Абу али ибн сина и его труд канон медицины кратко

Обновлено: 07.07.2024

Его считают одним из наиболее авторитетных учёных своего времени не только на мусульманском Востоке, но и во всём мире.

Детство и юность

Ибн Сина родился в 980 году (по Хиджре) в селении Ашфана, расположенном в 30 км от Бухары. С юных лет он удивлял своим талантом и уникальными способностями. В возрасте 10 лет Авиценна уже стал хафизом Священного Корана. Кроме того, он активно изучал и светские науки, такие как философия, астрономия, литература. Но более всего Ибн Сина преуспел в медицине, которую осваивал самостоятельно. Когда Авиценне исполнилось 16 лет он стал личным лекарем эмира Бухары Нуха ибн Мансура. Тогда юноша получил доступ к местной библиотеке, в которой активно занялся изучением медицины.

Вклад Авиценны в медицину

Многие труды Ибн Сины о признаках различных заболеваний пережили многие столетия и остаются актуальными и в наши дни. В частности, он рассматривал симптом заболевания в комплексе с другими проявлениями болезней. Изучение всех имеющихся симптомов, как полагал учёный, способствует определению верного диагноза и назначению лечебных процедур. К тому же Авиценна разделил все кровеносные сосуды в теле человека на пульсирующие (то есть артерии) и находящиеся в покое (вены).

Психология Авиценны

Большую роль учёный сыграл и в развитии психологической науки. Основная идея его воззрений – утверждение о зависимости психологии человека от устройства его тела. Авиценна выделил 4 основных типа характера человека: горячий, холодный, сухой и влажный. Эти виды в современной психологии соответствуют темпераментам.

Изучению эмоций также отводится немаловажная роль в трудах Ибн Сины. Их он рассматривал как оживляющие душу механизмы, оказывающие влияние на тело человека. Эмоции, по его мнению, способны оказывать влияние на индивида, вызывая определённые изменения. Именно Авиценна первым описал метод психодиагностики, характеризующийся учащением пульса при воздействии внешних факторов. Он провёл и первые эксперименты по психологии эмоций. Суть опыта состояла в том, чтобы кормить двух баранов одинаковой пищей. Но один из них питался в обычных условиях, а возле другого привязывали волка. В результате эксперимента второй баран похудел и умер. Именно этот опыт стал подтверждением влияния эмоций на организм человека.

Ибн Сина и литература

Труды Ибн Сины оказали большое влияние на развитие арабской и персидской литературы. Известный поэт Омар Хайям даже называл Авиценну своим учителем.

Политическая философия

По мнению величайшего мыслителя, избрание правителя в мусульманском мире должно стать результатом компромисса между авторитетными людьми. Как считал учёный, властитель должен обладать следующими качествами: храбрость, наличие организаторских способностей, знание религиозных канонов, справедливость. Если существующий правитель обладает всеми указанными качествами, то подданным следует ему беспрекословно подчиняться, а если же он им не соответствует или нарушает их, то данная обязанность снимается с людей.

Авиценна писал, что общество – это совокупность людей, имеющих свои уникальные особенности и умения. Любое общество нуждается в сотрудничестве, в противном случае оно может увязнуть в смутах и нестабильности. Для того чтобы социум развивался, он нуждается в надёжном владыке, который должен блюсти интересы всех слоёв населения и обладать должным авторитетом. Если же обществу удастся прийти к компромиссу и избрать правителя, соответствующего всем необходимым качествам, то тогда, как утверждал Авиценна, оно будет свободным от смут и мятежей.

Вклад Ибн Сины в мировую науку трудно переоценить, так как его труды, написанные 1000 лет назад, остаются актуальными и в наши дни. Знаменитый учёный стал неотъемлемой частью Золотого века исламской мысли, который подарил миру множество великих умов.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Абу Али Хусейн Ибн Сина – врач, философ, батынит, которая относится к секте карамитов, учение которого берет свои суждение от многобожников зороастрийцев маздакитов, состоящее в том, что Священные тексты имеют тайный смысл. Имамы делали ему такфир по той причине, что он был убежден в том, что вселенная вечна, о чем говорили безбожники-материалисты; отрицал телесное воскрешение; не верил в существование ангелов и джинов, тем самым отвергая аяты Корана, в которых они упоминаются; отрицал ад и рай, говоря что это пророки обольщали ими свой народ; обвинял некоторых пророков во лжи; ругал сподвижников и прочее, о чём он писал в своих трудах.

Ислам, Не объясняй им)))эти фашисты всё хорошее пытаються причислить Исламу а всё плохое обелить))превращают всех в вассалов Арабов)Степной Ислам не канон))тот был мусульманином когда не был))но одно правда,то был Золотой Век,не века для ислама,тогда там ещё выдающиеся люди встречались.А потом всех религиозные мракобесы-тираны истребили и по итогу мусульманские страны это-дикари,недолюди,отставшие во всём и поставщики мигрантов.

Наиболее видным представителем врачей Средней Азии был Абу Али Ибн-Сина (в Европе известен под именем Авиценны), крупнейший врач средневековья и один из наиболее выдающихся врачей мировой истории. Он родился в 980 г. в селении Афшана близ города Бухары.

Удачно начавшаяся в Бухаре врачебная деятельность Ибн-Сины прервалась. Правившая в Бухаре династия Саманидов была свергнута, и Ибн-Сина вынужден был уйти в Хорезм, где встретился со знаменитым ученым того времени Бируни, с выдающимся врачом Абул-Хасан-Хаммаром и др. Пребывание в Хорезме совпало с расцветом творческой научной Деятельности Ибн-Сины. Но Хорезму угрожал свирепый завоеватель султан Махмуд Газневи, Ибн-Сина бежал из Хорезма и все последующие годы провел в скитаниях по разным городам Прикаспия и Ирана. За свои воззрения Ибн-Сина многократно подвергался преследованиям и заключению в тюрьму. Но всюду Ибн-Сина продолжал научную и врачебную деятельность. В 1037 г. в возрасте 57 лет Ибн-Сина умер в Хамадане (Иран), где до сих пор сохранилась его могила. Характерной чертой духовного облика Ибн-Сины была независимость мысли. Ибн-Сина высмеивал астрологов, отвергал догмы мусульманской религии. Вопреки Корану Ибн-Сина утверждал, что мир не сотворен, а вечен. В сочинениях Ибн-Сины всюду видна любовь к научному знанию, проверка наблюдением и опытом и вера в человеческий разум. Наблюдения Ибн-Сины над явлениями природы приводили его к важным открытиям и догадкам в области естественных наук, опережавшим других ученых на столетия. Историки химии и геологии называют имя Ибн-Сины в почетном ряду людей, заложивших начала этих наук.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина (Abu АН al-Husayn ibn_Abdallah ibn al-Ha-san ibn Ali ibn Sina, лат. Avicenna, 980—1037) жил в плодотворный период истории Среднего Востока, взрастившего таких ученых и 'мыслителей, как врач Абу Бакр ар-Рази, астрономы Абу Махмуд Ходженди и Улугбек, энциклопедисты ал-Фараби и ал-Биру-ни, поэты Рудаки и Фирдоуси.

Четвертая книга посвящена хирургии (лечению вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и т. д.) и общим заболеваниям организма (лихорадки, заразные болезни, кожные болезни, косметика, учение о ядах).

В области медицины народы средневекового арабоязычного Востока прежде всего сохранили, отредактировали, дополнили и возвратили обратно в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания эпохи. Одного этого уже достаточно, чтобы воздать •им славу, даже если бы они больше ничего не сделали. Но им принадлежат и собственные заслуги: становление и развитие фармации и фармакопеи; учреждение высокоорганизованных больниц; распространение врачебной помощи на все слои населения; высокий уровень организации медицинского дела и контроль за работой врачей и фармацевтов; выделение хирургии как самостоятельной и почетной области медицины; более того, они пытались отделить науку от религии и значительно ускорили развитие наук в Западной Европе.

Средневековая схоластика и медицина

В период классического средневековья идеология западно-европейского общества определялась прежде всего церковью. До середины XI в. христианская церковь была единой. В 1054 г. она раскололась на западную (или католическую) и восточную (или православную), после чего каждая из церквей обособилась, и они стали полностью самостоятельными.

На этой основе сформировалась средневековая схоластика (от греч. schole-—школа) —тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.

Средневековая схоластическая медицина Западной Европы во многих отношениях стояла спиной к больному. Однако со временем накопление знаний привело к вызреванию объективных предпосылок для развития нового опытного метода в науке.

Развитие медицинских знаний

Отмеченная суеверием и догматизмом, медицина средневековой Европы не нуждалась в исследованиях. Образование охватывало сразу все науки, ограничиваясь изучением трактатов признанных авторов. Диагнозы ставились на основе анализа мочи; терапия вернулась к первобытной магии, заклинаниям, амулетам. Лекари применяли немыслимые и бесполезные, а порой даже вредные снадобья. Самыми распространенными методами были траволечение и кровопускание. Гигиена и санитария опустились на чрезвычайно низкий уровень, что послужило причиной частых эпидемий.

Основными лечебными средствами стали молитвы, пост, покаяние. Природа заболеваний уже не связывалась с естественными причинами, считаясь наказанием за грехи. В то же время положительной стороной христианства являлось милосердие, требовавшее терпеливого отношения к больным и калекам. Медицинская помощь в первых больницах сводилась к изоляции и уходу. Методы лечения заразных и душевнобольных представляли собой своеобразную психотерапию: внушение надежды на спасение, уверения в поддержке небесных сил, дополненные доброжелательностью персонала.

Начиная с X века, центр арабской науки переместился в Кордовский халифат. В государстве, образованном на территории Испании, в свое время работали великие хирурги Ибн Зухру, Ибн Рушд и Маймонид. Арабская школа хирургии основывалась на рациональных методах, проверенных многолетней клинической практикой, свободных от религиозных догм, которым следовала европейская медицина.

С разрушением римской империи на сцену выступают арабы и германские племена, среди которых распространяется просвещение и которые являются хранителями медицинских познаний. Халифы подражают Птолемеям в покровительстве наукам и учёным. Гарун-аль-Рашид устраивает в Багдаде школы, больницы и аптеки. Его сын Альмамон основывает в Багдаде Академию, призывает к себе из всех стран учёных. Школы устраиваются во многих местах: в Куфе, Басре, Бухаре и т. д. В Испании науки находят особенно благоприятную для себя почву. Хотя арабы и находились в условиях, по-видимому, особенно способствовавших развитию медицины, — господствовавшее рабство, фетишизм, мистицизм составили, однако, препятствие, о которое разбились стремления лучших арабских врачей. Последние лишь повторяли Галена и пристегивали к его воззрениям свои измышления, объясняли или переводили сочинения древних писателей и кое-когда присоединяли свои наблюдения.

Анатомии у арабов не существовало, ибо они не вскрывали трупов, для физиологии они не имели никакой опоры кроме Галена; при описании болезней и лекарств они имели случай наблюдать то, что выставляла сама жизнь, но их наблюдения отрывочны и неясны. Знаменитейшие из арабских медиков: Аарон (христианин), Бактишва (несколько врачей-несторян), Гонен, Абенгефит, Разес, Гали-Аббас, Авиценна, Абулказис, Авензоар, Аверроэс, Абдул-Латиф. В Византии М. разделяла судьбу остальных отраслей человеческого знания и влачила жалкое существование. Сочинения византийских врачей — жалкие компиляции. Из писателей достаточно упомянуть Актуария и Деметрия.

В Западной Европе царствовали мрак и невежество, науки находили немногих поклонников. В школах Германии, Англии, Галлии, начиная с IX в., преподавалась и медицина; лечением занимались монахи и светские люди. Самой знаменитой из врачебных школ в Средние века была Салернская. Сочинения этой Школы были приняты, как образцовые, в других училищах; особенной славой пользовалась гигиеническая поэма "Regimen Sanitatis". К Салернской школе принадлежали врачи из духовного и светского звания, также женщины; они заведовали больницами, сопровождали в походах армии и состояли при королях и принцах. Писатели Средних веков в Западной Европе, как и арабские, не отличаются самостоятельностью направления. Только с XIII в. у немногих представителей медицины замечается поворот и обнаруживается стремление изучать природу путем наблюдений и опытов. Таковы Арнольд де Вилланова и Роджер Бэкон. В XIV стол. начинается разработка анатомии на основании вскрытий и Мондини издает сочинение, содержащее точные изображения органов. До XV в. арабы царили в европейской медицине, так что даже сочинения Галена в Европе распространялись в переводах с арабского.

Помимо исцеления святыми, были распространены амулеты, которые считались важным профилактическим средством. Получили хождение христианские амулеты: медные или железные пластины со строчками из молитв, с именами ангелов, ладанки со святыми мощами, флакончики с водой из священной реки Иордан и т.п. Пользовались и лечебными травами, собирая их в определённое время, в определённом месте, сопровождая определённым ритуалом и заклинаниями. Часто сбор трав приурочивали к христианским праздникам. Кроме того, считалось, что крещение и причащение тоже воздействуют на здоровье человека. В средние века не было такой болезни, против которой не было бы специальных благословений, заклятий и т. д. Целебными считались также вода, хлеб, соль, молоко, мёд, пасхальные яйца.

Больницы появились в Раннее Средневековье, как правило, при церквах и монастырях. Уже в V в. по уставу св. Бенедикта монахам, которые не имели специального образования, вменялось в обязанность лечить и ухаживать за больными. Больницы Раннего Средневековья предназначались не столько для больных, сколько для странников, пилигримов, нищих.

В Высокое Средневековье, с конца XII в., появились больницы, основанные светскими лицами — сеньорами и состоятельными горожанами. Со второй половины XIII в. в ряде городов начался процесс так называемой коммунализации больниц: городские власти стремились участвовать в управлении больницами или полностью взять их в свои руки. Доступ в такие больницы был открыт бюргерам, а также тем, кто внесёт специальный взнос.

Что касается болезней, то это были туберкулёз, малярия, дизентерия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные болезни. Но бичом Средневековья была бубонная чума. Впервые она появилась в Европе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение трёх лет распространилась по всему континенту. Незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли и Русь. Распознавать чуму, как, впрочем, и другие болезни, средневековые врачи не могли, болезнь фиксировалась слишком поздно. Единственный рецепт, использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, targe, то есть бежать из заражённой местности скорее, дальше и возвращаться позже.

Другим бичом Средневековья была лепра (проказа). Появилась болезнь, вероятно, в эпоху Раннего Cредневековья, но пик заболеваемости приходится на XII—XIII вв., совпадая с усилением контактов Европы с Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе. пользоваться общественными банями. Для прокажённымх существовали специальные больницы — лепрозории, которые строили за городской чертой, вдоль важных дорог, чтобы больные могли просить милостыню — единственный источник их существования. Латеранский собор (1214) разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища для создания замкнутого мира, откуда больной мог выйти только с трещоткой, предупреждая таким образом о своём появлении. В конце XV в. в Европе появился сифилис.

24.САлернская школа Первые высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них —Салернская медицинская школа, основание которой относят к IX в. Школа в Салерно (недалеко от Неаполя) имела светский характер и продолжала лучшие традиции античной медицины. Слава о ней была так велика, что даже после появления в Салерно школ юристов и философов город продолжали называть civitas Hippocratica (город Гиппократа). По велению императора Священной Римской империи Фридриха II (1212—1250) ей — единственной в стране — было йано право присвоения звания врача; без лицензии этой школы заниматься медициной запрещалось. В 1213 г. Салернская школа была преобразована в университет. Обучение в Салерно продолжалось пять лет, после чего следовала обязательная врачебная практика в течение одного года. Со всей Европы стекались в Салерно страждущие исцеления и знаний:

Каждый согласен: по праву Салерно — бессмертная слава. Целого света стеченье туда, чтоб найти исцеленье. Я полагаю, что верно учение школы Салерно.

Труд Арнольда из Виллановы, изданный впервые в 1480 г., был переведен на многие европейские языки и переиздавался более 300 раз.

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.
Три оружия есть у врача: слово, растение, нож.
Авиценна





Согласно этой книге Авиценна родился около 980 г. н. э. в Афсане, деревне неподалеку от Бухары, в семье Ситары и Абдуллы. Мать его была уроженкой Бухары, а отец из города Балх в Афганистане. Мальчик обладал незаурядным умом и способностями к наукам. К десяти годам он знал наизусть Коран, а к четырнадцати превосходил своего учителя по элементарной логике.

В возрасте шестнадцати лет Авиценна сосредотачивает свои усилия на медицине. Этот предмет он изучает не только теоретически, но и активно занимается практикой. Медицина, по его собственным словам, гораздо понятнее, чем метафизика или математика. Ему удается найти новые пути в лечении заболеваний. А вскоре в Бухаре он помогает султану, когда с последним случается припадок.

За это юноше разрешают пользоваться библиотекой династии Саманидов. Для Авиценны словно открылся огромный мир – труды выдающихся ученых, огромный кладезь всевозможной информации. К сожалению, враги династии сжигают библиотеку, обвиняя в поджоге Авиценну. Юноша снова возвращается в дом к своему отцу и начинает писать первые книги.

Его ранние работы посвящены вопросам логики, этики и метафизики. Он пишет на арабском и персидском языках. После смерти отца Авиценна отправляется в Ургенч – город на территории современного Туркменистана. Там он работает у местного визиря, но в поисках пропитания вынужден постоянно переходить с одного места на другое.


Во времена раннего Средневековья арабская медицина была очень широко распространена, чему способствовали военные завоевания и образование огромного государства (Багдадский и Кордовский халифаты).

В халифатах создавались образовательные учреждения, в том числе и медицинские, и большое количество больниц. Но была одна область медицины, которая оставалась под запретом - хирургия. Согласно мусульманским традициям, операции на живом человеке и даже на его мертвом теле были фактически запрещены.


Клинический опыт Авиценна имел огромный. Самую большую группу заболеваний того времени составляли ранения. Войны и вооруженные конфликты не заканчивались никогда. Авиценна придерживался двух главных принципов лечения ран: сначала нужно препятствовать нагноению, а при кровоизлиянии в ткани при помощи тепла и мягчительных средств добиться нагноения с последующим его вскрытием.

Авиценна разделял раны на поверхностные и глубокие, отравленные и проникающие. Лечение таких ран было различным. Чаще всего ему приходилось сталкиваться с ранениями, осложненными нагноением.

Поэтому так детально описал он клиническую картину, течение и методы лечения гнойных ран. Большое место в хирургической практике Авиценны занимало лечение различных травм, прежде всего вывихов и переломов.

Ему принадлежит оригинальный способ вправления вывиха бедра, отличающийся от классических способов Гиппократа. При переломах он применял вытяжение органа с приданием ему прежнего положения и накладывал компрессы и повязки.

Основным в лечении переломов было своевременное и правильное сопоставление отломков и надежная фиксация до образования мозоли. Авиценна очень часто и успешно применял метод дренирования.

Подобно греко-арабской, персидская медицина основана на идее о том, что тело человека наполнено четырьмя основными веществами, которые называются гумором, – жидкостями тела: слизью (балгам), кровью (дамба), желтой желчью (сафра) и черной желчью (сауда). Эти четыре вещества определяют физические и психологические особенности каждого человека и лежат в основе его темперамента (мизадж). Темпераменты определяются такими понятиями, как тепло, холод, сухость и влажность.

Считается, что темперамент закладывается еще в утробе матери, и доминирующий гумор наследуется от родителей. Каждый человек должен выбирать образ жизни, соответствующий его темпераменту.


Первая книга посвящена физиологии, патологии и гигиене. В ней излагается теоретическая медицина, дается ее определение, затем речь идет о болезнях – их причинах и проявлениях. Завершается книга советами о сохранении здоровья и о способах лечения. Вторая книга посвящена описаниям лекарств. Авиценна приводит названия 785 средств растительного, животного и минерального происхождения. Третья книга рассматривает отдельные болезни и способы их лечения. Четвертая книга содержит описания общих болезней тела. Освещает вопросы, связанные с хирургией и лечением различных лихорадок. Пятая книга посвящена фармакологии и содержит составы и способы приготовления комплексных лекарств.







Мечеть Джама Масджид расположена в южном Мумбаи, в исторической части города. Она считается самой старой и большой мусульманской обителью города. Первый камень Джама Масджид заложили в 1770 году. Мечеть значительно расширили в 1874 году. В этот же период при ней открылась школа, где мусульманская молодежь могла получить светское и религиозное образование.



Библиотека Джама Масджид в Мумбаи

В 1890-х гг. к мечети была добавлена библиотека с редкими печатными изданиями и рукописями. В библиотеке хранятся ценные книги на арабском, персидском (фарси), урду и английском языках. С 2012 года началась реновация драгоценной и редкой коллекции рукописей в библиотеке путем очистки, фумигации, оцифровки и переплета. Сегодня эта коллекция полностью оцифрована.



Выдержки из Канона на языке урду, 1897 год, 250 страниц.

Вернемся к жизни Авиценны. После того, как он снискал себе славу и признание своими трудами, он оседает в Рае – городе неподалеку от современного Тегерана. Здесь Авиценна закончит около трех десятков своих трудов. Из-за разногласий при дворе, он отправляется на юг в Хамадан, где становится фельдшером, а потом и визирем при правителе Шамс аль-Дауле. Но снова вспыхивают дворцовые споры, и Авиценна оказывается в тюрьме.

После побега и многочисленных неурядиц, он оказывается при дворе Мухаммада ибн Рустама Душманзияра, правителя династии Какуидов. Авиценна снова проявил себя как искусный лекарь и вскоре занял пост главного советника по вопросам литературы и науки.



В статье рассматриваются значение и роль медицины в жизни великого врача Абу Али ибн Сины, а также его самые значимые работы посвященные медицине.

От праха черного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

Коварство я избег, распутал все узлы,

Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Великий мыслитель, философ, глава мудрецов, учёный-энциклопедист, написавший более 450 произведений (242 из которых сохранились до наших дней) по 12 различным направлениям науки как: философия, религия, толкование, 43 по медицине, 19 по логике, 26 по психологии, 23 по физике, 7 по астрономии, 1 по математике, 1 по музыке, 2 по химии, 4 по литературе, 8 переписки с учёными, Абу Али Хусайн ибн Абдуллох ибн Хасан ибн Али (Авиценна) родился и вырос в Бухаре в селении Афшана (980–1037). Этого великого человека история помнит как учёного оставившего значимый след в развитии и становлении ряда наук. Много публикаций посвящены жизненному пути и работам мыслителя, которые основаны на оставленную им автобиографию и научное наследие.

Данная статья посвящается рассмотрению основных трудов ибн Сины по медицине и влияние медицинской науки на его жизнь, также её роль и место в его судьбе.

В 1015–1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

Ибн Сина писал в своих трудах о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию. Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Оздоровительная физкультура, придуманная им, жива по сей день и помогает людям.

Проанализировав жизнь ибн Сины, мы можем придти к заключению, что медицина в жизни Авиценны играла ключевую роль до конца его дней, то вознося его на вершину славы и власти или кидая в тёмные темницы. Жил он и в роскоши и в нищете, но, ни на один день не прекращал творческой и научной работы, даже когда его имущество не один раз было разграблено, и погибла его библиотека. В связи со своей деятельностью Авиценна до самой смерти скитался по чужбине из одного города в другой и не смог вернуться на родину. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана, но везде посвящал себя медицине.

1. Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980.

Основные термины (генерируются автоматически): врачебная наука, Бухарская библиотека, медицина, Бухара, Европа, Исфахан, Канон, Китаб, медицинская наука, научная деятельность.

Читайте также: