Мораль басни свинья под дубом кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Анализ и мораль басни — Свинья под дубом. Русский язык и литература

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

Мораль басни

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Свинья под дубом

Только невежи ругают науку, не понимая, что имено ей обязаны благам.

Так устами дерева звучит мораль произведения. Важная сущность в басни заключается, в том, что иногда некоторые не ценят все данное природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков отражается главным образом, в невежестве и эгоизме.

Анализ басни Свинья под дубом

Баснописец И.А. Крылов писал свои произведения доступным и простым языком и пытался приучить с детства к способности ценить и не поступать чрезмерно грубо. Жанр первым возвысил Эзоп, и многие произведения, были написаны именно этим языком. В разных ситуациях невозможно было выразить открыто свою точку зрения, поэтому Эзопов язык был важным составляющим в данном типе произведения.

Противоположный по значению персонаж- это ворон, который пытается образумить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не способна это принять, так и в жизни во многих ситуациях, появляется персонаж, способный проучить и избавить от невежества. Дуб своей мудростью отражает в данном образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить на путь истины, тем самым отождествляет мораль и восстанавливает справедливость. Дуб настаивал на том, что она неблагодарная и не ценит его заботу.

Краткое содержание

Свинья поела желудей и легла спать под дубом. Когда проснулась начала рыть корни дуба. И не понимает свинья, что желуде растут на дубе.

Свинья под старым Дубом, объевшись желудями, спит. А потом всласть роет землю вокруг. Ворон делает ей замечание: если подрыть корни дерева, то оно засохнет. Но Свинье не жалко Дуба. Тогда сам Дуб стыдит Свинью: без дерева не будет ее любимых желудей. Так и глупые люди: ругают науку, а сами пользуются ее достижениями.

Сюжет

Свинья раскапывает корни Дуба. Ворон объясняет ей, что дерево усохнет. Но Свинье на Дуб плевать: лишь бы желуди были. Дуб говорит ей, что желуди растут на нем. Есть и такие люди: ругают науку, знания, а сами пользуются ими.

Отзыв

Басня о невежестве, глупости и наглости. Мудрый и скромный дуб вначале молчал. За него заступился ворон. Но свинья не послушала его. Тогда с неблагодарной свиньей заговорил сам дуб. Свинья видит только то, что у нее под носом. Ей важна лишь еда. Среди людей тоже есть такие, кто не видит дальше своего носа, не ценят достижения науки, хотя вовсю ими пользуются. Басня учит быть любознательным, благодарным, совестливым, отвечать за свои поступки, признавать и исправлять свои ошибки, относиться с уважением к чужому труду, задумываться о будущем.

Сюжетная линия

Произведение представляет собой иронический рассказ. Идеей написания стали жизненные проблемы, о которых в то время говорить открыто запрещалось. Действующими персонажами басни являются ворон и свинья. Автор представил образы с противоположными характерами, выступающие в роли порока и добродетели. С этим произведением дети знакомятся на уроках русской литературы в 5 классе.

История создания начинается с эпизода жизни свиньи, которая нашла ветвистый дуб с больши́м количеством желудей. Она начинает их есть. После отдыха она принимается рыть корни и искать новую пищу.

Ворон сидел на макушке дерева и наблюдал за действиями свиньи

Ворон сидел на макушке дерева и все это время пристально наблюдал за действиями свиньи. В басне птица представлена как здравомыслящий персонаж. Такая характеристика помогает доказать читателям, что на любое глупое существо найдется умное и подскажет, как правильно поступить. Главное — это уметь слушать.

Ворон делает замечание свинье о том, что ее рытье может навредить всему дереву. Поврежденные корни высохнут, и дуб полностью погибнет.

Свинья не хочет слушать пернатого и говорит, что какова дальнейшая судьба дерева, ей вовсе не интересно. Она хочет есть и будет продолжать свои действия. Животное не осознает, что под высохшим дубом она больше не сможет полакомиться желудями.

Если разбирать произведение подробно и по плану, то можно увидеть, что эта история описывает особенность значения каждой мелочи в жизни человека.

Посредством аллегории и представленных образов писатель хочет донести до читателей, что нельзя губить начало. Благодаря использованию художественных приемов, баснописец аллегорически изображает людей, которые не желают принимать научные труды, но при этом используют их результат в жизни, не чувствуя при этом угрызений совести и благодарности.

  • Эгоизм.
  • Невежество.
  • Скудоумие.
  • Жадность.

Люди, которые думают только о себе, не понимают, какой вред причиняют своими действиями окружающим.

Суть басни

Аллегорические образы помогают выразить основную мысль и цель высказывания автора, которая означает то, что не все ценят дары природы. И убивая это, люди убивают себя. Свои мысли автор выражал посредством литературных приемов:

Тема эгоизма

Кроме Крылова, такие приемы использовали многие авторы, они не могли высказать проблемы вслух, а описывали их в своих сочинениях и сказках. Баснописец Лессинг использовал подобные методы иносказания для того, чтобы озвучить свое недовольство происходящим вокруг с помощью другого языка.

Крылов умел правильно высказываться, он характеризовал своих героев и высмеивал их каждый раз по-разному, всегда неся при этом какой-то смысл и мораль. Свинья и ворон представлены как два разных уровня мышления. Вывод можно сделать только один: свинья — глупая, ворон — мудрый.

Баснописец Крылов

Крылов нередко заимствовал идеи басен. Например, при чтении некоторых произведений легко заметить схожесть с текстами Лафонтена – известного французского баснописца, легендарного древнегреческого автора Эзопа, а также таких авторов древности, как Федр и Бабрий.

Что такое басня?

Басня – как литературное произведение – относится к разряду дидактических произведений. То есть басни всегда несут некий воспитательный, поучительный, нравственный смысл. Выводы произведений характеризуются моральным оттенком. Моралью называется завершение басни, нравоучительное заключение.

Особенность этого жанра литературы – действующие лица. В баснях нередко в качестве главных героев представлены животные и растения. Также персонажами выступают вещи, наделенные человеческими чертами. Метафорический и аллегорический характер басен позволяет высмеивать, раскрывать человеческие пороки.

Свинья под дубом. Эпизод басни

Свинья под дубом. Эпизод басни

В России басня получила удивительную популярность, породив целую плеяду именитых авторов-баснописцев. Среди них: Сумароков, Хемницер, Измайлов, Дмитриев, Кантемир, Тредиаковский, Полоцкий и другие. Но легендарным является имя именно Ивана Крылова, ведь изречения из произведений писателя давно обрели крылатый характер.

Краткое изложение содержания басни о свинье под дубом

Заметив, что свинья портит дуб, ворон, который любил сидеть на ветвях дерева, постарался объяснить глупому животному, что оно причиняет дереву вред. Однако свинья сказала, что не тревожится этими проблемами.

После ворона, увещевать свинью попытался сам дуб. Дерево обратилось к животному, объясняя, что порча корней – это выражение неблагодарности за щедрость, ведь дуб не жалел для свиньи желудей. Свинья не понимает, откуда берутся желуди. Происхождение лакомства – не небо, а именно дуб. Однако животному не суждено понять этой мудрости, потому что физиология свиньи не предусмотрела этого: свинья не способна поднять голову вверх, чтобы увидеть, откуда падают желуди. Донести истину до животного не удалось: свинья продолжила портить корни дуба.

В чем мораль произведения Ивана Крылова?

Заключение басни Крылова – это четыре строки, которые несут главный смысл произведения. Свинья – это символ невежества, существа, порицающего ученье, противостоящего науке и просвещению. Такое существо отрицает влияние и само наличие науки, не замечая, как пользуется ее плодами. Образы басни – аллегорическое описание человеческих пороков, склонности к лени, невежеству, нежеланию подняться над собственными недостатками. Люди, отличающиеся невежеством и темнотой, порицают свет знаний, пользу от науки и образования, не видя смысла в просвещении. Однако эти же люди упорно не замечают (или не хотят замечать) того, что цивилизация и блага, которыми они пользуются, – это результаты прогресса, распространения науки и образования.

Крылов хочет сказать больше: свинья портит дуб, представляет опасность для дерева. Расшифровывая эту метафору, мы бы могли сказать, что люди, не осознающие собственного невежества и глупости, причиняют вред цивилизованному обществу и культуре в целом.

Невежественный человек, который портит то, чем пользуется (как свинья роет корни дуба), не осознает также нанесения вреда – себе и потомкам. Более того, драматизм ситуации заключается в том, что глупые невежды чувствуют гордость за собственную темноту, со временем теряя способность прислушиваться к мудрым советам и мнениям других людей.

Анализ басни о свинье и дубе

Образ свиньи

Свинья – это, прежде всего, аллегория невежественности, глупости, лени и неблагодарности. Лень не позволят человеку понять ценность знаний, поэтому такие люди относятся к попытке просвещения агрессивно и неуважительно. Свинья видит только то, что находится под самым ее носом, но то, что лежит дальше носа, не увидит никогда. Косность способствует стабильности точки зрения свиньи на вещи. Свинья не меняет мнения по поводу оценки собственного поступка.

Свинья под дубом

Разумеется, выбор Крылова пал именно на свинью не случайно. Это животное наделено любопытной физиологической особенностью. Свиньи способны держать голову прямо, однако не могут поднять рыла вверх. Эта специфика свиньи усиливает авторский посыл: Крылов описывает человека, не только не желающего познавать новое, но и утратившего к этому способность.

Образ ворона

Мудрый персонаж в басне Крылова. Ворон первым старается наставить свинью на путь истинный, однако попытка вразумить невежду, просветить глупое животное не увенчалась успехом. Ворон – наивный и доверчивый. Ворон – это образ типичного человека просвещения, философа. Впитав мудрость Древней Греции, ворон считает, что человек, знающий, что такое добро, не способен на плохие, злые поступки. Однако это не так. Также читатель заметит, что Крылом делает акцент на необходимости различения двух процессов: иногда можно слушать, но не слышать. Слушать и слышать – это разные вещи, разные процессы.

Образ дуба

Дуб в басне Крылова проявляет наибольшую, наивысшую мудрость. Дуб не наивен. Вековое дерево многое повидало за годы, столетия жизни, поэтому осознает, что пытаться наставить свинью на путь истинный – дело гиблое. Дуб не пытается увещевать животное, не верит в возможность донесения до свиньи знания. Дерево лишь выкрикивает истину, горькую правду, без надежды на исправление ситуации. Через уста дуба изрекается мораль – суть басни о дубе и свинье.

Хотя Крылом обращается к легкости и шуткам, чтобы продемонстрировать страшнейший порок человека эпохи Просвещения – глупость, все же басня явно носит грустный, пессимистичный характер.

История создания

Басня Крылова “Свинья под дубом”, написана в 1823 году, и впервые опубликовали в газете “Северная пчела” в 1825 году. Крылову в эту пору 54 года, писатель занимался каталогизацией в публичной библиотеке, созданные басни переводят на европейские языки. Крылов награжден как главный баснописец страны. Это произведение нравоучительное, в басне описана социальная заостренность. Образ Свиньи в народном сознании наделен россыпью отрицательных черт.

Конфликт

В басне “Свинья под дубом” проявляется конфликт неблагодарности, и невежества свиньи. Наевшись свинья заснула, но проснувшись решила выдернуть корни у дерева.

Свинья не обратила внимания на состояния дерева, благодаря которому свинья насытилась. Животное не видит ничего дальше собственного носа и не принимает никакое учение. Крылов рассматривает отрицательные качества, такие как, невежество, забота только о собственном благе и удовольствии, пренебрежении другими, отсутствие понимания взаимосвязи между причинами и последствиями. На самом деле свиньи физиологически не поднимаю голову, свиньи в течение собственного существования могут не видеть даже небо, из-за физиологии.

Идея басни

Идея написания сказки возникла, после написания другой басни “Мартышка и очки”. “Плоды знаний не бесполезные, из-за того, что человек этого не понимает.” Такое же иносказание прослеживается в басне “Мартышка и очки”. Там пишется о том, что мартышка ругает очки и ломает, потому, что не увидела в очках пользы. Также и свинья оказалась эгоисткой, съев желуди не увидела смысла в Дубу стоять без желудей, посчитала дерево одноразовым и ломает с корня. Свинья не понимает, что это дерево ежегодно несет плоды, которые прокормят животных. Так и в жизни, один человек разрушить жизнь, необдуманным действием, потому что думает о личном благополучии. К примеру, отношение к природе у людей порой странное. Люди используют природные ресурсы, пользуются благами, но при этом вредят планете

Читайте также: