Символизм в живописи это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Символизм – движение в искусстве конца 19 – начала 20 столетия. В живописи это движение называют постимпрессионистским. На всей территории Европы в период между 1886 и 1900 годами символизм доминировал практически во всех областях искусства. Для России начала 20 столетия наибольшим влиянием пользовалось творчество Врубеля.

История

Изначально сформировался в прозе, поэзии, философии и театре, затем распространился на музыку и изобразительное искусство. Стиль имеет прочные связи с романтизмом. Символизм в живописи был в значительной степени реакцией против натурализма и реализма, тесно связан с мифологической тематикой в живописи всех жанров.

символизм, стили живописи, картины, художники

Символисты искали глубинный смысл в фантазии, мечтах, сознании, эмоциях, там, где реалисты и натуралисты стремились воспроизвести действительность в ее объективности, их идеи были сосредоточены на передаче идеального образа.

Представители

Известные художники-символисты 19 – 20 столетия:

  • Густав Моро (1826 — 1898)
  • Арнольд Беклин (1827 -1901)
  • Ходлер (1853 — 1918)
  • Макс Клингер (1857 — 1920)
  • Поль Гоген (1848 — 1903)
  • Энсор (1860 — 1949)
  • Эдвард Мунк (1863 — 1944)
  • Одилон Редон (1840 — 1916).

картины, художники, стили живописи, символизм

Картины находятся в известных галереях мира. Для России наиболее знаковым является творчество Врубеля.

Развитие стиля не было долговечным, но имело сильное влияние на немецкое искусство 19 столетия и развитие творчества в России. Символизм сыграл свою роль в творчестве Джорджо де Кирико, Хуана Миро, Пауля Клее, Фриды Кало и Марка Шагала.

В течение 1990-х годов, ряд китайских художников использовали символистские мотивы для выражения политических и социальных неопределенностей, существовавших стране, особенно, после разгона демонстраций на площади Тяньаньмэнь.

Основные идеи

стили живописи, картины, художники, символизм

Художники-символисты 19 – 20 столетий были вдохновлены литературой и поэзией, историей, легендами, мифами, библейскими историями. Создавая картины, символисты наделяли предметы, изображенные на полотне, мифологическим, мистическим, эзотерическим смыслом. Черты мировоззрения авторов передают картины – наиболее популярными тематиками были чувства и эмоции, религия, оккультизм, любовь, смерть, болезнь и грех.

Символизм во многом был реакцией против урбанизации и материализма викторианской эпохи. Он отверг узкие изобразительные пределы натурализма. Это философский, а не живописный стиль. Картины живописцев – Врубеля, Дельвиля, Рериха и других – передают глубокую истину на противовес реалистам, которые отображали лишь внешнюю оболочку.

Символизм является интеллектуальной формой экспрессионизма. Именно содержание, а не цвет и форма делают работы художников этого направления уникальными и узнаваемыми. Стремление передать не буквальный образ, а крик души, переживания, настроение, впечатления было главным смыслом символизма в творчестве Врубеля, Редона, Моро, Дельвиля.

Характерные черты

символизм, стили живописи, картины, художники

Выделяются характерные черты стиля: новаторство, стремление к экспериментам, таинственность, неоднозначность, недосказанность.

Франция

Региональные особенности развития символизма:

Бельгиясимволизм, стили живописи, картины, художники

Бельгийский символизм развивался по линии декаданса. Картины Ксавье Меллери, Джеймса Энсора, Жана Дельвиля в стиле символизм отличаются особым восприятием и передачей образов.

Британиястили живописи, картины, художники, символизм

В Британии ощущалось влияние прерафаэлитов, их средневековый стиль и возврат к идеалам Возрождения дал толчок истории местного символизма. Художники: Уильям Холман Хант (1827 — 1910), Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), Джон Эверетт Милле (1829 – 1896), Эдвард Берн-Джонс (1833 — 1898).

Развитие стиля в Россиикартины, художники, стили живописи, символизм

Символизм в России отставал от своего движения в Западной Европе. Период представлен творчеством Врубеля, Нестерова, Сомова, Рериха, Гущина. В развитии русской живописи этот период связан с представителями Серебряного периода в начале 20 столетия, совпавшего с появлением модерна в культуре.

стили живописи, картины, художники, символизм

Культурное становление русской философии и поэзии этого периода происходило в сложный период развития государственности. Представители Серебряного века переключились с политических и социальных проблем на мистические, философские. Это ярко проявилось в работах Врубеля. Русский символизм наиболее выразительно представлен поэтами Серебряного века. Название зародилось позже, чем получили популярность работы поэтов и художников – в эмиграции, по аналогии с Золотым веком русской поэзии 19 столетия.

Сущность российской версии символизма – богоискательство, эмоциональность, декадентство. Окончание Серебряного века связано со становлением советской власти.

Работы символистов России Серебряного периода характеризуются атмосферностью. Художники стремились передать суть, а не правильную, натуральную форму.

Значение в живописи

Направление стало основой для нового, авангардного искусства, которое только начинало оформляться в конце 19 – в начале 20 веков. Представители Серебряного века в России, в частности, творчество Врубеля, прерафаэлиты Великобритании, символисты других стран, находясь под влиянием культуры декаданса и романтизма, создали условия для развития авангардного искусства.

С течением времени символ из обычного знака превратился в одно из самых значимых понятий философии и искусства. Само направление символизм возникло в конце XIX века, как альтернатива реализму и импрессионизму.

Именно в символизме художники выражали свой страх перед окружающим миром, перед техническим и научным прогрессом, перед будущим. Символисты черпали вдохновение в образах и темах смерти, болезней, страданий, порока, греха, любви. Нет смысла бесконечно описывать символизм, его надо видеть.

5 самых известных художников — символистов

Символизм в живописи: черты художники картины

Джованни Сегантини

Джованни Сегантини – итальянский художник, воспевший альпийские горы. Известность великий мастер получил уже при жизни: его работы с успехом выставлялись в Вене, Милане, Париже. Несмотря на то, что символизм относится к позднему творчеству художника, он не только оставил достойной наследие, но и сумел стать одним из лидеров символизма.

Арнольд Беклин

Символизм в живописи: черты художники картины

Выдающийся швейцарский представитель символизма часто использовал образы нимф, морских чудовищ и других мифологических фигур при написании своих картин. Именно поэтому для его работ характерны таинственность, резкость и яркость по цвету, фантастическая символика. Интересно, что практически все полотна Беклина написаны темперой.

Позднее, в своем творчестве, Беклин все чаще и чаще обращается к теме смерти. Отвечая на вызовы времени, художник наполнял свои картины меланхоличностью, пессимизмом, мрачностью.

Сюжет картины отражает античную мифологию, где души любимцев богов находили успокоение на уединенном острове.

Полотно в точности отражало настроения эпохи: усталость от жизни, интерес ко всему потустороннему, непонятную тоску. Для современников картина символизировала прощание с целой эпохой, реквием культуре.

Альфред Кубин

Символизм в живописи: черты художники картины

Эдвард Мунк

Сумрачная реальность, аллегории, цветовые контрасты, раздутые эмоции – все это символизм. И все эти черты можно встретить в работах яркого норвежского художника – Эдварда Мунка.

Одним из ярких периодов в жизни Эдварда Мунка были 1890-е годы, в которые он создал самые значительные свои произведения. Он использовал одни и те же образы: пожилая женщина в черном, страдающий мужчина, молодая девушка со светлыми волосами, берег моря.

Все дело в волосах девушки: длинные волосы развиваются, касаются головы мужчины, пытаясь удержать его. Девушка символизирует светлое прошлое, а мрачный мужчина – печальное настоящее.

Жизнь Мунк представлял, как вечное расставание со всем, что дорого человеку. А девушка на полотне – лишь часть того, с чем придется расстаться в своей жизни главному герою.

Символизм в живописи: черты художники картины

Михаил Врубель

Русский символизм – уникален. Символизм в России связывали с религией, мистикой, христианством. В живописи ярким представителем русского символизма является М. Врубель.

Эпичность, монументальность, противоречия между реальным миром и внутреннем миром художника – все это чувствуется в его живописи.

Работы Врубеля сказочны и фантазийны хотя бы потому, что художник часто изображал героев былин, древность и т.д.

Две девушки – античные богини, наблюдают из мира бессмертных. Создается ощущение чего-то неопознанного, неизвестного, а оттенки черного, белого и перламутровых тонов только усиливают этот эффект.

Но, несмотря на такие смешанные чувства, от картины невозможно отвести взгляд.

Символизм в живописи: черты художники картины

Художники символисты

Символизм (от греч. Symbolon — символ, знак) — направление в живописи, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и пришедшее к своему наивысшему расцвету в конце XIX-XX веков как в самой Франции, так и Бельгии, Германии, Норвегии (и ряде иных европейских стран), а также в России (русский символизм по праву признается одним из наиболее ярких явлений в символизме как направлении) и Америке.

Символизм в живописи: черты художники картины

Офелия. Эбер Антуан Огюст Эрнест

Следует отметить тот факт, что первоначально стиль символизм появился как направление в литературе. Так, одними из наиболее ярких представителей раннего европейского символизма являются знаменитые французские поэты Шарль Бодлер, Поль Верлен, Стефан Малларме и др.

Символизм в искусстве поэзии (собственно, как и родившийся вслед за ним символизм в живописи) вдохновлялся, прежде всего, не миром материальным (объективно — далеко не идеальным), а миром духовным, полным возвышенных идей и порывов (что особенно отчетливо чувствуется в творчестве первых художников французского символизма, тогда еще не оформившегося четко в мощный единый поток общеевропейского течения символизма).

Тем не менее, эстетика символизма не предполагает абсолютного противопоставления мира идей и мира вещей (если попытаться оформить сущность стиля символизма максимально просто) — отнюдь.

Главной задачей как символизма в живописи, так и символизма в искусстве, в целом, следует признать, пожалуй, именно желание построить тот самый хрупкий мостик между двумя такими непохожими мирами, живущими как в самом человека, так и в окружающей его действительности.

Несколько забегая вперед, отметим — именно русский символизм, по мнению очень многих критиков веков как ушедших, так и века нынешнего, достиг в этом благородном, но сложно выполнимом намерении, наибольшего успеха. Именно русский символизм подарил Миру бесценные работы художников символистов Михаила Врубеля, Николая Рериха, Константина Сомова и др. известных русских живописцев.

Символизм в живописи: черты художники картины

Следует отметить, что символизму как направлению предшествовало существование символики, как таковой, пожалуй, родившейся почти одновременно с самим человечеством.

Речь идет о том, что черты символизма присущи любым изображениям, посвященным религиозному культу (изначально имеющему в качестве основной цели — соединение мира духовного с миром материальным).

Будь то священные изображения богов Древнего Египта и Вавилона или же Христианских святых и апостолов — все они относится к стилю символизма (пусть они и не включаются непосредственно в образцы символизма в искусстве или символизма в живописи, как таковой).

Итак, сам стиль символизм уходит корнями в древнейшую история человека, тем не менее, четкая эстетика символизма была выработана много позже, благодаря достижениям русского символизма, французского символизма, символизма серебряного века, а также стоящего несколько обособленного от европейского символизма — символизма в искусстве Америки.

Символизм в живописи: черты художники картины

Символизм в изобразительном искусстве характеризуется своей концентрацией не на повседневности, в которой, а на таинственных (и даже божественных) силах, проявляющих себя через душевные переживания персонажей картин символизма, или же яркие проявления божественного в природе.

Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи

Символизм в живописи: черты художники картины

Символизм в России, прежде всего ассоциируют с именами художников периода символизма серебряного века — Михаила Врубеля, Валентина Серова, Николая Рериха, Константина Сомова и ряда иных, не менее талантливых художников, чьи выдающиеся картины символизма по праву являются национальным достоянием России.

Символизм серебряного века обладает такой характерной чертой (главным образом, символизма в России), как концентрация на личности человека, не наделенного божественными силами (исключение следует сделать для ряда известнейших работ М. Врубеля, посвященных мифологической тематике), а обычного, чьи душевные переживания создают, тем не менее, впечатление возвышенности и внутренней погруженности.

Символизм в живописи

Тем не менее, с течением времени символ из обычного опознавательного знака стал одним из самых сложных глубоких и емких понятий мировой культуры философии и искусства.

Тематику символизма в живописи нельзя уместить в рамки определенного направления, манеры, школы, стиля ….

Колоссальное влияние на возникновение символизма выразила романтическая эстетика к. XVIII — н. XIX столетия, которая основана на классической философии Германии и особенно, на идеализме И. Канта.

Он утверждал, что нашему разуму приемлемы только феномены, то есть лишь то, как этот предмет представляется в восприятии нашими органами чувств. Непосредственно, природа предмета непостижима.

Тут, человеческому разуму, блуждающему во тьме, и приходит на помощь символ. Он призван выразить умопостигаемый смысл явлений и порожденпрозрением художника.

Символизм в живописи

Символизм в живописи: черты художники картины

Символизм – жанр живописи, возникший уже во время становления новых государств, в начале двадцатого века.

Во время того, как в разных уголках планеты художники боролись за фактическую революцию в изобразительном искусстве, многие страны не могли позволить себе так ярко выражать протестные настроения. Приходилось обходиться литературными приемами, благо, немногие могли усмотреть завуалированные идеи в рамках живописи.

История создания

Так как в Советском Союзе нельзя было явно выразить определенный протест, художники научились использовать символизм, в качестве своего основного оружия.

При этом, жанр живописи был придуман во Франции, но был забыт, и снова использовался только во время немецкой оккупации второй мировой войны. Общество правда, быстро перешло к экспрессионизму, и попытке свергнуть террор звучными листовками, и призывами к войне.

В стране же советов, художники не могли идти против своих же лидеров. И старались драться за ум жителей, а не выводить их на убой.

Символизм изначально не имел никакого стиля написания. Художники лишь апеллировали идеей, но сначала, очень топорно.

Средний период

Но после, появились первые интересные образы. Вообще весь символизм завязан именно на образности мышления, и лишь создав интересную затравку, можно было и дальше развивать картину. Так символизм впервые пережил изменение. Появились четкие правила игры, которые, могли и нарушаться, если на это была своя причина.

Творчество многих художников зависело напрямую именно на литературе. Можно сказать, что на протяжении всей истории жанра, его вели вперед сразу два фактора – осведомленность зрителя, и игра на этом знании со стороны художника.

Настоящее время

Сейчас символизм остался, но в совсем другой форме. Жанр живописи сумел пережить трудные времена, но ушел на новую дорогу конечного восприятия. Теперь символизм разделился. Появился предметным символизм – когда те или иные качества пытаются объяснить посредством схожести людей с какой-нибудь вещью, и психологический символизм.

Первый иногда показывается в форме инсталляций, когда второй стал только воплощением живописи. Картины показывают личность, но посредством искажения ее роли в нескольких парадигм сразу. Именно поэтому, многие относятся к современному искусству с легкой настороженностью. Не совсем понятно, как именно трактовать многие картины двадцать первого века.

Символизм в живописи: черты художники картины

Видение отроку Варфоломею Картина – Михаил Васильевич Нестеров

Символизм в живописи

Кажется, что самое интересное в мире искусства начало происходить с наступлением ХХ века. Да, настоящее бурление, манифестации разрыва с традицией, с прошлым случились на заре последнего столетия второго тысячелетия, но всего этого не произошло, если бы век XIX не готовил почву (весьма крепкую) для эстетического переворота во всем Западном Мире.

Художественные направления, кажущиеся нам сегодня вполне консервативными, традиционными на тот момент подтачивали фундамент академической (застойной) эстетики. Одним из таких направлений был символизм, расцвет которого пришелся на последнюю четверть века и эмоционально запечатлел страхи и мечты всего уходящего столетия.

Наполненный мистицизмом, обращенный к непознаваемому, сокрытому за видимой действительностью, символизм в живописи явился полной противоположностью реалистического направления, сосредоточенного на материальной стороне человеческой жизни.

Хронологически наследуя реализму, символизм (как и импрессионизм) дал возможность зрителям и самим художникам расширить эстетическую палитру. Как бы разнообразны ни были вариации бытовых зарисовок, проявления социального угнетения, пресыщение постепенно приходит.

Собственно, современному (в широком смысле) человеку свойственно пресыщаться похожими сюжетами, он всегда начинает искать обновления репертуара.

С другой стороны, свободные мазки, нечеткость, эмоциональность сближали символизм с импрессионизмом.

Видимое становится воплощением (всегда присутствующих!) нематериальных идей, искусство соединяет материальное и абстрактное, тело или вещь и идею.

Единство в многообразии

Они занимались созданием сложных систем отсылок к сюжетам культуры, которые расширяли бы тексты живописных произведений, предлагали новые возможности прочтения.

Аллюзивность, вариативность использования разными авторами одних образов делала изображения интересными, подталкивала к поиску ключей, которые художники любовно распределяли по произведениям.

Таким образом, и образы женщин в живописи Михаила Врубеля, Арнольда Бёклина или Густава Моро могли отсылать к совершенно разным смыслам.

Символизм в живописи, купить картину в стиле Символизм

Стиль возник в конце XIX века, охватив такие направления искусства, как литература, архитектура, театр, музыка и живопись. Стремительно развиваясь, символизм обрел популярность, признание и преданных последователей на рубеже ХХ века. Основными чертами стиля считают стремление к экспериментальному началу, поиску новшеств, недосказанности и таинственности.

Описание стиля Символизм

  1. Отрицание главенства разума над выражением чувств в любой форме их проявления;
  2. Выведение духовной раскрепощенности и свободы самовыражения на первое место;
  3. Негативно отношение к устаревшим моральным ценностям буржуазного класса;
  4. Ожидание перемен социального, исторического и политического характера.

Главная идея символизма в живописи – это использование различных символов для описания подлинных эмоций творца.

Как правило, это непонимание мира и взаимных отношений людей, мистическое представление действительности, видение предзнаменований, предвестников будущих несчастий в представленных фактах.

Символисты использовали таинственные образы, подчеркивали связь с мистическими сущностями, использовали в своих работах собирательные образы и знаки.

Известные художники

Работы символистов наполнены философским смыслом, в них превалируют темные тона, чувствуется трагизм и глубокие переживания художника. Тематика художественных картин самая разнообразная:

  • религиозны сюжеты;
  • мифологические истории и персонажи;
  • герои легенд, преданий, героических эпосов;
  • изображение сверхъестественных сущностей с человеческими качествами.

Известные представители символизма изображали на своих полотнах сильные эмоции: любовные переживания, страх смерти, гнев, ненависть, радость от ожидания несбывшегося. В историю искусств вошли имена и выдающие работы ярких символистов:

Среди русских художников-символистов известны имена Михаила Врубеля, изображавшего своего демона в различных формах, Святослава Рериха, пишущего на духовную тематику.

Современный символизм в живописи

В каталоге онлайн-галереи представлены картины одаренных современных художников, работающих в стиле символизма . Выбранную картину можно купить, оформив сделку с автором через форму на сайте.

Стоимость, размеры, использованные материалы указаны под каждой работой. Живопись в стиле символизм представляет острую грань современного искусства. Она актуальна в интерьере гостиной, офиса, кафе, библиотеки. Картины неизменно вызывают переживания, эмоции, стремление понять автора и постигнуть его философию.

Символизм (от др. греч. symbolon — знак, символ) — это направление в искусстве (в литературе, живописи и др.), когда автор использует символы для обозначения идей, придаёт им символическое значение, которое абсолютно отличается от их буквального смысла.

Для выражения своих идей автор показывает не реальный мир, а использует силу слов и образов, создаваемых им.


"Жизнь и смерть", художник Густав Климт, (1908 – 1911)
Вместо того, чтобы чувствовать угрозу от смерти, люди на картине Климта, кажется, игнорируют её. Несмотря на всеобщий душевный негатив того времени, в этой картине художник изображает нотку надежды.
Известно, что в то время сам художник приближался к своей смерти, и, возможно, эта работа символизирует его собственное смирение с грядущим будущим.

Символизм в искусстве

Символизм возник в конце 19-го века во Франции и Бельгии.

Сначала символизм установился в литературе, философии и театре, потом он пришёл в музыку и изобразительное искусство.

Символизм переплетается с романтизмом (направление в искусстве, которому характерны свобода самовыражения, естественность и раскованность, изображение идеального мира, живописность природы и чувств).

В искусстве символизм появился как конфронтация реализму и импрессионизму, где акцент делался на реальности. Символизм изображал идеи через символы, подчёркивал смысл формы, линии и цвета. Это был протест против развития буржуазных идей, показывал тоску и человеческую жажду духовно раскрепоститься.

Символизм открыл новые, абстрактные средства выражения психологической правды, и показал, что за физическим миром существует другая реальность — духовная.

Символисты могут взять абстрактные понятия, такие как сны и видения, и придать этому форму.

Особенности символизма

Мастера этого стиля не пытаются построить свои работы на реализме, они отображают эмоции и чувства, идеи и субъективность. Их работы выражают их собственные идеологии, они верят, что способны раскрывать правду.

В своих работах символисты часто обсуждают такие темы:

  • оккультизм;
  • религиозная мистика;
  • мир снов;
  • извращение;
  • эротика;
  • меланхолия;
  • патология;
  • зло;
  • декаданс;
  • смерть.

Художники-символисты, также как и писатели и музыканты этого движения, стремились указать лишь нюансы и намёки в личных, наполовину заявленных, неясных упоминаниях.

Символизм дал возможность перехода мирового искусства от романтизма (начало 19-го в.) к модернизму (начало 20-го в.).

Русский символизм

В промежутке между 1886 и 1900 символизм преобладал в большинстве видов искусств Европы. Художник начала 20 века, который оказал сильнейшее влияние на русское изобразительное искусство этого направления — Михаил Александрович Врубель.

Картина

Картина "Демон (сидящий)", 1890 г., художник М. А. Врубель (1856 – 1910)

Символизм в русской литературе

В русской литературе, как течение, символизм продлился приблизительно до 1910 года.

В России символизм стал первым, и самым главным, модернистским течением в поэзии. У нас его принято делить на два этапа: по времени становления, и по манерам мировоззрения.

"Старшие символисты" — это те, которые сделали свои первые шаги в поэзии в 1890-е годы. Они начали развивать русскую поэзию. Например: В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб (Тетерников), К. Д. Бальмонт.

"Младосимволисты" ("младшие символисты") — поэты, которые появились в литературном обществе в 1900 – 1904 годах. Считается, что они превратили символизм в самостоятельное направление, придав ему законченный вид. Например: В. С. Соловьёв, А. А. Блок, А. Белый (Б. Н. Бугаев).

Представители символизма

Символисты в литературе

Примеры русских писателей и поэтов-символистов:

  • К. Д. Бальмонт (1867 — 1942);
  • В. Я. Брюсов (1873 — 1924);
  • Ю. К. Балтрушайтис (1873 — 1944);
  • И. Ф. Анненский (1855 — 1909);
  • А. А. Блок (1880 — 1921);
  • А. Белый (1880 — 1934).

Примеры иностранных поэтов-символистов:

  • Поль Верлен (1844 — 1896);
  • Артюр Рембо (1854 — 1891);
  • Стефан Малларме (1842 — 1898);
  • Граф де Лотреамон (прозаик и поэт, 1846 — 1870).

Символисты в изобразительном искусстве

  • Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910);
  • Эдвард Мунк (1863 — 1944);
  • Гюстав Моро (1826 — 1898);
  • Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875 — 1911);
  • Обри Бёрдслей (1872 — 1898);
  • Джеймс Энсор (1860 — 1949);
  • Фелисьен Ропс (1833 — 1898);
  • Фердинанд Ходлер (1853 — 1918);
  • Макс Клингер (1857 — 1920);
  • Лайош Гулачи (1882 — 1932);
  • Арнольд Бёклин (1827 —1901);
  • Франц фон Штук (1863 — 1928);
  • Поль Гоген (1848 — 1903);
  • Одилон Редон (1840 — 1916);
  • Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824 — 1898);
  • Яцек Мальчевский (1854 — 1929).

Символисты серебряного века

Серебряный век русской культуры — это фаза русской культуры с 1890 года до начала 1920-х. Принято считать, что литература этого времени уступает "золотому веку" (пушкинская эпоха), т. к. название было придумано по аналогии. Например:

Старшие символисты (ещё их называют "декаденты") — старшее поколение символистов конца XIX века. Например:

  • Д. Мережковский;
  • З. Гиппиус;
  • К. Бальмонт;
  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • А. Добролюбов;
  • Н. Минский;

Младшие символисты ("младосимволисты") — младшее поколение символистов начала XX века.

  • А. Блок;
  • А. Белый;
  • С. Соловьёв;
  • Вяч. Ив. Иванов;
  • И. Анненский;
  • Ю. Балтрушайтис.

Также к этой эпохе причисляют некоторых художников того времени. Например:

  • М. Врубель;
  • B. Бopиcoв-Mycaтoв;
  • художественное объединение "Гoлyбaя poзa" (например, П. Кузнецов);
  • художественное объединение "Mиp искусства" (например, К. Петров-Водкин).

Символизм в живописи

После того, как символизм был принят литературным миром, он появился и в работах молодого поколения художников, которые тоже отвергали условности натурализма.

Художники-символисты считали, что искусство не обязано отображать объективность, оно может показывать человеческие идеи и эмоции.

Они вернулись к Романтизму XIX века, когда ценность произведения было в воспроизведении эмоционального опыта у зрителя через композицию, цвет, линии и т. д.


"Глаз, как странный шар, направляется в бесконечность", художник Одилон Редон, 1882 г.

Символизм в музыке

Александр Скрябин (1871 — 1915) знаменит как гениальный русский пианист и композитор. Но не только. Его также помнят и по той магии, которая окутывала его в момент выступлений, представляя зрителю, казалось, весь мистицизм тайн Вселенной.

Он превращал аккорды в символы. Таким стал "прометеев" аккорд или "прометеевский" аккорд, который впоследствии использовался и другими композиторами.

Этот звуковой комплекс был абсолютно новаторским для того времени. Когда музыковеды говорят про его музыкальные творения, вспоминают такие слова, как: врата в авангардное мышление, мелодия-воздушность, хрустальность, стремление к звёздам и др.

Прометеев аккорд построен из звуков: фа-диез, си-диез, ми, ля-диез, ре-диез, соль-диез.

История символизма

Основоположником стал французский поэт Шарль Бодлер, когда в 1857 году опубликовал свой сборник стихотворений "Цветы зла" ("Les Fleurs du mal"). Таким образом, направление началось с литературы.

Эта книга оказала огромное влияние и на других авторов. Притом суд посчитал книгу непристойной, оштрафовал Бодлера и заставил убрать из сборника несколько стихотворений.

Жан Мореас (французский поэт греческого происхождения, настоящее имя Иоаннес Пападиамантпулос) сыграл ведущую роль во французском символистском движении, опубликовав в сентябре 1886 года в литературном приложении французской газеты Le Figaro один из своих манифестов.

Жан Мореас не только впервые использовал название "символизм", но и описал его основные принципы (нового, на то время, направления).

Именно эта публикация помогла утвердить символизм как движение и заменить популярный в то время декаданс.

В том же 1886 году было основано периодическое издание Le Symboliste (Жаном Мореасом вместе с Густавом Каном и Полом Адамом), но долго оно не просуществовало.

В 1890-х годах символизм продолжил своё развитие с такими знаменитыми именами как: французские поэты Стефан Малларме, Артюр Рембо и Поль Верлен; бельгийский писатель Морис Метерлинк.

После символизм пленил и другие виды искусства, начиная с французского живописца Одилона Редона.

Акмеизм, футуризм и имажинизм

Акмеизм — модернистское течение русской поэзии, которое появилось в начале 20 века как ответ на максимализм символизма.

Ему характерны: ясность и чёткость образов, выразительность деталей, отрицание туманностей и др.

Футуризм — это авангардистское художественное направление начала 20 века, которое характеризуется почитанием будущего и отрицанием прошлого, отказом от реализма, для формирования собственного, нового стиля.

Имажинизм — авангардистское литературное направление 1920-х, существовало прежде всего в русской поэзии.


Краткая история развития направления

Истоки символизма следует искать в глубине веков. Таинственные символы и знаки можно встретить на древнеегипетских и вавилонских монументальных сооружениях, а позднее их использовали художники Античности.

Яркое проявление символизм нашел в произведениях христианских мастеров. Глубинный смысл, которым наполнены древние иконы, отображен с помощью разнообразной символики. Это прежде всего нимбы над головами святых, священные книги, кресты и ключи от райских врат у них в руках, а также чаши, пальмовые ветви, голуби.

Мастера эпохи Возрождения , использовавшие в основном сюжеты религиозной и мифологической тематики, очень часто изображали некие таинственные знаки. Гениальный голландский символист Иероним Босх в своих аллегориях ушел далеко вперед от современников. Споры по поводу толкования его сюжетов не утихают по сей день.

Большой вклад в развитие символизма внесли голландские мастера натюрморта Хармен Стенвейк, Давид Байи, Ян Давидас де Хема. Они изображали такие мистические атрибуты как черепа, сгоревшие свечи, завядшие цветы и т. п. Эти предметы призваны были символизировать бренность всего сущего.

К концу XVIII в . характерные черты символизма появляются в произведениях пейзажной живописи. Наиболее полно эта тенденция выразилась в картинах немецкого мастера Каспара Давида Фридриха. Его символика легко воспринималась зрителями и была понятна всем, так несет в себе лучшие черты европейского романтизма.

Именно на почве символизма возрос и развился романтизм как особое направление в искусстве. Для обоих течений характерно обращение к высокому духовному началу. Только представители романтизма искали истоки всего сущего во внутреннем мире человека, а символисты принимали за абсолют некое Бытие. Чтобы как-то объединить реальный и потусторонний миры, символисты пользовались намеками, иносказаниями, таинственными знаками и всем, что относится к эзотерике и мистике.

Проявления символизма в произведениях живописцев

Для полотен символистов характерны общие черты:

  1. сюжет, основанный на упаднических настроениях;
  2. поклонение идеальному и недостижимому;
  3. культ тайны и возвышенной красоты;
  4. отвержение буржуазной действительности;
  5. использование символа как единственного инструмента для выражения своей идеи.

Символизм способствовал развитию таких позднейших направлений как экспрессионизм, сюрреализм и модерн.

Гениальные художники-символисты

В список знаменитых мастеров символизма можно включить прежде всего:

  1. Гюстава Моро (Франция);
  2. Пьера Сесиля Пюви де Шаванна (Франция);
  3. Джорджа Фредерика Уоттса (Британия);
  4. Фернана Кнопфа (Бельгия);
  5. Михаила Врубеля (Россия);
  6. Джованни Сегантини (Италия);
  7. Арнольда Беклина (Швейцария)4
  8. Эдварда Мунка (Норвегия);
  9. Альфреда Кубина (Австрия).

Символизм оставил яркий след в развитии мировой культуры . Полотна художников-символистов выставляются в лучших галереях мира и пользуются огромным спросом на аукционах.

Читайте также: