Коммуникативные способности это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Коммуникативные навыки – это совокупность способностей человека, обеспечивающих эффективное взаимодействие его с другими людьми. Эффективное общение сводится к двум основным положениям: умение правильно понять собеседника, то есть верно объяснить для себя сказанное им, и умение правильно передать информацию, то есть высказать именно ту мысль, которая была запланирована.

Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например, Выготского, Эльконина, является основой развития человека и, в частности, фундаментом формирования личности. Кроме того, общение отвечает за ряд других функций. В их числе управление собственным поведением, реализация потребности в общении, обеспечение психологического благополучия, организация совместной деятельности с другими людьми и пр.

Коммуникативные навыки являются необходимостью для человека, живущего в социуме, поскольку ему приходится взаимодействовать с большим количеством людей, решая задачи из разных сфер жизни: от похода в магазин за продуктами до сложнейших переговоров делового характера. Также коммуникативные навыки отвечают за успешность выполнения поставленной задачи.

Низкая коммуникативная компетентность приводит к межличностным конфликтам и появлению у ребенка или взрослого чувства отчужденности, замкнутости, ненужности, поэтому развитие коммуникативных навыков важно с самого раннего детства человека.

Кроме того, существует ряд профессий, в которых общение является основным методом работы. К таким относятся профессии из сфер журналистики, психологии, педагогики, маркетинга и многих других. К сотрудникам перечисленных сфер предъявляется требование наличия высоко развитых коммуникативных навыков. Однако и людям, не связанным с указанными сферами, важно развивать навыки эффективного общения, которое станет основой социальной реализации, психологического удовлетворения и поможет в формировании межличностных связей.

Формирование коммуникативных навыков

Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения. Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, вокализации, способ говорения и мышления взрослого. Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.

Также коммуникативные навыки дошкольника формируются в игровой, сюжетно-ролевой деятельности, которая является ведущей для этого возраста. Во время игры происходит социальное, личностное и психическое развитие ребенка. В процессе игры он воспроизводит ситуации, в которых участвовали взрослые, пробует на себе их роли. Таким образом ребенок участвует в воображаемой социальной жизни и развивает свои коммуникативные навыки.

При общении ребенок пробует различное вербальное и невербальное поведение, усваивает модели эффективного взаимодействия в различных ситуациях, учится начинать, поддерживать и завершать диалог, развивает умение выслушать другого человека, сформулировать и задать вопрос, поддержать групповую беседу и др.

Коммуникативные навыки взрослых

Начало формирования коммуникативных навыков приходится на дошкольный возраст, однако процесс их преобразования, коррекции и совершенствования продолжается и во взрослом возрасте.

Коммуникативная компетентность взрослого обеспечивается совокупностью способностей. К ним относят:

  • Способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать их;
  • Способность спрогнозировать ситуацию общения и ее особенности;
  • Способность адекватно реагировать на критические высказывания или на провоцирующее поведение;
  • Способность следовать заданной цели коммуникации;
  • Способность аргументировать свою позицию;
  • Способность отказать, просить;
  • Способность управлять взаимодействием для получения необходимой информации от собеседника;
  • Способность оказывать и принимать внимание, сочувствие, поддержку;
  • Способность идти на контакт и правильно реагировать на попытки вступления в контакт;
  • Способность создавать атмосферу доверия и сплочённости в рабочем коллективе, в кругу семьи или друзей.

Нарушения развития коммуникативных навыков

На развитие коммуникативных навыков влияют различные факторы, среди которых воспитание, образ жизни, качество внутрисемейных отношений. Существуют нарушения в формировании коммуникативных способностей, которые могут возникать вследствие особенностей средовых воздействий. К самостоятельным нарушениям коммуникативных навыков относят:

Нарушения коммуникативных навыков могут быть частью патологической симптоматики заболеваний или недостатка в развитии. В этом случае могут замечаться коммуникативная апраксия, нарушения общения, психотические расстройства процессов общения.

К заболеваниям, при которых характерным является наличие нарушений коммуникации, относят расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм, умственную отсталость, задержку психического развития, интернет-зависимость, зависимость от мобильных устройств и др. Люди с общим недоразвитием речи, зрения и слуха также имеют трудности в приобретении навыков успешной коммуникации.

Диагностика коммуникативных навыков

Оценка способности к эффективной коммуникации взрослых осуществляется прежде всего при подборе персонала в сферу деятельности, важным инструментом которой является общение. Предполагаемым кадрам предъявляется ряд психологических тестов для определения коммуникативных умений, общительности, организаторских способностей, отдельных компонентов коммуникативной компетентности.

Кроме того, диагностика коммуникативных навыков взрослых может осуществляться психологом при соответствующем запросе в условиях личных консультаций для решения различных проблем, при обследовании для выявления профессиональной ориентации и др.

Коммуникативные навыки детей диагностируются специалистом с целью выявить соответствие развития ребенка нормативному развитию и, при необходимости, составить программу психологической коррекции. Помимо этого, диагностика проводится для определения наиболее эффективного метода формирования коммуникативных умений у конкретного ребенка. Например, доказано, что коммуникативные навыки дошкольников лучше развиваются в сюжетно-ролевой игре, чем в ситуации, например, учебной деятельности или личностного общения, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а значит, именно в игре происходит эффективное научение и познание ребенком окружающего мира. Но некоторым детям эффективней будет использовать арт-терапию или сказкотерапию.

Диагностика способности эффективного общения детей осуществляется также при наличии у них нарушений в развитии с целью выявления особенностей коммуницирования. На основе этого возможно составить план адаптации ребенка в обществе, дать рекомендации родителям, выстроить коррекционный маршрут.

Способы развития коммуникативных навыков детей

Популярна для развития коммуникативных умений дошкольников также социоигровая методика, которая предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей. Обучающая методика направлена на развитие индивидуальных качеств детей и раскрытие их творческого потенциала.

Работа в микрогруппах состоит из нескольких этапов:

  1. Объединение в группы по различным принципам (по полу, по месяцу рождения, по цвету одежды, по считалочке и т.д.);
  2. Придумывание название команде;
  3. Назначение посыльного, который получает задание от воспитателя;
  4. Процесс групповой самостоятельной работы;
  5. Представление результатов и их совместное обсуждение.

В процессе такой совместной работы эффективно развиваются навыки сотрудничества, способность слышать другого, умение идти на контакт и другие важные составляющие комплекса коммуникативных навыков.

Способы развития коммуникативных навыков взрослых

Коррекция и совершенствование коммуникативных способностей взрослых сводится к сознательному изменению выработанных стереотипов общения. Эта работа может проводиться как самостоятельно, так и с помощью психолога.

К самостоятельным методам развития коммуникативных навыков, например, относят:

Из-за страха общения как такового, стеснительности трудно формировать коммуникативную компетентность. Стоит постепенно увеличивать количество взаимодействия с другими людьми, проявляя первым инициативу к общению.

Умение слушать – один из основных способов понять собеседника и расположить его к себе. К активному слушанию относится подержание зрительного контакта, задавание уточняющих вопросов, кивание и т.д. Выполняя техники активного слушания, можно повысить качество взаимодействия с другими людьми.

Избежать негативных эмоций от общения помогут техники позитивного мышления. Старайтесь концентрировать внимание на получении информации, поиске общего языка и понимании собеседника. Улыбайтесь своему собеседнику, давайте позитивную обратную связь и, наоборот, избегайте отрицательных оценок, осуждения. Постарайтесь сделать так, чтобы и вы, и ваш собеседник получили удовольствие от общения друг с другом.

Коммуникативные навыки, как и любые другие навыки, не могут развиться за несколько дней. К формированию коммуникативной компетенции ведет постоянное взаимодействие с другими людьми, постоянная практика общения.

Если у вас или вашего ребенка имеются сложности с коммуникацией, обратитесь за консультацией к нашему психологу. Записаться на прием можно по тел.: (812) 642-47-02 или через мессенджеры:

Коммуникативные навыки — это способность человека адекватно взаимодействовать с другими людьми, социальными группами и обществом в целом.

Навыки общения приобретаются человеком в ходе процесса социализации. Еще на самых первых ступенях — семья, школа, ближнее окружение — одной из основных функций агентов и институтов социализации является наделение формирующейся личности навыками общения. Соответственно, наличие или отсутствие умений взаимодействовать с окружающими прямо зависит от процессов, которые протекали с раннего детства вплоть до периода зрелости личности.

Суть навыков коммуникации заключается в том, что необходимо уметь не только правильно высказывать свои мысли, но и предполагать и прогнозировать, как к вашим словам отнесется собеседник. При полной эгоцентричности в общении невозможно достичь стабильных взаимоотношений.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Коммуникативные навыки делятся на две большие группы — базовые и высокие. Конкретных и общепринятых определений им нет, так как мнения ученых в этой области сильно различаются, однако суть остается примерно одной и той же.

Базовые, или ключевые, навыки общения жизненно необходимы: уметь сообщить о своих потребностях, беспокойствах, воспринять важную информацию от других людей и т. п. Практически все они прививаются человеку еще в детском и подростковом возрасте.

Высокие же коммуникативные навыки нужны для построения доверительных и более близких взаимоотношений, когда обе (или несколько) стороны общения максимально уважительно относятся к собеседникам и сами чувствуют себя абсолютно комфортно.

Базовые

Список навыков, которыми обязательно должен обладать человек, чтобы налаживать хотя бы простейшие контакты:

Полное взаимопонимание обеих сторон диалога — идеализированное понятие. Человек составляет в своей голове проекцию того образа и той информации, которую его собеседник пытается донести. То есть любая информация пропускается через собственную призму восприятия и так или иначе искажается. Из этого вытекает специфичный коммуникативный навык — умение не делать поспешных выводов и всегда давать скидку на различие между собственным мышлением и мышлением оппонента.

Высокие

К сожалению, высоким уровнем коммуникации владеют не так много людей. Большинство общается на неком среднем уровне, когда зачатки высоких навыков уже есть, однако переход на уровень выше все еще не совершен. Какие же именно навыки считаются высокими и почему так сложно ими овладеть?

Итак, к высоким коммуникативным навыкам относят (примерный список, так как конкретизации этих навыков не существует):

  • способность слушать, перефразировать;
  • гибкость, способность искать компромиссы;
  • эмпатия эмоционального состояния собеседника;
  • способность оценить эмоциональное напряжение, разрядить его.

Кажется, что это обыденные навыки общения и каждый зрелый собеседник пользуется ими в разговоре, но это не совсем так. Современному человеку крайне тяжело сохранять концентрацию в течение долгого времени, соответственно, полностью проследить за мыслью оппонента слушатель не может, отсюда и недостаток эмпатии, невнимание к деталям, неспособность дать обратную связь. Кроме того, концентрация на важности собственной информации и на себе в целом не позволяет современному человеку полностью погрузиться в проблему собеседника. Именно поэтому высокие коммуникативные навыки среди среднестатистических взрослых людей считаются скорее исключением, чем правилом.

Содержание коммуникативных навыков

Упомянутые навыки — это не какое-то конкретные качества человека, а комплекс способностей, умений, освоенных правил приличия, которые помогают взаимодействовать с окружающими. Вот малый список качеств, которые включают в себя и базовые, и высокие навыки общения:

  • умение не перебивать;
  • умение избегать ненужных возражений, конфликтов;
  • умение пользоваться позитивным переводом, то есть искать положительное даже в негативных ситуациях, например, при обсуждении погоды дождь воспринимать как очищение природы и приятную свежесть, а не неприятные холод и морось;
  • избежание категоричности, способность говорить мягко, подчеркивая, что вы не настаиваете на своей правоте и вам важно услышать мнение партнера;
  • избежание упреков и обвинений;
  • подчеркивание согласия с собеседником, восхищение, комплименты, благодарность;
  • умение реагировать на критику;
  • умение реагировать на провоцирующее поведение собеседника;
  • умение просить;
  • способность отвечать деликатным отказом на чужую просьбу, которая вас не устраивает;
  • правильно принимать сочувствие и поддержку от окружающих людей.

Где применяются навыки общения

Любая сфера деятельности человека требует применения коммуникативных навыков, а профессиональная и творческая сферы чаще всего требует еще и высокого уровня.

Всю деятельность человека, связанную с общением, можно разделить на несколько видов коммуникации:

Общение с родственниками, друзьями, коллегами, руководителями, подчиненными, случайными знакомыми, обслуживающим персоналом, клиентами — все эти виды общения невозможны без владения коммуникативными навыками.

Как их улучшить

Если в общении возникают ощутимые трудности, нужно сначала понять, что именно приносит дискомфорт в беседе. Не стоит бояться спрашивать у собеседника, что его напрягает, а также не стоит молчать, если что-то не устраивает вас. Причем можно поинтересоваться сразу у нескольких людей, чтобы работать над собой на основе различных мнений.

Люди мыслят и воспринимают окружающий мир по-разному. Собеседник может понять ваши слова не так, как вы этого хотели, и дальше разговор будет иметь разный смысл для вас обоих. Очень много коммуникационных конфликтов можно было бы избежать, если бы люди не боялись переспрашивать и показывать, что они чего-то не поняли.

Большинство трудностей возникает по двум причинам:

  1. Вас неправильно поняли.
  2. Вы неправильно поняли.

Если же каких-то конкретных трудностей нет и вы просто хотите повысить качество вашего общения, обратите внимание на следующие моменты:

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр . Под общей редакцией А. А. Бодалева . 2011 .

Полезное

Смотреть что такое "Коммуникативные способности" в других словарях:

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ — КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Способности, свойства личности, обеспечивающие эффективность ее коммуникативной деятельности, прежде всего общения с другими личностями, и психологическую совместимость в деятельности. К. с. – обязательный компонент… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Коммуникативные способности — проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развитию педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия … Словарь-справочник по педагогической психологии

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ — вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Коммуникативные способности — проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развитию педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия … Словарь по педагогической психологии

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА — способности человека, которые проявляются в его общении с людьми. К. с. ч. включают в себя умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения … Словарь терминов по психологическому консультированию

СПОСОБНОСТИ КОММУНИКАТИВНЫЕ — СПОСОБНОСТИ КОММУНИКАТИВНЫЕ. См. коммуникативные способности … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

способности — индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения С. стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено… … Большая психологическая энциклопедия

Способности — индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности . Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей… … Психологический словарь

СПОСОБНОСТИ — – 1. Психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально С. представлены организацией морфологических структур, приспособленных для выполнения какой л. деятельности. Наиболее общая С.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Способности — индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности … Педагогический терминологический словарь

Коммуникативные способности напрямую влияют на успех человека, ведь не все зависит исключительно от везения. Благодаря умению налаживать контакты можно найти полезных знакомых, хорошо зарекомендовать себя на работе, да и в целом это залог прекрасных отношений.

Итак, получается, что от степени развития коммуникативных навыков зависит успешность человека как в личной, так и в профессиональной сфере. Значит, стоит поговорить о том, как улучшить свои способности в коммуникации.

Важность коммуникативных способностей

В современном мире ведущим навыком становится умение общаться с людьми. Хорошее владение диалогической речью помогает человеку в процессе взаимодействия с окружающими. В данной статье мы рассмотрим плюсы грамотной коммуникации и факторы развития речевых способностей.

Процесс коммуникации крайне важен. Практически ни одно действие людей не происходит без диалога: покупка в магазине, поиск друзей, переговоры, пользование услугами — все построено на общении. Если человек не умеет правильно строить беседу, ему будет очень тяжело в социуме.

Важность коммуникативных способностей

Коммуникативные навыки образуют систему взаимодействия в обществе, которая позволяет:

поддерживать интерес собеседника;

находить единомышленников и друзей;

обосновывать и отстаивать свою точку зрения;

искать выход из спорных ситуаций;

применять основы невербального общения;

сопротивляться воздействию других людей;

понимать и оценивать поступки людей их мотивы.

Виды и структура коммуникативных способностей

Коммуникативные способности бывают нескольких видов:

информационно-коммуникативная способность отвечает за весь процесс беседы от начала до конца, за применение вербальных и невербальных средств общения и за способы привлечения внимания;

аффективно-коммуникативная способность позволяет выстраивать план поведения в зависимости от эмоционального состояния оппонента, а также проявлять уважительное отношение к партнеру;

регуляционно-коммуникативная способность даёт возможность принимать помощь других людей и находить выход из конфликтов.

Виды и структура коммуникативных способностей

Структура коммуникативных способностей включает в себя:

социальную перцепцию (восприятие и оценка себя и окружающих);

гностические умения и рефлексию (понимание, структурирование и передача полученной информации);

познавательные способности (память, мышление и внимание);

интеракционные умения (представлять себя перед другими и подстраиваться под оппонента);

восприятие и интерпретация вербальных и невербальных сигналов;

умение понимать подтекст и контекст;

способность использовать знаковые системы для решения коммуникативных задач.

Уровень развития социально-коммуникативных навыков определяется манерой, количеством и качеством общения. Если человек активен, у него много знакомых и он легко находит с ними контакт, то и цели коммуникации он достигает просто.

Формирование коммуникативных навыков начинается с детства и зависит от климата в семье и окружения ребёнка. Если малыш растёт в агрессивной среде, где родственники постоянно кричат и ругаются (даже необязательно на ребёнка), то во взрослой жизни ему будет тяжело. Он может стать замкнутым и неуверенным в своих силах, а также будет бояться процесса общения.

Если вдруг вам не повезло получить положительный коммуникативный опыт в детстве, не расстраивайтесь, развить навыки общения можно в любом возрасте. Всё зависит от вашего желания. Существуют специальные методы и приемы, которые позволяют тренировать навыки взаимодействия как взрослым, так и детям.

Основные приемы развития коммуникативных способностей

С точки зрения психологии, коммуникативные способности являются ведущими из всех, присущих человеку. Совершенствовать их можно и нужно с помощью приёмов развития коммуникативных навыков.

Основные приемы развития коммуникативных способностей

1. Больше слушайте.

Выстроить грамотно диалог, не обращая внимание на то, что говорит собеседник, невозможно. Очень часто люди забывают о человеке, с которым ведут беседу, они привыкли говорить только о себе и своих проблемах. Общаться с такими сложно, ведь они так и норовят высказать своё мнение, могут перебивать.

Если вы узнали в этих строчках себя, не переживайте. Даже такую привычку можно побороть.

Первое правило — внимательно слушать собеседника и высказывать свое мнение, только если этого просит сам оппонент. Меньше думать о самом себе, а больше о том, с кем говорите. Этим вы проявите свою заинтересованность и уважение.

Внимательно слушая собеседника, вы с лёгкостью выстроите дальнейшую стратегию диалога. Для того чтобы беседа стала интереснее, нужно грамотно задавать вопросы, на которые подразумеваются расширенные ответы.

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

И начать новую, счастливую для себя жизнь.



2. Не растягивайте монолог: краткость – сестра таланта.

Если слишком растягивать ответ, можно потерять заинтересованность и желание собеседника общаться дальше. При этом вы лишаете себя шанса услышать другого участника разговора.

3. Поработайте над своим актерским мастерством.

Человек, у которого хорошо развиты коммуникативные навыки, с лёгкостью может менять социальные роли. Он обаятелен, раскрепощен и не боится показывать истинное красноречие. Развивая актерские навыки общения, вы одновременно повышаете ораторские способности и становитесь максимально коммуникабельным. Неважно где, с кем и в каком настроении вы встретите актера, он улыбнётся вам и в сочных красках расскажет что угодно.

Основные приемы развития коммуникативных способностей

4. Использование невербальных средств общения.

Психологами доказано, что язык тела может сказать больше, чем вербальные средства. Грамотно изменяя тон, интонацию, используя жесты, намного проще и ярче можно донести свою мысль. Например, эмоциональная речь выглядит более живой, чем монотонные фразы, и вызывает у собеседника положительные эмоции (конечно, если посыл беседы позитивный).

Во время разговора полезно менять тон голоса, следить за своими телодвижениями, корректируя их в зависимости от ответной реакции.

5. Уважайте мнение собеседника.

Каждый человек индивидуален, у каждого есть своя точка зрения на определённые вещи. Когда в процессе разговора случаются разногласия из-за противоположных мнений, возникает столкновение. Его можно избежать, если выслушать собеседника, а затем спокойно высказать то, что вы думаете по тому же поводу. Если обсуждение все же на грани конфликта, проще формально согласиться, нежели провоцировать человека дальше. Ведь идеальный диалог строится на поиске лучших решений.

6. Проявляйте искреннюю заинтересованность в собеседнике.

Проявляя интерес к собеседнику, мы непроизвольно начинаем слушать его внимательнее, что позволяет узнать его истинные желания и намерения. Погрузившись в разговор, можно заметить схожие черты или жизненные ситуации, что непременно приведёт к сближению и пойдёт на пользу не только беседе, но и отношениям.

Основные приемы развития коммуникативных способностей

7. С пониманием относитесь к критике.

Древнегреческий философ Эпиктет считал, что прислушиваться к критике важно, ведь если человек почувствует в ней зерно истины, то может найти путь исправления своих ошибок.

К сожалению, в современном мире критика не всегда конструктивна и зависит больше от настроения критикующего. Плохой день, неудачи в личной жизни, обыденные проблемы, ревность к вам — все это способно выбить человека из колеи и лишить в некоторой мере рационального мышления. Следовательно, критика в данный момент может быть ошибочна, и воспринимать её 100 % на свой счёт нельзя.

Поэтому помните, что мир не вращается вокруг вас. Высказанные фразы других людей не должны затрагивать вашу самооценку и самомнение.

8. Старайтесь выступать инициатором разговора.

В мегаполисах стало обычным делом не замечать друг друга. С незнакомыми людьми это очень даже легко. Но когда вы среди огромного города видите знакомого человека, в душе загорается искра — радость от неожиданной встречи среди толпы совершенно посторонних людей.

Вместо того чтобы гадать, просто подойдите, поздоровайтесь и приветливо улыбнитесь. Будьте инициатором диалога. Если же ваш друг не ответит взаимностью или вы ошиблись, можно извиниться за беспокойство и отпустить человека.

Развитие коммуникативных навыков у детей

Актуальной проблемой общества становится развитие коммуникативных способностей у детей. Родители играют в этом ключевую роль, ведь если они не научат своих детей взаимодействовать с окружающим миром, во взрослой жизни им будет тяжело.

Отсутствие общения у детей тяжело сказывается на их личностном ориентировании в дальнейшем: могут проявляться враждебность к миру и людям, агрессия, неумение выстраивать доверительные отношения, замкнутость, тревожность, заниженная самооценка, депрессии из-за отсутствия друзей. Список отклонений социальной адаптации можно перечислять бесконечно. Именно родители должны оказывать поддержку в первую очередь, да и не только поддержку, а личным примером учить, как нужно правильно взаимодействовать с другими людьми. Ведь дети – это копия родителей. И не только во внешних проявлениях, но и во внутренних.

Развитие коммуникативных навыков у детей

Любой навык у детей проще усваивается в форме игры. Коммуникативные навыки не исключение: в процессе игры дети развиваются, взаимодействуя друг с другом и миром. В подобных играх главное в том, что нет соревнования, основная задача — достичь единой цели через объединение в команду.

Коммуникационные развивающие игры делятся на несколько типов:

игры для установления контакта;

игры для общения без слов;

игры на выразительность речи;

поведенческие игры в конфликтных ситуациях;

игры на сочувствие.

Чтобы получить наилучший результат, нужно использовать несколько приемов:

беседы и обсуждения;

игра на эмоциональных состояниях;

чтение литературных произведений;

шоу, танцы, хороводы;

праздники и расслабляющие вечера.

Подобные мероприятия организовывают педагоги, привлекая не только детей, но и родителей, в зависимости от цели. В процессе взаимодействия дети учатся общаться со старшим поколением, а также со сверстниками. Больше внимания уделяется взрослым, так как это самая болезненная тема – найти общий язык. В процессе игр дети и родители ставят общую цель, достигают её, общаются в моменте, ищут точки соприкосновения, что благоприятно отражается на развитии коммуникативных навыков детей.

Коммуникативные навыки формируются и улучшаются в течение всей жизни, чем эффективнее человек сумеет их использовать, тем больше возможностей получит. Ведь открытым и коммуникабельным людям доверяют и любят их.

Желание развивать коммуникативные навыки у себя и своих детей – важная и нужная цель. Она способна в корне перевернуть не только ваш мир, но и жизнь окружающих.

Читайте также: