Реформы патриарха никона и церковный раскол кратко таблица

Обновлено: 30.06.2024

Важнейшее событие правления Алексея Михайловича - проведение церковной реформы и раскол РПЦ, о котором далее будет кратко рассказано. Предпосылками для проведения реформы стало развитие в XVII веке отношений с Украиной и бывшими византийскими православными. Поэтому потребовалась унификация церковных обрядов и книг.

Личность Никона

Возглавил реформу Никон, ставший в 1652 году патриархом. Выходец из крестьян, Никон (настоящее имя Никита Минов) быстро поднялся по служебной лестнице в церковной иерархии. Еще в молодости он был членом Кружка ревнителей древнего благочестия в Москве, состоявшего из церковной элиты. Вскоре после пострижения в монахи Никон стал игуменом в монастыре недалеко от Каргополя. Никон тесно общался с царем Алексеем Михайловичем, благодаря поддержке последнего Никон получил титул архимандрита московского Новоспасского монастыря, где покоились предки Романовых.

Целью Никона-патриарха было сделать из русской церкви - центр мирового православия, тем самым реализовав властолюбивые мечты.

Причины реформы

Реформа имела под собой объективные основания:

а) множественные ошибки в церковных книгах

б) многоголосие в церквях (шум, разговоры прихожан во время служб)

в) неподобающее поведение священнослужителей и монахов (разнузданный и распутный образ жизни)

Нововведения

В ходе реформы провели следующие преобразования:

1) вызвали из Киева греческих монахов, которые переписывали священные книги

2) под жесткий контроль взяли образование и поведение монахов

3) провели изменения в обрядах ( "Исус" заменено на "Иисус", двоеперстие на троеперстие, хождение по солнцу во время крестного хода заменено на хождение против солнца, земной поклон - на поясной поклон)

Раскол

Эти перемены не нашли отклика в народе. Произошел раскол на приверженцев старых порядков - старообрядцев, староверов или раскольников - во главе с протопопом Аввакумом и сторонников Никона - никониан. Староверов преследовали, сажали в тюрьмы, они скрывались на Поморском Севере, в Заволжье, Урале и Сибире, устраивали показательные самосожжения - "гари" и "заповещания" - умирали голодной смертью. Простой народ поддерживал их бунтами и восстаниями.

Протопопа Аввакума вместе с союзниками отправили в ссылку в Пустозерск, где они в течение 14 лет просидели в земляной тюрьме, после этого их сожгли заживо. Главный враг - "Никон-Антихрист", добившись власти и потеряв всякое уважение перед царем, однажды нарочито покинул Москву, сказав, что не желает больше служить патриархом в столице, а будет патриархом Руси. Алексей Михайлович такое поведение не оценил. В 1666 церковным собором Никон был лишен статуса патриарха и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. Вернулся Никон из ссылки только после кончины Алексея Михайловича и умер неподалеку от Ярославля, в один год с Аввакумом (1681).

Краткая история Церковного раскола

Российский Церковный раскол, чаще всего, связывают с именем патриарха Никона, организовавшего реформу церкви в пятидесятых — шестидесятых годах семнадцатого века. Введённые изменения задели фактически все церковные уклады, а необходимость введения преобразований, по мнению патриарха и царя, была обусловлена религиозной отсталостью Русского государства и разнящимися духовными текстами, которые переписывались в каждом княжестве во время усобиц, согласно местным правилам.


При этом, реализация нововведений привела не только к церковному расколу, но и общественному. Жители Руси стали открыто выступать против новой реформы, высказывая собственную позицию не только возмущениями, но и народными восстаниями.

Истоки церковного раскола на Руси

Согласно исследованию современных историков, в семнадцатом веке, в результате дробления Руси на удельные княжества, в каждом из них сформировалась собственная система проведения религиозных обрядов, существенно отличающаяся не только от обрядов соседей, но и от греческих канонов, которые являлись незыблемыми в христианстве. Поэтому, основными действиями, последовавшими за введением реформы Никоном, стали:

Таблица: причины церковного раскола на Руси

Назначение духовника царя Никона Патриархом

Решив унифицировать все перечисленные моменты под греческие каноны, царь Алексей Михайлович Романов назначает на пост Великого Патриарха своего духовника Никона, которому и было поручено провести церковную реформу. Историки отмечают тот факт, что выбор этой кандидатуры был очень странным, ведь сам Никон не только не имел опыта внедрения подобных нововведений, но и пользовался дурной славой у представителей российского духовенства.

Реформирование церковной традиции

Итак, начало внедрения изменений пришлось на 1653 – 1655 годы. За этот период были введены следующие изменения, которые и стали основной причиной церковного раскола:

Народная реакция на эти нововведения была крайне показательной, подчёркивая тем самым, что изменения затронули гораздо больше того, о чём говорил Никон.

Согласно некоторым письменным источникам, в первые дни после введения реформы по всей территории государства прокатились народные массовые восстания, участники которых требовали вернуть былые каноны.

Таблица: церковная реформа патриарха Никона

Церковная реформа Никона

Отношение жителей Руси к реформированию церкви

При этом, жители Руси разделились на две группы. Одни — всячески пытались высказать своё недовольство, а другие, осознавая бесполезность подобных действий, просто покидали страну. Однако, по царскому приказу, их выслеживали, отлавливали и возвращали домой.

Не менее показательной стала и реакция правительства, устроившего нечто похожее на инквизицию. Современники отмечали, что в тот период в кострах горели не только старые книги, но и непокорные люди, а патриарх Никон, который славился особой жестокостью, лично приветствовал подобную расправу над противниками его трудов.

Итоги и оценки церковной реформы Никона

Как бы там ни было, оценивать церковную реформу Никона сегодня можно лишь с точки зрения реалий того исторического периода. Несмотря на уничтожение патриархом исконной славянской религии, ему удалось выполнить волю правителя – он привёл в соответствие с международной религией русскую Церковь.

Благодаря этому, Российская религия вышла за границы собственного государства, что позволило впоследствии сформировать крепкие политические связи с более развитыми и мощными державами.

Однако, чтобы осуществить всё вышеперечисленное – пришлось заплатить огромную цену. В церковных кострах сгорела большая часть славянской культуры с её древними иконами, книгами и обрядами.

Конечно, не стоит расценивать нововведения Никона как причину полного уничтожения всего, что имело хоть какое-то отношение к раннему христианству. Ведь неизвестно, какие именно последствия для русского государства имела бы разрозненность обрядов и религии в будущем.


Церковь на Руси с первых лет принятия христианства играла важную политическую и духовную роль в стране. К 17 веку в ней возникли противоречивые процессы, которые привели к тому, что патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, предложил провести реформу.

Церковный раскол – это появление в обществе представителей духовенства и мирян, не согласных с изменениями, проводимыми по церковной реформе. Людей, отстаивающих прежние положения церкви, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе старообрядцев был протопоп Аввакум.

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.

Причины

Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:

  1. Стремление патриарха к власти.
  2. Необходимость централизации государства.
  3. Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.

Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.

Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

Ход событий

После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.

Церковный собор

В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:

  1. Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем.
  2. Но реформы Никона все же были приняты.

Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.

Последствия

Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.

Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.

Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.

После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.

Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.

Читайте также: