Дружинин о фете кратко

Обновлено: 05.07.2024

Близкие отношения сложились у Фета и с И.С.Тургеневым. Фет читал писателю свои стихи, которые он очень ценил. Тургенев, В.П.Боткин, А.В.Дружинин в 1856году издали книгу его стихов.Между Тургеневым и Фетом завязалась активная переписка:
"Милый, дорогой Иван Сергеевич, Вашу душу я бы сравнил с самой раннней зарёй в прохладное летнее утро - оранжевое, чистое дыхание, которое увидит и заметит только любитель природы или пастух, выгоняющий стадо. Сравнил бы с утренним лесом, в котором видишь одни распускающиеся почки плакучих берёз. Но довольно, довольно и того, что Вы милейший и драгоценный для меня поэт". В письмах Фет предельно искренен. И Тургенев радуется поэтическим успехам Фета.Он сообщает ему, что Полина Виардо к написанным на стихи Фета романсам добавила прелестную музыку к романсу "Я долго стоял неподвижно". В письме от 30 марта 1864года Тургенев пишет шутливое послание Фету:

Недельки через две лечу я снова в Баден;-
Там травка зеленей, и воздух там прохладен,
И шепчут гор верхи:"Где Фет? Где тот поэт,
Чей стих свежей икры и сладостней конфет?
Достойно нас воспеть один он в состоянье.
Но пребывает он в далёком расстоянье. "

Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.

Фёдор Иванович Тютчев отвечает Фету:
«Тебе сердечный мой поклон
И мой, каков ни есть портрет,
И пусть, сочувственный поэт,
Тебе хоть молча скажет он,
Как дорог мне был твой привет,
Как им в душе я умилён.

Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа;
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.

Царит весны таинственная сила
С звездами на челе. -
Ты нежная! Ты счастье мне сулила
На суетной земле.

А счастье где?Не здесь, в среде убогой,
А вон оно, как дым.
За ним!за ним! Воздушною дорогой.
И в вечность улетим!

Фет тоже делится своим мнением о произведениях Льва Толстого. Особенно выделил он "Анну Каренину"."Прекрасно влюбился в Каренину. Но невозможно, чтобы Каренина вышла замуж за Вронского и благодушествовала,"- писал он Толстому 12 марта 1874г. Фет считает, что в любви не может быть спокойствия. Для него любовь - олицетворение всех печалей, невзгод, душевных переживаний.Позднее, в 1891г.,он выражает эту мысль в строчках:

Давно в любви отрады мало,
Без отзыва вздохи, без радости слёзы;
Что было сладко - горько стало,
Осыпались розы, рассеялись грёзы.

13.12.2020. 9:18
Ред.27.12.2020. 22:10.
Доп. 26.01.2021. 04:38.

Стихотворения А. А. Фета
Спб., 1856

Тексты статей А. В. Дружинина подготовлены по изданию: Дружинин А. В. Собр. соч., т. VII. Спб., 1865 (за исключением статьи "Стихотворения Н. Некрасова" - см. примеч.) и приводятся с сохранением некоторых авторских особенностей орфографии и пунктуации.

СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. ФЕТА. Спб., 1856

Впервые опубликовано: Библиотека для чтения, 1856, N 5, отд. V, с. 1-19. Без подписи. 1 Древнеримский поэт Бавий был известен своими ожесточенными нападками на Вергилия и Горация. Имя Бавия, бездарного и завистливого поэта, стало нарицательным. 2 "Фрейшиц" (Der Freischiitz") - знаменитая опера К.-М. Вебера "Вольный стрелок" (1820). 3 В VI главе "Мертвых душ" Гоголь описывал мечтательного и романтически восторженного юношу, "когда, возвращаясь из театра, несет он в голове испанскую улицу, ночь, чудный женский образ с гитарой и кудрями. Чего нет и что не грезится в голове его? он в небесах и к Шиллеру заехал в гости. " (Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. VI, с. 131).

А.В. Дружинин: “Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой… Поэт уясняет нам мимолетные порывы собственных сердец наших перед той или иной сценой природы, выговаривает то самое, что мы сами сказать бы хотели… автор … в высочайшей степени обладает еще одной особенностью, редкою в нынешних поэтах, именно высокой музыкальностью стиха… мы не знаем стихотворений г.Фета, составленных немузыкально”.

Похожие презентации

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой… Поэт уясняет нам мимолетные порывы собственных сердец наших перед той или иной сценой природы, выговаривает то самое, что мы сами сказать бы хотели… автор … в высочайшей степени обладает еще одной особенностью, редкою в нынешних поэтах, именно высокой музыкальностью стиха… мы не знаем стихотворений г.Фета, составленных немузыкально”.

План урока

1. Слово и музыка в лирике Фета

2. “Он гимны пел родной природе…
В сроках рифмованных мелодий” (А. М. Жемчужников)

3. “Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не плакать, не молиться” (А. Фет)

4. Чистое искусство

6. Жизнь после смерти

Ход урока

2. Выделение особенностей лирики Фета.

а) Чтение слов Дружинина о Фете и выделение особенностей лирики Фета (музыкальность, умение забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой)

“Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой… Поэт уясняет нам мимолетные порывы собственных сердец наших перед той или иной сценой природы, выговаривает то самое, что мы сами сказать бы хотели… автор … в высочайшей степени обладает еще одной особенностью, редкою в нынешних поэтах, именно высокой музыкальностью стиха… мы не знаем стихотворений г.Фета, составленных немузыкально”.

б) Анализ стихотворных отрывков.

Учитель: “Чайковский писал о Фете: “Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант, как бы избегающий таких тем, которые легко поддаются выражению словом”. На стихи Фета написаны сотни романсов. Это не случайно прочитайте отрывки из стихов Фета и определите, какая особенность отражена в них.

- О, если б без слова

Сказаться душой было можно!

- Людские так грубы слова,

Их даже нашептывать стыдно!

- И что один твой выражает взгляд,

Того поэт пересказать не может.

- Чего не выскажешь словами,

Звуком на душу навей

- Как беден наш язык! – Хочу и не могу.-

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Учитель:

- Поэты всегда тяготились словом, его способность выражать невыразимое ставилось под сомнение. Но каким - то труднообъяснимым, дьявольским образом он умел эту бедность преодолевать. Как? Обратимся одному из ранних и одному из самых популярных стихотворений Фета “Я пришел к тебе с приветом”

в) Чтение наизусть стихотворения

3. Анализ стихотворения

- Какова тема этого стихотворения?

- Тема старая, более того, вечная. Почему же стихотворение звучит по-новому?

- Что называется периодом? (Проверка домашнего задания – определения терминов)

- За счет чего создается музыкальность стихотворения?

- Какую фигуру речи использует поэт?

- Как соотносятся состояние природы и настроение человека?

- Что такое психологический параллелизм? (Д/з – определение)

4. Сравнение вариантов стихотворения.

- Впервые это стихотворение было напечатано в 1843 г. в №7 журнала “Отечественные записки” на первой странице – так оно понравилось редакторам. Но в 1856г Тургенев, переиздавая сборник стихов Фета, изъял его концовку. Почему? Прав ли он был? (Боялся, что воспримут буквально, обвинят в бессознательности. Он был не прав, так как песня – высшая точка радости. Слов еще нет, но музыка просится наружу).

- Прочитайте, что думает по этому поводу Л. Толстой

Л.Н. Толстой

Поэзия безыскусственна; когда Фет писал: “Не знаю сам, что буду петь, - но только песня зреет”, - этим он выразил настоящее, народное чувство поэзии. Мужик тоже не знает, что он поет – ох, да-ой, да-эй, - а выходит настоящая песня, прямо из души, как у птицы”.

- Многие современники поэта не понимали своеобразие его метафоричности, часто объясняемой его эстетическими взглядами.

Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,

Другой – душа и мысль моя.

- Что должна отражать поэзия, по Фету, чему служить? (Жизнь природы и жизнь человеческой души)

6. Сопоставление особенностей школы “ чистой поэзии” и школы демократическойпоэзии.

а) Проверка карточки № 1 (индивидуальная работа, см. приложение 1)

- Сравните пейзажи Фета и Некрасова. В чем вы видите главное отличие?

б) Работа по группам.

- Фет писал: “Мы постоянно искали в поэзии единственного убежища от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских … Жизнь и поэзия – несовместимы”. Но не все были согласны с этими взглядами Фета. Прочитайте высказывания критиков. В чем они не согласны с Фетом?

Вариант №1 Журнал “Современник”

Русская литература…перестает объясняться на языке богов, а русская публика… перестает увлекаться мерными и пустозвонными фразами к луне, к звездам, к девам, - и поэт, который в настоящую минуту вздумал бы объясняться с девою так:

Фосфор в бешеном сиянье
Взоры чудные твои,
И чистейшее дыханье
Веет мускусом любви… -

Такой поэт был бы решительно всеми осмеян…

Вариант №2 Журнал “Современник”

Да, мы с каждым годом все более и более отвыкаем от языка богов и приучаемся к языку человеческому: мы уже не мечтаем о заоблачных кельях, не прорываемся в неведомую даль, а начинаем заниматься более существенными и более дельными, совершенно земными вопросами. Из этого, однако ж, не следует, чтобы мы совсем изгоняли поэзию: сохрани нас, Боже, от этой мысли! Мы только думаем, что поэзии нашего времени уже неприлично витать в беспредельных пространствах и заноситься за облака… Эта поэзия, чтобы мы могли вполне ей сочувствовать, должна оставаться с нами на земле и заговорить языком человеческим, понятным для всех, а не для одних избранных.

Вариант №3

Мнение революционеров–демократов – Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Глеба Успенского – о Фете можно свести к следующим словам Писарева:

Им доступны только маленькие треволнения их собственного узенького психического мира: как дрогнуло сердце при взгляде на такую-то женщину, как сделалось грустно при такой-то разлуке… - все это описано, может быть, и верно, все это выходит иногда очень мило, только уж больно мелко… Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями, вопросами гораздо пошире, поглубже и поважнее ваших любовных похождений и нежных чувствований!”

Правы ли критики? Справедливы ли их претензии к поэтам “чистого искусства”

в) Работа с таблицей.

- Обратимся к таблице. В поэзии 60–80-х гг. XIX века в России выделяются два направления – школа чистой поэзии и школа демократической поэзии. Какую из них можно назвать поэзией сердца, а какую – поэзией разума?

- К какому направлению мы отнесем Фета, к какому – Некрасова?

- Что значит чистое искусство? (Д/з – определение)

- Распределите признаки, соответствующие каждому из этих направлений. (Двое возле доски распределяют карточки)

Читайте также: