Глобализация и национальная идентичность кратко
Обновлено: 30.06.2024
Во всем мире сегодня можно увидеть процессы одной и той же направленности: идет необычайное усиление этнических чувств, проявляющееся во всех сферах человеческой жизни; значительно повысилась роль национального фактора в социально-политических процессах; усиливается интерес к традиционной культуре.
И это при том, что еще совсем недавно научная мысль вне зависимости от политических ориентаций предрекала скорое исчезновение национальной идентичности как значимого фактора социальной реальности. Большинство регионов мира охвачено процессом этнического возрождения, или, как его еще называют, этническим парадоксом современности — парадоксом, потому что оно идет параллельно с мировыми глобализационными процессами и вопреки им.
Говоря о социальных последствиях повышения значимости национальной идентичности, в первую очередь обращают внимание на негативные явления, а именно — на многочисленные межнациональные конфликты, развернувшиеся сегодня во многих странах мира вне зависимости от их социально-экономического положения
Однако, недостаток национальных чувств вредит ничуть не меньше, чем их избыток. Феномен этнического возрождения имеет глубокие психологические основы.
В современном, глобализирующемся мире старые структуры, институты поддержания социальной сплоченности оказались неадекватными. Различные политические и религиозные формы коллективной идентичности, еще недавно носящие универсальный характер, сегодня распались либо ослабли, приобрели чисто технобюрократический характер, потеряли свою сакральность.
В этих условиях этнические структуры оказались чуть ли не единственными, реально выполняющими столь необходимые сегодня индивидам функции — от ценностной ориентации и обеспечения хорошего социального самочувствия человека до прямой физической защиты. Этничность еще раз доказала свою устойчивость к социальным потрясениям. Даже фундаментальные, структурные общественные изменения не всегда нарушают этническое бытие.
В заключении, необходимо отметить, что кризис идентичности — важнейшая проблема современной России. Без ее решения невозможно разрешить ни одной социально-экономической задачи, пласт коих лежит сегодня перед страной.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Аннотация: В глобализирующемся обществе происходит трансформация доминирующих оснований этнокультурной идентичности, которая приобретает новые модификации, соответствующие данному времени. В условиях общественных трансформаций принципиальное значение приобретает ориентация на будущее, предполагающая, что традиции прошлого реализуются без потерь на новой инновационной основе.
Ключевые слова: глобализация, идентичность, мировое сообщество, этнический фактор, маргилинизация, этнонациональная идентификация, идеология, европоцентризм, государство, политика, язык, кризис, модернизация.
Globalization and the problem of ethnic identity
Author: SYZDYKOVA Zh.S.
Annotation:. Gradually in the conditions of the sustained growth of influence of the latest media communications in the globalized society there is a transformation of the dominating bases of ethnocultural identity which gets the new modifications corresponding to this time. In this aspect orientation to the future assuming that traditions of the past are realized without loss on a new innovative basis is gettingfundamental importance.
Keywords: globalization, identity, national identity, the international community, the ethnic factor, margilansai, ethnonational identifikacija, ideology, eurocentrism, the state, politics, language, crisis, modernization.
Стремительные изменения в мире в конце XX– началеXXIвека, связанные в первую очередь с нарастающими и весьма противоречивыми процессами глобализации резко обострило проблему национальной идентичности. 1
Никогда ранее в мировой истории эта проблема не стояла столь судьбоносно, даже фатально. И никогда ранее она не охватывала практически все государства и народы мира. Кризис национальной идентичности приобрел такие формы и масштабы, что его преодоление для многих из них означает уже не только выбор адекватной конкурентоспособной стратегии развития, но и превратилось в вопрос национального выживания.
О процессах глобализации
Целый ряд процессов глобализации непосредственно влияют на обострение кризиса идентичности.
Эти процессы – демократизация, экономизация, информатизация, культурная стандартизация, ценностная универсализация и др. – неизбежно наталкиваются на национальную идентичность как на препятствие своему естественному развитию, как на центральное ядро, хранящее наиболее устоявшиеся, накапливающиеся порой тысячелетия, и потому наиболее прочные представления различных этнонациональных общностей о себе самих. При этом развиваются многообразные конфликты, исход которых зависит от прочности или рыхлости сложившихся национальных идентичностей, их бескомпромиссности и жесткости, невосприимчивости к новому, или, напротив, их гибкости, способности к адаптивному изменению, обновлению без утраты культурных идентификационных ядер. Глобализация, стремящаяся перемолоть национальную идентичность, растворить ее в глобальных процессах – это, таким образом, своего рода квалификационный турнир для таких ядер.
Так, демократизация современного мира, властно диктует необходимость перехода к общим правилам игры как во внутренней, так и во внешней политике, необратимо меняя иерархию основных элементов социума. На первое место в этой иерархии объективно выходит личность, на второе – общество, оттесняя государство на третье место и делая его в первую очередь инструментом защиты интересов личности и общества. Любая страна, претендующая на сколько-нибудь заметную роль в мировых делах, сегодня вынуждена строго соблюдать эту иерархию. Демократизация внешней среды, идущая пусть непоследовательно и противоречиво, никому не дает возможности безнаказанно попирать демократические нормы и процедуры, игнорировать интересы и права человека. Ни одно государство современного мира не может себе позволить одну политику внутри своих границ и принципиально другую – за ее пределами. 2 С другой стороны, если не учитывается внешняя ситуация, то какие бы не принимались усилия по формированию национальной стратегии развития, они легко опрокидываются всемирными глобальными потоками и процессами в финансовой, производственной, социальной, экономической, политической и т. д. сферах. Глобализация, таким образом, стирает грани между внешней и внутренней политикой. Собственно уже одним этим обстоятельством национальная идентичность в начале ХХ1 века серьезно ограничивается, попадая в зависимость от демократических механизмов и институтов, которые к тому же также имеют тенденцию к глобализации.
Одновременно национальная идентичность попадает в жесткие тиски экономизации,неуклонно ведущей к формированию единого мирового экономического пространства, что делает нежизнеспособными модели национальной безопасности и национального развития, основанные на изоляционизме, а интеграцию в это формирующееся пространство - единственно возможным способом эффективной защиты национальных интересов. Отказаться от интеграции – значит отказаться от полноценного развития. Ни одно общество не может быть конкурентоспособным, не став частью мирового экономического пространства. Этот фактор помимо всего прочего определяет приоритетность геоэкономических механизмов обеспечения национального развития по сравнению с геополитическими и геостратегическими, поскольку именно геоэкономика становится основной парадигмой развития мирового. Однако такая интеграция в ряде случаев ведет к размыванию национальной идентичности, ее растворению в процессе экономизации.
Интересно, что подобной точки зрения придерживаются некоторые японские ученые. Так, профессор Промышленного университета К.С.Ито утверждает, что мировая система все более удаляется от ценностей индивидуализма и приближается к универсальным ценностям. А поскольку американцы – крайние индивидуалисты, - то последствия глобализации будут для них наиболее болезненными. В рамках этой теории провозглашается, что Япония как носитель универсалистских ценностей станет провозвестником новой универсалистской цивилизации. 5
Ведущим мировым процессом конца XX - начала XXI вв. становится глобализация, оказывающая колоссальное культурное воздействие на человечество. Глобализация является всеобщим процессом интеграции, в первую очередь экономических и материально-хозяйственных систем на основе свободного рынка, и вследствие этого распространение и универсализации информации [1]. Среди такой информации, понятий, подвергнувшихся универсализации, находятся и термины нация и национальная идентичность.
Современные проблемы как глобализации, так и проблемы национальной идентичности и формулировки понятий имеют глубокие корни, и до сих пор остаются не решенными однозначно. В XVIII в. возникают национальные государства, и в основе абсолютистских режимов появляется новый исторический феномен - нация [2, С. 7]. Однако, определение нации являлось неравнозначным современному понятию и не одинаковым во всех государствах. Так, европейские государства начала XIX в. включали в категорию нации лишь политически активную часть населения, имеющее право голоса, проходящее определенный имущественный ценз, что составляло небольшую часть всего общества.
Дальнейшая политическая мысль расширила понятие нации за счет обозначения её как языковой, религиозной и культурной идентичности. Эволюция примордиалистического подхода второй половины XIX в. в политической мысли состоит в идентификации национальности на определенных, измеримых и объективных признаков, а не субъективных и образных представлений без четких критериев и границ. К таким признакам в первую очередь относятся территория проживания конкретного общества (не обязательно в политических границах), экономический образ жизни, языковая общность внутри общества, присутствие идентификаторов культуры (общая одежда, общая религия, определенные воззрения или идеи).
Но в отличие от политической мысли Франции и Англии XVIII-XIX вв., где нации уже имели политически составленную границу в рамках государства, и трансформация происходила лишь в расширении сословий, участвующий в государственном управлении и составляющих основу нации, иная картина была в Германии.
Таким образом, сторонники примордиализма (К. Гирц, Д. Армстронг, Э. Смит) выделяют нацию по крови, по факту рождения человека в определенной общине, воспитание и влияние которой определяет национальную идентичность человека вне зависимости, где он проведет остаток жизни, поскольку в ней воспитывается определённый культурный код.
Сторонники модернизма (внутри течения множество направлений, основной в определении нации - конструктивизм) определяют нацию исключительно как явлением Нового времени, связанное с переходом власти от узкого круга элит на все гражданское общество страны (М. Вебер, Б. Андерсов).
На протяжении длительного времени политическая карта остается неизменной, однако экономическое и культурное влияние возрастает, что оказывает значительное воздействие на национальную идентичность общества в плане языка и обычаев [5, С. 56]. Так, понятие нации становится более трансграничным, чем это было ранее, однако и более сложным. Если ранее языковая общность была национальным идентификатором, то в эпоху уже всемирных языков и распространения английского как универсального - нация не может сформироваться вокруг языка. Мы это видим на примере США, Англии, Австралии, Канады - и ряда других стран, где есть один язык, но национальное самосознание является разным.
В постсоветский период в России начинается формирование концепции государства - нации, основанной на возвращении русского населения на основе языка в состав России [6, С. 77]. Россия является многонациональным государством, и формирование национальной идентичности на фоне ответа глобализации является сложным процессом, поскольку попытка обозначить ядро государственности для всей страны может привести к национальным конфликтам и сепаратизму, вызванным попыткой иных наций защитить свой культурный статус.
В более развитых странах, экономически оказывающих влияние на мировые процессы через транснациональные корпорации, уже отмирает понятие нации в рамках государства. Сами государства теряют свой национальный окрас и становятся менее заинтересованными в уточнении национальной идентичности на государственном уровне.
Другим аспектам становления нации, как это было в XVIII- XX вв. при определении государственных границ или объединении территорий в рамки единого государства на языковой и культурной основе, на сегодняшний день практически нет места, поскольку политическая карта мира в основном стабильно определена. В целом же, остальные народности и нации уже встроены в политические границы, а пересмотр исторических границ является сложным процессом в современных правовых рамках.
Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о преобладающей на практике воплощении политической концепции нации, основанной на приоритете государственной и гражданской над языковой и культурной концепцией, для которой трудно выразима национальная идентичность в рамках глобализации.
Сложность понятия нации и национальной идентичности на сегодняшний день имеет многоуровневый характер, особенно для России. Поскольку нельзя говорить только о единой нации, характеризовать национальную идентичность как принадлежность только к определенной региональной нации или общероссийской, невозможно. Исследования показывают, что в Республике Башкортостан, так же, как и в других регионах, воспринимающие себя как часть Башкирии, по принципу языка, территории, культуры и крови, одновременно представляются и как часть общероссийской нации, по принципу языка и государства [7]. Такое сочетание двух понятий наций одновременно является нередким явлением, хоть и не общемировым.
Сложение национальной идентичности в многоуровневый характер, когда одна общность может воспринимать себя как этноязыковую особенность и в то же время быть частью более широкой идентичности является сложным процессом, которое успешно реализуется на территории Российской Федерации. Оценка значимости этносов определяется отдельным почтением и уважением к достижениям этой нации, как в сфере науки, литературе, так часто и по принципу общего вклада в Великой Отечественной войне.
Однако важным фактором сохранения региональной этноязыковой идентичности является уровень владения языком общества. Несмотря на попытки региональных властей проводить мероприятия по сохранению языка, диктанты по Башкирскому языку показывают падение уровня владения с 75% до 50% с 2009 до 2019 г. Актуальным, практически и экономически значимым в сознательном возрасте является вложение средств и сил на изучение русского и английского языков, в то время как знание башкирского для подавляющей части населения, потеряв необходимость и практическую значимость, не интересует.
Такое региональное явление внутри России наблюдается также и внутри других крупных блоков государств, как, например, Европейский союз. В начале своего возникновения ЕС провозгласил равенство всех языков и полноправности применения документации на всех языках. В рамках первых двенадцати государств этот принцип был легко соблюдаем. Однако по мере присоединения менее значительных стран к ядру ЕС, обладающих меньшим экономическим и политическим весом, наблюдается сокращение рабочих языков на практике, что даже не столько связано с экономическими затратами на переводчиков, сколько с попыткой сохранить некоторую общую европейскую политически- государственную идентичность, на основе которой создавался союз между европейскими странами.
Также проблему языкового и национального конфликта можно наблюдать у Франции - классической страны государства- нации на основе французского языка и общности гражданства. Мы можем наблюдать жесткое сопротивление Франции увеличению английского языка и попытки сохранить свою языковую идентичность, в то же время, наблюдается подавление идентичности языкового регионализма внутри Франции, где титульный язык навязывается эльзасцам, чтобы не допустить национального регионализма.
Проблема национальной идентичности на региональной основе может становиться остро и социально опасно только в тех случаях, когда происходят попытки уменьшения значимости этнического языка. Однако, при поддержке и позитивном восприятии и отражении значимости региональной культуры, как это можно видеть на примере Республики Башкортостан, снижается уровень социальной напряженности, и население, обладающее двумя языками, в то же время воспринимает свою идентичность на двух уровнях, как на местном, на языковой основе, так и на общегосударственном, на политической основе, общего гражданства и территории проживания.
1. Ильин И.В., Леонова О.Г. Исследование глобальных процессов: достижения, проблемы и перспективы // Век глобализации. 2016. № 1-2. С. 182-190.
2. Артановский С.Н. Глобализация и де-глобализация // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. 2011. № 4. С. 6-14.
3. Аббат Сиейс. От Бурбонов к Бонапарту / Сост. и пер. с фр. П. Певзнер. М.: Алетейя, 2003. 222 с.
4. Гегель Г. Политические произведения. - M.: Наука, 1978. 437 с.
5. Блинов А.С. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. - М.: МАКС Пресс, 2003. 150 с.
6. Панкратов С.А., Тельнова Н.А. Специфика гражданской идентичности в условиях политической модернизации России // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2011. Т. 11. Серия Социология. Политология. Вып. 4. С. 75-79.
Примечание
1. Научный руководитель - доцент кафедры истории Республики Башкортостан, археологии и этнологии ИИГУ БашГУ, кандидат исторических наук, доцент Сулейманова М.Н.
Автор: Дутова Д.В., Башкирский государственный университет, Институт истории и государственного управления, г. Уфа.
Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 171-178.
Читайте также: