Риторика в россии 18 19 вв кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сравним: что характерно для врем ен так называемого общественного застоя?

Прежде всего отсутствие подлинной публичной речи и интереса к ее

разработке. Она оказывается как бы и не нужна, и общество продолжает

пользоваться теми выработанными в эпохи "подъема" рекомендациями,

которые зафиксированы в наиболее авторитетных учебниках риторики,

нормализующих прозаическую речь. Правда, многие положительные идеи

прошлого, воспринятые догматически, могут не только не реализоваться, но

и прямо искажаться. Сказанное только общая схема, а жизнь куда богаче

всяких схем. Но не ее ли реализацией является тот факт, что весь длительный

период царствования "тишайшего царя Алексея Михайловича" на Руси

пользуются "Риторикой" 1620 года? Что после петровского расцвета русских

рукописных риторик (1690-1710 гг.) наступает период подражания стилю

речи, созданному этими руководствами? После "Риторики" М. В.

Ломоносова период если не риторического застоя, то риторического

равновесия (вся 2 половина 18 века) . То же сам ое повторяется и во 2

половине 19 века с ее периодами реакции и попыток затормозить развитие

общественной мысли, результатом чего было и падение интереса к риторике

Наконец, приходится констатировать, что активизация сталинских репрессий

в 30-е годы не могла не повлечь за собой свертывание общественно-

публичных форм речи и, как следствие этого, от сутствие разработок

риторической речи. Хотя в 1930 году профессор, впоследствии академик

Виноградов писал о необходимости изучения принципов построения, на

которых основано языковое внушение, убеждение слушателя (как бы в

По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник,

написанный митрополитом Макарием (1617). Примечательно, что этот

учебник состоял только из двух книг (разделов) - "Об изобретении дел" и "Об

украшении". Тем самым как бы подчеркивается особая роль слова, которая

"делам придает и прибавляет силы". В сам ом конце XVIII в. (в 1699 г.) эта

риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым.

К началу XVIII в. искусство красноречия, сохраняющего в основном свой

неконфронтационный характер, начинает все больше переориентироваться с

гомилетики на художественные жанры, и, прежде всего, поэтику. В 1705 г.

появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736) "De arte poetica"

("О поэтическом искусстве"), а в 1706 г. - также написанный на латинском

Первой научной русской риторикой, продолжающей путь мирового развития

этой науки, было "Краткое руководство к красноречию" (1747), написанное

Конец XVIII - начало XIX в. характеризуются симптомами

приближающегося кризиса общественной феодально-крепостнической

системы, первыми попытками социальных реформ. Инициатива их

проведения обычно связывается с именем Михаила Михайловича

Сперанского (1772-1839). Характерная черта этого времени - нарастающий

интерес к конфронтационному красноречию в сферах академической,

педагогической, деловой речи. Жизнь властно предъявляет к теоретическому

Ответом на них служат "Правила в ысшего красноречия" Сперанского,

известные в рукописи, созданные на основе лекционного курса, который он

читал в 1792 г. в Главной семинарии при Александро-Невском монастыре в

Взлет интереса к риторике в России конца XVIII - первой половины XIX в.

имеет, однако, те же закономерные последствия, что и на Западе. С 60-х гг. в

названиях учебных пособий, риторику вытесняет словесность. При этом

вслед за революционно-демократической критикой крупнейшие филологи -

А. А. Потебня и А. Н. Веселовский - провозглашают основным видом

словесности художественную литературу. Престиж риторики сильно падает.

И это понятно. В ее научном аппарате нет механизма создания и усиления

изобразительности, направленного на раскрытие психологических

компонентов убеж дающей речи. Престиж риторики продолжает падать,

несмотря на расцвет конфронтационного по своей сути судебного

красноречия, когда в золотой фонд русского ораторского искусства входят

Сергея Аркадьевича Андреевского (1847-1918), Анатолия Федоровича Кони

(1844-1927), Федора Никифоровича Плевако (1842- 1908), Владимира

академического красноречия, представленного именами виднейших ученых:

И. С. Сеченова, Д. И. Менделеева, В. О. Ключевского, К. А. Тимирязева, С.

П. Боткина, И. В. Склифосовского. Падает до нуля, несмотря на рост так

называемого "парламентского" красноречия в России начала XX в. Престиж

старой риторики не возрождается даже в судьбоносное октябрьское время,

когда ораторы увлекают под свои знамена неисчислимые м ассы лю дей.

Правда, уже в 1918 г . в Петрограде усилиями С. М. Б онди, В. Э.

Мейерхольда, А. В. Луначарского, Л. В. Щербы, Н. А. Энгельгардта, Л. П.

Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова, и

преподаватели этого института предлагают программы курсов лекций по

теории красноречия и теории спора. Затем вплоть до начала 30-х гг.

появляются и соответствующие исследования. Например, "Программа курса

лекций по истории красноречия/риторики", предложенная Энгельгардтом.

Тем не м енее в последующие годы создается целый ряд исследований

общего воспитательно-учебного и теоретического направления, которые

ставят целью помочь политинформаторам, лекторам, агитаторам овладеть

основами ораторского искусства. Это книги Г. З. Апресяна, Е. А. Ножина, А.

Е. Михневича, Н. Н. Кохтева, В. П. Чихачева, Д. С. Беникова и др.

Продолжаются, хотя и далеко не беспристрастные, попытки оценивать

социальную природу риторики. Завершая описание этого периода, особенно

важно отметить, что уже в 1930 г., анализируя причины исчезновения

риторики, к ее возрождению призывал академик В. В. Виноградов (1895-

В настоящее время приходится констатировать факт в нашей отсталости в

развитии риторики по сравнению с другими цивилизованными странам и,

например, США, Японией, Францией, где разработка проблем речевого

убеждения, словесной культуры, "языкового существования", нормализации

прозаической речи оказалась прямо связанной с дальнейшим общественным

и экономическим прогрессом. Очевиден сейчас и большой интерес к

вопросам риторики и ораторского мастерства, о чем говорит не только рост

числа публикаций, но и последовательно ведущиеся в наиболее крупных

научных организациях разработки по проблем ам риторического мастерства и

культуры речи (отдел культуры речи в Институте русского языка под

руководством профессора Ширяева, кафедра общего языкознания МГУ им.

Ломоносова группа ученых под руководством профессора Рождественского,

комиссия по лекторскому мастерству Всероссийского общества "Знание" и

др.) . Добавим сюда регулярно проводимые конференции, занятия по

риторике с руководителями предприятий и министерств с лект орами-

пропагандистами в областных организациях общества "Знание" , курса

риторики МГУ, МГИМО, МВТУ и т.д., наконец, возросший интерес средств

массовой информации к проблемам риторики, языкового мастерства,

нормализации речи. Картина разворачивающейся работы, как кажется, будет

И тем не менее мы находимся только в начале пути, ведущего к

возрождению риторической традиции и построению новой российской

риторики. Об этом говорит хотя бы отсутствие фундаментальных

исследований по истории русской риторики. А, естественно, чтобы не

"изобретать велосипед", мы должны внимательно проработать то, что

сделано нашими предшественниками, которые поражаю т нас не только

богатством мыслей, великолепием и своеобразием стиля, м ы чувствуем с

ними кровную историческую связь, даж е не зная их, м ожно не сомневаться в

том, что в нас заложен этот риторический "ген", а незнание своего родства

было бы постыдным. До начала XVII в. искусство красноречия представлено

в России многими яркими именами, но оно носит характерный для средних

веков неконфронтационный характер, воплощается преимущественно в

гомилетике и по этой причине вряд ли может рассматриваться как главный

объект изучения для общей риторики, если понимать эту науку в точном

смысле как учение о языковых средствах переубеждения.

Сам терм ин "риторика" впервые появляется в переводе греческой рукописи

"Об образах" в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо

Первая половина XIX века считается “золотым веком” русской риторики. Ещё в конце XVIII века в России появляется ряд серьёзных работ по риторике. Это “Краткая логика и риторика” Александра Сергеевича Никольского (1790 г.), “Опыт риторики” первого ректора Харьковского университета Ивана Степановича Рижского (1795 г.). Заслуживают особого внимания и лекции по риторике, которые читал в Санкт-Петербурге Михаил Михайлович Сперанский в конце XVIII – XIX вв. Курс этих лекций, названный “Правила русского красноречия”, был опубликован посмертно в 1844г.

Первые четыре десятилетия XIX века отмечены появлением 16 риторик широкой теоретической и практической ориентации. Основная их масса представлялась учебными пособиями для гимназий и вузов. Учебная риторика, излагающая основы красноречия, существовала в двух формах: общей и частной риторике. Это было новой тенденцией в структурной организации риторических сочинений.

Разделение риторики на общую и частную связано с расширением предмета изучения риторики. Риторика занималась теперь анализом всей сложившейся речевой практики, в том числе и литературно-художественной, изучала не только устные выступления, но и все виды письменных текстов. Вот как об этом сказано в одной из риторик XIX в.: “В наше время риторика понимается в обширнейшем значении, нежели у древних. Древние под именем риторики в основном разумели совокупность тех сведений, которые нужны к образованию оратора; следовательно, их риторика ограничивалась только ораторским красноречием. В наше время под именем риторики, или науки красноречия, разумеют науку, изучающую красноречие, которое как искусство объемлет собою все произведения, в которых преимущественно выражается способность мыслящая и деятельная, а художественная служит только средством и орудием выражения”.

Таким образом, возникла необходимость в разграничении областей изучения в риторике. Общая риторика изучала общие законы организации, присущие всем произведением, в её ведении находились такие разделы риторики, как изобретение, расположение и выражение мыслей. Частная риторика исследовала особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком рекомендовалось говорить высоким стилем, о низком – сниженным; частная риторика давала рекомендации относительно составления, к примеру, официальных бумаг.

Риторикам первой половины XIX века был характерен ещё целый ряд особенностей:

1) риторика рассматривалась как наука высокой культуры речи, большой убеждающей силы, мастерства слова в разных условиях, в обращении к людям разного уровня образованности;

2) риторика учила и в устной, и в письменной речи сообразовываться с целями и обстоятельствами речи, с лицами – предполагаемыми слушателями и читателями, т. е. ориентироваться на адресата;

3) риторика учила отвлекаться от мелкого, повседневного, низменного, звала к патетике, прикрывала суету обыденности;

4) в значительной мере использовались риторикой XIX в. традиции красноречия древней Руси; проводилась идея величия русского народа и государства.

К числу наиболее популярных риторик XIX в., имевших несколько переизданий, можно отнести риторики Алексея Фёдоровича Мерзлякова, Николая Фёдоровича Кошанского, Александра Ивановича Галича, Якова Васильевича Толмачёва, Андрея Гавриловича Глаголева, Ивана Ивановича Давыдова, Василия Тимофеевича Плаксина, Константина Петровича Зеленецкого.

Первая половина XIX века считается “золотым веком” русской риторики. Ещё в конце XVIII века в России появляется ряд серьёзных работ по риторике. Это “Краткая логика и риторика” Александра Сергеевича Никольского (1790 г.), “Опыт риторики” первого ректора Харьковского университета Ивана Степановича Рижского (1795 г.). Заслуживают особого внимания и лекции по риторике, которые читал в Санкт-Петербурге Михаил Михайлович Сперанский в конце XVIII – XIX вв. Курс этих лекций, названный “Правила русского красноречия”, был опубликован посмертно в 1844г.

Первые четыре десятилетия XIX века отмечены появлением 16 риторик широкой теоретической и практической ориентации. Основная их масса представлялась учебными пособиями для гимназий и вузов. Учебная риторика, излагающая основы красноречия, существовала в двух формах: общей и частной риторике. Это было новой тенденцией в структурной организации риторических сочинений.




Разделение риторики на общую и частную связано с расширением предмета изучения риторики. Риторика занималась теперь анализом всей сложившейся речевой практики, в том числе и литературно-художественной, изучала не только устные выступления, но и все виды письменных текстов. Вот как об этом сказано в одной из риторик XIX в.: “В наше время риторика понимается в обширнейшем значении, нежели у древних. Древние под именем риторики в основном разумели совокупность тех сведений, которые нужны к образованию оратора; следовательно, их риторика ограничивалась только ораторским красноречием. В наше время под именем риторики, или науки красноречия, разумеют науку, изучающую красноречие, которое как искусство объемлет собою все произведения, в которых преимущественно выражается способность мыслящая и деятельная, а художественная служит только средством и орудием выражения”.

Таким образом, возникла необходимость в разграничении областей изучения в риторике. Общая риторика изучала общие законы организации, присущие всем произведением, в её ведении находились такие разделы риторики, как изобретение, расположение и выражение мыслей. Частная риторика исследовала особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком рекомендовалось говорить высоким стилем, о низком – сниженным; частная риторика давала рекомендации относительно составления, к примеру, официальных бумаг.

Риторикам первой половины XIX века был характерен ещё целый ряд особенностей:

1) риторика рассматривалась как наука высокой культуры речи, большой убеждающей силы, мастерства слова в разных условиях, в обращении к людям разного уровня образованности;

2) риторика учила и в устной, и в письменной речи сообразовываться с целями и обстоятельствами речи, с лицами – предполагаемыми слушателями и читателями, т. е. ориентироваться на адресата;

3) риторика учила отвлекаться от мелкого, повседневного, низменного, звала к патетике, прикрывала суету обыденности;

4) в значительной мере использовались риторикой XIX в. традиции красноречия древней Руси; проводилась идея величия русского народа и государства.

К числу наиболее популярных риторик XIX в., имевших несколько переизданий, можно отнести риторики Алексея Фёдоровича Мерзлякова, Николая Фёдоровича Кошанского, Александра Ивановича Галича, Якова Васильевича Толмачёва, Андрея Гавриловича Глаголева, Ивана Ивановича Давыдова, Василия Тимофеевича Плаксина, Константина Петровича Зеленецкого.

В XVIII в. развивается академическое красноречие. М.В. Ломоносов (1711-1765) впервые прочитал лекцию на русском языке.

Текст риторики разбит на параграфы, имеет следующие три части.

- природное дарование: душевное (остроумие и память), телесное (громкий голос, крепкая грудь, дородство);

- наука - познание нужных правил;

- упражнения в сочинении речей;

- знание других наук.

Риторику в качестве теории ораторской речи рассматривает Амвросий Серебрянников. Автор выделяет показательные (надгробные, хвалебные, оправдательные, поздравительные) и советовательные речи. Основное внимание уделяет судебному красноречию, подробно останавливается на способах доказательства, детально описывает ход судебного обличения.

Рукописи, ходившей в списках, но опубликованной только в 1844-м, а затем и 1847 г. Красноречие, по Сперанскому, - это дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих мыслей. Речь, по мнению автора, должна состоять из трех частей: вступление, доказательство, заключение. Сперанский придавал большое значение экспрессивности, эмоциональности речи.

Временем расцвета русской риторики считают первую половину XIX в., а ко второй половине XIX в. риторика как самостоятельная дисциплина оказалась утраченной. Научный и общественный интерес к риторике в нашей стране вновь возродился в 1970-х гг. С одной стороны, он был вызван развитием семиотических наук, связанных с усилением информационных процессов и распространением информационных систем, с появлением новых языковедческих дисциплин, например, лингвистики текста, прагматики и др. С другой стороны, возрождение риторики было связано с социальным заказом — необходимостью повышения эффективности устной агитации и пропаганды, особенно лекционной. Усилился интерес к изучению пропагандистского воздействия устного слова. Стали разворачиваться исследовательская работа в области ораторского искусства. Развитие риторической теории в современных условиях происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, социологии и т.д. Поэтому проблемами ораторского искусства занимаются специалисты разных областей.

Риторика Мерзлякова является прообразом классической теории словесности.

По мнению Н.И.Греча, риторика - это искусство прозы.


Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

Оглавление

  • Введение
  • Тема 1.. Риторика как наука и искусство
  • Тема 2.. Краткая история риторики
  • Тема 3.. Язык, речь, речевая деятельность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Краткая история риторики

Риторика в Древней Греции

История риторики связана с именами величайших мыслителей человечества. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством. В Афинском государстве практически все политические решения принимало народное собрание, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Выдающимися политическими ораторами были Перикл, Фемистокл, Демосфен. Судебные решения в Греции также зависели от того, насколько красноречиво стороны могут доказать свою позицию и склонить суд в свою пользу.

Развитию судебного красноречия в Древней Греции способствовали законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по которым вводился состязательный судебный процесс. Поскольку института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый, а обвиняемый должен был защищаться сам. Выступая перед судьями, которых насчитывалось более 500 человек, обвиняемый стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их на свою сторону. Чтобы создать впечатление объективности и как-то нейтрализовать психологическое воздействие, судебное заседание в Афинах назначалось на вечернее время, когда не было видно лиц говорящих.

Условия судебной процедуры в древних Афинах были сложными, к тому же не все обладали даром слова и это побудило граждан учиться выступать перед аудиторией. Величайшими судебными ораторами были Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Лисий (ок. 435 — 380 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 — ок. 380 гг. до н.э.), Демосфен (384–322 гг. до н.э.), который, выступая вначале только с судебными речами, потом втянулся в политическую жизнь Афин. Демосфен был не только признанным оратором, но и ведущим политическим деятелем.

Учителями красноречия были и крупнейшие греческие философы: Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.).

Развитие риторики в Древнем Риме

Риторика в Средние века и эпоху Возрождения

Средневековье считают следующим периодом истории красноречия, отражавшего движения общественной мысли в ее противоречиях и многообразных попытках претворения в жизнь. Традиции античной риторики в значительной мере были забыты или даже утрачены. Однако ораторское искусство не умерло. Риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Особое развитие получило духовное красноречие. В V–VI вв. н.э. христианство стало огромной духовной силой, влиявшей на миллионы людей. В VII–VIII столетиях с невероятной быстротой распространилась еще одна религия — ислам. Христианское и исламское проповедничество стало первостепенным фактором развития устного слова. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы — Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Боэций. Их речи легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия. Основным объектом риторики являлось создание богослужебных текстов, толкование различных вопросов вероучения, техника ведения богословских диспутов.

Новый серьезный вклад в теорию риторики был сделан в XIII веке Фомой Аквинским, который указал на значение здравого смысла и логики как фундамента, на котором должно строиться здание христианской догмы.

В период средневековья регулярно выходили сочинения по эпистолярному искусству и поэтике.

Становление русской риторики

В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.

На Руси красноречие называлось вещанием, которое развивалось в основном на народных собраниях — вече.

Кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная (или достохвальная), военная и дипломатическая речи.

Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 г. — византийские и южнославянские образцы. До нас дошли некоторые тексты, которые свидетельствуют о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции, как высокое уважение к словесному мастерству, нравственно — поучительный пафос, вера в то, что дар слова — великая добродетель, Божий дар; кротость, смирение в публичной речи и беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести.

В конце XVIII — начале XIX веков сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.

Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-е гг. XIX века, когда проходило становление и формирование судебного красноречия, чему способствовала судебная реформа 1864 г. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич, Ф.Н. Плевако.

В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 г. был даже создан Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.

В целом искусство публичного слова в XX в. в России связано с развитием академического красноречия.

Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появляется заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Особое внимание уделяется речи убеждающей и диалогическим формам общения.



Книга начинается с главы, посвященной вопросам чистоты языка, отношению к двуязычию — смешению славянской и русской речи. Это было продиктовано необходимостью нормализации и усовершенствования литературного языка. Оратор должен в совершенстве владеть родным языком, для чего необходимо, считает Рижский, чтение книг, общение с просвещенными людьми и частое обращение к Словарю российского языка.

Автор рассматривал их как фундаментальные основы курса словесности. Он поставил во главу угла анализ текста и его синтаксических компонентов, стараясь дать системное представление о разных, но взаимообусловленных частях произведения. Отличительная черта риторики Никольского — обостренное внимание к проблемам жанров.

А.Ф. Мерзляков (1778—1830) — профессор Московского универ- ситета, один из самых видных представителей филологической науки в первой половине XIX в. Он был в свое время известным поэтом, переводчиком, литературным критиком. Его риторика, предназначенная учащимся светских учебных заведений, пользовалась большой популярностью.

Центральное место в пособии отводится культуре речи. Автор убежден, что речь должна быть ясной, чистой, правдивой, одушевленной по мысли, разнообразной и полной по содержанию. В книге Малиновского прослеживается связь с античной риторикой, теорией ораторского искусства Древнего Рима.

В ораторских речах, в похвальных и надгробных словах, в поэмах и трагедиях звучит возвышенный слог. Он помогает выразить высокие мысли и чувства. Автор настаивает на соответствии стиля изображаемому предмету. Слог должен соответствовать предмету: простой предмет описывается простым слогом, важный — высоким. Если же простое описывается высоким слогом, а важное — простым, то произведение получается шуточным.

Автор сочинений по риторике в первой четверти XIX в. А.И. Галич — один из самых ярких представителей русского просветительства. Он преподавал в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга и в Царскосельском лицее, был любимым учителем А.С. Пушкина.

  • сухой;
  • простодушный, безыскусственный;
  • цветущий, щеголеватый, кудрявый;
  • растянутый, обильный;
  • сжатый;
  • пылкий, страстный (патетический), увлекающий, стремительный.

Читайте также: