Комитеты и комиссии государственной думы кратко

Обновлено: 05.07.2024

КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ — органы ГД с подготовительно-вспомогательными функциями, образуемые из числа ее депутатов.

ГД, избранная 17 декабря 1995 г., образовала в январе 1996 г. 28 комитетов:

— по законодательству и судебно-правовой реформе;

— по труду и социальной политике;

— по делам ветеранов;

— по охране здоровья;

— по образованию и науке;

— по делам женщин, семьи и молодежи;

— по бюджету, налогам, банкам и финансам;

— по экономической политике;

— по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности;

— по аграрным вопросам;

— по промышленности, строительству, транспорту и энергетике;

— по природным ресурсам и природопользованию;

— по международным делам;

— по делам СНГ и связям с соотечественниками;

— по делам национальностей;

— по делам Федерации и региональной политике;

— по вопросам местного самоуправления;

— по делам общественных объединений и религиозных организаций;

— по Регламенту и организации работы ГД;

— по информационной политике и связи;

— по вопросам геополитики;

— по конверсии и наукоемким технологиям;

— по туризму и спорту;

— по проблемам Севера.

Численный состав К. и к. ГД — не менее 12 и не более 35 депутатов. Численность конкретных комитетов и комиссий определяется ГД. Формируются они. как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений (т. е. фракций и депутатских групп). Состав комитета, комиссии утверждается ГД в соответствии со списком, предварительно согласованным во фракциях и депутатских группах. Председатели и заместители председателей комитетов и комиссий избираются палатой по представлению фракций и депутатских групп. Голосование может производиться по единому списку кандидатур.

Состав К. и к. ГД строго связан с имеющимися в ней депутатскими объединениями. Изменения в составе комитетов и комиссий производятся ГД с предварительного согласия соответствующих депутатских объединений.

Каждый депутат ГД должен состоять в одном из комитетов, за исключением Председателя ГД, его заместителей, руководителей фракций и депутатских групп. Депутат может быть членом только одного комитета ГД.

Комитеты ГД по вопросам, отнесенным к их ведению:

— подготавливают и рассматривают (предварительно) законопроекты;

— организуют парламентские слушания;

— осуществляют функции контроля за реализацией законодательства;

— дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

— решают вопросы организации своей деятельности.

Группа депутатов, составляющих комитет, имеет право законодательной инициативы. Депутаты, имеющие право законодательной инициативы, могут осуществлять его как индивидуально, так и сообща, в том числе и входя в один и тот же комитет ГД.

Комитеты, комиссии имеют право вносить на заседание Совета ГД предложения по повестке дня заседания палаты. Представитель комитета, комиссии имеет право выступать на заседаниях ГД. заседаниях других комитетов, комиссий ГД с докладами и содокладами, относящимися к ведению представляемых им комитета, комиссии.

Заседания комитетов, комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Заседание правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа комитета, комиссии. Депутат ГД обязан присутствовать на заседаниях комитета, комиссии, членом которых он является.

Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании. Протоколы заседаний подписывает председательствующий.

В заседании комитета, комиссии могут участвовать с правом совещательного голоса депутаты, не входящие в их состав. На заседании вправе присутствовать полномочный представитель Президента РФ в ФС, представители Правительства РФ, а также представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются. На заседание могут приглашаться эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, СМИ. Комитеты, комиссии могут проводить совместные заседания.

Органы государственной власти, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации и их должностные лица в 10-дневный срок обязаны представлять К. и к. ГД запрашиваемые ими документы и материалы.

ГД образует комиссии:

— для проверки определенных данных о события и должностных лицах;

— для подсчета результатов тайного голосования;

— для дачи заключения при выдвижении обвинения против Президента РФ и др.

Они создаются на срок полномочий ГД, или на конкретный отрезок времени, либо на период выполнения какой-то задачи. Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия и состав определяются постановлением ГД. Комиссии формируются из числа членов комитетов ГД.

Однако одна из этих комиссий — мандатная — постоянно действующая:

— она образуется в то же время, что и комитеты ГД, на срок полномочий ГД, имеет в своем составе депутатов, которые не входят в комитеты;

— мандатная комиссия имеет статус комитета ГД.

Другие комиссии создаются по мере необходимости.

Комитеты и комиссии Совета Федерации

Комитеты и комиссии Совета Федерации КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ — органы СФ с подготовительно-вспомогательными функциями, образуемые из числа ее членов.СФ имеет 11 постоянно действующих комитетов:— по конституционному законодательству и судебно-правовым

Совет государственной думы

Совет государственной думы СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ — создается для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты. В состав Совета входят Председатель ГД, руководители фракций и депутатских групп. Заместители Председателя ГД и

Думы Думы – песни вольного размера, исполняемые под звуки бандуры или кобзы, произведения малорусского казацкого эпоса, одно из замечательнейших явлений славянской поэзии. Д. резко отличаются от великорусских былин. Былины уже издавна забывались народом и сохранились

Комитеты. Комиссии

Комитеты. Комиссии Хотите убить идею в зародыше – создайте комитет для ее разработки. (Чарлз Кеттеринг)* * *Комитет – группа лиц, каждое из которых ничего не способно сделать, а все вместе они решают, что ничего сделать нельзя. (Фред Аллен)* * *Комитет обычно состоит из трех

Комитеты. Комиссии

Комитеты и комиссии Государственной Думы – структурные подразделения Государственной Думы Российской Федерации, нижней палаты органа законодательной власти Российской Федерации, создаваемые в целях обеспечения законодательной и иной деятельности нижней палаты парламента.

Полномочия Комитетов Государственной Думы.

В процессе законотворчества наиважнейшую роль играют Комитеты Государственной Думы, в рамках которых проходит разработка законопроектов.

К полномочиям комитетов относятся следующие вопросы:

  1. внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной думой на очередной месяц;
  2. осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;
  3. подготовка проектов постановлений Государственной Думы;
  4. подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
  5. подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;
  6. в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы подготовка проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
  7. организация проводимых Государственной Думой парламентских слушаний;
  8. заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
  9. анализ практики применения законодательства.

Комитеты могут создавать рабочие группы для работы над законопроектом. Решения рабочей группы принимаются, как правило, большинством голосов от числа ее членов. После этого разработанные проекты выносятся на рассмотрение Государственной Думы.

Формирование Комитетов Государственной Думы

Комитеты Государственной Думы пятого созыва

В Государственной Думе пятого созыва существует 32 комитета:

- Комитет по конституционному законодательству и госудасртвенному строительству (председатель Плигин В.Н.);

- Комитет по труду и социальной политике (председатель Исаев А.К.);

- Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (председатель Крашенинников П.В.);

- Комитет по бюджету и налогам (председатель Васильев Ю.В.);

- Комитет по финансовому рынку (председатель Резинк В.М.);

- Комитет по экономической политике и предпринимательству (председатель Федоров Е.А.);

- Комитет по собственности (председатель Плескачевский В.С.);

- Комитет по промышленности (председатель Собко С.В.);

- Комитет по строительству и земельным отношениям (председатель Шаккум М.Л.);

- Комитет по науке и наукоемким технологиям (председатель Черешнев В.А.);

- Комитет по энергетике (председатель Липатов Ю.А.);

- Комитет по транспорту (председатель Шишкарев С.Н.);

- Комитет по обороне (председатель Заварзин В.М.);

- Комитет по международным делам (председатель Косачев К.И.);

- Комитет по безопасности (председатель Васильев В.А.);

- Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками (председатель Островский А.В.);

- Комитет по делам Федерации и региональной политике (председатель Усачев В.В.);

- Комитет по вопросам местного самоуправления (председатель Тимченко В.С.);

- Комитет по Регламенту и организации работы Государственной думы (председатель Аршба О.И.);

- Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи (председатель Комиссаров В.Я.);

- Комитет по охране здоровья (председатель Борзова О.Г.);

- Комитет по образованию (председатель Балыхин Г.А.);

- Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (председатель Мизулина Е.Б.);

- Комитет по аграрным вопросам (председатель Денисов В.П.);

- Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии (председатель Туголуков Е.А.);

- Комитет по культуре (председатель Ивлиев Г.П.);

- Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций (председатель Попов С.А.);

- Комитет по делам национальностей (председатель Купцов В.А.);

- Комитет по физической культуре и спорту (председатель Сихарулидзе А.Т.);

- Комитет по делам молодежи (председатель Тараканов П.В.);

-Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока (председатель Пивненко В.Н.);

- Комитет по делам ветеранов (председатель Ковалев Н.Д.).

Комиссии Государственной Думы

Для обеспечения законодательной и иной деятельности Государственная Дума образует комиссии. Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва. В составе Госдумы пятого созыва работают пять комиссий:

- Комиссия по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики (председатель Гуров А.И.) – создана для подготовки к рассмотрению палатой вопросов о досрочном прекращении полномочий депутатов Государственной Думы, вопросов о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Российской Федерации и вопросов, связанных с нарушениями депутатской этики;

- Счетная комиссия (председатель Гайнуллина Ф.И.);

- Комиссия по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ (сопредседатели Васильев Ю.В., Гришанков М.И., Савенко Ю.А., Шаккум М.Л.);

- Комиссия по законодательному обеспечению противодействия коррупции (председатель Волков А.Н.);

- Комиссия по законодательному обеспечению деятельности естественных монополий, государственных корпораций и коммерческих организаций с государственным участием (председатель Пехтин В.А.).

органы с подготовительно-вспомогательными и контрольными задачами, образуемые в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ из числа депутатов Государственной Думы (ГД).

ГД нынешнего созыва; избранная 17 декабря 1995 г., образовала в январе 1996 г. 28 комитетов: по законодательству и судебно-правовой реформе; по труду и социальной политике; по делам ветеранов; по охране здоровья; по образованию и науке; по делам женщин, семьи и молодежи; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по экономической политике; по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; по аграрным вопросам; по промышленности, строительству, транспорту и энергетике; по природным ресурсам и природопользованию; по экологии; по обороне; по безопасности; по международным делам; по делам СНГ и связям с соотечественниками; по делам национальностей; по делам Федерации и региональной политике; по вопросам местного самоуправления; по делам общественных объединений и религиозных организаций; по Регламенту и организации работы ГД; по информационной политике и связи; по вопросам геополитики; по конверсии и наукоемким технологиям; по культуре; по туризму и спорту; по проблемам Севера и Дальнего Востока.

Численный состав комитетов и комиссий ГД - не менее 12 и не более 35 депутатов. Численность конкретных комитетов и комиссий определяется ГД. Формируются они, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений (фракций и депутатских групп). Состав комитетов, комиссий утверждается ГД в соответствии со списками, предварительно согласованными во фракциях и депутатских группах. Председатели и заместители председателей комитетов и комиссий избираются палатой по представлению фракций и депутатских групп. Голосование может производиться по единому списку кандидатур.

Таким образом, состав комитетов и комиссий Думы строго связан с имеющимися в ней депутатскими объединениями.

Каждый депутат ГД должен состоять в одном из комитетов ГД, за исключением Председателя ГД, его заместителей, руководителей фракций и депутатских групп. Депутат может быть членом только одного комитета ГД (ст. 23 Регламента).

Комитеты ГД по вопросам, отнесенным к их ведению: осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению ГД; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение ГД; в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ, а также проекты постановлений ГД о направлении ее представителей в Конституционный Суд;

организуют проводимые ГД парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности.

Комитеты, комиссии имеют право вносить на заседание Совета ГД предложения по повестке дня заседания палаты. Представитель комитета, комиссии имеет право выступать на заседаниях ГД, заседаниях других комитетов, комиссий ГД с докладами и содокладами, относящимися к ведению представляемых им комитета, комиссии.

Заседания комитетов, комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседание правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Депутат ГД обязан присутствовать на заседаниях комитета, комиссии, членом которых он является.

Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено Регламентом ГД. Протокол заседания подписывает председательствующий.

В заседании комитета, комиссии могут участвовать с правом совещательного голоса депутаты, не входящие в их состав. На заседании вправе присутствовать полномочный представитель Президента РФ в ГД, полномочный представитель Правительства РФ в ГД, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии ГД, а также могут присутствовать статс-секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти. На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации. Комитеты, комиссии могут проводить совместные заседания.

Согласно Регламенту, Дума образует комиссии: мандатную; по этике; для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах; для подсчета результатов тайного голосования; для дачи заключения, предусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции РФ (т. е. при выдвижении обвинения против Президента РФ), а также другие. Они создаются на срок полномочий палаты или на определенный срок (на конкретный отрезок времени либо на период выполнения какой-то задачи).

Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия и состав определяются постановлением палаты. По Регламенту комиссии формируются из числа членов комитетов палаты. Однако, как Оговорено в Регламенте, одна из этих комиссий - мандатная - относится к числу постоянно действующих, образуется одновременно с комитетами ГД, на срок ее полномочий имеет в своем составе депутатов, которые не входят в комитеты; в Регламенте специально указано, что мандатная комиссия имеет статус комитета ГД.

Другие комиссии создаются по мере необходимости, причем некоторые могут функционировать постоянно. (С. А.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Комитет Госдумы

Комитеты и комиссии являются образованиями Госдумы РФ. Комитеты - это главные органы палаты, которые участвуют в законодательном процессе. Комитет госдумы создаются по правилу равного числа представителей от разных депутатских объединений. Председатели Комитета Госдумы избираются из всех депутатов, участвующих в данном Комитете на голосовании.

  • отвечают за разработку законопроектной программы Госдумы РФ на данную сессию;
  • производят предварительный анализ законопроектов и подготавливают их к рассмотрению Госдумой;
  • подготавливают планы постановлений;
  • выносят свои итоговые заключения по законопроектам, вынесенным на рассмотрение Госдумой;
  • отправляют запросы и направляют представителей от Комитетов в Конституционный суд РФ;
  • организуют парламентские слушания;
  • вносят свои предложения относительно разделов федерального бюджета.

Численный состав Комитета Госдумы - не менее 12 и не более 35 депутатов. Состав Комитета ГД формируется исключительно из депутатских объединений и изменения в нем осуществляются Госдумой только с согласия членов этих депутатских объединений. Каждый депутат Госдумы РФ должен входить в состав любого из Комитетов. Это правило не касается Председателя Государственной думы, его замов и глав депутатских фракций. Депутат не может быть участником нескольких комитетов.

Заседания комитетов Госдумы проходят по мере необходимости, но не реже двух раз в календарный месяц. Заседание Комитета Госдумы является легитимным, если в нем участвовало более половины членов соответствующего комитета. В обязанности депутатов Госдумы входит посещение заседаний комитета, членами которых они являются. Решения по вопросам на заседаниях комитетов Госдумы принимаются простым голосованием - большинством голосов присутствующих участников комитета. Председатель подписывает протокол заседания.

Комитет госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками является одним из Комитетов Госдумы РФ. Председатель Комитета - Леонид Эдуардович Слуцкий. Данный Комитет Госдумы осуществляет работу по налаживанию политических, социальных и экономических связей между странами - участницами Содружества Независимых Государств (СНГ), а также проводит мероприятия по возвращению наших соотечественников, проживающих за рубежом в Российскую Федерацию.

Читайте также: