Философские взгляды пирогова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Величайший русский хирург и анатом Николай Пирогов был первым человеком в Российской империи, кто превратил хирургию в науку, систематизировав имеющиеся тогда знания об операциях.

В этом году исполняется 210 лет со дня его рождения, его именем названа Городская клиническая больница №1 в Москве. А мы перечитываем его философскую книгу "Вопросы жизни. Дневник старого врача" и делимся с вами интересными мыслями оттуда. Оказывается, материалист Пирогов верил в идею одушевлённого Космоса и разумной Вселенной! Вы знали об этом?

. мне грезится беспредельный, беспрерывно зыблющийся и текущий океан жизни, бесформенный, вмещающий в себя всю Все􏰀ленную, проникающий все ее атомы, беспрерывно группирующий их, снова разлагающий их сочетания и агрегаты и приспособляющий их к различным целям бытия, - именно так описывал Пирогов устройство мира.

Пирогов понял, что голос интуиции, к которому он научился прислушиваться, может выдавать столь же правдивую информацию, как результаты любого эксперимента, и этому голосу можно доверять. Он писал в своем дневнике, что жалеет, потому что не научился пользоваться этим естественным инструментом раньше. Именно интуиция, а не знания, подсказала Пирогов идею о том, что во Вселенной существует более разумная, чем люди, сила , которая общается с нами посредством нашего мозга.

Ученый осознал, что каждый человек неразрывно связан с космическим разумом, который он назвал "Мировой мыслью" , и этот разум управляет нашими мыслями. Пирогов признал, что большинство идей в нашей голове не принадлежат нам, они приходят извне. Но в то же время мы можем их осознавать и управлять ими.

«И вот мне кажется, – писал врач в своем дневнике, – что в моем поня􏰀тии жизненное начало ни с чем не может быть так сравнено, как со светом ".

Пирогов не был религиозным человеком, но он вспомнил Библию, где четко указывалось, что жизнь на земле произошла от Света. После этого ученый больше не сомневался, что жизнь есть космическое явление. Он четко писал, что материя - это не просто атомы, это сила/энергия.

. мозг мой и весь я сам есть только орган мысли мировой жизни , как картины, статуи, здания суть органы и хранилища мысли художника, - писал Пирогов. - Для вещественного проявления мировой мысли и понадобился прибор , составленный по определенному плану из группированных известным образом атомов, — это мой организм; а мировое сознание сделалось моим индивидуальным посредством особенного механизма, заключающегося в моих нервных центрах . Как это сделалось — конечно, ни я, никто другой не знаем.

Таким образом, знаменитый врач пришел к выводу, что вне наших тел существует более разумная, неподвластная нашему пониманию, разумная энергия, которая находится в постоянной связи с нами. Эта энергия передает нам определенные мысли и побуждения, заставляющие нас думать и творить. Коротко говоря, Вселенная "думает", используя наш мозг, как специальный аппарат, и действует нашими руками в материальном мире.

Философия всеединства Н. Соловьева.

В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Окружающий мир по С не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Сол распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа., которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и является целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплощение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение. Ис. Хр. открыл моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке бог.


“Мне нужен был отвлеченный, недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда не читывал, а мне было уже 36 лет от роду, я нашел для себя этот идеал”.

“Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных”.

“Мистицизм для нас совершенно необходим: это одна из естественных потребностей жизни”.

“Развитие индивидуальной личности и всех присущих ей свойств – вот, по моему мнению, телескоп наш против недугов века, клонящегося к закату”.

“Веруя, что основной идеал учения Христа, по своей недосягаемости, останется вечным и вечно будет влиять на души, ищущие мира через внутреннюю связь с Божеством, мы ни на минуту не можем сомневаться и в том, что этому учению суждено быть неугасимым маяком на извилистом пути нашего прогресса”.

“Недосягаемая высь и чистота идеала христианской веры делает его истинно благодатным. Это обнаруживается необыкновенным спокойствием, миром и упованием, проникающим все существо верующего, и краткие молитвы, и беседы с самим собою, с Богом”.

Очень тепло и трогательно пишет о Пирогове архиепископ Иоанн (Шаховской): «Книга высшего совершенствования — Евангелие — была любимой книгой Пирогова. Он верил, что евангельское откровение есть истинное Слово Божие и что это Слово вводит душу в вечность; свою жизнь Пирогов строил на евангельских основах. Такое глубокое религиозное отношение к жизни отмечает путь многих больших ученых мира, истинных слуг человечества.

Н.И. Пирогов считал, что в мировой истории путь прогресса извилист, нет прямой линии в нравственном совершенствовании человечества. Уклоняясь от правды Христовой, люди впадают временами в звериное, демоническое состояние. Разве мы не свидетели этому в наш век? Да, человечество омрачается, когда отходит от того образа Божьей правды, чистоты и милости, который дан ему в лице Сына Божия, Христа Иисуса.

Гениальная ученость, любовь ко Христу, борьба за правду, справедливость в мире и милосердие к страждущим, больным — таков образ человеколюбивого врача Пирогова. Когда читаешь его размышления о мире и человечестве, вспоминается одна древняя молитва:

Господи, Боже мой! Удостой меня быть орудием мира Твоего,

Чтобы я вносил любовь туда, где ненависть,

Чтобы я прощал – где обижают,

Чтобы я соединял – где есть ссора,

Чтобы я говорил правду – где господствует заблуждение,

Чтобы я воздвигал веру – где давит сомнение,

Чтобы я возбуждал надежду – где мучает отчаяние,

Чтобы я вносил свет – во тьму,

Чтобы я возбуждал радость – где горе живет.

Господи, Боже мой! Удостой

Не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал,

Не чтобы меня понимали, но чтобы я других понимал,

Не чтобы меня любили, но чтобы я других любил,

Ибо кто дает, тот получает,

Кто себя забывает, тот обретает,

Кто прощает, тому простится,

[1] Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача (юбилейное издание, посвященное 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова). М.: НМХЦ им. Н.И Пирогова, 2010.

[2] Бертенсон И.В. Третья годовщина смерти Николая Ивановича Пирогова.1881, 23 ноября 1884 г. / Чтение Иосифа Васильевича Бертенсона в заседании соединенных Пироговского и С.- Петербургского обществ. СПб., 1884.

[3] Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача (юбилейное издание, посвященное 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова). М.: НМХЦ им. Н.И. Пирогова, 2010. С. 159.

[4] Зеньковский В., протоиерей. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. С. 371-373.

[5] Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача (юбилейное издание, посвященное 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова). М.: НМХЦ им. Н.И. Пирогова, 2010. С. 125.

[7] Преображенский А.Ф., свящ. Речь перед панихидой по Н.И. Пирогову в день столетнего юбилея со дня рождения (1810-1910). Саратов: Тип. Союза Печатного Дела, 1911.

[8] Пирогов Н.И. Собрание сочинений в 8 т. М.: Медгиз, 1957-1962. Т. 8. С. 167.

[10] Сочинения Н.И. Пирогова. Изд. второе. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1900. Т. 1. С. 55.

[12] Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача (юбилейное издание, посвященное 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова). М.: НМХЦ им. Н.И. Пирогова, 2010. С. 149.

[13] Сочинения Н.И. Пирогова. Изд. второе. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1900. Т. 1. С. 30.

[14] Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача (юбилейное издание, посвященное 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова). М.: НМХЦ им. Н.И. Пирогова, 2010. С. 145-146.

[16] Дампель Е. Пирогов как мыслитель. Речь, произнесенная 14 ноября 1910 г. в открытом общем собрании Перковского педагогического общества, посвящен. памяти Н.И. Пирогова, по случаю 100-летия со дня рождения. Спб., 1912.

[18] Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача (юбилейное издание, посвященное 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова). М.: НМХЦ им. Н.И. Пирогова, 2010. С. 425.

[20] Франк С. Пирогов как религиозный мыслитель // Путь. №32. 1932. С.73-84.

[21] Пирогов Н.И. Собрание сочинений в 8 т. М.: Медгиз, 1957-1962. Т.8. С. 173.

[22] Доля О.В. Взаимосвязь естественно-научной медицины и философской антропологии в творчестве Н.И. Пирогова //Философия и общество. 2009. №4.

[24] Галахов И., прот. Николай Иванович Пирогов и его религиозно-философские взгляды. Томск: Тип. Дома Трудолюбия, 1911. 18 с.

[25] Кожин В., свящ. Николай Иванович Пирогов как религиозный мыслитель. Казань, Центральная типография, 1914. 18 с.

[26] Пясковский Н.Я. Пирогов как психолог, философ и богослов // Вопросы философии и психологии / Под ред. проф. Н.Я. Грота. Год IV. Кн. 1(16). Январь1893. Изд-е А.А. Абрикосова, 1893.

[27] Бурденко Н.Н. О Н.И. Пирогове с исторической точки зрения (сообщено в заседании 5 ноября). Юрьев,1908. 14 с.

[28] Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. М.-Л., 1948.

[29] Гревцова Е.С. Философия Н.И. Пирогова как ответ на вопросы жизни // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Серия: Философия. 2009.

[30] Шаталов А.Т. Пирогов: размышления о жизни и вселенском Разуме // Философия русского космизма. М., 1996.

[31] Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга третья. Вселенная мастера. М., 2005.

[32] Кони А.Ф. На жизненном пути / А.Ф. Кони. Т. 2. СПб., 1912. С. 293-314.

[34] Иоанн (Шаховской), архиепископ. Н.И. Пирогов – хирург и мыслитель // Время Веры. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. С.120-123.

[35] Кожин В., свящ. Николай Иванович Пирогов как религиозный мыслитель. Казань, Центральная типография, 1914. 18 с.

Философские воззрения Н.И. Пирогова

Доля, Ольга Валентиновна. Философские воззрения Н.И. Пирогова : диссертация . кандидата философских наук : 09.00.03 / Доля Ольга Валентиновна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва : Республика, 2010.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/436

Содержание к диссертации

I. Метафизика жизни

III. Размышления о вере и знании

Введение к работе

Настоящая диссертационная работа посвящена историко-философскому анализу философского наследия выдающегося русского хирурга, учёного, педагога, общественного деятеля Н. И. Пирогова (1810 - 1881), который продолжает оставаться самым известным врачом России и в наши дни. Но деятельность нашего гениального соотечественника не ограничивалась только медициной: он был прекрасным педагогом и выдающимся философом.

Опираясь на работы Н. И. Пирогова, труды его современников, исследование впервые в историко-философской литературе реконструирует философские воззрения учёного, которые отличаются оригинальностью, самостоятельностью и удивительной искренностью, возникающей при рассмотрении им сложных мировоззренческих проблем в сочетании с личным жизненным опытом.

Актуальность темы исследования определяется тем, что:

философское творчество Пирогова имеет самостоятельное теоретическое значение, не получившее должной оценки в историко-философской науке;

отсутствие специальных исследований по мировоззренческим идеям Н. И. Пирогова означает пробел в наших представлениях не только о духовных исканиях великого хирурга, но и о нравственной атмосфере той эпохи, в которую он жил;

в настоящее время с выходом фундаментальных работ по русской философии представляется возможным по-новому очертить круг имён, принадлежащих русской философии и, вместе с тем, включить в него новые имена, к числу которых относится и имя Н. И. Пирогова;

сегодня открывается возможность идеологически непредвзято и объективно, с позиций научной и историографической достоверности проанализировать наследие Пирогова и реконструировать его взгляды на мировоззрение и его роль в жизни человека, в деятельности учёного;

значение философских идей Н. И. Пирогова возрастает в связи с институционализацией в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова инновационных междисциплинарных направлений, таких как философия образования и Институт Человека.

Степень разработанности проблемы. Если медицинская деятельность Н. И. Пирогова широко известна и стала предметом анализа многих специальных и популярных работ, монографий, статей , то работы,

1 Русская философия. Словарь. Под ред. М. А. Маслина. М., 1995; История русской философии. Под ред. М. А.

Маслина. М., 2002; 2008; Русская философия. Малый энциклопедический словарь. Редколлегия: А. И. Абрамов и др.

М., 1995; Русская философия. Энциклопедия. Под общей ред. Маслина М. А. М., 2007. 1 См. напр., Лубоцкий Д. Н. Учение Пирогова о взаимоотношениях сосудов и фасций. Хирургия, 1947, № 11; он же Приоритет Н. И. Пирогова в вопросах топографии конечностей. Хирургия, 1950, № 12; Бурденко Н. Н.О Н. И. Пирогове с

посвященные его философским взглядам, немногочисленны и практически все опубликованы, либо до революции 1917 г. , либо в работах русского послеоктябрьского зарубежья .

4 См.: Философия русского космизма. М, 1996.

какое-либо его отношение к материализму, и в свете этого теряет смысл вопрос об эволюции взглядов учёного, его поисках мировоззрения, его размышлениях о соотношении знания и веры, науки и религии.

Следует признать, что тема философских воззрений Н. И. Пирогова, его места как мыслителя в истории русской философии, является в современной литературе малоразработанной. В этом отношении настоящая диссертация представляет первое специальное историко-философское исследование философии Н. И. Пирогова, посвященное, во-первых, историко-философскому анализу проблемы мировоззрения в контексте истории русской мысли XIX и, во-вторых, проблеме эволюции мировоззрения самого Пирогова, в ходе которой подняты и оригинально решены вопросы соотношения знания и веры, науки и религии, а также осуществлена рецепция идей христианского мировоззрения, отразившая своеобразие процесса секуляризации в русском культуре.

Объект исследования. Философские воззрения Н. И. Пирогова, его научная и общественная деятельность.

Предмет исследования. Представления Пирогова о мировоззрении, его роли в жизни человека и учёного, а также эволюция мировоззрения самого учёного.

Цель исследования: осуществление целостного историко-философского анализа воззрений Н.И. Пирогова, а также эволюции его мировоззрения.

Задачи исследования:

реконструировать основные взгляды Пирогова на мировоззрение, его роль и значение как в жизни человека, так и в деятельности учёного;

проследить эволюцию мировоззрения самого Пирогова, определив её особенности и общую направленность;

1 Вельский В. Ю. Философско-антропологическая теория К. Д. Ушинского. М., 2003

определить позицию Пирогова в решении проблемы соотношения знания и веры, обозначив секулярные и христианские мотивы в его воззрениях;

сформулировать основные идеи Пирогова о соотношении медицинской и философской антропологии, показать их значение для решения учёным проблемы человека;

определить философско-антропологические основания педагогических
идей Пирогова в контексте истории отечественной педагогики.

Источники исследования:

педагогические работы Н. И. Пирогова;

медицинские работы учёного, в которых затронуты проблемы
медицинской антропологии;

работы современников Н. И. Пирогова, которые непосредственно
разделяют и поддерживают его мировоззренческие идеи или вступают в
полемику с ними;

работы различных авторов, освещающие философские взгляды Н. И.
Пирогова ( С. Л. Франк, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев и др.);

работы советского периода о Пирогове, в которых он представлен прежде
всего как гениальный хирург, учёный, организатор отечественного
здравоохранения.

Методологические основы исследования определяются использованием общенаучных и историко-философских методов исследования. Методология работы имеет комплексный характер. Исторический подход применяется при изучении генезиса взглядов Пирогова, а также при освещении его идей в контексте общего хода развития русской философской мысли. Логический, проблемный подход используется для анализа теоретических проблем, которые разрабатывал Пирогов, в частности, вопросов мировоззрения, антропологии. При выполнении работы был использован также метод философской реконструкции, историко-культурный и компаративистский методы.

Методы исследования. В процессе исследования использовались различные методы научного познания: теоретический анализ и синтез материалов и источников, метод систематизации выводов и результатов, метод историко-биографического анализа, позволившие раскрыть философские основы воззрений Н.И. Пирогова.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

подробно рассмотрена проблема мировоззрения в творчестве великого русского хирурга и мыслителя, которая занимает центральное место в его философских взглядах;

проанализировано двухсоставное содержание взглядов Пирогова на проблему мировоззрения, включающее анализ его взглядов на место и значение мировоззрения в становлении человека, а также на роль мировоззрения в деятельности учёного, естествоиспытателя;

показано, что оба указанных плана мировоззрения Пирогов анализирует на основе собственного опыта, своих индивидуальных переживаний. Это придаёт размышлениям мыслителя глубоко личный характер, что позволяет отнести его философствование к экзистенциальному типу;

выявлена и концептуализирована идея Пирогова о роли мировоззрения в формировании ценностных ориентации учёного, а также его взглядов на место и роль человека в мире. В связи с этим проанализированы взгляды Пирогова на место и значение веры в деятельности учёного, осмысление им соотношения веры и разума, религии и науки;

показано, что размышления о человеке, его бытии в мире являются центральными в творчестве Пирогова и как учёного, и как мыслителя, поэтому значительное место он уделяет проблемам антропологии. Для него характерен переход от медицинской антропологии, являющейся естественнонаучной, к антропологии философской;

определено, что проблемы философской антропологии, приобрели статус основополагающих в педагогических идеях и практике Пирогова, вызвавших огромный общественный резонанс.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Положения и выводы, представленные в диссертации, могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по истории отечественной философии и науки, философской антропологии, педагогики.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации нашли отражение в докладах и выступлениях, сделанных автором в ходе следующих семинаров, конференций:

- IV Российский философский конгресс (2005 г.);

Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и рекомендована к защите.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Пирогов - не только великий хирург и педагог, но и мыслитель,
философ, занимающий особое место в истории отечественной
философской мысли.

Основной темой философских размышлений Пирогова является проблема мировоззрения (как единства миропонимания и мироощущения), его роли в жизни человека и учёного, постоянного и пожизненного его развития.

Человек является главным приоритетом размышлений Пирогова -врача и мыслителя, поэтому особое значение приобретают его антропологические идеи (как медицинские, так и философские).

Метафизика жизни

Н. И. Пирогову посвятили свои труды многие видные представители медицинской науки, художники, скульпторы, писатели, поэты, общественные деятели. Его имя носят многие улицы городов, медицинские учебные заведения, больницы и поликлиники в нашей стране и за ее пределами. Многочисленные памятники Пирогову находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Виннице, Одессе, Севастополе, Тарту, Софии.

Деятельность нашего гениального соотечественника, как известно, не ограничивалась одной медициной: он был также выдающимся общественным деятелем и мыслителем. Медицинская и общественная деятельность Пирогова широко известна; об этом написано огромное число интересных книг и статей2. Список же трудов, посвященных его философским идеям, насчитывает всего несколько названий. Опубликованы они главным образом до революции 1917 г.1 или принадлежат перу мыслителей русского зарубежья2.

Таким образом, опираясь на признание самого Пирогова, с уверенностью можно сказать, что его первое мировоззрение сформировалось именно в годы учебы в Московском университете.

Размышления о вере и знании

Это дает основание утверждать, что рецепция христианского мировоззрения у Пирогова далека от представления о том, что он на закате жизни просто возвратился к религиозности своего детства: его творческая эволюция -это постоянный поиск, мучительные размышления, связывающие в противоречивое единство его личный и общественный опыт, его практическую деятельность хирурга и ученого с размышлением о нравственности, морали, личной ответственности.

Пирогов не ставил перед собой задачи создать законченное философское мировоззрение. Однако его метафизические поиски, глубокое убеждение в необходимости философского осмысления вопросов естествознания, идеи о роли знания и веры в процессе становления личности, в особенности личности ученого, представляют собой значительный интерес для исследователей интеллектуальной истории России1.

Антропология

Развитие биологии как науки потеснило телеологические концепции; целесообразность в природе трактовалась на основе обращения к ее материальным причинам. Большое значение при этом имела эволюционная теория Ч. Дарвина, объясняющая органическую целесообразность как приспособляемость, соответствие строения и функций организмов условиям их существования. Эта приспособляемость вырабатывается исторически, в результате естественного отбора и, по существу, оказывается результатом и формой проявления причинно-следственных связей.

В связи с этим он прямо заявляет, что верховный разум и верховная воля творца, действующие целесообразно, являют собой прочное, неизменное, абсолютное начало (см. с. 165). Такой переход на позиции религиозного мировосприятия можно объяснить гуманистической ориентацией Пирогова как врача, хирурга, придающего большое значение религиозной вере.

Читайте также: