Какова судьба марксизма в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Отправляясь от идеализма гегелевской концепции и испытав в процессе формирования своего мировоззрения сильное воздействие со стороны фейербаховского материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс синтезировали многие их идеи; итогом явилась переработка идеалистической диалектики на основе материалистических принципов. Параллельно с этим процессом, вплетаясь в него, шла разработка политэкономических проблем и включение в философское осмысление политэкономической информации о развитии общества. В марксистской философии появилось новое содержание, отсутствовавшее в прежних философских системах, но выработанное на базе внутренней преемственности в решении ряда кардинальных проблем. Итогом стало возникновение нового взгляда на общество — исторический материализм, явившийся важнейшей частью общего мировоззрения — диалектического материализма, преобразовавшего во многом традиционное содержание философского мировоззрения.

Сущность нового, внесенного марксизмом в философию, можно проследить по следующим линиям: 1) по функциям философии; 2) по соотношению в ней партийности, гуманизма и научности; 3) по предмету исследования; 4) по структуре (составу и соотношению) основных сторон, разделов содержания; 5) по соотношению теории и метода; 6) по отношению философии к частным наукам.

Интересы человечества, о которых заявлялось в марксизме, логически вели к признанию гуманизма как принципа действия. Борьба с эксплуататорами предполагала лишь свержение политической власти владельцев капитала и превращение этих владельцев в тружеников производства. Гуманизм К. Маркса и Ф. Энгельса вытекал из анализа отчуждения как всеобщего состояния человечества, обусловленного наряду с разделением труда господством форм собственности.

Итак, единство партийности и научности, революционности и гуманистичности — характерная черта марксизма, как она проявилась в нем теоретически в процессе его формирования и развития.




Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи — П. Лафарг (1842 — 1911), А. Лабриола (1843 — 1904), А. Грамши (1891 — 1937) и др. Наиболее видными марксистами в России были Г. В. Плеханов (1856 — 1918) и В. И. Ленин (1870 — 1924).

Г. В. Плеханов — энциклопедически образованный ученый, крупный философ, исследователь в области экономики, социологии, эстетики, этики.

Он раскрывал преемственную связь марксизма с лучшими традициями прошлого и в то же время подчеркивал необходимость творческого его развития.

Выступал против курса на социалистическую революцию, считал, что Россия еще не созрела для такой революции, что необходимо постепенное созревание условий для социализма. К Октябрьской революции отнесся крайне отрицательно.

В его трудах освещались под новым углом зрения многие проблемы социальной философии — о сущности, формах и типах государства, о критериальных признаках социальных классов и т.п. На некоторых из проблем общей философии остановимся подробнее, и первой из них будет проблема материи.

Проблема практики. В трудах В. И. Ленина впервые подчеркнуто, что практика не только абсолютна в плане критики агностицизма), но и относительна. Ее нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т. е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может служить критерием истины, а только такая, какая соотносима с уровнем развития теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика вообще, а только практика, взятая в ее историческом развитии.

Во времена В. И. Ленина актуальной была проблема кризиса естествознания. В столкновение, в конфликт приходили материалистические по сути установки естествоиспытателей с их идеалистическими выводами, которые они делали после своих исследований (например, выводы энергетического или конвенционалистского характера). В. И. Ленин подробно проанализировал кризис в физике, выявил его гносеологические, обшеметодологические и социальные основания и показал, что одним из важнейших средств его преодоления является переход физиков на позиции сознательно применяемой диалектики.

С конца 80-х — начала 90-х годов именно философы этого направления стали восстанавливать, а по многим проблемам и развивать философское наследение России XIX — начала XX в. и русского зарубежья 20 — 50-х годов. Марксистская, вернее, диалектико-материалистическая философия, освободившись от политического пресса и, естественно, части своих бывших приверженцев, теперь занимает в обществе такое же место, как и многие другие течения философской мысли.

Отправляясь от идеализма гегелевской концепции и испытав в процессе формирования своего мировоззрения сильное воздействие со стороны фейербаховского материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс синтезировали многие их идеи; итогом явилась переработка идеалистической диалектики на основе материалистических принципов. Параллельно с этим процессом, вплетаясь в него, шла разработка политэкономических проблем и включение в философское осмысление политэкономической информации о развитии общества. В марксистской философии появилось новое содержание, отсутствовавшее в прежних философских системах, но выработанное на базе внутренней преемственности в решении ряда кардинальных проблем. Итогом стало возникновение нового взгляда на общество — исторический материализм, явившийся важнейшей частью общего мировоззрения — диалектического материализма, преобразовавшего во многом традиционное содержание философского мировоззрения.

Сущность нового, внесенного марксизмом в философию, можно проследить по следующим линиям: 1) по функциям философии; 2) по соотношению в ней партийности, гуманизма и научности; 3) по предмету исследования; 4) по структуре (составу и соотношению) основных сторон, разделов содержания; 5) по соотношению теории и метода; 6) по отношению философии к частным наукам.

Интересы человечества, о которых заявлялось в марксизме, логически вели к признанию гуманизма как принципа действия. Борьба с эксплуататорами предполагала лишь свержение политической власти владельцев капитала и превращение этих владельцев в тружеников производства. Гуманизм К. Маркса и Ф. Энгельса вытекал из анализа отчуждения как всеобщего состояния человечества, обусловленного наряду с разделением труда господством форм собственности.

Итак, единство партийности и научности, революционности и гуманистичности — характерная черта марксизма, как она проявилась в нем теоретически в процессе его формирования и развития.

Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи — П. Лафарг (1842 — 1911), А. Лабриола (1843 — 1904), А. Грамши (1891 — 1937) и др. Наиболее видными марксистами в России были Г. В. Плеханов (1856 — 1918) и В. И. Ленин (1870 — 1924).

Г. В. Плеханов — энциклопедически образованный ученый, крупный философ, исследователь в области экономики, социологии, эстетики, этики.

Он раскрывал преемственную связь марксизма с лучшими традициями прошлого и в то же время подчеркивал необходимость творческого его развития.

Выступал против курса на социалистическую революцию, считал, что Россия еще не созрела для такой революции, что необходимо постепенное созревание условий для социализма. К Октябрьской революции отнесся крайне отрицательно.

В его трудах освещались под новым углом зрения многие проблемы социальной философии — о сущности, формах и типах государства, о критериальных признаках социальных классов и т.п. На некоторых из проблем общей философии остановимся подробнее, и первой из них будет проблема материи.

Проблема практики. В трудах В. И. Ленина впервые подчеркнуто, что практика не только абсолютна в плане критики агностицизма), но и относительна. Ее нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т. е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может служить критерием истины, а только такая, какая соотносима с уровнем развития теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика вообще, а только практика, взятая в ее историческом развитии.

Во времена В. И. Ленина актуальной была проблема кризиса естествознания. В столкновение, в конфликт приходили материалистические по сути установки естествоиспытателей с их идеалистическими выводами, которые они делали после своих исследований (например, выводы энергетического или конвенционалистского характера). В. И. Ленин подробно проанализировал кризис в физике, выявил его гносеологические, обшеметодологические и социальные основания и показал, что одним из важнейших средств его преодоления является переход физиков на позиции сознательно применяемой диалектики.

С конца 80-х — начала 90-х годов именно философы этого направления стали восстанавливать, а по многим проблемам и развивать философское наследение России XIX — начала XX в. и русского зарубежья 20 — 50-х годов. Марксистская, вернее, диалектико-материалистическая философия, освободившись от политического пресса и, естественно, части своих бывших приверженцев, теперь занимает в обществе такое же место, как и многие другие течения философской мысли.

Марксизм

Марксизм – это социальная концепция, основы которой были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также идеологическое и политическое течение его последователей.

Концепция марксизма

Марксизм

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований. Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Марксизм

Критики марксизма

Уже первые критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота. Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты. Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий. Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.

Марксизм

Организации марксистов

Победа марксизма

Марксизм

Ряд марксистских мыслителей и активистов уже в середине ХХ века констатировали кризис марксизма, связанный с тем, что его прогнозы во многих принципиальных вопросах не осуществляются на практике. Теоретики этого направления искали выход из кризиса, пытаясь найти новые, непролетарские революционные силы, скорректировать модель социализма, соединить марксизм с достижениями фрейдизма, анархизма и другого.

Значение марксизма

Можно выделить несколько этапов развития философии марксизма. Первая характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и революционного демократизма к диалектическому и историческому материализму (с конца 30-х до конца 40-х годов XIX века). На втором этапе происходит дальнейшее развитие марксистской философии, расширение круга рассматриваемых проблем и уточнение отдельных положений. Третий этап характеризуется, прежде всего, распространением марксистской философии в различных национальных культурах. В Германии он представлен произведениями Ф. Меринга и К. Кауцкого, в Италии — А. Лабриолы и А. Грамши, в России — Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Четвертый этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксистской философии в СССР, где философия была официальной и носила апологетический характер. Пятый этап развития марксистской философии в России начался в 1991 году, когда она перестала быть официальной, но продолжала оставаться эффективной основой для продвижения новых философских идей.

В настоящее время существует несколько вариантов диалектико-материалистической философии, из которых мы рассмотрим в основном философию, созданную Марксом и Энгельсом. Появление марксистской философии не понимается как чисто логический процесс. Следует иметь в виду, что решение философских проблем эти мыслители осуществляли с самого начала в непосредственной связи с решением актуальных практических задач политической борьбы и в ходе полемики с идеалистическими теориями.

Историческая судьба марксизма в России -генезис марксистской философии

Генезис марксистской философии

K. Маркс и Ф. Энгельс по праву считаются основателями философии диалектического материализма.

Диалектическая материалистическая философия возникла в середине 19 века. Условия для возникновения марксистской философии были:

Промышленная революция в Европе (18 и 19 века), означавшая переход от ручного труда к машинному; Появление пролетариата со своими собственными политическими требованиями; Идеи немецкой классической философии (особенно Гегеля и Фейербаха);

Открытия в естественных науках: Дарвиновская теория эволюции; доктрина клеточного строения организма; закон сохранения и преобразования энергии.

Характерные черты марксистской философии:

  1. диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;
  2. исторический процесс интерпретируется с материалистической точки зрения как естественный, природный процесс;
  3. объясняется не только мир, но и разрабатывается общая методологическая база его трансформации. Таким образом, центр философских исследований смещается из области абстрактной мысли в область материальной и практической деятельности человека;
  4. диалектико-материалистические взгляды связаны с интересами пролетариата, всех трудящихся, которые совпадают с потребностями социального развития.

F. Энгельс был соратником К. Маркса. Вместе они разработали основные идеи материалистической диалектики. Ф.Энгельс уделял большое внимание природе материи, формам ее движения и ее свойствам. Его величайший вклад в философию марксизма — Диалектика природы.

Марксистская философия — это система взглядов на развитие природы, общества и человека, сформировавшаяся во второй половине XIX века под влиянием глобальных процессов в мировой экономике, политике и науке.

Примерно можно выделить три основных этапа в развитии этой точки зрения:

На этом этапе идеи марксизма получают признание среди европейских экономистов и становятся популярными среди творческой и научной интеллигенции европейских государств.

Второй этап связан с именем В.И. Ульянова (Ленина), который пытался философствовать об особенностях экономического, политического развития капитализма на империалистической сцене; создать теоретическую базу для практики построения коммунистического общества в России.

Диалектический материализм

Диалектика глубоко пронизывает все мировоззрение марксизма. Появление материалистической диалектики означало появление теоретической системы, принципы, законы и категории которой постоянно развиваются и обогащаются новыми результатами познания и социально-исторической практики.

Среди принципов материалистической диалектики Энгельс выделяет такие, как принцип материального единства мира, принцип универсальной целостности, принцип развития. Среди фундаментальных законов он включает закон взаимопроникновения противоположностей, закон перехода от количества к качеству и обратно, а также закон отрицания отрицания.

Эпистемология была разработана из диалектических материалистических позиций Маркса и Энгельса. Как и все материалисты, он признал первозданность и некачественность материального мира.

Решая вторую сторону главного вопроса философии, а именно, как наши мысли об окружающем нас мире соотносятся с самим миром, может ли наше мышление правильно отображать реальность, Энгельс показывает диалектические материалистические взгляды на узнаваемость мира.

Диалектическая материалистическая теория знания рассматривалась в марксизме как теория рефлексии. В данном случае под рефлексией понимался активный, а не пассивный процесс взаимодействия субъекта и объекта. Здесь был преодолен главный недостаток домарксистского материализма, который заключался в игнорировании роли практики и, следовательно, деятельности субъекта знания.

Вводя в эпистемологию принцип праксиса, Маркс диалектически связал признание объективности знания с деятельностью субъекта. Объект сам по себе не входил в сферу познания, но опосредован практической деятельностью. Такой подход позволил преодолеть не только созерцательный характер домарксистского материализма, но и идеалистическое понимание деятельности субъекта.

Историческое развитие марксизма

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Определение Марксизм возник как философско-мировоззренческое учение, объединившее в себе также экономические и социально-политические концепции для объяснения главной идеи коммунизма.

Целью коммунизма было насильственное свержение правящего класса и провозглашение диктатуры рабочего класса, при социалистическом устройстве общества. Таким образом, марксизм выступал в качестве мировоззренческой концепции и базы социально-политической программы одновременно.

Первые представители

Распространение марксизма в России связано с деятельностью Г. В. Плеханова, будучи представителем радикально-революционистского направления не признавал возможность развития революции в среде крестьянской общины и поэтому выступал за революционно-коммунистическую активность рабочего класса. Именно рабочему классу предстоит освобождение от классовой эксплуатации.

Советская Россия

Следующий этап развития марксизма в России связан с деятельностью большевиков, идейным представителем которых был В. И. Ленин. В этот период происходили идейные изменения марксизма, адаптация его под Российскую действительность и нужды большевиков. Ведущим положение основы философии марксизма Ленин утверждает диалектически закон — о единстве и борьбе противоположностей.

Дальнейшее развитие марксизма в России связано с эпохой правления Сталина. Все больше марксизм отходил от своего исходного варианта, и приобретает национально-государственный характер.

Заметка На данном и последующих этапах существования советского государства марксизм будет выступать в качестве идеологической скрепы страны, а его догматы буду определять направления в культуре, науке и искусстве.

Современность

С падением советского государства в российском обществе произошла дискредитация марксизма как государственной идеологии. На этапе современности марксизм в России представлен в качестве политической партии КПРФ, а также сохраняет свою актуальность в качестве эвристической философии.

Длины волн инфракрасного света достаточно велики, чтобы перемещаться сквозь облака, которые в противном случае блокировали бы наш обзор. Используя большие инфракра сные телескопы, астрономы смогли заглянуть в ядро нашей галактики. Большое количество звезд излучают часть своей электромагнитной энергии в виде видимого света, крошечной части спектра, к которой чувствительны наши глаза.

Так как длина волны коррелирует с энергией, цвет звезды говорит нам, насколько она горячая. Используя телескопы, чувствительные к различным диапазонам длин волн спектра, астрономы получают представление о широком круге объектов и явлений во вселенной.

Пример №1 Постройте центральную симметрию тетраэдра, относительно точки O, изображенных на рисунке 3.

Решение.

Для построения такой центральной симметрии сначала проведем через все точки тетраэдра прямые, каждая из которых будет проходить через точку O. На них построим отрезки, удовлетворяющие условиям |AO|=|A?O|, |BO|=|B?O|, |CO|=|C?O|, |DO|=|D?O| Таким образом, и получим искомую симметрию (рис. 4).

В ряду разных механических движений особенным значением обладают колебания. Это движения и процессы, имеющие периодичность во времени.

В среде электромагнитных явлений также значительное место заняли электромагнитные колебания. В этих колебаниях заряды, токи, электрические и магнитные поля изменяются согласно периодическим законам.

Совет №1 Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.

Читайте также: