Ростки юридической науки в культуре древневосточных цивилизаций кратко

Обновлено: 05.07.2024

Древний Восток включал в себя достаточно много государств. В первую очередь это Древний Египет, а также так называемое Двуречье, представленное:

  • Шумерами,
  • Аккадами,
  • Вавилонией,
  • Ассирией,
  • Ираном,
  • Древней Индией,
  • Древним Китаем,
  • Древней Японией,
  • Древней Кореей.

Среди этих первых цивилизаций мы можем упомянуть и другие страны Азии и Африки, которые также заняли свое достойное место.

Первые цивилизации появились в междуречье Тигра и Евфрата в Азии и долине Нила в Африке в конце $IV$ тысячелетия до н. э. Одним из внешних признаков того, что процесс становления классового общества уже завершен, стало возникновение письменности и появление монументальных каменных или кирпичных сооружений.

Особенности древневосточной культуры

Значительными были достижения древневосточных народов в астрономии, математике, лингвистике, медицине. Шумеры придумали систему исчисления времени, индийцы – десятичную систему измерения с применением нуля, которую позже позаимствовали арабы, а сегодня используют во всем мире. Многие математические термины (корень, синус, цифра и др.) придумали индусы, которые уже в древности умели обрабатывать металл, имели представление о вращении Земли вокруг своей оси, обладали знаниями об агрикультуре, создали совершенную систему канализации и водопровода.

Китайцы уже во втором тысячелетии до н. э. первыми в мире составили каталог звезд, каталог медицинских книг, разделили год на месяцы, а месяц на недели, создали классический труд по иглотерапии. Древние жители поднебесной придумали компас и фейерверк, подвижной шрифт, механические часы и т.д., стали использовать стремена, которые помогали наезднику держаться в седле, изобрели пушки и порох и бумагу.

Готовые работы на аналогичную тему

Именно на Древнем Востоке возникли такие виды литературы, как эпос, драма, притча, миф, появилась строгая египетская скульптура, были изобретены стекло, фарфор, хлопок и шелк. А великий шелковый путь позволял распространять все эти достижения от Китая до Средиземноморья.

Духовная и социальная культура

В Индии в $VI$ в. до н.э. появилась первая мировая религия – буддизм. В буддизме большое значение в поведении человека имел нравственный аспект, который диктовал, что человек должен не искать спасения извне, а полагаться прежде всего на себя, поэтому идея Бога-созидателя буддизм отрицал. Буддизм выступал против резких кастовых перегородок, выдвигая мысль о том, что все люди равны по рождению. Буддизм распространился за пределы Индии, обогатив культуру других стран традициями индийской образованности, произведениями искусства как религиозного, так и светского характера.

Специфика восточных обществ в отношении к личности и взаимосвязи личности, общества и государства обнаруживается уже в эпоху древних цивилизаций. Для них была характерна государственно-общинная система, предполагающая верховную собственность на землю, на продукт, который на ней производится, на самого работника, что объясняет резко выраженное социальное неравенство, практически ничем не ограниченную эксплуатацию деспотической верховной властью рядовых общинников. В восточных обществах существовало безусловное преобладание коллективного начала над индивидуальным, и, как следствие, полное подчинение отдельной личности в определенной социально-культурной общности (например, касте). Кроме того для восточных сообществ был характерен бюрократический произвол.

Все это отражалось в восточной культуре, характере религиозных и мировоззренческих идей, системе нравственных ценностей и являлось тормозом для развития гражданского общества, которое предполагает равенство всех людей и единство их прав и обязанностей.

История юридической науки представляет собой особую область научного знания о процессах возникновения, становления и развития юридической науки, основных особенностях развития юридической практики, профессии и юридическом образовании, рассматриваемых в конкретно-исторической обстановке с древнейших времен по настоящее время.

История юридической науки рассматривает во временных рамках различные юридические учения, школы, течения и направления. История юридической науки сосредоточивается именно на правовых знаниях, этапах их развития и преемственности. Изучение юридических знаний невозможно без рассмотрения вопросов становления юридической профессии. Ее утверждение неразрывно связано со становлением традиций юридического образования. В рамках истории юридической науки нельзя не обратить внимание на уровни ее методологии, достигнутые в определенные периоды, а также влияние на методологию юридической науки общей методологии науки. Тем самым, теория юридической науки становится подготовительным этапом к изучению и пониманию проблем методологии юридической науки на современном этапе развития.

История юридической науки имеет следующие функции: познавательную, мировоззренческую, программную, аксиологическую (т. е. оценка с точки зрения эффективности), воспитательную и прогностическую.

В развитии системы знаний по истории юридической науки можно выделить следующие этапы:

· юридические знания в Древнем мире (ок. 3000 г. до н. э. – кон. V в. н. э.);

· правоведение в период Средних веков (кон. V в. н. э. – нач. XVI в.);

· юридическая наука в Новое время;

· система юридических знаний в Новейшее время.

Для отечественной юридической науки последний этап целесообразно разделить на два временных отрезка:

Для изучения становления научного знания можно использовать его особую периодизацию:

· классическая научная рациональность (сер. XVI в. – кон. XIX в.);

· неклассическая научная рациональность (кон. XIX в. до 70-х гг. XX в.);

· постнеклассическая научная рациональность (70-е гг. XX в. и по наст. вр.).

Правовая мысль в древневосточных цивилизациях

Формирование права Древнего Египта и его становление происходило в специфических условиях. Египетское государство возникло одним из первых, и его правовые институты носили оригинальный, самобытный характер. Серьезное влияние на местное право оказали природные условия, а также господствующая система хозяйственных отношений и система религиозных представлений.

После персидского завоевания Египта Дарий I приказал знатокам египетских законов, среди которых были воины, писцы и жрецы, составить свод местных законов. Работы по систематизации египетского права были закончены в 495 г. до н. э.

Несмотря на достигнутые определенные успехи, древнеегипетская юриспруденция не сформировалась в качестве отдельной системы знаний, а юридическая профессия не приобрела самостоятельного статуса. До нас не дошли и какие-либо специальные юридические трактаты.

В государствах Междуречья не было столь высокой централизации власти, более развитой являлась торговля, имелись многочисленные внешние связи. Поэтому потребность в законодательном урегулировании общественных отношений ощущалась здесь значительно острее. Выше была и юридическая техника, хотя правовые нормы продолжали носить казуистический характер. Здесь уже в XXIV в. до н. э. правителем Лагаша Уруинимгиной была проведена широкая законодательная реформа. Однако сам текст законов до нас не дошел. Первый сохранившийся свод законов из государства, имевшего своей столицей г. Ур, относится к XXI в. до н. э.

Венцом развития права Древнего Междуречья можно признать законы царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). Этот обширный свод законов регулировал широкий круг общественных отношений. Однако вопрос о том, на какую часть населения он распространялся, остается открытым. Естественно, что все вышеперечисленные своды законов были лишь частью всей правовой действительности, а их источниками становилось обычное право, судебные и административные прецеденты и отдельные указы царей. Остается открытым и вопрос, как применялись нормы данных сводов. Законы Хаммурапи представляли собой чрезвычайно обширный по тем временам труд по систематизации законодательства. Последовательность юридических норм в этом своде осуществлялась по принципу ассоциации, а не по предмету правового регулирования. Значительную часть вопросов, например, очевидных для людей той эпохи, законы Хаммурапи не рассматривали. Они, по всей видимости, регулировались обычным правом, которое могло иметь отличия в отдельных частях государства. Специальные труды по юриспруденции в Вавилонском государстве, скорее всего, отсутствовали. Однако юридическая техника, профессиональные навыки лиц, осуществлявших правосудие и систематизацию, были на высоком уровне. Доказательством последнего служит то, что законы царя Хаммурапи изучались и переписывались еще более полутора тысяч лет после их издания.

Противоположным течением крайне консервативному конфуцианству выступал даосизм. Видный его представитель – Чжуанцзы – защищал равенство людей от природы и их право на индивидуальную мораль. Жизнь представлялась им как непрерывное движение.

Согласно культурологическому подходу цивилизация рассматривается как социально – культурное образование, основу которого составляет уникальная однородная культура. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются образование государства, возникновение письменности, отделение земледелия от ремёсел, расслоение общества на классы, появление городов. При этом наличие двух первых признаков практически всеми признаётся обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

культурология.docx

Интерес к истории и культуре Востока постоянно возрастает. Восток - это не просто географическое понятие, а историко-культурный, социополитический, цивилизационный феномен. Сегодня в науке активно преодолевается европоцентризм, когда мировая история рассматривалась с точки зрения эталонности европейского пути развития. Можно констатировать: Восток и Европа - два разных пути развития, причем европейский путь - это исключение, а магистральный путь человечества при переходе от первобытности к цивилизации демонстрирует именно Восток. Не случайно, что в условиях кризиса западной цивилизации поиск альтернативного развития вызывает пристальный интерес к Востоку. Необходимо помнить: цивилизация родилась на Востоке, ему человечество обязано своими величайшими достижениями.
Древний Восток знает четыре основных очага первичных цивилизаций: Двуречье, Египет, Индия и Китай. Западная Азия является подлинной колыбелью мировой цивилизации. Именно из этого района шел наиболее интенсивный поток культурных импульсов, способствовавших резкому убыстрению развития остальной части человечества. Другие три центра заметно замкнуты, они находились в значительной географической изоляции, затруднявшей общение с внешним миром, отсюда и специфика каждого из них.
Древнейшие цивилизации сложились в долинах рек (Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Янцзы), поэтому их называют еще речными цивилизациями, которым при всей специфике присущи общие черты:

2. Культура Древнего Египта

Цивилизация Древнего Египта берет свое начало в IV тыс. до н.э. Около 3000 г. до н. э. в долине Нила образовалось единое государство во главе с фараоном. В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами, в IV в. до н. э. – Александром Македонским, а в I в. до н. э. – римлянами. Но специфические черты древнеегипетской культуры напоминали о себе еще в течении нескольких столетий.

Сами египтяне связывали ее возникновение с деятельностью богов, которые создали города и государственность, искусства и ремесла, иероглифическую письменность и счет. Жизнь людей боги подчинили Маат – высшей истине, наилучшему порядку. Страх погрешить против Маат стал одним из важнейших факторов, обусловивших чрезвычайную устойчивость и долговечность древнеегипетской цивилизации.

Египтяне поклонялись множеству богов, большинство из которых являлись персонификацией природных явлений. Наибольшей популярностью обычно пользовался бог Солнца. В эпоху Древнего царства (XXVIII-XXII вв. до н.э.) он почитался преимущественно под именем Ра, позднее – в пору Среднего (XXII-XVIII вв. до н.э.) и Нового (XVI-XI вв. до н.э.) царств – его главным именем становится Амон. В космогонических мифах древних египтян как раз солнечное божество чаще всего выступает тем первобогом, который, выделившись из хаоса, творит остальных богов и весь мир.

Жители Древнего Египта приписывали своим богам одновременно антропоморфные и зооморфные черты. Например, Тота, бога мудрости, они изображали в виде мужчины с головой ибиса, а богиню неба Хатор представляли женщиной с коровьими рогами. Едва ли не каждое животное, известное египтянам, рассматривалось ими как воплощение того или иного бога. Ряд исследователей считает это наследием первобытного тотемизма.

Знаменитым символом древнеегипетской цивилизации стали пирамиды – грандиозные сооружения времен Древнего царства, в которых размещались погребальные камеры с мумиями фараонов. Фараоны были не просто политическими вождями страны, люди видели в них воплощение или сыновей верховного божества. Египтяне надеялись через самоотверженное служение фараону причаститься его сверхчеловеческого могущества и вслед за ним, переступив смертную черту, обрести жизнь вечную.

Короткий, но яркий эпизод в религиозной истории Египта представляет собой реформа (некоторые авторы говорят: революция), проведенная фараоном Аменхотепом IV (1419-1402 гг. до н.э.). Этот правитель задался целью насадить в стране культ единого бога Атона, отождествляемого с солнечным диском. Поклонение остальным богам было запрещено. Сам фараон сменил имя на Эхнатон, т.е. угодный Атону. Он объявил себя единственным посредником между Атоном и людьми, тем самым пытаясь подорвать влияние египетского жречества и еще больше централизовать страну. Но инерция религиозной традиции оказалась сильнее, и вскоре после смерти Эхнатона с его реформой было покончено.

Общий консерватизм древнеегипетской культуры в сфере искусства породил строгую систему канонов, которым столетия за столетием подчинялись художники. Скульпторы упорно ваяли людей в одних и тех же немногих позах, с бесстрастными лицами-масками, на которых как будто застыла печать вечности. Живописцы, следуя древней модели, выворачивали тела своих персонажей, изображали головы и конечности в профиль, а туловища и глаза – в фас. Опять и опять они выстраивали линейные композиции, подчеркивали геометризм форм, упругую ритмичность повторов. Для египетского искусства всегда был характерен монументализм, порой – настоящая гигантомания. Чего стоят, например, храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре или колоссы Рамсеса II в Абу-Симбеле!

За три тысячи лет своей древней истории египтяне добились немалых успехов на поприще науки. Они создали весьма точный календарь, а также каталоги звезд и карты звездного неба, причем древнеегипетская астрономия – в отличие от древнемесопотамской – имела рациональный характер и была свободна от астрологических домыслов. Египтяне изобрели древнейшие в истории человечества часы – водяные и солнечные. Египетские математики научились рассчитывать площадь круга и объем усеченной пирамиды, возводить в степень и извлекать квадратные корни. Египетская медицина знала дробную специализацию врачей. В Египте были составлены самые первые из известных энциклопедические словари и географические карты.

3. Культура Древней Месопотамии


Месопотамия (Междуречье) – область между Тигром и Евфратом, расположенная в их нижнем и среднем течении. В IV-I тыс. до н.э. здесь существовали, сталкиваясь и сменяя друг друга, разные народы и государства (Шумер. Аккад, Ассирия, Вавилон). Это придавало культурной жизни Месопотамии значительную пестроту, впрочем, не лишенную внутреннего единства.

Первые города-государства в Междуречье основали шумеры, пришлый народ не вполне ясного происхождения. Раньше, чем кто-либо, шумеры создали письменность, которая вначале была пиктографической, а затем приобрела вид клинописи. Произошла также фонетизация письма, т.е. значки стали употреблять не только в древнейшем словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Шумерская клинопись, распространившись за пределы Месопотамии, возможно, повлияла на становление финикийского письма, от которого берут начало греческий и более поздние алфавиты. Вообще появление письменности явилось грандиозным прорывом в истории человечества: оно содействовало быстрейшему накоплению информации и развитию абстрактного мышления.

Вавилонские астрономы впервые в истории высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Они разработали шестидесятеричную систему исчисления, которой мы пользуемся до сих пор. Но научная мысль в Вавилоне намертво переплелась с магией, астрологией и практикой гаданий.

На некоторое время в начале I тыс. до н. э. Вавилонию подчинили себе ассирийские цари. Ассирия оставила нам шокирующие образцы искусства, воспевающего человеческую жестокость. Здесь в изобилии встречаются изображения изуверских пыток и казней, горящих городов и замученных пленников. Часто встречаются сцены царской охоты, где под стрелами гибнут, истекая кровью, львы. Своего рода символом ассирийской мощи стали огромные крылатые быки с надменными человеческими лицами.

В состав Древнего Востока входило большое количество государств, среди которых были такие как Древний Египет и Двуречье, которое включало в себя следующие государства:

  • Шумеры,
  • Аккад,
  • Вавилонию,
  • Ассирию,
  • Иран,
  • Древнюю Индию,
  • Древний Китай,
  • Древнюю Японию,
  • Древнюю Корею.

Также в дополнение к этим цивилизациям можно упомянуть и некоторые другие страны Африки и Азии, занявшие свое важное место.

Первые цивилизации зародились в конце IV тысячелетия до н.э. в Азии между реками Тигр и Евфрат, а в Африке – в долине Нила.

Завершение процесса становления классового общества ознаменовало зарождение письменности, а также возникновение монументальных кирпичных или каменных сооружений.

Характеристика культуры Древнего Востока

В культуре Древнего Востока берет свое начало многое из того, что на сегодняшний день принято называть благами цивилизации, без которых сложно представить жизнь современного человека. К примеру, есть свидетельства того, что известные алфавиты Европы произошли от древнегреческого, в то время как греки алфавит переняли от финикийцев. Благодаря шумерской цивилизации появились первые правовые кодексы, а также гончарный круг, бронза и колесницы. Архитекторы Древнего Востока обучились возведению монументальных кирпичных и каменных строений, водяных мельниц, а также совершенных санитарно-технических сооружений и т.д.

Также имели огромное значение достижения народов Древнего Востока в математике, медицине, лингвистике, астрономии. Шумеры изобрели систему исчисления времени, индийцы придумали десятичную систему измерения с нулем, которая была позже заимствована арабами, а на сегодняшний день используется во всем мире. Индусы также придумали большинство математических терминов – корни, синусы, цифры и т.д. Они еще в древние времена владели знаниями об обработке металла, агрикультуре, а также знали о том, что Земля вращается вокруг своей оси и сумели создать совершенную систему водопровода и канализации.

Благодаря китайцам уже во втором тысячелетии до н.э. появился каталог звезд, медицинских книг, а год был разделен на месяцы, которые, в свою очередь делились на недели. Также их умам принадлежит труды по иглотерапии. Древние китайцы изобрели фейерверки, компас, механические часы, подвижной шрифт, пушки, бумагу и порох, а также стремена, позволяющие всаднику удерживаться в седле.

Перу древневосточных литераторов принадлежит создание таких жанров литературы как драма, эпос, миф и притчи. Жителями государств Древнего Востока были созданы стекло, хлопок, шелк, фарфор, строгая египетская скульптура. А также благодаря Великому шелковому пути все эти достижения распространялись от Китая до стран Средиземноморья.

Социальная и духовная культура

В VI в. до н.э. в Индии возник буддизм – первая мировая религия. Для людей, исповедовавших буддизм, в поведении человека главное значение имела нравственность, которая говорила о том, что человек не должен стремиться к спасению извне, а полагаться на свои собственные силы, поэтому они отрицали идею Бога-созидателя. Буддизм вступал в противостояние с расслоением общества на касты, говоря о том, что все люди равны по рождению. Эта религия распространилась далеко за пределы Индии, сумев обогатить культуру других стран благодаря традициям индийской образованности, произведениям светского и религиозного искусства.

Уже в эпоху древних цивилизаций обнаруживается специфика подхода восточных обществ к личности и тому, как она взаимосвязана с обществом и государством. Для Древнего Востока была характерна государственно-общинная система, которая предполагала верховную собственность на землю, а также на продукт, производящийся на ней, и на самого работника. Таким образом, можно сказать, что в Древнем Востоке было социальное неравенство и эксплуатация рядовых общинников деспотической верховной властью была практически ничем не ограничена. Там существовало безусловное преобладание коллективизма над индивидуализмом, в результате чего отдельная личность должна была подчиняться определенной социально-культурной общности (к примеру, касте). Более того, для сообществ Востока был свойственен произвол бюрократии.

Все эти факторы так или иначе сказались на культуре Востока, характере мировоззренческих и религиозных идей, нравственных ценностях и тормозило развитие гражданского общества, предполагающего равенство всех людей и единство их обязанностей и прав.

Читайте также: