только один субъект - народ. демократия народовластие политик

Народовластие означает принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Современное управление в обществе невозможно без привлечения для этих целей институтов непосредственной демократии. Хотя участие населения в определении путей развития общества, государства территориального коллектива (муниципального образования) в определенных условиях может иметь неорганизованный характер (например, массовые выступления протеста), сами институты непосредственной демократии, их использование урегулированы правовыми нормами и используются в интересах государственного управления. Законодательство детально регулирует порядок проведения митингов, демонстраций, пикетирования и другие формы массовых действий. Во всех странах существует детальное законодательство о всеобщих выборах.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, то есть гражданами государства, так как она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач нуждается в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему.

Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются и формы демократии (представительная и непосредственная демократия).

Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоёв общества.

В зависимости от того, каким путем (прямым или косвенным) выражаются воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Это формы представительной демократии (выборные органы государственной власти, выборные партии и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей, и формы непосредственной демократии (референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.), с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Она может осуществляться в форме референдума и выборов.

Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственной власти должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, в осуществлении власти.

Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.

По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь прямое правление представляет собой подлинное народовластие, даёт больше возможностей для выражения интересов и воли народа. Преимущества непосредственной демократии: 1) обеспечивает полную легитимацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления; 2) за счёт участия многих людей расширяется интеллектуальный потенциал политических решений, повышается вероятность их оптимизации; 3) развивается общественная активность населения, появляются возможности для свободной самореализации и самоутверждения личности, её развития в целом; 4) обеспечивает эффективный контроль над политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребление властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизацию чиновничества.

У непосредственного правления есть не только сторонники, но и противники. Они акцентируют внимание на её слабых местах, которыми являются: 1) низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом непрофессионалов, никем не контролируемых и не несущих за это ответственности; 2) повышение опасности тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическим влияниям и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счёт равенства; 3) невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.

Граждане в подавляющем большинстве случаев выражают желание и готовность непосредственно участвовать в решении политических, социальных и экономических проблем, нежели передоверять и отдавать их на откуп представительным органам.

На федеральном уровне предпочтение отдаётся представительным органам, а на местном уровне - непосредственной демократии.

Заключение

Общество, построенное на принципах народовластия и самоорганизации, будет не только способно динамично развиваться при сохранении внутренней стабильности, но и позволит, наконец, избавиться от социального паразитизма и эксплуатации, предоставив каждому человеку максимум возможностей для личностной самореализации и самосовершенствования.

Список литературы

Подобные документы

Общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления посредством форм народовластия. Формы непосредственной демократии в местном самоуправлении, повышение его действенности.

контрольная работа [29,2 K], добавлен 06.01.2015

Общество как система взаимодействия индивидов и групп. Сущность и конституционные основы народовластия. Понятие, юридическая природа и формы осуществления непосредственной демократии. Понятие, юридическая природа и значение представительной демократии.

курсовая работа [41,4 K], добавлен 09.08.2012

Непосредственная демократия как конституционная форма народовластия в Российской Федерации. Виды институтов непосредственной демократии, классификация ее форм. Институт референдума и выборов. Референдумный процесс, правовой анализ системы выборов.

курсовая работа [97,3 K], добавлен 20.12.2016

Единство представительной и прямой демократии. Нормативно-правовая база прямой (непосредственной) демократии в России, ее основные гарантии. Общероссийский референдум и другие институты прямой демократии. Референдумы в субъектах Российской Федерации.

контрольная работа [50,7 K], добавлен 12.03.2012

Понятие и формы прямой или непосредственной демократии. Становление и развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления. Негативные качества политической культуры граждан. Закономерностей развития гражданского общества в России.

курсовая работа [29,5 K], добавлен 10.06.2014

Взаимодействие на местном уровне институтов прямой и представительной демократии. Признаки демократического режима. Основные формы демократии. Референдумы, сходы, собрания и другие формы непосредственной демократии. Народная правотворческая инициатива.

курс лекций [62,4 K], добавлен 11.02.2009

Сущность народовластия, формы ее осуществления. Представительные органы государственной власти субъекта РФ. Институты непосредственной демократии. Референдум и выборы. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц. Правотворческая инициатива граждан.

Принцип народовластия. Понятие. Народовластие - принадлежность всей власти народу и свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами. Принцип народовластия является одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

Сущность. Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Формы народовластия. Народ осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия). Непосредственная (прямая) демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или групп населения по вопросам государственного или местного значения. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, выражающих волю народа или представителей определённой территории.

Непосредственная демократия. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Референдум - голосование граждан по важнейшим вопросам государственного или местного значения. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении и обязательны для применения. Выборы - осуществление власти народа посредством голосования за своих представителей для осуществления власти в органах государственной власти или органах местного самоуправления в соответствии с интересами граждан. Среди форм (институтов) непосредственной демократии есть способы принятия общеобязательных решений (решающие формы), так и формы выражения мнения, не имеющие общеобязательного значения (консультативные формы). К формам решающей непосредственной демократии, помимо выборов и референдума, относятся отзывное производство, участие граждан (народных и присяжных заседателей) в осуществлении правосудия, собрания (сходы) граждан в муниципальных образованиях. К консультативным формам непосредственной демократии можно отнести всенародное обсуждение, народную правотворческую инициативу, публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование), различные собрания.

Государственная власть в демократическом государстве должна выражать интересы народа. Государственная власть осуществляется на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти составляют единую систему. Среди органов государственной власти важнейшее значение имеют те, которые избираются непосредственно гражданами - представительные органы, состоящие из депутатов, а также выборные должностные лица. Государственные органы, которые не избираются гражданами, формируются другими государственными органами. На федеральном уровне гражданами РФ избираются Президент РФ и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. На уровне субъекта РФ гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ, избираются высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) и депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти.

Местное самоуправление. В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление осуществляется жителями муниципального образования непосредственно (на местном референдуме, на муниципальных выборах), а также через органы местного самоуправления наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальном образовании является обязательным. Местное самоуправление является формой публичной власти, однако органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.




30. Непосредственная демократия – форма осуществления народовластия: понятие, функциональные и организационные характеристики.

Непосредственное народовластие является одной из форм демократии, практическим осуществлением демократизма как одной из основ конституционного строя РФ и вытекающих из него принципов народного суверенитета, правового государства и т.д. Таким образом, непосредственное народовластие – это одна из организационно-правовых форм демократии, прямое волеизъявление народа, выступающего непосредственно субъектом конституционно-правовых отношений, и придание его решениям общеобязательного характера.

Референдум - это процесс непосредственного участия граждан в принятии коллективного решения (конституции, закона, варианта ответа на какой-либо вопрос, имеющий важное общественное или государственное значение), а выборы - это процедура формирования гражданами представительных органов публичной власти.

Также непосредственная демократия в РФ может осуществляться в формах всенародного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, народной (правотворческой) инициативы, предложения (петиции), отзыва выборных должностных лиц, собраний граждан (собраний делегатов), сходов граждан, публичных слушаний. Важная роль в реализации народовластия принадлежит общественным организациям и движениям.

Таким образом, граждане, объединенные в те или иные публично-правовые территориальные общности (народ, население субъекта федерации, муниципальной территории), образуют основу механизма государства, непосредственно принимая участие в формировании органов публичной власти и принятии важнейших решений государственного и общественного значения.

Принцип народовластия. Понятие. Народовластие - принадлежность всей власти народу и свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами. Принцип народовластия является одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

Сущность. Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Формы народовластия. Народ осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия). Непосредственная (прямая) демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или групп населения по вопросам государственного или местного значения. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, выражающих волю народа или представителей определённой территории.

Непосредственная демократия. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Референдум - голосование граждан по важнейшим вопросам государственного или местного значения. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении и обязательны для применения. Выборы - осуществление власти народа посредством голосования за своих представителей для осуществления власти в органах государственной власти или органах местного самоуправления в соответствии с интересами граждан. Среди форм (институтов) непосредственной демократии есть способы принятия общеобязательных решений (решающие формы), так и формы выражения мнения, не имеющие общеобязательного значения (консультативные формы). К формам решающей непосредственной демократии, помимо выборов и референдума, относятся отзывное производство, участие граждан (народных и присяжных заседателей) в осуществлении правосудия, собрания (сходы) граждан в муниципальных образованиях. К консультативным формам непосредственной демократии можно отнести всенародное обсуждение, народную правотворческую инициативу, публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование), различные собрания.

Государственная власть в демократическом государстве должна выражать интересы народа. Государственная власть осуществляется на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти составляют единую систему. Среди органов государственной власти важнейшее значение имеют те, которые избираются непосредственно гражданами - представительные органы, состоящие из депутатов, а также выборные должностные лица. Государственные органы, которые не избираются гражданами, формируются другими государственными органами. На федеральном уровне гражданами РФ избираются Президент РФ и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. На уровне субъекта РФ гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ, избираются высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) и депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти.

Местное самоуправление. В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление осуществляется жителями муниципального образования непосредственно (на местном референдуме, на муниципальных выборах), а также через органы местного самоуправления наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальном образовании является обязательным. Местное самоуправление является формой публичной власти, однако органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

30. Непосредственная демократия – форма осуществления народовластия: понятие, функциональные и организационные характеристики.

Непосредственное народовластие является одной из форм демократии, практическим осуществлением демократизма как одной из основ конституционного строя РФ и вытекающих из него принципов народного суверенитета, правового государства и т.д. Таким образом, непосредственное народовластие – это одна из организационно-правовых форм демократии, прямое волеизъявление народа, выступающего непосредственно субъектом конституционно-правовых отношений, и придание его решениям общеобязательного характера.

Референдум - это процесс непосредственного участия граждан в принятии коллективного решения (конституции, закона, варианта ответа на какой-либо вопрос, имеющий важное общественное или государственное значение), а выборы - это процедура формирования гражданами представительных органов публичной власти.

Также непосредственная демократия в РФ может осуществляться в формах всенародного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, народной (правотворческой) инициативы, предложения (петиции), отзыва выборных должностных лиц, собраний граждан (собраний делегатов), сходов граждан, публичных слушаний. Важная роль в реализации народовластия принадлежит общественным организациям и движениям.

Таким образом, граждане, объединенные в те или иные публично-правовые территориальные общности (народ, население субъекта федерации, муниципальной территории), образуют основу механизма государства, непосредственно принимая участие в формировании органов публичной власти и принятии важнейших решений государственного и общественного значения.

Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется сво­бодно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами госу­дарства.

В демократических государствах публичная власть принадлежит народу. Так, ст. 3 Конституции РФ определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Далее ст. 3 Конституции РФ определяет формы осуществления народовластия: 1) выборы; 2) референдум; 3) деятельность органов государственной власти; 4) местное самоуправление.

Значит, на первом уровне осуществления власти в государстве народ выступает элементом механизма государственной власти. Он делает это в двух основных формах: 1) непосредственно (через референдум, выборы) 2) через представительные органы(деятельность органов государственной власти и местного самоуправления).

Представительная демократия - осуществления народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они предоставляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образую избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Она может осуществляться в форме референдума и выборов.

Формы непосредственной демократии (народовластия):

ü Референдум - это непосредственное участие граждан в принятии коллективного решения (конституции, закона и др.)

ü Выборы – прямое волеизъявление граждан по выдвижению из своей среды путем голосования представителей для осуществления народовластия (или выполнения ими функций по осуществлению власти в государственных органах или органах местного самоуправления в соответствии с волей и интересами граждан).

Обе формы являются непосредственными коллективными действиями граждан и называются учредительными акциями. Учредительные акции – формы непосредственного принятия важнейших публично-властных решений и формирования органов публичной власти.

Большую часть публично-властных функций народ передает (делегирует) избираемым им представительным органам.

Формирование органов местного самоуправления неподконтрольно никому, кроме местного населения. Гражданин вправе свободно выдвигать кандидатуры, в том числе и свою собственную, в органы местного самоуправления. Систему местного самоуправления в Российской Федерации ныне образуют следующие органы.

1. Институты непосредственной демократии – собрания и сходы граждан по месту жительства, местные референдумы, выборы в органы местного самоуправления.

2. Представительные органы местного самоуправления, состоящие из депутатов (представителей), избранных путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании сроком на четыре года. В период сессий они решают основные вопросы: принятие устава муниципального образования, принятие местных налогов и сборов, принятие планов и программ развития территории и другие.

3. Исполнительные органы местного самоуправления (администрации, мэрии), выполняют исполнительно-распорядительные функции, реализуют решения представительных органов решают другие постоянные вопросы управления на постоянной основе. Возглавляют их деятельность избираемые населением главы муниципальных образований (главы администраций районов, мэры и т.п.).

4. Территориальное общественное самоуправление, избираемое непосредственно населением по его инициативе и действующее на непостоянной общественной основе (советы и комитеты домовые, уличные, квартальные, микрорайонов, жилищных комплексов и т.д.).

Таким образом, народовластие осуществляется непосредственно народом в форме референдумов и выборов; посредством выборов формируются представительные органы государственной власти, которым народ делегирует свои полномочия для осуществления власти

Народовластие – это особая форма государственного правления, при которой власть осуществляют представители народа.

Народовластие принято считать значительным элементом демократии. В конституционном праве более употребительно тождественное понятию народовластия понятие - народный суверенитет.

Основные формы осуществления народовластия:

  • непосредственная, или прямая – прямое волеизъявление народных масс по решению наиболее важных государственных вопросов в сфере регулирования общественной жизни;
  • представительная, или косвенная – осуществление народной власти посредством органов государственной власти или органов самоуправления.

Высшими формами непосредственного выражения народовластия являются референдум и свободные выборы. Эта форма обладает несет юридически весомый результат: решения общеобязательны для всех, депутаты управомочены осуществлять свои должностные обязанности. К формам непосредственной реализации народовластия также относятся разного рода шествия, митинги, собрания, народные обсуждения законопроектов, обращения и др.).

Как правило, народовластие осуществляют государственные органы власти. Для решения большинства вопросов и проблем необходимы знания узких специалистов в определенной сфере деятельности, оперативность и достаточные знания для реализации государственных функций. Это относится как к законодательной, так и к исполнительной и судебной власти, связанных волеизъявлением народа и определяющим их деятельность.

Народовластие через органы местного самоуправления имеет определенную специфику, так как охватывает низшие уровни власти. Небольшие масштабы не позволяют использовать в полной мере силу и мощность всего государственно аппарата, что отражается на управленческой деятельности. Эта форма народовластия наиболее плотно соприкасается с населением.

Представительные органы местного управления и органов государственной власти составляют законодательную власть и создаются из депутатов, выбранных народом. Представительное народовластие является одной из наиболее эффективных форм реализации власти народа, что обусловлено тесной связью с народом и широкими полномочиями парламентов различных уровней.

Готовые работы на аналогичную тему

Народовластие в Российской Федерации и его формы

Единственным источником власти в России является народ. Элементы народовластия включают объект народовластия – власть и субъект Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее – граждане страны.

В Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее реализуются две формы народовластия: прямая демократия – непосредственная и косвенная демократия – представительная.

Виды прямой демократии в РФ:

  • Референдум По данной теме мы уже выполнили реферат Референдум подробнее ;
  • Выборы;
  • Митинги, мирные собрания, шествия, демонстрации, пикетирования и др.;
  • Инициативы граждан по организации и проведению референдума, правотворческая инициатива народа в органы местного самоуправления;
  • Коллективные и индивидуальные обращения граждан в органы местного самоуправления и в органы государственной власти.

Референдум и выборы являются высшими формами прямой демократии. Конституционными гарантиями власти народа выступают выборы в России, которые проводятся на основе прямого, равного, всеобщего, добровольного и тайного голосования.

Институты непосредственного народовластия подразделяют в зависимости от его содержания: свободные выборы, или референдум – путем принятия окончательного и обязательного решения; формы выражения мнения народа, обладающие консультативным, необязательным аспектом для принятия решения соответствующими органами власти (обсуждение проекта закона, демонстрации, митинги и др.).

К органам представительной формы осуществления народовластия в РФ относятся:

  • единоличные органы – Президент России, президенты республик, находящихся в составе Федерации, губернаторы автономий, краев, областей, мэры городов и др.);
  • высшие коллегиальные органы законодательной власти – Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , парламенты субъектов РФ, городские думы и т.д.).

В зависимости от возможности граждан осуществлять влияние на управление властью, от непосредственного их волеизъявления в формировании органов власти можно выделить представительства населения разных уровней: непосредственно избираемые народом должности и органы (Президент, Государственная Дума и т.д.); органы, созданные представительными органами 1-й степени ( Правительство Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правительство Российской Федерации подробнее , Уполномоченный по правам человека По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Комитет по правам человека подробнее ); органы, созданные представительными органами 2-й степени (Счетная палата).

К формам представительного народовластия относятся:

  • обсуждение законодательных проектов и иных важных вопросов общественной жизни;
  • правотворческая народная инициатива в органы власти;
  • участие населения в управлении делами общества посредством органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, собрания и сходы граждан; коллективные и индивидуальные обращения граждан в органы как местного самоуправления, так и в органы государственной власти по любым вопросам.

Закон РФ о принципах организации местного управления По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Порядок формирования и полномочия органов управления юридического лица по законодательству РФ. подробнее включает описание следующих форм прямого осуществления народом местного самоуправления: ст. 22 – местный референдум; ст. 23 – муниципальные выборы; ст. 24 – голосование по отзыву члена выборного органа муниципального управления, депутата, выборного должностного лица, голосование по вопросам преобразования муниципального образования, изменения его границ; ст. 25 – сход граждан; ст. 26 – правотворческая инициатива населения; ст. 27 – территориальное самоуправление; ст. 28 – публичные слушания; ст. 29 – собрание граждан; ст. 30 - собрание делегатов (конференция граждан); ст. 31 – опрос граждан; ст. 32 – обращение населения в органы местного самоуправления; ст. 33 – иные формы прямого осуществления гражданами местного управления или участия в его реализации соответствующими органами.

Впервые закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепил принципы добровольности и законности реализации населением вопросов местного самоуправления.

Референдум как основная форма народовластия

Референдум – это особый способ прямого волеизъявления населения по самым важным вопросам общественной и государственной жизни посредством всеобщего голосования.

По всей территории РФ референдум проводится на основе принципов: прямого и всеобщего, равного и тайного голосования.

Выделение разных видов референдумов проводится по различным признакам:

  • по порядку проведения – обязательные и факультативные;
  • от времени проведения – дозаконодательные, или превентивные и послезаконодательные, или утверждающие;
  • от территории - всероссийский референдум По данной теме мы уже выполнили курсовую работу референдум в РФ подробнее , референдум субъекта РФ, местный референдум.
  • Референдум не проводится в условиях чрезвычайного положения (если оно введено на всей территории Федерации), в условиях военного положения, после их отмены в течение 3 месяцев; в течение года повторно после дня официального обнародования результатов референдума, при условии такой же формулировки вопроса по смыслу или по содержанию.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 03.07.2019

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Отношения, регулируемые нормами гл. 1 Конституции РФ, обеспечивают целостность общества, основанного на общих началах экономического и политического устройства. Поэтому их называют базовыми, основополагающими.

Российская Федерация – Россия (провозглашается в ст. 1 Конституции РФ) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие.

Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Формами непосредственного осуществления народовластия являются:

– референдумы и свободные выборы;

– опросы общественного мнения;

– обсуждение проектов законов;

– формирование органов местного самоуправления.

Представительная форма народовластия выражается в том, что интересы и волю народа представляют и выражают законные избранники народа в законодательные органы власти (Государственную думу Федерального собрания РФ, в парламенты субъектов Российской Федерации), в представительные органы местного самоуправления.

Установленная законом периодичность и обязательность выборов является одной из важнейших гарантий реализации народовластия.

Таким образом, народовластие осуществляется (механизм осуществления народовластия) через государство, политические партии, другие общественные объединения, органы местного самоуправления, институты непосредственной демократии.

Захват власти или проявление властных полномочий рассматривается как тягчайшее преступление и преследуется по закону (ч. 4 ст.3 Конституции РФ).

К основам конституционного строя относятся закрепляемые Конституцией принципы (см. рисунок 1), характеризующие основы гражданского общества, отношения государства к формам собственности, устройство самого государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества).


Рисунок 1 – Принципы конституционного строя Российской Федерации

По своему содержанию эти принципы могут быть разделены на:

– принципы – основы организации государственной власти;

– принципы организации и функционирования гражданского общества;

– принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека;

– принципы, определяющие место Российской Федерации в мировом сообществе.

1 В первую группу (основы организации государственной власти), кроме уже рассмотренного выше народовластия, можно включить следующие принципы: демократический политический режим, республиканскую форму правления, суверенитет Российской Федерации, провозглашение России правовым государством, федеративное государственное устройство, разделение властей:

а) демократический политический режим включает в себя, прежде всего, реальность всех форм народовластия (о чем было сказано выше), организацию такого порядка деятельности всех органов государства, который бы подтверждал и гарантировал власть народа как первоисточник всех видов общественной и государственной власти. Немаловажную составную часть демократии представляет собой широкая система прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их реализации, что имеет двустороннее значение как для населения страны, так и для государства, которое получает поддержку своего населения, как одно из главных условий жизнедеятельности и развития;

б) Конституция провозглашает Россию Республикой (ст. 1). Любые попытки доказать целесообразность введения в России монархии являются нарушением важнейшего конституционного принципа;

в) по Конституции Российская Федерация объявляется правовым государством.

Для правового государства характерными признаками являются:

– верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни;

– реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития;

– взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и самого государства;

– строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности;

– осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

В условиях правового нигилизма, низкой правовой культуры граждан, отсутствия необходимых для населения законности и правопорядка, низкого уровня жизни граждан России нельзя говорить о правовом государстве. Провозглашение незыблемости основ конституционного строя и конституционного статуса человека и гражданина означает попытку связать государство им же созданным правом, что является одним из признаков правового государства. Четко проведен в Конституции и на практике принцип разделения властей. Верховенство Конституции должно обеспечиваться деятельностью Конституционного суда РФ. Конституция РФ требует, чтобы все законы были официально опубликованы. Неопубликованные законы не могут применяться;

г) Конституция в ст. 1 провозглашает федеративное государственное устройство. Федерация выступает и как форма государственного устройства, и как способ регулирования национальных отношений в многонациональном государстве; дает возможность нациям иметь свою государственность, т.е. обеспечивает важнейший международно-правовой принцип самоопределения наций и народов. Поэтому субъектами Федерации выступают, наряду с другими, республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа. В новом подходе к федеративному устройству России демократия находит свое выражение в том, что законодательство закрепляет децентрализацию власти, отказывается от предоставления центру монополии на власть, дает возможность отдельным регионам самостоятельно решать многие вопросы их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации стали не только национальные образования, но и все крупные административно-территориальные единицы страны: края, области, два города федерального значения. Таким образом, федеративное государственное устройство России построено на сочетании национального и территориального признаков. При этом Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации (ст. 5);

д) Россия является суверенным государством. Конституция провозгласила государственный суверенитет только за Российской Федерацией. Суверенитет государства означает такое свойство государства, которое позволяет ему самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свое верховенство в пределах своей территории. Он проявляется в самостоятельной возможности законодательных органов государственной власти решать свои вопросы, независимо от других видов органов, в единстве законодательной власти. Конституция закрепляет, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, что особенно важно для единства государства при его федеративной форме (ст. 4). Важно и то, что именно Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, провозглашая и гарантируя положение о том, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия;

е) Статья 10 Конституции закрепляет известный большинству стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются самостоятельными. Государственную власть в России, как установлено в ч. 1 ст. 11 Конституции, осуществляют Президент России, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство России, суды России. Из этой формулировки вытекает, что классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из исполнительной ветви власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти;

ж) для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции "в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти";

з) впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчеркивается в ч. 4 ст. 3 Конституции, "никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".

2 К принципам организации и функционирования гражданского общества следует отнести экономический, политический и идеологический плюрализм, провозглашение России светским и социальным государством:

а) экономический плюрализм. Одним из самых коренных изменений, происшедших в России в 90-е гг. XX в., явился переход к признанию и закреплению в Конституции многообразия форм собственности, в том числе и частной собственности. Конституция не только провозглашает признание многообразия форм собственности, но и закрепляет обязанность государства равным образом защищать все эти формы.

Следует обратить внимание на порядок перечисления этих форм. Вопреки обычно избираемому алфавитному порядку Конституция ставит на первое место частную форму собственности, тем самым подчеркивая ее особую роль и значение в новый период развития Российского государства (ч. 2 ст. 8). Вполне логично, что среди экономических приоритетов, наряду с единством экономического пространства, гарантируется поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности.

В ст. 35 Конституции РФ устанавливается, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь свое имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Все это свидетельствует о том, что Россия стремится создать рыночное хозяйство;

б) запрещая устанавливать в качестве государственной или обязательной какую-либо одну идеологию, Конституция закрепляет идеологическое многообразие (ст. 13), признавая все виды идеологических учений, если они не проповедуют насилие и рознь;

в) в России признается политическое многообразие, многопартийность; общественные объединения провозглашаются равными перед законом; запрещаются те общественные объединения, которые стремятся к насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности и подрыву безопасности государства, а также к другим антиобщественным действиям (ч. 3, 4, 5 ст. 13). Запрещается вопреки воле граждан вовлекать их в общественные организации и насильственно удерживать их в этих организациях. Это позволяет гражданам, имеющим различную политическую ориентацию, оказывать влияние на политический процесс, принятие государственных решений, постепенно активизировать участие в общественной жизни;

г) провозглашая Россию светским государством, Конституция запрещает устанавливать какую-либо религию государственной или обязательной, гарантирует равенство религиозных конфессий, в том числе и путем отделения религиозных объединений от государства (ст.14);

3 Принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека, закреплены в ст.ст. 2, 3, 6, 7, 13 гл. 1 Конституции РФ.

Определяя цель государства в его взаимоотношениях с человеком и гражданином, Конституция устанавливает в ст. 2 положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Таким образом, укрепляется вера, что придет время, когда не человек будет для государства, а государство будет существовать для человека, для обеспечения его прав и свобод.

В ст. 6 Конституции закрепляются важные положения, касающиеся:

– единства российского гражданства;

– равенства всех граждан независимо от оснований приобретения гражданства;

– равенства прав и обязанностей граждан;

– запрета лишения гражданства;

– подтверждения права граждан изменить свое гражданство и на основании международных договоров иметь двойное гражданство.

Данное положение дополняется установленными в ст.ст. 61, 62 Конституции РФ нормами, согласно которым гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Демократический политический режим, кроме народовластия, включает в себя широкую систему прав и свобод, принадлежащих человеку и гражданину, гарантии их реализации. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права Конституция не только увеличила количество прав и свобод, но и произвела определенную переориентацию в приоритетах этих прав, поставив на первое место те из них, которые связаны непосредственно с личностью человека. Важным конституционным положением является закрепление неотчуждаемости прав и свобод от человека и принадлежность их каждому от рождения.

Провозглашая равенство всех перед законом, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, происхождения и других обстоятельств (ст. 19), Конституция гарантирует и контроль за их реализацией.

Важен и закрепляемый Конституцией и имеющий также всеобщий характер принцип, гласящий, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц" (ст. 17).

4 К принципам, определяющим положение Российской Федерации в мировом сообществе, относятся нормы, закрепленные в ст.ст. 4, 13, 15. Россия строит свою внешнюю политику, отношения с мировым сообществом, исходя из принципа невмешательства в дела других государств, мирного сосуществования с другими государствами и одновременно целостности и неприкосновенности своей территории и самостоятельного решения своих внутренних проблем.

В России запрещены партии, выступающие за нарушение целостности Российской Федерации, разжигающие расовую и национальную рознь как внутри государства, так и по отношению к народам других стран.

Важное значение для конституционного права Российской Федерации имеют международные:

– договоры, заключенные с соседними странами об урегулировании государственных границ;

– договоры об обоюдном признании двойного гражданства (например, с государством Израиль);

– двусторонние договоры о признании за гражданами обоих государств на их территории общечеловеческих прав и свобод.

Россия считает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные ею с другими странами.

В ст. 15 Конституции Российской Федерации записан принцип, по которому за нормами международного договора, подписанного и ратифицированного Россией, признается приоритет перед внутренними законами, если их правила расходятся.

Механизм осуществления народовластия представлен на рисунке 2.

Следует еще раз напомнить, что согласно предписанию ст. 16 Конституции положения, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, могут быть изменены не иначе как в порядке, установленном самой Конституцией.

Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Если предложение о пересмотре норм, составляющих основы конституционного строя, будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.

При его проведении Конституция считается принятой, если за нее проголосовало больше половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Читайте также: