Российская космонавтика проблемы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Фото: Dmitri Lovetsky / AP / East News

Александр Железняков, академик Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского:

Падение ракеты и неудачная доставка космонавтов на МКС — все это, конечно, связано с тем, что творится у нас в отрасли. Она находится в глубоком системном кризисе, и все меры, которые громогласно принимались и в этом году, и ранее, к сожалению, не сильно изменили ситуацию. По-прежнему страдает культура производства, качество выпускаемой продукции — и, как следствие, мы видим аварии, которые происходят в последнее время с завидной регулярностью.

То, что случилось в четверг, — ситуация уже более высокого порядка. Ведь ранее все аварии обходили стороной пилотируемую космонавтику. Но, к сожалению, эта эпидемия добралась и до нее. Шлейф от нынешней неудачи еще долго будет преследовать Россию и сопровождать полеты, как только они будут возобновлены.

Конечно, можно было бы попробовать что-то экстренно изменить в российской космической отрасли. Но, увы, здесь уже столько всего наворочено. Чтобы ситуация хоть как-то улучшилась, должны пройти годы, а то и десятилетия.


Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики:

Космические отрасли в мире, в первую очередь в СССР и в США, сложились в 40–50-х годах прошлого века. Тогда руководителями каждой из стран были поставлены сверхприоритетные задачи по доставке ядерного оружия и ни о каком космосе речи не шло. При этом были установлены кратчайшие сроки реализации задуманного, и в итоге такие ракеты были созданы уже примерно к 60-му году.

Средств на это не жалели. А следствием этого стала совершенно конкретная структура отрасли: при возникновении любой проблемы создавался отдельный научный институт или новое предприятие. В итоге каждый делал свой продукт. Кооперация получилась гигантской, медленной, техника — очень дорогой. В таком виде мировые космические отрасли существовали до рубежа 90-х годов. После этого страны перешли к следующему этапу и попытались оптимизировать структуру с помощью бизнес-методов. В США провели укрупнение предприятий в двух крупных конкурирующих на внутреннем рынке корпорациях Boeing и Lockheed. Этому примеру последовали и в европейских странах.

К вопросу укрупнения позже все же вернулись, и создали лишь одну госкорпорацию, а не две, как в США. Несмотря на то что это не так эффективно, лично я поддержал это решение: космический кризис зашел так далеко, что два здоровых предприятия создать не получилось бы.

На мой взгляд, сохранить отрасль в нынешнем виде уже невозможно. Это тяжелый вывод, но его необходимо принять. Я уверен, что сейчас военную космическую отрасль стоит присоединить к чему-то более крупному в рамках оборонной промышленности в целом, например, к ОАКу.

Вовсе не обязательно тратить огромные средства для развития космической отрасли, можно эффективно пользоваться тем, что уже есть

Частную космонавтику должно поддерживать государство: законодательство сделать более лояльным, а также обеспечить доступ к готовым технологиям и испытательно-производственной базе. Так в свое время США поддержали Илона Маска: он не создавал с нуля двигатель, а просто модернизировал разработки NASA 60-х годов, получил возможность нанять компетентных опытных сотрудников и совсем немного госсубсидий.

Ведь на самом деле постоянное субсидирование инноваций — совершенно порочная практика. Совершенно не обязательно тратить огромные средства для развития космической отрасли, можно очень эффективно воспользоваться тем, что уже есть.


Иван Моисеев, руководитель Института космической политики:

Если говорить о непосредственных последствиях аварии, то здесь все примерно ясно. В ближайшее время определят сроки нового пуска, назначат комиссию по расследованию причин этой аварии, то есть будут действовать по предусмотренному для таких экстремальных случаев протоколу. Так что больших угроз для дальнейшего функционирования МКС это не представляет.

Если же говорить о том, почему это случилось, то тут не стоит удивляться причинам. Последнее время безаварийные старты превратились у нас в исключение. Так что рано или поздно это должно было произойти и с пилотируемыми запусками. Когда Дмитрия Рогозина ставили заниматься оборонкой и космосом — а произошло это еще в конце 2011 года, — то он отрицал системный кризис в космической отрасли. Но сейчас можно видеть, как он решал стоящие перед отраслью проблемы и каких результатов добился. Кризис этот именно системный. Функционирование космической отрасли — это совместная работа сотен предприятий, каждое из которых находится примерно в одинаковом положении и испытывает схожие трудности. Вряд ли стоит винить в бедах исключительно Роскосмос. За налаживание работы всех контрагентов, привлечение военных и других структур отвечает вице-премьер, курирующий космическую отрасль. Много лет эту должность занимал Дмитрий Рогозин.

РОСКОСМОС-СПОРТ


ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОСМОНАВТИКИ (Из доклада академика РАН - соратника С.П. Королева - Бориса Евсеевича Чертока на 6-ом Международном аэрокосмическом конгрессе IAC’09)

В виду исключительной важности затронутых Борисом Евсеевичем Чертоком вопросов, мы публикуем сегодня тезисы его доклада.

Как отметил Б.Е. Черток, практическая космонавтика – это совершенно новая для человечества сфера деятельности, насчитывает всего 52 года, пилотируемая космонавтика – 48 лет.

Космонавтика опирается на ракетную технику. Выходить в космос мы можем пока только с помощью ракетных пусков. Ракетно-космическая техника связывает не только технологических, но и много общих глобальных проблем – экономических, политических и военно-стратегических. Я остановлюсь на наиболее актуальных.

В прошлом веке было разработано и успешно испытано такое разнообразие ракет-носителей, что помогло начать решать все актуальные проблемы космонавтики – от вывода на орбиту совершенно малого первого спутника до высадки экспедиции на Луну.

По разным причинам космонавтика лишалась надежных и перспективных носителей XX века, способных совершить новый скачок. Но современные американская и российская ракеты-носители могут дать возможность в XXI веке решать такие проблемы почти с нуля.

В Соединенных Штатах сейчас создается новое семейство носителей, которые появятся лет через пять, а обеспечивающую пилотируемую космонавтику программу Space Shuttle – прикрывают в 2010 году. Оказалось, что при проектировании Шаттла были допущены грубые не столько технические, сколько экономические ошибки. Когда эта программа закладывалась, она рекламировалась таким образом, что она даст возможность сэкономить средства, ибо вывод одного килограмма полезного груза обойдется человечеству в 1000 долларов, а в будущем – 100 долларов! Фактически сегодня вывод одного килограмма полезного груза стоит от 20 до 30 тысяч долларов! Это основная причина, по которой НАСА хотят отказаться от дальнейшего использования Шаттла.

По пускам космических аппаратов, выводимых в космос на надежных старых носителях, разработанных фирмами, основанными Королевым, Челомеем, Янгелем, Россия – впереди планеты всей!

В числе наиболее актуальных проблем космонавтики я назову систему связи. Космический аппарат является основой сотен национальных государственных и коммерческих систем, обеспечивающих человечеству безопасность. Десятки стран имеют свои государственные спутники связи. Практически 90 процентов спутников связи размещаются на геостационарной орбите. Это уникальная орбита, она одна для всех активно работающих спутников. По последним данным на геостационарной орбите находилось около 1200 всяких объектов, из которых только несколько сотен – активно работающие спутники.

В ближайшие 15-20 лет при сохранении интенсивности вывода спутников на геостационарную орбиту будет исчерпан ее уникальный ресурс. Неизбежна международная конкуренция за нужное место на этой орбите.

В конце XX века в Советском Союзе были разработаны проекты таких платформ. Позднее, в 2000 году, заново были разработаны проекты многофункциональных платформ. Они оказались неспособны конкурировать с яхтами наших олигархов. Ибо по стоимости каждая яхта, если вы читаете наши средства массовой информации, превосходит современные космические системы.

Следующая проблема современной космонавтики – это системы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Это системы, над которым человечество начало работать в связи с обострением холодной войны. Для космонавтики все государственные границы открыты, и космические разведчики, в отличие от всех других шпионов, их уничтожение, если такое происходит, не равносильно началу боевых действий. В связи с созданием принципиально новых оптикоэлектронных систем, не требующих возвращения на Землю фотопленки, произошел исключительно большой качественный скачок в использовании систем ДЗЗ для всех видов разведки. Современная радиоэлектронная многоспектральная оптика позволяет получить изображение с разрешением от 0,5 до 1 метра. В перспективе, при необходимости, разрешение можно доводить и до 1 сантиметра. При определенной системе обработки и анализа информации, передаваемой такими спутниками, можно прогнозировать стихийные бедствия, осуществлять мониторинг экологической обстановки, составлять метеопрогнозы, искать месторождения полезных ископаемых, получать информацию о строительстве в запрещенных местах всякого рода дорогих коттеджных поселков и многое другое.

Актуальным сегодня для ДЗЗ является цифровое картографирование земной поверхности для решения проблем навигации. Надо сказать, что космические системы ДЗЗ России, Китая, США, всех государств-членов НАТО играют значительную роль в обеспечении международной безопасности.

Следующая большая работа, которую выполняет сегодня наша современная космонавтика, и начала этим совсем недавно заниматься – это космическая навигация. За двадцать лет с момента создания первой системы космической навигации мы получили возможность обеспечить каждого желающего в любое время суток в любую погоду на суше и на море координатами своего места на нашей планете и вектором движения с точностью 100 метров. А если очень постараться – для слепой посадки самолетов ошибки не превосходят примерно 50 сантиметров.

Системы космической связи, ДЗЗ, навигации в XXI веке в значительной мере будут определять безопасность каждого государства. Если наши российские высшие политические, экономические, военные и всякие прочие руководства не будут способны в ближайшие 5 – 7 лет решить эти проблемы, в этом случае наша страна может стать сырьевым придатком могучих государств – США, Европы, ну и, вероятно, Китая.

Каковы главные достижения этих программ? Надо признать, что ни в одной из них не было сделано новых фундаментальных открытий, которые за этот период были совершены с помощью специальных беспилотных всякого рода научных космических аппаратов. Эти космические аппараты за последние десятки лет продвинули астрономию, астрофизику, изучение всей нашей вселенной и все наши знания о том, кто мы и что мы, о Солнечной системе и о Земле – намного дальше, чем это было сделано в предыдущие тысячелетия. Сегодня можно уверенно говорить о том, что практически доказана возможность и даже необходимость использования способностей человека в космосе для сооружения, ремонта и обслуживания больших и очень сложных конструкций. В конце первого десятилетия XXI века можно утверждать, что для изучения планет Солнечной системы, Вселенной нужны ученые, анализирующие богатейшую информацию, поступающую от научных беспилотных космических аппаратов. За всю историю пилотируемых полетов человеком, находящимся в космосе, не было сделано каких-либо новых фундаментальных научных открытий. В космосе, особенно для создания лунной базы, человек потребуется как строитель, монтажник, высотник, а для коммерческой системы – как турист.

Если говорить о планах на ближайшие десятилетия, она должны быть ориентирована на задачу продления эксплуатации Международной космической станции, по крайней мере, до 2020 года.

Что касается разговоров о предстоящей, чуть ли ни завтра, экспедиции на Марс, то, по моему убеждению, его надо исследовать с помощью автоматов, марсоходов. С пилотируемой экспедицией, учитывая затраты и огромный риск, в ближайшие 50, а то и 100 лет можно не спешить. По современным оценкам, затраты на эту экспедицию составят 250 – 300 млрд долларов. Если они найдутся, то их можно потратить и в космосе, и на Луне с гораздо большей пользой. Я не вижу необходимости сегодня заниматься подготовкой пилотируемой экспедиции на Марс. Вероятно, в ближайшем будущем полетит еще много самоходных аппаратов. Они исследуют Марс гораздо лучше, чем человек, который проведет год в полете только в одну сторону, присядет на Марс, и тут же должен готовиться к отбытию обратно, если только сумеет вернуться на Землю.

Все, что демонстрируется на авиакосмических выставках, будет реализовано в зависимости от экономической ситуации в той или иной стране. Пока можно утверждать, что, несмотря на кризисы, Соединенные Штаты идут в лидерах в мировой космонавтике, в перспективных и общенаучных фундаментальных исследованиях. Достойно подражания отношение американского правительства к работе и критическому обсуждению новых космических программ. Они создали авторитетную комиссию на основе федерального закона. Она ревизует предложения НАСА и открыто для всех средств массовой информации. Это позволяет американскому обществу критически, и я бы сказал с энтузиазмом, относиться к своим космическим программам.

И последнее. В общечеловеческой истории космонавтики есть одно совершенно удивительное белое пятно. Человечество за какие-то 50 лет совершило громадный научный скачок. Появилась новая область деятельности – космонавтика, которая во многом определяет его дальнейшую судьбу. Но ни один из создателей ракет и космической техники не удостоен Нобелевской премии. Это будущему поколению в XXI веке предстоит решить и эту проблему".


Количество пусков

Тринадцать лет подряд Россия лидировала по количеству космических запусков. Но в 2016 году нас обогнали США и — впервые — Китай. В 2017 году одна частная компания SpaceX имеет шансы обогнать Россию по количеству запусков. Наше лидерство по этому параметру было предметом гордости, и его потеря стала поводом для расстройства. Насколько оно обосновано?


Количество пусков по странам с 2004 года

Когда в 90-х годах российские ракеты-носители вышли на мировой рынок, они оказались дешевыми и были очень востребованы.


Когда срок активного существования спутников настолько мал, он сводит на нет эффект от большого количества запусков. Сейчас наши спутники стали работать на орбите гораздо дольше, поэтому и запускать новые на замену нужно реже.


Аварийность

Распространено мнение, что наши ракеты постоянно падают. Но статистика это не подтверждает. Если посмотреть относительную аварийность (количество аварий, разделенное на количество ракет), то видно, что показатели российской космонавтики находятся на сравнимом с другими странами уровне.


Относительная аварийность ведущих космических держав с 2004 года, потеря полезной нагрузки 1 балл, авария без потери полезной нагрузки — 0,5 балла

Почему же миф о постоянно падающих наших ракетах так живуч?


Пиар


Изображение галактики OJ287

Хорошо и плохо

Космическая отрасль любой страны имеет свои сильные и слабые стороны — кто-то достиг многого в одном, у кого-то преимущества в другом, и у всех свои проблемы.

Сильные стороны:

Слабые стороны:


В статье рассматриваются проблемы современной российской космонавтики. России необходимо инновационные преобразования в ключевых отраслях экономики, к которым в частности мы относим ракетно-космическую область. В условиях жесточайшей конкуренции со стороны мировых держав в области космонавтики Россия, являющаяся лидером в этой сфере еще со времен СССР, не должна терять своих позиций. Рассмотрены и проанализированы проблемы, препятствующие ускоренному развитию ракетно-космической области.

Ключевые слова: инновационные преобразования, ракетно-космическая область, государственное финансирование, космическая продукция, технологии, Федеральная космическая программа.

Одним из важных и значительных направлений преобразования современной экономики России является переход к инновационному типу экономического развития, то есть необходимо обеспечить ускоренное развитие ключевых отраслей экономики страны, которые будут способствовать организации инновационного потенциала и достижению высокого уровня конкурентоспособности страны

В настоящее время к ключевым отраслям экономики страны с высоким научным и промышленным потенциалом можно отнести область космического пространства и ракетных технологий.

Ракетно-космическая область — это часть оборонно-промышленного потенциала России, занимающая важное место в государственной политике России. Она играет значительную роль в обеспечении безопасности страны, в экономическом, научном и социальном развитии. Благодаря космической деятельности Россия имеет возможность стабилизировать свою экономику, обеспечивать качественно новый уровень решения оборонных задач и задач международного сотрудничества, укрепить свои позиции в мировом сообществе. Глобальное и непрерывное наблюдение за военной и экономической деятельностью государств, мониторинг природной среды, исследование природных ресурсов, спасение объектов, попавших в чрезвычайное положение, обеспечение единого информационного пространства — это лишь часть задач, которые благодаря космической деятельности реализуются эффективнее и экономичнее.

На мировом рынке Россия занимала первое место по продаже космической продукции (двигательные установки, комплекты технологического оборудования РН и КА). Еще на стадии зарождения космической деятельности как сектора мировой экономики Россия четко обозначила лидирующие позиции в этой области, отправив в космос первого человека советского гражданина Юрия Гагарина, а также по количеству запусков, опередив в этом своего главного конкурента США. На тот момент СССР имела уникальную систему наземного, космического базирования, способной уничтожать спутники на низких орбитах.

После распада СССР государственное финансирование космической отрасли РФ резко снизилось, что привело к спаду производства, но со временем спад сменился подъемом, возникшим в связи с получением (подписанием) международных контрактов и обязательств по созданию и эксплуатации Международной космической станции.

Космодром Байконур является наиболее пригодным для запуска пилотируемых кораблей, межпланетных станций, спутников связи и шпионских спутников на геостационарную орбиту. По техническим причинам это неосуществимо с космодромов Плесецк и Капустин Яр на территории Российской Федерации. Поэтому Россия с 1994 года арендует Байконур, ежегодно выплачивая 115 млн. долл.

Современная Россия выделяет сравнительно небольшое количество средств на развитие НИОКР. США тратит почти в десять раз больше средств на космонавтику, в том числе на дистанционное зондирование Земли. На поддержку каждой ракеты США выделяют по 500 млн. долл., ЕС — еще больше. Российским же участникам мирового рынка космической деятельности пришлось снизить стоимость запуска с 70 млн. долл. почти до себестоимости — около 25 млн.

Также сокращается с каждым годом и количество успешных запусков ракет-носителей. Так в период с 2000 по 2009 гг. было произведено 176 запусков, из них число успешных запусков составило 167 запусков, а неуспешных — 0. В период с 2010 по 2013 гг. — 80 запусков успешны, а 6 неуспешны. Доля аварийных и неудачных от общего количества запусков в период с 1990 по 1999 гг. — 2 %, в 2000–2009 гг. — 5 %, а в 2010–2013 гг. — 8 % (рис. 1).


Рис. 1. Доля аварийных и неудачных от общего количества запусков.

Источник составлено автором.

Постоянное недофинансирование Федеральной космической программы снизило возможность страны осуществлять национальную космическую деятельность и выполнять международные обязательства в сфере космоса. Из-за неустойчивого экономического положения предприятий, низкой заработной платы, падения престижа работы в ракетно-космической промышленности продолжается отток квалифицированных кадров и практически остановлено техническое перевооружение производства.

По данным Федерального космического агентства в состав ракетно-космической отрасли на конец 2007 г. входило 108 предприятий и организаций, в том числе: 29 (26,8 %) — промышленных предприятий, 65 (60,2 %) — научных и конструкторских (научно-производственные объединения, центры, научно-исследовательские институты, конструкторское бюро) и 14 (13,0 %) — прочих организаций [3]. Текущее состояние отрасли характеризуют следующие данные: количество предприятий — около 100; численность работников — примерно 320000 человек. Средний возраст инженерно-технического персонала превышает 50 лет, а в научных организациях достигает 60 лет. Оборудование с возрастом менее 10 лет составляет менее 10 % [5:199].

Текущее состояние отрасли характеризуют следующие открытые данные: количество предприятий — около 100; численность работников — 320 тыс. человек. Средний возраст инженерно-технического персонала превышает 50 лет, а в научных организациях достигает 60 лет. Оборудование с возрастом менее 10 лет составляет около 20 % (10 лет назад — 44 %). Около 10 % предприятий имеет отрицательный баланс результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, российская космическая деятельность, наука и промышленность находятся в критическом состоянии и от дальнейших решений по их сохранению зависит стратегическое положение, безопасность и статус Российской Федерации как космической державы.

1. Алифанов О. М., Зеленцов В. В., Петрикевич Б. Б., Хохулин В. С. Основные направления модернизации системы подготовки кадров для авиационной и ракетно-космической промышленности. XXІX Академические чтения по космонавтике: сборник материалов. 2005 г., январь-февраль.

2. Баскакова, И. А. Байконур: проблемы и перспективы российско-казахстанского сотрудничества в космической сфере

3. Лебедева, А. А. Инвестиции в оборонно-промышленный комплекс как фактор инновационного прорыва российской экономики / Бизнес в законе, № 6, 2011.

4. Окатьева, Н. В. Позиции России на мировом рынке космической продукции и услуг / Бизнес в законе, № 6, 2012.

5. Улицкая, Т. Р. Реструктуризация как основа инновационного развития ракетно-космической отрасли / Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, ракетно-космическая область, запуск, космическая деятельность, государственное финансирование, инженерно-технический персонал, космическая продукция, мировой рынок, Российская Федерация, Федеральная космическая программа.

Ключевые слова

технологии, государственное финансирование, инновационные преобразования, ракетно-космическая область, космическая продукция, Федеральная космическая программа., Федеральная космическая программа

Похожие статьи

Развитие современной ракетно-космической отрасли: роль.

проект, космическая деятельность, ракетно-космическая техника, ракетно-космическая отрасль, риск, ряд случаев, пилотируемая космонавтика, народнохозяйственный комплекс, изделие.

Назревшая необходимость модернизации ракетно-космической.

Россия, ракетно-космическая область, запуск, космическая деятельность, государственное финансирование, Российская Федерация, мировой рынок, космическая продукция, инженерно-технический персонал, Федеральная.

Отличительные черты современных проектов.

проект, космическая деятельность, ракетно-космическая техника, ракетно-космическая отрасль, риск, ряд случаев, пилотируемая космонавтика, народнохозяйственный комплекс, изделие, Международная космическая станция.

Анализ современного состояния рынка наноспутников как.

Развитие современной ракетно-космической отрасли: роль. Европа. модернизация, инновационное развитие, инновации, стратегия развития, инновационные процессы, космическая деятельность, ракетно-космическая отрасль.

Модели финансирования инноваций и особенности.

Модели финансирования инноваций и особенности финансирования космической деятельности.

Недостаток финансирования ракетно-космической промышленности (далее — РКП) в современной России традиционно является ключевой особенностью и одновременно.

Перспективы создания средств выведения тяжелого и сверх.

- Федеральная космическая программа России на 2006–2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2005 г. (ФКП)

Государственная поддержка развития высокотехнологичных.

Производство летательных аппаратов, включая космические.

– постоянное финансирование повышения квалификации рабочего персонала

окружающая среда, сельское хозяйство, Российская Федерация, инновационная деятельность, Россия, аграрное производство.

Историческая миссия человечества в освоении космоса

Развитие современной ракетно-космической отрасли: роль. Для внедрения инноваций необходимо формирование эффективного научного и технического пространства, что позволит более активно развивать космическую.

Многоразовые космические корабли Спейс-Шаттл и Буран

При планировании космической деятельности на 1970-е гг. руководство NАSА было обеспокоено высокой стоимостью полетов в космос. По расчетам специалистов NАSА запуск многоразовых кораблей можно было осуществлять каждую неделю.

Похожие статьи

Развитие современной ракетно-космической отрасли: роль.

проект, космическая деятельность, ракетно-космическая техника, ракетно-космическая отрасль, риск, ряд случаев, пилотируемая космонавтика, народнохозяйственный комплекс, изделие.

Назревшая необходимость модернизации ракетно-космической.

Россия, ракетно-космическая область, запуск, космическая деятельность, государственное финансирование, Российская Федерация, мировой рынок, космическая продукция, инженерно-технический персонал, Федеральная.

Отличительные черты современных проектов.

проект, космическая деятельность, ракетно-космическая техника, ракетно-космическая отрасль, риск, ряд случаев, пилотируемая космонавтика, народнохозяйственный комплекс, изделие, Международная космическая станция.

Анализ современного состояния рынка наноспутников как.

Развитие современной ракетно-космической отрасли: роль. Европа. модернизация, инновационное развитие, инновации, стратегия развития, инновационные процессы, космическая деятельность, ракетно-космическая отрасль.

Модели финансирования инноваций и особенности.

Модели финансирования инноваций и особенности финансирования космической деятельности.

Недостаток финансирования ракетно-космической промышленности (далее — РКП) в современной России традиционно является ключевой особенностью и одновременно.

Перспективы создания средств выведения тяжелого и сверх.

- Федеральная космическая программа России на 2006–2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2005 г. (ФКП)

Государственная поддержка развития высокотехнологичных.

Производство летательных аппаратов, включая космические.

– постоянное финансирование повышения квалификации рабочего персонала

окружающая среда, сельское хозяйство, Российская Федерация, инновационная деятельность, Россия, аграрное производство.

Историческая миссия человечества в освоении космоса

Развитие современной ракетно-космической отрасли: роль. Для внедрения инноваций необходимо формирование эффективного научного и технического пространства, что позволит более активно развивать космическую.

Многоразовые космические корабли Спейс-Шаттл и Буран

При планировании космической деятельности на 1970-е гг. руководство NАSА было обеспокоено высокой стоимостью полетов в космос. По расчетам специалистов NАSА запуск многоразовых кораблей можно было осуществлять каждую неделю.

Читайте также: