Романское искусство англии кратко

Обновлено: 07.07.2024

В искусстве Англии долгое время продолжали сказываться навыки деревянного строительства. В стране, где было много опытных кораблестроителей, вплоть до XVI в. применялись деревянные перекрытия. Благодаря своей легкости они позволяли облегчать опоры и обогащать стены широким применением аркад, эмпор и трифориев. Эти приемы сохранились и в постройках с каменным перекрытием.

Перенесенный из Франции тип романского храма вскоре в соответствии с местными требованиями претерпел в Англии значительные изменения. Как и во Франции, романские соборы здесь входили чаще всего в состав монастырей и поэтому были окружены многими разнообразными пристройками. Романский собор в Англии - это обычно очень сильно вытянутое в длину узкое трехнефное сооружение. Трансепт в английских соборах обычно пересекает здание посредине, в силу чего половина храма оказывается отведенной для клира, а хор приобретает характер большого самостоятельного пространства. Представление о вытянутости английских соборов в длину дает один из первых романских храмов - собор в Норвиче, начатый строительством в 1096 г. Он насчитывает, включая хор, восемнадцать травой, в то время как, например, такое монументальное сооружение романского периода, как собор в Вормсе, - только десять. Хор в английском соборе не имел на востоке завершения в виде круглой или многоугольной апсиды, как это применялось в других странах; он завершался либо капеллой прямоугольных очертаний, либо просто стеной без всяких выступов. Обход вокруг алтаря обычно отсутствовал.

Внутренний вид романского храма в Англии не производил такого впечатления тяжести и массивности, как многие немецкие и некоторые французские постройки. Так, в соборе в Норвиче это ощущение в значительной мере преодолено благодаря широким проемам арок нижнего яруса, эмпор и окон, сверху донизу раскрывающих стены среднего нефа.

В целом романские соборы Англии при отчетливо выявленной типологической общности планов производят впечатление большого разнообразия форм и свободы архитектурно-композицион-ных решений. Это впечатление усиливается благодаря живописному расположению храмов. Так, например, Дерхемский собор высится на крутом обрывистом берегу реки, и его мощные башни необычайно эффектно вздымаются над пышными кронами деревьев и над раскинувшимися невдалеке на пологих холмах невысокими городскими строениями.

В 410 г. Вторглись англо-сакские племена. Стр-во V – VI вв. велось в дереве. С VI в. н.э. началось приобщение к христианству. Победа Вильгельма Завоевателя: 14 октября 1066 г. – Начало романской архитектуры. Строительство церквей и (!) соборов (ф-ия монастырской церкви и храма). В Англии строились соборы, церкви, храмы. В храме соединены и удвоены черты (тип) монастырской церкви и городского (приходского) собора. - Было 6 – 7 травей - теперь в Англии стало 14 травей. - Хор увеличивается с 2 до 4 травей. Построено 95 сооружений.

Школы: Юго-восточная. Западная.

Структура церковного здания: базиликальный разрез, над средокрестием обязательно была мощная башня; 2 башни по бокам со входа на западе.

Длина собора достигает 150 – 170 м. Высота ярусов трифориев незначительна. Опоры круглого сечения в центре. В декоре преобладал геометрический орнамент. Нефы огромной длины.

Собор в Глостере.

1089 – 1150 гг. хор 1100 г., но стр-во шло медленно, и неф закончен не ранее 1150 г. В 1329—1337 гг. хор и трансепт подверглись готической реконструкции

Кольцевой обход хора, венец капелл. . -Эффект средокрестия в английских церквях терялся во всех школах. 7пролетный неф.

Боковые нефы – крестовые своды. В центральном нефе деревянные перекрытия, в XIV в. заменено нервюрным крестовым сводом. Опоры круглого профиля мощные высотой до 9 м в нефе и до 12 м в средокрестии при высоте арок 12— 16 м. Ярус аркад высокий. Трифории (нижний ярус) – незначительные - подчеркивает высоту опор. Окна не совсем в центре ячеек. Верхний ярус окон был перестроен при сооружении нервюрного свода в 1442 г Его низкое расположение членит ярус окон в несоответствующих местах, и проемы окон расположены асимметрично, что искажает пропорции интерьера. Под хором глостерского собора — крипта, одна из важнейших романского периода. Это законченная в себе подземная церковь с кольцевым обходом хора и тремя радиально расположенными капеллами. Глостерский собор — единственный пример трехъярусной церкви в Англии: как в крипте, так и в хоре и в ярусе трифориев повторяются кольцевой обход с венцом капелл и апсидиолы в плечах трансепта.

Собор в Саутуэлле.

Эшелонированное расположение апсид.

В основном нефе плоское деревянное перекрытие. Опоры круглого сечения, d = 1,5 м, h = 2,7 м. Напоминает римский акведук. Высота трифориев почти равна высоте аркад.

Дополнительные башни по нормандской схеме фланкируют западный фасад. Западные башни были покрыты квадратным в плане пирамидальным завершением со свинцовой кровлей. Нартекс перекрыт цилиндрическим сводом. Собор в Саутуэлле, стоящий особняком между северной школой Дэрхема и школой юго-востока, несмотря на всю свою консервативность, даже архаичность, является одним из лучших памятников средневековой архитектуры Англии.

СЕВЕРНАЯ ШКОЛА. СМЕШЕНИЕ ЗАПАДНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ.

Собор в Дэрхеме.

Начат в 1093 – 1096 гг. Расположен на обрыве скалы. Смешение стилей (школ).




Конструкции собора в Дэрхеме намного опередили все, что было в Европе до тех пор. В 1096 г. боковые своды собора в Дэрхеме уже были перекрыты ребристыми сводами. Нигде в Европе до сооружения дэрхемского собора не было сделано попытки перекрыть нервюрным сводом пространство, идущее в какое-либо сравнение с грандиозным нефом этой северной постройки с типично базиликальным разрезом. Здесь четырехчастные своды, по примеру боковых нефов, были применены и в центральном, причем диагональные арки имели полуциркульное очертание, а подпружные — стрельчатое. Значение этого достижения возрастало благодаря применению новой системы погашения распора. Если для этого в боковых нефах были применены испытанные, издавна известные контрфорсы, то для погашения распора главных сводов были сооружены аркбутаны, передающие усилия распора поверх боковых нефов на контрфорсы. Эти аркбутаны скрыты под кровлей. Для несения перекрытий центрального пространства использованы чередующиеся опоры сложного профиля и цилиндрические.

На первые опираются подпружные арки главного свода.

Цилиндрические опоры, несущие нервюры, богато украшены резным геометрическим орнаментом одного и того же рисунка на каждой паре противостоящих опор. Сложный профиль комбинированных опор (они лишены украшений) логически связан со всеми элементами перекрытий. Стеныбоковых нефов обогащены глухими перекрывающимися аркатурами.

В 410 г. Вторглись англо-сакские племена. Стр-во V – VI вв. велось в дереве. С VI в. н.э. началось приобщение к христианству. Победа Вильгельма Завоевателя: 14 октября 1066 г. – Начало романской архитектуры. Строительство церквей и (!) соборов (ф-ия монастырской церкви и храма). В Англии строились соборы, церкви, храмы. В храме соединены и удвоены черты (тип) монастырской церкви и городского (приходского) собора. - Было 6 – 7 травей - теперь в Англии стало 14 травей. - Хор увеличивается с 2 до 4 травей. Построено 95 сооружений.

Школы: Юго-восточная. Западная.

Структура церковного здания: базиликальный разрез, над средокрестием обязательно была мощная башня; 2 башни по бокам со входа на западе.

Длина собора достигает 150 – 170 м. Высота ярусов трифориев незначительна. Опоры круглого сечения в центре. В декоре преобладал геометрический орнамент. Нефы огромной длины.

Собор в Глостере.

1089 – 1150 гг. хор 1100 г., но стр-во шло медленно, и неф закончен не ранее 1150 г. В 1329—1337 гг. хор и трансепт подверглись готической реконструкции

Кольцевой обход хора, венец капелл. . -Эффект средокрестия в английских церквях терялся во всех школах. 7пролетный неф.

Боковые нефы – крестовые своды. В центральном нефе деревянные перекрытия, в XIV в. заменено нервюрным крестовым сводом. Опоры круглого профиля мощные высотой до 9 м в нефе и до 12 м в средокрестии при высоте арок 12— 16 м. Ярус аркад высокий. Трифории (нижний ярус) – незначительные - подчеркивает высоту опор. Окна не совсем в центре ячеек. Верхний ярус окон был перестроен при сооружении нервюрного свода в 1442 г Его низкое расположение членит ярус окон в несоответствующих местах, и проемы окон расположены асимметрично, что искажает пропорции интерьера. Под хором глостерского собора — крипта, одна из важнейших романского периода. Это законченная в себе подземная церковь с кольцевым обходом хора и тремя радиально расположенными капеллами. Глостерский собор — единственный пример трехъярусной церкви в Англии: как в крипте, так и в хоре и в ярусе трифориев повторяются кольцевой обход с венцом капелл и апсидиолы в плечах трансепта.

Собор в Саутуэлле.

Эшелонированное расположение апсид.

В основном нефе плоское деревянное перекрытие. Опоры круглого сечения, d = 1,5 м, h = 2,7 м. Напоминает римский акведук. Высота трифориев почти равна высоте аркад.

Дополнительные башни по нормандской схеме фланкируют западный фасад. Западные башни были покрыты квадратным в плане пирамидальным завершением со свинцовой кровлей. Нартекс перекрыт цилиндрическим сводом. Собор в Саутуэлле, стоящий особняком между северной школой Дэрхема и школой юго-востока, несмотря на всю свою консервативность, даже архаичность, является одним из лучших памятников средневековой архитектуры Англии.

СЕВЕРНАЯ ШКОЛА. СМЕШЕНИЕ ЗАПАДНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ.

Собор в Дэрхеме.

Начат в 1093 – 1096 гг. Расположен на обрыве скалы. Смешение стилей (школ).

Конструкции собора в Дэрхеме намного опередили все, что было в Европе до тех пор. В 1096 г. боковые своды собора в Дэрхеме уже были перекрыты ребристыми сводами. Нигде в Европе до сооружения дэрхемского собора не было сделано попытки перекрыть нервюрным сводом пространство, идущее в какое-либо сравнение с грандиозным нефом этой северной постройки с типично базиликальным разрезом. Здесь четырехчастные своды, по примеру боковых нефов, были применены и в центральном, причем диагональные арки имели полуциркульное очертание, а подпружные — стрельчатое. Значение этого достижения возрастало благодаря применению новой системы погашения распора. Если для этого в боковых нефах были применены испытанные, издавна известные контрфорсы, то для погашения распора главных сводов были сооружены аркбутаны, передающие усилия распора поверх боковых нефов на контрфорсы. Эти аркбутаны скрыты под кровлей. Для несения перекрытий центрального пространства использованы чередующиеся опоры сложного профиля и цилиндрические.

На первые опираются подпружные арки главного свода.

Цилиндрические опоры, несущие нервюры, богато украшены резным геометрическим орнаментом одного и того же рисунка на каждой паре противостоящих опор. Сложный профиль комбинированных опор (они лишены украшений) логически связан со всеми элементами перекрытий. Стеныбоковых нефов обогащены глухими перекрывающимися аркатурами.

Собор в Или, Собор в Глостере, собор в Дареме, собор в Норвиче, собор в Петерборо, собор в Саутуэлле; церковь Гроба Господня в Кембридже; портал церкви в Барфрестоне, дверь приора в Или, южный портал церкви в Килпеке.

Архитектура. Сложно датировать начало романского периода в Великобритании. Постройки эпохи Этельреда II (976-1016) ещё сближаются с англосаксонской архитектурой. От времени правления датского завоевателя Кнуда, правившего Англией с 1016 по 1035г, осталось очень мало построек, важнейшей из которых является церковь Сент Эдмундс в Саффолке, имевшая, судя по результатам раскопок, много общего с Ахенской капеллой. Строительство оживляется при Эдуарде Исповеднике (1042-1066). Он привёз епископов с континента и распространил в Англии новые стили. 1040-50е– перестройка Вестминстерского аббатства в новом стиле (1 постройка, освящена в 1065г). По гобелену из Байё: западная часть с 2 башнями, 3 нефа с системой чередующихся опор, трансепт с башней средокрестия, хор с эшелонированными капеллами. Начало развитого романского стиля – эпоха норманнского завоевания. 1066 – битва при Гастингсе. Большая часть знати и высших церковных иерархов – норманны. Первое аббатство, построенное при Вильгельме – Бетлское (не сохранилось): радиальные капеллы – возможно, впервые в Британии. В 1070-1089г – строительство нового романского храма в Кентербери. 2-башенный фасад, 3 нефа, трёхчастный трансепт с галереями, пятичастный хор с эшелонированными капеллами, крипта под главной апсидой. 1073 (1074) – 1092г – строительство собора в Линкольне: сохранилась центральная часть фасада (ярусное деление, двойная аркада).

Собор в Или, начат в 1083г. Сохранилось всё, кроме средокрестия и хоров. Средокрестие было достроено в 14в. По углам монументального фасада стоят небольшие восьмигранные башни, а по центральной фасадной оси находится огромная многоярусная башня. Завершены плоскими перекрытиями и увенчаны зубцами. Фасад декорирован ярусами слепых аркад со сложной уступчатой профилировкой. Хор имел несколько приделов, состоял из трёх ярусов и, возможно, заканчивался полукруглой апсидой. Трансепт также был трёхъярусным (как в соборе в Уинчестере). Горизонтальные ряды ярусов, соотношение - 6:5:4, членятся узкими полупилонами, которые, ск. вс., несли деревянный цилиндрический свод. Система чередующихся опор в ярусах аркад и галерей, тройные окна с проходом.

Собор в Глостере, начат в 1089г. Трёхнефная базилика с трансептом, обходом и радиальными капеллами. Крипта разделена на несколько приделов, простирается под всем пространством хора, как в Вустере. Над крупными столбами полигонального главного хора – аркады. Вероятно, был третий ярус трифория с проходом. Обход перекрыт крестовыми сводами, галереи над ним – цилиндрическими. Высота первых двух ярусов одинакова, над ними готический клиресторий. Центральный неф: над круглыми столбами без полупилонов – псевдогалереи. С 1110г трифорием начинают заменять галереи, тк они не служат ни конструктивным, ни литургическим целям. После первого пожара 1122г здесь (возможно, впервые в Англии) пытаются реализовать идею шестичастных нервюрных сводов.

Собор в Норвиче, начат в 1096г. Восточная часть – 3 яруса хора с обходом и 3 капеллами, трансепт без боковых приделов. Санктуарий необычайно длинный, как в Или, а вертикальный план восходит к Сент-Этьенн в Кане: аркады, галереи, перед клиресторием – проход и тройные окна. Двойные полупилоны à конструкция укреплялась каменными арками, как в Дареме. Различное строение восточной и западной стен трансепта, в котором поначалу были двухъярусные капеллы – типично английская черта.

Скульптура. Скульптура в Англии не получила широкого распространения, однако в тех памятниках, где она присутствует, проявляется особое пристрастие англичан к роскошному декору.

Дверь приора церкви в Или. Архитрав лежит на собственной опоре, а фланкирующие его колонны и столбы плавно переходят в архивольты, отделяясь полосой лепнины с узором-капельками. Внешний архивольт покрыт акантом. На тимпане – Христос во славе, в мандорле, которую держат ангелы. Иконография восходит к французским образцам, однако её развитие нехарактерно для Франции. На английском рельефе умещается много фигур и орнаментальных медальонов, и для больших сюжетов места не остаётся.

Южный портал церкви в Килпеке, 1135-1140г. Узкие столбы покрыты змееподобными существами, которые образуют внешнее обрамление портала. Наверху они переходят в капители богато орнаментированных колонн. На плитах – медальоны – с животными. Полоса архитрава с зигзагообразным узором поддерживает тимпан, в котором изображено дерево – вероятно, древо жизни.

Романская архитектура

Римский или романский стиль, который англичане еще называют норманнским, взял свое начало в искусстве Западной Европы, в 11 веке. Особенно ярко он выразился в архитектуре. Он стал логическим продолжением зодчества времен античности. Распространили же романский стиль монахи. Для их орденов артели строителей возводили здания в Европе. Поэтому главными строениями романской архитектуры считаются церкви, монастыри и храмы. Таким образом, можно в очередной раз наблюдать, как религия влияла на развитие культуры.

Характерные признаки романской архитектуры

Романская архитектура

Признаки романской архитектуры

Римский стиль – это феодальные крепости, монастыри, замки и базилики, измененные под его влиянием до неузнаваемости. Новую архитектуру сформировали в 13 веке прибывшие с востока аланы, гунны и готы. В Европе в то время часто разгорались войны, из-за чего ей очень кстати пришлись фортификационные сооружения в романском стиле с полуциркульными арками, тяжелыми стенами и крестовыми или цилиндрическими сводами.

Здания в романском стиле всегда отличались лаконичностью. Эти ясные, прочные и основательные постройки идеально гармонировали с окружающим ландшафтом, благодаря глубоким порталам со ступенями, массивным и ровным перегородкам, нешироким оконным проемам. Романская архитектура – это строения в виде крепостных соборов и дворцов. В их центре находится вышка, называемая донжоном, которую обступают кубы, призмы и цилиндры других построек. Каменные конструкции храмов и капителей поддерживают громадные столбы или пилоны. Простые геометрические фигуры, рельефные или резные стены стали главными признаками строений в римском стиле.

Теологичный характер романской архитектуры объединяет единство и формы ее соразмерных и аккуратных элементов. Данный строгий стиль не признает излишеств. Главной его чертой была и остается практичность. Но при этом романская архитектура допускает прямоугольные и круглые окна с холщовыми ставнями. Также часто встречаются световые проемы в виде трилистников, глаз и ушей.

Что является главным в романской архитектуре

Романская архитектура

Романский стиль архитектуры

В основе романского стиля лежат массивные и громадные черты. Строения как бы показывают мощь и власть хозяина. Удивительно, как давят такие простые и рациональные здания. Романская архитектура привела к тому, что храмовые базилики стали делать сводчатыми. Стены и пилоны также отличились прочностью и толщиной. Пространство организовывалось продольно. Восточный алтарь и хор, а также сам храм, значительно увеличились в размерах. Кессонный соборный потолок заменили сводами из камня. Колонны разделяли нефы на части.

Стены романского стиля декорированы раскрашенными барельефами. Внутри здания часто убраны коврами. Еще интерьер могут украшать смущенные, трагичные или божественные скульптуры. Средневековая атмосфера романской архитектуры своей душой вытесняет телесность. Именно она привела к возникновению первых витражей. Колонны и капители храмов украшены разными изображениями и мотивами.

Тюркские и северо-иранские племена обогатили европейскую культуру, из-за чего архитектура синтезировалась со скульптурой. Соборные порталы увенчались каменными священными персонажами, которые еще больше стали воздействовать на молящихся.

Особенности строительства в романском стиле

Романская архитектура

Особенности строительства в романском стиле

Главным стройматериалом романской архитектуры стал камень. Из него сначала строили крепости и храмы, но вскоре стали появляться и другие светские каменные постройки. Залежи известняка вдоль французских рек позволяли возводить все строения того времени. Им даже выкладывали орнаменты на наружных стенах.

Итальянцы свои стены облицовывали мрамором, коего у них предостаточно. Его отесывали или делали из него блоки. Камни на строительство в период средневековья шли меньшие, чем во времена античности. Их легко можно было достать на каменоломнях и доставить на стройплощадки.

При недостатке камня применяли кирпич, который отличался от современного большей толщиной и меньшей длиной. Этот весьма твердый материал сильно обжигали. Романские постройки из такого кирпича все еще можно встретить в Англии, Германии, Франции и Италии.

Как развивались городские поселения

Европейские города в романском стиле становятся торговыми центрами, так как они располагались на пересечении главных путей. Жилье здесь в основном укрепленное, а феодальные дома имеют вид башен или крепостей.

Романский стиль в архитектуре Британии

Романская архитектура

Романский стиль в архитектуре Британии

Декор замков этой страны отличается минималистичностью. Возводить такие внушительные постройки было очень непросто. Для них требовались большие затраты, поэтому декорирование не было главной задачей. Камни в замковых стенах аккуратно подогнаны, что обеспечивает таким сооружениям прочность. Оконное остекление раньше было роскошью, поэтому проемы для света делали маленькими.

Английская романская архитектура

Романская архитектура

Английская романская архитектура

В Англию романский стиль пришел вместе с норманнами-завоевателями. Там вместо деревянных вышек стали возводить кубические строения из камня в два этажа. Бивуаки лучников окружили палисады, рвы и донжоны, в которых укрывались от вражеских набегов. Тауэр, возведенный в 1077 году, является самым известным образцом английской романской архитектуры. Его донжоном выступает Белая Башня. От норманнов англичане переняли объединение монастыря и приходской церкви, а также двухбашенную конструкцию западного фасада. Собор в Дареме является примером этого.

Образцы римской архитектуры в Германии

Романская архитектура

Романская архитектура в Германии

Немецкий Вормский собор представляет собой отличный пример романской архитектуры. Его строили более 100 лет. Здесь арочные карнизные фризы освежают ровные стены и маленькие окна. Немецкие замки в городах Госларе, Гельнгаузене, Зеебурге и Айзенахе отлично передают дух романской эпохи. Их шестиугольные дворы обнесены крепостными перегородками с укрепленными воротами.

Как отразился романский стиль на архитектуре Франции, Испании и Италии

Романская архитектура

Романская архитектура Франции

Во Франции архитектура с романским оттенком привела к появлению храмов для паломников с хорами и капеллами. Базилики стали трехнефными. К бургундской школе римской эпохи относится церковь Пуатье.

В Испании во время романского периода стали строить укрепления для городов и крепостные дворцы. Церкви и храмы были похожи на французские. Особенно хорошо это видно по кафедральному собору в Саламанке.

Римское направление архитектуры заставило итальянских зодчих придерживаться базикального и центирического типов для церквей. Образцы этого – ломбардские и тосканские соборы с их типичными фасадами, которые украшали лизенами, скульптурами, мини-галереями и портиками. Пармский архитектурный ансамбль из баптистерия, церкви и колокольни как раз все это и передает.

Интерьер романских соборов изнутри

Романская архитектура

Интерьер романских соборов

Храмы римского периода содержали по три зала, разграничивающих приходские помещения. Византийские цилиндрические столбы даже перешли потом в готическое направление. А кубические капители пересекались шарами. Стены вместе с ними покрывали рельефные скульптуры.

В начале десятого века появились примитивные витражи, которые впоследствии превратились в полноценные картины из цветного стекольного многоцветья. В это же время вместе с ними интерьер стали украшать сосудами и лампадами из стекла.

Знаменитые архитектурные памятники в римском стиле

Романская архитектура

Архитектурные памятники в романском стиле

Романская архитектура распространена по всей Западной Европе. Выразительные аркады на соборах, наклонные башни и баптистерии можно наблюдать в Пизе. Франция знаменита своими купольными церквями. Сицилия пестрит сводчатыми постройками с остроконечными арками.

Внушительные и строгие памятники в романском стиле с маленькими дверями и окнами и мощными стенами скупо украшены. Эти здания конструктивно просты и ясны. Их наибольшее количество находится во Франции. Романские храмы спокойны и торжественно-суровы. Феодальные замки в виде крепости всегда принимали и спасали деревенских жителей от нападений. Эти строения располагали на возвышенностях, чтобы можно было не только оборонять владения, но и наблюдать за ними. Замки снабжены подъёмными мостами и укрепленными порталами, окружены рвами, огромными каменными стенами, на которых находятся бойницы, башни и зубцы.

Монастырь святой Одилии в Эльзасе привлекает к себе паломников не только действующей церковью, но и исцеляющим источником, который полезен для незрячих.

Базилика Сен-Сернен в Тулузе – память о когда-то существовавшем одноименном аббатстве. Ее романская архитектура знаменита среди посетителей, поэтому к церкви прилагается вместительная гостиница для них. Кирпичная базилика отличается от типичных каменных сооружений в романском стиле. Неф ее окружен удобными для паломников дорожками.

Всемирное наследие ЮНЕСКО тоже включает в себя церкви в романском стиле, которые расположены в долине Валь-де-Бой. Церквушки в пиренейских зарослях избежали войн и неплохо сохранились. Они являются самыми древними испанскими постройками. Туристы добираются к церквям по горным серпантинам, чтобы узреть, какая она, романская архитектура.
Особенно это любят делать испанцы. Здания строились специальными зодчими из Ломбардии. В них сохранились римские ранние фрески, которые перевезены в Национальный музей Каталонии, в Барселону. Некоторые церкви находятся не только в деревнях, но и в горах. Рядом с храмами расположились кладбища.

Старая парижская церковь Святого Германа в Лугах очень впечатляет приезжих туристов. Внутри собор отличается тишиной и спокойствием. Здесь погребен Декарт. Кажется, что романская архитектура храма помогает отвлечься от плохих мыслей. Святой Герман, творящий чудеса, был защитником бедных. Церковь называют в лугах из-за того, что она находится за городом.

Романская архитектура

Собор успения девы Марии 12 века в Гурке

Австрийский собор успения девы Марии 12 века в Гурке представляет собой пример романской базилики. У него в наличии есть галереи, усыпальница, апсиды и вышки. Бельгийский собор Нотр-Дам 17 века в Турне является основным наследием Валлонии. Эта массивная постройка с полукруглыми арками, пятью колокольнями, кластером и романским залом выглядит очень строго. Пражская ротонда святого Лонгина 12 века вначале выступала как деревенская приходская церковь. Позднее ее восстанавливали, так как она оказалась разрушенной.

Во Франции романскую архитектуру представляет собор св. Трофима 15 века в Арле, а также церковь Сен-Савен-сюр-Гартамп середины 11 века. В Германии характерным образчиком описываемой эпохи является императорская церковь 13 века в Бамберге. Она славится собственными четырьмя массивными башнями. Ирландский собор 12 века в Клонферте увенчан дверным проемом в романском стиле. На нем красуются головы людей и животных, а также листья.

Италия знаменита своим аббатством 11 века в Абруццо и собором 12 века в Модене, который входит во Всемирное наследие. В Нидерландах примером романской архитектуры считается базилика св. Серватия 11 века в Маастрихте. А польские двери из бронзы собора 12 века в Гнезно декорированы романскими барельефами. Там же, в Крушвице, находится монастырь Петра и Павла 1120 года, который строили из гранита с песчаником. У него есть апсида, пресвитерия и трансепт. Польская Андреевская церковь в Кракове изначально возводилась как оборонительный объект.

Романская архитектура

В Португалии тоже имеется свой пример римской архитектуры – это Лиссабонский собор 1147 года. Эта церковь является самой старой в городе. Она построена в смешанном стиле, но больше она известна своими римскими воротами из железа. В Словакии романский стиль представлен собором св. Мартина 13-15 веков. Там находятся надгробия из мрамора и расписные стены, которые рассказывают о коронации Карла Роберта Анжу.

Итак, если подвести итог всего вышеописанного, то можно это закончить тем, что романская архитектура сильно повлияла на следующее развитие культуры и интерьера других периодов. Она постепенно перетекла в готику, потом в маньеризм, а затем и в авангард.

Читайте также: