Риторика в начальных классах кратко

Обновлено: 02.07.2024

Риторика как учебный предмет в школе (характеристика п рограммы, составленной авторским коллективом под руководством Т. А. Ладыженской).

Тема 1. Традиционное и нетрадиционное понимание риторики.

Раздел 1. Риторика триедина. Основные разделы риторики.

К определению предмета риторики есть как традиционные, так и нетрадиционные подходы. Традиционный подход принадлежит античной эпохе, широко распространен и общеизвестен. Нетрадиционные подходы разнообразны и скоротечны.

В традиционном понимании риторикой называют ораторское искусство. Искусство убеждать с помощью слов. Его синоним – красноречие. Итак, риторика – это искусство.

Наконец, в самом становлении риторики было и третье начало. Оно объединило оба вида познания – эстетический и научный. Таким началом была этика , учившая различать честное и нечестное, справедливое и несправедливое, то, что достойно или что не достойно быть.

Итак, риторика триедина. Она – искусство убеждать с помощью слов, наука об искусстве убеждать с помощью слов и процесс убеждения, основанный на моральных принципах.

В соответствии с древними традициями риторики её делят на 5 частей:

Раздел 2. Виды красноречия. Общая и частная риторика.

Есть разные виды красноречия – академическое и парламентское, дипломатическое и административное, педагогическое, судебное, военное, церковное, торговое и много других. Отсюда возникла необходимость разделения риторики на общую и частные. В общей риторике даются рекомендации к пяти этапам подготовки устного выступления (о них говорилось выше).

Раздел 3. Нетрадиционное понимание риторики. Убеждающая речь.

Далее охарактеризуем общие положения процесса убеждения , его внешние и внутренние компоненты.

Внешние компоненты – это участники, тот, кто убеждает и те, кого убеждают. Это обязательные участники процесса убеждения. Необязательный компонент – это лицо или лица, у которых есть наблюдения, рассуждения, выводы.

Классическая риторика выделяет семь компонентов ораторской речи, которые можно назвать внутренними :

Определение темы и ограничение от других тем.

Опровержение доказательств противника.

Из этих семи компонентов обязательными являются третий, четвертый и седьмой, а остальные необязательные. Обязательные, по существу, сводятся к двум понятиям – довод и коммуникативная установка.

Смысл убеждающей речи таков: аудитория должна изменить или подтвердить свои прежние представления о фактах, событиях и прочее, свои прежние умозаключения, выводы, намеченные ранее решения, связанные с определенными действиями или, по крайней мере, одну из названных установок. Причем сделать это именно в результате акта убеждения, в соответствии с доводами оратора и в том направлении, в каком он ориентирует данную аудиторию. Предложение о подтверждении или изменении указанных установок, которое делается в открытой или скрытой форме, - это и есть коммуникативная установка оратора.

Различают три типа установок:

Наблюдение (было – не было).

Рассуждение (истинно – ложно).

Действие (надо сделать – не надо делать).

Риторическая речь начинается лишь там, где убеждающий полностью убежден сам!

Раздел 4. Место риторики в ряду других лингвистических наук.

Чтобы правильно определить место риторики в ряду других лингвистических наук, нужно прежде всего обратиться к учению о качестве речи. Квинтилиан различал четыре основных положительных качества речи:

На языке современной науки можно сказать, что правильность – это соответствие плана выражения нормам грамматики и орфоэпии; ясность - это соответствие плана выражения плану содержания в том его виде, в каком он формируется в сознании говорящего и пишущего; красота - это соответствие плана выражения и плана содержания эстетическим потребностям участников речевой коммуникации; уместность - это соответствие плана выражения и плана содержания специфическим условиям общения (обстановке, ситуации, теме, жанру и прочее).

Чтобы правильно понять значительность этого разграничения, надо иметь в виду следующее:

Лестница качеств речи отражает роль лингвистических и экстралингвистических знаний и навыков, необходимых для успешного использования языка в процессе общения.

Правильность речи связана только с лингвистическими знаниями и навыками, поэтому изучалась и должна изучаться только в грамматике, то есть вместе с фонетикой и словообразованием.

Ясность, а затем красота и уместность речи связаны не только с лингвистикой, но с логикой и психологией и даже с эстетикой и этикой. По этой причине необходимо создание специальной дисциплины риторики (и стилистики).

Порядок расположения качеств речи, изучаемых в риторике, не был случайным. Он повторяется у большинства античных и средневековых авторов. Уже Аристотель 5 считал ясность важнейшим качеством речи.

Итак, место общей риторики в ряду других лингвистических дисциплин может быть определено следующей многоэтажной структурой:

Теперь поговорим о разграничении риторики и стилистики . Стилистика – это, в первую очередь, анализ текста, обучение искусству понимать, слушать, оценивать всю глубину и мастерство сказанного и написанного. Стилистика – опора и предшественница риторики. Риторика же – это синтез текста, искусство говорить и писать с максимальной эффективностью.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: существуют четыре положительных качества речи: правильность, ясность красота и уместность. В связи с тем, что ясность, красота и уместность, в отличие от правильности, связаны не только с лингвистикой, но и с логикой, и психологией необходимо изучение , кроме грамматики в широком смысле, специальной дисциплины РИТОРИКИ .

Тема 2. Риторика как учебный предмет в школе.

Программа составлена авторским коллективом

под руководством Т. А. Ладыженской.

Раздел 1. Характеристика программы.

В данной программе школьной риторики (1-11 классы) можно выделить два смысловых блока:

На основе этих элементарных сведений у детей формируются важнейшие умения – ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения (свое и партнера), оценивать его реализацию в общении.

Следовательно, основные понятия первого блока:

Общение (для чего нужна речь).

Следовательно, основные понятия второго блока:

Первый тип связан с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком).

Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учащихся размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, поэтому в программу включен такой компонент, как риторические идеи.

В данной программе приведены формулировки некоторых из риторических идей. Например:

Твоя речь – бесценное богатство - овладей ей!

По речи узнают человека.

Умей благодарить и быть благодарным.

(Сухомлинский В. А.)

На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать помолиться.

Умей слушать возражения, умей тактично возражать.

Этот компонент программы учитель должен сам уточнять, корректировать, дополнять.

В эту программу включены следующие компоненты:

Риторические умения и навыки.

Риторические и речеведческие понятия.

При этом структура программы каждого класса выглядит так: в начале формируются идеи, затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.

Раздел 2. Методы и приемы преподавания.

Курс риторики в школе – курс сугубо практический. На уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.

Большая часть времени уделяется практике:

Риторическому анализу устных и письменных текстов.

Риторический анализ предполагает обсуждение, по крайней мере, трех вопросов:

Что сказал говорящий?

Что он хотел сказать?

Что сказал ненамеренно?

Речевые задачи основываются на описании всех значимых компонентов речевой ситуации:

КТО говорит или пишет (адресант).

КТО слушает или читает (адресат).

ДЛЯ ЧЕГО – ЗАЧЕМ (задача высказывания).

ЧТО – О ЧЕМ (содержание высказывания).

КАК (в устной или письменной форме, в каком стиле и так далее).

ГДЕ (место, где происходит общение; расстояние между общающимися, если это важно).

КОГДА, КАК ДОЛГО (время, когда происходит общение: сейчас или в прошлом; время, отведенное на общение, если это важно).

Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, забавнее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и так далее. В отличие от речевых задач, риторически игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Поэтому важно при их организации и определении победителя осуществлять риторический

Четко описывать ситуацию.

Точно обозначать критерии оценки.

Точно обозначать победителя.

Раздел 3. Содержание программы 1 – 4 классы.

Риторические понятия раскрываются в динамике от класса к классу по ступенчатому принципу. Этот принцип находит четкое отражение в табличной форме программы, где каждая вертикаль – определенный этап общения (класс) и где линия горизонтали дает представление о динамике (развитии) определенного компонента образования. Эта форма программы дает возможность судить об общем объеме и содержании предмета для каждого класса, о соотношении частей того целого, которое изучается на протяжении четырех лет (см. Приложение № 1).

Раздел 4 . Организация уроков.

Урок риторики имеет свою организационное специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные, но не обязательно все на каждом уроке задания.

Ортологические разминки. Упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и других норм литературного языка.

Импровизационные задачи – неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную речь.

Желательно, чтобы на уроке риторики дети сидели так, чтобы могли видеть друг друга. Чтобы в классе был магнитофон для записи высказываний детей и создание собственной фонотеки. Очень результативно использование видеомагнитофона, чтобы дети могли на себя посмотреть со стороны и сделать самостоятельные соответствующие выводы.

Раздел 5. Учебное время.

На изучение риторики отводится в 1 – 11 классах от 1 до 3 академических часов в неделю. Но, исходя из личного опыта, я считаю, что в 1 классе достаточно 1 – 2 уроков в неделю, а во 2 – 4 классах 2 – 3 урока; и при этом желательно, чтобы была возможность проводить уроки спарено.

Риторика для начальных школ и для младших школьников

Дар слова - одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью человека, его общей культуры, его образованности.

О человеке, в частности и о школьнике, судят на основании того, как он себя ведет, как он выглядит, что говорит и как он это говорит. Тем не менее, множество детей проходит кое-как свой нелегкий путь обучения. И после окончания школы многие даже не пытаются осознанно и целеустремленно обогащать свой запас слов, овладеть различными оттенками их значений и совершенствовать умение строить устные высказывания грамотно, четко и ясно. Нет ничего удивительного в том, что младшие школьники нарушают традиционные правила произношения, а порой и основные каноны русской грамматики. Ведь у них еще не в полной мере сформированы речевые умения, а речевой опыт ограничен в большей части общением с близкими людьми (членами семьи) и сверстниками.

Понятно, что школа не ставит и не может ставить своей целью готовить “профессиональных рассказчиков, мастеров художественного слова” [1, стр. 98]. Но школа может и должна научить рассказывать о пережитом, увиденном, услышанном, обогатить и активизировать словарный запас детей, научить правильно строить предложение и связные высказывания грамотно, последовательно и лаконично отвечать на поставленные вопросы и давать развернутые ответы.

Младшие школьники далеко не всегда умеют рассказать о том, что видели, наблюдали, слышали, в чем сами принимали участие. Многие ученики не умеют выбрать для описания событие, которое представляло бы интерес для слушателей, не умеют рассказать о действительно интересном происшествии так, чтобы оно захватило слушающих, вызвало определенные эмоции. Их устные повествования часто бессодержательны, бледны и невыразительны.

Совершенствование и развитие связной речи учащихся - таково назначение курса родного языка в начальных классах.

Развитие речи на уроках чтения входит в работу над содержанием прочитанного, а на уроках грамматики и правописания включается в систему речевых упражнений.

В программе указаны пути развития устной и письменной связной речи. Это работа:

− над правильным произношением;

− над четкостью и выразительностью устной речи;

− над расширением и обогащением словарного запаса речи учащихся;

− над правильным и точным употреблением слов;

− над словосочетанием, предложением и связной (контекстной) речью;

− над орфографически правильным письмом.

Систематизируя сведения о задачах работы, можно соотнести общую цель обучения - совершенствовать умение младших школьников пользоваться языком как средством общения - с рядом конкретных задач [2, стр. 30]:

1) помочь учащимся осмыслить их реальную речевую практику, перейти от бессознательного к осознанному владению им;

2) учить отбору и организации содержания высказываний с учетом условий общения, темы замысла;

3) расширить запас используемых детьми языковых средств, обогатить лексический и грамматический строй их речи;

4) учить употреблению единиц языка в соответствие с требованиями культуры речи;

5) способствовать повышению общей культуры речевых высказываний у младших школьников.

Содержание речевой подготовки школьников может быть представлено и несколько иначе: не по уровням языка, как в некоторых источниках [3, стр. 15; 19, стр. 53; 12, стр. 30], а по сущности формируемых умений [4, стр. 110].

Сегодня особенно актуальны слова А. М. Горького о том, что никогда еще дети не требовали обогащения речи, как требуют они в эти годы, на границе тысячелетия, когда жизнь всесторонне изменяется, создается много чего нового и это все требует новых словесных форм [4. стр. 11].

В.А. Сухомлинский писал, что окружающий мир для младшего школьника открывается через слово. Значит нужно беспокоиться о том, чтобы слово стало инструментом, при помощи которого успешно будут усваиваться знания.

Одна из серьезных проблем современной школы - ослабление интереса учащихся к изучению русского языка, вследствие чего мы сталкиваемся с тем, что на уроках русского языка изучается не язык во всем разнообразии его форм, а свод орфографических и пунктуационных правил, то есть отмечается формализм в усвоении знаний Ученики заучивают правила, выполняют массу упражнений, разборов различного типа, пишут диктанты, изложения и другие работы Уроки порой скучны и однообразны. К тому же дети, у которых существуют проблемы с грамотностью, чувствуют себя неспокойно, не могут раскрыть себя и увидеть красоту изучаемого предмета. Большинство выпускников школ впоследствии крайне редко вспоминают уроки русского языка

Задача педагогов - изменить подобное отношение к урокам русского языка и к родному языку в целом Умелое использование научных сведений, материалов, расширяющих кругозор учащихся, материалов занимательного характера, творческих и самостоятельных работ воспитывают у школьников любовь к русскому языку, к урокам русского языка Учителю необходимо в своей работе особое внимание уделять вопросу формирования у учащихся познавательного интереса к своему предмету, познавательной активности и самостоятельности [5,3].

Ситуация современного школьного обучения требует от ребенка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребенка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Каждый учитель ищет ответы на эти вопросы…

Когда сегодня говорят о катастрофическом падении интереса к русскому языку, думается, выход из этого положения в поисках и использовании нетрадиционных форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка, основа которых закладывается в начальных классах.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. [6, 98]

Развивать речь, формировать умение общаться следует с раннего возраста. Именно поэтому в школе так много уделяется этому внимания.

Одаренные дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические, реальные истории.

Но вот проходит первые три четыре года обучения в школе. Начиная постигать основы наук, дети, естественно, усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкции, овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: она становится мене раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И это тенденция приводит, как правило, к печальным результатам: многие выпускники нашей школы так и не овладевают в должной мере родным языком, умением общаться. [8,3]

В настоящее время наблюдается тенденция к возрождению риторики в школьную программу. Выходит ежегодно огромное количество литературы. Это привело к тому, что появились и школьные программы по этому предмету, она включена в перечень экзаменов по выбору.

Авторские программы по риторике для начальной школы.

На сегодняшний день существуют несколько авторских программ преподавания риторики в начальной школе.

Автор одной из них — Елена Матвеева — так определяет место риторики в развивающем обучении.

Ребенок в системе развивающего обучения является субъектом педагогического воздействия. Получая новую информацию на уроке, он активно участвует в процессе собственного развития, осознает, как он изменяется и изменяет отношение к себе, сосуществуя в едином культурном поле с другими людьми. Выразить свое отношение к себе, окружающему миру, адаптироваться в нем помогает ребенку речь - как важнейшее средство высококультурного общения.

А как это соотносится с задачами современной школы? Воспитание и обучение должны носить творческий характер. Отсюда необходимо целенаправленное:

− воспитание и развитие активной языковой личности, способной самореализоваться в определенном социуме; (Языковая личность - это субъект речи, обладающий совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществлять сугубо человеческую деятельность - говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, отвечающие цели и условиям коммуникации, извлекать информацию из текстов, воспринимать речь (прим. Е.Матвеевой).

− формирование устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активной речемыслительной деятельности;

− развитие речевых творческих способностей и познавательной самостоятельности учащихся средствами таких учебных предметов, как риторика и литература;

− обучение детей предметам гуманитарно-эстетического цикла в тесной связи с риторической (интегрирующей) дисциплиной, помогающей каждому ребенку обрести себя, свободную речь и с ее помощью адаптироваться в обществе, ощутить свою значимость в нем;

− обучение детей основным общериторическим умениям, этическим нормам, которые являются отличными саморегуляторами в жизненных ситуациях. [9]

Риторика, — продолжает этот же автор — тесно связана с проблемой развития речи. Нет ничего важнее решения этой проблемы в нашей школе. Потому и ратуем мы за то, чтобы развитием речи заниматься с первого дня прихода ребенка в школу [9].

В числе приемов, используемых на уроках риторики, автор называет следующие:

− Анализ замысла автора изучаемого текста. Риторический анализ прагматического текста. Художественный и лингвистический анализ художественных текстов (поэтических).

− Этические вопросы учеников к учителю, друг к другу.

− Ассоциативные связи эстетических, культурных и нравственных идей различных пластов, эпох (Древняя Греция, Рим, современное время).

− Творческие классные и домашние задания по риторике в различных жанрах и типах речи.

− Групповая работа, работа в парах, ролевая игра, создающие ситуацию активного общения.

− Создание атмосферы культурного общения, формируемой учителем и учащимися.

− Рефлексивный анализ детьми изученного на уроке и заполнение “Карты успеха”.

Определяя основные задачи учителя, Елена Матвеева говорит о том, что для того чтобы ребенок, занимаясь с желанием, овладел любыми знаниями, необходима определенная атмосфера творчества, труда и вдохновения.

Создание этой атмосферы - задача учителя. Правда, не единственная. Не забывайте: ребенок, произнося слово, творит сам себя. Поэтому вторая задача учителя - помочь детям средствами монологической и диалогической речи раскрыть свои способности. Помните: в каждом ребенке они есть!

Следующая задача учителя - через коллективно распределенную деятельность помочь детям целостно увидеть мир, логически его осмыслить, понять и оценить себя, свои речевые способности (также возможности) и проявить их в собственной речи - устной и письменной форме [9].

2. От практики к теории и опять к практике. Наша задача помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Это требует введение элементарных речеведческих понятий. Сведений о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т.д.

Наша система обучения предполагает организацию активно речевой деятельности учеников. Дети постоянно применяют полученные знания, самостоятельно создавая определенные высказывания, речевые произведения.

3. Культура, культурный человек, культура речевого поведения. Эти понятия рассматриваются нами как соотносительные и взаимосвязанные. Культура речевого поведения — проявление общей культуры человека. В процессе работы дети приближаются к осознанию важных идей — о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Именно поэтому особую роль в нашей риторической системе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи — чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты — чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е с воспитанием вежливости.

5. Веселое сотворчество. Мы учим серьезным вещам, но хотим, чтобы детям было интересно. Методика всей работы задумана как увлекательное дело, которое требует творчество детей и, конечно же, наставников. Стремлением учить серьезно и увлекательно объясняется отбор занимательного текстового материала, постановка задач проблемного характера при введении нового знания, использования игровых приемов, забавных сюжетов, рисунков, с помощью которых ученики становятся активным и участниками определенной речевой ситуации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ statqq.doc

Риторика как средство реализации ФГОС начального общего образования

Познание Ценностная ориентация

Преобразование Общение

К сожалению, школьной программой по риторике в начальной школе предусмотрен один час в неделю. Поэтому экспериментальные данные исследования зафиксировали низкий уровень сформированности у младших школьников риторических умений. Проведенное исследование показало также недостаточное внимание учителей предмету как риторика и неготовность их продолжать формировать эти умения на других уроках.

Мы предлагаем систематически и целенаправленно использовать риторические приёмы на всех уроках других учебных дисциплин, продолжая начатое на риторике, и тем самым добиваясь учебных и воспитательных целей образования.

Что мы подразумеваем под понятием риторический приём? Мы трактуем это понятие, исходя из преследуемых узких целей этого приёма как формирование риторических умений. Риторический приём - это устойчивая совокупность действий и операций с текстом, осуществляемых учащимися, возможных как в плане внешней деятельности в форме устной и письменной речи, так и в плане внутренних действий ( сравнение, группировка, анализ, синтез). К риторическим приёмам мы относим такие виды работ, которые традиционно использовались на уроках русского языка и литературы, в заданиях по развитию речи, а также на других предметах. Но мы предлагаем их использовать в системе, взаимосвязано с уроком риторики. Таким образом, риторические приёмы по своей внутренней логической сути есть одновременно и приёмы умственной деятельности, что позволяет им преследовать и более широкую цель – развитие личности учащегося.

Риторические приёмы можно разделить на две группы, которые соответствуют задачам формирования основных риторических умений.

Главное внимание на уроках риторики уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков двух типов:

первые связаны с умением анализировать и оценивать общение, например, степень его эффективности. Корректность поведения, уровень владения языком;

вторые связаны с умением общаться, когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи.

Конкретизируем умения и соответствующие им риторические приёмы, используемые в учебном процессе 1-4 классов. На наш взгляд, предоставляемый материал соответствует возрастным особенностям младших школьников. Учителя-практики часто используют эти виды работ на своих уроках, только не называя такими словами как риторический приём или текст-жанр.

Приёмы 1-го типа

Второй тип умений

Приёмы 2-го типа

Умение анализировать и оценивать общение:

уместность использования несловесных (невербальных) средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях

- по своему рисунку,

Беседа по картинке, иллюстрации, по тексту.

Выучить стих и произнести .

Риторический анализ (коммуникативный разбор).

1. Проанализируйте речевую ситуацию, пользуясь вспомогательными во просами: КТО? КОМУ? ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? ГДЕ? КОГДА?

а) каковы социальные роли участников общения (учитель-ученик, родители-дети, друзья, одноклассники и др.)?

б) каковы цели участников речевого события?

в) каков предмет их речи?

г) каковы условия коммуникации (общения) – время, место (если это влияет на характер высказывания)?

2. Проанализируйте дискурс (поток речевого поведения), если это устная форма речи, или текст, если письменная форма речи, соответствующий данной

речевой ситуации: вспомога-

тельный вопрос КАК?

а) установите стиль речи, речевой жанр, тип речи; обратите внимание на их уместность речевой ситуации;

б) если это устная форма, охарактеризуйте особенности поведения говорящего:

словесное (вербальное) поведение;

несловесное (невербальное) поведение:

- акустическое (техника речи: фонационное (речевое) дыхание, голосообразование, дикция);

Оцените результативность речевого поступка (эффективность коммуникации) (5).

Анализ текста (текстовой разбор).

-выбрать опорные слова,

- найти непонятные слова,

-определить основную мысль,

-определить тему текста,

-найти вступление, основную часть, заключение.

Умение общаться при решении риторических задач, разыгрывании этикетных диалогов, сочинении считалок, сказочных историй:

ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его;

использовать уместные словесные и несловесные средства общения .

Составление рассказа на тему.

Сочинить риторический текст:

Придумать весёлую историю.

- путешествие и т.д.

Составить текст проекта.

Приёмы 1-го типа

Приёмы 2-го типа

Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного языка)

уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресата высказывания;

соответствие высказывания (текста) жанровым признакам .

Проанализировать речевую ситуацию.

Проанализировать речь с точки зрения использованных средств общения.

Разыграть сказку, диалоги.

Ответить на вопросы.

-определить основную мысль,

-составить план текста,

-определить тип текста (описание, повествование, рассуждение).

Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры, а именно:

умение использовать уместные, адекватные ситуации словесные и несловесные средства общения;

Восстановить речевую ситуацию.

- по своему рисунку,

- по выполненной таблице или схеме,

Составить текст определённого типа (описание, рассуждение, повествование).

Приёмы 1-го типа

Приёмы 2-го типа

Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

его эффективность, соответствие речевой ситуации (учёт адресанта, адресата, коммуникативной задачи, содержание высказывания);

правильность речи, её соответствие нормам литературного языка;

особенности типов текстов и речевых жанров, соответствие их определённым правилам построения .

Продумать вопросы к тексту.

Анализ речевой задачи.

-определить основную мысль,

-определить тип текста,

-анализировать учебные тексты,

-определить вид текста,

-сравнить тексты разных видов (например, художественный и учебный тексты),

-выделение непонятных слов и выражений,

-выяснение значения неизвестных слов (в том числе терминов),

-толкование значения неизвестных слов (в том числе терминов).

Разыграть ситуацию, диалоги, монологи.

Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:

умение использовать уместные в данной ситуации приёмы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую (коммуникативную) задачу;

Подготовиться к устному высказыванию.

подробно, кратко, устно, письменно, от лица, выборочно.

Составить текст описания, рассуждения.

Использовать в создаваемом тексте цитаты.

Построить сравнительные высказывания.

Приёмы 1-го типа

Приёмы 2-го типа

Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:

взаимодействовать с партнёром общения, понимать его мысли, чувства, анализировать своё речевое поведение;

вырабатывать правильность речи (с точки зрения норм литературного языка), точность речи (наличие ошибок);

особенности речевых жанров

Проанализировать речевую ситуацию.

Произнести детскую закличку.

-выделить в тексте ключевые слова,

- ответить на вопросы к тексту,

-выделение непонятных слов и выражений,

-выяснение значения неизвестных слов (в том числе терминов),

-толкование значения неизвестных слов (в том числе терминов),

- определение типа текста,

-осмысление знаков в тексте.

Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры, а именно:

использовать адекватные приёмы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу,

создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры т.д.

-жанр информационная заметка,

Составить рассказ от лица.

Сочинить детскую закличку.

Пересказ текста устно, письменно, от первого лица, услышанного, прочитанного, подробно, кратко.

Составить текст описание, рассуждение с элементами описания, рассуждение с несколькими аргументами, рассуждение с примерами, повествование с элементами рассуждения и т.д.

Составить словарную статью.

Приёмы, представленные в перечне - действия ученика, способы его самостоятельной деятельности с текстом. Методические возможности учителя по обучению младших школьников осмыслению учебного материала связаны с особенностями конкретного предмета (чтение, русский язык, математика, окружающий мир, история, изобразительное искусство, технология).

Проиллюстрируем сказанное, перечислим по предметам целесообразность отдельных риторических методов и приёмов и разнообразие их в соответствии с классом.

Составить предложение, рассказ по рисунку, дидактическая игра, беседа по иллюстрации, анализ текста, риторический анализ, составить текст ( рассказ, считалка, весёлая история, сказочная история).

Выразительно читать, разыграть диалоги, анализ текста, риторический анализ, составить текст ( повествование, описание, рассуждение).

Анализ текста, риторический анализ, выразительно читать, пересказ текста, составить текст ( стихотворение, рассказ, повествование, описание, рассуждение, аннотация).

Анализ текста, риторический анализ, пересказ текста, составить текст (обращение, описание, рассуждение, письмо, словарная статья, газетная статья, хроника).

Составить текст (рассказ, грамматическая сказка, прощание, извинение), дидактическая игра, риторический анализ, анализ текста.

Составить текст (приглашение, оценка), текстовой разбор, коммуникативный разбор, дидактическая игра, изложение, сочинение.

Сочинение, изложение, текстовой разбор, составить текст (информационная заметка, хроника).

Составить текст (рассказ, математическая сказка), коммуникативный разбор, дидактическая игра, читать выразительно текст, разыграть ситуацию, текстовой разбор,

Разыграть ситуацию, дидактическая игра, коммуникативный разбор, составить текст (математическая сказка, загадка, объяснение, повествование, описание).

Составить текст (рассказ, математическая сказка, объяснение, представление, рассуждение, сравнение), коммуникативный разбор, составить задачу, текстовой разбор, пересказ текста

Коммуникативный разбор, составить текст задачи, составить текст ( рассказ, совет, представление, памятка, описание, доказательство, рассуждение), текстовой разбор.

Составить текст (рассказ, поздравление, пожелание, впечатление, весёлая сказочная история, надпись, стих), коммуникативный разбор, дидактическая игра.

Коммуникативный разбор, составить текст (обращение, пожелание, посвящение, рассказ, фантастическая история, оценка, размышление, описание),текстовой разбор.

Коммуникативный разбор, составить текст (приветствие, похвала, благодарность, поздравление, представление, памятка, объяснение, сказка, надпись, загадка, проект).

Текстовой разбор, составить текст (инструкция, совет, впечатление, сравнение, описание).

Наличие методических вариантов позволяет использовать приёмы на всех этапах урока. Риторические приёмы заинтересовывают учеников и позволяют в необычной форме проверить домашнее задание, поставить проблему на уроке, нацелить на рассуждение, коллективный поиск истины.

Проиллюстрируем использование приёмов в 3 классе.

Проверка домашнего задания

(Геронимус Т.М. Маленький мастер: Учеб. по трудовому обучению 3 кл.)

Твои игрушки. (Создание формы).

(Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк.

Разыграть вместе с ребятами сценку роли Мастеров Постройки для определения формы будущей игрушки в виде бабы, конька, фантастической птицы, зверюшки и т.п.

Как разрушаются камни ( Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учеб. для 3 кл. нач. шк.ч.1)

( Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учеб. для 3 кл. четыр. нач. шк. ч.1)

Читать по абзацам. Задавать вопросы по тексту абзацев. Озаглавить абзацы.

Читать учебный текст мед-ленно, выделяя голосом ключевые слова.

Задать вопросы к тексту.

Моя родословная. Дре

во жизни ( Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю 3 кл.: Учеб. для четыр.нач. шк.)

Рассказать о своих предках, используя подготовленную схему-рисунок родословного древа.

Задачи на сравнение чисел ( Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учеб. для 3 кл. четыр. нач. шк. ч.1)

Определить самых внимательных слушателей на уроке. Какой вопрос часто звучал на уроке? /Во сколько раз?/

Кто чаще всех удачно отвечал на вопросы учителя?

Выполнение домашнего задания

(Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.2,ч.1 /Состав М.В. Голованова и др. ).

Правило проверки безударной гласной в корне ( Рамзаева Т.Г. Русский язык:Учеб. для 3 кл. четыр. нач. шк. ).

Выделять особенности правила как одного из видов учебного текста. Озвучить правило , привести свои примеры.

Итак, выбор риторического приёма зависит от задачи урока, особенностей предмета и т.д.

Но не все приёмы могут иметь методические варианты с точки зрения познавательной активности учащихся. Например, текст вторичного жанра, созданный учащимся, в любой ситуации будет проявлением самого высокого уровня самостоятельности школьника, поскольку состоит в порождении своего речемыслительного продукта. Этот приём имеет свои содержательные варианты, определяемые тем, что будет предметом анализа – ситуация или исходный текст.

Рассмотренный состав приёмов можно дополнить набором вспомогательных действий ученика, занимающего риторической деятельностью. Это риторическая игра как средство закрепления и контроля создаваемых речевых жанров, инсценировка, разыгрывание ситуаций, импровизационные выступления. Все они способствуют развитию младшего школьника.

Потенциал предложенной темы не может быть исчерпан за четыре года. Система использования риторических приёмов может дополняться новыми приёмами и может продолжаться в среднем и старшем звене общеобразовательной школы и на всех предметах без исключения.

Данные нашего исследования показали, что если обеспечить системное использование риторических приёмов в учебном процессе, то можно добиться:

1) повышения интереса к учебному процессу;

2) более прочного и неформального усвоения основ предметных знаний;

3) более прочного и неформального овладения риторическими умениями;

4) создания психолого-педагогических условий развития личности, способствующих её духовному и нравственному воспитанию;

4) формирования и развития следующих метапредметных умений:

- воспроизводить по памяти тексты и действия;

- ставить вопросы, формулировать задачи, проблемы;

- создавать тексты по заданной теме, виду, жанру, составлять

- использовать приобретённые знания и умения

на других уроках;

- использовать приобретённые знания и умения в

нестандартной (новой) ситуации.

- строить монологические высказывания;

- организовывать взаимодействие с одноклассниками;

- вести учебный диалог.

1. Железняк В.Н., Кондаков Б.В., Лейбович О.Л., Минеева С.А. Гуманитарное знание в школе: осмысление проблем. Из серии: Новое содержание школьного образования: культурно-философские основания. - Пермь: ЗУУНЦ, 1999. - 162 с.

2.Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). – М.: Политиздат, 1974.

3.Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В.Уроки риторики в школе: Книга для учителя. – М.: С-инфо, Баласс,2000. – 80 с.: ил.

5.Начальное лингвориторическое образование: Методика преподавания русского языка. Таблицы, схемы, алгоритмы: Учеб - методич. пособие для студентов пед. учеб. заведений /Автор-сост. А.А.Ворожбитова. – Сочи: РИЦ СГУТ иКД,ИИЦ,1999. – 127 с.

Развитие детской речи – важнейшая задача, стоящая перед родителями. Очень важно не упустить момента, в противном случае наверстать будет очень нелегко. Бесценную помощь окажет риторика для детей – такие занятия можно проводить с дошкольного возраста. Предлагаем познакомиться с их особенностями и правилами проведения.

Ребенок с рупором

Что такое риторика и зачем она детям?

Под риторикой, или ораторским искусством, понимается умение четко и правильно излагать свои мысли, высказываться таким образом, чтобы у собеседников не возникало вопросов. Такое умение очень пригодится в дальнейшей жизни – в учебном процессе, на работе.

Выполнять упражнения для развития способности хорошо говорить можно с 5 лет. К счастью, разработаны специальные методики, которые окажутся полезными малышам, но не сильно утомят их.

Кроме того, возможность четко излагать свои мысли сделает любого ребенка приятным собеседником, у него появится много новых друзей и знакомых, что благоприятным образом скажется на самооценке. Некоторые приемы риторики помогают овладеть наукой убеждения, что в современной жизни просто бесценно.

Многие родители могут сомневаться в целесообразности занятий по риторике, полагая, что дошкольники и младшие школьники еще не должны постигать основ красноречия, что это умение придет само с возрастом, а небольшой словарный запас все равно не позволит превзойти Цицерона.

Однако такая позиция считается неверной. И причин тому несколько:

  • Чем раньше начнется знакомство крохи с богатствами родного языка, тем более грамотной и гармоничной личностью он вырастет.
  • Овладение приемами риторики поможет ребенку в процессе обучения, избавит от стрессов и волнений, станет помощником в получении отличных оценок. Нередки ситуации, когда ребенок знает ответ на вопрос, но не может его сформулировать. Учитель недоволен, обвиняет ученика в том, что тот не готов, а такая несправедливость вдвойне обидна. В результате из-за неспособности управлять своей речью ребенок может утратить интерес к учебе.
  • Из-за неумения разговаривать ребенок может стесняться общаться с ровесниками, заслужит репутацию нелюдимого буки, у него не будет друзей.

Не стоит думать, что занятия не подходят по возрасту. Есть множество упражнений, которые вполне по силам дошкольникам и младшим школьникам, их можно смело использовать.

Ребенок готовится выступать на сцене

Польза

Какие же коммуникативные навыки способны развить упражнения по риторике?

  • Задавать вопросы и четко формулировать ответы на них.
  • Использовать интонацию, мимику, жесты для того, чтобы более четко донести свою идею до слушателя.
  • Проработать дикцию.
  • Обрести уверенность в себе.
  • Улучшить навык выразительного чтения.
  • Делать публичные выступления более яркими и интересными.
  • Научиться общаться.

Таким образом, занятия по ораторскому мастерству не только ценны сами по себе, но и помогут формированию самодостаточной и духовно развитой личности. Тренировки речи вполне способны раскрыть творческий потенциал.

Дети на занятии по риторике

Как заниматься?

Такой предмет, как риторика, преподают отнюдь не во всех учебных заведениях, что не отменяет его важности. Именно поэтому проводить уроки можно и нужно дома. Кроме того, можно записать ребенка в театральный кружок, там также будет уделяться внимание развитию ораторских способностей.

Занятие должно включать в себя два блока:

  1. Общение. Детям следует рассказать о целях и задачах этого коммуникативного процесса, темпе и речевом тоне, роли мимики и жестов, позы. Также важно пояснить важность выслушивания собеседника.
  2. Речевые жанры. Это направление подразумевает рассказ о письменной и устной речи, различных жанрах (например, рассказе, заметке, статье).

Содержание занятий напрямую зависит от возраста учеников.

  • Для младших школьников наиболее актуальным является отработка правильного и четкого произнесения звуков, поэтому им рекомендуется работать со скороговорками, считалками. Кроме того, полезно для них будет и обучение вежливому общению.
  • Детям постарше полезны будут тренинги по публичным выступлениям.

Все это поможет развитию риторических способностей детей.

Дошкольники на занятии

Упражнения для красивой речи

Рассмотрим 7 основных видов упражнений для развития ораторского дара.

  • Подбор слов по теме. Родитель задает область – например, животные. Задача ребенка 7-8 лет – подобрать как можно больше подходящих слов. Если детей несколько, игра приобретает соревновательный элемент.
  • Поясни. Ребенок должен как можно подробнее описать загаданный родителем предмет.
  • Сделай словесную копию. Родитель зачитывает небольшое предложение из книги, подходящей по возрасту, задача ребенка – дословно повторить.
  • Подбор рифм к выбранному взрослым слову.
  • Разбор пословиц. Они учат меткости, образности, поэтому можно прочитать несколько подходящих по возрасту вариантов и обсудить смысл.
  • Найди перемену. Игра отлично развивает умение формулировать точные вопросы и доказывает их значимость. Суть такова: малыш осматривает комнату (или какую-то ее зону), стараясь по максимуму запомнить расположение предметов. Затем отворачивается, родитель вносит какое-либо изменение. Задача ребенка – при помощи наводящих вопросов вычислить, что же произошло.
  • Найди отличие. Ребенку дается задание – кратко и емко описать, чем отличаются два предмета, например воздушный шар и футбольный мяч.

Еще один эффективный прием – составление рассказа по картинке. Подойдет он для детей 10-12 лет и даже для ребятишек помладше. Задание простое – мама показывает иллюстрацию, ребенок должен как можно более подробно и точно ее описать. При необходимости можно задавать вопросы, чтобы подтолкнуть ребенка. Допустимо несколько отойти от рисунка, поинтересовавшись, что думает ученик по тому или иному фрагменту картинки.

Не стоит ругаться, если у ребенка пока получается плохо. С каждым занятием результат будет все лучше и лучше, словарный запас расширится, умение подбирать слова улучшится.

Женщина с сыном

Рекомендации для родителей

Чтобы домашние уроки действительно пошли во благо, необходимо учитывать советы специалистов:

Надо постараться с детских лет приучить ребенка к чтению, поскольку оно поможет обогатить лексикон и сделать речь более грамотной.

Девочки секретничают

Упражнения для навыков общения

Согласно определению, риторика – это ораторское искусство. Поэтому недостаточно просто знать большое количество слов и уметь составлять из них предложения. Важно уметь говорить так, чтобы собеседник хотел слушать.

И научить ребенка живому общению на практике оказывается гораздо труднее, чем раскрыть перед ним богатство родного языка. Следует проработать с такие моменты:

  • извинение и ответ на него;
  • комплимент и как на него ответить;
  • неязыковые средства общения (жесты, мимика).

Добиться желаемой цели помогут регулярные занятия. Важно обратить внимание на 3 главных правила:

  1. Побольше практики. Следует репетировать с ребенком телефонные переговоры, публичные выступления, ведение диалога различной тематики и различных жанров.
  2. Проведение уроков должно войти в привычку, регулярность – залог успеха.
  3. Развитие творческого потенциала. Лучше всего предложить ученику самому написать текст, например сказку, короткий рассказ или стихотворение.

Такие уроки помогут развитию гармоничной личности ребенка, сделают его уверенным в себе, коммуникабельным и успешным.

Мы рассмотрели понятие риторики и ее роль в жизни современного человека. Очень важно с детских лет прививать любовь к слову, умение пользоваться им, общаться с ровесниками и взрослыми. Регулярные занятия, в том числе и в домашних условиях, ведут к избавлению от страха публичных выступлений, что поможет в дальнейшей учебной и рабочей деятельности.

Читайте также: