988 год в истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Крещение Руси состоялось в 988 году. Владимир Святославич по кличке Красно Солнышко загнал в реку Корсунь всех язычников и покрестил. Однако почему он это сделал и к чему это привело, мы попробуем разобраться.

Главной причиной принятия на Руси христианства стало то, что необходимо было объединить славянские народы. В древние времена люди очень щепетильно относились к своей вере, поэтому не могло получиться сильное государство, если бы не было единой идеологии. В 980 году Владимир попробовал объединить все религии в единую, но попытка не увенчалась успехом. Владимир был мудрым человеком и решил, что Византия поможет достичь ему поставленных целей. Однако, никто не хотел отказываться от своей веры, поэтому Владимир решился на отчаянный шаг. Он понял, что без применения силы здесь не обойтись, поэтому крещение было носильным. Вырубались деревянные статуи прошлых богов и дружина князя силой заводила народ в реку, после чего сам Владимир взял в руки крест и совершил событие, которое сейчас именуется, как Крещение Руси. Этот отважный шаг принес много пользы для раздробленного государства. Единая религия объединяла людей, а с ними и территории. Также, с точки зрения культуры, Русь сделала большой шаг. Начался обмен знаниями с другими христианскими государствами.

Почему же князь выбрал именно христианство? Во-первых, Русь поддерживала с Византией связи, которые позволили перенять их опыт. Во-вторых, многие люди знали основные принципы этой религии. Христианство конечно имеет свои обычаи и запреты, но данная религия достаточно свобода по сравнению с тем же католичеством. Еще одной важной причиной стало то, что в православии не так важен язык, в то время как у католиков богослужения происходили только на латинском. Папа Римский был главой церкви и сильной политической фигурой, что не устраивало Владимира, так как он не хотел подчиняться Папе. Все эти факторы в совокупность привели к тому, что Владимир Святославич не сомневаясь принял решение в пользу христианства. Помимо этого, многие славяне уже исповедовали эту религию, что значительно упрощало задачу крещения. Стоит отметить, что еще бабушка Владимира Ольга приняла крещение, поэтому личные умыслы принять христианство тоже присутствовали. Однако, это было не спонтанным решением. Христианство давно зрело на Руси и если бы не Владимир, то это сделал бы кто-то другой.

Важно было еще то, что благодаря единой религии, можно было проще подчинять себе народ. Христианство связывало светскую власть и церковную. Оно было неким проводником, между двумя столбами, на которых держится всю раздробленная территория.

Последствия были в основном положительные. Люди постепенно свыклись с тем, что религия изменилась и начало объединение Русских земель. Обмен культурой с другими странами, позволил сделать прорыв в архитектуре. Появилась письменность и многие другие ремесла. Введение кириллистической азбуки стало одной из заслуг новой религии.

Благодаря новым союзникам в виде христианских государств, возникли новые торговые отношения, которые вывело Русь на следующую ступеньку экономического развития.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что это событие не являлось личной прихотью князя и несмотря на методы, которыми было совершено Крещение Руси, оно принесло не мало пользы не только для людей, но и для объединения государства.

Крещение Руси

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со­про­во­ж­да­лось соз­да­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мав­шие­ся при ки­ев­ском кн. Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

Христианство в XI-XII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)

Крещение руси год

История

Христианство, как государственная религия Киевской Руси, было принято в конце 10 века князем Владимиром Святославичем. Официальная дата — 988 год. Для укрепления государственных позиций на международном уровне и закрепления государственного единства, Владимир Красное Солнышко решает принять общегосударственную веру. Сегодня в современной школьной программе ознакомиться с темой крещение Руси кратко можно на уроках истории в 3−6 классе.

Язычество Древней Руси

Изначально славяне были язычниками. Они поклонялись множеству богов и каждое племя возвышало своего бога. Такое верование нельзя было назвать религией, как ислам, буддизм или христианство.

Для славян в Древней Руси большое значение имели целый ряд богов:

Языческий Бог

С принятием христианства все языческие идолы были уничтожены. Появились первые храмы. В честь Богородицы была построена десятинная каменная церковь и деревянный храм святого Василия.

Предпосылки для выбора веры

Князь Владимир первым предпринял попытку создать единую религию. После побед в сражениях и утверждения на троне, он приказал поставить на Киевской земле идолов шести богов славян. Во главе древнего храма воздвигли Перуна. Он имел серебряную голову и золотой ус. Киевляне приносили пожертвования в пантеон. Но создание единого храма из шести богов не стал очагом единства всех племен. В итоге это привело к распаду союза.

Великий Киевский князь понимал, что необходима новая религия, которая поможет объединить людей. Он встречал послов с других государств, посылал гонцов в разные страны, чтобы они изучали другие культуры. Его интересовали достоинства и недостатки каждой из них. Иудейские сторонники им сразу были отвергнуты по причине того, что Священным Иерусалимом управляли мусульмане.

В это время на Руси славяне уже начали знакомиться с христианством, но эта вера особо не распространялась. Княгиня Ольга, жена князя Игоря и бабушка Владимира, приняла крещение в Константинополе. Событие произошло в 955 году, хотя в некоторых летописях указаны и иные даты. После нее увеличился рост числа христиан среди славян. В Киеве построилась церковь Святого Ильи. Византия и Болгария посылала священную христианскую литературу.

Крещение руси кратко

Владимир Красное Солнышко начал думать, какую веру выбрать. И, посоветовавшись с боярами, остановился на византийской. Империя оказывала большое влияние на Русь своей могущественной силой и торговыми отношениями. Еще в 944 году князем Игорем был заключен мирный договор с Византией.

Причины крещения

Основными причинами для принятия веры христианства являются:

  1. Стремление к сближению русского народа, которому мешали различные религиозные убеждения разных племен.
  2. Равнение киевских князей на европейскую монархию.
  3. Желание Владимира жениться на сестре императора Византии Анне, который попросил военной помощи у киевского князя в подавлении восстания в Малой Азии и Болгарии. Мятежники были разгромлены русскими воинами, но Василий второй не стал отправлять Анну на Русь. Тогда князь захватил Корсунь и потребовал сдержать обещание, грозя пойти на захват Константинополя.

Сыграл роль в изменение веры и социальный фактор. Менявшаяся духовная позиция элиты общества создавала условия для глобальных изменений системы человеческих ценностей.

Как происходило событие

Опираясь на церковное писание, Святой князь крестился 27 апреля 988 года после того, как осадил Корсунь. Легенда гласит, что им была дана клятва креститься в случае завоевания города. Византийские императоры пообещали отдать ему в жены сестру Анну после принятия христианства. Женитьба состоялась, и они вернулись в Киев, забрав с собой православные принадлежности, священников и иконы.

Крещение руси

Другая легенда говорит о следующем чуде: князь лишился зрения, но после обряда оно к нему вернулось. Это являлось еще одним убеждением в достоинстве православия.

Духовная жизнь Руси изменилась в 988 году. Когда князь возвратился в Киев, он обратился к жителям, чтобы все на следующий день пришли креститься на Днепр. Он припугнул народ, что если кто-то его ослушается, будет иметь дело лично с ним. Владимир отдал приказ разрушить 6 божественных идолов и все статуи выбросить в реку.

Сам процесс крещения прошел мирно. Постепенно и другие населения Киевской Руси приняли христианство. Была построена первая церковь святого Василия на месте, где стоял идол Перуна. Из Болгарии и Византии ехали священники и везли богослужебную литературу. Новая религия распространялась по всем русским землям в течение десятилетия.

Взятие Корсуни (988) — Русско византийская война 988 года (взятие Корсуни) осада и захват киевским князем Владимиром греческого города Корсунь в Крыму в 988 или 989 году. В сознании древнерусских книжников захват Корсуни неразрывно связан с последовавшим затем… … Википедия

Поход на Корсунь в 988 году — Русско византийская война 988 года (взятие Корсуни) осада и захват киевским князем Владимиром греческого города Корсунь в Крыму в 988 или 989 году. В сознании древнерусских книжников захват Корсуни неразрывно связан с последовавшим затем… … Википедия

Русско-византийская война 988 года — (взятие Корсуни) осада и захват киевским князем Владимиром греческого города Корсунь в Крыму в 988 или 989 году. В сознании древнерусских книжников захват Корсуни неразрывно связан с последовавшим затем Крещением Руси. Собственно рассказ о боевых … Википедия

995 год — Годы 991 · 992 · 993 · 994 995 996 · 997 · 998 · 999 Десятилетия 970 е · 980 е 990 е 1000 е · … Википедия

992 год — Годы 988 · 989 · 990 · 991 992 993 · 994 · 995 · 996 Десятилетия 970 е · 980 е 990 е 1000 е · … Википедия

990 год — Годы 986 · 987 · 988 · 989 990 991 · 992 · 993 · 994 Десятилетия 970 е · 980 е 990 е 1000 е · … Википедия

Читайте также: