Романский стиль в искусстве западной европы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цель: познакомить одногруппников с особенностями средневековой культуры на примере романского и готического стилей в искусстве.

В средние века очень активно стали появляться и развиваться новые стили и направления в архитектуре.

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

- В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства

- Увеличение хора или восточной алтарной части храма

- Увеличение высоты храма

- Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

- Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны

- Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

- Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Романская скульптура вступила в полосу своего расцвета с 1100 года, подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлинённые. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпанс рельефом, изображающим сцену Страшного Суда, кроме тимпана рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии).

С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

Характерные черты романского и готического стилей:

Романский период
• Преобладающие и модные цвета: коричневый, красный, зеленый, белый;
• Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные;
• Форма: прямоугольная, цилиндрическая;
• Характерные элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;
• Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом;
• Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные;
• Двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом

Готика
• Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий;
• Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии;
• Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы;
• Характерные элементы интерьера: Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру;
• Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;
• Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна;
• Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые

Исходя из этого, стоит отметить, что при всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей искусству Средневековья присущи общие характерные черты:

- религиозный характер (христианская церковь — единственное, что объединило разрозненные королевства Западной Европы на всем протяжении средневековой истории);

- синтез различных видов искусства, где ведущее место отводилось архитектуре;

- ориентированность художественного языка на условность, символику и малый реализм, связанные с мировоззрением эпохи, в которой устойчивыми приоритетами были вера, духовность, небесная красота;

- эмоциональное начало, психологизм, призванные передать накал религиозного чувства, драматизм отдельных сюжетов;

- народность, ибо в эпоху Средневековья народ был творцом и зрителем: руками народных умельцев создавались произведения искусства, воздвигались храмы, в которых молились многочисленные прихожане. Используемое церковью в идеологических целях культовое искусство должно было быть доступным и понятным всем верующим;

- иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, живописец, ювелир, витражист и т.д., практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства).

Таким образом, средние века в Западной Европе – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

Суть романского стиля в его нарочитой условности. Весь образный строй скульптурных и живописных композиций: экспрессивные отношения между разномасштабными элементами, минимально обозначенные среды, диспропорциональные, деформированные фигуры, — тяготеет к иерархически-декоративной, почти орнаментальной завершенности, закольцованности.

За редким исключением романская культовая архитектура развивает тип осевой

базилики, что подразумевает:

— план в виде латинского креста: на продольной оси, с запада на

восток, расположены нартекс, большой неф с малыми нефами по

бокам, средокрестье, алтарь; на поперечной оси — трансепт;

— общий компактный объем, собранный из простых геометрических

тел (трех-, четырех-, шести-, восьмигранных призм, цилиндров,

— динамичный силуэт объема с резкими перепадами высот между

ним и вертикальными башнеобразными доминантами;

— главный западный фасад, имеющий трехчастную (и по вертикали,

и по горизонтали) композицию, в которой доминирует входная

группа с перспективным порталом;

— несущая конструкция — массивная стена с минимумом оконных и

— несомая конструкция — свод, преимущественно на основе


Понимание романского стиля соотносится, прежде всего, с культовыми сооружениями и тождественно пониманию синтеза искусств.

Романский синтез = архитектура + скульптура + живопись.

Монументальная живопись — фреска.

Скульптура — высокий рельеф и круглые, отдельно стоящие статуи (если в раннем средневековье скульптура эволюционировала от круглых форм к низкому рельефу, то в романике началось обратное движение).

Благодаря повышенному вниманию к читабельности объема и силуэта, романская архитектура обрела качества скульптурной выразительности, а посредством союза со скульптурой и живописью она заговорила.

Конструктивная основа культовых романских построек способствовала претворению синтеза и снаружи, и внутри. Почти монолитные несущие стены декорировались, во-первых, скульптурой с обеих сторон, во-вторых, живописью внутри.

Как правило, в композицию западных фасадов с полуциркульными перспективными порталами вводились полуциркульные сдвоенные окна, аркатурно-колончатые пояса, тимпаны.

Самым распространенным сюжетом, разворачиваемом на тимпанах в несколько ярусов, был Страшный суд.


1.2. Романский синтез искусств в церквях Франции,

Германии, Италии, Испании, Португалии, Дании

Архитектурные памятники романского периода разбросаны по всей Западной Европе. Более всего их во Франции, особенно к югу от Луары, где проходили основные маршруты паломников. Визуально и замки, и монастыри, и церкви работали как ориентиры, маяки. Что касается их вклада в развитие мировой цивилизации и культуры, то они, например, бенедиктинское аббатство Клюни в Бургундии, выполняли градоформирующую функцию и становились центрами образования, науки, искусства, ремесел.




Аббатство Клюни, X—XII вв.

Приорат Серрабоны,XI—XII вв.

Капелла кающихся грешников в Больё-сюр-Дордонь, XI—XII вв

Собор Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, XI в.

Собор Сен-Лазар в Отене, XII в.

Лаахское аббатство Святой Марии, XI в.

Лимбургский собор, 1206—1235 гг.

Собор Успения Пресвятой Девы Марии в Пизе, 1063—1092 гг.

Базилика Сан-Исидоро-де-Леон, 1063 г.

9 церквей в долине Валь-де-Бои, XI—XII вв.

Собор Се Велья в Коимбре, XII в.

Церковь Богородицы в Калуннборге, XII в

Романскому синтезу пришлось продолжить миссию глобальной перезагрузки миропонимания, систематизации множества пластов средневековых представлений. Соборы стали моделями монотеистического мира в его бесконечном многообразии и гармонической архитектонике, устремленной к высшему идеалу, и энциклопедиями средневекового знания в целом.

Иллюстрации к Библии, мотивирующие человека спасать душу каждую минуту жизни, делать правильный выбор между ангелами и сатаной, соседствовали с историческими, литературными, фольклорными, фантастическими персонажами, сценами на самые волнующие и даже болезненные темы.

Чаще всего изображались:

― из Нового завета сцены Вознесения, Преображения, Пятидесятницы, Страстей Христовых, житий мучеников, Апокалипсиса.

― из Ветхого завета ― Сотворение мира, Грехопадение Адама и Евы, Изгнание из рая.

― из актуальной информации — портреты и сцены из жизни сюзеренов, церковнослужителей, исторических, мифических, безымянных героев, свидетельствующие об острой наблюдательности и юморе создателей.

2. Церкви как энциклопедии средневекового

знания

2.1. Повествовательные капители


Фрески

Фрески аббатства Сен-Савен-сюр-Гартамп во Вьенне. XII в.

Фреска в монастыре Ламбах близ Зальцбурга,1089 г.

Фрески капеллы Сан-Сильвестро в Риме, XIII в.

Фрески Сант-Анджело-ин-Формис в Капуе, ок.1087 г.

Фрески церкви св. Климента в Тауле. ок.1123 г.

Фрески церкви св. Марии в Тауле. XII в.


Тема 4. Романское искусство, XI—XII вв.

Романский стиль и синтез искусств.

Сущность романского стиля

Романский синтез искусств в церквях Франции,

Германии, Италии, Испании, Португалии, Дании

2. Церкви как энциклопедии средневекового

знания

Повествовательные капители

Фрески

Станковые формы, миниатюра

Романский стиль и синтез искусств.

Сущность романского стиля

Суть романского стиля в его нарочитой условности. Весь образный строй скульптурных и живописных композиций: экспрессивные отношения между разномасштабными элементами, минимально обозначенные среды, диспропорциональные, деформированные фигуры, — тяготеет к иерархически-декоративной, почти орнаментальной завершенности, закольцованности.

За редким исключением романская культовая архитектура развивает тип осевой

базилики, что подразумевает:

— план в виде латинского креста: на продольной оси, с запада на

восток, расположены нартекс, большой неф с малыми нефами по

бокам, средокрестье, алтарь; на поперечной оси — трансепт;

— общий компактный объем, собранный из простых геометрических

тел (трех-, четырех-, шести-, восьмигранных призм, цилиндров,

— динамичный силуэт объема с резкими перепадами высот между

ним и вертикальными башнеобразными доминантами;

— главный западный фасад, имеющий трехчастную (и по вертикали,

и по горизонтали) композицию, в которой доминирует входная

группа с перспективным порталом;

— несущая конструкция — массивная стена с минимумом оконных и

— несомая конструкция — свод, преимущественно на основе


Понимание романского стиля соотносится, прежде всего, с культовыми сооружениями и тождественно пониманию синтеза искусств.

Романский синтез = архитектура + скульптура + живопись.

Монументальная живопись — фреска.

Скульптура — высокий рельеф и круглые, отдельно стоящие статуи (если в раннем средневековье скульптура эволюционировала от круглых форм к низкому рельефу, то в романике началось обратное движение).

Благодаря повышенному вниманию к читабельности объема и силуэта, романская архитектура обрела качества скульптурной выразительности, а посредством союза со скульптурой и живописью она заговорила.

Конструктивная основа культовых романских построек способствовала претворению синтеза и снаружи, и внутри. Почти монолитные несущие стены декорировались, во-первых, скульптурой с обеих сторон, во-вторых, живописью внутри.

Как правило, в композицию западных фасадов с полуциркульными перспективными порталами вводились полуциркульные сдвоенные окна, аркатурно-колончатые пояса, тимпаны.

Самым распространенным сюжетом, разворачиваемом на тимпанах в несколько ярусов, был Страшный суд.


1.2. Романский синтез искусств в церквях Франции,

Германии, Италии, Испании, Португалии, Дании

Архитектурные памятники романского периода разбросаны по всей Западной Европе. Более всего их во Франции, особенно к югу от Луары, где проходили основные маршруты паломников. Визуально и замки, и монастыри, и церкви работали как ориентиры, маяки. Что касается их вклада в развитие мировой цивилизации и культуры, то они, например, бенедиктинское аббатство Клюни в Бургундии, выполняли градоформирующую функцию и становились центрами образования, науки, искусства, ремесел.

Аббатство Клюни, X—XII вв.

Приорат Серрабоны,XI—XII вв.

Капелла кающихся грешников в Больё-сюр-Дордонь, XI—XII вв

Собор Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, XI в.

Собор Сен-Лазар в Отене, XII в.

Лаахское аббатство Святой Марии, XI в.

Лимбургский собор, 1206—1235 гг.

Собор Успения Пресвятой Девы Марии в Пизе, 1063—1092 гг.

Базилика Сан-Исидоро-де-Леон, 1063 г.

9 церквей в долине Валь-де-Бои, XI—XII вв.

Собор Се Велья в Коимбре, XII в.

Церковь Богородицы в Калуннборге, XII в

Романскому синтезу пришлось продолжить миссию глобальной перезагрузки миропонимания, систематизации множества пластов средневековых представлений. Соборы стали моделями монотеистического мира в его бесконечном многообразии и гармонической архитектонике, устремленной к высшему идеалу, и энциклопедиями средневекового знания в целом.

Иллюстрации к Библии, мотивирующие человека спасать душу каждую минуту жизни, делать правильный выбор между ангелами и сатаной, соседствовали с историческими, литературными, фольклорными, фантастическими персонажами, сценами на самые волнующие и даже болезненные темы.

Чаще всего изображались:

― из Нового завета сцены Вознесения, Преображения, Пятидесятницы, Страстей Христовых, житий мучеников, Апокалипсиса.

― из Ветхого завета ― Сотворение мира, Грехопадение Адама и Евы, Изгнание из рая.

― из актуальной информации — портреты и сцены из жизни сюзеренов, церковнослужителей, исторических, мифических, безымянных героев, свидетельствующие об острой наблюдательности и юморе создателей.


Европейская культура X-XIV вв. до сих пор поражает исследователей своими достижениями в области искусства. Готический и романский стили оказали колоссальное влияние не только на средневековую архитектуру. Их черты прослеживаются в живописи, литературе, скульптуре, музыке и даже моде той далекой эпохи.

Романский стиль, ставший первым значительным явлением культуры феодальной эпохи, просуществовал с конца X по XII столетие. Он формировался в сложное время, когда Европа распалась на мелкие феодальные государства, враждовавшие между собой. Практически все виды искусства, одни в большей степени, другие – в меньшей, испытали на себе влияние романского стиля, который стал закономерным этапом эволюции средневековой европейской культуры.

Между Античностью и Новым временем

С того момента, как в 476 году Одоакр, предводитель одного из германских племен, сверг последнего западно-римского императора Ромула Августула, историки традиционно начинают отсчет следующей эпохи – Средневековья. Принято считать, что завершился этот период в конце XV века, когда европейцы стали открывать и активно осваивать новые для них континенты.

характерные черты романского стиля

Отчасти гуманисты были правы: некогда процветавшие города и хорошие дороги пришли в упадок, античная культура была практически позабыта. Религиозные фанатики целенаправленно уничтожали ее наследие. Но с другой стороны, Средние века оказали значительное влияние на развитие человеческой культуры. Именно в этот период сформировались современные европейские языки, открылись университеты, были написаны произведения, до сих пор волнующие нас, построены многие города, величественные соборы, родился новый стиль в искусстве – романский.

Возросла и духовная активность: широкое распространение получило паломничество. По дорогам Европы тысячи людей шли в монастыри для поклонения мощам и реликвиям.

Происхождение названия

Новое направление в культуре неслучайно получило название романского стиля, так как в его основу были положены приемы, разработанные еще в Древнем Риме. Разумеется, он не имел прямого отношения к языческой культуре, напротив, новый стиль полностью формировался на базе христианского вероучения. Тем не менее многое в нем напоминало Античность: строились монументальные здания, соблюдались те же эстетические нормы, которых придерживались архитекторы Рима. Например, отсутствовали мелкие детали, избыточный декор, акцент в сооружениях делался на мощной кладке. Романский стиль в Средневековье стал общеевропейским, его канонов придерживались во всех государствах континента, включая Древнюю Русь.

Главные особенности

Новое направление в искусстве совершенно отвергло свойственный античной архитектуре запас декоративно-орнаментальных средств и присущие ей пропорциональные формы. То немногое, что все-таки сохранилось, было огрублено и изменено.

К особенностям романского стиля искусствоведы относят:

  • его эмоциональное начало, психологизм;
  • единство различных видов искусств, среди которых архитектура занимала ведущее место;
  • теоцентризм (Бог в центре всего);
  • религиозный характер искусства;
  • имперсональность (считалось, что руку мастера направляет Бог, поэтому нам почти неизвестны имена средневековых творцов).

черты романского стиля

Стилевыми признаками романики являются:

  • огромные здания, целиком выстроенные из камня;
  • полукруглая сводчатая арка;
  • массивные и толстые стены;
  • рельефы; ;
  • плоскостные, необъемные изображения;
  • скульптура и живопись были подчинены архитектуре и использовались в храмах и монастырях.

Основные архитектурные сооружения романского стиля:

  1. Феодальный замок. Обычно он располагался на возвышенности, удобной для наблюдения и обороны. Четырехугольная или круглая башня – донжон, составляла ядро крепости.
  2. Храм. Возводился в традициях базилики. Это было продольное помещение с тремя (реже пятью) нефами.
  3. Монастырский комплекс, которому были присущи узкие окна и толстые стены.

Да и сами средневековые города с рыночной площадью в центре, где был выстроен кафедральный собор, больше напоминали крепости, окруженные массивными стенами.

Романский стиль в архитектуре Средневековья

XI-XIII вв. – это время блистательного расцвета европейского искусства. Возводились рыцарские замки и королевские дворцы, мосты и городские ратуши. На развитие архитектуры Средневековья, как и на другие области общественной жизни данного периода, огромное влияние оказало христианство. После падения Римской империи менялись государственные границы и правители, только могущественная христианская церковь оставалась непоколебимой. Для укрепления своего влияния она прибегала к особым методам. Одним из них было строительство на центральных площадях городов величественных храмов. Это было порой единственное высокое каменное здание, которое было заметно издали.

Как уже было сказано, господствовавший в Европе в XI-XII столетиях (а в некоторых странах и в XIII) архитектурный стиль назывался романским от латинского слова Roma (Рим), поскольку мастера того времени использовали некоторые древнеримские приемы строительства. На Западе базилика сохранилась, в отличие от Византии, где она со временем уступила место крестово-купольному храму. Правда, ее формы усложнились и усовершенствовались. Так, размеры восточной части церкви увеличились, а под ее полом располагалась крипта – тайное помещение. Здесь хранили святые реликвии и погребали служителей церкви.


Все здания в романском стиле, будь то базилики или замки, имели схожие черты:

  • монументальность;
  • малорасчлененные формы;
  • суровый крепостной характер архитектуры;
  • преобладание прямых линий (исключение составляли только полуциркулярные арки).

На перекрестках оживленных дорог

Безусловно, в XI-XII столетиях ведущая роль принадлежала церковной архитектуре. К тому времени понтификат сосредоточил в своих руках неимоверные богатства, часть которых шла на строительство храмов и монастырей. В этот же период необычайно возросло число пилигримов, поэтому старые романские базилики, расположенные на самых многолюдных путях, уже не могли вместить всех паломников. По этой причине строительство храмов начинает переживать настоящий бум. Приблизительно после 1000 года в короткий срок были отстроены десятки базилик, особенно в Италии и Франции. Европейские народы соперничали друг с другом, стараясь превзойти убранством и размерами своих храмов.

Впрочем, первые романские церкви не отличались изяществом, они были относительно невысокими и массивными. Окна были небольшими, стены - толстыми, поскольку храм в первую очередь рассматривался в качестве места убежища как духовного, так и физического (во время осад). Кладка стен доходила до 3, а порой и до 5 метров в толщину.

В оформлении церковного фасада редко применялся декор, внешнее убранство было очень скромным, с немногочисленными скульптурными элементами. Все внимание сосредотачивалось на декоре внутреннем. Интерьер в большом количестве украшался фресками (росписями по сырой штукатурке), рельефами и скульптурами, унаследованными от античного мира. Эта традиция активно развивалась и в Средние века, став одной из характерных черт романского стиля.

Что представляли собой базилики?

Это были трех- или пятинефные сооружения прямоугольной формы. Изначально центральный неф имел деревянный потолок, однако со временем его научились перекрывать каменными сводами. Тем не менее их давление могли выдержать только чрезвычайно мощные стены и столбы, разделявшие нефы. Дополнительную надежность стенам придавали узкие, похожие на бойницы окна. Поэтому внешне романские храмы часто напоминали крепости, а внутри них царил полумрак.

Мощные башни, которые возвышались как на пересечении трансепта и главного нефа, так и у восточной стены и по углам западного фасада, только усиливали сходство базилики с крепостью. Кроме того, внешнему облику храма это придавало строгость, величавость и даже суровость. Во время войн романские базилики служили надежным убежищем, наряду с крепостями.

Обилие полукруглых арок – еще одна примечательная черта романского стиля. В средневековых храмах они использовались не только в дверях и окнах, но и в оформлении фасадов и интерьеров.

Западная часть романской базилики декорировалась чрезвычайно пышно. Это служило двум целям: привлечению верующих и устрашению тех, кто ведет неправедную жизнь. Поэтому и сюжеты для церковных тимпанов (углубленная ниша над входом, обрамленная аркой) выбирались соответствующие.

Церковь аббатства Клюни – замечательный пример романской храмовой архитектуры. Более того, приемы, использованные для ее строительства, оказали немалое влияние на средневековых мастеров.

романский стиль

Черты романского стиля в древнерусском зодчестве

Владимиро-Суздальская Русь славилась своей белокаменной архитектурой. Строительство православных храмов достигло расцвета при Андрее Боголюбском. Князь пригласил немецких мастеров, которые обогатили русское зодчество приемами западноевропейской романской архитектуры. С тех времен сохранились до наших дней Золотые ворота во Владимире, некогда бывшие частью городской стены. Другим примером романского стиля является Успенский храм. По соседству с ним во Владимире был позже возведен Дмитриевский собор, отличающийся богатством белокаменной резьбы и красивыми фресками.

романский стиль в архитектуре средневековья

Рыцарские замки

Романский стиль в Средневековье нашел свое отражение и в строительстве крепостей. Период XI-XII вв. – это время развития рыцарской культуры и становления феодальных отношений. До второй половины X столетия замки строились из дерева на естественных возвышенностях или насыпных холмах. Позднее такие крепости стали возводить в соответствии с романскими традициями и по особым правилам. Они имели специальные сторожевые башни, главная из которых – донжон. Единственный вход открывался изнутри замкового комплекса. Мебель была под стать помещениям: массивная, функциональная, по минимуму декорированная, словом, полностью соответствовала господствовавшему романскому стилю.

Крепостные сооружения имели собственную небольшую церковь, тюрьму и множество хранилищ, позволявших выдерживать длительные осады.

Наглядным примером замка в романском стиле может служить крепость Конви (Уэльс, Великобритания). Она входит в число самых крупных сохранившихся средневековых крепостей. Замок возвели по указу Эдуарда Первого в конце XIII столетия. Конви окружают 8 цилиндрических башен, в которые почти не заглядывает солнце, и массивные оборонительные стены. Их каменная кладка практически не пострадала за 800 лет, хотя крепость неоднократно подвергалась осадам. На ее строительство король потратил баснословную сумму – 15 тысяч фунтов стерлингов, что по современному курсу составляет 193 млн евро. Замок Конви, чья территория разделена на внешний и внутренний двор, был выстроен на холме и считался неприступным. Чтобы защитить крепостные стены от возможного подкопа, их возвели на прочной скалистой породе.

замки в романском стиле

Изобразительное искусство

До X века в европейской живописи практически не было образов человека. Она изобиловала растительными, животными и геометрическим орнаментами. Но с зарождением романского стиля на смену орнаментальному искусству приходит изображение человека: святых и библейских персонажей. Конечно, это было еще условное воспроизведение, но, несомненно, знаменовавшее собой большой шаг вперед.

К сожалению, лишь незначительная часть монументальной живописи в романском стиле дошла до наших дней. Такими примерами могут служить фрески монастырских церквей Санта-Мария-де-Игасель (Испания) и Сен-Савен-сюр-Гартамп (Франция).

живопись романского стиля

В последнем случае речь идет о большом цикле росписей, занимающих все пространство свода, на котором лаконично изображены различные библейские сюжеты. На светлом фоне четко вырисовываются фигуры, очерченные ярким контуром.

О светском же декоративно-прикладном искусстве можно судить по вышитому гобелену из Байе. На длинной полосе ковра вытканы эпизоды завоевания Англии нормандскими рыцарями в 1066 г.

Помимо фресок широкое распространение получила в романскую эпоху книжная миниатюра, отличавшаяся пышностью и красочностью. В монастырях имелись специальные мастерские – скриптории, где переписывались и украшались манускрипты. Книжная миниатюра того периода стремилась к повествовательности. Изображение, как и текст, делилось на абзацы – визуальные единицы рассказа. Впрочем, были иллюстрации, носившие самостоятельный характер и отражавшие суть повествования. Или же художники вписывали текст в строгие геометрические фигуры рисунка. Большим разнообразием отличались миниатюры, которыми иллюстрировали исторические хроники.

Героический эпос

Романский стиль в искусстве проявился и в литературе. Возникло несколько новых жанров, каждый из которых соответствовал образу жизни, требованиям и уровню образованности того или иного сословия. Наиболее широко, разумеется, была распространена христианская литература. Помимо Библии, религиозных трактатов и учений Отцов Церкви, которые читали в основном богословы, популярностью пользовались биографии канонизированных мирян и духовных лиц.

Кроме церковной развивалась и литература светская. Примечательно, что лучшие ее произведения продолжают читать даже в наш век высоких технологий. Романская эпоха – время расцвета героического эпоса. Он возник на основе народных песен и сказаний о подвигах бесстрашных героев, боровшихся с драконами, колдунами, злодеями. Эпические произведения предназначались не для чтения, а для исполнения вслух, часто под аккомпанемент музыкальных инструментов (виолы или арфы). По этой причине большинство из них написано в стихотворной форме. К самым известным эпическим произведениям той эпохи относятся:

Линейный стан

Для музыкального искусства XI-XII столетий громадное значение имело разделение его на светскую и церковную музыку. В эту эпоху для всех западноевропейских стран орган становится признанным храмовым инструментом, а латинский язык – единой формой богослужебного пения. Христианская музыка, творцами которой в основном были французские и итальянские монахи, сыграла огромную роль в создании основ профессиональной музыкальной культуры Европы.

Главной вехой в истории этого искусства стало нововведение, сделанное Гвидо из Ареццо. Этот итальянский монах, учивший пению мальчиков, разработал принципы нотной записи, которыми пользуются и поныне. До него звуки записывались невмами, квадратными нотами. Однако, используя их, никак не удавалось наглядно изобразить высоту звука. Гвидо из Ареццо поместил напевы на 4-нотный линейный стан, решив тем самым проблему.

Господствовавший в Европе романский стиль повлиял и на хореографию. Бассданс – средневековый танец, исполнялся под пение танцующих или под аккомпанемент музыкальных инструментов. Он напоминал, скорее, торжественное шествие, нежели танец. Бассданс, тяжеловесный и величественный, как замки и храмы, был отражением романского периода в европейском искусстве.

Резец и камень

Лучше образцы романского архитектурного стиля представляли собой единство зодчества, ваяния и живописи. Уже издали, идя на богослужение, верующие видели внешнее скульптурное оформление фасада храма. Внутрь они проходили через главный портал – богато украшенный каменной резьбой вход, находившийся на западной стороне здания. Его бронзовые массивные врата нередко украшали рельефами, изображавшими библейские сцены.

романский стиль фото

В скульптуре того периода, как и в живописи, происходит усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальной композиции. Однако монументальное ваяние, унаследованное от Античности, было полностью подчинено архитектурным формам. Поэтому огромная роль в украшении базилик отводилась каменной скульптуре, создаваемой обычно на фоне рельефов. Как правило, ими украшали не только интерьер, но и наружные стены базилик. Во фризах – декоративных композициях, преобладали фигуры приземистых пропорций, а на столбах и колоннах – удлиненных.

Особенности ваяния

Помимо этого, скульптурные рельефы располагались и над главным порталом. Чаще всего это было изображение Страшного суда. Вероятно, самой знаменитой является сцена, украшающая вход собора Сен-Лазар в городе Отен (Бургундия). Это редкий случай, когда до нас дошло имя мастера, создавшего рельеф, – Гизлеберт.

романский и готический стиль

В центре изображения находится фигура Христа, вершащего суд. По правую руку от него стоят ликующие праведники, по левую – дрожащие грешники. Самое примечательное в данном рельефе – разнообразие человеческих чувств. В движениях, позах и на лицах отражается страх или надежда. Главным для мастера было создать не правдоподобные фигуры, а изобразить всю гамму переживаемых чувств.

В каждой стране ваяние имело свои национальные особенности. Например, в Германии, в отличие от Франции, фасады и внешние стены храмов почти не декорировались. Немецкая скульптура романского стиля строга и аскетична, сурова и достаточно абстрактна. Пример тому – церковь Лаахского аббатства Святой Марии.

романский архитектурный стиль

В скульптурном декоре романских храмов проявилась не только любовь к духовному, но и к необычайному, фантастическому. Здесь можно увидеть каменные орнаменты редкой красоты и сложности: кентавров, крылатых драконов, обезьян, играющих в шахматы, и пр. Фигурки сказочных существ, заимствованных из преданий германских племен, нередко украшали фасады и капители колонн романских базилик.

"Французская манера"

Романский стиль и готический, пришедший ему на смену в XIII столетии, наложили огромный отпечаток на развитие европейской культуры Средних веков. Если романика представляла собой сочетание строгости и монументальности (никаких фантазий, только ясная геометрия и молитвенное настроение), то готика отличалась легкостью и возвышенностью.

Послесловие

Первым собственным достижением европейских народов, отличным от античного искусства, стал, безусловно, романский стиль. Фото средневековых храмов, скульптур, книжных миниатюр служат бесспорным доказательством того, что этот период ознаменовал значительный культурный шаг вперед.


Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.



Содержание

Характеристика стиля

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

Известные постройки в романском стиле



  • Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии в Германии и частично знаменитая Пизанская башня в Италии! в Германии

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Романский стиль" в других словарях:

Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X XII вв. (в ряде мест и в XIII в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин романский… … Художественная энциклопедия

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — Архитектурный стиль, вошедший в употребление в X ст., его отличительная особенность круглые арки и тяжеловесность построек. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Стиль, получивший начало в … Словарь иностранных слов русского языка

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — РОМАНСКИЙ стиль, художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители монастырские ордена. Для архитектуры (церкви, монастыри, замки) характерны простые… … Современная энциклопедия

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… … Большой Энциклопедический словарь

Романский стиль — стиль средневекового западно европейского искусства Х – XII вв. (в ряде стран также ХIII в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных … Энциклопедия культурологии

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — (от лат. romanus римский) стиль в зап. европ. искусстве эпохи феодализма 10 13 вв. В монументальной архитектуре Р. с. преобладали храмы, монастыри, замки. Широкое развитие получили сводчатые и арочные конструкции. См. рис. К ст. Романский стиль.… … Большой энциклопедический политехнический словарь

романский стиль — стиль средневекового западноевропейского искусства X XII вв. (в ряде стран также XIII в.). Главную роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре. Монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… … Энциклопедический словарь

Романский стиль — романика (от romanum римский) общеевроп. стиль средневекового искусства X XII вв. Термин появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI XII вв. с древнерим. архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов), В… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Романский стиль — Церковь монастыря Мария Лах (Германия).1093 1156. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители монастырские ордена. Для архитектуры… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Романский стиль — стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… … Архитектурный словарь

Читайте также: