Структура авиамедицинских бригад кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Выездная бригада скорой (экстренной) медицинской помощи (авиамедицинская) (далее - авиамедицинская бригада) является штатным подразделением Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - НПЦ ЭМП ДЗМ).

Работа авиамедицинской бригады осуществляется в соответствии с "Соглашением об организации выполнения авиационных работ с целью оказания медицинской помощи населению города Москвы" от 01 декабря 2015 года (далее - Соглашение), заключенным между НПЦ ЭМП ДЗМ и ГКУ "Московский авиационный центр" (далее - МАЦ).

Работа осуществляется в круглосуточном режиме с использованием вертолетов ВК 117-С2.

II. Назначение авиамедицинской бригады

Авиамедицинская бригада предназначена для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций путем:

- оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации в экстренной форме;

- осуществления санитарно-авиационной эвакуации при оказании скорой медицинской помощи;

- контроля медицинской обстановки в зоне оперативной ответственности;

- управления силами территориальной службы медицины катастроф города Москвы на месте оказания скорой медицинской помощи до прибытия выездной бригады скорой (экстренной) медицинской помощи НПЦ ЭМП ДЗМ.

III. Порядок работы авиамедицинской бригады

Порядок работы авиамедицинской бригады по оказанию медицинской помощи населению города Москвы организован в соответствии с Соглашением.

По оперативным вопросам авиамедицинская бригада подчиняется дежурно-диспетчерской смене НПЦ ЭМП ДЗМ.

Решение на вылет авиамедицинской бригады скорой медицинской помощи принимает старший врач дежурной смены НПЦ ЭМП ДЗМ, разрешение на вылет дает руководитель полетов МАЦ.

В случае невозможности организации полетов авиамедицинская бригада осуществляет дежурство в качестве выездной бригады скорой (экстренной) медицинской помощи на санитарном транспорте.

Директор Государственного
бюджетного учреждения
здравоохранения города Москвы
"Научно-практический центр
экстренной медицинской помощи
Департамента здравоохранения
города Москвы"

СОПРОВОЖДАЮЩИЕ БРИГАДЫ САНИТАРНОЙ АВИАЦИИ

Транспорт медицинской авиации может использоваться для экстренной перевозки пациентов в специализированные лечебные учреждения или в случае, когда местные клиники не способны предоставить необходимой помощи. Эвакуация осуществляется на санитарных самолетах, вертолетах, чартерными рейсами в сопровождении бригады квалифицированных специалистов.

Авиамедицинские бригады

В зависимости от заболевания и состояния пациента, формируется состав специалистов для сопровождения больного в медучреждение. Врачи находятся рядом с пациентом и обеспечивают терапию от места эвакуации до клиники.

Бригада травматологической реанимации включает хирурга-травматолога, анестезиолога и медицинскую сестру, которые вылетают для оказания помощи пострадавшим в ДТП или в результате несчастных случаев. После серьезного травмирования вероятность сохранения жизни зависит от скорости начала терапии. Команда врачей проводит реанимационные действия по восстановлению проходимости дыхательных путей, вентиляции легких. Сопровождающая бригада осуществляет связь с врачами специализированного медучреждения, в которое будет эвакуирован больной. При доставке в реанимационное отделение ему будет оказана немедленная помощь.

Больных с черепно-мозговой травмой, абсцессом или опухолью головного мозга, переломом позвоночника сопровождает бригада, в состав которой входят нейрохирург и фельдшер. Они транспортируют средствами авиации больных в нейрохирургические институты, онкологические центры. Если состояние больного не позволяет провести эвакуацию, организуется нейрохирургическая бригада для выполнения операции в местной больнице. По проведенным исследованиям, пациентам с черепно-мозговой травмой, перевезенным средствами медицинской авиации в лечебное учреждение, сохраняется жизнь на 25% чаще, чем доставленным наземным транспортом.

Сопровождающая бригада общей реанимации перевозит пациентов, имеющих поражение электротоком, инсульт, признаки удушья или отравления. В состав входят реаниматолог-анестезиолог и реанимационная медсестра. Данная бригада сопровождает больных, подключенных к аппарату ИВЛ, пациентов в коме или в состоянии клинической смерти. Осуществляются электростимуляция сердечного ритма, дефибрилляция. Врачи оказывают помощь больному и на месте, и в процессе авиатранспортировки.

Акушерско-гинекологическая сопровождающая бригада состоит из акушера-гинеколога, анестезиолога и медицинской сестры (акушерки). Перевозят беременных в медучреждение, способны принять роды. Также сопровождают транспортировку родивших вне клиники. В состав оборудования включен инкубатор. Новорожденных доставляют в специализированный стационар, где способны предоставить необходимые условия. Оказывают экстренную помощь и сопровождение больных с гинекологическими патологиями.

Детей при авиационной транспортировке сопровождает педиатрическая бригада, включающая неонатолога-реаниматолога, владеющего методикой ургентной диагностики, и фельдшера. Новорожденные и недоношенные дети перевозятся в инкубаторах, поддерживающих необходимый температурный режим и влажность. Инкубатор предоставляет возможность проводить мониторинг состояния ребенка, подключать аппарат ИВЛ, подавать кислород.

Специалисты сопровождающих бригад проходят специальную подготовку и способны оказывать медицинскую помощь в воздухе.

При экстренной транспортировке пациенты часто нестабильны, медицинская бригада проводит для них неотложные реанимационные мероприятия. Перевозка из местной больницы в специализированные клиники должна быть более взвешенной и учитывать риски для больного.

Бригада санитарной авиации

Не подлежат транспортировке пациенты, имеющие термальное состояние и острый психоз.

Противопоказания, которые требуют стабилизации: обостренная астма; остановка сердца, сопровождающаяся отеком легких; бесконтрольные нарушения сердечного ритма; эмболия; непроходимость кишечника и другие.

Авиационная перевозка имеет некоторые особенности, которые могут оказать негативное влияние на состояние больного. Сопровождающая медицинская бригада учитывает данное обстоятельство и по необходимости применяет терапию.

Ухудшение состояния может вызвать гипоксия. На высоте наблюдается снижение артериального давления кислорода, критический порог которого зависит от конкретного человека. Появляется симптоматика гипоксии: чувство тошноты, боли в голове, нарушается зрительное восприятие. Давление в салоне эквивалентно его значению на высоте 1,6 километров. Допускается его краткосрочное падение до 3,3 километров. Некоторые пациенты могут не перенести такого набора высоты. Гипоксия способна вызвать предсердную аритмию, желудочковую экстрасистолию. На практике действуют по обстоятельствам. Применяется кислород. Когда сатурация опускается ниже 80%, экипаж увеличивают давление в самолете. Для снижения не всегда есть возможность, так как это изменит план полета.

Анемия увеличивает симптомы гипоксии. До авиационной транспортировки необходимо стабилизировать больного с анемией. Если этого не удается сделать, применяется 100% кислород, а полет проход на низком уровне.

Набор высоты создает увеличение газового объема. Этот фактор способен привести к неприятным последствиям. Возникают кровотечения из носа и ушей, челюстные боли, чувство тошноты, разрыв барабанной перепонки. Необходимо избавиться от заложенности носовых пазух, производить движения челюстью. Назогастральные зонды медперсонал соединяет с источником отрицательного давления для предотвращения вздутия желудка или кишечника. Серьезную опасность в воздухе представляет пневмоторакс без дренирования, особенно для больного, находящегося на искусственной вентиляции легких. В этом случае дренаж подключается к аппарату аспирации. Критическую ситуацию может создать воздух в черепной коробке, вызывающий после расширение сдавливание мозга.

Падение давления формирует пузырьков азота в крови. Появляются суставные боли, нарушается дыхательный процесс, возможно коматозное состояние. Возникает кессонная болезнь. Такие больные транспортируются на вертолетах или герметичных самолетах, имеющих давление в салоне, соответствующее давлению на земле.

У больных со значительными отложениями жира пузырьки воздуха могут разрывать жировые клетки. Развивается эмболия, появляются грудные боли, тахикардия. Для снятия симптомов медики применяют высококонцентрированный кислород.

Ускорение не оказывает значительного влияния на пациентов. Больных гиповолемией медицинская бригада располагает головой в сторону хвостовой части. Пациентов с заболеваниями сердца, с травмированной головой — в сторону носовой части.

Возможно появление тахикардии, вызванной тревогой из-за полета. Учащается сердцебиение, появляется головокружение. У кардиологических больных может развиться сердечная недостаточность, ухудшающая благоприятный прогноз. Данные пациенты сопровождаются специализированными бригадами, которые выполняют мониторинг состояния и, по необходимости, приступают к незамедлительному лечению.

Сопровождающая бригада осуществляет бережную переноску, так как при перекладывании пациента на носилки могут возникнуть проблемы с отсоединением аппаратуры. Наибольшему риску подвергаются реанимационные больные, подключенные в большому числу оборудования.

Авиамедицинская бригада, сопровождающая перевозку больного, учитывает колебание температурного режима, влажность и вибрацию.

Оборудование для авиамедицинской перевозки

Аэромедицинские бригады оснащены легким, компактным оборудованием, обладают влаго- и виброустойчивостью. Вся аппаратура высокотехнологичная, соответствует новейшим разработкам. На борту в обязательном порядке присутствует автономный источник питания.

В процессе полета могут возникать проблемы с оборудованием. Медперсоналу необходимо учитывать не только возможные неисправности, но и устранять их. Для инфузий применяются бутылки и мешки из пластика. Стеклянные емкости могут разбиться при турбулентности или лопнуть из-за снижения давления. Чтобы скорость инфузий была постоянной, медики применяют сдавливающие манжеты.

Возможны нарушения в функционировании пневматических шин, костюмов для антишоковой терапии, мочевыводящих катетеров, трахеальных труб, аортальных баллонов, манжеток для определения давления. Газ в замкнутых пространствах может создать массу неприятностей. Его необходимо устранять или дренировать. Манжетки интубационных труб наполняют водой.

В зависимости от терапии, бригады медиков комплектуются необходимым оборудованием.

Для реанимации авиамединские бригады используют ЭКГ-дефибриллятор, имеющий встроенный кардиостимулятор. Обязательно присутствует кислородный ингалятор. В случае невозможности восстановить дыхание подключается аппарат искусственной вентиляции.

Для реанимации новорожденных используется неонатальный аппарат для искусственной вентиляции легких с безопасной подачей воздуха. Инкубатор обеспечивает тепловой и кислородный режимы, возможность проведения интенсивной терапии, мониторинг состояния.

Медицинские бригады сопровождают пациентов на специализированных санитарных самолетах, чартерных рейсах, вертолетах. Вертолет используется для перевозки на короткие расстояния. На рейсовых самолетах транспортируются стабильные больные для прохождения планового лечения в специализированных клиниках, когда в местной больнице оно не доступно. Ускорение вертолета может оказать влияние на пациенте, в вертолете — вибрация. Специализированные санитарные самолеты, имеющие современную реанимационную аппаратуру, способны транспортировать больных с ИВЛ, аортальными баллонами. В обычных самолетах лежачим больным предоставляется место в конце салона, на кресла помещаются носилки, рядом располагается аппаратура.

Безопасность авиационной транспортировки определяется состоянием пациента, возможностью его ухудшения из-за полета, лечебной аппаратурой, опытом медиков. Также внеплановая посадка при экстренной эвакуации имеет затруднения.

Тысячи врачей, медицинских сестер и фельдшеров осуществляют сопровождение авиационной транспортировки больных. Специалисты авиамедицины знакомы с факторами, влияющими на состояние пациента в процессе перевозки, и способны с ними бороться. Знакомы со специализированным авиатранспортным медицинским оборудованием и учитывают возможные нарушения его работоспособности. Обладают практическими навыками оказания помощи в воздухе. Обеспечивают взаимодействие с лечебным заведением, в которое доставляется больной.

Больше тысячи спасенных жизней в год: как работает воздушная скорая помощь

Заместитель руководителя Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы Сергей Гуменюк — о самой оперативной медицинской службе Москвы.

— В большом городе постоянно кто-то нуждается в срочной медицинской помощи. Если возникают экстренные и чрезвычайные ситуации, оказанием такой помощи занимаются службы городской медицины катастроф, работу которых координирует наш центр. Для срочной транспортировки пациентов в стационары мы используем автомобили скорой реанимационной помощи и санитарную авиацию, на пути которой не бывает пробок и светофоров. Долететь до любого места в пределах МКАД на медицинском вертолете можно примерно за семь минут, а добраться из центра города в ТиНАО — за 10–15 минут. На время ЧС наш центр становится главным медицинским штабом Москвы. В распоряжение штаба поступают все медицинские организации города — от станций скорой помощи и переливания крови до аптек. На вооружении нашей службы сейчас три воздушных судна.

Сергей Гуменюк, заместитель руководителя научно- практического центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы

Что внутри реанимационного вертолета

Запас лекарственных препаратов и перевязочных материалов рассчитан на 25 человек. То есть медики могут высадиться на месте происшествия в разгрузочных жилетах и оказать помощь не одному, а сразу нескольким пострадавшим. Каждый вертолет может одновременно эвакуировать до трех пациентов с травмами средней степени тяжести или до двух пациентов в тяжелом состоянии. С 1 июня 2018 года вертолетная служба работает круглосуточно. За одну смену у авиамедицинской бригады может быть от двух до 10 вылетов.


Кто входит в авиамедицинскую бригаду

Одна бригада состоит из врача и фельдшера. В нее входят сертифицированные анестезиологи и реаниматологи с опытом работы в наземной скорой помощи и отделениях реанимации стационаров. Это медики высшей квалификационной категории со стажем работы не менее 10 лет.


У них есть не только медицинские знаниям, но и навыки врачей-организаторов. То есть могут взаимодействовать с другими экстренными службами города и руководить организацией помощи на месте происшествия. Прилетев на место, врачи оценивают ситуацию, определяют, понадобятся ли дополнительные силы и передают данные диспетчерам центра, которые при необходимости направляют подкрепление.

Кому вызывают воздушную скорую помощь

Сотрудники нашего диспетчерского центра принимают в сутки до 100 звонков от оперативных служб города. В зависимости от состояния и количества пострадавших мы отправляем на место происшествия автомобили реанимации или вертолеты (или и те, и другие). Авиация используется для срочной эвакуации пациента в стационар, когда счет идет буквально на секунды. Такое бывает, например, при тяжелых травмах, ранениях, инфарктах и инсультах.

Также санавиацию обязательно задействуют, если тяжело пострадал ребенок. К примеру, был случай, когда подросток упал с 16-го этажа жилого дома. На вертолете его в течение нескольких минут доставили в Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии. Благодаря оперативности наших медиков мальчик выжил, а последствия его травм оказались минимальны.


Санитарная авиация помогает и при доставке пострадавших в больницы при пожарах. Ведь когда люди получают отравление угарным газом, счет идет на секунды. Был случай, когда люди при пожаре оказались заблокированы в холодильной камере магазина, в котором случился пожар. Спасатели сумели вызволить их, но требовалась срочная помощь. На трех вертолетах крайне тяжелых пациентов мы доставили в НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, все они поправились. Это единичные примеры. Чтобы показать масштаб работы медиков санитарной авиации, могу сказать, что за прошлый год врачи наших авиамедицинских бригад спасли больше тысячи людей.

Где вертолеты ждут вылета

Медицинские воздушные суда дежурят в трех разных точках города. Один вертолет базируется на площадке городской клинической больницы № 15 имени О.М. Филатова (улица Вешняковская, дом 23). Второй ждет вызовов на базе ГКБ имени С.С. Юдина (Коломенский проезд, дом 4). Третий стоит в аэропорту Остафьево в ТиНАО, неподалеку от Щербинки.

Пострадавших мы эвакуируем в те больницы и клиники, которые подходят по профилю оказания помощи и находятся неподалеку от места происшествия. Например, пациентов с инфарктами и инсультами чаще всего доставляем в больницы, входящие в городскую инсультную сеть. Вертолетные площадки есть у НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, ГКБ № 15 имени О.М. Филатова и ГКБ имени С.С. Юдина. Детей принимают в больнице имени З.А. Башляевой (улица Героев-Панфиловцев, дом 28), НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (улица Большая Полянка, дом 22), а также в детской городской клинической больнице № 9 имени Г.Н. Сперанского (Ленинградский проспект, дом 16, строение 1). Всего в Москве работает 10 вертолетных площадок на базе крупных медицинских центров. И еще 21 наземная площадка оборудована в ТиНАО (поселок Щапово, село Вороново, рабочий поселок Киевский, деревня Васюнино и другие). Зимой все площадки регулярно расчищают от снега.

Сейчас география полетов медицинских вертолетов не ограничивается местами их постоянной дислокации. На вызов направляется тот, кто в данный момент свободен. Но в будущем мы планируем разделить зоны ответственности каждого судна. В ближайших планах также организация круглосуточного дежурства медицинского вертолета на площадке детской городской клинической больницы имени З.А. Башляевой.

В нашем распоряжении есть разные типы бригад, каждая подходит для решения определенных задач. Кратко опишем чем они занимаются и какие вызовы решают.

Линейная общепрофильная

Состав: фельдшер, водитель

  • выезжает на вызовы при не угрожающих жизни пациента состояниях: подъем артериального давления, головные боли, лихорадка у взрослых, травмы конечностей, боли в животе и так далее;
  • организует транспортировку лежачих больных в стабильном состоянии, а также перевозку пациентов из больницы домой и обратно. Например, на выходные;
  • исследования и анализы: ЭКГ, глюкометрия, контроль артериального давления и насыщения крови кислородом, тесты на грипп или наличие наркотических и психотропных веществ (по показаниям), забор анализов крови для отправки в лабораторию.

Линейная врачебная

Состав: врач скорой медицинской помощи, фельдшер, водитель

  • выезжает на вызовы в случаях, когда необходима тщательная диагностика и анализ возникших симптомов, например, при обострении хронических заболеваний;
  • исследования и анализы: ЭКГ, глюкометрия, контроль артериального давления и насыщения крови кислородом, тесты на грипп или наличие наркотических и психотропных веществ (по показаниям), забор анализов крови для отправки в лабораторию;
  • оказывает необходимую медицинскую помощь на дому (капельницы, инъекции), консультирует по вопросам продолжения лечения;
  • находится на вызове неограниченное время, осуществляет наблюдение за состоянием пациента и его реакцией на лечение;
  • организует медицинскую транспортировку пациентов на дальние расстояния, междугородние перевозки больных, сопровождение пациентов в самолете, на железнодорожном транспорте и на автомобиле скорой помощи.

Реанимационная

Состав: врач анестезиолог-реаниматолог, фельдшер, медсестра-анестезист, водитель

  • оказывает помощь больным при угрожающих жизни состояниях, находящимся в коме, при множественных травмах, осложненных инсультах и инфарктах;
  • организует транспортировку пациентов на ИВЛ , в коме, с низким давлением, одышкой и в других тяжелых случаях;
  • исследования и анализы: ЭКГ, глюкометрия, контроль артериального давления и насыщения крови кислородом, тесты на грипп или наличие наркотических и психотропных веществ (по показаниям), забор анализов крови для отправки в лабораторию;
  • проводит интенсивную терапию и все возможные реанимационные мероприятия: искусственная вентиляция легких, транспортная иммобилизация, согревание, поддержание стабильной температуры тела, непрерывное введение препаратов, кардиостимуляция, катетеризация центральных вен, дренирование плевральной полости и другие

Специализированная наркологическая бригада

Состав: врач-нарколог, фельдшер или медбрат-анестезист, водитель

  • оказывает скорую медицинскую помощь на дому при состояниях, вызванных алкогольным или наркотическим опьянением;
  • исследования и анализы: ЭКГ, глюкометрия, контроль артериального давления и насыщения крови кислородом, тесты на грипп или наличие наркотических и психотропных веществ (по показаниям), забор анализов крови для отправки в лабораторию;
  • проводит внутривенную инфузионную и дезинтоксикационную терапию, осуществляет мониторинг сердечного ритма и других жизненно-важных функций организма пациента.

Выездная-консультативная

  • проводит консультации в тех случаях, когда родственники или лечащие врачи пациента затрудняются с диагностикой;
  • сотрудничаем с лучшими клиниками Москвы, медицинскими ВУЗами, ведущими специалистами-экспертами, в том числе с мировым именем;
  • принимает решение о транспортабельности больного: выбираем наиболее подходящий маршрут и способ перевозки;
  • осуществляет подбор клиники для прохождения дальнейшего лечения.

Авиамедицинская

  • в зависимости от каждого конкретного случая предлагает наиболее подходящий вариант перевозки: бортом санитарной авиации, вертолетом или регулярным рейсом;
  • обеспечивает быструю и безопасную доставку пациента в лучшие медицинские учреждения как на территории России, так и за рубежом. Услуга также включает в себя транспортировку на реанимобиле из клиники в аэропорт и из аэропорта в клинику;
  • оказывает специализированную медицинскую помощь пациенту во время всего пути: лечение в полете должно продолжаться;
  • ведем переговоры и согласуем все детали перевозки с иностранными ведомствами и врачами на местах, полностью берем на себя вопросы организации перелета, включая визовую поддержку;
  • организует медицинскую эвакуацию людей из мест катастроф и зон вооруженных конфликтов.

Для транспортировки используются борты санитарной авиации, оборудованные всем необходимым: аппаратура интенсивной терапии и реанимационного мониторинга, портативным дефибриллятором, аппаратом для искусственной вентиляции легких и др.

Читайте также: