Риски и проблемы цифровой экономики кратко

Обновлено: 01.07.2024

Новые технологии, стремительно входящие в нашу повседневную жизнь, обладают одним ключевым качеством: они существенно повышают эффективность деятельности как отдельного человека, так и целых секторов экономики. Рост производительности, который может возникнуть в результате нового технологического рывка человечества, – это новые возможности, но и новые риски, которые с высокой вероятностью существенно повлияют и на параметры развития экономики, и на уровень жизни.

У большинства обывателей понимание цифровых технологий прежде всего связано с рынком потребительских услуг. Мы видим, как стремительно он развивается на наших глазах. Создаются новые экосистемы, которые значительно облегчают нашу жизнь, существенно упрощается диалог гражданина с государством, финансовыми институтами, торговыми организациями. Но смущает тот факт, что внедрение новых и современных технологий пока так и не привело ни к значимым сдвигам в структуре российской экономики, ни к росту уровня жизни населения. В чем же здесь проблема? Почему Россия, не уступающая ведущим странам по многим направлениям цифровизации, не может конвертировать это технологическое преимущество в экономический рост?

Наличие производственных цифровых платформ позволяет компаниям – технологическим лидерам решать целый спектр задач. Среди которых можно выделить сохранение технологической зависимости от их продукции в развивающихся странах. Дальнейшим шагом такой цифровой экспансии является развитие экосистем, которые обеспечивают доступность и спрос на производимую продукцию. Тут возникает связь с финансовым сектором и торговлей. И на каждом из этих элементов создаются все новые объемы доходов, которые реинвестируются в сектор исследований и разработок в целях поддержания технологического лидерства.

К сожалению, в нашей стране в полной мере обеспечить такое проникновение цифровых технологий в структуру экономики на базе отечественных разработок пока нельзя. Но это необходимо сделать, так как отставание в уровне используемых технологий угрожает промышленному суверенитету нашей страны, причем даже в чувствительных для обороноспособности секторах экономики. Скоро уже будет невозможно купить высокотехнологичный зарубежный станок без соответствующего программного обеспечения и соответствующих требований к его обслуживанию.

В этих условиях цифровизация реального сектора российской экономики постепенно становится ключевым элементом стратегии ее модернизации. Это важно еще и потому, что технологии цифровизации значительно меняют корпоративный ландшафт мировой экономики и принципы конкуренции. Новые технологии направлены прежде всего на рост эффективности производства, а значит, и на рост доходов. Все это будет сопровождаться значительными структурными сдвигами, связанными с заменой одних затрат предприятий другими. Например, более точный учет спроса позволит снизить запасы и уменьшить логистические расходы. За это придется заплатить повышением затрат на IT-технологии. В конечном счете можно ожидать достаточно сильного перераспределения доходов в пользу транснациональных корпораций, обладающих технологическим лидерством как в области цифровизации, так и в смежных с ней областях автоматизации, роботизации, биотехнологий и т. д.

Гонка цифровых технологий компании предъявляет повышенные требования к вложениям в исследования и разработки. Достаточно сказать, что компании, специализирующиеся на цифровых технологиях, занимают восемь первых мест общемирового рейтинга по объемам вложений в исследования и разработки, а уровень инновационных затрат на них превышает суммарные затраты России на все виды исследований и разработок.

Цифровизация и смежные с ней процессы создают риски снижения занятости либо негативных сдвигов в ее структуре. В первую очередь речь идет о том, что в результате роста эффективности, автоматизации и роботизации будет потеряно значительное количество рабочих мест в реальном секторе. Но это еще не все. Уже есть примеры развития крупных агломераций, в которых увеличение роли IT-индустрии сопровождалось ухудшением состава рабочих мест и снижением на этой основе качества жизни значительной части населения. По некоторым оценкам, сейчас в США одно рабочее место в секторе цифровых технологий формирует условия для создания до восьми низкоквалифицированных рабочих мест в сфере услуг (официанты, продавцы, водители и т. д.). Понятно, что такая динамика ведет к нарастанию социальных проблем даже в ведущих экономиках мира.

Каков же может быть ответ на риски технологического развития экономики? Как для развитых, так и для развивающихся стран это, по-видимому, трансформация взаимоотношений в контуре бизнеса и государства. Если доходы крупных технологических компаний будут расти и это будет сопровождаться снижением качества занятости, то естественным ответом на это должно стать повышение уровня корпоративных налогов и увеличение социальной поддержки населения. И это должно стать глобальной тенденцией. В этом свете совсем по-иному выглядит дискуссия о безусловном базовом доходе или сокращенной рабочей неделе. На горизонте вырисовываются контуры общества всеобщего цифрового благоденствия, в котором от каждого по способностям и каждому по потребностям. Но жизнь, как всегда, сложнее. Ключевая проблема, которая встает на этом пути, – это огромный объем капитальных вложений, который потребуется для цифровой перестройки экономики. Вопрос – когда и кто за все это заплатит.

Время, чтобы нарастить компетенции в области цифровизации, еще есть. В том числе и для того, чтобы выстроить российскую стратегию цифровизации с учетом имеющихся возможностей и рисков, сделать ее значимым фактором роста экономики в самых разных ее секторах.


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Проблемы, риски и перспективы развития цифровой экономики


Ключевые слова: цифровая экономика, сетевая экономика, сетевое право, закон, образование, риски. Keywords: digital economy, network economy, network law, law, education, the risks.

Такие новые понятия как цифровая экономика, сетевая экономика быстро прижились в науке, поскольку они отражают новые стороны реальности. Без овладения этими понятиями и их практического использования дальнейшее управление государством существенно усложняется или даже становится невозможным.

Через весьма короткое время идеи теории сетевого права оказались реализованными и продолжают реализовываться в России самым активным образом в разных направлениях. Однако и сами новшества несут в себе опасности и риски, которых раньше просто не могло быть.

Некоторые риски привносят сами новые технологии, другие – новые обстоятельства внутреннего и внешнего для страны характера. Кроме того, новые понятия связаны с возникновением множества новых сфер деятельности, технологий, математического аппарата, программ, что автоматически требует огромного числа квалифицированных специалистов в области экономики, права, управления, финансов, IT и других сфер, но не всех таких специалистов в нужном количестве и нужного качества успевает производить российская система образования.

Вот два мелких, но характерных примера. В 2017 году на одной из конференций автор встретился с коллегой, доктором наук, который в кулуарах поведал о том, что в одном известном государственном вузе на экзамене обнаружилось, что студенты-экономисты не знают таблицу умножения, и поэтому не ответили на третий вопрос билета, которые представлял собой задачу по экономике, а сотовые телефоны на экзамене были изъяты и калькулятором не удалось воспользоваться никому.

Трудно было поверить в сказанное, но то же самое автор услышал на заседании кафедры при подведении итогов сессии в другом всем известном вузе, где тоже выпускались экономисты, и была точно та же картина – ни один студент не решил простейшие задачи, причём ни у кого не было даже попыток их решить.

В прогнозе приведено множество направлений развития во всех мыслимых сферах – от молекулярной биологии, информационных, цифровых, сетевых технологий и до космоса. Казалось бы, всё глубоко продумано. Однако реальность оказалась сложнее, чем её представляли эксперты организаций типа НИУ ВШЭ, МГУ, Московский физико-технический институт и многие другие, перечисленные в прогнозе.

За техникой, технологиями и научными направлениями, как мы полагаем, в данном прогнозе составители потеряли самое главное, о чём в нём нет ни слова. Это – человек. Не сказано, кто и какими усилиями, за счёт каких ресурсов будет выполнять огромное количество сложнейших исследований по всем этим направлениям науки, только перечислить которые уже представляет собой непростую задачу. Направления, видимо, удалось перечислить практически все, а вот человек оказался забыт, а здесь нужны специалисты мирового уровня, которые будут с полной отдачей работать долгие годы, в том числе и на развитие цифровой экономики.

Это в прямом смысле проблема цифровой экономики, когда студенты-экономисты не в ладах с цифрами. Многие другие ошибки управления являются красивыми благими намерениями, против реализации которых невозможно возразить, так они хороши, но их выполнение представляется маловероятным.

Автор иногда опрашивает студентов разных вузов и задаёт им вопрос: кто хочет преподавать после окончания вуза? В аудитории из 150 студентов крупного государственного вуза один человек робко поднял полусогнутую руку и быстро её опустил на фоне полного отсутствия разделения его взглядов коллегами. Это стандартная картина.

Сложно планировать массовую подготовку потока преподавательских кадров, основываясь на исключениях из правила. Требования вузов по предоставлению всяких справок, списка трудов, наличия учёной степени и прочего настолько высоки, а зарплата настолько низка, что никакого энтузиазма преподавать не возникает, тем более, у специалистов в сфере ИКТ.

С другой стороны, сомнительно, что вузы пойдут на установление существенно большей зарплаты практикам, чем действующим профессорам, у которых она часто в разы меньше зарплаты практиков. Если вчерашний выпускник начнёт зарабатывать больше профессора, возникнет вопрос, зачем тогда нужны доценты и профессора, учёные степени и звания, публикации, индекс Хирша и масса иных показателей, на которых построена система отбора, продвижения и поощрения кадров в образовании.

Возникнет и вопрос, чем лучше выпускник в сфере ИКТ, чем выпускник в областях истории, права, экологии, медицины? Пусть они все сразу идут преподавать и много получать. Но они не хотят, не могут, да и кто им сразу даст в вузе зарплату в 5–10 раз больше профессорской? Таким образом, мы видим заложенный заранее разрыв между словом и делом. За четверть века существования образовательной системы специалисты-практики массово так и не пришли в вузы, ибо никто не хочет менять большую зарплату на работу с зарплатой маленькой, но с массой предъявляемых требований, с бесчисленными отчётами о каждом сделанном движении и всякими иными строгостями чисто формального характера.

Это огромная работа, и составление рабочей программы даже по одному новому предмету представляет собой сложную и долгую работу, которую нужно проделать, прежде чем преподавать. Получается, чтобы начать преподавать нечто новое, нужно составить рабочую программу, разработать методические материалы, а есть ли у специалиста-практика навык разрабатывать эти материалы?

Нет, это отдельная работа, которую практики делать не умеют, да и зачем, если всё это не оплачивается, а является лишь одним из многих условий приёма на работу? Пока практик будет разрабатывать рабочую программу, методики и преподавать, сама практика уйдёт далеко вперёд и он сам отстанет в практике.

В сфере цифровых технологий всё развивается огромными темпами. 11 августа 2017 года радио Business FM сообщило о резко возросшем спросе на специалистов в сфере блокчейн, криптовалюты, биткоинов, а это всё элементы именно цифровой экономики. Специалистам при наличии 3-летнего стажа на рынке предлагается зарплата в 200 тыс. руб. в месяц, а это в разы больше, чем получает профессор на полную ставку. Но чтобы стать профессором, нужно защитить кандидатскую, докторскую диссертацию, а также 15– 20 лет поработать в вузе. Каким же образом профессор в солидном возрасте разработает программу по обучению технологиям блокчейн и криптовалютам, в которых он разбирается теоретически, но никогда не брался за сам инструмент и не работал практически?

Кроме того, вузы для преподавания должны сегодня предъявить доказательства того, что преподаватели имеют сертификаты, подтверждающие получение знаний по преподаваемой специальности, а это значит, что образовался замкнутый круг: чтобы преподавать, нужно иметь свидетельство об образовании в данной сфере, а сама сфера является абсолютно новой, и преподавательских кадров в ней нет.

Формально нормы права Минобрнауки на эту тему правильные, но практически получается, что сначала юные практики в сфере ИКТ должны обучить профессоров, выдать им сертификаты, чтобы те далее за зарплату в 20–40 тысяч готовили кадры, которые с минимальным стажем в 3 года будут получать 200 тысяч.

Невероятная ситуация, и поэтому она отсутствует в жизни. И такая ситуация опережения теории практикой в сфере цифровой экономики будет происходить и далее, как она происходит и в других новейших направлениях науки и практики. Мы видим, что в данном случае право, являясь инструментом регулирования, не успело перейти опережающим способом в сетевой, цифровой формат, а остаётся бумажным (не цифровым, не сетевым, не электронным) инструментом со старыми длительными процедурами регулирования.

Если магистра учат 2 года, а аспиранта 3–4 года, то в соответствии с программой лишь к 2021– 2024 годам появятся специалисты. Это потеря времени, темпов развития цифровой экономики. Пока всё делается обычным способом, а именно, по старинке, и таким образом реализуется мысль Президента Российской Федерации В.В. Путина, высказанная в его Послании Федеральному Собранию: «совместно с бизнесом выстраиваем современную систему среднего профессионального образования, организуем подготовку преподавателей колледжей и техникумов на основе передовых международных стандартов.

Стандарты возникают позже, когда тот, кто освоил новое, начинает продавать свои идеи и технологии вместе со своими стандартами и навязывает их всем остальным, примерно, как в своё время программу Windows навязали всему миру, и от такой модели Россия правильно решила отказаться, но сделать это быстро не может. В деле освоения цифровой экономики нужно быть всё время первым и создавать стандарты для других стран.

Итак, пока право не может решить все проблемы прогресса в сфере цифровой экономики, их нужно решать и другими способами, а именно, созданием при вузах, рядом с вузами, или как-то связанными с вузами многочисленных фирм, в которых студенты будут проходить практику не раз в год на старших курсах, а практически ежедневно.

Только в таком случае специалист-практик сможет показать все новинки и обучить им прямо на рабочем месте, не оформляясь в штат вуза, где от него потребуют немыслимое количество справок и документов, а потом ещё и отчётов. Но таких схем работы в России почти нет, во всяком случае, в сферах права, экономики и многих других. Автор опробовал такую систему в сфере юриспруденции, когда создал некоммерческое партнёрство и пригласил в него на работу для прохождения практики студентов-юристов.

Эксперимент был содержательно успешный, но экономически невыгодный из-за высокой арендной платы помещения и содержания необходимой техники. В содружестве с вузами такая модель вполне могла бы работать, а её особенность была в том, что студенты работали за плату, хотя и чисто символическую. Платность работы создавала ответственность, стремление студентов к совершенствованию знаний и умений, показывала путь в сферу практики и заработков.

Предложение автора, разосланное ректорам 170 крупнейших вузов России поддержать эксперимент и расширить его на базе своего юридического факультета, не нашло отклика. Анализ причин отказа привёл к тривиальному выводу: ректора боятся всего нового, и не важно, в какой сфере это новое, хотя авторский эксперимент был всего лишь развитием известной советской модели заводавтуза: утром – теория, вечером – к станку.

Конечно, часть программы цифровой экономики будут реализовывать заинтересованные частные компании за свой счёт, и тогда определённые позиции программы будут выполнены. Таким образом, в финансовой части программы риски неисполнения известны, и они скажутся в полной мере, ибо без денег никакая программа не реализуема.

Возможно, деньги будут выделены позже, и мы их увидим в другом документе, но как показывает практика, это не есть гарантия реализации программы. И всё же настоящая проблема цифровой экономики заключается не в финансовой, технологической, образовательной сферах, а в другом: никакими новациями и технологиями нельзя вернуть в полном объёме фундаментальную вещь, на которой держался весь бизнес (и экономика) в старой купеческой России, когда не было никаких договоров, и даже простых бумажных расписок, потому что было купеческое слово, и оно было основано на доверии.

То есть, они видят проблему доверия граждан к цифровой среде, что отчасти правильно, но на самом деле проблема намного шире, ибо граждане испытывают недоверие не к цифровой среде и цифровой экономике, которые пока только запланированы, а к государству, которое давно есть, использует цифровые (электронные, сетевые) технологии достаточно долго, но технологии совсем не виноваты в таких эпохальных ошибках, как приватизация, провал в пенсионной сфере, появление огромного класса бедных, отъём пенсионных накоплений и т.д. Все эти и другие действия государство производило без всяких цифровых технологий.

Сами по себе технологии нейтральны, вопрос в каких целях их используют, и вот здесь граждане уже обоснованно будут испытывать недоверие, но не к технологиям, а к государству, к властям, в тех случаях, когда они их будут применять против интересов людей. Постановка вопроса о недоверии к цифровой среде переводит ответственность власти на бездушную систему.

Всё это создаёт многочисленные риски выполнения программы в целом, и если некоторые из них носят технический характер и требуют многочисленных исправлений, улучшений, которые вполне реально сделать за соответствующее время и при определённых затратах денег, то проблема доверия техническими действиями не решается, ибо требует пересмотра социального мироустройства, возвращения потерянных ориентиров в социальном строительстве государства, которые являются первичными, а всякие технические вещи типа доверия граждан к цифровой среде – вторичными, производными, решаемыми относительно просто.

Поэтому необходимо догнать и перегнать, но традиционным способом, как это могут предложить большинство учёных, нам представляется, сделать невозможно или очень сложно. Традиционный способ заключается в том, чтобы написать программу (её написали), создать НИИ, факультеты, кафедры, чтобы срочно изучать новые явления, проявившие себя на Западе, писать об этом статьи и книги и догонять. Но пока мы будем изучать, писать книги, практика уйдёт далеко вперёд и, кроме того, не всё новое, что делается за рубежом, освещается в научных изданиях и СМИ, поэтому когда скрытно внедряемые новации станут известны, догонять будет поздно. Видимо, это бесперспективный путь, о чём мы и написали в своей доктрине и проекте.

Запись создана: Пятница, 7 Сентябрь 2018 в 5:15 и находится в рубриках Современность.

Новые экономические проблемы, возникающие из-за интернетизации и автоматизации бизнес-процессов.

p, blockquote 2,0,1,0,0 -->

Риски цифровой экономики

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Рост цифровой экономики вызывает определенные риски, связанные в первую очередь с интернет-угрозами. Стремительный рост количества киберпреступлений в совокупности с утечкой информации наносят значительный ущерб, что приводит производителей к необходимости инвестирования в ин­формационную безопасность. Имеет место отвлечение финансовых ресурсов из основной деятельности производителя.

p, blockquote 4,1,0,0,0 -->

Специалистами оценивается размер ущерба только от одного инцидента информационной безопасности в размере от 1,6 млн. руб. (для сектора малого и среднего бизнеса) до 11 млн. (для круп­ных отечественных компаний). Народное хозяйство сталкивается с пробле­мой нехватки специалистов по информационной безопасности, решение кото­рой, на наш взгляд, должно взять на себя государство.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

p, blockquote 6,0,0,1,0 -->

Некоторые угрозы, порождаемые цифровой экономикой, затрагивают развитие рынка труда и связаны с проблемой колоссального высвобождения работников. Повсеместная автоматизация производственных процессов в совокупности со стандартизацией базовых операций позволяет успешно заменять труд работников робототехникой, что приводит впоследствии к существенному высвобождению работников ряда специальностей, таких как кассиры, опера­ционисты, делопроизводители, кладовщики, фасовщики, бухгалтеры начального уровня. Активно осуществляется процесс роботизации Сбербанком, который планирует в ближайшее время осуществить роботизацию 100 своих центров. В настоящее время ряд технических задач в Сбербанке выполняется роботами, к примеру решение о выдаче кредитов физическим лицам. Процессы высвобождения низкоквалифицированных работников характерны для отечественной экономики. Согласно данным Росстата, в 2016 г. было ликвидировано 174 тыс. рабочих мест в финансовой сфере и 364 тыс. рабочих мест в торговле, автосервисе и сфере бытового ремонта.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Влияние цифровой экономики на рынок труда отражается не только в процессе высвобождения работников, но проявляется и в снижении величины вознаграждения низкоква­лифицированных работников. Так, по данным экспертов, с 2018 г. ожидается падение на 5% зарплатного предложения для низкоквалифицированных работников. Далеки от радужных прогнозы, представленные специалистами Бостон­ской консалтинговой группы относительно будущего развития рынка труда. Специалисты БКГ считают, что в ближайшие 10-20 лет в результате цифровой революции в мире исчезнет 50% профессий.

p, blockquote 8,0,0,0,0 --> p, blockquote 9,0,0,0,1 -->

По материалам статьи: Колодняя Г. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ // Экономист, 2018, № 4

Цифровизация

Автор Анна Вичугова

Цифровизация

Цифровизация – процесс перехода предприятия или целой экономической отрасли на новые модели бизнес-процессов, менеджмента и способов производства, основанных на информационных технологиях [1].

Цифровизация в России и за рубежом: немного истории

Цифровизация, цифровая трансформация, Digital Transformation, цифровая экономика

Основными элементами цифровой экономики считают электронную коммерцию, интернет-банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу и электронный доступ к государственным услугам. Степень доступности и активного использования этих направлений определяют индекс цифровизации государства DEI, Digital Evolution Index. По результатам расчёта DEI в 2017 году, проведенного компанией Mastercard совместно со Школой права и дипломатии имени Флетчера при университете Тафтса, в цифровом рейтинге лидируют Норвегия, Швеция и Швейцария. США, Великобритания, Дания, Финляндия, Сингапур, Южная Корея и Гонконг входят в топ-10. Россия занимает 39-е место, рядом с Китаем, Индией, Малайзией и Филиппинами [2].

Основные направления корпоративной цифровизации

Цифровизация в отраслевом или производственном масштабе оценивается по следующим аспектам:

  • сквозная межпроцессная интеграция данных и продуктов;
  • непрерывное управление информацией, включая автоматизированный сбор, хранение, обработку и анализ разновариантных данных;
  • управление жизненным циклом продукта;
  • кибербезопасность;
  • предиктивное управление производственными и бизнес-процессами;
  • замена натурного моделирования производственных объектов и процессов их цифровыми двойниками;
  • автоматизация ручного труда с помощью роботов и электронного документооборота;
  • гибкая корпоративная культура, основанная на оперативном интернет-взаимодействии географически распределенных сотрудников и отделений.

Выгоды, риски и проблемы цифровизации

  • рост производительности труда;
  • повышение конкурентоспособности компаний;
  • снижение издержек производства;
  • создание новых рабочих мест;
  • увеличение степени удовлетворенности человеческих потребностей;
  • преодоление бедности и социального неравенства.

Однако, цифровизация несет следующие потенциальные риски:

  • несанкционированный доступ к информации и другие угрозы кибербезопасности;
  • массовая безработица;
  • цифровое неравенство – разрывы в уровне образования и условиях доступа к цифровым услугам и продуктам между гражданами и бизнесами внутри стран, а также между государствами.

Тем не менее, цифровизация каждой отрасли экономики и страны в целом, становится неотвратимым явлением. Но чтобы цифровая экономика стала реальностью, необходимо решить следующие проблемы:

Хотите узнать, как решить эти и другие проблемы, связанные с цифровизацией вашего предприятия? Приходите на наши практические курсы, где мы подробно расскажем, что такое цифровизация, а также научим вас эффективно разрабатывать и успешно реализовывать проекты цифровой трансформации в любой прикладной области: от нефтегазового сектора до образования. На занятиях вы освоите все тонкости работы с корпоративными проектами, оптимизацией бизнес-процессов, большими данными (Big Data), машинным обучением (Machine Learning), средствами интернета вещей (Internet of Things) и узнаете множество других полезных технологий. Выбирайте свой курс и до встречи в классе!

Читайте также: