Противоречия культуры эпохи абсолютизма и первых буржуазных революций кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие “Новая история” появилось в Европейской науке в ХV – ХVI в.в., в эпоху Возрождения (Ренессанса). Гуманисты того времени стали подразделять историю на 3 эпохи: древнюю, среднюю и новую. Наступление “Новой эпохи” они связывали с развитием светской, т.е. не церковной идеологии, науки и культуры, с борьбой за освобождение человека и общества от диктата католической церкви, с возрождением культа античности

Содержимое работы - 1 файл

Понятие.Буржуазная революция..doc

ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ПЕРВЫЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ!

Понятие “Новая история” появилось в Европейской науке в ХV – ХVI в.в., в эпоху Возрождения (Ренессанса). Гуманисты того времени стали подразделять историю на 3 эпохи: древнюю, среднюю и новую. Наступление “Новой эпохи” они связывали с развитием светской, т.е. не церковной идеологии, науки и культуры, с борьбой за освобождение человека и общества от диктата католической церкви, с возрождением культа античности.

В западноевропейской исторической науке деление истории на древнюю (до падения в 476 г. Западной Римской империи), средневековую (до падения в 1453 г. Византийской империи – Второго Рима) и новую (современную) является традиционным и сохраняется до нашего времени. Новое время неразрывно связывается с утверждением “буржуазным индустриальным прогрессом”.

В последнее время многие историки склоняются к мнению, что нельзя искусственно отрывать от буржуазной цивилизации такие явления, как великие географические открытия, реформация и гуманизм, научная революция, которые дали толчок к зарождению буржуазии. Поэтому целесообразней границей средневековья и нового времени считать конец ХV - начало ХVI в.: ранее новое время, когда капитализм только зарождался и существовал в виде одного из укладов жизни.

Эпоха первоначального накопления капитала, зарождение и развитие мануфактурного производства знаменовали наступление нового времени. Европа становится центром прогрессивного развития человечества, формирования новых политических институтов, очагом новой идеологии и культуры.

Таким образом, Новое время – это эпоха, заложившая основы современной цивилизации, в которой мы сейчас живем.

Решительный разрыв со средневековьем и господствующими феодальными порядками ознаменовали буржуазные революции в Голландии ( конец ХVI века) и в Англии (середина ХVII в), переведшие эти страны со временем в передовые европейские державы.

Что, касается первых буржуазных революций остановимся на них последовательно, обсудив предпосылки и противоречия.

Первая в мире успешная буржуазная революция 1566-1579 гг.произошла в Нидерландах . Там к этому времени уже назрели противоречия между дворянством и буржуазией, а также между имущими классами и трудящимися города и деревни, классовая борьба достигла здесь к концу XVI в. наибольшей силы. Кроме того, народ страны начал национально-освободительную борьбу против угнетения феодальной Испанией, которая до 40% своих доходов получала за счет эксплуатации Нидерландов. Испанский король Филипп II (1527-1598) ввел в Нидерландах инквизицию и беспощадно преследовал еретиков. Все это вызывало волнения в стране. В городах происходят вооруженные столкновения с испанскими солдатами. В 1566 г. вспыхнуло народное восстание, в Нидерландах началась буржуазная революция. Попытки Филиппа II казнями и зверствами пресечь сопротивление нидерландского народа не сломили его волю к борьбе. Основные вехи революционных событий: народное иконоборческое восстание 1566 г. в южных провинциях; всеобщее восстание 1572 г. в северных провинциях; восстание в 1576 г. в южных провинциях; создание Утрехтской унии в 1579 г.

Завершилась Нидерландская буржуазная революция освобождением от испанского господства северных провинций и образованием буржуазной республики Соединенных провинций, хотя Южные Нидерланды Филипп II удержал под своей властью. Семь провинций объединились в одно государство с общим правительством, казной и армией. Во главе республики Соединенных провинций стала Голландия как наиболее развитая в экономическом отношении провинция. Новое государство стало называться Голландией.

Английская буржуазная революция 17 века

победоносная буржуазная революция, приведшая к утверждению капитализма и установлению буржуазного строя в Англии; одна из ранних буржуазных революций. Будучи первой революцией европейского масштаба, она открыла эру крушения феодального строя в Европе, положив начало смене феодальной формации капиталистической.

К середине 17 в. Англия достигла значительных успехов в развитии промышленности и торговли. Основой экономического прогресса страны являлось развитие новых форм производства — капиталистической мануфактуры (главным образом в виде рассеянной мануфактуры). Однако система промышленных монополий, насаждавшаяся королями из династии Стюартов, так же как и цеховая регламентация, господствовавшая в городах, сужала поле деятельности мануфактуристов- предпринимателей.

Одна из важнейших особенностей А. б. р. — своеобразная идеология, драпировка её классовых и политических целей. Это было последнее революционное движение в Европе, проходившее под средневековым знаменем борьбы одной религиозной доктрины против другой. Штурм абсолютизма в Англии начался со штурма его идеологии, этики и морали, которые воплотились в доктрине полукатолической государственной англиканской церкви. Буржуазные революционеры выступали в качестве церковных реформаторов — пуритан. Проповеди пуритан заложили основы революционной идеологии — идеологии народного антифеодального восстания. К началу 17 в. сформировались два основных течения пуританизма — течения пресвитериан и индепендентов.

Боязнь углубления революции с ещё большей очевидностью проявилась в ожесточённой борьбе, развернувшейся в Долгом парламенте при обсуждении т. н. Великой ремонстрации, которая была принята 22 ноября 1641 большинством всего в 11 голосов.

Тайна побед парламента, к которому в августе 1641 фактически перешла власть в государстве, заключалась в том, что за ним стоял восставший народ (прежде всего Лондона), сорвавший, в частности, попытку короля (январь 1642) арестовать лидеров оппозиции Пима, Гемпдена и др. 10 января 1642 Карл уехал на С. под защиту феодальных лордов.

Новое дворянство (джентри) и буржуазия считали революцию в основном законченной: их главные цели были достигнуты. Ордонанс от 24 февраля 1646 уничтожил рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны; тем самым крупные землевладельцы присвоили право буржуазной частной собственности на земли, которые были до того лишь их феодальной собственностью. В промышленности и торговле с уничтожением монопольных прав частично возобладал принцип свободной конкуренции; было приостановлено действие законодательства против огораживаний. Вся тяжесть налогов на военные нужды переложена на плечи трудящихся.

Просвещение — необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Эпоха Просвещения — одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых — в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством — первый характерный признак эпохи Просвещения.

Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума — второй характерный признак эпохи.

Третий характерный признак эпохи Просвещения — исторический оптимизм.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма (признающего разум основой познания и поведения людей), в науке — развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс.

Просвещением в Европе называется идейное течение среди образованной части населения Европы во второй половине XVII - XVIII вв. Главными идеями Просвещения были:

- Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы.

- Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения.

- Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей - это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом, как рассматривали его классицисты.

- Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей.

- Осуждение политической тирании.

Просвещение в литературе сделало бесценный вклад в развитие такого жанра, как роман. Жанры европейского философского романа и драмы основаны именно просветителями. В центре литературных произведений, написанных просветителями - образ интеллектуального героя, часто деятеля искусства или науки, который стремится реформировать мир или борется за достойное место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования. Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества. Авторы часто приводят объемные рассуждения своих персонажей, их переписку по поводу проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др.

Выдающиеся представители Просвещения в литературе: Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Оливер Голдсмит, Михаил Ломоносов, Григорий2 Сковорода.

К культурным ценностям эпохи Просвещения следует отнести быстрое распространение газет, начало издания журналов и энциклопедий, а также появление общественных клубов, где проходили дебаты по важным общественным вопросам. Это академии, научные общества, масонские ложи, кружки, светские и художественные салоны и кафе.

Оглавление

Введение
1.Идейные основы Просвещения: рационализм, просветительство, космополитизм, борьба против схоластики, суеверий, против феодальных устоев, за свободу и права человека
2 .Ценности социально-политической культуры французских просветителей ХVIII в.
3.Художественная картина мира эпохи Просвещения. Принципы классицизма.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурология.docx

Федеральное агентство по образованию

Социально – экономический факультет

Кафедра философии, социально – культурных технологий и туризма

по дисциплине: Культурология
на тему: Культура_эпохи_Абсолютизма и Просвящения

Выполнила: Болданкова Екатерина Игоревна

Студентка гр. ЗЭУ - 11 (непроф.), I курса

Преподаватель: Соболева Ольга Юрьевна

Подпись преподавателя_________ _________

1.Идейные основы Просвещения: рационализм, просветительство, космополитизм, борьба против схоластики, суеверий, против феодальных устоев, за свободу и права человека

2 .Ценности социально-политической культуры французских просветителей ХVIII в.

3.Художественная картина мира эпохи Просвещения. Принципы классицизма.

С развитием капитализма поощрялась частная инициатива, рос интерес к личности. Продолжалось разрушение созерцательного отношения к миру, все большее значение придавалось созидательным способностям человека, увеличивалась его власть над внешним миром. Тогда же было провозглашено равенство людей не только перед Богом, но и перед законом. Крепло оптимистическое миропонимание, основанное на идеях возможного переустройства общества на разумных началах.

За четыре десятилетия до буржуазной революции 1789 г. во Франции возникло широкое движение, известное под названием Просвещения. Цель его состояла в критике основ феодальной идеологии, религиозных суеверий и предрассудков, в борьбе за веротерпимость, за свободу научной и философской мысли, за разум против веры, за науку против мистики, за свободу исследования, против ее подавления авторитетом, за критику против апологетики.

В контрольной работе рассмотрим идейные основы эпохи Просвещения, ценности социально-политической культуры французских просветителей Дидро, Руссо, Вольтера и др., раскроем художественную картину мира этого периода и его основное направление – классицизм.

1.Идейные основы Просвещения: рационализм, просветительство, космополитизм, борьба против схоластики, суеверий, против феодальных устоев, за свободу и права человека

В XVII в. произошел переворот в науке, связанный не только с важными открытиями и целой плеядой знаменитых ученых, но и с появлением нового типа научной деятельности и совершенно новой, научной картиной мира. Новый тип науки был ориентирован на систематизированное, достоверное и экспериментально подтверждаемое знание. Тогда же утвердилось понятие естественного закона, не знающего исключений ни для Бога, ни для человека. В научной картине мира разум, вооруженный наукой, противостоял миру, которым можно и нужно овладеть. Такой способ познания мира получил название рационализма. Он основывался на идее, что в мире существует порядок, доступный человеческому познанию. Соответственно и общество, отношения людей, государство, нравственность могут строиться на разумных, рациональных основаниях. При этом разум понимался как прирожденная познавательная способность, присущая всем людям в равной мере. Разум единообразен: его законы и правила всеобщи и универсальны для всех и во все времена

Разработка земной механики (Галилей, Торичелли, Бойль Декарт, Паскаль, Лейбниц и др.) показала несостоятельность средневекового понимания природы, опиравшегося на аристотелевскую физику. В трудах И. Ньютона (1643—1727) математическое естествознание достигло своей вершины. Ньютоновские открытия в области оптики (дисперсия света) сделали возможным конструирование более мощного отражательного телескопа. Ньютон, практически одновременно с Лейбницем и совершенно независимо от него, открывает дифференциальное и интегральное исчисления. Он же формулирует ряд важнейших законов в физике.

Великий предшественник Ньютона Р. Декарт — один из творцов механики, алгебры и аналитической геометрии. Увлекшись физиологией, он смог понять и оценить огромное значение кровообращения. Глубоко изучив законы оптики, открыл преломление света, и т. д. и т. п. Он сочетал в себе гений естествоиспытателя и философа. Б. Паскаль (1623—1662), исходя из предположений Торичелли, твердо доказал наличие атмосферного давления. В трудах Паскаля, Ферма и Гюйгенса получила разработку теория вероятностей, У. Гарвей (1578—1657) открыл секрет кровообращения и роль сердца, приблизился к раскрытию тайны зарождения человеческой жизни.[6]

Но главным итогом научной революции было создание нового образа Вселенной. Рухнул геоцентрический космос, и Земля заняла свое подлинное место в картине мироздания. Мир предстал результатом эволюции материи, управляемой механическими законами, а не божественным провидением, перестал быть физической эманацией духовного промысла Бога.

XVIII столетие вошло в историю мировой культуры как век Просвещения. Само его название точно характеризует общий дух того времени в европейской культурной и духовной жизни, когда целью было изменить мировоззрение, основанное на религиозных и политических приоритетах, на новое мировоззрение, вытекающее из требований человеческого разума.

Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философии и научной деятельности, в свободе мысли — путь культурного и социального прогресса. Просветители были уверены, что развитие разума — и прежде всего просвещение народа — способно реорганизовать общество на принципах всеобщего равенства, соответствующих законам природы. Свою главную задачу просветители видели в пропаганде знаний, в том числе научных, в воспитании у народа смелости мысли и независимости суждений.

Для эпохи Просвещения был характерен деизм (учение о Боге как творце Вселенной, отвергающее его участие в жизни природы и общества после акта творения). Основоположники деизма иронически относились к христианскому откровению и преданию, оспаривали чудеса и противопоставляли вере разум. В этом проявилось стремление освободить религию от слепой веры и вывести ее из естественного знания.

Космополитизм, который выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Вместе с тем распространение космополитизма вызвало падение патриотизма и в конце концов патриотизм утратил свое значение в общественной жизни.

Так постепенно в культуре европейского Просвещения сложился целый ряд отличительных черт, которые позволяют рассматривать эту эпоху как самостоятельное явление – это рационализм, просветительство, космополитизм, борьба против схоластики, суеверий, за свободу и права человека.

2.Ценности социально- политической культуры французских просветителей ХVIII в.

Идеология Просвещения возникла в XVII веке - ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632 - 1704) - однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наибольшее развитие она получила во Франции, где ее представляют такие мыслители, как Вольтер (1694 - 1778), Ш. Монтескье (1689 - 1755), Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) и др. В Германии Просвещение связано с именами И. Гердера, И. В. Гете, И. Канта и др., в США - Т. Джефферсона, Б. Франклина и др.[5]

Нельзя ли применить принципы познания природы к сфере общественной жизни? Именно так понял учение Ньютона Дж. Локк (1632—1704), а позже — французские просветители: устаревшие структуры феодализма с их сословными, церковными и прочими иерархиями должны уступить место рациональности взаимовыгодного общественного устройства и признанию прав личности. Так появляются естественно-правовые теории, превратившиеся вскоре в орудие борьбы с феодально-сословными привилегиями.

Родоначальниками теорий естественного права были Г. Гроций (1583—1645), Т. Гоббс (1588—1679), Дж. Локк, совершившие переход на позиции человеческого поведения и жизненного интереса и положившие начало той линии утилитаризма и прагматизма, которая проходит сквозь всю культуру Нового времени. Именно они превратили отвлеченный разум рационалистов в здравый смысл буржуа.

Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали довольно стройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Основу этой концепции составили понятия "естественного состояния", "естественного права", "природы человека", "общественного договора", разума, прогресса, "светлого будущего" и т. д.

Согласно данной концепции, эволюция человечества началась с "естественного состояния", покоившегося на "естественном праве", которое в свою очередь соответствовало "природе человека".

В эпоху абсолютизма значимость двора монарха сильно возросла, и крайне важным стало надлежащее возвеличивание самыми различными способами королевской власти. Наиболее ярким примером тому служила Франция эпохи Людовика XIV, подражать которой разоренному датско-норвежскому королевству было крайне сложно. Художники, скульпторы и поэты трудились не покладая рук, возвеличивая короля. Один французский скульптор изваял Кристиана V в образе римского императора, создав первую в стране конную статую; ее установили на площади Конгенс Нюторв в Копенгагене. Новые роскошные дворцы в стране не строились, однако прилагались большие усилия, чтобы украсить уже существующие. Типичным для того времени являлось убранство самых великолепных из них — рыцарского зала дворца Росенборг и зала для аудиенций дворца Фредериксборг, где королю воздавались почести как предводителю войск во время войны за Сконе. В этих дворцах проводились различные церемонии, в ходе которых приближенные государя выступали в роли своего рода актеров, постоянно подчеркивавших его статус. Члены правящей верхушки страны все больше времени проводили в Копенгагене, и столичные резиденции стали их постоянным местом жительства. Когда из-за ухудшившейся экономической ситуации строительство поместий практически прекратилось, культурная жизнь элиты общества полностью перекочевала в Копенгаген, где достигла небывалых до тех пор масштабов.


Рыцарский зал дворца Росенборг

Абсолютная монархия уделяла большое внимание своей репрезентации. В силу ограниченности средств первым датским самодержцам трудно было соперничать с прочими европейскими монархами в строительстве роскошных дворцов; тем не менее они прилагали к этому немалые усилия. Длинный зал, расположенный в верхнем этаже дворца Росенборг, был превращен в роскошные покои, украшенные гобеленами с изображениями подвигов Кристиана V во время войны за Сконе. Это напоминает знаменитую зеркальную галерею в Версале, прославляющую полководческие победы Короля-Солнца. В зале также были установлены новые троны, которые стерегли три больших льва, изготовленные из серебра, добытого на государственном руднике в Конгсберге в Норвегии. (Фото: Кит Вайсе)

Среди поэтов, слагавших хвалебные оды в честь короля и писавших стихи к различным праздничным датам, выделялась фигура пастора Томаса Кинго. Однако особую известность он снискал как автор ряда серьезных изменений, внесенных им в датские канонические псалмы, прежде всего в покаянные и псалмы на библейские сюжеты. Именно они составляют основную часть нового сборника псалмов, изданного им в 1699 г. В то же время Кинго являлся одним из представителей тенденций пиетизма в датской церкви. Церковь в стране по-прежнему контролировалась государством, что, однако, не мешало распространению в ней новых религиозных движений.

5.18. Гороскопы в эпоху Антония и в эпоху Андроника

5.18. Гороскопы в эпоху Антония и в эпоху Андроника

IV ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ПАЛЕОЛОГОВ

IV ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ПАЛЕОЛОГОВ Тем не менее жизненность византийской культуры до последних дней существования империи была так велика, что даже эпоха Палеологов озарена закатным сиянием последнего литературного и художественного возрождения. Для

Религия и культура в эпоху Нового царства

Религия и культура в эпоху Нового царства Начало Нового царства было ознаменовано очень существенными изменениями в представлениях египтян о загробном мире, подготовленными их развитием еще с I Переходного периода. Если в эпоху Древнего царства вельможи, строившие себе

Глава VIII Отравления и государственные дела в эпоху абсолютизма

Глава VIII Отравления и государственные дела в эпоху абсолютизма В XVII–XVIII вв. во Франции установилась крепкая власть. Уровень насилия снизился по сравнению с эпохой религиозных войн, хотя нельзя сказать, что оно совсем ушло из политических отношений. Абсолютизм

Упадок папства в эпоху Просвещения, просвещенного абсолютизма и буржуазных революций (1648–1815)

Упадок папства в эпоху Просвещения, просвещенного абсолютизма и буржуазных революций (1648–1815) С середины XVII века (со времени заключения Вестфальского мира) религии уже не оказывают всеохватывающего влияния на общество. Вера постепенно оттесняется в сферу личной жизни.

КУЛЬТУРА В ЭПОХУ РЕФОРМАЦИИ

КУЛЬТУРА В ЭПОХУ РЕФОРМАЦИИ Крупные общественные потрясения совпали по времени с могучим интеллектуальным, творческим движением в немецком обществе. Культурное воздействие Реформации в Германии было огромным, в чем-то оно сливалось с гуманистическим, но в литературе

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная Мы убедились, что солдаты играли важную экономическую роль, но делали это косвенным образом, поскольку подобная деятельность не составляла главного смысла их существования. Аналогичным было их

ГЛАВА V ГЕРМАНИЯ В ЭПОХУ АБСОЛЮТИЗМА (1648—1789 гг.)

ГЛАВА V ГЕРМАНИЯ В ЭПОХУ АБСОЛЮТИЗМА (1648—1789 гг.) Полтора столетия — от окончания Тридцатилетней войны и до начала Французской революции — образуют в европейской истории эпоху абсолютизма. Не всем немецким государствам был присущ абсолютизм, но именно абсолютистская

Древнеегипетская религия и культура в эпоху Нового царства

Древнеегипетская религия и культура в эпоху Нового царства Начало Нового царства было ознаменовано чрезвычайно существенным скачком в представлениях египтян о загробном мире, что было подготовлено их развитием еще с I Переходного периода. Если в эпоху Древнего царства

Культура в эпоху правления Августа

Культура в эпоху правления Августа Ореол, окружающий августовскую эпоху вплоть до наших дней, связан не только со свершениями и успехами внутренней и внешней политики, но и с ярко выраженным расцветом литературы и искусства. Большое число классических имен латинской

Ранние буржуазные революции в
Нидерландах и Англии в к. 16-17 вв.
Европейский абсолютизм. Начало эпохи
Просвещения в Западной Европе.
Азиатский Восток в 17-18 столетии. Роль и
статус Османской империи.
Выполнил Хмельницкий Даниил и Шурдук Михаил

Буржуазная революция в Нидерландах
В Нидерландах в ходе революции 1566-1579 гг. впервые в истории
произошла победа буржуазных отношений над феодализмом, но эта страна
была слишком мала, чтобы дать толчок бурному капиталистическому
развитию и формированию новых политических институтов.
Главные причины революции:
1)
противоречия между дворянством и буржуазией, а также между имущими
классами и трудящимися города и деревни.
2) национально-освободительная борьба против угнетения со стороны Испании,
которая 40\% доходов получала за счѐт эксплуатации Нидерландов.

Итог революции в Нидерландах.
Революция завершилась освобождением
от испанского господства северных
провинций и образованием буржуазной
республики Соединѐнных провинций, при
этом Южные Нидерланды Филипп II
удержал под своей властью. В одно
государство с единым правительством,
казной и армией объединились семь
провинций. Во главе республики
Соединѐнных провинций встала наиболее
развитая в экономическом отношении
провинция Голландия.

Карл I считал, что ремонстрация несовместима с единовластием и королевской
властью. В январе 1642 г. король со своими сторонниками покинул Лондон и
направился на север. Буржуазная революция переросла в гражданскую войну.
Гражданская война между сторонниками Долгого парламента и роялистами –
сторонниками короля делится на два этапа:
I этап – 1642–1646 гг.
II этап – 1648 г. и пленение короля.
Парламентская армия, созданная О. Кромвелем, одержала победу и в январе 1649
г. Карл I был казнен. Англия была провозглашена республикой.
Законодательную власть республики осуществлял однопалатный парламент.
Исполнительная власть - Государственный совет в составе 41 члена, которым
руководила военная верхушка во главе с О. Кромвелем.

Абсолютизм в Европе.
Абсолютизм - государственная форма правления
при которой глава государства имеет
неограниченную власть.
Европейский абсолютизм отличался своей
деспотичностью и авторитарностью. Абсолютное
государство защищалось божественными
законами, оправдывающими его
существование.Зародился абсолютизм в Европе в
15 веке и достиг своего расцвета в конце 17 века.
Абсолютизм имел место в нескольких странах,
принадлежащих к Европе, среди самых известных:
Франции, России, Испании, Швеции, Англии,
Португалии и Австрии.

Известные представители абсолютной монархии
Франция - Людовик XIII, Людовик XIV, Людовик XV и Людовик XVI.
Россия - Педро I, Иван IV, Михаил III, Екатерина Великая и Николай II.
Испания - Фелипе V, Фернандо VII, Фернандо V и Хосе I.
Англия - Карлос II, Якобо II, Энрике VII и Изабель I.
Швеция - Карлос X и Карлос XI.

Причины возникновения абсолютной монархии:
1) Религиозные войны и идея превосходства по божественному замыслу - это триггеры,
которые положили начало абсолютистскому периоду.
2) Завоевание Америки привело к тому, что Испания и Португалия накопили большое
количество богатств в серебре и золоте, что показало успех такой системы, действующей в
этих странах, над их соседями.
3) Из-за крестовых походов наступил упадок феодализма и феодалов. Концентрация власти
позволила территориальное объединение стран.
4) Ввиду необходимости объединения крупных вооруженных сил, как в случае Столетней
войны между Францией и Британской империей, Штаты создали регулярные армии под
командованием короля, а не разрозненных и изолированных феодалов.

Последствия
1) Усилилось неравенство и упадок низших классов.
2) Абсолютизм вызвал подъем Просвещения, подъем буржуазии и
Французскую революцию.
3) Стремление к власти привело европейских королей к политическому,
экономическому и военному противостоянию за континентальную и
мировую гегемонию. Это был кровавый период, из-за ненасытности
власти и контроля монархов.

Начало эпохи Просвещения в Западной Европе.
Просвещение — культурное движение в Европе и Северной Америке в конце
XVII — XVIII в., ставившее своей целью распространение идеалов научного
знания, политических свобод, прогресса и разоблачение предрассудков и
суеверий.
Просветители считали, что только разумные объяснения могут
быть правдивыми. Все предрассудки и суеверия, вера в
волшебство, ведьм просветителями отвергались и осуждались.
Большое значение просветители придавали образованию, ведь
оно способно дать знания и вооружить человека против
суеверий.

Как просвещение повлияло на общество
1) Просвещение способствовало дальнейшей секуляризации общественной
жизни.
Секуляризация — освобождение культуры и сознания людей от влияния церкви.
1) Распространение знаний о болезнях и появление лекарств
способствовало росту населения.(Например, во второй половине XVIII в.
стали делать прививки от оспы)
2) Распространилось образование, утвердились представления о естественных
правах человека.
3) Широкое распространение получили карманные часы, зонтики,
зеркальца и другие предметы, без которых люди с того времени не
представляли себе жизнь.

Маньчжурские завоеватели с помощью перешедших на их сторону китайских феодалов
полностью использовали в своих интересах сложную систему государственного
управления, веками создававшуюся в феодальном Китае:
1. Образование базировалось на конфуцианских сочинениях, в основе правовых взглядов и законов
лежали вошедшие в конфуцианство древние патриархальные принципы - подчинение старшим,
авторитарный характер власти, почитание старины и традиций.
2. Хотя Цинская империя служила интересам крупнейших феодалов, как маньчжурских, так и
китайских, маньчжурская знать занимала в ней привилегированное положение. Высшие должности
были доступны преимущественно маньчжурам, китайцы занимали в бюрократическом аппарате менее
важные посты, население других национальностей управлению не допускалось.
3. Для защиты от “белых варваров” и для укрепления императорской власти была введена подобная
японской система “изоляции” - единственным портом Китая, доступным для европейцев, стал Кантон
(современный город Гуанчжоу).

Османская империя и ее влияние.
В XV – XVI веках Османская империя была уникальным и сильным государством.
Расположенная на трех континентах, она имела уникальное государственное и
сословное устройство:
1. Правителем Османской империи был султан, который являлся не только политическим лидером
государства, но и военным, а также, отчасти, и религиозным. Таким образом, развитие страны во
многом зависело от личных качеств правителя.
2. Также в стране существовали особые отдельные религиозные общины – миллеты (община
людей одной веры, обладающая определенной автономией и расположенная в специально
отведенном для этого квартале города). Таких миллетов было три: Армяно-григорианская, Грекоправославная, Иудейская.
3. Все общество империи делилось на две основные категории населения: аскеры
(военнослужащие и чиновники) и райя (горожане и крестьяне).

Внешняя политика Османской империи
Основной идеей внешней политики долгое время являлось завоевание Европы и
обращение ее населения в ислам. За XVI – XVII века Османская империя столкнулась с
множеством европейских стран, которые, погрязнув во внутренних столкновениях, не могли
объединиться против общего врага. Это привело к тому, что в XVII веке турки сосредоточили в своих
руках огромные земли не только в Северной Африке и Ближнем Востоке, но и в Европе.

Начало упадка Османской Империи
В XVII веке огромное государство начинает постепенно приходить в упадок.
Происходило это сразу по нескольким причинам:
1.
Постоянные военные действия. Помимо Европы, нарастал конфликт с Персией. В таких условиях все
чаще приходилось воевать на два фронта.
2.
Увлеченная внешней политикой империя начала отставать от запада в своем
технологическом развитии. Османской империи становилось все сложнее одерживать военные победы,
которые являлись основой внешней политики.
3.
Главной причиной упадка Османской империи стал экономический кризис. После венской
4.
катастрофы (двухмесячная осада Вены, закончившаяся неудачей) в 1683 году произошел упадок
общественного настроения, одновременно во всех сферах публичной жизни наступал регресс.
Основанная на силе внутренняя политика была безуспешной. Почти все захваченные
территории(от Балканского полуострова до Северной Африки) страдали от многочисленных восстаний
коренных народов. Высокие налоги же приводили к разорению и недовольствам.

Влияние Османской Империи
Османская Империя оказала огромное влияние на Европу и Россию. В основном османы фигурировали
как "естественный враг", который должен быть изгнан. Однако дипломатические связи между
европейскими государствами и Османской империей носили односторонний характер, так как османы не
имела своих постоянных дипломатических представительств за рубежом. Это объясняется
преобладающими в мусульманском мире, и в частности в Османской империи, религиозно-правовыми
концепциями, согласно которым на Земле может быть лишь один государь — султан(подобно Аллаху) и
только его, основанное на Коране, право. Положение дел, не соответствующее этому идеалу,
рассматривалось как временное. По вполне понятным причинам христианская сторона не доверяла
турецкому султану и его дипломатии, обвиняя их в коварстве к злоумышлении. В землях, подвластных
христианским государям, неохотно встречали подданных турецкого султана, подозревая в каждом из них
шпиона. Мусульманам доступ в европейские христианские страны был практически закрыт. Таким
образом, военные конфликты преобладали над дипломатическими соглашениями: военные конфликты
сменялись короткими перемириями, которых было недостаточно для устранения противоречий, которые
формировались не одно столетие до этого.

Читайте также: