Бихевиоризм в менеджменте кратко

Обновлено: 02.07.2024

3. Теоретические основы бихевиоризма

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
БИХЕВИОРИЗМА
Расценивая окружающее как конфигурацию раздражителей,
бихевиористы пришли к выводу, что поведение — функция
комплекса внешних раздражителей. Согласно этой точке
зрения, индивид контролируется исключительно внешними
обстоятельствами, т. е. среда - это активная система, а
человек - реактивная. По мнению приверженцев
бихевиористов, надо исследовать непосредственную
зависимость между поведением и внешней ситуацией.
Отрицание направляющего влияния внутреннего состояния
индивида на его поведение — это центральный тезис
классического бихевиоризма.

4. Бихевиористские подходы к управленческой деятельности

БИХЕВИОРИСТСКИЕ
ПОДХОДЫ К
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бихевиористские подходы к управленческой деятельности
направлены на изменение человеческих взаимоотношений в
организации и является одним из множества существующих в
психологии методов изучения поведения человека.
Изменения, при которых должно существенно измениться
поведение людей, приводят к неопределенности:
- относительно гарантированности работы;
- относительно приспособления к новым условиям;
- относительно социальных отношений в будущем.

5. заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Базовая концепция бихевиоризма заключается в
утверждении, что сотрудника необходимо развивать.
Эффективность и результативность сотрудников зависит от их
поведенческих характеристик, психоэмоционального
состояния, а также от коммуникаций внутри организации и
сложной системы групповых внутриорганизационных
взаимоотношений.
Именно фактору социальных отношений должно уделяться
особое внимание. В действительности работники оказывают
сопротивление вовсе не техническим, а социальным
изменениям - изменениям в человеческих взаимоотношениях,
которыми обычно сопровождаются технические изменения.

Бихевиористский научный подход как одна из областей гуманистического менеджмента предполагает использование научных методов и исследований для изучения поведения людей. Данное направление основывается на социологии, психологии, антропологии, экономике и других дисциплинах.

Главная задача приверженцев бихевиоризма – идентификация и анализ движущих мотивов поведения работника и его взаимодействия с другими людьми в организационной среде.

К данному управленческому течению относились такие ученые как В.Д. Скотт, М.П. Фоллет, Ф. Герцберг, Лайкерт, Д. Карнеги, Р.А. Маккензи, М. Вудкок, М. Смолл, М.А. Робер, Ф. Тильман,упомянутые нами ранееА. Маслоу и Д. Мак - Грегори др.

Преподаватель Северо–Западного университета (г. Чикаго) Вальтер Дилл Скотт(1869- 1955) выступал за то, что менеджеры должны смотреть на рабочих не только сквозь призму их экономических интересов, но и социальных, с точки зрения общественного признания их заслуг, включения их в группы т.п.

Элементы бихевиористского подхода можно обнаружить в любой компании. В соответствии с данным подходом отношения современных менеджеров к стратегии и структуре организации было во многом сформировано влиянием социальных и экономических факторов. Психология же определяет такие аспекты деятельности менеджеров, как мотивация, коммуникация, лидерство, общие принципы управления людьми.

Многие концепции менеджмента возникли и развивались под влиянием бихевиористского научного подхода, хотя в этой сфере много неразработанных вопросов. Многие проблемы, имеющие место в практической жизни, не получили теоретического обоснования. Например, в теории управления практически не учитывается деление работников по темпераменту, не изучены специфические возможности коллектива в зависимости от вероисповедания, возраста, пола, образования. Поведенческая школа носит скорее эмпирический, чем теоретический характер.

Итак, представители поведенческого подхода в управлении считали, что предметом психологии является не сознание, а поведение как реакция на воздействие среды, что правильное применение науки о поведении всегда приводит к повышению эффективности. Хотя очевидно, что в практической деятельности политика человеческих отношений эффективна для отдельных людей и только в определенных ситуациях.

Бихевиористский научный подход как одна из областей гуманистического менеджмента предполагает использование научных методов и исследований для изучения поведения людей. Данное направление основывается на социологии, психологии, антропологии, экономике и других дисциплинах.

Главная задача приверженцев бихевиоризма – идентификация и анализ движущих мотивов поведения работника и его взаимодействия с другими людьми в организационной среде.

К данному управленческому течению относились такие ученые как В.Д. Скотт, М.П. Фоллет, Ф. Герцберг, Лайкерт, Д. Карнеги, Р.А. Маккензи, М. Вудкок, М. Смолл, М.А. Робер, Ф. Тильман,упомянутые нами ранееА. Маслоу и Д. Мак - Грегори др.

Преподаватель Северо–Западного университета (г. Чикаго) Вальтер Дилл Скотт(1869- 1955) выступал за то, что менеджеры должны смотреть на рабочих не только сквозь призму их экономических интересов, но и социальных, с точки зрения общественного признания их заслуг, включения их в группы т.п.




Элементы бихевиористского подхода можно обнаружить в любой компании. В соответствии с данным подходом отношения современных менеджеров к стратегии и структуре организации было во многом сформировано влиянием социальных и экономических факторов. Психология же определяет такие аспекты деятельности менеджеров, как мотивация, коммуникация, лидерство, общие принципы управления людьми.

Многие концепции менеджмента возникли и развивались под влиянием бихевиористского научного подхода, хотя в этой сфере много неразработанных вопросов. Многие проблемы, имеющие место в практической жизни, не получили теоретического обоснования. Например, в теории управления практически не учитывается деление работников по темпераменту, не изучены специфические возможности коллектива в зависимости от вероисповедания, возраста, пола, образования. Поведенческая школа носит скорее эмпирический, чем теоретический характер.

Итак, представители поведенческого подхода в управлении считали, что предметом психологии является не сознание, а поведение как реакция на воздействие среды, что правильное применение науки о поведении всегда приводит к повышению эффективности. Хотя очевидно, что в практической деятельности политика человеческих отношений эффективна для отдельных людей и только в определенных ситуациях.

Бихевиоризм является крупным психологическим направлением, в соответствии с которым человек с рождения обладает относительно небольшим количеством врождённых схем поведения (например, дыхания, глотания и др.). Над этими схемами поведения надстраиваются более сложные процессы, при этом удачные реакции закрепляются и в дальнейшем имеют тенденцию к воспроизведению.

Основой бихевиоризма является понимание поведения людей и животных в качестве совокупности двигательных и сведенных к ним вербальных и эмоциональных реакций на внешние стимулы.

Бихевиоризм возникает на рубеже 19-20 века, после непосредственных экспериментальных исследований психики животных.

Бихевиоризм

Основа бихевиоризма

Помещённые в ящик животные могли выйти из него (получать еду) только при помощи приведения в действие специального устройства путем нажатия на пружину (тянуть петлю). Изначально животные совершали большое количество движений, бросаясь в разные стороны, царапая ящик и др. В определенный момент одно из движений случайным образом оказывалось для них удачным.

Заключение, которое принял ученый, основывалось на пробах, ошибках и случайном успехе, которые были характерны для всех типов поведения (не только животного, но и человека).

Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители

Бихевиористические теории считаются поведенческими (психологическими) концепциями, основное внимание которых сконцентрировано на вопросах обучения эффективным формам поведения. Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители определяли поведение лидеров, основываясь на следующие критерии:

  1. ориентация поведения на создании удовлетворения от труда у подчиненных, их постоянное развитие,
  2. характеристика поведения исключительно с позиции выполнения любой ценой производственных задач.

Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители характеризуются утверждением, что великими лидерами можно становиться и не обязательно ими рождаться.

Эта теория своими корнями уходит в учение, в котором главное внимание уделяли действиям лидера, а не его внутреннему состоянию или качествам. Основные представители бихевиоризма и школы поведенческих наук: Ф. Герцберг, К. Арджирис, Р. Лайкерт и Мак-Грегор Д.

Бихевиористские теории производительности

Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители Р. Лайкерт и коллеги (Мичиганский университет) разрабатывали систему лидерства через сравнение групп людей высокой и низкой производительности труда в различных компаниях. Ученые объясняли разницу в производительности стилем лидерства.

На основании проводимых Лайкертом исследований был сделан вывод о том, что стили руководства во всех случаях будут направлены на работу или на людей (сотрудников). В дальнейшем данное положение подвергли неоднократным опровержениям другие исследователи.

Примеры решения задач

1) Эффективным руководством и лидерством,

2) Жесткими подходами к проблемам управления персоналом,

3) Положением, что руководителем не рождаются, а становятся в процессе обучения и развития,

В середине $XX$ века активно развивались такие науки, как социология и социальная психология. Практические методы и инструментарий этих научных направлений стали использоваться в менеджменте.

Бихевиоризм – наука о поведении человека.

Применение бихевиоризма в менеджменте получило название школы поведенческих наук, которая стала очередным эволюционным этапом школы человеческих отношений. Идеи этой школы базировались на применении психологических и социологических инструментов в организационных процессах с целью повышения их эффективности.

Базовая концепция бихевиоризма заключается в утверждении, что сотрудника необходимо развивать. Эффективность и результативность сотрудников зависит от их поведенческих характеристик, психоэмоционального состояния, а также от коммуникаций внутри организации и сложной системы групповых внутриорганизационных взаимоотношений.

Идеи бихевиоризма проникли во все сферы управления и дали начало таким управленческим концепциям, как теории мотивации, теории лидерства, организационные структуры компании, теории власти и коммуникации и т.п.

Ключевыми представителями школы поведенческих наук считаются:

  • К. Арджирис,
  • Р. Лайкерт,
  • Д. Мак-Грегор,
  • Ф. Герцберг.

В основу всех концепций школы поведенческих наук легли две основные теории, разработанные в начале 19050-х годов американским специалистом в области социальной психологии Дугласом Мак-Грегором, - теория X и теория Y. Мак-Грегор считал, что управление должно базироваться на какой-либо из этих теорий. При этом теория Х соответствует взглядам классических школ управления, а теория Y является более прогрессивной, отражающей современные научные течения в менеджменте.

Сущность теории Х

Большинство сотрудников всячески избегают труда вследствие врожденной неприязни к нему. Они не амбициозны, не хотят принимать на себя ответственность за выполнение работы и предпочитают, чтобы ими управляли. Для таких сотрудников высшей ценностью является безопасность – именно она мотивирует их работать, чтобы сохранить свое стабильное рабочее место.

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с теорией Х менеджмент должен быть жестким, чтобы обеспечивать контроль за выполнением работы. Основной целью менеджмента является принуждение к труду. В рамках такой организации работы менеджмент должен угрожать сотрудникам различными санкциями для обеспечения достойного качества их работы, необходимого для достижения организационных целей. Менеджеры, действующие в соответствии с положениями теории Х, называются автократичными руководителями.

Сущность теории Y

Любой человек имеет естественную предрасположенность к труду, физическому и умственному. Сотрудник может самостоятельно находить мотивацию к работе и контролировать ее выполнение. Среднестатистический сотрудник готов принимать на себя ответственность и стремится к выполнению работы наилучшим образом. Такой сотрудник креативен и изобретателен, он занимается саморазвитием, самостоятельно стремится повысить уровень профессиональной квалификации, постоянно готов развиваться и принимать на себя дополнительные обязательства.

В соответствии с теорией Y менеджмент организации должен быть нацелен на создание и укрепление такой корпоративной культуры, которая позволит сотрудникам самореализоваться.

Основной задачей управления является создание открытой дружелюбной атмосферы в компании, с помощью которой можно заинтересовать сотрудников организационными проблемами. Постановка задач должна осуществляться таким образом, чтобы повысить заинтересованность сотрудников в их решении. Менеджеры, действующие в соответствии с положениями теории Y, называются демократичными руководителями.

В середине прошлого десятилетия интенсивно развивались такие науки, как и социальная психология социология. Инструментарий и практические данных направлений стали применять в менеджменте.

Биохевиоризм является наукой о поведении человека.

Бихевиористское направление в менеджменте представляет собой школу поведенческих наук, идеи которой основываются на использовании социологических и психологических инструментов для увеличения эффективности организационных процессов.

В основе рассматриваемой концепции лежит утверждение о том, что сотрудник должен постоянно развиваться. Его эффективность по большей части определяется поведенческими характеристиками, психическим и эмоциональным состоянием, а также от коммуникаций и сложной системы групповых взаимоотношений внутри организации.

Сейчас идеи рассматриваемой науки стали неотъемлемой частью многих сфер управления и послужили основой для концептуальных теорий лидерства и мотивации, коммуникации и власти организационных структур компании.

Среди ключевых представителей школы биохевиоризма:

  • К. Арджирис;
  • Д. Мак-Грегор;
  • Р. Лайкерт;
  • Ф. Герцберг.

В основе каждой концепции школы рассматриваемой науки лежат две ключевые теории, которые были разработаны в начале пятидесятых годов прошлого столетия экспертом в области социальной психологии из США Дугласом Мак-Грегором, Он их назвал теориями X и Y. Психолог считал, что управление должно основываться на той или иной теории. При этом Х-теория в полной мере соответствует классическим школам управления, в то время как теория Y куда более прогрессивна и отражает нынешние научные течения в управлении производством.

Теория X

Многие сотрудники стараются всячески избегать труда из-за сложившейся неприязни к нему. Они не имеют амбиций, не желают брать на себя ответственность за выполняемую работу и для них лучше всего быть подчиненными. Основной мотивацией для работы и сохранения своего стабильного рабочего места является безопасность.

Согласно такой теории для обеспечения контроля над выполнением работы требуется жесткое управление. Ключевая задача менеджмента в таком случае - это принуждение к труду путем угроз сотрудникам теми или иными санкциями с целью обеспечения высокого качества выполняемой работы, что нужно для достижения целей организации. Таких менеджеров называют автократичными руководителями.

Теория Y

Каждому человеку свойственна естественная предрасположенность к физическому или умственному труду. Сотрудники могут быть самостоятельно мотивированы к работе, и им не требуется надзор за её выполнением. Среднестатистическому сотруднику при такой теории в порядке вещей брать на себя ответственность и стремиться к выполнению поставленных задач на высочайшем уровне. Такому сотруднику свойственна креативность и изобретательность, он самостоятельно стремится повысить свой уровень квалификации, постоянно нацелен на дальнейшее развитие и прием дополнительных обязательств на себя.

Согласно данной теории менеджмент должен быть сконцентрирован на обеспечении той корпоративной культуры, которая предоставляет сотрудникам возможность реализоваться.

Ключевая задача менеджмента - это обеспечение дружелюбной и открытой атмосферы внутри компании, которая будет привлекать сотрудников организационными проблемами. Задачи должны быть поставлены таким образом, чтобы сотрудникам было интересно их решать. Менеджеров, которые действуют согласно положениям Y-теории, именуют демократичными руководителями.

Читайте также: