Расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства кратко

Обновлено: 08.07.2024

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов[71] в результате ликвидации должника и распродажи его имущества. Это единственная процедура банкротства, конечным результатом которой должна быть ликвидация должника.

Конкурсное производство вводится сроком на один год и может быть продлено по решению арбитражного суда не более чем на 6 месяцев.

Последствия открытия конкурсного производства:

Ÿ срок исполнения денежных обязательств считается наступившим;

Ÿ прекращается начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций;

Ÿ сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;

Ÿ снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника;

Ÿ все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства;

Ÿ органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника.

Эти меры вводятся в целях обеспечения сохранности имущества и формирования конкурсной массы.

По сути, конкурсное производство – это процедура ликвидации несостоятельной организации путём консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи.

Цель конкурсного производства – обеспечить соразмерное удовлетворение требований кредиторов на основе продажи активов и ликвидации предприятия-должника.

Процедуру конкурсного производства реализует конкурсный управляющий. Он действует до даты завершения процедуры и осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должником, а также собственника имущества должник – унитарного предприятия.

Один из важных моментов в ликвидационных процедурах – формирование конкурсной массы.

Под конкурсной массой понимается всё имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в его ходе. Это денежные средства, дебиторская задолженность, неполученное целевое финансирование, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, участие в других организациях с начисленным по ним доходом, нематериальные активы, основные средства, неустановленное оборудование, готовая продукция, запасы.[72]

Порядок формирования конкурсной массы установлен законом. Он состоит из следующих этапов:

1) проведение инвентаризации имущества;

2) проведение оценки имущества;

3) выявление объектов имущества, не подлежащих включению в конкурсную массу.

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, которое подлежит передаче собственнику.

Приступить к продаже управляющий может только после проведения инвентаризации и оценки имущества. Порядок и сроки продажи должны быть одобрены комитетом или собранием кредиторов. Организатором торгов может быть как сам управляющий, так и привлечённая им специализированная организация.

Имущество должника продаётся на открытых торгах.

Начальная цена продажи выставляемого на торги имущества определяется независимым оценщиком или собранием кредиторов.

Жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию. Передача этих объектов органам местного самоуправления осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых убыточна. Источниками финансирования содержания таких объектов являются бюджеты. Средства, выплаченные органом местного самоуправления, включаются в конкурсную массу.




Стоимостная оценка конкурсной массы по учётным ценам вместе с текущими активами, непосредственно связанными с деятельностью конкурсного управляющего, представляет собой активы промежуточного баланса предприятия-должника. Баланс составляется после срока предъявления кредиторами своих требований и проведения инвентаризации имущества и является связующим звеном баланса хозяйственной деятельности с ликвидационным балансом.[73]

Ликвидационный баланс – это основной документ, регламентирующий расчёты с кредиторами. В отличие от промежуточного он отражает реальную стоимость активов предприятия, по которой они будут реализованы, а также размер установленных требований кредиторов, т.е. реальную стоимость пассивов.[74]

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий обязан использовать только один счёт должника в банке или иной кредитной организации. С этого счёта производятся выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном законом, и расходы, связанные с конкурсным производством.

В соответствии с Законом о банкротстве можно выделить две группы очерёдности удовлетворения требований кредиторов, условно их можно назвать внеочередные и очередные.

Вне очередиза счёт конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:

Ÿ судебные расходы должника;

Ÿ расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему (конкурсному управляющему), реестродержателю;

Ÿ текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

Ÿ требования кредиторов, возникшие в ходе дела о банкротстве (в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства);

Ÿ задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

Ÿ иные расходы, связанные с проведением конкурсного производства.

Если прекращение деятельности организации должника или её структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей последовательности (очерёдности):

Ÿ в первую очередь производятся расчёты по требованиям граждан, перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путём капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

Ÿ во вторую очередь – расчёты по оплате труда (расчёты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам);

При наличии незаявленных требований кредиторов первой и второй очередей расчёты с кредиторами последующих очередей приостанавливаются.

При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

По окончании всех процедур конкурсный управляющий обязан предоставить в арбитражный суд отчёт. После рассмотрения отчёта арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. На основании этого определения орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в реестр юридических лиц запись о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным.

Конкурсное производство

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов[71] в результате ликвидации должника и распродажи его имущества. Это единственная процедура банкротства, конечным результатом которой должна быть ликвидация должника.

Конкурсное производство вводится сроком на один год и может быть продлено по решению арбитражного суда не более чем на 6 месяцев.

Последствия открытия конкурсного производства:

Ÿ срок исполнения денежных обязательств считается наступившим;

Ÿ прекращается начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций;

Ÿ сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;

Ÿ снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника;

Ÿ все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства;

Ÿ органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника.

Эти меры вводятся в целях обеспечения сохранности имущества и формирования конкурсной массы.

По сути, конкурсное производство – это процедура ликвидации несостоятельной организации путём консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи.

Цель конкурсного производства – обеспечить соразмерное удовлетворение требований кредиторов на основе продажи активов и ликвидации предприятия-должника.

Процедуру конкурсного производства реализует конкурсный управляющий. Он действует до даты завершения процедуры и осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должником, а также собственника имущества должник – унитарного предприятия.

Один из важных моментов в ликвидационных процедурах – формирование конкурсной массы.

Под конкурсной массой понимается всё имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в его ходе. Это денежные средства, дебиторская задолженность, неполученное целевое финансирование, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, участие в других организациях с начисленным по ним доходом, нематериальные активы, основные средства, неустановленное оборудование, готовая продукция, запасы.[72]

Порядок формирования конкурсной массы установлен законом. Он состоит из следующих этапов:

1) проведение инвентаризации имущества;

2) проведение оценки имущества;

3) выявление объектов имущества, не подлежащих включению в конкурсную массу.

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, которое подлежит передаче собственнику.

Приступить к продаже управляющий может только после проведения инвентаризации и оценки имущества. Порядок и сроки продажи должны быть одобрены комитетом или собранием кредиторов. Организатором торгов может быть как сам управляющий, так и привлечённая им специализированная организация.

Имущество должника продаётся на открытых торгах.

Начальная цена продажи выставляемого на торги имущества определяется независимым оценщиком или собранием кредиторов.

Жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию. Передача этих объектов органам местного самоуправления осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых убыточна. Источниками финансирования содержания таких объектов являются бюджеты. Средства, выплаченные органом местного самоуправления, включаются в конкурсную массу.

Стоимостная оценка конкурсной массы по учётным ценам вместе с текущими активами, непосредственно связанными с деятельностью конкурсного управляющего, представляет собой активы промежуточного баланса предприятия-должника. Баланс составляется после срока предъявления кредиторами своих требований и проведения инвентаризации имущества и является связующим звеном баланса хозяйственной деятельности с ликвидационным балансом.[73]

Ликвидационный баланс – это основной документ, регламентирующий расчёты с кредиторами. В отличие от промежуточного он отражает реальную стоимость активов предприятия, по которой они будут реализованы, а также размер установленных требований кредиторов, т.е. реальную стоимость пассивов.[74]

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий обязан использовать только один счёт должника в банке или иной кредитной организации. С этого счёта производятся выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном законом, и расходы, связанные с конкурсным производством.

В соответствии с Законом о банкротстве можно выделить две группы очерёдности удовлетворения требований кредиторов, условно их можно назвать внеочередные и очередные.

Вне очередиза счёт конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:

Ÿ судебные расходы должника;

Ÿ расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему (конкурсному управляющему), реестродержателю;

Ÿ текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

Ÿ требования кредиторов, возникшие в ходе дела о банкротстве (в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства);

Ÿ задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

Ÿ иные расходы, связанные с проведением конкурсного производства.

Если прекращение деятельности организации должника или её структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей последовательности (очерёдности):

Ÿ в первую очередь производятся расчёты по требованиям граждан, перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путём капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

Ÿ во вторую очередь – расчёты по оплате труда (расчёты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам);

При наличии незаявленных требований кредиторов первой и второй очередей расчёты с кредиторами последующих очередей приостанавливаются.

При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

По окончании всех процедур конкурсный управляющий обязан предоставить в арбитражный суд отчёт. После рассмотрения отчёта арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. На основании этого определения орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в реестр юридических лиц запись о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным.

Статья 142. Расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 142

1. Конкурсный управляющий или лица, имеющие в соответствии со статьями 113 и 125 настоящего Федерального закона право на исполнение обязательств должника, производят расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.

Установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

2. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов.

В случае невозможности перечисления денежных средств на счет (вклад) кредитора причитающиеся ему денежные средства вносятся конкурсным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения должника, о чем сообщается кредитору.

В случае невостребования кредитором денежных средств, внесенных в депозит нотариуса, в течение трех лет с даты их внесения в депозит нотариуса указанные денежные средства перечисляются нотариусом в федеральный бюджет.

3. При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

4. Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей.

Правила настоящего пункта не применяются в отношении требований, заявленных до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Данные требования считаются заявленными в установленный срок.

(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

5. Требования кредиторов первой очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами (в том числе после закрытия реестра требований кредиторов), но после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующих очередей. До полного удовлетворения указанных требований кредиторов первой очереди удовлетворение требований кредиторов последующих очередей приостанавливается.

В случае, если такие требования были заявлены до завершения расчетов с кредиторами первой очереди, они подлежат удовлетворению после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок, при наличии денежных средств на их удовлетворение.

Требования кредиторов второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами (в том числе после закрытия реестра требований кредиторов), подлежат удовлетворению в порядке, аналогичном порядку, установленному абзацами первым и вторым настоящего пункта.

6. В случае наличия рассматриваемых в арбитражном суде (суде) на момент начала расчетов с кредиторами соответствующей очереди разногласий между конкурсным управляющим и кредитором по заявленному требованию кредитора конкурсный управляющий обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований соответствующего кредитора.

Суммы процентов по вознаграждению конкурсного управляющего, подлежащие выплате в соответствии со статьей 20.6 настоящего Федерального закона, резервируются на счете должника и выплачиваются одновременно с окончанием расчетов с кредиторами.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

7. Требования кредиторов третьей очереди, заявленные в установленный срок, но установленные арбитражным судом после начала погашения требований кредиторов третьей очереди, подлежат удовлетворению в размере, предусмотренном для погашения требований кредиторов третьей очереди.

8. Погашенными требованиями кредиторов считаются удовлетворенные требования, а также те требования, в связи с которыми достигнуто соглашение об отступном, или конкурсным управляющим заявлено о зачете требований, или имеются иные основания для прекращения обязательств.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 23.06.2016 N 222-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Зачет требования допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 23.06.2016 N 222-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Погашение требований кредиторов путем заключения соглашения о новации обязательства в конкурсном производстве не допускается.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны арбитражным судом необоснованными.

10. Конкурсный управляющий вносит в реестр требований кредиторов сведения о погашении требований кредиторов.

11. Кредиторы, требования которых не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требовать обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами, в размере требований, оставшихся не погашенными в деле о банкротстве. В случае отсутствия указанного имущества или по заявлению третьего лица суд вправе удовлетворить требования данных кредиторов путем взыскания соответствующей суммы без обращения взыскания на имущество должника. Указанное требование может быть предъявлено в срок, установленный федеральным законом.

12. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 189-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. В отношении требований, возникающих из финансовых договоров, размер обязательств по которым определяется в порядке, предусмотренном статьей 4.1 настоящего Федерального закона, положения настоящей статьи применяются только в части требований кредиторов по нетто-обязательствам.

Конкурсное производство при банкротстве является единственной законодательно разрешенной процедурой, в рамках которой происходит ликвидация компании или юрлица, признанных неплатежеспособными.

Конкурсное производство как процедура банкротства происходит в результате признания судебной инстанцией неплатежеспособности юрлица или предприятия. Арбитражный суд выпускает постановление, что компания разорилась, после чего уполномоченный орган вводит внешнее управление.

Задачи управляющего касаются руководства собственностью, имуществом и финансовым капиталом предприятия-банкрота. Имеются и другие обязанности, включая создание конкурсной массы для планомерного возвращения долгов кредиторам, учитывая деньги, вырученные с распродажи ценностей банкрота.

При этом администрация предприятия больше не руководит организацией по решению суда, а все функции руководителя берет на себя внешнее управления. Признание банкротом и открытие конкурсного производства также предполагает ситуацию, при которой неустойки и штрафы должника больше не растут.

На этой стадии управление может в судебном порядке отменить заключенные банкротом сделки. Особенности признания предприятия несостоятельным работают лишь в ситуации, когда общий объем долгов значительно выше, чем цена всей собственности и имущества. Кроме того, компания не должна иметь возможности погасить все задолженности.

Какие цели преследует конкурсное производство

Конкурсное производство при банкротстве является единственной законодательно разрешенной процедурой, в рамках которой происходит ликвидация компании или юрлица, признанных неплатежеспособными. Впрочем, задолжавшее лицо может не проходить ликвидацию, если в период внешнего управления произойдет решение проблем и будут достигнуты устраивающие кредиторов соглашения.

Цель конкурсного производства – обнаружение и продажа всей собственности должника, которая имеет материальную ценность. Реализация имущества производится на законных основания, а приобретенные таким образом деньги идут на выплату задолженностей перед кредиторами в полном объеме или соразмерно.

Срок производства составляет 6 месяцев с момента постановления Арбитражного суда о признании задолжавшего лица неплатежеспособным. В ряде ситуаций срок проведения увеличивается еще на полгода, основываясь на ходатайстве внешнего управления.

Процедура банкротства применяемая к должнику имеет следующие цели:

  • Формирование совокупности имущественных ценностей обанкротившегося юрлица;
  • Реализация собственности и получение финансовой базы;
  • Оплата задолженностей в пользу кредиторов (если полное погашение долгов невозможно, это осуществляется соразмерно).

Что происходит после объявления конкурсного производства

Когда судебная инстанция объявляет о начале КП, силу обретает определенные законные последствия:

  • Возникает последняя возможность выдвинуть определенные обязательства обанкротившейся компании;
  • Прекращается начисление любых неустоек, включая штрафы, проценты и так далее;
  • Все данные о предпринимательской деятельности задолжавшего лица больше не являются коммерческой тайной;
  • Собственность банкрота, объем которой выше 5 процентов, не может быть продано, передано в аренду или изъято;
  • Любая исполнительная документация больше не имеет силы и передается внешнему управлению от судебных приставов;
  • Снимаются любые ограничения на применение собственности ликвидируемой фирмы, включая заморозку счетов, аресты и прочее;
  • Экс-руководство теряет возможность выполнять свои функции;
  • Происходит аннуляция лицензий, патентов и разрешений задолжавшего лица, различные права должника и регистрация ИП также теряются.

Дальнейшие процедуры после постановления о неплатежеспособности юрлица

Понятие конкурсного производства имеет конкретные этапы и применяемые законы для всех действий. Также важно, на какой срок вводится конкурсное производство.

Кто выступает внешним управляющим

Судебная инстанция назначает внешнее управление, которое руководить процессом КП и осуществляет законодательно установленные полномочия. Активность управляющего осуществляется вплоть до завершения всех этапов, среди которых сбор требуемых сведений, систематизация данных и передача документов по назначению в судебную инстанцию. Лишь на основе упомянутой отчетности суд выпускает постановление о завершении процедуры КП, подаваемое в реестр для создания записи о ликвидации юрлица.

Внешнее управление обладает полномочиями для руководства собственностью обанкротившейся компании, учитывая требования законодательства, а также на разрешение кадровых вопросов на предприятии, включая увольнение сотрудников и руководителей, если данные действия потребуются.

Среди обязанностей внешнего управления можно выделить:

  • Опись собственности и ценностей задолжавшего юридического лица;
  • Оценка стоимости имущества посредством профессионального эксперта по оцениванию;
  • Поиск и изъятие ценностей, находящихся в собственности банкрота, но пребывающих у третьих лиц;
  • Взыскание долгов в пользу компании и сохранение собственности должника;
  • Оповещение сотрудников о грядущем расторжении контрактов на протяжении месяца с момента начала КП;
  • Выдвижение обоснованных возражений, препятствующих неправомерным, по его мнению, требованиям кредиторов;
  • Создание реестра кредитных требований;
  • Следование законодательному порядку хранения всех бумаг и документов задолжавшего лица;
  • Выступление в качестве представителя банкрота в период заключения договоров, одобренных советом кредиторов;
  • Выдвижение требований касаемо субсидиарной ответственности к третьим лицам в пользу банкрота;
  • Предоставление судебной инстанции требуемых сведений, запрошенных у управляющего.

Что касается документации внешнего управления, назначенное лицо принимает непосредственное участие в создании и передаче бумаг соответствующим органам. Среди данных документов:

Конкурсное производство представляет собой завершающую процедуру банкротства коммерческой организации-должника.

Процедура конкурсного производства, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, осуществляется с целью удовлетворения требований кредиторов. Данная процедура вводится на 6 месяцев с возможностью продления по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Цели введения конкурсного производства

Конкурсное производство считается единственной процедурой банкротства, которая предусматривает полную ликвидацию предприятия должника со всеми вытекающими последствиями.

Целями введения процедуры конкурсного производства являются:

поиск и накопление имущества должника;

удовлетворение требований кредиторов.

Последствия открытия конкурсного производства

Последствия открытия конкурсного производства заключаются в следующем:

прекращаются операции по начислению неустоек (штрафов, пеней), процентов и других штрафных санкций за ненадлежащее выполнение обязательств должника;

наступает срок исполнения всех текущих обязательств должника;

прекращаются операции, связанные с отчуждением имущества должника;

информация о финансовом состоянии должника больше не относится к коммерческой тайне или/и не является конфиденциальной информацией;

исполнительные документы, по которым операции прекратились, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;

прекращают действовать полномочия генерального директора организации-должника;

снимаются наложенный ранее арест на имущество организации-должника и все другие ограничения по распоряжению имуществом организации-должника;

после принятия решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом арбитражным судом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация гражданина как индивидуального предпринимателя признается не действительной. При этом аннулируются все лицензии, которые были ранее ему выданы, на осуществление отдельных лицензируемых видов предпринимательской деятельности;

кредиторы могут предъявить свои требования к должнику только в ходе проведения процедуры конкурсного производства.

Этапы процедуры конкурсного производства

После того, как должника признали банкротом в судебном порядке, существует целый ряд действий, которые необходимо провести.

Так необходимо предпринять следующие шаги:

Известить руководителя организации о том, что предприятие стало банкротом.

Издать приказ о передаче печатей, документов, ценностей конкурсному управляющему.

Передать всю бухгалтерскую документацию.

Опубликовать информация о банкротстве и конкурсном производстве в СМИ.

Обеспечить охрану имущества.

Подать запрос в Федеральную службу приставов, с целью снятия арестов на имущество.

Подать запросы в контролирующие органы, для того чтобы собрать максимально полные сведения о состоянии счетов и наличии имущества у должника.

Уведомить работников о ликвидации предприятия и увольнении.

Выбрать один основной счет предприятия, куда будут перечисляться все средства.

Закрыть все счета в других банках.

При необходимости привлечь специалистов: аудиторов, оценщиков, бухгалтеров.

Проанализировать документацию должника и установить финансовое состояние на текущий момент.

Завести реестр требований кредиторов.

Собрать кредиторов для оглашения порядка и сроков продажи имущества должника.

Подать отчет в саморегулируемую организацию.

Провести открытые торги для продажи имущества.

Произвести расчеты с кредиторами.

Закрыть основной счет и снять должника с налогового учета.

Подать завершающий отчет в саморегулируемую организацию и передать документы должника в архив.

Подать отчет о проведении производства в Арбитражный суд и сделать публикацию о завершении конкурсного производства в СМИ.

Расчёты по долгам

Расчеты по долгам проводит конкурсный управляющий, основывающийся на реестре требований, который должен быть закрыт через два месяца после опубликования объявления о банкротстве задолжавшего и открытии конкурсного производства.

Требования каждого кредитора удовлетворяются в порядке очерёдности, причём обязательства следующей очереди начинают исполняться только после проведения расчётов с предыдущей очередью. Исключение составляет задолженность, обеспеченная залогом.

Если средств недостаточно для аннулирования долгов перед кредиторами одной очереди, то эти долги выплачиваются пропорционально суммам, указанным в реестре требований.

Обязательства, отсутствующие в реестре, исполняются за счёт имущества банкрота, оставшегося после погашения долгов по этому реестру.

Окончание процедуры

После анализа отчёта управляющего об итогах осуществления конкурсного производства выносится судебное определение о завершении этой процедуры, а при исполнении всех требований кредиторов — об окончании производства по делу о банкротстве. Оба этих документа должны быть исполнены незамедлительно.

Определение об окончании конкурсного производства затем в срок от одного до двух месяцев направляется в орган регистрации юридических лиц для указания факта о ликвидации организации-должника в едином государственном реестре юридических лиц.

С момента внесения соответствующей записи в реестр конкурсное производство считается завершенным.

Если Вам была полезна данная информация, можете поделиться ею в соцсетях, нажмите на любую кнопку снизу:

Читайте также: