История театра пантомимы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ис­то­ки пантомимы вос­хо­дят к искусству древне-греческих ми­мов, со­че­тав­ших сло­во и пла­сти­ку. Древ­няя пантомима мог­ла вос­про­из­во­дить лю­бые дей­ст­вия: су­ще­ст­во­ва­ли вод­ные, ак­ро­ба­тические, кон­ные пантомимы, пантомимы-про­цес­сии и другие. Раз­де­ле­ние сло­ва и жес­та про­изош­ло в древнеримской пантомиме конца I века до нашей эры, где ак­тёр изо­бра­жал дей­ст­вия, ком­мен­ти­руе­мые хо­ром и му­зы­кан­та­ми. В сред­ние ве­ка пантомима бы­ла искусством ги­ст­рио­нов. В XVI-XVIII веках она воз­ро­ди­лась в ко­ме­дии дель ар­те, не­ко­то­рые пер­со­на­жи ко­то­рой ста­ли мас­ка­ми позд­ней­ших ми­мов. Во Фран­ции ус­та­нов­ле­ние те­ат­раль­ной мо­но­по­лии (1680) и осо­бен­но вве­де­ние со­об­раз­ных ей ог­ра­ни­че­ний на ис­пол­не­ние раз­го­вор­ных сцен (1707) и во­каль­ных но­ме­ров (1709) по­влек­ло за со­бой бур­ный рас­цвет пантомимы на под­мо­ст­ках ба­ла­ган­но­го те­ат­ра. В XVIII веке к пантомиме как эле­мен­ту дра­ма­ти­за­ции ба­ле­та об­ра­ща­ют­ся Дж. Уи­вер и Ж.Ж. Но­верр. Раз­ви­тию пантомимы в са­мо­сто­ятельную те­ат­раль­ную фор­му спо­соб­ст­во­ва­ла эс­те­ти­ка ро­ман­тиз­ма. Как ак­тё­ры пантомимы про­сла­ви­лись Дж. Гри­маль­ди и Ж.Г. Де­бю­ро, по­ло­жив­ший на­ча­ло жан­ру ли­рической пантомимы. В Анг­лии по­след­ней тре­ти XIX века пантомима ра­зыг­ры­ва­лась пре­имущественно ар­ти­ста­ми цир­ка и мю­зик-хол­ла, от­ку­да она в начале XX века при­шла в ки­не­ма­то­граф, пе­ре­жив оче­ред­ной рас­цвет в твор­че­ст­ве ми­мов не­мо­го ки­но - Ч. Ча­п­ли­на, Б. Ки­то­на, Г. Ллой­да и других.

В Рос­сии к пантомимам об­ра­ща­лись Н.Н. Ев­реи­нов, К.А. Мард­жа­ни­шви­ли, М.А. Че­хов, В.Э. Мей­ер­хольд, А.Я. Таи­ров, А.А. Рум­нев, Р.Е. Слав­ский, Б.Г. Ама­ран­тов, А.А. Ели­за­ров, В.В. Мар­ты­нов и другие. Су­ще­ст­ву­ют пантомимы все­воз­мож­ных жан­ров и ви­дов - от ко­рот­ко­го эпи­зо­да до мно­го­акт­но­го спек­так­ля; ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся ар­ти­ста­ми эс­т­рад­ной ми­ниа­тю­ры (А.И. Рай­кин) и цир­ко­вой кло­уна­ды (Ка­ран­даш, Ю.В. Ни­ку­лин, Л.Г. Ен­ги­ба­ров, В.И. По­лу­нин).

Пантомима является особым видом искусства, своеобразным способом общения с окружающим миром и другими людьми. В переводе с древнегреческого языка данное слово обозначает "тот, кто все изображает". Таким образом, пантомима – это вид театрального представления, в котором основной смысл происходящего передается жестами, а не словами.

пантомима это

Возникло такое искусство еще в древние времена и было частью языческих обрядов и ритуалов. Театр пантомимы появился в Римской империи в эпоху Августа. Позже, в смутное средневековое время, церковь ввела запрет на пантомиму, однако последняя продолжала свое существование в искусстве бродячих жонглеров, мимов, менестрелей и скоморохов.

Своего расцвета этот вид искусства достиг в эпоху Возрождения в импровизированной комедии дель арте, в постановках странствующих итальянских актеров. Первая пантомима – это любовная (бытовая) мелодрама, арлекинада, которая к 19 веку стала излюбленнейшим жанром театров-балаганов Франции.

Театр нового времени

Как театрализованный балет пантомима впервые появилась в 1702 году в лондонском театре Друри-Лейн. На протяжении 18 века она исполнялась как интермедия в антрактах комедий и трагедий. Как танец пантомима стала частью балета-драмы Ж. Ж. Новера.

пантомима игра

Во второй половине 20 века появляется беспредметная пантомима - своеобразный рассказ с использованием несуществующих, воображаемых предметов. Мим наших дней должен в совершенстве владеть своим телом. Он должен быть универсальным: жонглером, акробатом, драматическим артистом и при этом прекрасно разбираться в языке балета. Притом хороший мим – это прежде всего философ, способный заложить те или иные настроения, мысли, переживания в других людей при помощи одних лишь жестов.

Виды пантомимы

- танцевальная (зародилась в обрядах и ритуалах древних людей, языческих племен, до сих пор сохраняется у многих народов);

- классическая (истоки можно наблюдать в зрелищах древнегреческой и древнеримской цивилизаций; в ней гармонично объединяются стихи, музыка и действие);

- акробатическая (включает в себя жонглирование, прыжки, различные трюки; берет истоки из восточного театра, активно используется в цирке);

- эксцентрическая (применяется в цирке, в основе лежит какая-либо комичная ситуация, в сценке задействован специальный реквизит).

К цирковой пантомиме также относят батальную, зоопантомиму, водяную и приключенческую феерию с массовыми сценами и спецэффектами. Последний вид – наивысший уровень мастерства.

Существуют два типа этого вида искусства: соло-пантомима - работа одного артиста, и театральная, с участием коллектива актеров, с использованием декораций и сценария.

Жанры пантомимы

По своему жанру пантомима – это комедия, трагедия иди драма, сказка или миф, памфлет или новелла, эстрадная миниатюра. Одним словом, ей подвластно все. Комедия характеризуется сатирическим, юмористическим подходом. Конфликт или борьба персонажей решаются специфически. Гениальным комиком-мимом всех времен признан Ч. Чаплин. В трагедии сюжет заканчивается катастрофой. Трагическая пантомима отмечается серьезностью, выражением противоречий, конфликтностью.

театр пантомимы

Пантомима в России

танец пантомима

Древнее искусство пантомимы — искусство говорить о многом, не произнося ни слова, — переживает в наши дни свою вторую молодость.

Все больше и больше возникает у нас самодеятельных студий и коллективов пантомимы, поскольку специфика пантомимы содержит богатый материал для учебно-тренировочных заданий для студентов, актеров любителей, режиссеров профессионалов, актеров цирка и эстрады.

Прежде чем приступить к такой деятельности, очень важно знать базу, теорию пантомимы. Ведь на этих пластах лежит целая художественная ее ценность. Актер должен в совершенстве владеть своим телом, как художник кистью, чтобы выражать эмоции, переживания через свой инструмент – тело.

Пантомима, на мой взгляд, цельное художественное направление, наряду с драматическим театром, балетом, живописью и т.п. Этот жанр отличается особой гиперболизацией в пластике, мимике и жесте, включая актерское мастерство, когда как, это не драматическое актерское мастерство. Те же актерские достоверности, 1 план, 2 план, шлейф актера – но утрированно и обостренно, в результате чего, создается художественный объем, который выражается в характере персонажей, в фабуле постановки, режиссерской задаче.

Начну курсовую работу с теоретического разбора, раскрывающего суть жанра пантомимы, эстетики пантомимы, а затем их практическое применение в постановочной работе и анализ сделанной работы.

Пантомима.

Пантомима – это одно из самых древнейших видов художественного творчества человека. Греческое pantomimus означало "тот, кто изображает все". Пантомиму называли живописью в движении, рукам приписывался дар пения. Считалось, что жест способен передать неуловимые, почти неосознанные мысли и чувства.

Театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, пластики и мимики.

Как и любое искусство, пантомима мыслит художественными образами и воспроизводит жизнь не буквально, а с помощью своих специфических средств выражения – жестов. Случайных или ничего не значащих жестов в пантомиме быть не может. Жест должен быть сделан точно и вовремя, он должен быть скуп, но обладать драматической силой.

Пантомима имеет свои особенности, она требует действия, согретого правдой жизни и логикой.

История возникновения пантомимы

Как вид театрального искусства пантомима существует с древнейших времён.

Это не простое искусство. У него тысячелетние традиции, своя история.

Нищие, бесправные, не имеющие не только права жизни, но и права на смерть (их еще до конца XVIII века запрещали хоронить на городских кладбищах), бродили по миру народные комедианты. Их театральными залами были базарные площади, аудиторией— толпа, собравшаяся у бочек, на которые настилались доски. Под открытым небом расслышать слова трудно, — куда более выразительными в этом случае были движение, жест. Существовало еще одно обстоятельство: народные актеры являлись по самой своей природе крамольниками, им ненавистны были полицейские, торгаши, богачи. Скоморохи всех наций высмеивали ненавистных народу угнетателей. А это куда безопаснее было делать без слов.

Странствующих комедиантов травили собаками, забивали в колодки, против их представлений издавали особые вердикты отцы церкви, их били кнутом и клеймили, но их веселое искусство нельзя было уничтожить. Любовь народа победила суровые законы и страх загробной кары.

Так, переходя из века в век, не только существовала, но и развивалась пантомима. Она перекочевала с площадей на арену цирка; появились не только талантливые клоуны, но на праздниках начали ставиться и большие пантомимные спектакли.

Наиболее известными фигурами в Европейской классической пантомиме были Батист Дебюро (XIX век), Марсель Марсо, Этьен Декру, Жан-Луи Барро, (Франция), Адам Дариус (Финляндия), Борис Амарантов, Леонид Енгибаров, Анатолий Елизаров (Россия).

В 1960-х в Польше, Чехословакии и Прибалтийских Республиках СССР появился феномен театра пантомимы, наиболее значимыми деятелями, которого были Генрик Томашевский (Вроцлав, Польша), Ладислав Фиалка (Прага, ЧССР), и, наиболее значимый - Модрис Тенисон (Каунасский Театр Пантомимы, Литовская ССР).

Из театра М. Тенисона вышло 2 наиболее значимых философа новой пантомимы: Валерий Мартынов и Гедрюс Мацкявичюс.

Первый (В.Мартынов, Группа Пантомимы при Музее Электронной Музыки, Москва, 1972 - 1974) декларировал импровизацию, основанную на медитативном состоянии артиста, как единственный путь к выразительности.

Исключительно важно отметить, что молчание актера на сцене в вышеозначенных театрах было не насильственно-привнесённым условием, а неотъемлемым и органическим элементом выразительности.

Как ни парадоксально, в Канаде, (провинция Квебек), основанный в 1984 году Cirque du Soleil, (Ги Карон (Guy Caron), Франко Драгоне (Franco Dragone) интуитивно возродил многие элементы постановочной методики Европейских театров пантомимы 60-х годов. Суть этого возрождения базировалась на синтезе циркового искусства, пластической импровизации, включающей элементы акробатики, гимнастики и хореографии, и цельной ассоциативной канвы, объединяющей весь спектакль.

Представители современной пантомимы:

Эстетика

Эстетика – наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.

Искусство и прекрасное издавна были предметом изучения. На протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики.

Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.

Следовательно, Эстетика пантомимы - это ее чувственное познание, создающее прекрасное и выражающееся в образах, философствующее явление.

пантомима

История пантомимы

Интерес к пантомиме возродился во Франции на рубеже XVII - XVIII веков. Уже в последние десятилетия XVI века в Париже начали появляться итальянские актёры, и столица Франции по праву считается второй родиной комедии дель арте. Чтобы зрители хорошо понимали, о чём идёт речь в спектакле, итальянские актёры всё чаще стали использовать такие бессловесные средства создания худо жественного образа, как пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика, танец и акробатика, и стали настоящими виртуозами панто мимы.

Расцвет пантомимы

Большим поклонником пантомимы был Джон Ричардсон, который с 1796 по 1837 годы возглавлял театр на ярмарке св. Варфоломея. В каждом представлении обязательно были сценки с Арлекином в главной роли. Большое значение придавалось и всевозможным трюкам. После смерти Ричардсона традиция ярмарочной пантомимы постепенно стала приходить в упадок.

ПАНТОМИМА (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все), искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление без слов.

Истоки пантомимы восходят к языческим религиозным ритуалам, к искусству древнегреческих мимов. Как вид театра появилась в Римской империи в эпоху Августа (27–14 до н.э.) В средневековье пантомима была запрещена церковью, но продолжала жить в искусстве странствующих мимов, гистрионов, жонглеров, скоморохов и менестрелей. Расцвела в 16–18 вв. в импровизационной комедии дель арте, театре бродячих итальянских актеров, которые включали в представление бессловесную интермедию. Первой пантомимой стала бытовая (любовная) мелодрама, арлекинада. В 18–19 вв. арлекинада превратилась в излюбленный жанр французского балаганного театра.

В конце 19 в. пантомима развивается в европейских мюзик-холлах и театрах миниатюр как отдельные эстрадные номера. В 20 в. зародилась марсельская школа пантомимы во главе с Л.Руффом. В Англии в труппе Ф.Карно впервые выступил Ч.Чаплин. В Германии пантомимой занимался М.Рейнхардт.

Взлет пантомимы во второй половине 1950-х связан с появлением беспредметной пантомимы на основе наследия Дебюро. В 1933 Ж-Л.Барро стал использовать пластику как самодостаточный язык. М.Марсо (1923–2007) изобрел маску клоуна Бипа. Современный мим в совершенстве владеет телом и знает язык балета, он акробат, жонглер, драматический артист. Он философ: его искусство мимики и жеста обладает широтой обобщения, богатством ассоциаций и оттенков настроения (Лошадь Барро, В мастерской масок Марсо).

Виды пантомимы: танцевальная (произошла из культуры первобытного общества, сохранилась в плясках многих народов);

классическая – из зрелищ древней Греции и Рима, соединяет действие, музыку, стихи;

акробатическая (пришла из восточного театра, сочетается с прыжками, жонглированием);

эксцентрическая (строится на комической ситуации с использованием гротескового реквизита).

Два последних вида пантомимы активно используются в цирке, существуют также такие виды цирковых пантомим как батальная, зоопантомима, приключенческая и водяная феерия со сценическими эффектами и массовыми сценами. Пантомимы со спецэффектами и массовыми сценами – высшее достижение манежного искусства, всегда становятся событием в цирке (Октябрь на арене (1927), Москва горит (1930), Выстрел в пещере (1954), Конный ансамбль донских казаков (1947), Медвежий цирк В.Филатова (1957), Бумбараш (1977)).

Жанры пантомимы: Пантомиме подвластно все: трагедия, драма, новелла, памфлет, сказка, миф, поэма, эстрадная миниатюра. Это может быть пантомима одного актера или коллектива мимов. Лаконичному, метафоричному искусству пластики доступна та же глубина философского обобщения, то же богатство красок и полутонов, которым обладает искусство драматическое.

В России истоками пантомимы стали святки, масленница, различные обряды (сватовство), а также, как и в Европе, балаганные ярмарочные театры и клоунада.

С 1910-х в творчестве режиссеров модерна возникла драматическая пантомима (К.Маржданов Слезы, Н.Евреинов Кривое зеркало, В.Мейерхольд Шарф Коломбины, А.Таиров Покрывало Пьеретты, Ящик с игрушками). Традиции пантомимы театра дель арте эстетически переосмысливались и стилизовались с позиций режиссерского театра, сопровождались музыкой, чтением стихов, хореографией. В 1930–1940-х развитие пантомимы в России замедлилось, культивировался приоритет слова, как искусства, более понятного массам. Даже в цирках мимов заменили говорящие клоуны. Зато значительное место в те же годы пантомима стала занимать в балете. Возникли драмбалеты, хореодрамы Л.Лавровского, Р.Захарова, в которых чистая танцевальность была вытеснена пантомимой.

Традиции пантомимы сохранились в творчестве актера Камерного театра А.Румнева, актеров П.Алексеева, А.Райкина, К.Райкина, мимов С.Каштеляна, Н.Павловского, Р.Славского.

Подъем пантомимы во второй половине 1950-х связан со знакомством русской публики с искусством беспредметной пантомимы Декру, Барро, Марсо, а также с творчеством Дебюро, о котором советские зрители узнали из фильма М.Карне Дети райка (1944). Появились такие произведения русского пантомимического жанра, как Жемчужина А.Румнева, Звездный дождь Л.Енгибарова, Бумажный солдатик и Причуды мима А.Жеромского.

Пантомима существует и в виде отдельных номеров на эстраде (В.Арьков, Э.Коновалов, И.Рутберг, А.Чернова и Ю.Медведев, пластический дуэт, создавший в Театре на Таганке спектакль по песням Б.Окуджавы Работа есть работа, С.Власова и О.Школьников, Б.Амарантов, Н.и О.Кирюшкины).

Елена Ярошевич

Славский Р. Искусство пантомимы. М., 1962
Румнев А. Пантомима и ее возможности. М., 1966
Рутберг И. Пантомима. Первые опыты. М., 1972
Маркова Е. М.Марсо. М., 1975
Маркова Е. Современная зарубежная пантомима. М., 1985

Читайте также: