Виды азс назначение и устройство кратко

Обновлено: 05.07.2024

Типовой проект автозаправочной станции включает в себя пять элементов:

  • Резервуар для АЗС. Это металлическая емкость, в которой хранится топливо и горюче-смазочные материалы (ГСМ).
  • Насосное оборудование. Устройства, предназначенные для наполнения резервуаров и переливания топлива из емкости в бак/цистерну автомобилей.
  • Трубопроводная магистраль. Предназначена для соединения пунктов раздачи с тарой, в которой хранятся ГСМ.
  • Колонки. Представляют собой емкости разного размера, оснащенные машинными заправочными устройствами.
  • Контрольно-измерительный комплекс приборов. Служит устройством постоянного отслеживания рабочего состояния подсоединенного оборудования для выявления и предотвращения аварийных ситуаций.

Характеристики и виды АЗС

Типология стандартных видов АЗС основана на трех основных характеристиках – расположение, способ устройства станции и ее назначение.

В зависимости от места расположения станции подразделяются на следующие виды:

  • городские. Установлены в пределах города (вдали от жилой местности) для обслуживания транспортных средств, курсирующих в районе. Также они делятся на подклассы: АЗС городского типа (вдали от центра города) и АЗС тротуарного типа (в центре города), обслуживающие только легковые автомобили;
  • дорожные. Это автозаправочные станции, расположенные вблизи средних и крупных трасс. На них возможно предоставление более широкого ассортимента продукции (в дополнение к бензину и дизелю могут предложить техническую воду и сжатый воздух);
  • речные. Функциональные сооружения, установленные на территории пристаней и малых портов. Предназначены для обслуживания маломерных судов;
  • сельские. Такие станции обслуживают транспорт районных центров и сельскохозяйственных предприятий. Используют все виды топлива и смазочных материалов.

Существует два способа устройства АЗС: стационарный и мобильный.

Стационарные станции могут быть оборудованы как наземными, так и подземными резервуарами, установленными на постоянной платформе. Такие станции можно разделить на подклассы:

  • блочные. Используется подземная емкость для топлива и колонка, которая фактически является ее надстройкой;
  • контейнерные. Используются наземные резервуары, колонки располагаются отдельно от них;
  • стандартные. Используются подземные контейнеры, колонки могут располагаться как отдельно, так и рядом с ними.

Мобильные АЗС – это сооружения, объединяющие наземный резервуар и колонку в единую систему. Из-за такой конструкции упрощается процесс демонтажа и монтажа АЗС – ее перевозку можно осуществить сравнительно небольшими силами.

По назначению АЗС подразделяются на общие и ведомственные. Общие находятся на дорогах, по которым ежедневно с разными целями проезжают автомобили. Ведомственные станции устанавливаются на закрытых территориях, где находятся предприятия, территории добычи, строительные или режимные объекты. Такие АЗС обслуживают лишь одного потребителя топлива.

Как происходит слив топлива?

Доставка топлива на АЗС осуществляется различными путями: по железной дороге, с использованием трубопроводных магистралей, при помощи обычных бензовозов.

В устройство современных бензовозов входит несколько внутренних секций, благодаря чему можно одновременно транспортировать несколько типов топлива. Слив горючего из одной секции осуществляется примерно полчаса. Пока длится этот процесс, запрещено заправляться определенным видом топлива для обеспечения безопасности и формирования отчета по топливному объему.

Перед сливом топлива в подземные резервуары осуществляется ряд контрольных мероприятий. Выполняется проверка документов на топливо, проверка уровня заполнения цистерны путем вскрытия пломбы с нее, проводится анализ качества топлива. Например, проверяется его плотность– не должно быть умышленного или случайного разбавления топлива водой.

По окончании проверки сливную трубу соединяют с резервуаром и сливают горючее.

Где хранится топливо на АЗС?

Топливо на заправочных станциях хранится в стальных резервуарах горизонтального расположения. Выделяют одно- и двустенные емкости. При подземной установке одностенные цистерны устанавливают в бетонных саркофагах.

Двустенные емкости считаются наиболее востребованными из-за своей конструкции, которая позволяет осуществлять контроль внутренней герметичности, а также принимать экстренные решения во время аварийных ситуаций. Под небольшим давлением между двух стенок закачивается азот или термосол. Показатели давления контролируются при помощи манометра. Падение давления указывает на протечку внутренней емкости.

Топливные резервуары могут быть одно- или многосекционными. В последних возможно одновременное хранение нескольких видов топлива.

Запаса горючего в резервуарах должно хватать на три-пять дней. На одной станции предусмотрен отпуск одного типа дизельного топлива, нескольких видов бензина, пары видов масел.

Метрошток

Предназначение оборудования – измерение уровня нефтепродуктов в емкостях, в которых оно хранится. Изделие выглядит как металлический длинный стержень круглой, полукруглой или Т-образной формы, на который нанесена мерная шкала. Принцип работы прибора состоит в его погружении в резервуар при помощи специальной замерной трубы, что исключает возможные отклонения прибора и обеспечивает точность показаний.

Топливораздаточные колонки

Посредством топливораздаточных колонок топливо из резервуаров попадает в автомобильные баки. Основными элементами, из которых состоит такая колонка, являются:

Современная автозаправочная станция – комплекс оборудования, зданий и сооружений, рассчитанный на заправку транспорта топливом и маслами. На территориях автозаправок могут находиться кафе, небольшие магазины, пункты, принимающие отработанные масла и тару от нефтепродуктов, мастерские, оказывающие услуги по обслуживанию ТС.

АЗС общего пользования и ведомственные

На АЗС общего пользования осуществляется заправка автомобилей всех видов собственности. Расчет за отпущенное топливо – наличным или безналичным расчетом. Такие объекты обычно строят в местах интенсивного автомобильного движения.

Деятельность ведомственных топливораздаточных пунктов ограничивается обслуживанием транспорта определенного предприятия (или их группы). Отпущенное топливо учитывается по каждому потребителю. Располагаются ведомственные автозаправки на территории компании, транспорт которой они обслуживают. При устройстве топливораздаточных пунктов обычно используются индивидуальные возможности предприятий, на которых они располагаются.

К станциям общего пользования и ведомственным АЗС предъявляются общие требования по безопасному и удобному обслуживанию ТС.

Типы и классификации АЗС

Основные классификационные признаки АЗС

Современные автозаправочные станции в соответствии с нормативными документами (НПБ 111-98 и СП 156.13130.2014) разделяют на следующие типы:

Что такое АЗС

  1. Ведомственные. Располагаются на территории конкретной организации и обслуживают только ей принадлежащий транспорт. Топливо не продают – отпускают по специальным документам: например, путевкам;
  2. Общего пользования. На этих заправках реализуют ГСМ владельцам транспорта любого вида собственности. Оплата производится за наличный или безналичный расчет. АЗС общего пользования располагаются на самых оживленных участках магистралей, а также в городах.

АЗС

Устройство и оборудование автозаправок

Прежде чем бензин или дизельное топливо попадут в бак, горючее проделывает непростой путь. На на АЗС оно попадает разными способами: это может быть ж/д состав, трубопровод или бензовоз. Последний метод – самый распространенный. Этот вид спецтранспорта имеет цистерну, разделенную на ряд секций, благодаря чему можно транспортировать несколько видов горючего. Секция объемом 10900 литров сливается в течение примерно 30 минут. Но до слива привезенная продукция проходит контрольную проверку:

  • смотрят документы на груз;
  • проверяется и вскрывается пломба на люке цистерны;
  • определяется уровень наполненности емкости;
  • берется анализ. Далее рассмотрена структура заправочной станции.

Топливохранилище

Подземное топливохранилище

В топливораздаточную колонку бензин, солярка поступают из описанных выше резервуаров. Как устроена ТРК?

АЗК и его отличия от АЗС

Обычная автозаправка (АЗС) ограничивается реализацией ГСМ и технических жидкостей. Иногда, как дополнение на них обустраивают небольшие продуктовые магазины. Возможно наличие эстакады. Автозаправочный комплекс (АЗК) является предприятием, которое помимо обеспечения ГСМ, оказывает целый ряд услуг:

  • мойка;
  • стоянка (иногда с охраной);
  • замена масла в двигателе, трансмиссии;
  • предоставление места для самостоятельного ремонта авто;
  • помощь в несложном ремонте;
  • кафе, организация отдыха водителя, пассажиров.

АЗК

Классификация автозаправок

Современные заправочные станции в первую очередь классифицируются по конструктивному исполнению:

Контейнерная станция

Существуют и другие классификации автозаправочных станций: например, по расположению топливохранилищ:

  • подземные;
  • надземные;
  • на транспортном средстве.

Если учитывать нормативные параметры, то АЗС подразделяются:

  • по числу колонок;
  • по количеству возможных заправок авто за сутки;
  • по объему топливохранилищ;
  • по количеству заправок во время пиковой нагрузки.

Классификация станций по функциональному назначению:

  • ведомственные;
  • общего пользования (описание см. выше).

АГНКС: расшифровка аббревиатуры

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция – так расшифровывается АГНКС. Задача этого предприятия – заправка автотранспорта сжатым природным газом (метаном), в отличие от АГЗС, где предлагается углеводородный газ.

В Советском Союзе первые АГНКС стали работать в 1939 году. Сегодня метан в свои автомобили заправляют более 4,5 млн. автовладельцев по всему миру, где находится примерно 9000 АГНКС. В РФ, согласно информации от ГИБДД, 212 тыс. машин, использующих в качестве топлива метан. Из них легковых авто 127 тыс., грузовиков 67 тыс. и автобусов 17 тыс. Как уверены специалисты, число газомоторных единиц техники будет увеличиваться многократно.

АГНКС

Преимущества АГНКС

Сразу стоит отметить, что строительство метановых АГНКС поддерживается на государственном уровне во всех странах. Причина – экологичность топлива, невысокая по сравнению с бензином или соляркой стоимость. По присутствию вредных веществ метан чище бензина на 37%. Среди достоинств газового топлива стоит отметить:

  • увеличение срока службы силового агрегата примерно в полтора раза;
  • уменьшение затрат на ТО и капитальный ремонт;
  • увеличение пробега до замены масла;
  • более долгий эксплуатационный срок для свечей;
  • понижение шумности силового агрегата как минимум, в два раза.

Не стоит забывать и о стоимости: она ниже бензина и дизтоплива в 2 раза. имеются и иные плюсы: например, безопасность, как это ни странно звучит. Например, при пожаре бензин растекается по поверхности, газ метан улетучивается.

Все вышесказанное говорит том, что в ближайшее время количество транспорта, использующего газобаллонное оборудование, возрастет многократно. Это относится и к автогазозаправочным станциям.

По конструктивному исполнению АЗС делятся на: стационарные (традиционные), блочные, контейнерные, модульные, передвижные.

По функциональному назначению различают: общего пользования и ведомственные (заправочные пункты).

По способу размещения резервуаров: с подземным расположением, с наземным расположением, с расположением на транспортном средстве.

По типу расположения на местности: дорожные, городские, сельские, речные.

По нормативным параметрам типовых проектов АЗС: по числу топливозаправочных колонок, по числу заправок в часы пик, по количеству заправляемых машин в сутки, по общей вместимости резервуаров [3].

Категория АЗС по нормативным параметрам

Категории АЗС Мощность АЗС машин, 1 час Количество резервуаров, 25 м 3 ,шт. Время заправки ТС,мин. Число ТРК МРК ,шт. Средняя разовая заправка,л. Площадь АЗС, га
1 240 12 2,5 12 50 0,4
2 160 8 2,5 8 50 0,35
3 80 4 1,75 4 50 0,2
4 120 6 2,5 6 50 0,3

Виды автозаправочных станций:

- Блочная АЗС – автозаправочная станция с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением топливораздаточных колонок над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

- Модульная АЗС – автозаправочная станция с надземным расположением резервуаров топливораздаточных для хранения топлива, технологическая система, которой характеризуется разнесением и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

- Контейнерная АЗС – автозаправочным станциям с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система, которой характеризуется размещением топливораздаточных в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

- Передвижная АЗС - предназначена для розничной продажи топлива мобильная технологическая система, которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие

Термины и определения:

  1. Многотопливная АЗС - автозаправочная станция, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива (бензин и дизельное топливо, сжиженный углеводородный и сжатый природный газ);
  2. Топливозаправочный пункт - автозаправочная станция, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия;
  3. Традиционная АЗС - автозаправочная станция с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая схема которой характеризуется разнесение резервуаров и топливораздаточных колонок;
  4. Резервуарный парк - группа резервуаров, предназначенных для хранения нефтепродуктов и размещенных на территории, ограниченной по периметру дорогами или противопожарными проездами и заглубленных в грунт ниже планировочной отметки местности не менее, чем на 0,2 метра;
  5. Сливная площадка - технологическая площадка, предназначенная для установки на ней автомобильных цистерн с топливом при сливе его в резервуары АЗС;
  6. Площадка АЗС - территория автозаправочной станции с асфальтовым или бетонным покрытием, ограниченная по периметру бордюрным камнем, имеющая въезд и выезд, сообщающаяся с очистными сооружениями и предназначенная для проезда автотранспортных средств к ТРК, сервисным зданиям, а также для проезда автомашин технических служб АЗС.

Основные требования к АЗС.

Здания и сооружения на территории АЗС размещаются в строгом соответствии с проектом, утвержденным и согласованным в установленном порядке.

Все виды ремонтно-строительных работ зданий и сооружений выполняются в строгом соответствии с графиком планово-предупредительных работ (ППР), составленным на основании местных условий эксплуатации. За осадкой фундаментов зданий, сооружений и оборудования в первые два года их эксплуатации (после ввода в эксплуатацию) устанавливается тщательное наблюдение путем осмотра и измерений не реже одного раза в три месяца.




Металлические конструкции необходимо осматривать не реже одного раза в год, а железобетонные - не реже двух раз в год. При обнаружении повреждений и неисправностей в конструкциях зданий и сооружений проводится обследование специализированными организациями. По результатам обследования принимаются меры по дальнейшему использованию конструкций.

Для предохранения от коррозии металлические конструкции зданий и сооружений необходимо периодически окрашивать защитными грунтами, красками или лаками (наружные - не реже одного раза в год, а находящиеся внутри помещения - не реже одного раза в 3-5 лет) [2].

На АЗС ведется журнал осмотра и ремонта зданий и сооружений, в который необходимо записывать: даты и результаты осмотров с описанием всех замеченных повреждений, выполненные ремонтные работы, с указанием дат начала и окончания ремонта, его характера и объема, результаты измерений осадки фундаментов, данные о трещинах и их местонахождении. Для снижения загазованности жилых и производственных зданий автозаправочная станция располагается со стороны преобладающего направления ветров. Вентиляционные установки производственных помещений АЗС поддерживаются в исправном техническом состоянии. Эффективность работы вентиляционных установок принудительного действия ежегодно проверяется специализированными организациями с выдачей заключений и отметкой в паспорте на вентиляционную установку.

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива на территории АЗС и за ее предел. На въезде и выезде с территории устраиваются пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м., или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами осадки в очистные сооружения.

Планировка предусматривает:

-Удобный подъезд и стоянку автомобильной техники у колонки во время заправки;

-Хороший обзор всей территории из помещения оператора;

-Отведение зон под зеленые насаждения;

-Санитарно-гигиенические условия для работников станции;

-Согласование с общей архитектурной композицией микрорайона;

-Место расположения АЗС обозначается дорожным знаком;

-При въезде на территорию АЗС устанавливается;

-Информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов, видов обслуживаемого транспорта;

-Информационные знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта.

В соответствии с требованиями технических условий на технологические системы, применяемые на АЗС, устанавливаются знаки, ограничивающие габариты, массу и виды транспортных средств, разрешенных для въезда на АЗС.

На видном месте размещается информация для водителя по правилам заправки транспортных средств, применительно к типу топливораздаточных колонок.


Рисунок 1. Схема организации стационарной (традиционной) автозаправочной стации.

Тема 1. Виды автозаправочных станций.

Основные требования

Классификация автозаправочных станций

По конструктивному исполнению АЗС делятся на: стационарные (традиционные), блочные, контейнерные, модульные, передвижные.

По функциональному назначению различают: общего пользования и ведомственные (заправочные пункты).

По способу размещения резервуаров: с подземным расположением, с наземным расположением, с расположением на транспортном средстве.

По типу расположения на местности: дорожные, городские, сельские, речные.

По нормативным параметрам типовых проектов АЗС: по числу топливозаправочных колонок, по числу заправок в часы пик, по количеству заправляемых машин в сутки, по общей вместимости резервуаров [3].

Категория АЗС по нормативным параметрам

Категории АЗС Мощность АЗС машин, 1 час Количество резервуаров, 25 м 3 ,шт. Время заправки ТС,мин. Число ТРК МРК ,шт. Средняя разовая заправка,л. Площадь АЗС, га
1 240 12 2,5 12 50 0,4
2 160 8 2,5 8 50 0,35
3 80 4 1,75 4 50 0,2
4 120 6 2,5 6 50 0,3

Виды автозаправочных станций:

- Блочная АЗС – автозаправочная станция с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением топливораздаточных колонок над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

- Модульная АЗС – автозаправочная станция с надземным расположением резервуаров топливораздаточных для хранения топлива, технологическая система, которой характеризуется разнесением и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

- Контейнерная АЗС – автозаправочным станциям с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система, которой характеризуется размещением топливораздаточных в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

- Передвижная АЗС - предназначена для розничной продажи топлива мобильная технологическая система, которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие

Термины и определения:

  1. Многотопливная АЗС - автозаправочная станция, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива (бензин и дизельное топливо, сжиженный углеводородный и сжатый природный газ);
  2. Топливозаправочный пункт - автозаправочная станция, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия;
  3. Традиционная АЗС - автозаправочная станция с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая схема которой характеризуется разнесение резервуаров и топливораздаточных колонок;
  4. Резервуарный парк - группа резервуаров, предназначенных для хранения нефтепродуктов и размещенных на территории, ограниченной по периметру дорогами или противопожарными проездами и заглубленных в грунт ниже планировочной отметки местности не менее, чем на 0,2 метра;
  5. Сливная площадка - технологическая площадка, предназначенная для установки на ней автомобильных цистерн с топливом при сливе его в резервуары АЗС;
  6. Площадка АЗС - территория автозаправочной станции с асфальтовым или бетонным покрытием, ограниченная по периметру бордюрным камнем, имеющая въезд и выезд, сообщающаяся с очистными сооружениями и предназначенная для проезда автотранспортных средств к ТРК, сервисным зданиям, а также для проезда автомашин технических служб АЗС.

Основные требования к АЗС.

Здания и сооружения на территории АЗС размещаются в строгом соответствии с проектом, утвержденным и согласованным в установленном порядке.

Все виды ремонтно-строительных работ зданий и сооружений выполняются в строгом соответствии с графиком планово-предупредительных работ (ППР), составленным на основании местных условий эксплуатации. За осадкой фундаментов зданий, сооружений и оборудования в первые два года их эксплуатации (после ввода в эксплуатацию) устанавливается тщательное наблюдение путем осмотра и измерений не реже одного раза в три месяца.

Металлические конструкции необходимо осматривать не реже одного раза в год, а железобетонные - не реже двух раз в год. При обнаружении повреждений и неисправностей в конструкциях зданий и сооружений проводится обследование специализированными организациями. По результатам обследования принимаются меры по дальнейшему использованию конструкций.

Для предохранения от коррозии металлические конструкции зданий и сооружений необходимо периодически окрашивать защитными грунтами, красками или лаками (наружные - не реже одного раза в год, а находящиеся внутри помещения - не реже одного раза в 3-5 лет) [2].

На АЗС ведется журнал осмотра и ремонта зданий и сооружений, в который необходимо записывать: даты и результаты осмотров с описанием всех замеченных повреждений, выполненные ремонтные работы, с указанием дат начала и окончания ремонта, его характера и объема, результаты измерений осадки фундаментов, данные о трещинах и их местонахождении. Для снижения загазованности жилых и производственных зданий автозаправочная станция располагается со стороны преобладающего направления ветров. Вентиляционные установки производственных помещений АЗС поддерживаются в исправном техническом состоянии. Эффективность работы вентиляционных установок принудительного действия ежегодно проверяется специализированными организациями с выдачей заключений и отметкой в паспорте на вентиляционную установку.

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива на территории АЗС и за ее предел. На въезде и выезде с территории устраиваются пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м., или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами осадки в очистные сооружения.

Планировка предусматривает:

-Удобный подъезд и стоянку автомобильной техники у колонки во время заправки;

-Хороший обзор всей территории из помещения оператора;

-Отведение зон под зеленые насаждения;

-Санитарно-гигиенические условия для работников станции;

-Согласование с общей архитектурной композицией микрорайона;

-Место расположения АЗС обозначается дорожным знаком;

-При въезде на территорию АЗС устанавливается;

-Информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов, видов обслуживаемого транспорта;

-Информационные знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта.

В соответствии с требованиями технических условий на технологические системы, применяемые на АЗС, устанавливаются знаки, ограничивающие габариты, массу и виды транспортных средств, разрешенных для въезда на АЗС.

На видном месте размещается информация для водителя по правилам заправки транспортных средств, применительно к типу топливораздаточных колонок.


Рисунок 1. Схема организации стационарной (традиционной) автозаправочной стации.

Читайте также: