Гжельский фарфоровый завод история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Гжель — народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Он был так назван в честь села в Московской области, где он и возник. О том, как зародилось производство фарфоровой посуды, какие технологии используют мастера и когда тарелки, чашки и сахарницы превратились из разноцветных в бело-голубые, читайте в нашем материале.

История промысла

Промысел появился благодаря глиняным залежам в этих краях. Их обнаружили в XIV веке. Глиняная земля идеально подходила для гончарного дела. Сначала крестьяне делали из нее простую посуду, а позже — аптекарские сосуды. До середины XVIII века из Гжели в Москву поставляли гончарную посуду, трубы, изразцы и детские игрушки.

В XVIII веке сподвижник Ломоносова Дмитрий Виноградов создал рецептуру фарфоровой массы и разработал способ производства высококачественного фарфора из отечественных материалов. Со временем открылось около сотни предприятий: фабрики Аксеновых, Алехиных, Фортальновых, Акулиных, Дунашовых и другие. После революции все эти предприятия исчезли и возродились только после Великой Отечественной войны.

70-е и 80-е годы XX века стали новым этапом в жизни промысла. Появилась целая плеяда талантливых молодых художников, вписавших свои имена в историю Гжели.

Изделия, произведенные на Гжельском фарфоровом заводе

В наши дни гжельские предприятия производят не только посуду и статуэтки, но и керамическую плитку, часы, люстры и телефонные аппараты.

Кстати, Гжель не всегда была бело-синей. До середины XIX века мастера использовали и желтую, и коричневую, и лиловую краски. Затем появилась мода на Делфтский фарфор. Русские мастера сразу же освоили эту технику.

Как изготавливают Гжельский фарфор

Все начинается с эскиза: художник делает карандашный набросок будущего изделия. Затем по нему создают макет из пластилина. Иногда на этом этапе идею приходится дорабатывать или менять. По пластилиновому макету лепят глиняную форму.

Параллельно в цехе работают над фарфоровой смесью: в глину подмешивают кварцевый песок, каолин и полевой шпат. Затем ее компоненты измельчают, перемешивают и передают в литейный цех. Именно там по готовому эскизу будут создавать изделия.

Заготовку высушивают, чтобы придать ей прочность, а после передают на следующий этап — оправку. Специалисты убирают огрехи заливки, делают стенки идеально тонкими и симметричными.

Изготовление Гжельского фарфора

Следующий этап — обжиг. В печи будущий фарфор закалится и станет прочнее. После этого его погружают в фуксиновый раствор, который окрашивает изделие в розовый цвет (так на нем можно будет заметить мельчайшие сколы и трещины) и отправляют в цех росписи. Там художники рисуют цветы и орнаменты кобальтовой краской серого цвета. Синей она становится только под воздействием высокой температуры. У синего цвета есть больше 20 оттенков: их создают при помощи разного нажима на кисть. Подпись художника есть на каждом оригинальном изделии.

Работа на Гжельском фарфоровом заводе

Следующий этап — покрытие изделия глазурью. Затем заглазурованные заготовки устанавливаются на полки вагонетки, которая будет закатываться в печь. Там происходит обжиг при температуре 1320 градусов!

Экскурсии на Гжельский фарфоровый завод

В музее при Гжельском фарфоровом заводе можно ознакомиться с полной историей промысла, узнать секреты местных мастеров и посетить мастер-класс по росписи изделия.

Изделия, произведенные на Гжельском фарфоровом заводе

А после экскурсии не забудьте заглянуть в сувенирный магазин. Помимо традиционных блюдец и чашек здесь можно найти много чего интересного!

Семья Т.Я. Кузнецова (в центре), одного из двух сыновей основателя завода, ок. 1836 г.

Семья Т.Я. Кузнецова (в центре), одного
из двух сыновей основателя завода,
ок. 1836 г.

После революции завод был национализирован, потом снова передан прежним хозяевам и продолжал производство фарфоровых изделий. Коллекцию фарфоровой скульптуры-игрушки, выпускавшейся на заводе Акулиных, хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Это фигурки зверей и птиц, солдат и пионеров, а также популярное в начале XX века изображение девочки на петухе.

В 1914 году в Ново-Харитоново в 2-х этажном здании бывшей богадельни, по инициативе Кузнецовых, была открыта Гжельская керамическая школа. В 1920-е годы она меняла несколько раз свое местонахождение, но в конце десятилетия вновь вернулась в Ново-Харитоново. На ее базе в 1931 году был создан Гжельский силикатно-керамический техникум (ныне Гжельский художественно-промышленный колледж), которому выпала исключительная роль в сохранении и развитии производственной культуры и художественных традиций гжельского промысла. Многие выпускники этого учебного заведения приходили и приходят работать на Гжельский фарфоровый завод.


К 2000 году, благодаря частным инвестициям, предприятие было модернизировано и заняло лидирующее место в Московской области по темпам роста объемов производства и сбыта. В последующие несколько лет объем выпуска технического фарфора увеличился в 2,3 раза, а художественного фарфора – более чем в 5 раз. В 2003 году для повышения контроля уровня качества производственных процессов предприятие было сертифицировано по международной системе качества ИСО 9001.

История семьи Кузнецовых, основателей нашего завода, неразрывно связана с его прошлым и настоящим. В период 1910-1913 гг., в честь столетия победы над Наполеоном, на деньги Ивана Емельяновича Кузнецова, замечательным российским архитектором Борисом Михайловичем Великовским была построена на семейной земле Кузнецовых в Ново-Харитоново шатровая старообрядческая церковь св. Георгия. В храме был размещен фаянсовый эмалевый иконостас, удостоенный награды на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Образ этого Храма используется теперь в клейме Гжельского фарфорового завода.

Гжель

Развитие гончарного искусства на Руси

Развитие гончарного дела на Руси в гжельской местности началось еще в далеком IV веке до нашей эры. А уже в IX веке гжельская земля стала центром по производству керамики на Руси. Именно там русские гончары изготавливали керамические изделия для самого Великого князя Ивана Калиты.

Гжель

Промышленный кризис и упадок народного творчества

В конце XIX и начале XX века в России произошел промышленный кризис, который оказал сильное влияние также и на народное творчество. Однако уже ко второй половине прошлого века производство керамических изделий было возобновлено. В это же время было организовано добровольное объединение мастеров, которые и разработали новый дизайн росписи фарфора синей краской, на белом фоне. В основу синей краски входил кобальт, с помощью которого изделия не меняли свой насыщенный синий цвет на протяжении долгих лет. Даже сейчас невозможно отличить изделия тех времен и изделия, изготовленные современниками.

Гжель

Подводя итоги, можно сказать, что даже сейчас гжельские мастера чтут традиции росписи и на сегодняшний день Гжель является основным декоративно-прикладным искусством в России, которое востребовано и в других странах мира!

Гжельская роспись сегодня

А иначе как чудом не назовешь тот факт, что в конце 40-х лет 20 века два подвижника, Н. Бессарабов и А. Салтыков, взяли за основу старые образцы и возродили приемы росписи, которые фактически считались утраченными. Те самые фарфоровые изделия с кобальтовой подглазурной росписью, узнаваемые и ассоциирующиеся в мире со словом gzhel, отстояли у истории два человека.

nabor-posudy-gzheli

А вслед за ними возрождать промысел бросилась плеяда выдающихся художников: Дунашова, Азарова, Окулова – имена, известные тем, кто работает в технике гжельской росписи.

Поклонников ментально близкой каждому русскому человеку росписи сегодня радует Гжельский фарфоровый завод. Посуда, вазы, подсвечники, шкатулки, камины, люстры, чайники – это небольшая часть продукции, которую поставляет завод. Примечательно, что работают гжельские династии: старший в роду приобщал к росписи младшего, и так старинное русское творчество становилось для человека линией жизни.

Следующие страницы истории русского промысла могут быть не менее яркими – ручное творчество возрастает в цене, а возвращение к истокам становится личной ценностью.

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

Традиционная роспись

Чайник с золотом


Чайник с золотом

Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.

Сервиз, гжельский фарфоровый завод


Сервиз, гжельский фарфоровый завод

Иногда, поверх уже обожженной глазури, на кобальтовый рисунок наносят тонкий декор золотом или платиной и снова обжигают изделие в печи.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Фарфоровые фигурки.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Лубочная гжель

Этот вид гжельской росписи распространённый в XVIII в. появился когда много мастеров стали проходить обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. Обыкновенно изображали картинки в стиле модного тогда лубка. Часто это была птица в центре рисунка, домик, позже — люди и животные. Теперь такая роспись утрачена.

Кувшины, лубочная гжель


Кувшины, лубочная гжель

Надглазурная гжель

Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Это роспись цветными красками, которые наносятся по глазури. Это техника особой сложности и очень трудоемка. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.

С сайта Гжельского фарфорового завода

Чайная пара


Чайная пара

Глухой кобальт

Вазочки, кобальт


Вазочки, кобальт

Белый и костяной фарфор

Фарфор гжели очень высокого качества. Ещё ПётрI и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому на Гжельском заводе выпускают чисто белую посуду или наносят на неё нежный золотой узор. От этого она, кажется, выглядит ещё более белой.

Элементы гжельской росписи

Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:

    1. Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.


    2. Животные в основном представлены пернатыми.



    4. Сюжетные композиции. Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.


    Что нужно для создания узоров на бумаге?

    В работе с детьми в абсолютном большинстве случаев традиционные инструменты для создания гжельской росписи (оксид кобальта, шпатели, реагенты и так далее) не используются из соображений безопасности. Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.

    Для комфортного рабочего процесса ребенка необходимо снабдить:

    Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

    • плотными листами бумаги или белым картоном. Тонкие страницы под воздействием воды и краски деформируются, из-за чего внешний вид всей работы станет значительно хуже;
    • синяя и белая краски. Не рекомендуется давать ребенку больше цветов, чтобы четче сформировать у него представление о гжельской росписи. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;
    • кисти (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кистей, различающихся друг от друга толщиной);
    • палитра (понадобится юному художнику при смешивании цветов для получения необходимого оттенка синего);
    • емкость с водой;
    • кусок ткани из натуральных материалов (им можно не только вытирать руки, при возникновении такой необходимости, но и корректировать недавно нанесенное на рабочую плоскость изображение);
    • трафареты (особенно актуально, если росписи обучается ребенок младшего возраста, не имеющий навыков изобразительного искусства).

    Мотивы и элементы

    Гжель (роспись для детей будет проще освоить, если они уже будут владеть базовыми навыками изобразительного искусства), обладая ярко выраженными мотивами и характерными элементами орнамента, используется сегодня в украшении декора жилых или коммерческих помещений, игрушек и даже предметов одежды.

    Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

    Наиболее характерными чертами этого вида росписи являются:

    • все элементы орнамента, вне зависимости от общей сложности изображения, прорисовываются от руки (изредка с использованием шаблонов);
    • строгое выполнение росписи на однотонном синем или белом фонах;
    • орнамент прорисовывается исключительно синим или белым цветом (в редких случаях допустимо использование золотого или платинового оттенка);
    • наличие четких и резких переходов цвета в прорисовке гжельского орнамента;
    • если в рамках одного орнамента подразумевается использование нескольких оттенков синего цвета, их последовательность должна быть максимально выдержана, несмотря на резкость переходов;
    • все элементы гжельской росписи, нанесенные на один предмет, должны представлять собой целостную композицию, выдержанную в одной тематике (например, если кружка расписана гжельскими цветами, то каждый элемент ее декора должен визуально напоминать бутоны растений или их стебли).

    Классические элементы гжели:

    • растения (деревья, травы, цветы);
    • животные;
    • птицы;
    • орнамент (гжельские узоры располагают линиями);
    • многокомпонентные изображения с сюжетом.

    Техника росписи

    Гжель (роспись для детей должна создаваться в соответствие с общепринятым алгоритмом) под этапами своего создания подразумевает последовательное нанесение на рабочую поверхность мазков краски так, чтобы интенсивность цвета постепенно изменялась от более светлого к темному (или наоборот). Движения кистью должны производиться от срединной части используемого листа бумаги к его краям.

    При разъяснении юным художникам техники создания гжельских узоров рекомендуется обращать их внимание на:

    • насыщенность и ширину прорисовываемых с помощью кисти линий;
    • расположение ворса кисти на рабочей плоскости;
    • количество колера на кисточке.

    Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

    Техника гжельской росписи традиционно выглядит так:

    Приемы росписи гжели

    • направлений наносимых линий;
    • положения кисти при рисовании;
    • длины ворса применяемого инструмента.

    Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:

    Как сделать трафарет для росписи под гжель?

    Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:

    • лист бумаги формата А4;
    • краска гуашь;
    • кисти номерами 1,2,3,6,8;
    • шпатель, палитра;
    • вода.

    В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:

    1. На палитре шпателем размешать краску.
    2. Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
    3. Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
    4. Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
    5. Волнообразными движениями формируют хвост.
    6. №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
    7. Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
    8. Эскиз переносят с бумаги на предмет.

    Как отличить подлинное изделие от подделки

    Гжель — это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.

    Гжель — это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.

    Гжель — русский народный промысел.

    Голубое на белом.

    История

    В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.

    Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.

    Русская Майолика.

    В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика — в то время она была популярной.

    К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии.

    Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.

    Особенности гжельской росписи

    Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

    Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

    В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

    Фарфоровые фигурки.

    Ёжик, коровка и лошадка.

    Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

    Гжель в настоящее время

    Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.

    Предприятие.

    Гжельский фарфоровый завод.

    На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков.

    На заводе производятся, расписанные ручной кобальтовой росписью:

    • посуда;
    • вазы;
    • подсвечники;
    • статуэтки;
    • лампы;
    • часы;
    • шкатулки;
    • камины;
    • люстры;
    • чайники, и пр.

    Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований.

    Русский народный промысел. Изделия из фарфора.

    Не только посуда и звери, но и всё-всё-всё…

    Профессионалы высокого класса — технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.

    Придорожная лавка.

    Магазин фарфора в селе Гжель.

    Как отличить подлинное изделие от подделки

    Гжель — это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.

    Читайте также: