Композиция романа война и мир кратко

Обновлено: 08.07.2024

Мысль семейная в романе Толстого

Через весь роман проходит четыре сюжетных линии – четыре семьи, меняющие свой состав в зависимости от обстоятельств. Курагины – образ пошлости, корысти и равнодушия друг к другу. Ростовы – образ любви, гармонии и дружбы. Болконские – образ благоразумия и деятельности. Безухов строит свою семью к концу романа, найдя свой идеал жизни. Толстой описывает семьи, использую принцип сравнения, где-то и принцип контраста. Но не всегда это говорит о том, что есть хорошо, а что плохо. То, что присутствует в одной семье, может являться дополнением к другой. Так в эпилоге романа мы видим соединение трех семей: Ростовых, Безуховых и Болконских. Это дает новый виток отношений. Толстой говорит о том, что главной составляющей любой семьи является любовь и уважение друг другу. А семья – главный смысл жизни. Нет великих историй людей, они ничего не стоят без семьи, без близких и любящих семей. Можно выстоять в любых трудных ситуациях, если ты силен, а силен ты семьей. Значение семье в романе неоспоримо.

Мысль народная в романе Толстого

Особенности романа

Многие характеристики в романе Толстого представлены через контраст или антитезу. Образ Наполеона противопоставлен образу Александра I, как императора, образу Кутузова, как полководца. Описание семьи Курагиных тоже построено на принципе контраста.

Толстой – мастер эпизода. Практически все портреты героев даны через действие, их поступки в определенных ситуациях. Сценический эпизод является одной из особенности повествования Толстого.

Название романа

Жанр романа

Мысль семейная в романе Толстого

Через весь роман проходит четыре сюжетных линии – четыре семьи, меняющие свой состав в зависимости от обстоятельств. Курагины – образ пошлости, корысти и равнодушия друг к другу. Ростовы – образ любви, гармонии и дружбы. Болконские – образ благоразумия и деятельности. Безухов строит свою семью к концу романа, найдя свой идеал жизни. Толстой описывает семьи, использую принцип сравнения, где-то и принцип контраста. Но не всегда это говорит о том, что есть хорошо, а что плохо. То, что присутствует в одной семье, может являться дополнением к другой. Так в эпилоге романа мы видим соединение трех семей: Ростовых, Безуховых и Болконских. Это дает новый виток отношений. Толстой говорит о том, что главной составляющей любой семьи является любовь и уважение друг другу. А семья – главный смысл жизни. Нет великих историй людей, они ничего не стоят без семьи, без близких и любящих семей. Можно выстоять в любых трудных ситуациях, если ты силен, а силен ты семьей. Значение семье в романе неоспоримо.

Мысль народная в романе Толстого

Особенности романа

Многие характеристики в романе Толстого представлены через контраст или антитезу. Образ Наполеона противопоставлен образу Александра I, как императора, образу Кутузова, как полководца. Описание семьи Курагиных тоже построено на принципе контраста.

Толстой – мастер эпизода. Практически все портреты героев даны через действие, их поступки в определенных ситуациях. Сценический эпизод является одной из особенности повествования Толстого.

Название романа

Жанр романа

Гост

ГОСТ

Эпопея – это крупное произведение, в котором повествуется о значительных исторических событиях.

Замысел и проблематика романа

В работе над произведением Толстой использовал исторические материалы. В романе отражены и семейные предания. Известно, что прототипом княжны Марьи была мать Толстого, урожденная княжна Волконская. Наташе присущи черты молодой жены писателя и ее сестры. Но при этом образ Наташи писателем представляется как идеал, пример для подражания для всех, в том числе и для жены Толстого, Софьи Андреевны.

В романе писатель поднимает широкий круг проблем.

  • Причины военных неудач в 1805-1806 гг.;
  • Роль отдельных личностей в истории на примере Кутузова и Наполеона;
  • Картины партизанской войны;
  • Роль русского народа в исходе Отечественной войны 1812 года.

Кроме исторических проблем, в романе писатель раскрывает актуальные вопросы 1860-х гг.:

  • Роль дворянства в государстве;
  • Эмансипация женщин;
  • Вопрос о личности истинного гражданина России.

Поэтому в произведении отражены самые значительные явления общественной и политической жизни России, различные идейные течения (зарождение декабристского движения, законодательная деятельность Сперанского, масонство).

Готовые работы на аналогичную тему

Важнейшей особенностью романа-эпопеи Л.Н. Толстого является сложная многоуровневая композиция. Каждый том, каждая часть и все произведение в целом имеют свою кульминацию и развязку. В романе несколько сюжетных линий, и все они тесно переплетаются. Свободно переходя от одних персонажей к другим и от частных судеб к крупным историческим событиям, Толстой прибегает к чередованию общих и крупных планов, портретных зарисовок и массовых сцен.

Основу построения романа составляет многоплановое противопоставление, которое наблюдается и в названии, и в соотношении эпизодов, и в последовательности частей и томов, и в группировке образов. В романе фальшивая жизнь высшего света противопоставляется естественной жизни (салон Шерер и дом Ростовых). Полной противоположностью являются и отдельные герои (например, Наташа Ростова и Элен Курагина, Наполеон и Кутузов, княжна Марья Болконская и Жюли Карагина, и т.д.) и исторические события (Бородинская битва и Аустерлицкое сражение).

В характеристике образов романа Толстого первичными являются два критерия:

  • отношение персонажа к Родине и к русскому народу;
  • моральное состояние персонажа.

Толстой иронически изобразил князя Друбецкого, считавшегося человеком больших возможностей. Это волевой, умный, активный человек. Однако постепенно Толстой раскрывает его холодное корыстолюбие, проявляющееся в тот момент, когда он достигает цели – богатства, женившись на Жюли Карагиной.

Иронические мотивы присутствуют и в изображении Берга. Полковник, отсиживаясь в штабе, получил немало наград. Приехав в Москву, он рассказывает графу Ростову о доблести российской армии. Однако Берг обеспокоен не судьбой страны, а личными корыстными интересами.

Также автор развенчивает государственную администрацию, изображая сатирически Аракчеева и Ростопчина.

Совершенно иначе Толстой изобразил близкое к народу провинциальное дворянство. В Ростовых писатель ценит простоту, любовь, уважение друг к другу, жизнерадостность, гостеприимство, хорошее отношение к крестьянам. Николай Ростов, женившись на княжне Марье, стал внимательным хозяином, заботящимся о жизни простых людей. Но при этом Толстой нисколько не приукрашивает жестокость крепостного хозяйства помещиков.

Семью Болконских Толстой изображает с глубокой симпатией. Старший князь Болконский – властный, упертый, гордый, независимый человек, который не преклоняется ни перед кем. Он честный, образованный человек с тяжелой судьбой. Князь воспитал двух достойных детей – дочь, княжну Марью, и сына Андрея. Андрей Болконский пытается найти смысл жизни. Ростовы, Болконские, Пьер Безухов в романе противопоставляются автором столичной аристократии.

История создания

Изначально Толстой планировал написать роман о возвращении из ссылки участника восстания декабристов. Однако начав проработку персонажа, Толстой понял, что должен описать сначала само восстание. После этого писатель был вынужден вернуться ещё дальше в прошлое своего героя, рассказывая о его становлении во время войны 1812 года. И со временем именно эпоха Наполеоновских войн стала той сценой, на которой развернулось действие романа.

Основой для почти каждого персонажа романа послужили реальные люди, жившие в те времена. Прототипы многих из них мы можем найти в родословном древе автора (почти 200 персонажей из 559 реальны):

Направление, жанр, композиция

Сам автор говорил о жанровой природе своего произведения так:

Перед нами, несомненно, достойный образец исторического романа-эпопеи. Автор рассказывает об эпохальных событиях, происходящих на протяжении долгого промежутка времени. При этом действие романа разворачивается на фоне реальных исторических событий, в сюжете присутствуют реальные исторические личности и места.

Композиция романа (линейная) примечательна частыми авторскими монологами, во время которых нас отрывают от главных героев дают взглянуть на ситуацию более широко. Структура книги многоуровневая: 4 тома, в каждом несколько частей, которые подразделяются на главы.

Смысл названия

Роман поделён на множество связанных сюжетных линий, из которых особенно сильно выделяются три:

  1. Линия Пьера Безухова повествует о стремлении героя найти смысл своей жизни. На протяжении всего романа он проходит через неудачный брак, кутежи и роскошь, масонство, Бородинскую битву и только в оставленной сгоревшей Москве находит духовного наставника в лице простого русского солдата Каратаева, который позволяет Безухову обрести внутренний покой.
  2. Андрей Болконский в начале романа стремиться к славе, но тяжёлое ранение ставит перед ним вопросы о смысле существования. Пытаясь реализовать себя и найти смысл в своей жизни, Болконский работает в правительстве, пытается найти счастье в браке, защищает страну от французского вторжения и только перед самой смертью от ранения обретает покой и смиряется со своей судьбой.
  3. Наташа Ростова проходит путь через лицемерие и пошлость дворянского общества и семейные проблемы, чтобы в конце повествования из ветреной девушки превратиться в любящую жену и мать.

Помимо этих событий мы можем наблюдать за судьбой семей Ростовых, Болконских и Курагиных, а также за историческими событиями первой половины девятнадцатого века.

Главные герои и их характеристика

  • Пьер Безухов. Незаконный сын богатого дворянина. Полный и неловкий человек. Плохо видит. Обладает недюжинной физической силой, но мягким нравом. На протяжении всего романа стремится к познанию смысла жизни, пройдя через множество испытаний, обретает душевный покой. В конце романа делается намёк на связь Пьера с декабристами. Подробнее об образе Безухова написано в кратком эссе от Многомудрого Литрекона.
  • Андрей Болконский. Представитель древнего и знатного рода. Сухой и холодный человек. В начале романа одержим Наполеоном и стремиться повторить его путь. Во время Аустерлицкой битвы ведёт солдат в атаку и получает тяжёлое ранение. Разочаровывается в Наполеоне и своей прошлой жизни. Вернувшись в Россию, князь впадает в уныние, которое ему помогает развеять жизнерадостность Наташи Ростовой. Болконский пытается улучшить жизнь в России, участвуя в реформах Сперанского, но вскоре понимает их неосуществимость. Попытка женитьбы на Наташе также терпит крах из-за интриг Анатоля Курагина. Во время войны двенадцатого года Болконский уходит на войну. Во время Бородинской битвы он получает смертельное ранение, второй раз перейдя порог смерти, князь смиряется со своей судьбой и спокойно умирает через несколько недель. А вот и образ Болконского.
  • Наташа Ростова. Наивная, искренняя и весёлая девочка из знатного дворянского рода. На протяжении всего романа служит источником душевных сил для окружающих. Была помолвлена в Болконским, но поддалась чарам молодого Курагина и чуть не сбежала с ним. В двенадцатом году убедила свою семью отдать все подводы для спасения раненных. Заботилась об умирающем князе Андрее. Помогла матери пережить смерть Петра Ростова. После войны вышла замуж за Безухова и стала любящей матерью. Образ Наташи стал главной темой этого сочинения.
  • Марья Болконская. Сестра Андрея Болконского. Некрасивая, запуганная отцом, верующая девушка. Искренне любит свою семью, жертвует своим счастьем, чтобы не оставлять родителя в одиночестве. В конце романа становится женой Николая Ростова.
  • Николай Ростов. Старший сын в семье Ростовых. Проходит путь от ветреного и легкомысленного юноши, который желал отправится на войну за приключениями, до дисциплинированного офицера и настоящего героя. Взял на себя все заботы о семье после смерти старого графа Ростова и банкротства рода. В конце романа женится на Марии Ростовой, становится твердолобым консерватором и солдафоном.
  • Элен Курагина. Красивая, но порочная и пустая женщина. Использовала свою красоту, чтобы выйти замуж за Пьера и получить его деньги. Во время войны с Наполеоном приняла католичество и начала процедуру развода с Безуховым, но вскоре умерла от болезни.
  • Анатоль Курагин. Молодой дворянин. Прекрасен внешне, но уродлив внутри. Легкомысленный и самодовольный волокита. Едва не соблазнил Наталью Ростову, сорвав её свадьбу с Болконским и уничтожив её честное имя. Во время Бородинской битвы потерял ногу, в полевом госпитале лежал рядом с Андреем Болконским и получил его прощение.
  • Василий Курагин. Старый коварный карьерист. Невероятно циничен. Не любит никого, даже своих детей. Не имеет твёрдых убеждений, меняет их настолько быстро, что иногда путается.
  • Борис Друбецкой. Юноша из обедневшего дворянского рода. С помощью матери смог пробиться в высшее общество и в высшие эшелоны власти. Расчётливый карьерист. Приятен и обходителен в общении. В любой ситуации стремиться к личной выгоде. В двенадцатом году мародёрствует в оставляемой Москве.
  • Анна Михайловна Друбецкая. Старая мать Бориса, потерявшая позиции в свете. Хитрая и упорная женщина. Любящая и великодушная мать. Сумела проложить своему сыну дорогу в свет. Помогла Пьеру получить всё наследство его отца.
  • Илья Ростов. Старый граф. Отзывчивый, веселый и искренний человек. Любящий отец, без колебаний оплатил огромный карточный долг сына. Пожертвовал своим имуществом, чтобы вывезти раненных из Москвы. Непрактичен, расточителен и недалёк в вопросах хозяйства. Умер от горя после потери сына, оставив свою семью в тяжелейшем положении.
  • Наталья Ростова. Обходительная, добрая женщина, смысл жизни которой заключается в материнстве. Хорошая мать, поддержавшая свою дочь-Наташу после её неудавшегося побега с Курагиным. После гибели Петра Ростова помутилась рассудком.
  • Николай Болконский. Отставной генерал, пострадавший от своей независимости (отказался жениться в угоду императору). Патриот. Жёсткий, деловитый и упрямый старик. Сторонится столичных салонов и живёт в своём имении Лысые горы. Склонен к физическому труду и за величайший грех почитает праздность. Воспитал своих детей в атмосфере строгости и умеренности, но запугал дочь своей строгостью. Не пережил известия о вторжении французов и умер от перенапряжения.
  • Платон Каратаев (говорящее имя Платон — от древнегреческого философа). Простой русский солдат. Добр и отзывчив, стремится к простой и понятной правде — помогать людям, жалеть слабых, уважать сильных, нести свет и милосердие. Становится духовным наставником Пьера. Умирает от рук французов во время отступления Наполеона.
  • Наполеон. Император Франции. Самодовольный толстяк, который не слышит никого, кроме себя. Нервный и пылкий человек, хороший оратор, но равнодушный к своему народу правитель, который идет по трупам за своей славой. Образ Наполеона охарактеризован в кратком сочинении.
  • Кутузов. Выглядит, как сонный и недалёкий старик, но обладает острым умом, добрым сердцем и настоящим патриотизмом. Чувствует и понимает свой народ, что и позволяет ему одержать победу над Наполеоном. Заботится не о славе, а о жизни людей, поэтому терпит гнев императора, но все равно отходит от неприятеля, не давая решающего сражения. Подробнее о нем написано здесь.

Проблемы

  1. Война. Толстой изображает войну, как жестокое и бессмысленное явление, на котором негодяи посылают на смерть тысячи людей ради своих корыстных целей. В то же время писатель осознаёт необходимость защиты своей земли и всячески приветствует патриотическую войну русского народа, в особенности, партизанскую. Проблема войны с примерами и цитатами из произведения раскрыта в эссе.
  2. Истинное и ложное. Автор пытается понять, какие вещи в нашей жизни являются ложными, а какие — истинными. К ложным ценностям он относит деньги, власть и известность. Тогда как истинными ценностями являются любовь, семья и простое человеческое счастье.
  3. Светское общество. Толстой с неприятием описывает дворянское общество, погрязшее в интригах, карьеризме и бездуховности. В то же время он показывает, что даже среди аристократии есть благородные и умные люди, правда, количество их невелико, и появляются они скорее вопреки, чем благодаря дворянской среде.
  4. Россия и социальная несправедливость. В пику дворянам-паразитам, которые давно отвернулись от своих предков и живут только ради себя, Толстой возводит на пьедестал простого русского человека, который в час нужды, несмотря на все несправедливости, никогда не отвернётся от своей родины. Однако роман остаётся довольно пессимистичным, ведь все плоды победы русского народа пожали те самые бесполезные для общества дворяне.
  5. Личность. Толстой отрицал решающую роль отдельной личности в истории человечества. Человек (для автора) не значит ничего в масштабах вселенной. Но, тем не менее, каждый человек остаётся хозяином своей судьбы. Он может и должен стремиться к счастью и самосовершенствованию, именно это и делает его собой.

Основная идея

Каждый из нас должен прослушиваться к себе и искать свой индивидуальный путь развития, не позволяя обществу пагубно влиять на наши убеждения. В работе над собой писатель видел возможность человека изменить мир, начав, разумеется, с себя. Внутренняя свобода и зависимость — ключ к понимаю идеи Толстого:

…Чем менее наша деятельность связана с деятельностями других людей, тем она свободнее, и наоборот, чем больше деятельность наша связана с другими людьми, тем она несвободнее. Самая сильная, неразрываемая, тяжелая и постоянная связь с другими людьми есть так называемая власть над другими людьми, которая в своем истинном значении есть только наибольшая зависимость от них. (Л. Н. Толстой)

Историзм

Роман охватывает большой промежуток времени от 1805 до 1820 года. Автор описывает битву при Аустерлице, Тильзитский мир, реформы Сперанского, Бородинскую битву, сожжение Москвы.

При работе над романом Толстой использовал огромное количество исторических материалов, так что историчность романа находится на очень высоком уровне, вплоть до наличия в романе реальных высказываний исторических личностей.

Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг, заглавия которых я не нахожу надобности выписывать здесь, но на которые всегда могу сослаться.

Сам автор об историзме своего романа писал следующее:

Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет неправ, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни, так и художник не исполнит своего дела, представляя лицо всегда в его значении историческом. Кутузов не всегда с зрительной трубкой, указывая на врагов, ехал на белой лошади.

Критика

Роман был восторженно встречен не только русским, но все мировым литературным сообществом. Все критики отмечали масштабность и значимость проделанной работы. Произведение было высоко оценено такими выдающимися писателями и публицистами, как Тургенев и Писарев.

На данный момент роман является признанным шедевром среди романов, а взгляды Толстого на историю получили благодаря нему широчайшее распространение.

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 02.02.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 23.03.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 21.03.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Война и мир жанровое своеобразие романа толстой

История написания

Вначале Лев Николаевич хотел создать рассказ о возвращении из тюремных стен участника декабрьского восстания. Но начав прорабатывать главного героя, писатель понял, что нужно описать непосредственно революцию. Толстому пришлось вернуться в прошлое персонажа, повествуя о его становлении на войне с французами. И через время битва с Наполеоном стала основной темой, где происходят действия главных героев.

Прототипом практически всех персонажей являются настоящие люди, которые жили в ту эпоху. Прообразы большинства из них можно отыскать в родословном древе Толстого (практически 210 героев реальны из 560 описанных):

  • Курагины описаны с зажиточного рода дворян Куракиных;
  • Болконские и Ростовы представлены родными писателя — Толстыми и Волконскими (бабушки и дедушки автора);
  • Друбецкие — намекают на род Трубецкие. Один из дворян этой знатной фамилии принимал участие в декабрьской революции, а его супруга поехала за ним в ссылку;
  • Федор Долохов носит измененную фамилию Дорохов;
  • определенных исторических героев писатель указывает напрямую: Бонапарт, граф Апраксин, Александр I, Кутузов;
  • Андрей Болконский — русский военачальник Николай Тучков, он тоже погиб во время сражения с французами;
  • командир Василий Денисов описан с офицера Дениса Давыдова.

Особенности жанра

Признаки романа эпопеи война и мир

Перед читателем идеальный образец романа-эпопеи. Писатель повествует о важных событиях, которые происходили в течение продолжительного времени. Причем действие происходит на фоне настоящих событий, в сюжетной линии описаны действительные места и люди.

Композиция эпопеи характеризуется постоянными монологами автора, когда читателя отрывают от основных персонажей и позволяют посмотреть на ситуацию намного шире.

Писатель воспевает патриотическую войну обычного народа с французскими захватчиками. Но при этом отмечает несправедливость мира в общем. Суть авторской позиции: разрешить появившиеся проблемы на глобальном уровне будет просто невозможно.

Но он показывает, как обычный человек, благодаря любви, может победить в себе зло, что, безусловно, позволит всем людям обрести счастье. Это и есть основная идея произведения.

Смысл названия

Из большого количества гипотез, истолковывающих идейно-художественный смысл названия романа, выделяются 3 основных:

Война и мир кратко

Сюжетные линии

Произведение разделено на большое количество связанных сюжетов. Но из них выделяются 3 линии:

Жанр войны и мира

  1. Наталья Ростова проходит долгий путь через семейные неурядицы, лживость и пороки дворянского общества, чтобы перед окончанием романа из ветреной женщины превратиться в заботливую мать и любящую супругу.
  2. Андрей Болконский в начале произведения пытается добиться популярности, однако тяжелое ранение поставило перед героем вопрос о смысле бытия. Пытаясь отыскать ответ и реализоваться, он работает чиновником, ищет счастье в женитьбе, защищает страну и лишь перед гибелью от смертельной раны обретает покой.
  3. Линия Безухова рассказывает о стремлении персонажа отыскать смысл жизни. В течение всего повествования он прошел через масонство, богатство и кутежи, неудачный брачный союз, Бородинское сражение и лишь в брошенной сожженной Москве нашел духовного наставника в образе обычного солдата Каратаева, который помог Пьеру найти внутренний покой.

Читатель может проследить за судьбами семей Курагиных, Болконских и Ростовых, а также различными событиями начала XIX столетия.

Описание персонажей

Система образов в произведении имеет несколько уровней: классификация по долгу службы, разделение по семьям, типология по убеждениям и по социальному положению. Одними из главных персонажей являются:

Что такое жанровое своеобразие

Основная тематика

Тема произведения довольно обширна. Толстой пытается раскрыть следующие актуальные вопросы:

Своеобразие романа война и мир

  1. Любовь. Под этим писатель понимает любовь в семье. Чаще всего лишь родные могут испытывать настоящие чувства. К примеру, Анна Друбецкая говорит, что ей все равно на репутацию, ее смысл жизни — собственный сын.
  2. Мысль семейная. Семья является самым дорогим, что есть у людей, и писатель доказывает это в романе: на примере неправильной семьи Курагиных и правильной Болконских автор высказывает свое мнение о нормальных семейных взаимоотношениях.
  3. Мысль народная. Реально изображая исторических персонажей, писатель пытается показать незначительность личности в исторических событиях. Как он считает, великие дела совершает обычный народ, а не цари.
  4. Патриотические чувства. Писатель пытается провести грань между настоящим и ложным патриотизмом.
  5. Духовные искания. Автор считает важным для людей познание себя и духовного поиска. Лишь те герои произведения, что пытаются найти истину, обретают счастье, а люди, которые только проживают свою жизнь в погоне за деньгами, пропадают бесследно.
  6. Тематика природы. Природа в произведении показана, как неотъемлемый атрибут людей, их духовное олицетворение.

Раскрытие проблем

Проблематика произведения так же насыщена и многообразна, как и повествование Толстого. Все это является актуальным и сегодня. В произведении раскрываются следующие проблемы:

 война и мир жанровое своеобразие

  1. Ложное и настоящее. Толстой пытается определить, что в жизни ложное, а что настоящее. К ложному он относит славу, власть и богатство. При этом настоящие ценности — семья и искренняя любовь.
  2. Война. Автор описывает ее, как бесполезное и жестокое событие, куда негодяи отправляют на смерть миллионы людей ради собственной выгоды. При этом Толстой понимает необходимость защиты своего государства и приветствует патриотизм русских солдат.
  3. Личность. Писатель отрицает основную роль отдельного индивидуума в человеческой истории. Человек для Толстого в масштабах вселенной сам по себе является никем. Но он хозяин собственной судьбы.
  4. Социальная несправедливость. Автор восхваляет обычных русских людей, которые во время нужды, невзирая на все несправедливости, не отворачиваются от своей страны. Но произведение все равно является пессимистичным, поскольку все плоды победы обычных граждан пожали бесполезные дворяне.
  5. Дворянское общество. Писатель с неприязнью изображает светское общество, которое погрязло в алчности, карьеризме и кознях. При этом он показал, что даже среди дворян существуют благородные и образованные люди, но их немного.

Каждый человек должен прислушиваться к себе и отыскать собственный путь развития, не давая обществу негативно повлиять на личные убеждения.

В работе над собой автор видел возможность людей поменять мир к лучшему, начав, естественно, с себя. Внутренняя свобода — основной ключ к пониманию главной мысли Толстого.

Читайте также: