Русь и скандинавия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Не утихающие битвы норманистов и антинорманистов сотрясали историческое общество последние 200 лет.
И если в мировой науке, вопрос о роли скандинавов на Руси давно закрыт и положен на полку, за обилием доказательной базы, то в России это крайне острый политический вопрос, поэтому на него есть своя, правильная точка зрения, щедро поддерживающая властями.

Еще Екатерина, ставила Ломоносову задачу не найти доказательства древности племени славянского, для истины, а больше для славы, так как негоже великой империи и народу возникнуть из ниоткуда, да еще и под чутким руководством постоянных соперников!
Оттого осыпанный регалиями Миллер был яростно критикуем и даже бит, известным в точных науках, но профану в гуманитарных, Ломоносовым, который занимал позицию забулдыги и крикуна в полемике с ним.

Постоянные заигрывания России с востоком и конфронтации с Западом, требовали от историков обосновать коренное, исконное отличие Руси от Европы и связать ее с тюркским или византийским миром.
Поэтому, как только отношения с Западом ухудшаются - появляются теории о "гуннах-славянах", "симбиозе Руси и Орды", "вековом противостоянии Западу", никому не известная мелкая битва и сомнительный правитель Невский, становится едва ли не главным героем.


Писателя-фантаста Льва Гумилева выводят в свет и одаривают вниманием, из-за неуемной тюркофилии и фантазий на эту тему, историк и археолог Рыбаков десятилетиями командует всей исторической наукой страны и объявляет славянами все, что удается раскопать, не взирая на явные несоответствия и прямые противоречия логике, пока его не отстранили от дел в 90-е.
Их труды множатся, переиздаются, входят в учебники и обретают фанатиков и яростных последователей.

При этом, уже в конце 80-х, а в европейской науке и еще раньше, в среде археологов мало кто сомневался в массовом присутствии скандинавов на Руси 7-10 вв.
Ладога, Гнездово, округи Смоленска и Киева явно показывали не просто наличие там скандинавов, а буквально чуть ли не доминирование их там численно, на фоне балтского и славянского населения. Это были и рядовые воины, и вожди, целые кланы, со своим оружием, украшениями, элементами быта.

  • Скандинавские имена в 100% случаев упоминаются в договоре Олега с греками, скандинавскими же были и названия порогов на Днепре.
  • Сами имена первых русских князей, чуть ли не до времен монголов оставались скандинавскими в произношении: Игорь-Ингвар, Глеб, Рогволд, Гюрг-Юрий.
  • Арабы и греки разделят русов и славян, хотя те живут в одной стране.
  • Слово "рус"выводится только из финского "руотси" - гребец и ниоткуда, достоверно, больше.
  • Скелеты скандинавских антропологических типов, со следами тяжелой монотонной работы на предплечьях - типичны для круганов Гнездово.
  • Огромный пласт германизмов в терминологии войны и управления: князь, люд, витязь, шлем, меч, скот, полк, хлеб, грид, кнут, тиун, якорь
  • Земли Руси, еще до Гардарики, назывались в Скандинавии Великой или Холодной Швецией.

С руки академика Лихачева появился термин Скандославия, для обозначения культурного и этнического симбиоза славян и скандинавов тех времен. Как противовес идее о сибмиозе Руси и Орды позднее.
Конечно, симбиоз не был исключительно положительным и мирным.

  • Викинги зарабатывали работорговлей и земли балтов и славян стали идеальным "местом охоты". На торгах в Константинополе за двух рабов можно было купить шелк, а уже в Бирке или Ладоге шелк продать за огромные деньги! За год-два успешный викинг мог заработать больше, чем рядовой земледелец-бонд за всю свою унылую жизнь.
  • Скандинавы строили города и жили обособленно от славян, считая их ниже себя. Но тоже самое они делали и в Англии, а нормандцы потом ввели вообще режим апартеида для англо-саксов, запретив язык, песни и память о предках.
  • Наиболее успешные банды викингов, быстро переходили от работорговли к обложению населения данью, строили города, где находились их ставки, становясь уже конунгами и ежегодно собирая "урожай" с вассалов.
    Так Аскольд и Дир появились в Киеве, а затем еще один ярл Олег бросил им вызов и победил.

В декабре выходит сериал "Викинги", где действие происходит в Киевской Руси, и слоган фильма "Русь приходит!".

Однако идет и интенсивное смешение славян и скандинавов и уже в третьем поколении, князь Святослав, выглядит как славянин. Его голова обрита, что для викинга - один из позорнейших видов наказания, он носит усы, а не бороду, что также указывает на явный переход к моде окружающих народов.
Ярослав Мудрый по данным антропологов имел как скандинавские, так и типично славянские черты - ассимиляция быстро прогрессировала.

Скандославия оказалась успешным и быстро прогрессирующим регионом: обложение данью греков, вытеснение булгар на Балканы, противостояние половцам и печенегам, за две сотни лет Русь покрывается городами и быстро богатеет, при этом скандинавы ассимилируются и составляют большую часть элиты, однако численно они в разу уступают славянами, а также аборигенам Восточной Европы, которые также входят в состав Руси.
Действует управление, организация войска по скандинавскому образцу, что до прихода монголов кажется весьма эффективным и прогрессивным.

Собственно, монголы и положили конец этому симбиозу. Разгром Киевской Руси привел ее к отторжению от Европы, огромным потерям населения и вынужденной связи с кочевым миром евразийских степей.


Датчане вторгаются в Англию. Иллюстрация из жития святого Эдмунда. XII век © Bridgeman Images / Fotodom

Скандинавы и восточные славяне в эпоху викингов. Рождение Руси

Славяне и германцы говорят на родственных языках, относящихся к индоевропейской языковой семье. Носители северогерманских (скандинавских) языков с глубокой древности жили на севере современной Дании и в южной части Швеции и Норвегии. Они были хорошими корабелами и воинами. В VIII веке началась колонизационная экспансия скандинавов, шедшая в основном по побережьям Балтийского и Северного морей, в том числе в Прибалтику, Исландию, Великобританию, Ирландию, Нормандию. Одним из важных направлений стала территория Восточно-Европейской равнины, по многочисленным рекам которой был открыт путь к богатствам Византии и Арабского халифата.





Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

© Viking Ship Museum, Norway

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

© Viking Ship Museum, Norway

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

© Jacob Reidar Brun / National Library of Norway

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

© Jacob Reidar Brun / National Library of Norway


Призвание варягов

Ярослав Мудрый и его скандинавские потомки

В чем же историческое зерно, из которого была выращена легенда о призвании? С VIII века на землях, населенных восточными славянами, появляются скандинавские воины, купцы и ремесленники, а в IX веке власть над этими территориями попадает в руки скандинавской княжеской династии Рюриковичей. К XI веку сказание об этих важнейших исторических событиях под влиянием многочисленных образцов обретает форму легенды о призвании варягов, донесенной до нас летописцем.


Голова викинга © National Historical Museum, Stockholm / Fotodom


Маска с телеги, обнаруженной на Осебергском корабле. Норвегия, IX век © Viking Ship Museum, Bygdoy / Fotodom

Варяги

Внешняя торговля и ее обеспечение, в том числе и в качестве транзитного центра, действительно была едва ли не главным стержнем существования Киевской Руси. Вдоль всего Восточного пути располагались деревни, обитатели которых занимались исключительно изготовлением и поставкой необходимой для судоходства продукции.

Скандинавские имена русских князей


Фигура в виде звериной головы, найденная вместе с Осебергским кораблем. IX век © Museum of Cultural History, University of Oslo


Позолоченная медная пластина, изображающая датских солдат на корабле под командованием Вальдемара Великого. Дания, XII–XIII века © De Agostini Picture Library / A. Dagli Orti / Bridgeman Images / Fotodom

Браки

Амулеты
с молотом Тора

Вероятно, много браков русских со скандинавами, династических и нединастических, было заключено в конце X — первой половине XI века. Потом Рюриковичи стали проявлять больший интерес к другим странам, но уже в первой половине XII века Мстислав Владимирович Великий (во всех иностранных источниках известный как Харальд) двух своих дочек выдает замуж в Скандинавию. Одна из них даже стала матерью знаменитого датского короля Вальдемара I Великого, причем имя Вальдемар (= Владимир) появилось тоже не случайно: по-видимому, рожать она вернулась на Русь и назвала младенца в честь прадеда, Владимира Мономаха. Не исключено, что произошло это потому, что, пока она была на Руси, отца ребенка убили, и Мстиславна связывала дальнейшую судьбу сына с Русью, а не с Данией.

В 1054 году произошло разделение церквей, но заключению династических браков появление схизмы не помешало — отчасти потому, что сам факт разделения церквей люди игнорировали еще очень долго, по-видимому, вплоть до конца XII века. И хотя в древнерусских источниках сохранился, например, призыв иерарха церкви к русским князьям не жениться на латинянках и вообще на иностранках, этот призыв явно остался неуслышанным.

Откуда у Руси и Скандинавии такая близкая связь? Она во многом обусловлена географией: в каком-то смысле это как жениться на женщине из соседней деревни. Впоследствии эти связи сами по себе становятся системообразующим признаком: Русь, постепенно отдаляясь от Скандинавии культурно и политически, долгое время сохраняла с ней отношения. У многих русских правителей там была родня, пусть и все более и более дальняя.


Корабли Вильгельма Завоевателя. Фрагмент гобелена из Байё. Франция, XI век © Wikimedia Commons

Скандинавские короли при дворе русских князей

Наибольший наплыв выходцев из Скандинавии на Русь приходится
на IX–XI века. Скандинавами были первые русские князья Рюрик, Олег, Игорь. Тысячи скандинавов окружали их. Одни из них возвращались на родину, другие оставались навсегда на Руси, третьи уезжали искать денег и славы в более дальние края — в первую очередь в Византию, где в конце X века появился корпус варангов — воинов-наемников преимущественно скандинавского происхождения.

Русские, шведские, исландские источники сообщают о регулярном присутствии скандинавов на Руси, в том числе и многих представителей скандинавских правящих династий. Среди них были будущий норвежский конунг То есть король. Олав Трюггвасон, креститель Норвегии конунг Олав Харальдссон (Святой), его сын Магнус Олавссон — будущий конунг Магнус Добрый.


Фракийская женщина убивает варяга. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы. XII–XIII века © Biblioteca Nacional de España

Женой Ярослава Мудрого и матерью большинства его детей была Ингигерд, дочь шведского конунга Олава. Их свадьба состоялась около 1019 года, и нельзя сомневаться, что многочисленные шведы находились при дворе Ярослава на протяжении всех лет его правления. Один из родственников Ингигерд, Ингвар, вероятно, участвовал в походе Владимира Ярославича, старшего сына Ярослава и Ингигерд, на греков в 1043 году. Вокруг Стокгольма установлено более 40 каменных стел с руническими надписями по воинам, погибшим в походах Ингвара, которым посвящена и отдельная исландская сага. Тесно связана с Русью судьба Харальда Сурового. Будущий правитель Норвегии бежал к Ярославу в 1030 году после битвы, в которой погиб его единоутробный брат Олав Харальдссон, затем много лет служил Ярославу и византийским императорам, женился на дочери Ярослава и Ингигерд Елизавете и вернулся в Норвегию только в 1046 году, где его племянник Магнус Добрый сделал его соправителем. В 1066 году Харальд погиб в Англии, на завоевание которой отправился.

Скандинавы в народе: руны и имена

Нам куда больше известно о династических русско-скандинавских связях, чем о том, как далеко простиралось скандинавское влияние на жизнь Руси X века, но, по всей видимости, скандинавы составляли вполне обыденную часть русского пейзажа. Очень многие варяги, послужив в Византии, возвращались на родину через Русь, некоторые оседали здесь навсегда. Из летописей известно, сколь много скандинавских наемников было при дворе Ярослава Мудрого. Иногда они начинали бесчинствовать, что вызывало естественную неприязнь коренного населения: из летописей известно о восстаниях горожан против варягов. Если судить по именам, которые встречаются за пределами княжеской династии, на Руси осело заметное количество скандинавов: явно скандинавские по происхождению имена встречаются в берестяных грамотах, известны новгородцы с типично скандинавскими именами Свень (Sveinn) или Якун (Hákon), они явно не звучали как нечто экзотическое для их современников.

В чем-то еще более показательно число рунических надписей, которые мы находим на территории Руси. Например, известно пряслице XII века, на котором рунами выцарапано скандинавское имя Сигрид (очевидно, имя хозяйки этой части ткацкого станка). Значило ли это, что скандинавы жили на Руси и в XII веке и пользовались к тому же руническим алфавитом, или потомки этой Сигрид сохранили пряслице прабабушки — мы не знаем, но надписи рунами встречаются на территории Руси в немалом количестве. Их выцарапывали на костях животных, на стенах, разного рода бытовых предметах, амулетах, монетах.


Крещение Харальда Синезубого. Фрагмент купели в церкви Tamdrup. Дания, XII век © Wiimedia Commons

Русь и Скандинавия крестились примерно в одно и то же время. Официальная дата Крещения Руси — 988 год. Чуть раньше крестилась Дания, примерно в 60-х годах X века — это связано с близостью Священной Германской империи и деятельностью династии Оттонов; существует знаменитый рунический камень из Еллинга, на котором конунг Харальд Синезубый говорит о том, что именно он сделал данов христианами. Вслед за Данией в 999 или 1000 году крестилась Исландия, причем это было результатом не насильственного обращения, а некоего консенсуса, решения на вече — в каком-то смысле страна проголосовала за христианство. После — Норвегия, и позже всех — Швеция, которая самими восточными скандинавами еще долго считалась языческой, почти варварской страной.

Крещение Полоцка

Согласно исландским сагам, крещение Полоцка произошло благодаря скандинавам. Некто Торвальд (имя явно языческое) Кодранссон по прозвищу Путешественник через Киев прибыл в Полоцк и, заручившись поддержкой тамошнего князя, остался в городе. Будучи христианином, Торвальд строит в Полоцке церковь и основывает монастырь. Предполагается, что умер Торвальд в Полоцке, был погребен у церкви Святого Иоанна Крестителя и долгое время почитался там как святой. Впрочем, решительно неясно, содержит ли это предание хоть какое-то историческое зерно.

Впрочем, на христианство в Скандинавии значительное влияние оказывала англосаксонская церковь: именно англосаксы занимались обращением Норвегии, и первые клирики здесь были преимущественно из Англии. В какой мере эхо этого влияния доходило до Руси — большой вопрос. Изводы христианства на Руси и в Скандинавии были все же не вполне одинаковы, хотя особенных противоречий между ними не было, а сходства хватало. Например, Владимир Святой, приняв христианство, привез мощи папы римского Климента, культ которого на время укоренился на Руси. Культ Климента явно был и в Норвегии, где конунг Олав Трюггвасон и Олав Святой строят в его честь не одну церковь.


© Werner Forman Archive / Bridgeman Images / Fotodom

Ослабление связей

Вплоть до XIII века отношения Руси и Скандинавии были тесными, если не сказать родственными. Русские правители, начиная с Рюрика, имели скандинавское происхождение — связь эта поддерживалась и то и дело обновлялась династическими браками, торговыми отношениями и наймом варягов в дружины князей. Но стремительные перемены, происходившие как на территории нынешней Швеции, откуда шел основной поток скандинавского влияния на русские земли, так и на Руси, привели к тому, что связи начали ослабевать.

Монголо-татарское иго заставило русских князей обратить свой взор в сторону захватчиков с Востока, с которыми предпочитали договариваться и дружить, тогда как ранее искали военной поддержки у воинственных свеев.

  • Джаксон Т. Н. Четыре норвежских конунга на Руси. Из истории русско-норвежских политических отношений последней трети X — первой половины XI века.

Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого Света. Материалы Международной конференции, состоявшейся 14–18 мая 2007 года в Государственном Эрмитаже. СПб., 2009.

XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. М., 1997.

Древнейшие государства Восточной Европы. 2010 год. Предпосылки и пути образования Древнерусского государства. М., 2012.


Верхняя Русь.



В древнейших слоях ладожского поселения, датированных 750–830 гг. (горизонт Е3) встречены вещи северного облика (цв. илл. 26), в том числе набор ремесленных инструментов 14 . Интенсивность контактов возрастает в 840–850-х гг. (горизонт Е2), о чём в Ладоге свидетельствуют находки некоторых культовых вещей, которые не могли быть предметом торговли (например, палочка с рунической надписью) 15 . По-видимому, это время можно сузить до 840 гг., когда начинается массовое поступление дирхема из Восточной Европы в страны Балтики 16 .

Одновременно, по наблюдениям нумизматов, примерно на десятилетие прерывается поступление серебра в Швецию и на Готланд 17 . Обострение отношений славян со свеями, однако, противоречило объективным интересам и потребностям балтийской торговли, к этому времени уже приобретавшей общеевропейское значение.

Давно уже выдвинутое в литературе отождествление Рюрика с предводителем викингов Рёриком Ютландским (Hroerekr) в последнем своем фундаментальном исследовании поддержал академик Б. А. Рыбаков 18 .

Речь идёт, по-видимому, о единой, согласованной акции, когда представители княжеской администрации в союзе с племенной верхушкой возвели подчиненные центральной власти укрепления во всех основных политических центрах верхней Руси.

В целом его деятельность соответствовала прежде всего интересам местной, в первую очередь славянской, племенной верхушки, стремившейся обеспечить прочный контроль над основными центрами и путями, равным образом как и стабильность экономических отношений на Балтике.

Таким образом, Ладога оказалась местом, где ушедший из Киева князь упоминается в последний раз; летописцы расходились при описании обстоятельств последних лет жизни Олега: одни писали, что он похоронен в Ладоге, другие — что его могила находится в Киеве. Северная версия признана более правдоподобной. Действительно, если князь Олег был инициатором строительства ладожской каменной крепости, то его пребывание под защитой воздвигнутых им каменных стен не кажется случайным. Вообще вплоть до середины XI века источники подчеркивают вполне самостоятельное (по отношению к Новгороду) значение Ладоги, связанной непосредственно с киевским княжеским домом.


Ярослав Мудрый и Ингигерд


Особое положение Ладоги и её области сохранялось вплоть до XII века Ладожане активно участвовали в антикняжеских выступлениях новгородцев в 1132 и 1136 гг. Во второй половине XII века в Ладоге возводятся, едва ли не одновременно, шесть каменных храмов. В составе боярско-республиканской Новгородской земли она оказывается вторым по значению городом после Новгорода. Это положение, несомненно, восходит к IX–X вв. — времени расцвета Ладоги как крупнейшего международного торгового центра восточных славян на Балтике.




Вещевой инвентарь также отличается определенным своеобразием. Не позднее IX века здесь представлены формы сельскохозяйственных орудий, в дальнейшем типичные для Новгородско-Псковской земли42. Весьма интересны жертвенные ножи с волютообразным навершием, серийные аналогии которым имеются в Польше43. Среди украшений более всего представительны для характеристики раннеславянской культуры спиралеконечные височные кольца, известные по серии находок в Ладоге44 (цв. илл. 27).

Имеются также вещи балтского, финского и скандинавского облика. Костяные и роговые изделия, в частности односторонние составные гребни, типологически связаны с ремесленными традициями североморских торговых центров Фрисландии, откуда они распространились как в Скандинавию, так и в земли поморских славян, а далее — в Новгородскую землю45 (цв. илл. 29).

Наряду с балтскими и финскими и привнесенными скандинавскими особенностями западнославянские элементы в домостроительстве, фортификации, керамике, металлических, костяных, деревянных изделиях, во-первых, обособляют культурный комплекс Верхней Руси от других восточнославянских культур, а во-вторых, связывают его в единое целое. Эта верхнерусская археологическая культура VIII–X веков при сопоставлении с памятниками северной, поморской Польши, полабских и балтийских славян на территории ГДР может рассматриваться как одна из составляющих особой северославянской культурно-исторической зоны46.

Северославянская культурная зона входила в состав более широкого объединения, являющегося основным предметом исследования данной коллективной монографии: Балтийского культурного региона.

Специфика Верхней Руси здесь заключается в том, что процесс славянского расселения в среде восточнобалтских, а особенно финских племён лесной зоны Восточной Европы, совпадал с процессом формирования Балтийского культурного региона, в значительной степени определяя его характер.

Торговые центры Верхней Руси обеспечивали функционирование жизненно важных для экономических связей региона водных путей по Западной Двине, Неве, Волхову с выходами на Волгу или Оку. По этим путям уже в VIII веке началось движение арабского серебра; в 60-х гг. VIII веке оно достигает Ладоги, в течение первой половины IX века начинается регулярное его поступление через Ладогу в земли балтийских славян, на остров Рюген48, и затем на протяжении более ста лет поступающее из Руси серебро является основным средством денежного обращения во всей Северной и Северо-Восточной Европе. С другой стороны, под воздействием циркумбалтийских связей славянская культура обретала новые, специфические черты, которые вырабатывались прежде всего в крупнейших протогородских и раннегородских полиэтгшчных центрах типа Ладоги49.

9 Носов Е. Н. Археологические памятники Новгородской земли VIII–X вв. – В кн.: Археологическое исследование Новгородской земли. Л., 1984, с. 85–93.

10 Лебедев Г. С., Седых В. Н. Археологическая карта Старой Ладоги и ее ближайших окрестностей. – Вестник ЛГУ, № 9, 1985, с. 15–25; Лебедев Г. С. Эпоха викингов…, с. 205–210.

11 Кирпичников А. Н. Ладога и ладожская волость в период раннего средневековья. – В кн.: Славяне и Русь. Киев, 1979, с. 92–105; его же. Раннесредневековая Ладога (итоги археологического исследования). – В кн.: Средневековая Ладога. Л., 1985, с. 3 сл.

12 Мельникова Е. А. Восточноевропейские топонимы с корнем gard- в древнескандинавской письменности. – Скандинавский сборник, вып. 22, 1977, с. 206–207; Джаксон Т. Н. О названии Руси Garđar. — Scando-Slavica, 1984, t. 30, с. 133–143.

13 Давидан О. И. К вопросу о контактах древней Ладоги со Скандинавией (по материалам нижнего слоя Староладожского городища). – Скандинавский сборник, вып. 16. Таллин, 1971, с. 134–145.

14 Рябинин Е. А. Скандинавский производственный комплекс VIII века из Старой Ладоги. – Скандинавский сборник, вып. 25. Таллин, 1980, с. 161–178.

15 Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи. М., 1977, с. 158–162.

16 Потин В. М. Русско-скандинавские связи по нумизматическим данным (IX–XII вв.). – В кн.: Исторические связи Скандинавии и России. IX–XX вв. Л., 1970, с. 68.

17 Там же, с. 68–69.

18 Рыбаков Б. А. Указ. соч., с. 299.

20 ПСРЛ, т. 2. Ипатьевская летопись. М., 1962, с. 14.

21 Татищев В. Н. История Российская с самых древнейших времен, т. 1. М„ 1962, с. 110, 117, 229, 230, 372, 398.

22 Потин В. М. Указ. соч., с. 70.

23 ПСРЛ, т. 9–10. Никоновская летопись. М., 1965, с. 9.

24 Янин В. Л. Указ. соч., с. 220–236.

25 Кирпичников А. Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984, с. 23–42.

26 Лебедев Г. С. Указ. соч.

28 Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия IX–XIV вв. М., 1978, с. 51, 64.

29 Соловьев С. М. История России с древнейших времен, кн. I. М., 1959, с. 215–216.

30 ПВЛ, ч. I, с. 197; Кирпичников А. Н. Каменные крепости, с. 42–67.

31 Назаренко В. А. Исторические судьбы Приладожья и их связи с Ладогой. – В кн.: Славяне и Русь. Киев, 1979, с. 106–114; его же. Об этнической принадлежности приладожских курганов. – В кн.: Финно-угры и славяне. Л., 1979, с. 152–156; его же. Норманны и появление курганов в Приладожье. – В кн.: Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья. Л., 1982, с. 142–146.

32 Лебедев Г. С. Указ. соч., с. 216.

34 Соловьев С. М. Указ. соч., с. 216.

35 Кирпичников А. Н., Лебедев Г. С., Булкин В. А., Дубов И. В., Назаренко В. А. Русско-скандинавские связи в эпоху образования Древнерусского государства (IX–XI вв.). – Scando-Slavica, 1978, t. 24, с. 70.

36 Кирпичников А. Н., Лебедев Г. С., Дубов И. В. Северная Русь (некоторые итоги археологических исследований). – КСИА, 1981, вып. 164, с. 3–9; Лебедев Г. С. Археологическое изучение Новгородской земли. – НИС, вып. I (II). Л., 1982, с. 15–42.

37 Седов В. В. Новгородские сопки. САИ EI-8. М., 1970; его же. Длинные курганы кривичей. – САИ EI-8. М., 1974.

38 Джаксон Т. Н. О названии Руси Garđar, с. 139–140.

39 Булкин В. А., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Археологические памятники Древней Руси IX–XI веков. Л., 1978, с. 76–81; Носов Е. Н. Указ. соч., с. 88–99.

40 Горюнова В. М. О раннекруговой керамике на Северо-Западе Руси. – В кн.: Северная Русь и ее соседи, с. 39–4-5.

41 Смирнова Г. П. О трех группах новгородской керамики Х – начала XI в. – КСИА, вып. 139. 1974, с. 17–22; Белецкий С. В. Культурная стратиграфия Пскова (археологические данные к проблеме происхождения города). – КСИА, 1980, вып. 160, с. 3–18.

42 Миролюбов М. А. Орудия вторичной обработки почвы и уборки урожая из Старой Ладоги. – АСГЭ, вып. 17. 1976, с. 123.

43 Минасян Р. С. Железные ножи с волютообразным навершием. – В кн.: Проблемы археологии. Л., 1978, с. 148–152.

44 Кирпичников А. Н. Несколько замечаний о славянских височных кольцах со спиральным завитком. – В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. 1979. Л., 1980, с. 452–453. Лебедев Г. С., Седых В. Н. Археологическая карта Старой Ладоги…, с. 22.

45 Давидан О. И. К вопросу о происхождении и датировке ранних гребенок Старой Ладоги. – АСГЭ, вып. 10, 1968, с. 54–63.

46 Лебедев Г. С. Северные славянские племена. – В кн.: Новое в изучении археологии Северо-Запада РСФСР. Л., 1985, с. 44–48.

47 Ляпушкин И. И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. – МИА, вып. 152. 1968, с. 14, 16, 19, 21–22, 120.

48 Херрман Й. Полабские и ильменские славяне в раннесредневековой балтийской торговле. – В кн.: Древняя Русь и славяне. М., 1978, с. 191–196.

49 Лебедев Г. С. Проблема генезиса древнерусской курганной культуры. – КСИА, 1981, вып. 166, с. 22–28.

50 Рыдзевская Е. А. К вопросу об устных преданиях в составе древнейшей русской летописи. – В кн.: Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия, с. 159–236.

51 ГлазыринаГ. В. Указ. соч., с. 202.

52 Kleiber В. Nordiske spor i en gammel russisk kronike. – Мaal og Minne, 1960 № 1–2, s. 56–70.

53 ПВЛ, 4. 1, c. 18–19, 4. 2, c. 238; НПЛ, c. 106.

54 Рыбаков Б. А. Указ. соч., с. 303.

55 Попов А. И. Названия народов СССР. Л., 1973, с. 46–63.

57 Брим В. А. Происхождение термина Русь. – В кн.: Россия и Запад, вып. I. Пг., 1923, с. 7–10.

58 Петрухин В. Я. О начальных этапах формирования древнерусской народности в свете данных погребального обряда. – В кн.: Балто-славянские этнокультурные и археологические древности. Погребальный обряд. Тез. докл. М., 1985, с. 63–64.

59 Ковалевский С. Д. Образование классового общества и государства в Швеции. М, 1977, с. 82, 106, 214.

60 Сборник документов по истории СССР. Часть I, IX–XIII вв. Под ред. проф. В. В. Мавродина. М., 1970, с. 131.

61 Рыбаков Б. А. Указ. соч., с. 298.

62 Ловмяньский Г. Русь и норманны. М., 1985. Комментарий, с. 275.

63 Лебедев Г. С. Эпоха викингов…, с. 57.

64 ПВЛ, ч. I, с. 20.

65 Носов Е. Н. Нумизматические данные о северной части балтийско-волжского пути конца VIII–X вв. – ВИД, т. 8. Л., 1976, с. 95–110.

Варяги, викинги и норманны - кто это такие? Что говорит летопись о призвании варягов на княжение в Новгород и что думают по этому поводу современные исследовали? Что такое норманская теория? И куда в итоге делись варяги?

Фото Кто такие варяги. Роль викингов в истории Руси

В Европе северных пиратов-мореходов, грабивших прибрежные поселения от Англии до Северной Африки, называли викингами или норманнами.

Точную этническую принадлежность варягов установить сложно, признают историки. Это могли быть представители племен с территорий современных Швеции, Дании и Норвегии, другие народы Балтии или даже славяне.


Призвание варягов. А был ли Рюрик?


Существовал ли на самом деле князь Рюрик и кем он был, не до конца ясно. Его имя явно восходит к скандинавскому Хрёрик (Hrærekr), объясняет филолог и историк Федор Успенский на сайте Arzamas . Некоторые считают, что речь в летописи идет о Рёрике Ютландском, жившем в середине IX века, но других аргументов в пользу данной версии нет.


Вообще же легенды о призвании иноземной династии типичны и для других стран Европы. Например, в Британии летопись рассказывает о призвании правителей-саксов бриттами.

Что такое норманская теория. Аргументы норманистов и антинорманистов

Антинорманисты возражали, что государство невозможно создать извне без отсутствия предпосылок. Они приводили свидетельства из летописи о наличии у славян крупных племенных объединений, городов, княжеской власти.


Куда делись викинги?

В первой половине XI века грабительские походы викингов в Западную Европу начали сходить на нет. Скандинавские королевства стали христианскими, на смену родовому строю приходил феодализм, и норманны все больше встраивались в общее течение европейской жизни.

На Руси же варяги быстро усвоили местные обычаи и язык, перестали ассоциировать себя с исторической родиной. Первые русские князья носят скандинавские имена: Рюрик, Олег (Хельги), Игорь (Ингвар). Однако уже сын князя Игоря Старого и княгини Ольги назван по-славянски - Святослав. Получается, что викинги никуда не исчезли, а лишь растворились в славянской среде, оставив немалый след - хотя бы в виде династии Рюриковичей.

Связи Руси со Скандинавией сохранялись и в дальнейшем - это подтверждают, в частности, династические браки. Например, в XI веке киевский князь Ярослав Мудрый взял в жены шведскую принцессу Ингигерд (Ирину). А правнук Владимира Мономаха в XII веке стал датским королем под именем Вальдемар I Великий.

Контакты с Северной Европой резко сократились лишь в результате монголо-татарского нашествия в XIII веке. Гораздо большее значение для русских князей и населения приобрели отношения с ордынским ханом, а не с северо-западными соседями.

Читайте также: