Российская государственность прошлое и современность кратко

Обновлено: 05.07.2024

История становления государственного управления в России – это этапы организации государственной власти в российском государстве в соответствии с его устройством и действующим политическим строем в различные периоды времени.

Зарождение российской государственности

Основы российской государственности формируют два источника:

  • византийско-христианский;
  • татаро-монгольский.

Наличие несовместимости европейских и восточных ценностей во многом стало причиной неудачного реформирования государственной власти в России. Либеральные реформы вели к столкновениям с восточными менталитетом населения. Западные страны рано освободили общество и личность от влияния государственной власти, сформировали гражданское общество и развивались снизу-вверх, в российской же практике государственного управления государство оказалось над обществом и личностью.

Становление государственной власти в России не обеспечило формирования индивидуальной ответственности, личность была подчинена коллективу, экономические отношения не разделяли власть и собственность. Собственность выступала прерогативой власти.

Особенностью становления российской государственности выступило то, что ее основу составляли отношения власти, а не отношения собственности. Власть выступала основным собственником, что сформировало особенности русского феодализма и выделения сословий в российском обществе.

Существуют разные взгляды на историю зарождения государственной власти на Руси, с одной точки зрения ее рассматривают как результат распада первобытнообщинного хозяйства, имущественной дифференциации и формирования классовых отношений, с другой стороны, существует мнение о принесении государственности извне.

Для российского государства было характерно привлечение правителей со стороны, поскольку система государственного устройства характеризовалась огромным беспорядком. Местные правители, пригласившие князей со стороны, сохраняли за собой государственные доходы.

Готовые работы на аналогичную тему

В XVIII веке немецкими учеными было высказано мнение о неспособности славянских народов самостоятельно формировать государство, о влиянии на становление российской государственности германского народа.

Этапы становления государственного управления в России

В истории становления государственного управления в России можно выделить следующие этапы:

С момента своего основания Российское историческое общество начало работу над масштабными юбилейными проектами, посвященными, в том числе истории и современности российской государственности.

175 лет со дня рождения Василия Осиповича Ключевского

175 лет со дня рождения Василия Осиповича Ключевского

28 января 2016 года исполнилось 175 лет со дня рождения выдающегося историка Василия Осиповича Ключевского.

1150-летие Российской государственности

1150letrosgos

Это демонстрационная версия модуля

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Запись на экскурсии по Дому РИО будет возобновлена 14 марта 2022 года

Вестник №4/2021

Вестник фонда

Фотоархив РИО

В Словении зажгли Вечный огонь, доставленный от Могилы Неизвестного солдата

КНИГИ


В ГАУО открылась выставка, посвященная 190-летию Симбирской епархии

В ГАУО открылась выставка, посвященная 190-летию Симбирской епархии

Белгородская черта — результаты научных изысканий 2021 года

Белгородская черта — результаты научных изысканий 2021 года

Цех историков

Апрельский рубеж. Как ленинские тезисы изменили курс революции

2163745982638568236562398569283652.jpg

Поздно вечером 3 (16) апреля 1917 г. на перрон Финляндского вокзала Петрограда прибыл поезд с особенным пассажиром. После многолетней эмиграции в Россию вернулся лидер левого крыла российской социал-демократии В. И. Ленин (Ульянов).

Археография: символ свободы или жертва идеологии?

2938659823698562398652.jpg

Суверенитет потребителя и государственная потребительская политика в СССР

6875764674646746746742.jpg

В течение ХХ в. в США и в странах Западной Европы сформировался институт защиты прав потребителей, предполагающий ограничение экономической свободы участников рынков в пользу слабейших из них. 0 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект "Государственная политика в сфере прав потребителей в СССР, № 14-01-00125".

Трибуна

Выступление Натальи Татарчук на круглом столе "Нормандия-Неман - 75 лет"

Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.

В структуру любой государственности входит система исторических символов и идей, объединяющих население государства в единое целое, скрепляющее государственно-организованный народ общей исторической памятью. Историю любого общества в принципе можно подразделить на историю общественно-политических процессов и историю системы символов.

Для изучения феномена российской государственности важны оба вышеуказанных компонента исторического процесса. Нельзя сказать, что они существуют изолированно друг от друга. Символы являются своеобразным структурообразующим материалом отечественной истории, они подобны кристаллам и маякам, служащим народу ориентиром в стремительном меняющемся временном пространстве. Исходя из этого, необходимо рассматривать совокупность исторических символов и процессов в их фундаментальной неразрывности и тесной взаимосвязи между собой.

Естественно, размеры настоящей статьи не позволяют в ней проводить анализ всех без исключения социально-политических процессов, имевших место в российской истории. В рамках данного исследования для нас представляется важным отследить общую эволюцию идейно-смысловых основ и системообразующих конструкций российской государственности на ее различных этапах, понять, ЧТО ИМЕННО придавало России форму ее магистрального движения. Определить контуры будущего России возможно, только опираясь на вышеуказанное знание, что придает затронутой нами тематике качество особой актуальности.

Итак, общий анализ исторического пути развития российской государственности позволяет прийти к следующим выводом.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

В то же самое время политический и социальный идейно-смысловой контент Древней Руси не был всецело и стопроцентно религиозным. Его церковное содержание в значительной степени дополняли светские государственно-патриотические трактаты наиболее образованных князей и митрополитов (Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Иллариона и Клима Смолятича и других), которые ложились в основу древнерусской политической идеологии.

К церковному самосознанию народа и к произведениям мастеров древнерусской политической мысли следует прибавить стихийно формировавшуюся веками народную память - систему коллективных воспоминаний множества поколений о великих и малых событиях прошлого. Ярким примером этого служит масштабнейшая по своему времени Куликовская битва, состоявшаяся в 1380 году, память о которой сыграла весьма значительную роль в плане формирования вокруг Москвы нового исторического очага русской государственности. Более того, победа в ней во многом окончательно оформила и завершила результат исторический процесса, шедший несколько предыдущих столетий, и выразившийся в возникновении единой великорусской народности.

Изначально древнерусское государство нельзя было назвать моноэтническим. Многие восточнославянские племена, проживавшие на определенных территориях, смешиваясь друг с другом, формировали региональные субэтносы, отличающиеся друг от друга многими ментально-культурными особенностями.

В середине 16 века, к моменту покорения войском Ивана Грозного Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Россия становится государством не только многонациональным, но и многоконфессиональным, что в условиях господствовавшего тогда Средневековья являлось серьезным историко-социальным феноменом. В указанный период времени в России имело место начало векового братского общежития между православием и традиционным исламом, а впоследствии и с иными конфессиями, господствовавшими в ее отдельных регионах. История идейно-политического синтеза православия с традиционными пророссийскими иноверческими мирами изучена слабо, и вопрос этот еще ждет своего исследователя. Тем не менее, на подсознательном уровне указанная система духовных и идейно-символических конструкций дала российской историко-культурной личности совершенно особенные очертания и свойства.

Смутное время в России, вызванное династическим кризисом, многочисленными экономическими бедствиями и масштабной военной интервенцией, поставило государство на край гибели. Эти годы показали, насколько в обществе, с трудом изживающем из себя феодально-удельные пережитки, было сильно значение крепкой единоличной власти. Межсословная рознь, существовавшая в то время, представляла едва ли не большую опасность, чем нападение внешнего врага. Преодолеть смуту в обществе оказалось возможным лишь в результате создания всесословного земского ополчения и консолидированного избрания на престол нового монарха и новой династии. Последствия Смуты преодолевались затем многими десятилетиями.

В середине 17 века в России происходит церковный раскол. Он наносит русскому обществу большую травму. По некоторым данным, раскольниками стала пятая часть тогдашнего населения. Его негативным следствием оказалось значительное ослабение роли церкви в российском обществе в качестве общенациональной цементирующей силы. Петровская секуляризация церкви, осуществленная на полвека позже, во многом лишила ее также идеологической и социально-политической независимости, что резко сузило ее возможности осуществлять необходимое обновление идейно-смысловой базы жизнедеятельности российского общества в соответствии с требованиями времени.

Многие годы в российском интеллектуальном патриотическом сообществе ведется спор о соотношении идеологических и социокультурных феноменов классического марксизма и русского общинного коммунизма. Вопрос этот сложен, исключительно интересен, и ответ на него способен объяснить многие вещи в формировавшихся в то время основах будущей советской идеократической системы. С одной стороны, через марксизм как идейно-смысловое учение, прошел практически весь общественный актив, вышедший в начале 20 века на авансцену действия. Победившая впоследствии партия большевиков во главе с В.И. Лениным сделала марксизм своей официальной идеологией, а марксистский язык в качестве своего господствующего дискурса. В то же время по мере обострения в России революционного процесса Ленин в своей практической деятельности, исходя из текущей жизненной необходимости, все сильнее отходил от многих основных постулатов марксизма. В частности, им теоретически и практически доказывалась возможность проведения социалистической революции в отдельно взятой и по преимуществу крестьянской стране, отвергался выбор западного пути развития в качестве магистрального, осуществлялась фундаментальная опора в революционной деятельности не только на рабочих, но и на крестьянство. Этот фактор послужил делу раскола социал-демократической партии на большевиков и меньшевиков. Меньшевики основывались на классическом марксизме и евроцентризме, большевики – руководствовались требованиями почвы и отечественной реальности.

Впоследствии указанный доктринально практический спор произошел уже в победившей большевистской партии. Главным его предметом были расхождения во взглядах между большевиками-космополитами, выступавшими за осуществление мировой революции любой ценой, и большевиками-почвенниками, стремящимися в конкретных условиях того времени к построению социализма исключительно на российском пространстве. К счастью для исторической России, вторая позиция в политической борьбе одержала верх.

Красный коммунистический идеал социальной справедливости, построения братского и изобильного общества, сопровождающийся всесторонним развитием Человека и Человечества, выступил в качестве огромной исторической силы. Под красным знаменем империя вновь была собрана, после чего героические усилия народа способствовали масштабному преобразованию всех сторон общественной жизни. Высшим триумфом Красной Идеи стала победа СССР над Германией в Великой Отечественной войне, спасшая человечество от коричневой чумы.

Трагедия развала СССР и последующие драматические события 90-х годов во многом оказались плодом работы указанных выше групп. Более того, запущенный ими социальный процесс стал жить собственной жизнью, порождая стремительную криминализацию общества и его последовательный самораспад.

Приход к власти Президента РФ В.В. Путина в 2000 году в значительной степени снизил ход идущих регрессивных тенденций. В то же время, системный социально-экономический и социокультурный регресс полностью переломлен не был, а политика вестернизации России была продолжена в качестве единственного основополагающего принципа.

Сложившаяся сегодня ситуация со всей неизбежностью и очевидностью говорит о том, что России в срочном порядке необходимо заново обретать собственные идейно-смысловые основы, внимательно изучать уроки прошлого и делать из них соответствующие выводы. Их новое обретение возможно лишь на сверхмодернистском синтезе всех исторических эпох и, прежде всего, на возрождении ключевых дореволюционно-православных и красно-советских социокультурных кодов. Чем скорее указанная работа начнется, тем больше историческая Россия имеет шансов на успех.

Обычно в периоды отсутствия или ослабления демократии, загнивания управленческих структур, кризисного состояния общества расцветает бюрократизм. В такие периоды бюрократизм тесно переплетается с коррупцией, взяточничеством, мафиозно-преступными элементами.

Бюрократия составляет особое замкнутое общество в структуре государственного аппарата, реализующего функции власти. Она практически идентифицирует себя с государством, а свои интересы — с интересами государственными.

Российская государственность:прошлое и современность

Идея государственности, роли государства, политической власти постоянно присутствовала в русской общественно-политической мысли. Формула: самодержавие, православие, народность по-разному трактовалась славянофилами и западниками. Славянофилы — антигосударственники, в то время как вторые ориентировались на Запад и признавали необходимость государства. Формы государственного устройства и правления во многом зависят от характера, психологии, культуры, веры народа.

Февральская революция 1917 г. в России ликвидировала самодержавие и установила буржуазную республику. Октябрьский переворот в том же году ликвидировал ее и провозгласил республику Советов — новый тип социалистического государства.

Основу нового государства должны составлять Советы народных депутатов (раньше — депутатов трудящихся), которые мыслились как подлинные органы народовластия, воплощение воли народа. На деле же в условиях гражданской войны, а затем культа личности Сталина широко применялись методы принуждения и террора. Все это привело к тому, что диктатура пролетариата переросла в диктатуру партийного аппарата и советской бюрократии. В стране был установлен тоталитарно-бюрократический режим, фасад которого маскировался демократическими лозунгами и словами.

Реальные изменения в сфере политической надстройки нашего общества наметились в связи с провозглашенным курсом на проведение политической реформы. Осуществление политической реформы в настоящее время имеет самое прямое отношение к государству, изменению его функций и методов функционирования аппарата. Основное направление изменения государства — переход от административно-бюрократического управления к демократическому. Одним из важных направлений политической реформы является децентрализация управления и такое перераспределение функций и полномочий, которое обеспечило бы максимальную инициативу и самостоятельность местных органов власти.

Демократическая реформа политической системы означает ее качественное преобразование, организационное обновление, коренное улучшение практики ее функционирования, раскрытие ее гуманистического потенциала. Этого можно достичь путем коренного обновления всех политических структур, обеспечением политического плюрализма, многопартийности, гласности, свободы деятельности средств массовой информации, укреплением законности и правопорядка, формированием демократического самоуправления народа.

Реформа политической системы — комплекс важных и масштабных задач. В ходе ее осуществления неизмеримо возрастает значение гражданина, созидательная роль его активности, инициативы и ответственности. При этом нельзя забывать о том, что в условиях демократии менее всего допустимо неуважение к закону, пренебрежение интересами и правами других граждан, нормами общественной жизни.

Процесс реформирования привел к тому, что советское государство относительно мирным путем уступило место современному российскому государству. По своей сути современное российское государство представляет переходный тип государства, который расстается с реликтами советского социалистического государства и эволюционирует в сложных и противоречивых процессах в направлении либерально-демократического государстваВ ходе реформы были проведены на действительно демократической основе выборы депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания, путем всенародного голосования избран Президент России, действует Конституционный суд РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство государства, характер и принципы деятельности центральных и местных органов государственной власти. Статья I Конституции гласит, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Читайте также: