Русь и государства наследники золотой орды кратко

Обновлено: 08.07.2024

Как было сказано выше, Золотая Орда, испытывая со второй половины XIV в. постоянные внутренние неурядицы (борьба за ханский престол царевичей чингисидов) и разрушительное внешнее воздействие (походы Темура), не справилась с децентрализующими тенденциями. В известной мере можно было сказать, что Золотой Орды в прежнем смысле уже не было. Едигей был последним из золотоордынских правителей, кто не только стремился, но одно время и на деле осуществлял былое великодержавие монгольской власти в Восточной Европе.

Золотая Орда в эти годы смуты и политической анархии, почти хаоса, все больше теряла свои позиции в оседлых, земледельческих районах. В частности, Хорезм при темуридах ушел второй раз из рук золотоордынских ханов, и на этот раз навсегда. Хорезм был процветающей областью с высокоразвитым сельским хозяйством, большими торговыми городами и, главное, с огромной местной и транзитной торговлей. Через Хорезм проходили караванные пути в Центральную Азию, Иран, Монголию и Китай. Переход Хорезма в руки темуридов ставил крест на той торговле, которую, по-видимому, собирался возродить Едигей и которая в дотемуровские времена была одним из главных источников богатства ханской казны и золотоордынских купцов.

В связи с падением городской жизни и упадком земледелия в культурных областях не мог в эти годы не усилиться и кочевой сектор Золотоордынского государства. Именно в этой обстановке и подняли головы вожди отдельных мелких тюрко-монгольских улусов.

Власть на любой части Золотой Орды оценивалась, прежде всего, по тому, что мог такой правитель получить с подвластных ему городов и селений. К доходным статьям относили тюрко-монгоольские правители и набеги против русских, литовских, польских пограничных владений. Пока в Золотой Орде была твердая власть ханов, население четко знало – кому, когда и сколько требовалось заплатить. В периоды же смут и феодального хаоса никто не знал, какие выплаты ему предстоят. Земледельческие области переходили из рук в руки. Междоусобная борьба разрушала производительные силы, население беднело, продукция труда крестьян и ремесленников уменьшалась, требования сменяющихся правителей росли. Экономика переживала кризис.

Чтобы понять самый ход политических событий в Восточной Европе в связи с распадом Золотой Орды, следует хотя бы в самых кратких чертах представить, как относились к этому процессу соседние с ней государства.

Центральная Азия находилась в течение всего XV в. в руках темуридов, мало интересовалась тюрко-монголами Юго-Восточной Европы и все свое внимание сосредотачивала на отношениях с белоордынскими кочевниками – узбеками. Основная задача темуридов, начиная с Улугбека (1409–1449 гг.), заключалась в том, чтобы предохранить оседлые области от набегов.

Иное дело – западные и северо-западные соседи Золотой Орды. Москва, Литва и Польша были уже не те, что в ХIV в. Вместе с ростом производительных сил, а также общественным и политическим развитием в первой половине ХV в. они начали держать себя увереннее в отношении тюрко-монголов, присматриваясь к слабым сторонам их политической жизни и изыскивая возможности использования тюрко-монголов в своих интересах.

В противоположность Золотой Орде, Московское княжество начиная с середины ХV в. начало усиливаться. Этому способствовали особо удачные обстоятельства. Например, при великом князе Московском Василии Темном на русской земле образовалось Касимовское ханство. Московские князья приобрели хана с войском – верного, надежного союзника, который участвовал во всех сражениях на стороне русских.

При распаде Золотая Орда утратила свою военную мощь, что привело к дележу ее вооруженных сил. Каждый хан, уходя из-под власти главного хана, уводил с собой племя и часть войск. В это смутное время были такие эмиры и беки, которые не знали, к какой из враждующих сторон им примкнуть, и тогда они, не входя ни в одно из образовавшихся ханств, уводили свое племя и войско туда, где границы ханств еще не были четко отмечены. Обычно это было на границах Крымского ханства и Большой Орды, в районе рек Дона, Днепра и г. Азова, Большой и Ногайской Орд, в районе рек Волги и Яика, на границах Сибирского и Казахского ханств. Тюрко-монголы называли их казаками. Казаки сначала кочевали со своим племенем и были независимы, но когда ханы хотели их взять под свою власть, то они объединялись в отряды и казацкие орды для отпора ханским войскам. Казакам и самим были чужды военные походы для захвата добычи, потому что с распадом Золотой Орды в пределы русских княжеств в поисках военной службы хлынуло большое количество тюрко-монголов со своими беками. Шли они в эти княжества как к своим союзникам, так как считали их одним из бывших улусов Золотой Орды.

Московские князья, особенно начиная с Ивана III, принимали на службу в свое войско тюрков-казаков. Русские сначала называли их служилыми татарами, а затем стали называть казаками. Появившиеся в пределах Москвы со своими беками (атаманами), казаки говорили на тюркском языке, что производило впечатление, будто Москва наполнилась тюрками и слышна только тюркская речь.

Что касается северо-западных соседей, то Витовту, правителю Литовскому тюрко-монголы, в период распада Золотой Орды были полезны. Конечно, он не хотел восстановления могущественной Золотой Орды эпохи Узбек-хана, однако тюрко-монгольские враждующие улусы были ему на руку, так как в их составе всегда можно найти ярых охотников до грабительского набега на московские области. Такова же, по существу, была и точка рения господствующего класса тогдашней Польши.

Распад Золотой Орды на самостоятельные орды и ханства – это завершение той игры центробежных феодальных сил, которая в свой круговорот захватила полукочевых и кочевых феодалов в лице принцев, ханов, эмиров и прочих влиятельных лиц. Первые такого рода сложившиеся государственные образования появляются в конце первой трети XV в.

Основным преемником Золотой Орды была Большая Орда, располагавшаяся в Нижнем Поволжье. Именно отношения России с этим государственным образованием и привели к событиям, известным как свержение тюрко-монгольского ига. Уже в 80-х гг. XV в. это государственное объединение не представляло сколько-нибудь серьезную угрозу для Русского государства и использовалось лишь до поры до времени в качестве противовеса усиливающемуся Крымскому ханству.

По мере распада Золотоордынского государства выделились следующие крупные государственные объединения: Ногайская Орда, Казанское ханство, Крымское ханство, Касимовское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Узбекское ханство, Казахское ханство, – каждое из которых, став самостоятельным, было достаточно сильным. Остановимся на наиболее значительных, на наш взгляд, государствах – преемниках Золотой Орды, которые сыграли важную роль в гео политике Евразии XV–XVIII вв.


Ордынское владычество на Руси — так называется период монголо-татарского ига над русскими княжествами, которое началось после нашествия 1237–1242 годов и завершилось к 1480 году. Кратко период ордынского ига на Руси проходят в школьном курсе истории 6 класса.

Первое столетие

В 1237–1238 годах монголо-татарское войско хана Батыя разорило северо-восточные русские княжества, а в 1239–1241 — южные. Разорению почти не подверглась территория современной Беларуси, а также Псков, Великий Новгород, удаленные северные города и некоторые крепости в Карпатах.

Ордынское владычество на Руси

Рис. 1. Ордынское владычество на Руси.

Ордынское владычество можно отсчитывать с 1243 года. Именно тогда князь Ярослав, отец знаменитого Александра Невского, съездил в Каракорум за ярлыком. Хан Батый признал его старшим князем на Руси. Несколько лет спустя ордынцы провели переписи населения в русских княжествах с целью сбора дани. На территории княжеств не было постоянного монголо-татарского войска. По сути князья являлись вассалами ханов, во внутреннем управлении они сохраняли относительную самостоятельность в действиях и даже успевали иногда воевать друг с другом.

Если посмотреть на карту Восточной Европы XIII века, то заметно, что силы Руси и Золотой Орды несопоставимы. Шансов одержать военную победу над монголо-татарами у русских князей не было. Московский князь Иван Калита правил с 1325 по 1340 год и смог добиться мирных отношений с Золотой Ордой для своих наследников почти на 40 лет.

Русь и Золотая Орда

Рис. 2. Русь и Золотая Орда.

Упадок Золотой Орды

К середине XIV века площадь монголо-татарского государства составила около 6 млн кв. км, а государственной религией стал ислам. Столица находилась на Волге в городе Сарай аль-Джедид.

Упадок начался после смерти в 1357 году хана Джанибека. За последующие годы на престоле сменилось 25 ханов. Внутренние распри привели к ослаблению государства и оно начало терпеть поражения:

  • в 1362 году от литовского князя Ольгерда у Синих Вод;
  • в 1365 году от рязанского князя;
  • в 1378 и в 1380 годах от московского князя Дмитрия Ивановича.

Однако выплата дани русскими князьями татарским ханам и получение от них ярлыков продолжалась до 1470-х годов. В 1480 году великий князь Иван III разгромил на реке Угре хана Ахмата, и это событие стало датой окончания ордынского ига.

Окончательный упадок Золотой Орды произошел из-за войны с Тамерланом в конце XIV века. В последующие 50 лет она уменьшилась до размеров Большой Орды в низовьях Дона, а на остальных территориях появились ханства: Сибирское, Узбекское, Казанское, Крымское и Казахское.

Монголо-татарское иго

Рис. 3. Монголо-татарское иго.

Что мы узнали?

Следствием ордынского ига на Руси, с одной стороны, стал упадок русских земель в XIII веке, а с другой — усиление Московского княжества в XIV–XV веках. Окончательный разгром ордынского ига связан с личностью Ивана III.

К концу XV столетия на восточ­ной окраине Европы возникло боль­шое государство, правитель которо­го пытался на равных разговаривать и с крымским ханом, и с великим князем литовским, и с императором Священной Римской империи. Было ли Русское государство самобытным политическим образованием или его создатели ориентировались на вполне конкретную, хорошо известную им модель? Поскольку обретению Великим княжеством Мос­ковским государственного суверенитета предше­ствовало несколько веков ордынской зависимости, то наибольшей популярностью пользуется версия о монгольских корнях российской государственности. Ее сторонников можно найти сейчас и среди либералов-западников, и среди консерваторов — защитников традиционных ценностей.

В своей рецензии на книгу Островского его соотечественник Чарльз Хальперин справедливо указал на уязвимость приведенной аргументации: московский дворский по своему статусу и функциям никак не соответствовал визирю в исламских государствах; полномочия тысяцкого и беклярибека не вполне ясны из имеющихся источников, поэтому получается уравнение с двумя неизвестными; наконец, боярская дума при московском князе ни по численности, ни по принципам комплектования не соответствовала совету карачи-беев, которых всегда было четверо (за этим числом скрывались космологические представления). Бояр же в боярской думе было Семь. Древнейшее число Семи мудрецов. У Александра Македонского тоже было семь советников.

К этим критическим замечаниям можно добавить, что факт заимствования — при отсутствии прямых указаний источников — никак не может быть установлен дедуктивным путем, ведь история сугубо эмпирическая наука— это не математика! Между тем единственным логическим основанием приведенных выше спекуляций Островского является его убежденность в том, что во всех улусах огромной Монгольской империи управление строилось на одних и тех же принципах. Более того, историк явно модернизирует московские политические реалии XIV века, полагая, что князь того времени, словно Петр Великий через три с лишним столетия, мог сознательно вводить у себя органы управления, виденные им при дворе другого правителя.

Не более убедительны и попытки другого американского историка, Ярослава Пеленского, найти прообраз московских (так называемых земских) соборов в монголо-тюркском курултае, а прототип московского поместья — в казанском союргале (условном земельном владении). Созывавшиеся царями в XVI-XVII веках соборы, в которых наряду с церковными иерархами и думными чинами участвовали представители дворянства и городской верхушки, не имели ничего общего с курултаями — съездами родовой знати у кочевых народов. А поместная система, получившая развитие в Московском государстве с конца XV века, после присоединения Великого Новгорода с его обширными владениями, генетически никак не была связана с земельными порядками в Казанском ханстве, покоренном Иваном Грозным в 1552 году. Таким образом, внешнее подобие и поверхностные аналогии не могут служить надежным ориентиром в поиске источника институциональных заимствований.

Поместная система скорее копировала Византийскую систему комплектования-фактически помещики были воинами стратиотами, которых были обязаны содержать окрестные крестьяне.

Если суммировать все, что сегодня известно по упомянутой выше проблеме, то нужно признать, что московские князья (а впоследствии цари) не копировали монгольские порядки и никогда не претендовали на наследие Золотой Орды. Припомним обращенные к Ивану III гневные слова архиепископа Вассиана Рыло, призывавшего великого князя не повиноваться богомерзкому и самозваному царю — хану Ахмату: мог ли православный государь подражать обычаям сарайских правителей, от власти которых он с таким трудом освободился?

По наблюдениям исследователей, важные перемены в этой системе наметились около середины XV века: во-первых, наряду с поголовным описанием появилось поземельное, его единицей стала соха; во-вторых, с 1460-х годов упоминаются писцовые книги некоторых уездов. Постепенно система налогообложения трансформировалась настолько, что к концу XV века она уже ничем не напоминала монгольскую: ее основу составили регулярные и проводившиеся по единым принципам описания, охватившие в 1490-1500-х годах всю страну. Результаты описаний тщательно фиксировались в писцовых книгах по каждому уезду, хранившихся у великокняжеских дьяков в Москве. Налогообложение окончательно стало поземельным.

Стрельцы полностью копируют таксисы Византии.Тождественно даже их число-12 таксисов, 12 статей стрельцов. Обычай придавать Главному воеводе 300 жильцов для охраны Царем также идентичен обычаю базилевса давать полководцу схолу для личной охраны.

Но,подобным образом почтовая служба была налажена и в Римской империи и Византии,где обязанность снабжения лошадьми возлагалась на окрестное население.

Если монгольское влияние постепенно затухало по мере развития Русского государства, то византийское, наоборот, возрастало. И в этом нельзя не увидеть парадокс: до завоевания Византии турками в 1453 году связи с нею осуществлялись главным образом по церковной линии (митрополия киевская и всея Руси была одной из многих епархий Константинопольского патриархата), а уже после того, как держава ромеев перестала существовать, ее имперский опыт оказался востребован в Москве.

Надо признать, впрочем, что мы плохо представляем себе начальный этап развития делопроизводства в Московской Руси. Некоторые исследователи полагают, что форма свитка, или столбца, в которой хранились пространные документы в московских приказах (каждый следующий лист подклеивался к нижнему краю предыдущего, и потом все они сворачивались в рулон), имела центральноазиатское происхождение. Однако многое здесь остается неясным. Можно заметить, например, что в рулонах (свитках) хранились документы и в некоторых других средневековых канцеляриях, в частности в канцелярии английских королей, хотя монгольские завоеватели, как известно, так и не добрались до Британских островов.

Чин венчания Дмитрия-внука был положен в основу коронации Ивана IV, ставшего в январе 1547 года первым русским царем, но и после этого обряд венчания на царство продолжал дополняться и усложняться. Посильную помощь в этой работе оказали греческие церковные иерархи, приславшие в Москву в 1561 году книгу с описанием коронаций византийских императоров. Венчание на царство Федора Ивановича (сына Ивана Грозного) в мае 1584 года затмило своей пышностью все предыдущие подобные церемонии; в тот раз впервые коронация русского государя сопровождалась миропомазанием, причем, в отличие от соответствующего византийского обряда, оно совершалось после венчания (т. е. возложения царского венца), а не предшествовало ему.

Еще одним новшеством, пришедшим в кремлевские палаты из Византии, стали смотрины царских невест. Впервые эта церемония была проведена в 1505 году, и тогда великий князь Василий III выбрал себе в жены Соломонию Сабурову. По свидетельству австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, побывавшего в Москве через десять лет после этого события, совет провести смотрины подал государю Юрий Траханиот (греки Траханиоты прибыли в свите царевны Софьи Палеолог, вышедшей в 1472 году замуж за Ивана III): он надеялся стать тестем великого князя, выдав за него свою родственницу, но просчитался. Интересно, что в самой Византии обычай выбора императором невесты из нескольких претенденток существовал в VIII веке и впоследствии был прочно забыт; сведения о нем сохранились в средневековых хрониках. Таким образом, в Москве возродили не просто чужеземный, а давно умерший обычай, о котором можно было судить только по книгам. Тем не менее совет лукавого грека пришелся ко двору, и смотрины невест проводились в Кремле до самого конца XVII века.

Итак, на вопрос, вынесенный в название, следует ответить отрицательно: Московское государство не было подобием ни Золотой Орды, ни Византии; московские великие князья и цари не претендовали на наследие хана Батыя или императора Константина, хотя во время придворных церемоний русский государь и пытался подражать византийским басилевсам. При этом в процессе формирования российской государственности адаптировались некоторые институты, оставшиеся от монгольского владычества, и заимствовались или даже воссоздавались кое-какие византийские традиции.

Влияние Золотой Орды на Русь

Русь несколько веков находилась в Монголосфере, которая охватывала Китай и Ближний Восток.

Одним из наиболее главных утверждений русских евразийцев считается тезис о преемственности между Россией и Золотой Ордой – государством монголо-татар, существовавшим в Евразии с XIII по XVI век. Об этом говорили даже их противники — историки-западники XIX века такие как Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев, которые и создали миф об исключительно европейском характере русской культуры.

По Карамзину, именно подчинение монголам превратило русских князей в раздробленной конфедерации удельной Руси в самодержавных владык.

Так что же русские, русская культура и российское государство переняли от Золотой Орды?

Россия – геополитическая наследница Монгольской империи и Орды

Прежде всего, неоспоримо, что Московская Русь, Российская империя, СССР и современная Россия – геополитические наследники Монгольской империи и Орды.

Влияние Золотой Орды на Русь

Двуглавый орёл - геральдический символ государства Российского. Ему 530 лет. Датируется временем правления Ивана III после его женитьбы на Зое Палеолог.

В правление Василия III распалась Золотая Орда и образовалось Московское княжество (Русское государство), в которое помимо самого Московского княжества вошли Рязань, Смоленск, Псков.

Как справедливо замечали Н.С. Трубецкой и П.Н. Савицкий, московские цари, начиная с Ивана Грозного, стали собирать земли бывшей Золотой Орды. Трубецкой даже эпатажно заявлял: в XVI веке ханская ставка переехала из Сарая в Москву.

Влияние Золотой Орды на Русь

В Золотой Орде двуглавый орёл встречается на монетах с конца XIII по вторую половину XIV века

Действительно, московские цари присоединили где военным путём, а где и мирно к России Казань, Астрахань, Башкирию, Сибирь, а всё это – бывшие ордынские улусы. Екатерина присоединила Крымское ханство, при Александре Первом в состав России вошли казахи (Синяя Орда), Николай Первый вёл войны на Кавказе, как ранее вели такие же войны и там же ордынские ханы и темники, а Александр Третий присоединил Среднюю Азию, входившую ранее в Улус Джучи. Затем с 1919, когда красная Россия стала федераций благодаря вхождению в неё Башкирской республики, собирателями ордынских земель выступили Ленин и Сталин (Сталин вёл военную операцию в Средней Азии до середины 1930-х). Ельцин – разрушитель СССР, всё же не дал отпасть от РФ Татарии, Башкирии и Кавказу – древним ордынским землям, а Путин в 2014 году вернул в состав России Крым – некогда территорию Крымского ханства, и ещё в 2001 году был создан ЕАЭС, куда входят Казахстан и Киргизия, сегодня уже открыто объявляющие себя наследниками Орды.

Иначе говоря, 5 веков российской истории заставляет русских самодержцев примерять шапку Мономаха, которая, как доказал историк Г.В. Вернадский, на самом деле пришла не из Византии, а досталась Ивану Третьему от ордынского хана Узбека, дочь которого (в крещении Агафья) вышла замуж за князя Юрия Даниловича, брата Калиты.

Политическая преемственность

Но кроме геополитической, есть и политическая преемственность. Русская политическая традиция начинается с Орды.

Влияние Золотой Орды на Русь

Безусловно, специфика российской политической парадигмы – сильная единоличная, самодержавная власть, будь то царя, императора, генсека, президента. Традицию эту обычно отсчитывают с XVI века, с Ивана Грозного, который объявил себя первым русским царём (царём всея Руси). Но, строго говоря, русские летописи сообщают о царях ещё задолго до Ивана, царями там называются ханы Золотой Орды: Бату, Сартак, Озбэг (Узбек) и т.д.

Влияние Золотой Орды на Русь

Вплоть до XVII века на царских приемах в Московском кремле перед царём лежали три короны – Московская, Казанская и Астраханская, а позади его трона стояли татарские царевичи, символизируя связь Рюриковичей и Чингисидов.

Само русское престолонаследие было почерпнуто русскими князьями с принципа властенаследия Чингисидов по крови. Кньзья видели, что только чингисиды наследовали высшую власть в улусах, и только их потомки носили родовой титул Чингисидов.

Благожелательное отношение к другим народам

Задолго до евразийцев А.Ф. Рихтер писал, что русские переняли у ордынцев благожелательное отношение к другим народам, к их религиям, невмешательство в их дела.

Джувейни сообщает, что:

В изложении Ясы от Макризи отмечается, что:

Влияние Золотой Орды на Русь

Золотая Орда была интернациональным государством, которое было признано тогдашним международным сообществом, то есть было, как бы сейчас выразились, законным субъектом международного, хоть тогда ещё неписаного, права.

Логистика

Влияние Золотой Орды на Русь

Марко Поло, который посетил Монгольскую империю при хане Хубилае, писал:

При Иване Третьем ямская система приобрела государственное значение. В XVI веке был даже создан особый Ямской приказ, а в XVII веке ямские станции покрыли все царство, включая Сибирь и земли Украины и Белоруссии.

Ямская служба оставила глубокий отпечаток в русской культуре: образ ямщика имеется во многих классических произведениях русской литературы (от Пушкина до Толстого), писатели и поэты подчёркивали тоскливый, монотонный характер песен ямщиков, что сближает их с протяжными степными монгольскими песнями.

Финансы

Влияние Золотой Орды на Русь

Влияние Золотой Орды на Русь

Финансово-фискальная система монголов была так чётко отлажена, что князь Дмитрий Донской, завоевав в 1377 г. волжских булгар, просто взял и в город Булгар послал русских чиновников со штатом писцов, как монголы отправляли на Русь баскаков. Впоследствии налоговую службу на манер ордынской учредил во всём царстве Иван Грозный.

В завершение рассказа об экономике заметим: до монголов русские князья были правителями, но не владельцами земель, кроме своей вотчины. Войдя в Орду, русские с удивлением узнали, что Великий Хан – и правитель, и владелец всей земли в государстве, и он дарует право своим подданным владеть или пользоваться участками земли. Через 3 столетия, когда Иван Грозный провозгласил себя царём всея Руси, он так же заявил о своем праве на все земли, и вотчинные, и поместные.

Военное дело

Обратимся теперь к влиянию Орды на военное дело Руси. До монгольского нашествия войско русичей не имело централизованного управления. Все вопросы решал совет князей, где иногда разгорались жаркие споры, ведь одни князья не желали подчиняться другим. Ядром войска была княжеская дружина, и князь со своею дружиной стремился в гущу боя, на передний край. Лошади были дороги и редки, кавалерии почти не было (на конях были только князь и его приближенные). Дружинники были вооружены длинными мечами (на европейский манер), и вообще в ведении войны многое сохранялось от варягов – предков Рюриковичей.

При встрече с войсками Батыя русичи убедились в несовершенстве такого войска. Монгольская армия управлялась ханом (нойоном), который вообще не принимал участия в сражении. Он отдавал приказы темникам, которые стояли в тылу и управляли боевыми подразделениями издали, их приказы передавались при помощи сигнальных костров и барабанов.

Влияние Золотой Орды на Русь

Невыполнение приказа влекло за собой казнь командира и каждого десятого в подразделении. Решающую роль в бою играла кавалерия, всадники были вооружены кривыми монгольскими саблями.

Весь период ордынского владычества русские князья были вынуждены участвовать в военных экспедициях монголов, и так они переняли монгольское военное искусство и в последствии их же им и победили.

Дмитрий Донской победил Мамая, потому что его войско копировало войско Батыя, а войско Мамая потерпело поражение, потому что превратилось в разрозненные разбойничьи отряды. К тому времени, как отмечал историк Омари, в улусе Джучиевом внуки и правнуки мудрых монгольских ханов растворились в кыпчаках и пропала былая дисциплина, Орда пришла в упадок.

Влияние Золотой Орды на Русь

Язык, культура, быт

Закончить этот рассказ о влиянии Орды на Русь можно обращением к языку, культуре, быту. Множество слов, особенно касающихся финансовой сферы, попали в русский язык из тюркского языка (неофициального языка Орды, ибо монголы составляли лишь немногочисленную верхушку).

По оценкам разных лингвистов, тюркизмы составляют до 5% словарного состава русского языка, причем многие пришли в русский язык уже в постордынский период. Через тюркские языки русский обогатился персизмами и арабизмами. Меньше говорят о восточных корнях русской традиционной одежды (эпохи Московского допетровского царства). Длинные шапки, которые бояре не снимали даже в присутствии царя, пришли через монголов с Дальнего Востока. Кафтан, башмаки, колпак, халат, кушак, зипун – эти слова, равно как и предметы, которые они обозначают, – тюркского происхождения.

Влияние Золотой Орды на Русь

Обилие ковров, накидок, подстилок в русских домах – тоже восточное влияние, оно сохранилось до сих пор, а в годы СССР ковры в квартирах считались знаком благополучия.

Впрочем, это же можно сказать отчасти и об одежде. Проницательный Эдуард Лимонов, вернувшись из Европы, заметил, что русский обычай ходить дома в тренировочных штанах удивил его и заставил подумать, что русские всё же восточный народ, раз так любят это подобие турецких шароваров.

Конечно, этим влияние Орды на Русь и русскую культуру не исчерпывается. Это только отдельные факты, но и они заставляют нас задуматься о восточных корнях нашей культуры и цивилизации.

Читайте также: