Значение музыки в военные годы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Районная научно-практическая конференция проектов и исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений Грязовецкого муниципального района

Тема исследовательской работы:

«Музыка в годы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Грязовецкого муниципального района Вологодской области

Литвинова Наталия Юрьевна,

Г. Грязовец, 2018г.

I . За страницами истории. ………………..…5

II . Особенности музыкального искусства военных лет. …………..……6-8

III . Песенная композиторская музыка в годы Великой Отечественной войны. ……………………………………9-12

IV . Народная песня в годы Великой Отечественной войны. …………..13-15

V. Значение военной музыки для молодежи. ……………………….16

VI. Популяризация военной музыки среди учащихся

С первого взгляда, может,

В них ничего и нет.

Что меня вновь тревожат

Песни военных лет?

Что-то для нас святое

Скрыто в их глубине.

Строки, какие стоя

Хочется слушать мне.

Со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов прошло уже много времени. В этом году мы будем отмечать 73 годовщину. Но интерес к истории этого времени не ослабевает и до сих пор. Война затронула каждую семью и наши прадеды воевали. Что они чувствовали? Как поддерживали боевой дух? Моя прабабушка______________________ очень красиво пела песни того времени и рассказывала, что музыка оставалась одним из немногих поводов для радости и отдыха.

Цель : выяснить роль музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Для достижения цели решались следующие задачи:

• Изучить литературу по данной теме;

• Познакомиться с особенностями песенной композиторской и народной музыки в годы Великой Отечественной войны;

• Определить значение военной музыки для молодежи;

Гипотеза : композиторская и народная музыка способствовала поднятию и поддержанию боевого духа среди солдат.

Объект исследования : музыка.

Предмет исследования : песенная композиторская и народная музыка в годы Великой Отечественной войны.

Методы исследования :

4.Организация фестиваля военной песни.

I . За страницами истории.

Военные песни использовались в русской армии с былинных времён. Самая древняя из сохранившихся ныне композиций русских дружинников датируется Х столетием. Благодаря дошедшей до наших дней в летописи XIV века песне "В великом Нове-городе стоят мужи новгородские. ", историки узнали об участии новгородских полков в Куликовской битве. Легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании песельников с набором народных инструментов, которые были специально выписаны им для поднятия боевого духа своих казаков. Петр I, понимая важность военных песен как морального фактора и боевого духа войск, издал в 1722 году предписание каждому полку иметь собственный оркестр. Суворовские чудо-богатыри шли на штурм Измаила под казацкую песню "Ночи темны, тучи грозны. ".

В XIX веке традиции были продолжены и даже создана специальная Песенная комиссия (1886 г.) под эгидой Русского Географического Общества, в обязанности которой был вменён поиск народных казачьих песен и их последующее издание. Примерно в то же время была разработана так называемая "песенная теория", в соответствии с которой военные песни делились на хвалебные, поминально-походные (известные ныне как строевые), хулительные или корильные (о неприятелях) и баллады (от сатирических и шуточных до повествовательных и трагических).

Известны случаи, когда военные песни спасали сотни солдатских жизней. Так, в 1904 году во время битвы с японцами под Мукденом, музыканты Мокшанского пехотного полка подняли в атаку деморализованных огромными потерями и смертью командира полка солдат, которые прорвали окружение. Первыми в бой с духовыми инструментами тогда пошли 25-летний полковой капельмейстер Илья Шатров (будущий автор композиции "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", которую позже переделали в легендарный вальс "На сопках Маньчжурии"), в компании с семью музыкантами - флейтистами и трубачами.

Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины.

II. Особенности музыкального искусства военных лет.

"Там, где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах."

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. музыкальное искусство приобрело особое значение. Искусство впрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны, однако в самые тяжкие дни в нем звучали героика, призыв, вера в грядущую победу. Музыкальное искусство было напоено беспредельной любовью к Родине.

Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней.

Мы попытались составить классификацию жанров военной музыки (рис.1).

Классификация жанров военной музыки

hello_html_m51567372.jpg

Особенное значение имели песни. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Под Москвой и Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.

Песни были самые разные: сердечные и задумчивые, одни отзывались болью утрат, иные — окрашенные юмором, они повествуют об армейской жизни, о крепкой солдатской дружбе, мечтах и надеждах.

Родились песни-гимны, песни-марши, песни-повествования, лирические и шуточные песни, песни-монологи и песни-воспоминания (рис.2).

Классификация военных песен

hello_html_27eba537.jpg

Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

В решительные минуты песня помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

III. Песенная композиторская музыка в годы

Великой Отечественной войны

Песенная композиторская музыка в этот период имела свои особенности. Никто не заказывал композиторам симфоний, ораторий, хоров, песен. Музыка писалась по велению души и сердца, по неодолимой внутренней потребности. И хотя отклик композиторов на события военных лет был почти мгновенным, сиюминутным, это не сказалось отрицательно на глубине музыки. Напротив, во всех жанрах, от симфонии до песни, были созданы выдающиеся художественные ценности. Музыка правдиво запечатлела мысли и чувства советского человека в годы войны.

Обратимся к наиболее известным композиторским песням военного времени.

Из истории создания песен:

стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача

Через несколько часов музыка была готова. Александр Васильевич вернулся в ансамбль и сыграл новую песню. «Музыка с призывным звучанием, - рассказывал Борис Александрович Александров, сын композитора, работавший в то время в ансамбле, - буквально потрясла нас. От волнения перехватило горло, в глазах стояли слезы. Интонации клича, мужественного зова вызывали у слушателей решимость тут же идти в бой на врага.

Песни, написанные во время войны, – особенные песни. В них заложены самые сокровенные мысли, чувства, переживания целого поколения людей – военного поколения. И, слушая их, мы ясно представляем себе и яростные атаки, и оглушительные взрывы, и страшные фронтовые дороги…

Все мы любим душеньку Катюшу,

Любим слушать, как она поет,

Из врага вытряхивает душу,

А друзьям отвагу придает.

Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом:

Если пуля вдруг шальная

Настигнет на дальней стороне,

Не грусти тогда, моя родная,

Расскажи всю правду обо мне.

Именем Катюши народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага, – ракетный миномет БМ.

Во время войны эту песню для бойцов чаще всего исполняли Лидия Русланова и Леонид Утесов.

Со старыми песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметая захватчиков с родной земли.

Текст фронтового варианта “Синего платочка” — был написан в 1942 году, лейтенантом Михаилом Александровичем Максимовым.

И сейчас, спустя многие годы, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.

ВЫВОД: Все краски Великой Отечественной войны – от мрачных до праздничных – в этих песнях! Вся горечь поражений и радость побед – в этих песнях! Любовь, разлука, верность, надежда – в этих песнях!

IV. Народная песня в годы

Великой Отечественной войны.

От первого мига войны до победоносного салюта с русским человеком всегда была музыка, мелодия, песня. Более того, оказалось, что война во многих разбудила таланты: только за первые 4 дня войны родилось более ста песен, сотни частушек. И сочиняли их не только профессиональные поэты и музыканты, но и рядовые бойцы. Такого песенного взлета не наблюдалось ни до войны, ни после нее.

Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор - это сам народ. Народные песни передаются из поколения в поколение. Со временем народ может вставить новые слова, предложения, в итоге и получается народная песня.

И вот скоро закончим с победой,
Поезд тронется в дальнюю даль.

И тогда, дорогая, заеду
Может, в Вологду, может, в Рязань.

Даже в военные годы не покидала наш народ бодрость духа, и присущий ему юмор. Частушки о войне - лучшее тому доказательство. Эти частушки были придуманы народом в годы Великой Отечественной войны 1941-1945.

Частушка – народная поэтическая миниатюра, тематика которой охватывает самые разнообразные области жизни – общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, пейзаж и другое.

В страшные годы войны частушки продолжали существовать. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали подлинную любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа. И это не просто красивые слова.

В частушках военной поры слышится то плач, то смех, а если выстроить ряд из солдатских и тыловых куплетов, то обнаружится своеобразная переписка фронтовиков с семьями – искренняя, откровенная, сердечная. И сегодня строчки, многие авторы которых уже ушли из жизни, берут за душу и служат памятью о павших и выживших, бойцах и тружениках.

Значение песни во время Великой Отечественной войны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бурдина светлана Ивановна,

учитель начальных классов

г. Кемерово 2013г.

Значение песни во время Великой Отечественной войны

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности. Песни Великой Отечественной войны: Они и теперь, по прошествии более чем 68 лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения.
От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




"Музыка во время ВОВ"


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Набор звуков, который мы называем музыкой, имеет великую силу. Она влияет и на физическое, и на психологическое состояние человека. Учёные доказали, что музыка имеет сильное эмоциональное воздействие на людей. А в годы войны она сплачивала и поднимала народы.

Даже в жизни первобытных людей музыка играла важную роль. Мать песней убаюкивала ребёнка, пастухи созывали стадо, воины выкрикивали ритмичные мотивы для отпугивания врагов.

Музыка прошла свою большую историческую эволюцию: от Древнего мира до Барокко, от Классицизма до Романтизма, от Джаза до Рока.

Для понимания музыки не нужны знания иностранных языков, не важно какой ты национальности или вероисповедания. Смысл, заложенный в звуках понимает каждый слушатель.

В годы войны создавались музыкальные шедевры: симфонии, балеты, оперы. В них воспевалось величие человеческого духа. Эти произведения проникнуты любовью к Родине, они предвещали победу над злом.

Актуальность темы: изучение военной музыки и ее роли в году Великой Отечественной войны является актуальной и важной проблемой современности.

Цель: выяснить роль музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Для достижения цели решались следующие задачи:

• Изучить литературу по данной теме;

• Познакомиться с особенностями песенной композиторской и народной музыки в годы Великой Отечественной войны;

• Определить значение военной музыки для молодежи;

• Популяризировать военную музыку среди учащихся МБОУ Одинцовской сош №5.

Гипотеза: композиторская и народная музыка способствовала поднятию и поддержанию боевого духа среди солдат.

Объект исследования: музыка.

Предмет исследования: песенная композиторская музыка в годы Великой Отечественной войны.

Методы исследования:

4.Организация фестиваля военной песни.

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1 . Военные песни

Музыка удваивает, утраивает армию.

С громогласною музыкою я взял Измаил.

Военные песни использовались в русской армии с былинных времён. Самая древняя из сохранившихся ныне композиций русских дружинников датируется Х столетием. Благодаря дошедшей до наших дней в летописи XIV века песне "В великом Нове-городе стоят мужи новгородские. ", историки узнали об участии новгородских полков в Куликовской битве. Легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании песельников с набором народных инструментов, которые были специально выписаны им для поднятия боевого духа своих казаков. Петр I, понимая важность военных песен как морального фактора и боевого духа войск, издал в 1722 году предписание каждому полку иметь собственный оркестр. Суворовские чудо-богатыри шли на штурм Измаила под казацкую песню "Ночи темны, тучи грозны. ".

В XIX веке традиции были продолжены и даже создана специальная Песенная комиссия (1886 г.) под эгидой Русского Географического Общества, в обязанности которой был вменён поиск народных казачьих песен и их последующее издание. Примерно в то же время была разработана так называемая "песенная теория", в соответствии с которой военные песни делились на хвалебные, поминально-походные (известные ныне как строевые), хулительные или корильные (о неприятелях) и баллады (от сатирических и шуточных до повествовательных и трагических).

Известны случаи, когда военные песни спасали сотни солдатских жизней. Так, в 1904 году во время битвы с японцами под Мукденом, музыканты Мокшанского пехотного полка подняли в атаку деморализованных огромными потерями и смертью командира полка солдат, которые прорвали окружение. Первыми в бой с духовыми инструментами тогда пошли 25-летний полковой капельмейстер Илья Шатров (будущий автор композиции "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", которую позже переделали в легендарный вальс "На сопках Маньчжурии"), в компании с семью музыкантами - флейтистами и трубачами.

Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины.

В ужасные годы ВОВ музыка помогала людям верить в добро, давала силы пережить голод и холод. В 1941 году 22 июня началась кровопролитная и самая страшная война в истории человечества.

Рис.1 Краснознаменский оркестр на Белорусском вокзале

Рис.2 Советские бойцы в землянке

Рис.3 Лидия Русланова выступает с концертом перед

советскими воинами на ступенях рейхстага. 1945 г.

Песня получила известность во всё мире.

Рис.8 Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами. Ленинградский фронт, 1941 год

Глава 2. Концертные бригады

Рис.9 Артисты Большого театра в госпитале

Создавались концертные бригады, в которые входили певцы, актёры, танцоры, артисты цирка, музыканты филармонии. Они ездили по фронтам и давали концерты. Выступали на грузовиках, в окопах, госпиталях (рис.9). Часто попадали под обстрелы и бомбёжки. В лесу или на полях иногда приходилось играть тихо и петь шёпотом, чтобы гитлеровцы не услышали. Фашисты особо ненавидели наших артистов, пытались их убить.

Рис.10 Народная артистка СССР Любовь Орлова выступает перед советскими воинами на крыле сбитого фашистского самолета

Актриса Любовь Орлова выступала на всех фронтах (рис.10). Во время войны она заболела заражением крови. И только вмешательство лучших советских и зарубежных медиков спасло её.

Рис.11 Выступление Утесова на фронте, 1942 год.

Многие музыканты были награждены боевыми орденами и медалями.

Глава 3. Детские театры

С особым чувством восхищения я хочу рассказать о подвиге детей войны. Они оказали большую помощь в борьбе за великую Победу. Дети трудились на заводах и фабриках, шили одежду для фронтовиков, работали на стройках. Для раненных в госпиталях читали книги, делали подарки для них.

«И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, сплочённая армия

В 1942 году была организована детская театральная группа. Дети устраивали концерты в госпиталях (рис.12).

Рис.12 Концерт в госпитале во время ВОВ

В мае 1945 года супруга премьер- министра Англии Уинстона Черчилля Клементина Черчилль была приглашена на один из таких концертов. Она написала детям письмо с благодарностью за показанный мюзикл.

Глава 4. Военные оркестры

В военное время оркестры занимали особое место. Военные оркестры появились ещё в средневековье. Все решающие бои проходили под громкую музыку марша.

В России военный оркестр появился при Иване Грозном. Есть выражение, что оркестр является душой военных.

Пётр I предавал военной музыке большое значение. По его приказу были открыты школы, где обучали игре на музыкальных инструментах. Для преподавания были приглашены виртуозы из Европы. После сражений музыканты награждались за воинскую доблесть.

1 Письмо К.Черчилль РГАНТД.Ф.178.Оп.5.Д.21 Подлинник. Машинопись подпись-автограф

Рис.13 Военный оркестр ВОВ 1943г. Рис.14 Международный фестиваль военных

Сейчас военные оркестры выступают на парадах, праздниках. Мне очень нравятся смотреть на их выступления. Они исполняют переложения самых разных произведений: от классической музыки до современных песен.

Я хочу, чтобы военные оркестры выступали только в мирное время на парадах и фестивалях.

Глава 5. Классические композиторы

Даже во время самых суровых боёв по радио звучала музыка. Невзирая на холод, голод, не смотря на бомбёжки, музыканты собирались на репетиции и давали концерты. По радио звучала музыка Чайковского, Верди, Бетховена.

Рис.19 Дмитрий Шостакович (1906-1975) Рис.20 Блокадный Ленинград 1942г.

В блокадный Ленинград партитуру симфонии доставили самолётом. Сразу же начались репетиции. Но музыкантов не хватало. Главный дирижёр симфонического оркестра Карл Элиасберг (немец по национальности) искал музыкантов в госпиталях, отзывал из фронта. Многие из них были тяжело больны цингой, были ослабевшие.

Несмотря на обстрелы, люстры в филармонии были включены. Трансляция симфонии проходила по радио.

Финал балета торжественный, жизнеутверждающий. В состав оркестра включены колокола, которые в начале звенят тревожно, а в конце победно.

На фронте, в тылу, на заводе, в окопах люди слушали музыку и понимали, что должны победить. Музыка сплотила и подняла народы, дала им отвагу и стойкость.

Вышеупомянутые гениальные композиторы обладали уникальной интуицией. Никто не сомневался в победе. В своих произведения они отразили ужасы войны, но в конце всегда торжествуют добро и красота.

Музыканты, которые не попали на фронт, сражались с врагом музыкой.

В данной работе я попыталась определить роль музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг., доказать, что композиторская и народная музыка способствовала поднятию и поддержанию боевого духа среди солдат.

Для этого познакомились с историей создания популярных композиторских и народных песен, написанных в эти годы. Выяснили, что песенное творчество объединяло людей в военное время, поднимало боевой дух солдат, поддерживало веру в грядущую победу.

Изучив песни, написанные композиторами, , проследила, что в них раскрываются разные образы: лирические, драматические, шуточные. Но все они призывали к защите своей Родины, крепили армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

Увидели, что каждое музыкальное произведение – это особая история, отражающая не только определенный период войны, но и судьбы людей, их мысли, чувства, переживания. Автор музыки не просто отражает происходящие события, а рассказывает историю страны и народа. Создает историю своей жизни, каждая нота, каждый звук – это слово, сказанное композитором, это мгновение, которое он никогда не забудет.

В музыке военных лет раскрываются любовь к Отчизне, призыв служения своей Родине и своему народу.

74года назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но песни, опаленные войной, с которыми прошли наши деды и прадеды по тяжелым фронтовым дорогам, продолжают жить и звучать в сердцах молодого поколения. Считаю, что выдвинутая гипотеза исследования нашла своё подтверждение, поставленные перед нами задачи исследования решены, цель достигнута.


Информация об участии колледжа в движении

"Молодые профессионалы"

Колледж принимает участие в движение Ворлдскиллс (WorldSkills) с 2013 года.

В 2013, 2014 гг. в период проведения I и II Региональных чемпионатов Хабаровского края (г. Хабаровск) колледж представлял в рамках профориентационной части выставку учебного заведения, студенты и преподаватели проводили для школьников и молодёжи мастер-классы, профориентационные пробы, профориентационное тестирование, работали волонтерами на площадках чемпионата.

С 2015 года студенты колледжа выступают в соревновательной части чемпионатов "Молодые профессионалы" по компетенциям "Дошкольное воспитание" и "Преподавание в младших классах", с 2017 года – в компетенции "Преподавание музыки в школе".

На базе колледжа с 2016 года проводятся чемпионаты "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) (далее – чемпионат) по трём компетенциям: "Дошкольное воспитание", "Преподавание в младших классах", "Преподавание музыки в школе". Три преподавателя колледжа обучены и являются главными региональными экспертами по названным компетенциям (Чье Ю.П., Кальницкая И.Г., Гришичкина Е.А.). Очное обучение в Академии Ворлдскиллс с 2016 года и по настоящее время прошли 5 преподавателей колледжа. Дистанционное обучение по программе подготовки экспертов демонстрационного экзамена в Академии Ворлдскиллс прошли 5 штатных преподавателя колледжа и 18 представителей работодателей.

Студенты колледжа являются победителями и призёрами Региональных чемпионатов (22 медали), Полуфинала Национального чемпионата в ДФО (3 медали):

2015 г. - I и II место в компетенции "Дошкольное воспитание" (Медведь Руслана, студентка 3-го курса; Филиппова Алина, выпускница 2015 г.) и III место в компетенции "Преподавание в младших классах" (Ребус Юлия, студентка 3-го курса) на III Региональном открытом чемпионате по профессиональному мастерству WorldSkills Russia, проходившем в г. Комсомольске-на-Амуре. В рамках выставки чемпионата состоялась презентация инновационного образовательного проекта "Школа робототехники". Всего в этом чемпионате приняли участие 12 представителей колледжа: 4 конкурсанта, 3 эксперта (Данько К.В., Шурыгина Л.В., Ясько С.В.), 1 участник деловой программы, 4 участника профориентационной части.

В мае 2016 г. в Финале Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia) выступили конкурсант Медведь Р. и эксперт Данько К.В.. Результат выступления – 6 место в рейтинге результатов.

С 21 по 25 ноября 2016 г. впервые на базе колледжа были проведены соревнования IV Регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia) по компетенциям "Дошкольное воспитание" и "Преподавание в младших классах". Студенты колледжа завоевали I и II место в компетенции "Дошкольное воспитание" (Медведь Руслана, Белогурова Ярина, студенты 4-го курса) и III место в компетенции "Преподавание в младших классах" (Бывшева Надежда, студентка 3-го курса). Всего в соревновательной части чемпионата приняли участие 12 представителей колледжа: 5 конкурсантов, 7 экспертов (Калугина Л.М., Шурыгина Л.В., Зыль С.Т., Чье Ю.П., Шпилевая С.Н., Рубцова Н.И..).

Представители колледжа принимали участие в открытом чемпионате WSR Республики Саха (Якутия) – 2016 г.

2017 г. - в ноябре в Хабаровском крае прошёл V Региональный чемпионат "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia). Соревнования по педагогическим компетенциям были организованы и проведены на базе колледжа. Студенты колледжа завоевали 9 медалей в трёх компетенциях:

- компетенция "Дошкольное воспитание": 1 место – Наумкина Марина (3 курс) 2место – Гарайшина Ольга (4 курс) 3место – Пономарёва Елизавета (4 курс);

- компетенция "Преподавание в младших классах": 1 место – Королёва Юлия (2 курс) 2место – Крупка Виолетта (3курс) 3место – Мороз Виктория (2 курс);

- компетенция "Преподавание музыки в школе": 1 место – Двоенко Александр (4 курс), 2место – Халилова Лейла (3курс), 3место – Хмара Дарья (4 курс). Всего в чемпионате приняли участие.

Всего в соревновательной части чемпионата приняли участие 21 представитель колледжа: 9 конкурсантов, 12 экспертов (Шулик И.В., Кальницкая И.Г., Калугина Л.М., Зыль С.Т., Чье Ю.П., Шпилевая С.Н., Плотникова Е.В., Кадушкина А.В., Гришичкина Е.А., Малющак А.А., Рихтер М.В., Банникова К.В.).

2018 г. - в ноябре в Хабаровском крае проведён VI Региональный чемпионат "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia). Соревнования по педагогическим компетенциям были организованы и проведены на базе колледжа. Студенты колледжа завоевали 7 медалей в трёх компетенциях:

- компетенция "Дошкольное воспитание": 1 место – Заморока Алёна (4 курс), 2место – Дронова Юлия (3 курс), 3место – Бурячок Олеся (4 курс);

- компетенция "Преподавание в младших классах": 1 место – Глотова Татьяна (3 курс), 2место – Ищенко Елизавета (3курс), 3 место – Мондикова Лина (3 курс);

- компетенция "Преподавание музыки в школе": 1 место – Микулянич Вера (4 курс).

Всего в соревновательной части чемпионата приняли участие 26 представителей колледжа: 10 конкурсантов, 16 экспертов (Шулик И.В., Кальницкая И.Г., Дубинина Т.А., Калугина Л.М., Ушакова М.В., Чье Ю.П., Шпилевая С.Н., Плотникова Е.В., Семенец Т.А., Самойлик О.А., Гришичкина Е.А., Рихтер М.В., Авдеева В.В., Дорошенко Н.А.).

Представители колледжа принимали участие в открытом чемпионате WSR Сахалинской области - 2018 г.

2019 г. - студентка колледжа Глотова Т. с экспертом-компатриотом Кальницкой И.Г. приняли участие в Финале Национального чемпионата "Молодые профессионалы" в компетенции "Преподавание в младших классах" (г. Казань), завоевав право участия в нём войдя в Отборочных соревнованиях (г. Ярославль) в 10-ку лучших среди участников со всех всех регионов РФ.

2020 г. Проект колледжа победил в конкурсном отборе на предоставление в 2020 году грантов из федерального бюджета в рамках реализации мероприятия "Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям" федерального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования".

В рамках реализации проекта в колледже оборудованы 4 мастерские по приоритетным группам компетенций: "Дошкольное воспитание", "Преподавание в младших классах", "Преподавание музыки в школе", "Преподавание технологии". На реализацию проекта затрачено 14 470 000 (четырнадцать миллионов четыреста семьдесят тысяч) рублей, из которых:

  • 12 105 000 (двенадцать миллионов сто пять тысяч) рублей – сумма гранта (средства Федерального бюджета);
  • 1 350 000 (один миллион триста пятьдесят тысяч) рублей – объем средств бюджета Хабаровского края;
  • 1 015 000 (один миллион пятнадцать тысяч) рублей – объем собственных внебюджетных средств колледжа.

В настоящее время на базе мастерских ведется подготовка по 7 специальностям среднего профессионального образования, реализуются программы дополнительного профессионального образования, профессионального обучения и дополнительные общеразвивающие программы. Мастерские аккредитованы как центры проведения демонсттрационных экзаменов.

2021 г. - в феврале на базе мастерских колледжа "Дошкольное воспитание" и "Преподавание в младших классах" прошли соревнования VIII Регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia, Хабаровский край) по 2 педагогическим компетенциям.

Студенты колледжа завоевали 5 медалей:

  • компетенция "Дошкольное воспитание": 1 место – Попова Диана (4 курс), 2место – Посметухина Алина (3 курс);
  • компетенция "Преподавание в младших классах": 1 место – Лалетина Василиса (2 курс), 2место – Медведева Ирина (3курс), 3 место – Комарова Анна (3 курс).

Всего в соревновательной части чемпионата приняли участие 26 представителей колледжа: 7 конкурсантов, 11 экспертов (Шулик И.В., Кальницкая И.Г., Бережная Е.В., Калугина Л.М., Колесниченко В.О., Пилипенко Н.А., Чье Ю.П., Кирпичева Е.Д., Белоносова А.В., Семенец Т.А., Шумахова И.В.)

2021 г. - студенты колледжа Лалетина Василиса с экспертом-компатриотом Кальницкой И.Г. и Попова Диана с экспертом-компатриотом Чье Ю.П. приняли участие в Отборочных соревнованиях (г. Ярославль) на право участия в Финале Национального чемпионата "Молодые профессионалы". Попова Д. завоевала право участия в Финале, войдя в 10 лучших участников среди регионов РФ.

Взаимодействие с работодателями

Хабаровский педагогический колледж учитывает требования регионального рынка труда и активно привлекает ресурсы социальных партнеров. Подготовка участников чемпионатов "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) проводится на базе работодателей: КГАОУ "Краевой центр образования", МАОУ НОШ "Первые шаги", МБОУ СОШ №№30, 68; МАУ ДОУ №187, 78 "Семицветик" и др.

В рамках региональных чемпионатов "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) в педагогическом колледже работают профориентационные площадки, которые ежегодно посещают более 300 школьников (МБОУ СОШ №№ 37, 39, 46, 56, 87 г. Хабаровска, МБОУ СОШ №№ 1, 2, 20 г. Вяземский Хабаровского края, другие образовательные организации края). Традиционно студенты и преподаватели готовят обширную программу: тренинги, мастер-классы от профессионалов, профессиональные пробы, экскурсии по колледжу, профориентационное тестирование и др. С 2020 года реализуется Всероссийский проект "Билет в будущее".

Читайте также: