Российская цивилизационная идентичность кратко

Обновлено: 05.07.2024

Александра Сергеевна, здравствуйте!
Ваш вопрос отправлен в редакцию журнала. В ближайшее время Вам должны ответить.

Александра Осипова 29.01.2018

Добрый день! Подскажите, как можно получить доступ к полному тексту данной статьи? Я являюсь автором (Осипова Александра Сергеевна), и полный текст мне нужен для поступления в аспирантуру. Заранее благодарю за ответ!

Александра Осипова 29.01.2018

Добрый день! Подскажите, как можно получить доступ к полному тексту данной статьи? Я являюсь автором (Осипова Александра Сергеевна), и полный текст мне нужен для поступления в аспирантуру. Заранее благодарю за ответ!

moderator 31.01.2018

Александра Сергеевна, здравствуйте!
Ваш вопрос отправлен в редакцию журнала. В ближайшее время Вам должны ответить.


В литературе разделяют два смысла понятия "национальная идея". В широком смысле это синоним национальной (общероссийской, общегражданской) идеологии, т. е. система идей и ценностных принципов, лежащих в основе консолидации и развития российского общества. В узком смысле это система представлений, связанных с ценностными установками в области этнической идентичности. Впрочем, имеет место и еще один подход, согласно которому национальная идея выступает осознанием не национальной, а цивилизационной идентичности. Универсальность национальной идеи определяется, в числе прочего, тем, что она представляет собой механизм поиска и обретения идентичности. Но в силу биосоциальной природы этноса проблема идентичности является проблемой нерационального типа.

Так, национальная идея в биосоциальной проекции — "одна из скреп популяции, фактор жизни". Следует учитывать и то, что в России на протяжении веков при обсуждении почти всех жизненно важных проблем общественного развития параллельно всегда возникала проблема отношения к Западу или, точнее, самоосмысления, самоутверждения себя на европейском фоне. Это, конечно, не может не влиять на процесс формирования идентичностей. Восстановление самоидентификации российского общества может идти только на базе идеи "конструктивного реванша" в глобальной конкуренции и путем глубоко эшелонированной реидеологизации общества.

Национальную идею имеют все состоявшиеся государства. Другими словами, нация — это народ, обладающий национальной идеей. То есть она схожа по структуре, функциям и назначению, а ее специфика связана с идентичностью стран.

Она неразрывно связана с процессом государственного строительства и институционализацией национальных отношений. В частности, в иберийском мире "национальная идея" получила религиозную окраску в качестве легитимизации военной экспансии и была сведена к стремлению превратить Испанию в "мировую империю". В России начало "активизации" национальной идеи как части идеологического архетипа было положено событиями на Куликовом поле. Становление русской нации началось в период борьбы с татаро-монгольским игом. Именно тогда возникает первая национальная идея — идея освобождения. Русская история в целом в силу ее катастрофичности может быть понята как поиск русским народом своей национальной идентичности. Российское общество нуждается в общенациональной солидаризирующей идеологии/идее, укорененной в национальном архетипе русских, доминирующими скрепами которого являются ценности коллективизма сотрудничества и справедливости. Так как Россия изначально формировалась как многонациональная страна, ее национальная идентичность — это соединение людей "вне различия национальности, крови и почвы".

В русском историческом процессе государство и государственная идеология всегда занимали особое место, играя значительную самостоятельную, а иногда и решающую роль ввиду наших специфических природных и геополитических условий. Византийское православие, тесно слившись со светской властью, обеспечило ей нравственную опору. Идея от Бога данной власти тесно переплеталась с идеей справедливости, в которой царь выступал носителем справедливости и правды в качестве наместника Бога на земле. Отсюда сакральное отношение к государству и его интересам как к высшей ценности.

Защита государственных интересов на международной арене с позиций цивилизационной самоидентификации является характерной чертой современного политического процесса. Ведь "национальная идентичность — это принятие исторического опыта нации". На практике разработки собственных национальных концепций развития зачастую объединялись с религиозной и этнической идентификацией. В контексте общемировой тенденции религиозного возрождения обращение к церкви как хранительнице национальной и культурной идентичности становится необходимой составляющей процесса самоидентификации народа. При этом религия обращается к новым ориентирам, когда за цель принимаются не светские тенденции, а возвращение священных основ организации общества и государства.

Отталкиваясь от религиозной идентичности, мир направляется к идентичности национальной, культурной, цивилизационной, утверждая собственную ценность в условиях давления западного универсализма на пути глобализации и модернизации. Впрочем, для современной России религиозная идентичность может выступать одной из преград на пути формирования национальной идентичности: попытки построения общенациональной идеологии на основе православия встречают непонимание среди верующих — сторонников конфессиональных меньшинств. Важно учитывать, что для большинства русских православие является не религией, а символом русского своеобразия и его духовной ценности, одним из маркеров культурной, этнической или идеологической идентификации.

"Идеологические православные" отличаются от "просто православных" тем, что почти не соблюдают обрядов и не являются воцерковленными.

Греческие ученые констатируют, что начавшееся в конце ХХ в. "православное возрождение" представляло собой не возрождение религии как таковой, а возрождение национализма, отождествленного с православием, т. е. "идеологическое православие", распространившееся в России и других бывших советских республиках. Кроме того, особенности культурно-ценностных предпочтений и образа жизни российских граждан свидетельствуют о распространении характерных для советской эпохи идентификационных ориентаций. При этом, хотя такие ориентации присутствуют (в измененном состоянии), все же можно говорить об их трансформации, выражающейся в стремлении к синтезу российской и советской идентичности.

Национальная или национально-государственная идентичность формируется не только на основе различения своих и чужих особенностей, но и на понимании исторических (цивилизационных) интересов. Можно согласиться с А.И. Неклессой, что у каждой страны, даже небольшой и искусственно созданной, есть собственный национальный интерес. Но для того, чтобы интерес созрел до национальной идеи, он должен пройти через стадию обретения национальной идентичности, важнейшим элементом которой выступает отношение к истории собственной страны. Ведь национальная идея формируется, закрепляется и развивается исторически, передаваясь в поколениях и отражая "оптимальную меру традиции и модернизации". История России и ее государственности — это история ее национальной идеи.


В литературе разделяют два смысла понятия "национальная идея". В широком смысле это синоним национальной (общероссийской, общегражданской) идеологии, т. е. система идей и ценностных принципов, лежащих в основе консолидации и развития российского общества. В узком смысле это система представлений, связанных с ценностными установками в области этнической идентичности. Впрочем, имеет место и еще один подход, согласно которому национальная идея выступает осознанием не национальной, а цивилизационной идентичности. Универсальность национальной идеи определяется, в числе прочего, тем, что она представляет собой механизм поиска и обретения идентичности. Но в силу биосоциальной природы этноса проблема идентичности является проблемой нерационального типа.

Так, национальная идея в биосоциальной проекции — "одна из скреп популяции, фактор жизни". Следует учитывать и то, что в России на протяжении веков при обсуждении почти всех жизненно важных проблем общественного развития параллельно всегда возникала проблема отношения к Западу или, точнее, самоосмысления, самоутверждения себя на европейском фоне. Это, конечно, не может не влиять на процесс формирования идентичностей. Восстановление самоидентификации российского общества может идти только на базе идеи "конструктивного реванша" в глобальной конкуренции и путем глубоко эшелонированной реидеологизации общества.

Национальную идею имеют все состоявшиеся государства. Другими словами, нация — это народ, обладающий национальной идеей. То есть она схожа по структуре, функциям и назначению, а ее специфика связана с идентичностью стран.

Она неразрывно связана с процессом государственного строительства и институционализацией национальных отношений. В частности, в иберийском мире "национальная идея" получила религиозную окраску в качестве легитимизации военной экспансии и была сведена к стремлению превратить Испанию в "мировую империю". В России начало "активизации" национальной идеи как части идеологического архетипа было положено событиями на Куликовом поле. Становление русской нации началось в период борьбы с татаро-монгольским игом. Именно тогда возникает первая национальная идея — идея освобождения. Русская история в целом в силу ее катастрофичности может быть понята как поиск русским народом своей национальной идентичности. Российское общество нуждается в общенациональной солидаризирующей идеологии/идее, укорененной в национальном архетипе русских, доминирующими скрепами которого являются ценности коллективизма сотрудничества и справедливости. Так как Россия изначально формировалась как многонациональная страна, ее национальная идентичность — это соединение людей "вне различия национальности, крови и почвы".

В русском историческом процессе государство и государственная идеология всегда занимали особое место, играя значительную самостоятельную, а иногда и решающую роль ввиду наших специфических природных и геополитических условий. Византийское православие, тесно слившись со светской властью, обеспечило ей нравственную опору. Идея от Бога данной власти тесно переплеталась с идеей справедливости, в которой царь выступал носителем справедливости и правды в качестве наместника Бога на земле. Отсюда сакральное отношение к государству и его интересам как к высшей ценности.

Защита государственных интересов на международной арене с позиций цивилизационной самоидентификации является характерной чертой современного политического процесса. Ведь "национальная идентичность — это принятие исторического опыта нации". На практике разработки собственных национальных концепций развития зачастую объединялись с религиозной и этнической идентификацией. В контексте общемировой тенденции религиозного возрождения обращение к церкви как хранительнице национальной и культурной идентичности становится необходимой составляющей процесса самоидентификации народа. При этом религия обращается к новым ориентирам, когда за цель принимаются не светские тенденции, а возвращение священных основ организации общества и государства.

Отталкиваясь от религиозной идентичности, мир направляется к идентичности национальной, культурной, цивилизационной, утверждая собственную ценность в условиях давления западного универсализма на пути глобализации и модернизации. Впрочем, для современной России религиозная идентичность может выступать одной из преград на пути формирования национальной идентичности: попытки построения общенациональной идеологии на основе православия встречают непонимание среди верующих — сторонников конфессиональных меньшинств. Важно учитывать, что для большинства русских православие является не религией, а символом русского своеобразия и его духовной ценности, одним из маркеров культурной, этнической или идеологической идентификации.

"Идеологические православные" отличаются от "просто православных" тем, что почти не соблюдают обрядов и не являются воцерковленными.

Греческие ученые констатируют, что начавшееся в конце ХХ в. "православное возрождение" представляло собой не возрождение религии как таковой, а возрождение национализма, отождествленного с православием, т. е. "идеологическое православие", распространившееся в России и других бывших советских республиках. Кроме того, особенности культурно-ценностных предпочтений и образа жизни российских граждан свидетельствуют о распространении характерных для советской эпохи идентификационных ориентаций. При этом, хотя такие ориентации присутствуют (в измененном состоянии), все же можно говорить об их трансформации, выражающейся в стремлении к синтезу российской и советской идентичности.

Национальная или национально-государственная идентичность формируется не только на основе различения своих и чужих особенностей, но и на понимании исторических (цивилизационных) интересов. Можно согласиться с А.И. Неклессой, что у каждой страны, даже небольшой и искусственно созданной, есть собственный национальный интерес. Но для того, чтобы интерес созрел до национальной идеи, он должен пройти через стадию обретения национальной идентичности, важнейшим элементом которой выступает отношение к истории собственной страны. Ведь национальная идея формируется, закрепляется и развивается исторически, передаваясь в поколениях и отражая "оптимальную меру традиции и модернизации". История России и ее государственности — это история ее национальной идеи.

Читайте также: