Речь и взаимопонимание кратко

Обновлено: 03.07.2024

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее - знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему. К средствам вербальной коммуникации относится речь.

Речь — процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Если основными структурными единицами языка считаются слова и предложения, то в речевом общении это — высказывания как единицы смысла. Конституирующей особенностью высказывания являются его обращенность, адресность.

Обратная связь — еще один структурный компонент любой коммуникативной ситуации. Реакция слушающих на высказывание говорящего по сути составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации.

При всех методических достоинствах рассмотренной модели в ней отсутствуют психологические и социально-ролевые характеристики, существенным образом влияющие на процесс речевого общения.

К психологическим структурным компонентам акта человеческой коммуникации следует в первую очередь отнести

· коммуникативное намерение, замысел и цель, то есть мотивационную составляющую, которая определяет: что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания, а так же

В речевом общении обычно различают два вида целей, которые может преследовать говорящий, — ближайшая цель, то есть непосредственно выражаемая говорящим, более отдаленная, долговременная. Основными разновидностями ближайшей цели являются:

интеллектуальная цель: получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; разъяснение; критика;

цель, связанная с установлением характера отношений: развитие или прекращение коммуникации, поддержка или отвержение партнера; побуждение к действию.

К социально-ролевым структурным компонентам речевой коммуникации следует отнести статусные и ситуативные роли участников общения, а также используемые ими стилевые приемы.

По ходу общения могут быть выделены и ситуативные роли говорящих, существенно влияющие на характер общения. В их числе:

• лидер, стремящийся вести разговор и контролировать его ход;

Стилевые характеристики участников общения проявляются в особенностях речевого стиля коммуникантов, в используемых ими коммуникативных стратегиях и тактиках. Стили могут быть ранжированы по степени внимания говорящих к своей речи. Одностильно говорящий - тот, кто вступает в речевое общение, уделяя выбору языковых средств минимальное внимание; в разных ситуациях и с разными партнерами он не способен проявить языковую гибкость. Человек, обладающий высоким уровнем языковой компетенции, с одной стороны, стремится сохранить свой стилевой облик в разных коммуникативных сферах, а с другой — умеет выполнять различные речевые роли, использовать разностильный речевой репертуар в зависимости от обстоятельств общения. Стили слушания также можно расположить между двумя крайними позициями: от умения (желания) до неумения (нежелания) слышать. Помимо индивидуальных особенностей говорящих и слушающих, выбор стиля речевого поведения зависит от социального контекста. Обращение к речи официальной или поэтической, научной или бытовой, деловой или публицистической задается ролевой ситуацией.

Речь и взаимопонимание.На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают некоторые особенности использования языка в речи. В их числе можно выделить такие, как денотация и коннотация, полисемия, синонимия, статичность высказывания, смешение наблюдения и оценки (выводов) в высказывании и др. Рассмотрим эти особенности подробнее.

Полисемия. Некоторые слова имеют более одного общепринятого значения, что может послужить причиной взаимонепонимания. Примерами таких слов в русском языке могут послужить слово лук как обозначение продукта питания и механизма для стрел, или слово гранат как обозначение драгоценного камня и фрукта и др.

Основными разновидностями ближайшей цели общения являются:

• получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; разъяснение; критика (так называемая интеллектуальная цель);

• поддержка или отталкивание партнера, развитие или прекращение коммуникации (цель, связанная с установлением характера отношений);

• побуждение к действию;

• изменение эмоционального состояния партнера.

К социально-ролевым структурным компонентам акта речевой коммуникации следует отнести статусные и ситуативные роли участников общения, а также используемые ими стилевые приемы.
15. Речь и взаимопонимание. На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают некоторые особенности использования языка в речи. В их числе можно выделить такие, как денотация и коннотация, полисемия, синонимия, статичность высказывания, смешение наблюдения и оценки (выводов) в высказывании и др. Рассмотрим эти особенности подробнее.

Полисемия. Некоторые слова имеют более одного общепринятого значения, что может послужить причиной взаимонепонимания. Примерами таких слов в русском языке могут послужить слово лук как обозначение продукта питания и механизма для стрел, или слово гранат как обозначение драгоценного камня и фрукта и др.

Полисемия. Некоторые слова имеют более одного общепринятого значения, что может послужить причиной взаимонепонимания. Примерами таких слов в русском языке могут послужить слово лук как обозначение продукта питания и механизма для стрел, или слово гранат как обозначение драгоценного камня и фрукта и др.

При изучении речевого взаимодействия принято выделять два вида общения:

1) межличностное общение;

2 социально ориентированное общение.

Речь в межличностном взаимодействии – это разговорная речь. Для нее характерны неподготовленность и непринужденность. Говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, времени на обдумывание фразы почти нет. С этим связаны такие особенности речи, как меньшая лексическая точность, свобода словоупотребления, наличие речевых ошибок и заполнителей пауз. Непосредственное участие говорящих в речевом акте усиливает эмоциональную окраску речи, в ней проявляются личностные особенности собеседников, их отношение друг к другу и к предмету разговора.

Фатическая и информационная речь

Цель фатического речевого поведения – высказаться и встретить понимание. Обычно это обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Правила, которыми пользуются при этом собеседники, определяются ими интуитивно. Имея равные права в разговоре, собеседники не стремятся прийти к единой точке зрения, решить какую-то проблему. Поэтому они не особенно соизмеряют сказанное, сравнительно мало перебивают друг друга. Говорящий зачастую предпочитает сконструировать новое слово, чем отыскивать нужное обозначение в памяти. Словотворчество и речевой автоматизм облегчают процесс построения речи и потому активно используются.

Информационное речевое поведение может проявляться различными способами. Обратим внимание на три их них.

1. Совместное решение задачи: речевые высказывания направлены на достижение общей точки зрения. Этот способ общения предполагает наличие общей цели, что заметно ограничивает тематику. Набор адекватных для данного способа правил ведения разговора также ограничен: каждое высказывание тщательно взвешивается, каждое слово достаточно строго подбирается и оценивается. Допускаются повторы и уточнения; решение вырабатывается совместно при обоюдном согласии собеседников.

2. Задавание вопросов, при котором один из собеседников – задающий вопросы – заинтересован в получении определенной информации. Его право задавать вопросы может определяться социальной ролью (отец, экзаменатор) либо соглашением о цели спрашивания (тогда он получает разрешение задавать вопросы). Право отвечающего – уклониться от ответа, задать встречный вопрос, обсудить заданный вопрос. Тема общения не всегда четко определена. Допустимы повторы и уточнения, т.е. избыточность. Слова и реплики обычно взвешиваются более тщательно, чем при фатическом речевом поведении.

3. Уточнение понимания. Данный способ общения следует за другими способами и предполагает решение задачи о причинах непонимания. Оба партнера имеют право в любой момент выйти из данного способа общения, заявив, что все уже понятно, и перейти к другому способу.

Плодотворное взаимодействие возможно при согласованном принятии обоими собеседниками одного и того же способа общения. Если это не удается сразу, то выбирается приемлемый способ общения или разговор прерывается по инициативе любого из партнеров.
17. Речь в социальном взаимодействии: особенности и закономерности. Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии связан с различением следующих уровней социальной коммуникации:

• общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т. д.). При этом определяющим фактором речевого поведения двух или нескольких человек является их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель – подчиненный, консультант – клиент, преподаватель – студент и т. д.);

• передача информации множеству лиц: прямая в случае публичной речи или опосредованная в случае средств массовой информации.

Речевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей в сравнении с речью в межличностном общении.

Прежде всего следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений «между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем.

В прагматическом изучении языка сформулирован ряд конкретных правил, выполнение которых позволяет людям действовать совместно. Исходными условиями являются:

• наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;

• ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим).

Отметим основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом:

1) высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предположил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации;

2) высказывание должно по возможности быть правдивым; старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего у вас нет достаточных оснований;

3) высказывание должно быть релевантным, т. е. соответствовать предмету разговора: старайтесь не отклоняться от темы;

4) высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных выражений, избегайте неоднозначности; избегайте ненужного многословия.

Реальная речь грешит отступлениями или нарушениями тех или иных правил коммуникации: люди бывают многословны, не всегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случае отступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградацией речи.

Наряду с принципом кооперации важное значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости. Последний всецело принадлежит речевому этикету (о котором речь пойдет дальше). Отметим, что такие ключевые максимы принципа вежливости, как тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность, выраженные (или не выраженные) в речи, самым непосредственным образом определяют характер социальных взаимоотношений.

В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики.

Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т. е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рампах отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т. д.

Тактика может меняться в зависимости от условий общения, полученных сведений, чувств и эмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализовать различные дели или стратегические линии. Смена тактик в разговоре - мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно. Собирая и осмысливая тактические приемы, можно научить применять их сознательно и мастерски.

Чтобы управлять течением беседы, необходимо заранее продумывать общую картину и возможные варианты развития разговора, научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия, оценить его стратегию и тактику, вырабатывать пути гибкого реагирования-подыгрывания или оказания противодействия. Плохо, когда говорящий имеет в запасе только один вариант разговора, а его речь построена жестко.

Одна из главных особенностей человека — это наша способность к взаимодействию. Люди передают друг другу различную информацию, сообщают о своих душевных состояниях и чувствах.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение. Речь – это процесс общения с помощью языка.

Возможность речевого общения — это одно из основных отличий человека от остального животного мира, отражающее закономерности его физиологического, психического и социального развития.

Классификация видов речи (рис. 16) осуществляется на основании наличия тех или иных признаков. Например, монологическая речь всегда активна, планируема, предполагает умение пользоваться каким-либо языком, различными интонациями, использовать во время монолога паузы и т. д. В то время как отличительными чертами внутренней речи являются фрагментарность и отрывочность.

Внешняя и кинетическая речи играют в основном роль средств общения, а внутренняя речь — средств мышления.

Физиологической основой речи являются деятельность слухового и двигательного анализаторов, а также образующиеся временные связи между внешними раздражениями и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов.

К основным свойствам вербальной коммуникации относятся:

ris19.jpg

Рис. 16. Классификация видов речи

В общении людей, как правило, присутствует эмоциональная окраска, являющаяся основой невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются продуктом общественного развития и не совпадают в разных национальных культурах, в разных возрастных группах, профессиональных сообществах, социальных группах. Например, у болгар вертикальный кивок головы означает несогласие с собеседником, у русских — согласие, в Китае цвет траура — белый, а на Западе — черный. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, а также средств невербальной коммуникации, имеющих тот же смысл и значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и является продуктом общественно-исторического развития. Это достаточно сложное образование, характеризующееся грамматикой, лексическим и фонетическим составами. Язык един для всех людей, говорящих на нем, речь же у каждого человека индивидуальна, своеобразна. В ней выражается психология отдельно взятого человека, принадлежащего к определенной общности, для которой характерны те или иные особенности речи.

Речь без усвоения языка невозможна, в то же время язык существует и развивается по законам, не связанным с психологией и поведением человека.

Речь человека может быть развернутой и сокращенной. Развернутый тип речи характеризуется большим словарным запасом и разнообразными грамматическими формами, частым употреблением предлогов, использованием безличных местоимений, уточняющих прилагательных и наречий, многочисленной подчинительной связью компонентов предложений, что свидетельствует о планировании человеком свой речи. Сокращенные речевые высказывания обычно используют в бытовой речи, в знакомой и привычной обстановке.

Что такое взаимопонимание – почему оно важно, как возникает, особенности, механизмы и уровни

Общение является основным способом взаимодействия людей. Чтобы наладить контакт и завоевать доверие, необходимо знать, что такое взаимопонимание и как его добиться. Оно имеет значение для семейных, деловых, рабочих и дружеских отношений.

Взаимопонимание – что это?

Под этим термином подразумевается совпадение взглядов, ценностей и интересов. Отвечая на вопрос о том, что значит взаимопонимание, необходимо рассмотреть и механизмы его возникновения. Оно появляется, когда у людей есть точки соприкосновения и возможность поддерживать контакт. Взаимопонимание представляет собой способ организации отношений, при котором человек способен понять мысли и чувства другого и поставить себя на его место.

Почему важно взаимопонимание?

Доверительные отношения являются одним из обязательных элементов, которые необходимы для общения. Чтобы поддерживать связь с родными, друзьями и коллегами, нужно знать, что такое взаимопонимание и для чего оно нужно:

  1. Обоюдное понимание является одной из важных составляющих крепких семейных отношений. Оно помогает добиваться совместных целей.
  2. Взаимопонимание необходимо для поддержания дружеских отношений. Научившись слышать и понимать других людей, можно с легкостью заводить новые социальные связи.
  3. Способность понимать интересы других пригодится при налаживании рабочих контактов. Для этого необходимо знать, что такое деловое взаимопонимание. Научившись выстраивать доверительные отношения с коллегами, начальством и партнерами, можно добиться успеха в карьере.

Как возникает взаимопонимание?

Чтобы построить близкие и доверительные отношения, необходимо выполнить несколько условий. Взаимопонимание не возникает сразу, а формируется в течение длительного времени:

  1. На первом этапе необходимо наличие интереса к партнеру и желание узнать его поближе. С этого начинается взаимопонимание в отношениях.
  2. В процессе общения у людей появляются общие интересы и темы для обсуждения. На этом этапе важно уметь слушать партнера и принимать его точку зрения.
  3. Появлению взаимопонимания способствуют общие традиции и совместные дела. Проводя много времени вместе, люди учатся понимать мысли и чувства друг друга.

Особенности межличностного взаимопонимания

Доверительные отношения между людьми имеют несколько характерных признаков:

  1. Взаимопонимание в общении требует усилий от обеих сторон. Если не поддерживать связь, доверие и близкие отношения ослабнут со временем.
  2. В большинстве случаев взаимопонимание не возникает сразу. Для его появления требуется время.
  3. Чтобы между людьми возникло взаимопонимание, необходимо наличие точек соприкосновения на начальном этапе и искреннего интереса друг к другу.

Механизмы взаимопонимания в общении

Существует несколько способов, которые помогают человеку понять и осмыслить действия других людей. Механизмы взаимопонимания заключаются в следующем:

  1. Идентификация. Человек сравнивает себя с другим и пытается понять, как бы он поступил на месте оппонента.
  2. Стереотипизация. Это механизм помогает понять мотивы поступка с помощью его сравнения с уже изученными и известными явлениями.
  3. Рефлексия. Помогает определить, какое впечатление произвели слова или действия на партнера.
  4. Обратная связь. С помощью этого механизма человек получает информацию о том, как его поступки повлияли на других людей. На основе этих знаний можно скорректировать стратегию поведения для достижения взаимопонимания.

Уровни взаимопонимания

Доверительные отношения между людьми не появляются сразу после знакомства. Взаимопонимание и согласие сторон проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется определенным уровнем доверия:

  1. На первом уровне взаимопонимания люди только начинают узнавать личностные качества друг друга. Основой близких отношений являются общие увлечения и интересы, совпадение взглядов.
  2. Второй уровень взаимопонимания характеризуется совпадением личностных качеств. Взаимное притяжение основывается на сходстве характеров. На этом уровне люди чувствуют эмоциональную потребность в общении.
  3. Самый высокий уровень взаимопонимания означает полное доверие и отсутствие каких-либо тайн друг от друга. Высокая степень открытости подразумевает очень близкие отношения.

Возможно ли полное взаимопонимание между людьми?

Для доверия и близких отношений нужно не только совпадение интересов, но и искреннее желание обоих партнеров. Полное взаимопонимание между людьми возникает нечасто, но при выполнении всех условий оно вполне возможно. В его основе лежит взаимное уважение, желание понять и принять точку зрения другого человека. Такое взаимопонимание может возникнуть между людьми, которые проводят очень много времени вместе и давно знают друг друга.

возможно ли полное взаимопонимание между людьми

Проблемы взаимопонимания

Пытаясь наладить доверительные отношения, люди часто сталкиваются с препятствиями на этом пути. Существует несколько проблем взаимопонимания:

проблемы взаимопонимания

  1. Разные вкусы и интересы. Это не является причиной для отсутствия взаимопонимания, но может препятствовать близкому общению на начальном этапе. Когда у людей нет точек соприкосновения, шанс, что они захотят узнать друг друга поближе, не очень велик.
  2. Проблема взаимопонимания между поколениями. В ее основе лежит несовпадение взглядов и жизненных ценностей. В результате даже близкие и родные люди не могут найти общий язык и понять друг друга.
  3. Завышенные ожидания. Часто людям не удается понять, что такое полное взаимопонимание с партнером из-за слишком высоких требований.
  4. Эгоизм и стремление к лидерству. Во взаимопонимании супругов или друзей не должно быть места соперничеству. Если один из партнеров стремится к роли лидера, забывая о чувствах и желаниях другого, такие отношения не станут близкими.

Как добиться взаимопонимания в отношениях между людьми?

Способность устанавливать контакт и входить в доверие пригодится как в личной жизни, так и на работе. Для этого необходимо знать, как найти взаимопонимание с любым человеком:

  1. Уметь слушать. Многие любят рассказывать о себе, поэтому это качество необходимо для налаживания общения. Нужно проявлять искренний интерес к собеседнику, его делам и проблемам.
  2. Проводить время вместе. Можно общаться, посещать мероприятия или гулять. Совместное времяпровождение поможет не только лучше узнать человека, но и найти общие интересы.
  3. Оказывать внимание. Для достижения взаимопонимания стоит помнить о вкусах и привычках партнера и периодически делать приятные сюрпризы.
  4. Идти на компромиссы. Взаимопонимание невозможно без умения уступать. Не стоит до последнего отстаивать свою точку зрения, нужно находить компромисс, как в мелочах, так и в глобальных вопросах.
  5. Как можно больше разговаривать. Для достижения взаимопонимания нужно очень хорошо знать человека. В этом поможет постоянное общение.
  6. Придумывать общие традиции. Это поможет укрепить отношения и станет важным шагом на пути к достижению взаимопонимания.
  7. Не отказывать в помощи. Поддержка словом и делом – это одна из важных составляющих взаимопонимания. Необходимо научиться понимать, когда близкому человеку нужна помощь, и приходить на выручку в трудную минуту.
  8. Прощать обиды. При полном взаимопонимании у супругов или друзей не должно быть поводов обижаться друг на друга. Не стоит зацикливаться на неприятностях и ссорах.

Приемы взаимопонимания

Чтобы создать близкие отношения, необходимо использовать несколько способов. С их помощью можно выстроить взаимопонимание в семье, на работе или в дружеском коллективе:

  1. Средства невербального общения. Люди получают информацию не только из слов, но и с помощью жестов, тембра голоса, позы во время разговора. Необходимо стараться устанавливать визуальный контакт и искренне улыбаться. Стоит избегать поз и жестов, устанавливающих барьеры.
  2. Приветствие и рукопожатие. Здороваясь с человеком, необходимо назвать его по имени и выразить радость от встречи.
  3. Чтобы достичь взаимопонимания, следует быть хорошим собеседником. Для этого нужно подстраиваться под темп и скорость речи партнера. Обсуждая проблему или важный вопрос, стоит интересоваться мнением собеседника, спрашивать его, что он думает о той или иной ситуации.
  4. Доверие и честность. Взаимопонимание не может существовать без открытых отношений. Необходимо избегать лжи в общении и всегда стараться давать только правдивую информацию.

Межличностные отношения люди формируют в любой социальной группе и при разных обстоятельствах. Они имеют определенную структуры, разновидности и уровни, которые влияют на продолжительность и качество коммуникации.

Межличностный конфликт считается самым распространенным видом противоречия в обществе. Он имеет свои формы проявления, стадии и особенности. В зависимости от выбранной оппонентами стратегии решения, будет разниться и исход противостояния.

Миллениалы – кто это знают далеко не все обыватели, хотя термин часто на слуху. Это целое поколение людей, выросших во время смены эпох и глобальных изменений в мире. Они имеют схожие преимущества и недостатки, проблемы и ценности.

Обратная связь является неотъемлемой частью жизни человека, общества, ведения бизнеса, построения рабочих и личностных отношений. Наладить этот процесс позволяет следование определенным правилам и принципам.

Читайте также: