Конституционный суд фрг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Федеральный Конституционный суд орган юрисдикции ФРГ, независимый и равноправный. Он состоит из 2-х палат в каждой из которых есть по восемь судей. Первая палата решает вопрос о контроле и соблюдении федеральных норм законодательства ФРГ, а также подачи жалоб гражданами в органы власти. Вторая палата решает вопрос об государственной организации.

Судьёй Федерального Конституционного суда может быть гражданин ФРГ, не достигший сорокалетнего возраста и не состоящий на должности в других федеральных органах.

Основные задачи Федерального Конституционного суда:

• Контроль за соблюдением и исполнением Основного закона

• Решает споры между Федерацией и землями, или различными Федеральными органами

• Устанавливает, какие политические партии противоречат Конституции и др.

Основным гарантам правового государства ФРГ является, по Конституции, Федеральный Конституционный суд, который выбирается бундестагом и бундесратом и стоит во главе судебной системы страны. По отношению ко всем конституционным органам Федеральный Конституционный суд является единственной и независимой судебной палатой. Он рассматривает конфликты федерации и земель, споры об объеме их прав и обязанностей, контролирует правовые нормы на их совместимость с нормами более высокого ранга и объявляет их не имеющими юридической силы.

К таким жалобам, однако, предъявляются жесткие требования, в том числе требование предоставления доказательств, что все другие пути восстановления нарушенных прав были исчерпаны жалобщиком. Благодаря этому 98% таких жалоб Федеральный Конституционный суд просто не рассматривается. Судьи независимы и подчиняются только закону (ст. 97(1)).

72. Конституция РФ 1993г, общая х-ка.

Особенности:

1) Логику построения новой К. определила концепция обществ. договора, т.е. сначала чел., его права и свободы как высш. ценность, затем гражданское общество как единственный источник власти, а затем гос-во как агент личности и гражд. общества, решающий те вопросы, ~ закреплены за ним в конституции.

2) Текст К. 93 г. деидеологизирован, а в опред. смасле и деполитизирован, т.е. не политика вместо К. а политика в рамках К. => требование строжайшего следования в политике предписаниям К.

3) Впервые в истории России в основу К. положены гуманистические идеи (неотчуждаемостьосн. прав и свобод чел.)

4) К. по новому формулирует форму гос. устройсва России - это федеративное гос-во, построенное на основе смешанного принципа, национально-териториального, и териториального равноправия его S-в. + не предусматривается право выхода S-в РФ из ее состава.

5) Заложена достаточно четкая система разделения властей как по горизонтали так и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий).

6) Новая К. действительно правовой документ в строгом, юр. смысле этого слова, т.е: а) испльзуются общепринятые КП понятия, категории и т.д, исключающие противоречивые толкования. б) К. явл. законом прямого действия (недопустим отказ любого правоприменительного органа от применения и реализации конкретных норм. К.) в) К. закрепляет превосходство права над гос-вом.

7) К. закрепляет РФ как социальное гос-во, определяет обязанности гос-ва в соц. сфере.

8) К. сочетает гибкость и динамизм с достаточно жестким порядком в отношении поправок, касающихся конст. строя и основ правового статуса чел.

9) Новая К. творчески учитывает и отражает опыт мировой цивилизации, в том числе опыт конституционного развития.

73. Конституционно-правовой статус Президента РФ.

Задачи президента: охрана суверенитета, независимости и целостности гос-ва, охр. прав и свобод граждан.

Назначает выборы в Госдуму и распускает её, пользуется правом инициативы, подписывает и обнародует законы, назначает председателя правительства и по его представлению – заместителя и министров.

Решает вопросы внешн. политики, явл. Верховным главноком-м, реш. вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения в высшие гос. органы, формирует совет безопасности.

Не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Парламент только может объявить импичмент.

74. Конституционно- правовой статус Парламента РФ.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат —Совета Федерации и ГосДумы (ст. 95). Двухпалатный парламент отражает федеративное устройство нашего государства. Нижняя палата выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Верхняя палата призвана отразить специфические черты федерализма и выступает как представительство субъектов Федерации (ч. 2 ст. 95).

Основной характеристикой ФС является его право на принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов. Принятие всех федеральных законов отнесено к компетенция Гос Думы, избираемой непосредственно населением РФ. Принятие решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности государства отнесенное к компетенции Федерального Собрания.

Палаты парламента действуютне в порядке кратковременных периодических сессий, а практически постоянно — это является необходимым условием активной роли парламента в политической жизни общества.

Вследствие наделения обеих палат различными полномочиями, Конституция установила раздельный порядок заседания Совета Федерации и ГосДумы. Как правило, заседания палат проходят открыто.

Для обеспечения порядка организации работы парламента депутаты каждой из палат избирают из своего состава Председателя и его заместителей, образуют комитеты и комиссии, в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных актов.

Правительство РФ

Формирование Правительства:

1) В теч. 2 недель после отставки старого прав-ва или избрания нового Президента, Президент предлагает ГД кандидатуру председателя прав-ва. ГД в теч. недели рассматривает и утверждает кандидатуру председателя (после трехкратного отклонения Президент назначает председателя прав-ва и распускает ГД).

2) Председатель прав-ва в теч. недели предлагает Президенту стр-ру ФОИВ (Конст. ст. 112). Президент своим указом утверждает ее.

3) Председатель прав-ва предлагает Президенту кандидатуры заместителей (в т.ч. первых).

Состав правительства: Председатель, зам-ы, фед. министры.

Правительство РФ - орган исп. власти общей компетенции.

Полномочия Правительства РФ:

1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.

2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.

3) обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

4) осуществление управления фед. собственностью.

5) обеспечение обороны страны, гос. безопасности, реализации внеш. политики РФ.

6) обеспе­чение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.

А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.

Конституционный суд РФ

Конституционный суд РФосуществляет контроль за соответствием новых законов Конституции РФ и дает разъяснения по ее положениям.

Karlsruhe bundesverfassungsgericht.jpg

Федера́льный Конституцио́нный суд Герма́нии (нем. Bundesverfassungsgericht , сокращённо BVerfG) уполномочен решать вопросы соответствия законов и судебных решений Конституции ФРГ. Заседает в Карлсруэ, здание охраняется федеральной полицией.

Содержание

Создание

Предусмотрен Конституцией ФРГ в 1949, сформирован в 1951. До постройки специального здания размещался во Дворце Принца Макса. Этот суд стал первым конституционным судом, созданным в послевоенной Европе. Он возник практически на пустом месте: никаких процедур пересмотра законов судом в Германии ранее не было.

Конституционный суд изначально сосуществует с пятью ветвями судов специальной юрисдикции, возникшими ещё в традиции германского правового государства (Rechtstaat). Во главе этих ветвей стоят пять федеральных верховных судов. В начале 1950-х годов остальные судебные органы были в процессе реформирования, и, в отличие от нового Конституционного суда, над ними тяготел груз нацистского прошлого (см. Народная судебная палата (Третий рейх), Последующие Нюрнбергские процессы). Кроме того, в обстановке послевоенных реформ германского права одним из основных принципов новой системы было признание верховенства Конституции, и разработчкии реформы особенно рассчитывали на Конституционный суд как на главный механизм этого принципа. Соответственно, он был наделён полномочиями, более широкими, чем его австрийский и итальянский аналоги. Так, предусмотрена процедура, посредством которой частные лица могут подавать конституционный иск против окончательных решений специализированных судов. С 2002 года председателем Конституционного суда Германии был Ханс-Юрген Папир. С марта 2010 года им является Андреас Фоскуле. [1]

Полномочия

Основной закон Германии наделяет суд правом отменять принятые в должном демократическом порядке законы, если суд придет к заключению, что они противоречат Конституции.

Право подачи иска

Заявления имеют право подавать органы власти:

Расширение трактовки прямого действия Основного закона

Стратегия принятия решений



Подход суда к интерпретации основных прав привёл к постепенной конституционализации всей правовой системы. В этом процессе участвовали как Конституционный суд, так и суды частной юрисдикции, и их функции неизбежно в значительной степени пересекались.

Разграничение полномочий Конституционного суда и судов общей юрисдикции

Однако в то же время существует спор вокруг границ оценки Судом судов специальной юрисдикции. Критику вызвали уже решения Luth и Elfes, хотя их высоко оценили многие специалисты по конституционному праву. Эта критика не прекращалась все 50 лет со времени вынесения этих решений, и она, несомненно, присутствует и в современных спорах. Время от времени она отражается и в практике судов специальной юрисдикции. Правда, случаи откровенного отказа следовать решениям Конституционного суда носят исключительный характер, кроме того, германский Суд действует достаточно эффективно, чтобы внедрить свои правовые решения в других юрисдикциях (в некоторых других странах это не так).

Ссылки

Примечания

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

  • Конституционные суды
  • Государственное устройство Германии
  • Карлсруэ
  • Достопримечательности Карлсруэ
  • Суды Германии
  • Суды по алфавиту
  • Конституционное право Германии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Конституционный суд Германии" в других словарях:

Конституционный суд — Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия

Конституционный Суд — Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе… … Википедия

Конституционный суд ФРГ — Федеральный Конституционный суд Германии (нем. Bundesverfassungsgericht, сокращённо BVerfG) уполномочен решать вопросы соответствия законов и судебных решений Конституции ФРГ. Заседает в Карлсруэ, здание охраняется федеральной полицией. Здание… … Википедия

Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть через конституционное судопроизводство. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В Российской Федерации… … Политология. Словарь.

Конституционный суд — в некоторых государствах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за соответствием ей всех иных нормативных актов. Иногда функции Конституционного суда возлагаются на верховный суд государства (например … Энциклопедический словарь

Верховный суд Германии — Великогерцогский дворец в Карлсруэ Верховный суд Г … Википедия

Федеральный конституционный суд — Германии (нем. Bundesverfassungsgericht, сокращённо BVerfG) уполномочен решать вопросы соответствия законов и судебных решений Конституции ФРГ. Заседает в Карлсруэ, здание охраняется федеральной полицией. Здание Конституционного суда в Карлсруэ… … Википедия

Федеральный административный суд Германии — Вид на здание суда с запада Федеральный административный суд Германии … Википедия

Федеральный финансовый суд Германии — Здание суда Федеральный финансовый суд (нем. Bundesfinanzhof, сокр. BFH) является высшим судебным органом Ге … Википедия

Суд — специальный орган государства, в компетенцию которого входит осуществление правосудия в интересах господствующего класса (при социализме в интересах всего народа). Свои функции С. выполняет в форме разрешения уголовных дел, гражданских,… … Большая советская энциклопедия

Федеральный конституционный суд ФРГ – орган контроля исполнения конституционного права. Следует заметить, что деятельность данного суда основана на законодательстве страны, который был принят в 1949 году и полностью сформирован в 1951 году. Суд считается одним из первых, который начал свою официальную деятельность на территории Европы после войны.

Федеральный конституционный суд ФРГ: особенности работы

Следует заметить, что в Германии КС взаимодействует с пятью ветвями других судей, которые относятся к специализированной юриспруденции. КС наделен весьма существенными полномочиями, поэтому и выбор судей производится весьма серьезно и внимательно.
Основой рассмотрения дел является поданный иск. Таким правом обладают все органы власти. Кроме всего прочего, граждане страны также имеют право подать иск в том случае, если в каких-то спорах или же определенных законах, примененных на практике, они усматривают прямое нарушение конституционного права.
В действительности, КС является основным органом контроля исполнения Конституции. Деятельность таких судов четко прописана в специализированных законах, где отображается весь процесс выбора судей, а также последующий процесс проведения заседаний.
Следует заметить, что в ФРГ очень внимательно относятся к вопросу разграничения деятельности судов общей юрисдикции, а также КС.
КС имеет право рассматривать все дела, в которых проявляются аспекты нарушения конституционного права. Тем не менее, если дело содержит в себе более сложные преступления одной из сторон, то изначально производится процесс суда в первой инстанции, после дело может быть передано в КС.

    Основная функция суда – проверка на конституционность законодательной базы страны, а также всех нормативно-правовых документов. Сразу же следует заметить, что если какие-то несоответствия обнаруживаются, то в данном случае законодатель получает извещение о необходимости пересмотра законов и изменениях их;

2. Также КС имеет право проверять те законы, которые еще не приняли официально и они находятся на этапе рассмотрения;

3. КС – единственная инстанция, которая занимается вопросами толкования Конституции. Следует отметить, что данный момент является невероятно важным для всей судебной системы. Правильное и единственно верное толкование, формирует возможность правильно применять определенные законы на практике. Чтобы избежать определенных несоответствий, непременно следует изучать толкования КС, прежде, чем подавать исковое заявление;

4. Образцы документов, которые нужно заполнить, публикуются на официальном сайте суда, что позволяет гражданам достаточно быстро обратиться за законной помощью в вопросах нарушения конституционных прав;

5. Судьи заседают коллегиально, решение принимается большим количеством голосов;

6. Заседания, как правило, протекают на основании докладов, что позволяет весьма детально изучать законодательную базу и принимать единственно правильные решения;

Местное управление и самоуправление в зарубежных странах (понятие, основные конституционные модели).

Местное управление – это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестояще- го территориального уровня управления.

Местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной единицы по управ- лению его делами.

Самоуправление осуществляют избираемые органы, управление – органы назначаемые.

Однако выборность – не единственный признак органов местного самоуправления. Они должны обладать опреде- ленным комплексом полномочий, определенной само- стоятельностью.

Полномочия местных органов, как правило, закреп- ляются в специальных нормативных актах. Законодатель- ство ФРГ достаточно подробно регулирует вопросы ме- стного самоуправления и местного управления. Данной проблеме посвящено несколько статей федеральной кон- ституции. Так, в ст. 28 закрепляется, что в землях, окру- гах, общинах народ должен иметь представительство, созданное всеобщими, прямыми, свободными, равны- ми и тайными выборами. Здесь же закрепляется право общин регулировать в рамках закона и под собственную ответственность все дела местного сообщества.

14.2. Åâðîïåéñêàÿ Õàðòèÿ î ìåñòíîì ñàìîóïðàâëåíèè

15 октября 1985 г. была принята Европейская Хартия о местном самоуправлении. Хартия обязательна для госу- дарств – членов Совета Европы, закрепляет важнейшие конституционные, законодательные основы местного са- моуправления. Целью Хартии является обеспечение и защита прав местных органов самоуправления. В ней гово- рится также о том, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны.

Хартия состоит из преамбулы и трех частей. В преамбу- ле обозначены цели Совета Европы.

Часть I Хартии раскрывает понятие местного само- управления, определяет сферу его компетенции, гаран- тии и механизмы правовой защиты, способы контроля за его деятельностью и источники финансирования.

Под местным самоуправлением, как это закреплено в ст. 3, понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного прямого и всеобщего голосования. Со- веты или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами.

Основу местного самоуправления составляют финан- совые ресурсы. Согласно Хартии органы местного само- управления имеют право на обладание достаточными соб- ственными финансовыми ресурсами, которыми они мо- гут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.

Часть II Хартии устанавливает обязательства государств, ее подписавших. Наиболее важным в этом разделе явля- ется определение основных принципов, на которых долж- но строиться местное самоуправление. Следует упомянуть такой принцип, как: органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной сво- бодой действий для осуществления собственных инициа- тив по любому вопросу, который не исключен из их ком- петенции и не отнесен к компетенции другого органа вла- сти. Закрепляется принцип исключительной компетенции и выделяется определенная сфера самостоятельных полно- мочий для этих органов государства.

Таким образом, можно назвать два основных прин- ципа органов местного самоуправления: выборность и определенный комплекс прав.

Часть III регулирует вопросы ратификации Хартии и вступление ее в силу.

14.3. Îñíîâíûå ìîäåëè (ñèñòåìû) ñàìîóïðàâëåíèÿ è óïðàâëåíèÿ â çàðóáåæíûõ ñòðàíàõ

В зарубежных странах встречаются различные модели (системы) осуществления публичной власти на местах.

Англосаксонская система присуща Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряду других стран. Характе- ризуется весьма значительной самостоятельностью органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и разделением функций местного самоуправле- ния и государственного управления на местах. Данной модели присуще отсутствие на местах уполномоченных центрального правительства, опекающих местные пред- ставительные органы. Для решения местных вопросов в административно-территориальных единицах (графствах в Англии и Уэльсе, областях и округах в Шотландии, граф- ствах, округах, тауншипах в США, Канаде, Австралии) жителями избираются местные представительные органы – советы (правления), сроком на два-четыре года. Существует институт контроля за деятельностью органов местного са- моуправления: через центральные министерства (например, инспектирование деятельности муниципальных органов, осуществляемое Министерством образования и науки, внут- ренних дел (полицейская и противопожарные службы) по вопросам своей компетенции), а также через судебные ор- ганы, т. е. косвенный контроль. Данная система не предпо- лагает прямого контроля путем назначения из центра на места чиновников, осуществляющих контроль за законно- стью действий выборных органов.

Романо-германская (континентальная) система сложи- лась в большинстве стран. Это континентальная Европа, франкоязычная Африка, Латинская Америка, Ближний Восток. Романо-германская система характеризуется со- четанием в органах на местах функций местного само- управления и функций государственной власти. Она стро- ится на основе сочетания выборности и назначаемости местных органов. Так, во Франции органами местного самоуправления в коммунах являются коммунальные со- веты, избираемые населением, мэр и его заместители, образующие муниципалитет. Исполнительная власть на уров- не коммун осуществляется мэром и его помощниками, которые избираются на 6 лет муниципальным советом из числа своих членов. Мэр сочетает функции главы муници- пального образования и государственного чиновника.

Иберийская система сложилась в Испании (хотя на сего- дняшний день она Испании несвойственна), имеет место в ряде испаноговорящих государств Латинской Америки.

При иберийской системе местного самоуправления и управления население административно-территориальных единиц (в том числе общин, муниципий) избирает совет и главное должностное лицо данной административ- ной единицы (алькальда, регидора, префекта, мэра); иногда избирается коллегия должностных лиц. В некоторых странах главное должностное лицо избирается не населе- нием, а советом. Префект (регидор и т. п.) одновременно является председателем совета, его исполнительным орга- ном и утверждается правительством (президентом, мини- стром внутренних дел) как его представитель в данной ад- министративно-территориальной единице. Он обладает правом контроля за деятельностью совета. Словом, алькальд (регидор и др.) сосредоточивает в своих руках основные рычаги местного руководства и обладает большой властью. Правда, контроль почти не применяется: алькальду как председателю совета предоставляются широкие возможно- сти не принимать в совете решения, которые он же будет вынужден позднее отклонить.

Система Советов характерна для стран, относящихся к социалистическим (Китай, КНДР, Куба, Вьетнам). В ос- нове этой системы лежит отрицание принципа разделения властей, Советы являются высшим органом государствен- ной власти на соответствующей территории, а не органом самоуправления. Подобный подход закреплен в Конститу- ции Кубы 1976 года, которая характеризует местные ас- самблеи как высшие органы государственной власти на местах, осуществляющие в пределах своего круга ведения государственные функции в соответствующих территори- альных единицах (ст. 101, 102). Советы в свою очередь из- бирают коллегиальные органы государственного управления в данной административно-территориальной единице – ис- полнительные комитеты. Они действуют согласно принципу двойного подчинения: вышестоящему органу управления и соответствующему местному совету. Все органы государства считаются производными от советов и им подчиненными. Нельзя не учитывать, что в социалистических странах ре- альная власть принадлежит партийным организациям коммунистической партии, функционирующим на различ- ных уровнях административно-территориального деления и принимающим все важнейшие решения.

Следует также отметить, что наряду с рассмотренны- ми моделями существуют и другие формы местного управления и самоуправления. В некоторых странах Африки и Океании, сохранившим племенное устройство (трайболизм – приверженность к культурно-бытовой, культовой и общественно-политической племенной обособленности) вожди племени в соответствии со своим положением стано- вятся местными администраторами.

Компетенцию органов самоуправления можно разде- лить на первичную и вторичную.

Первичная компетенция – это то, что можно назвать ме- стными делами: чистота улиц, правильность застройки, система школьного образования, органы здравоохранения, парки, скверы, забота о бездомных, престарелых и т. д.

Вторичная компетенция – это круг вопросов, которые прямо не относятся к местным делам и в которых более заинтересована центральная власть: учет избирателей, призывников, мероприятия оборонного характера и т. д. Объем компетенции местных органов зарубежных стран постепенно увеличивается, в том числе в таких важных сферах, как просвещение, дорожное строитель- ство, коммунальное хозяйство и т. д. Права местных орга- нов в унитарных государствах закрепляются законами и актами правительства, в федеративных государствах – субъектами федерации. В некоторых случаях органы мест- ного самоуправления могут обращаться в законодатель- ные органы с просьбами, петициями об издании зако- нов или других актов, которые предоставили бы им до- полнительные права. Некоторые дополнительные права могут быть предоставлены без издания новых законов, на уровне подзаконных актов.

Основные методы муниципальной деятельности – непосредственное регулирование и управление.

Регулирующая деятельность – это выдача лицензий на право торговли, содержание различных предприятий быто- вого обслуживания, кинотеатров, театров, выдача разреше- ний на занятие промыслами, установление правил торговли, застройки, поведения в общественных местах, выделение земельных участков под строительство и т. д. Управленческой деятельностью можно назвать руководство предприятиями, которые составляют муниципальную собственность. Обыч- но это предприятия коммунального транспорта, коммуналь- ного хозяйства, бытового обслуживания.

Полномочия муниципальных органов классифициру- ются на определенные группы:

1) в сфере финансово-экономической деятельности (принятие местного бюджета, участие в экономических и социальных проектах путем выпуска либо покупки акций, сбор различных денежных средств);

2) в области охраны общественного порядка (в веде- нии местных органов и их исполнительных комитетов часто находятся местные полицейские силы);

3) в области коммунального обслуживания, благоуст- ройства и охраны окружающей среды (развитие транспор- та, дорожное регулирование, местное дорожное строитель- ство, санитарное состояние городов – контроль за тем, как соблюдается законодательство по охране природы, борьба с загрязнением воды, воздуха и т. д.);

4) в социальной сфере (организация помощи неиму- щим, престарелым, инвалидам).

Источники доходов местных органов власти: 1) местные (муниципальные) налоги и сборы:

а) муниципальный подоходный налог; б) налог со стоимости земли; в) налог с доходов компаний; г) налог с собственности (его платят домовладель- цы, владельцы хозяйственных сооружений и земель- ных участков); 2) компенсации за услуги, оказываемые местными органами:

а) выдача разрешений на торговлю; б) потребительские платежи (за воду, вывоз и унич- тожение мусора и т. п.); в) штрафы, налагаемые местными властями. 3) государственные субсидии – выплаты из общего- сударственного бюджета. Субсидии бывают трех видов:

а) общие субсидии, выплачивающиеся регулярно; б) целевые субсидии, которые также выплачиваются регулярно, но на конкретные цели (на образование, куль- туру и т. д.);

в) специальные дотации для отдельных муниципали- тетов, городов и т. д.

Так, в США штатами покрывается 34% всех расходов местных органов, в Канаде вышестоящими властями суб- сидируется 50% расходов местных органов, в ФРГ – 41%.

Иран

1)До принятия Конституции ИСИ являлась монархией. После свержения монархии был проведен всеобщий референдум по вопросу будущего гос устройства в результате чего Иран был провозглашен Исламской республикой. Конституция 1979 г закрепила основные черты этого уникального гос устройства в виде теократической республики. В данном гос-ве совмещены элементы религиозной и республиканской власти. В конституции закреплены верховенство исламских принципов в организации всех ветвей власти, .а также верховенство исламского верховенство. В 1989 году были внесены серьезные поправки в Конституцию. Изменена структура законодательной, исполнительной власти. Ликвидирована должность премьер-министра и т.д.

Структура Конституции : преамбула и 14 глав. В преамбуле – путь Ирана к исламской революции. Основные главы: Основные принципы, Права народа, Экономика и финансы, суверенитет народа и органы власти, основанные на нем, Законодательная власть, Советы, Лидер страны и совет по руководству страной, Исполнительная власть, Внешняя политика, Судебная власть, Телерадиовещание, Высший совет нац безопасности, Пересмотр Конституции. Конституция Ирана основана на исламском праве, гос аппарат тесно переплетен с исламским духовенством. Высший руководит Ирана – рахбар – высшие гос лицо, духовный лидер страны. Он является главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Он определяет общее направление развития страны, внешнюю и внутреннюю политику. Рахбар назначает руководителей силовых ведомств, а также других значимых организаций и органов. Избирается советом экспертов путем прямого голосования. Формально он подотчетен данному совету и в соответствии с Конституцией может в любое время снять с должности.

Совет экспертов – спец гос орган в Иране избирающий высшего руководителя страны. Он формируется путем выборов на 8 летний срок.

Рахбар контролирует деятельность всех ветвей власти, назначает главу судебной власти, главнокомандующими вооруженными силами, имеет право объявлять войну и заключать мир, амнистию или смягчать приговор по предложению главы судебной власти. Права и обязанности лидера страны закреплены в ст110 конституции: определение общей политики Ирана, контроль за правильным исполнением общей политической линии государства, принятие решения о проведения плибесцида, назначение и отправление в отставку должностных лиц, решений споров и упорядочивания отношений между тремя ветвями власти, подпись указа о назначении Президента, избранного народом и отстранение от власти Президента в случаях предусмотренных законодательством.

(2)Парламент (Меджлис исламского совета) образуется из представителей народа, избираемого прямым, тайным голосованием. Является однопалатным парламентом. 290 депутатов. Срок полномочий – 4 года. Занимается составлением законопроектов и бюджета, ратификация международных договоров может выполнять консультативную функцию. Меджлис имеет право толковать обычное право. После одобрения кабинетом министров, законопроекты поступают в парламент, после чего рассматриваются по предложению как минимум 15 депутатов меджлиса.

(3)9 глава конституции посвящена исполнительной власти (Президенту и министрам). Президент – высшее гос лицо после Рахбара. Он возглавляет исполнительную власть. Президент, как страны представляет Иран на официальном уровне, особенно в отношениях с зарубежными государствами. Он избирается на 4 года путем прямого голосования. Президент выполняет классические представительские функции, а также функции премьер-министра. Ограничение в сроках: не более 2ух сроков подряд. Он подписывает международные договоры и соглашения, несет ответственность за план и бюджет страны, производит назначение министров, руководит правительством, контролирует деятельность правительства и отвечает за действия кабинета министров перед меджлисом. Правительство Ирана имеет ряд полномочий в нормотворческой сфере. Каждый из министров в рамках своих полномочий может издавать уставы и выпускать циркуляры, содержание которых не должно противоречить конституции.

Основанный 70 лет назад Федеральный конституционный суд Германии считается одним из самых влиятельных в мире. Но так было не всегда. Взгляд в прошлое и в будущее.

Когда Федеральный конституционный суд в сентябре 1951 года приступил к работе, Основной закон, за соблюдением которого ему предстояло следить, действовал уже более двух лет. Статья 93 наделила новый орган более широкими полномочиями, чем они когда-либо были у Конституционного суда Веймарской республики – урок, полученный от Третьего рейха.

Однако детали обсуждались политиками вплоть до 1951 года. То, что суд призван не только разрешать споры между государственными органами, но и принимать решения по конституционным жалобам, которые может подать любой желающий, было указано только в Законе о Федеральном конституционном суде. В то время такого ещё нигде не было. Тем самым Федеральный конституционный суд стал судом и для граждан.

7 сентября 1951 года суд обосновался в западногерманском городе Карлсруэ, где его резиденция находится и по сей день. Официальное открытие последовало 28 сентября.

Спустя некоторое время суд объявил себя конституционным органом наравне с Федеральным президентом, двумя палатами парламента: Бундестагом и Бундесратом, а также Федеральным правительством – в так называемом Меморандуме о статусе от 1952 года. По сей день суд не подчиняется ни одному министерству и является финансово независимым, располагая собственным бюджетом.

Важнейшие изменения

С 1963 года оба сената состоят из восьми судей каждый – ранее их было двенадцать. В 1971 году срок судейских полномочий был ограничен двенадцатью годами. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 68 лет.

Также в судебной системе стало больше женщин. В 1951 году в Конституционном суде Германии работала только одна женщина-судья: Эрна Шеффлер, принявшая множество решений, важных для установления равноправия. И хотя ее преемницами также были женщины, ещё две женщины-судьи в суде появились лишь в 1994 году. В том же году Ютта Лимбах стала первой и пока единственной женщиной-председателем суда.

С 2020 года количество женщин преобладает: четыре в Первом сенате, пять во Втором сенате.

Своим местонахождением в Карлсруэ Конституционный суд подчеркивает разделение права и политики. В 1969 году Конституционный суд переехал из исторического Дворца принца Макса в комплекс современных зданий на краю Дворцового парка. Архитектурная конструкция ансамбля с большим количеством стекла, пронизанного светом, символизирует прозрачность. Прогуливаясь по парку, можно наблюдать за ходом слушаний в залах суда, и даже в Большом зале заседаний.

Важнейшие решения

В совещательной комнате перед залом заседаний Федерального конституционного суда лежат красные мантии восьми судей Первого сената © Uli Deck/dpa

В ходе судопроизводства Федеральный конституционный суд наполнил жизнью основные права и придал государству демократическую правовую форму. Знаковым считается постановление от 1958 года. Публицист Эрих Лют назвал Файта Харлана ("Еврей Зюсс") "нацистским кинорежиссером № 1" и призвал к бойкоту; продюсерская компания подала на него в суд. В своем решении судьи встали на сторону свободы слова.

В постановлении о переписи населения от 1983 года определяются правила касательно передачи личных данных. Постановление от 1985 года о запрещённых демонстрациях противников атомной энергии считается новаторским для права в сфере свободы собраний. Суд сопровождал разделение и воссоединение Германии, а затем и совместное развитие европейских стран – даже в самые драматические часы финансового кризиса. После террористических атак 11 сентября 2001 года суд следит за тем, чтобы политики не переусердствовали под лозунгом безопасности.

В Западной Германии Конституционным судом были запрещены две партии: Социалистическая имперская партия (SRP) в 1952 году и Коммунистическая партия Германии (KPD) в 1956 году. В то же время, разбирательство в отношении ультраправой Национал-демократической партии Германии (NPD) завершилось вынесением в 2017 году постановления, согласно которому партия хотя и является антиконституционной, но слишком слабой и незначительной для роспуска.

В 1995 году в связи с постановлением, согласно которому крест в классах одной из государственных школ нарушает право на свободу вероисповедания, судьи столкнулись с бурным протестом. Совсем недавно, в 2020 году, споры вызвало постановление об эвтаназии.

К концу 2020 года в Карлсруэ было рассмотрено в общей сложности 249 023 дела. Более 96 процентов из них составили конституционные жалобы. Успешной оказалась лишь самая малая часть из них (2,3 процента с 1951 года). В настоящее время ежегодно поступает от 5000 до 6000 конституционных жалоб.

Важнейшие вызовы

Пандемия коронавируса затрудняет не только проведение судебных заседаний. Беспрецедентные ограничения основных прав вызвали волну судебных исков. До сих пор судьи действовали очень осторожно. Они отклонили подавляющее большинство экстренных обращений и, в основном, предоставили политикам свободу действий. Это вызвало критику в их адрес. В ближайшие несколько месяцев судьям придётся дать принципиальный ответ на вопрос, насколько далеко государство может заходить в период пандемии.

Кроме того, тлеет конфликт с Европейским судом (EuGH) в Люксембурге. Приняв решение по вопросу о покупке облигаций Европейским центральным банком, Конституционный суд в мае 2020 года отменил постановление Европейского суда – впервые в истории. В связи с этим Европейская комиссия проводит разбирательство в отношении Германии по вопросу о нарушении условий договора. Ситуация запутанная, и многое поставлено на карту: останется ли Конституционный суд одним из самых влиятельных судов в мире – или потеряет свои прерогативы толкования в объединённой Европе?

Основной закон: 70 лет немецкой демократии

Семьдесят лет назад немецкий “Основной закон” писался как временная конституция для временного государства. А в итоге оказался “счастливым фундаментом” для сегодняшней объединенной Германии. И юбилей документа – значимый повод для торжеств по всей стране.

Читайте также: