Алхимия в средневековье кратко

Обновлено: 04.07.2024

Происхождение алхимии, ее связь с химией. В поисках "философского камня" или поиск веществ для достижения облагораживания (трансмутации) металлов. Предания о ее происхождении, алхимические школы, авторитеты и достижения. Особенности придворной алхимии.

Рубрика Медицина
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 23.04.2015
Размер файла 14,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Происхождение алхимии

2. Связь с химией

Таким образом, алхимия относится к современной химии так, как астрология к астрономии. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира. Он также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь.

Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.

4. Предания о происхождении

5. Алхимические школы

6. Авторитеты

7. Придворная алхимия

В 15-17 вв. многие коронованные особы ревностно занимались алхимией.

Таков, например, английский король Генрих VI, в правление которого страна была наводнена фальшивым золотом и фальшивой монетой. Металл, игравший в этом случай роль золота, был по всей вероятности медной амальгамой.

Подобным же образом действовал и Карл VII во Франции, вместе с известным мошенником Жаком ле Кер.

Одним из последних адептов алхимии был Каэтан, называемый графом Руджиеро, родом неаполитанец, сын крестьянина. Он действовал при мюнхенском, венском и берлинском дворах, пока не окончил своих дней в 1709 в Берлине на виселице, украшенной мишурным золотом.

Но и после распространения уже собственно химии, алхимия вызывала интерес у многих, в частности И. В. Гете несколько лет посвятил изучению трудов алхимиков.

8. Достижения алхимиков

Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения ценных соединений и смесей, таких, как минеральные и растительные краски, стекла, эмали, соли, кислоты, щелочи, сплавы, лекарственные препараты. Они использовали такие приемы лабораторных работ, как перегонка, возгонка, фильтрование. Алхимики изобрели печи для длительного нагревания, перегонные кубы.

Достижения алхимиков Китая и Индии остались неизвестны в Европе. В России алхимия не была распространена вплоть до петровских реформ, но почти все русские алхимики (самый знаменитый из них Я. Брюс) иностранного происхождения.

Подобные документы

Расцвет средневековой арабоязычной культуры. Особенности арабской медицины. Применение алхимии для получения лекарственных препаратов. Учения о ядах и противоядиях. Переводческая деятельность арабов. Больничное и аптечное дело в Арабских халифатах.

реферат [601,9 K], добавлен 24.12.2013

Характерные черты развития фармации в эпоху Средневековья. Развитие алхимии и первые аптеки. Медицина и фармация в Арабских халифатах. Уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке и развитие гигиены и профилактики заболеваний.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 21.02.2011

История медицины, ее первые шаги, развитие в средние века. Достижения медицинской науки в XVI-XIX вв. Особенности развития медицины в XX в. Жизнь и деятельность Гиппократа, значение для медицины его научного сборника. Врачебная деятельность Нострадамуса.

реферат [44,7 K], добавлен 27.04.2009

Возникновение и развитие ятрохимии, сущность работ ученых и деятельность Парацельса как ее основоположника. Особенности опытов Ван Гельмонта, изобретение термометра. Влияние алхимии на развитие фармации, технологии, медицины, анатомии, физиологии.

курсовая работа [40,8 K], добавлен 06.04.2011

Новые достижения в области медицины, реабилитацию больных. Знакомство с новой медицинской техникой, методами лечения и профилактики заболеваний, а так же методами реабилитации. Вклад немецких достижений и технологии в повышение уровня медицины в мире.

реферат [26,8 K], добавлен 22.05.2010

Описания первых успешных пересадок внутренних органов. Современное развитие и достижения клинической трансплантологии. Создание искусственных органов, кожи, сетчатки и конечностей. Выращивание органов для трансплантации из стволовых клеток человека.

презентация [470,0 K], добавлен 20.12.2014

Распространение антисанитарии в Европе с приходом христианства в XIII веке. Развитие профессии банщика-цирюльника в Средние века, авторитет банщика как практического лекаря. Инструменты для проведения ампутации и анестезии. Эпидемия чумы в XIV веке.

Таинственно, аж жуть!

Краткая история алхимии

    Родиной алхимии считается Древний Египет. Началом науки считаются труды мифического Гермеса Трисмегиста. Жил такой человек или нет — утверждать сложно, но книги, хотя далеко не все, приписываемые ему известны

Усиленно и целеустремленно занимались алхимией греки, передавшие эстафету арабам в пору расцвета исламской цивилизации. От арабов восприняли идеи алхимии европейцы.

Знаменитые алхимики

Все они искали т. н. Философский камень или красный лев, или великий эликсир, или красная тинктура, панацея жизни, жизненный эликсир, с помощью которого серебро, а, возможно, и неблагородные металлы, превращались бы в золото, а раствор его, так называемый золотой напиток (aurum potabile), принятый внутрь в малых дозах, помогал исцелять болезни, возвращать молодость, продлевать жизнь до бесконечности

Лаборатория алхимика

Лаборатория алхимика

XII—XV столетия—пора высокого средневековья, только-только осознающего себя культурой; средневековья, уже умеющего взглянуть на себя со стороны. Рефлексия — ускоритель времени на мыслительных часах человечества…

Алхимия, как феномен средневековой культуры, фото № 1

А ТЕПЕРЬ, читатель, всмотримся в. расхожие изображения алхимии. Это прежде всего вполне средневековая вещь. И витиеватость словесной вязи, и нормативное ремесло, и впечатляющая картинность, и истовая боговдохновенность, и схоластическое наукообразие. Дело, отмеченное неистребимым знаком средневекового мышления, каким оно отпечатано в обыденном сознании нынешнего дня.

Алхимия, как феномен средневековой культуры, фото № 2

Алхимия, как феномен средневековой культуры, фото № 3

Но. подойдем чуть ближе, и мы заметим, что слово в алхимии — грубее и прямолинейней. Речи алхимиков темны, рецепт расплывчат, ремесло неудачливо и погружено в недостижимую утопию. Алхимическая живопись площе и натуралистичней утонченных иконописных ликов. Что же до теоретически обоснованной еще самим Аристотелем алхимической науки об элементах, то наука эта, оказывается, ничуть не помогает златодельческой практике. Выходит, вовсе не средневековая вещь — алхимия. Тогда какая же?
Всмотримся пристальней: алхимический инструментарий—колбы, бани, печи, горелки; специально изготовленные вещества для химических взаимодействий; обработка веществ — растворение, фильтрация, перегонка. Не химия ли это? Может быть, и химия. Но какая-то дремучая, неудобная, когда ртуть и сера—это не только вещества, но и бесплотные принципы; когда газ—это не только нечто воздухоподобное, но и некий дух, таинственный, потусторонний.

А сам алхимик—гордый и всемогущий, чаящий облагодетельствовать человечество—разве не похож в этой всечеловеческой богоизбранности на гуманиста Возрождения? Но вместе с тем—отшельник-страстотериец, тайнохранитель за семью печатями, великий молчун, но и мастер вещей в дело непригодных.

Не пора ли обратиться к тексту? Правда, алхимический текст—реальность особого рода, представляющая эту деятельность не вполне. Алхимия как целое больше алхимического трактата, лишь частично свидетельствующего об алхимии.

« Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее,и она превратится в красного льва. Дигерируй 5 этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом 6, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови (Dumas, 1837, с. 30).

Попробуем расшифровать (здесь я пропущу подробные химические описания автора)

Алхимия, как феномен средневековой культуры, фото № 4

Очевидно: такой подход к тексту, содержащему сведения химического характера, недостаточен. Все так и вместе с тем все не так. Превращения свинца, его окислов и солей расшифрованы и обозначены современными химическими символами.

КАК ЖЕ ОПРЕДЕЛЯЛИ алхимию те, кто был к ней причастен?

Но главное—золото. Дионисий Захарий считает алхимию частью естественной философии, ибо она указывает способ усовершенствовать металлы, подражая насколько возможно природе

Анонимный алхимик XV столетия, связывая совершенствование металлов с врачеванием человеческого тела, определит алхимию как тайную часть естественной философии, из коей возникло искусство, не имеющее себе подобного и поучающее, как доводить несовершенные камнидо истинного совершенства, больное тело человека до благородного здоровья, а металлы, обращать в истинное Солнце и в истинную Луну. В этом искусстве—всеобщая медицина!

Возрождение отождествляет алхимию со средними веками. Больше того, считает именно ее наиболее выразительным, безобразно выразительным и оглупленным образом этих самых хулимых средних веков.

И все-таки именно Ренессанс обеспечил алхимии как будто бы новую — тысячу лет спустя после Александрии — многоцветную, полнозвучную жизнь!

НО ВЕРНЕМСЯ к нашим драконам. Практический подтекст рецепта как будто уже раскрыт. Два предметных пласта обнаруживаются сразу: свинец, его окислы и соли, с одной—земной стороны; и их почти двойники—львы и дракон, благоденствующие под сенью и под синью неба.

Приключения льва запечатлены не только в алхимических, но и в иных текстах средневековья. Дракон—полисемантический парафраз древнеегипетского Уробороса ; иносказание гностического змея познания. Жертвенные перипетии львов и дракона, очищенных в священном огне, даны как занимательные приключения, героизирующие их участников. Именно приключенческая природа главной алхимической субстанции—металлов—делает повествование эпически полнокровным, а пафос совершенствования — боговдохновенным. Неукоснительность предписания роднит алхимический мир с алхимическим мифом. Магические заклинания, обеспечивающие успех предприятия, слышны в невыразимом безглаголии.

Не буду больше мучить читателя цитатами из приведенной книги, т.к. более подробное изучение интересно для специфической аудитории…

Этой публикацией мне хотелось рассказать не только об алхимии и, ее значении в Средневековье, но и раскрыть некоторые моменты, которые, возможно, Вам или простому обывателю были бы интересны.

Алхимия

История алхимии во многом отражает историю познания мира человеком. Человеческое познание – сложный и порой нелогичный процесс. Китайские мистики – даосы — искали способ трансмутации металлов и первыми в мире открыли порох. Изучая соотношение и взаимодействие стихий и сторон света, те же даосы открыли компас. И это далеко не единственный пример. Человеческий разум пытается овладеть природными силами и стать подобным богу: бессмертие, превращение камня в золото, чтение мыслей и создание гомункула — все эти этапы истории алхимии не нашло логичного подтверждения, но как локомотив двигали человека к новым открытиям.

Начало истории алхимии

История алхимии началась с прикладной химии египтян, которые ассоциировали известные им металлы с небесными светилами. Получив обрамление в виде греческой натурфилософии, алхимия перенеслась в Римскую империю, в 296 году была разгромлена императором Диоклетианом, а после падения Рима перекочевала на восток. И уже из Арабской империи учение проникло в средневековую Европу.

Чего хотели алхимики?

Так чего же хотели алхимики? В самом общем смысле алхимия предполагала возможность трансформации материи из одного состояния в другое. Главный постулат европейской алхимии – все на земле состоит из первооснов: воды, земли, огня, воздуха и эфира. Этим первоэлементам соответствуют состояния – жидкое, твердое, горючее, газообразное и квинтэссенция всех состояний. Если правильно соединить элементы, то можно получить любой известный материал.

Первоматерия — основа всего

Главное — внутреннее состояние экспериментатора

Алхимия не была даже в строгом смысле псевдонаукой – алхимические практики сочетали в себе сразу философские, мистические и медитационные элементы, шанс на успешный эксперимент не отделялся от внутреннего состояния экспериментатора.

Две тенденции алхимии

Всего тенденций в средневековой алхимии было две. Первая – более мистическая традиция, с которой связаны истории о превращении ртути в золото, управлении материями и воскрешении мертвых.

Второе направление менее связано с мистикой и больше соотносится с практической химией. Поэтому алхимиков больше интересовали реакции солей и кислот, взаимные проникновения металлов, лекарства и анатомия.

Философский камень

Вне закона церкви

Поиски алхимиков не увенчались успехом – ртуть в золото превратить они не сумели, а в XIII-XIV веках и вовсе были объявлены вне закона католической церковью. Однако их первые опыты стали прологом для современной химии, а метод эксперимента лег в основу науки вообще.

Получить золото путём трансмутации можно. А нужно ли?

Почему никто не стремится превратить ртуть в золото сейчас? Единственный устойчивый изотоп золота имеет относительную атомную массу 197. Он как раз и является золотом, распространенным в природе. В наше время его можно получить с помощью особой обработки двух ближайших к золоту металлов – платины и ртути. Но нужно ли это делать?

Платина дороже золота, поэтому попытки уже современных ученых в деле синтеза золота были направлены на ртуть.

  • Синтезированные из ртути изотопы золота нестабильны

Синтезировать золото удалось двум химикам из Гарварда — А. Шерра и К.Т. Бейнбриджа, в 1940 году. Для начала они направили поток разогнанных дейтронов на литиевую пластину и тем самым получили поток быстрых нейтронов. С помощью уже нейтронов они бомбардировали ртуть и получили ряд изотопов золота. Казалось бы, готово, вы восхитительны, но к перевороту в мировой экономике не привело. Дело в том, что полученные изотопы были с массовым числом 198, 199 и 200. Полученное золото распадалось обратно в ртуть, за время от нескольких часов до нескольких дней, и при распаде испускало в пространство бета-лучи.

  • Стабильное золото из редких изотопов ртути дороже самородного золота

Процесс усовершенствовали в 1947 году, когда для превращения в золото выбрали два подходящих изотопа ртути с массовым числом 196 и 199. Вот тогда и получилось осуществить давнюю мечту алхимиков и получить то самое устойчивое золото-197. Из 100 граммов исходной ртути получилось 35 микрограммов золота. На него даже можно посмотреть в Чикагском музее науки и промышленности. Но и это не перевернуло мировую экономику – полученное золото оказалось сильно дороже природного металла.

Средневековые алхимики знали гораздо меньше нас

Средневековым мастерам не было известно о тайнах микромира, о соотношении электронов-протонов-нейтронов, электрических связях и изотопах. Они не подозревали, что структуры, задающие характер того или иного вещества, связаны намного сильнее на уровне частиц. И это, не говоря о том, что стремление найти философский камень определялось скорее верой, чем знанием.

Что всё-таки нашли алхимики?

Увлекавшийся алхимией болонский сапожник Винченцо Каскариолло заметил, что сульфит бария хорошо светится в темноте, если перед этим нагрелся под лучами солнца. Так, совершенно внезапно, он открыл явление люминесценции.

Китайским алхимикам совершенно точно принадлежит первенство в открытии пороха и его составляющих.

Корни химии

Хотя алхимики не достигли своей главной цели – управлять материей по своей воле, они сослужили добрую службу будущей науке химии. Средневековые и античные искатели философского камня собрали, обобщили и описали множество металлов, солей, кислот и прочих соединений, создали инструментарий химического исследования и ввели в научный обиход экспериментальное изучение химических веществ и опыты. Несмотря на ошибочность своих предпосылок, алхимики оставили богатую почву, на которой в эпоху Возрождения и Нового времени выросла уже настоящая, подлинная наука.

Читайте также: