История переписи населения в мире кратко

Обновлено: 03.07.2024

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Потребность в учете населения возникла в глубокой древности. Она была связана с политическими, хозяйственными и военными потребностями древних государств, которым нужны были сведения о количестве населения, которое способно платить налоги или быть призванным в армию.

Поскольку древнейшие государства возникли в древнем Египте, Китае, в бассейне рек Тигра и Евфрата (Месопотамия, Вавилон, Ассирия) в Индии, Японии, как раз в этих древнейших государствах проведены первые в истории человечества учеты населения, в частности, в Египте (около 2800 - 2250 гг. до н.э.), Китае (в 2238 г. до н.э.). Первые учеты населения имели примитивный характер. Иногда они велись не путем записей, а носили символический характер. Скифский царь Арианта (Скифия была расположена преимущественно на территории современной Украины), желая знать число своих подданных, приказал: каждому скифу под страхом смертной казни принести медный наконечник от стрелы.

В эпоху средневековья (V ст. - середина XVII вв.) мелкие и разрозненные государства не проводили систематические учеты населения на общегосударственном уровне. Лишь в связи с чрезвычайными обстоятельствами - эпидемиями, голодом, войнами - по их завершении осуществлялись попытки подсчитать, сколько людей осталось в живых. Только после укрощения крупных феодалов и формирования централизованных государств в эпоху средневековья и их дальнейшего укрепления в XVIII в. начали проводиться учеты населения, но они еще не касались всех его слоев, а лишь налогоплательщиков и тех, которые подлежали рекрутским наборам, то есть еще не были общими, даже тогда, когда охватывали всю страну.

С середины XVIII в. такие учеты проводились в Австрии, Баварии, Голландии, Дании, Испании, а также в Японии.

С развитием капиталистического способа производства все регионы государства объединяются в единый общегосударственный хозяйственный комплекс, в котором лишенные средств производства, но лично независимые от капиталиста рабочие (мужчины, женщины и даже дети), в поисках работы вынуждены и имеют возможность свободно мигрировать в пределах всей страны и даже за ней. В таких условиях учеты лишь отдельных категорий населения, присущие феодальным и рабовладельческим режимам (плательщиков налогов, для мужчин рекрутских наборов и т.п.) теряют смысл. Возникает потребность всеобщих переписей населения, как правило, в пределах всего государства.

Следовательно возникновение и дальнейшее развитие общих переписей обусловлено потребностью иметь подробную и регулярную информацию о численности, размещении и составе населения, важные для любого периода. На первом историческом этапе развития переписей населения (конец XVIII ст. - первая половина XIX в.) закладывались основы их организации, определялись программы. Вместе с тем стала осознаваться необходимость в сравнении данных переписей разных стран, унификации единых рекомендаций.

Первым в мировой практике всеобщей переписи населения был перепись 1790 года в Соединенных Штатах Америки. В 1800 году провели свои первые всеобщие переписи населения Швеция и Финляндия, в 1801 году - Англия, Дания, Норвегия, Франция.

Программы первых всеобщих переписей были очень ограниченными. Так, по первой переписи населения США учитывали только имя главы домохозяйства, число свободных лиц, число белых женщин и число рабов; за первым переписи Франции - лишь пол и семейное положение населения. Отсутствовали четкие правила (инструкции) проведения переписей, а сроки их осуществления очень длительными. Первый американский перепись длился 18 месяцев.

Учёт населения возник в глубокой древности в связи с налоговой и военной деятельностью государств и задачами их административного устройства.

По указу Петра I от 10 декабря 1715 года в ряде губерний России в 1716 – 1717 годах была проведена подворная Ландратская перепись (в некоторых пунктах началась с середины 1715 года по отдельным указам). Проведение переписи было поручено ландратам (от нем. Land – земля, страна, Rat – совет) – местным чиновникам, стоявшим во главе ландратских доль.

По результатам переписи было отмечено, что имелся факт объединения дворов с целью уменьшения налоговых выплат. Кроме того, население сопротивлялось проведению переписи, и это при том, что за подобное предусматривалось наказание со стороны властей. Сами переписчики нередко брали взятки и допускали ошибки, в результате которых некоторые населённые пункты либо переписывались дважды, либо пропускались вообще. По сравнению с подобной переписью 1678 года, в этой были учтены и лица женского пола.

После отмены в 1861 году крепостного права в отдельных городах и даже целых губерниях Российской империи начали проводиться учёты населения. Они имели целью подготовиться к первой Всеобщей переписи населения, которую планировалось провести на научной основе. Таких местных переписей было проведёно не менее 200, но материалы многих из них не были опубликованы, и о некоторых неизвестно ничего, кроме года переписи. Позднее переходят к научно организованным переписям, которые регулярно проводились в Москве (1871, 1882, 1902, 1912 годах), Санкт-Петербурге (1862, 1863, 1864, 1869, 1881, 1890, 1900, 1910, 1915 годах) и других городах.

Первая всероссийская перепись населения (в границах Советской России) была осуществлёна под руководством ведущего статистика Василия Григорьевича Михайловского по состоянию на 28 августа 1920 года, одновременно с Всероссийской сельскохозяйственной переписью (сентябрь-октябрь 1920 года) и кратким учётом предприятий. Из-за территориальной нерепрезентативности (исключён Крым, Дальний Восток, горные районы Северного Кавказа и ряд других местностей, где не была установлена Советская власть и продолжались военные действия) перепись не считается всеобщей.

После создания СССР первая Всесоюзная перепись населения была проведёна по состоянию на 17 декабря 1926 года. Последующие всеобщие переписи населения проводились по состоянию на 6 января 1937 года (единственный раз в истории СССР (и впервые после 1897 года) перепись проводилась как однодневная), на 17 января 1939 года, на 15 января 1959 года, на 15 января 1970 года, на 17 января 1979 года и на 12 января 1989 года.

После распада СССР очередная перепись населения России, запланированная на 1999 год, была отложена из-за финансовой нестабильности после кризиса 1998 года. Она была проведена лишь 9 октября 2002 года. Цель переписной кампании – сбор сведений о лицах, находящихся на определённую дату на территории Российской Федерации. Последняя перепись населения России, согласно постановлению правительства, проходила с 14 по 25 октября 2010 года. По предварительным итогам переписи, оглашённым в марте 2011 года, население России составило 142 905 200 человек.


Государство – это границы и люди, живущие в нёмВ истории человечества с древнейших времён проходили переписи населения, потому что государству нужно было знать, сколько воинов можно поставить под ружьё и.

Как менялись методики
Прошли столетия, но до сих пор, несмотря на новые современные альтернативные подходы к проведению статистических исследований, единственным и точным источником информации о состоянии населения по демографическим и социальным показателям остается традиционная крупномасштабная перепись населения, основанная на опросе каждого гражданина переписчиком.
Разговоры о недостатках, неточности и дороговизне такого метода опровергаются в большинстве стран, потому что выгоды, которые можно получить от переписи, значительно превышают затраты на её проведение.
Естественно, что на каждом временном отрезке развития общества требования к её итогам, которые можно было интерпретировать и так и этак в интересах властей, существенно различались. Можно выделить три этапа.
На первом из них (конец XVIII века – первая половина XIX века) закладывались основы организации. В этот период начали регулярно проводить переписи населения США и Англия (каждые 10 лет), Франция и Швеция (каждые 5 лет), Австрия (каждые 3-4 года).
На втором этапе (вторая половина XIX века – первая половина XX века) переписи населения стали проводиться во всех странах Европы и в Америке, в некоторых странах Азии и Африки. Развивалась теория, совершенствовалась практика, расширялись программы переписей и программы их разработки.
Совершенствуется инструментарий переписей (стали появляться специальные бланки переписи и инструкции к ним). Переписи населения западноевропейских стран становятся однодневными, начинает применяться самосчисление. Конкретизируется содержание учитываемых признаков, особенно возраста и занятия.
Новые признаки в программах переписей населения были связаны с изучением общедемографических характеристик, грамотности, образования, миграции, рождаемости и смертности, социально-экономических характеристик населения (занятие, место работы и др.). Научному обоснованию переписей населения во многом способствовали международные статистические конгрессы. Главные правила проведения переписей населения были выработаны на Брюссельской сессии конгресса (1853 год), они обсуждались и уточнялись на последующих его сессиях и были сведены воедино на Санкт-Петербургской сессии (1872 год).
Третий, современный этап начался с середины XX века в связи с растущей потребностью в информации о населении. Его связывают с созданием ООН и её статистического аппарата. К концу XX века переписями охвачено практически всё население мира.

Цена вопроса
Если же говорить о цене вопроса, то сосчитать каждого американца стоило 22 доллара. Это довольно много по мировым стандартам. Так, в раунде 2000-2002 годов отмечались более скромные расходы. В Аргентине на каждого гражданина страны было затрачено около 1,5 долларов, что составило всего 40 млн. долларов. В Испании всеобщая перепись населения обошлась бюджету страны в 147 млн долларов. В странах Восточной Европы, где уже также прошли переписи населения, затраты на проведение были не очень большими. Так, в Румынии на человека было израсходовано 1,25 доллара, а на всё статистическое исследование – 2,75 млн долларов. В таких странах, как Румыния и Болгария, на каждого гражданина затратили в среднем от 1 до полутора долларов. Лишь в Польше эта сумма составила 3 доллара на одного поляка.
Переписи населения прошли также и во многих государствах СНГ. Грузия, одна из самых бедных стран Европы, дважды откладывала сроки проведения переписи. Было потрачено около 5 млн долларов, при этом 30 процентов расходов взяли на себя международные организации.
Резолюцией Е/2005/24Е/CNJ/2005/27, принятой Экономическим Социальным Советом Организации Объединённых Наций, объявлен раунд переписей населения и жилищного фонда 2010 года (с 2005 по 2014 гг.). Таким образом, результаты предстоящей Всероссийской переписи населения 2010 года войдут составной частью в итоги мировой переписи населения, проводимой по Всемирной программе переписей населения и жилищного фонда.

Инструмент демократии
Несмотря на разницу в методике опросов и в способах получения данных, перепись населения имеет и общую черту – она способствует становлению гражданского общества. Проведение переписи даёт уникальную информацию, используя которую можно более объективно формировать законодательную власть (по чёткому представительству населения отдельных территорий) и бюджеты, решать проблемы представительства национальных меньшинств во властных органах, определять меры поддерж-ки культуры малочисленных народов, оценивать демографический потенциал, влияющий на проведение социальной политики, менять возрастные цензы как для выхода на пенсию, так и для допуска к голосованию и так далее.
Принято считать, что в развитых странах граждане законопослушны и перепись населения там является гражданским долгом каждого. С другой стороны, в переписях заинтересованы и правительства. Этим и объясняется, что почти во всех странах мира существуют законы о статистике.
С одной стороны, они стимулируют граждан к прохождению переписи (в ряде стран участие – обязательно, предусмотрены меры наказание за уклонение от переписи), а с другой – гарантируют, что вся собранная в ходе переписи информация используется только для статистических целей и сохраняется строго конфиденциальной.
Переписные анкеты разных стран тоже очень похожи. Помимо общих вопросов о личности опрашиваемого, а в последнее время – и о состоянии жилого фонда, включаются всё новые вопросы.
Для реализации государственных социальных программ, в том числе программ помощи неимущим, сиротам, бездомным и инвалидам, предотвращения преступности, увеличения занятости, в анкеты включаются вопросы о физическом и социальном здоровье населения, условиях работы, способах и времени проезда до места работы.
Вместе с тем, в каждой стране используются свои приёмы в подготовке переписи, свои методы работы с населением, учитывающие национальные особенности и традиции общества. За время проведения переписей населения накоплено достаточно практического опыта: есть универсальные способы, а есть и специфические моменты, связанные с политическим строем, этническим составом и другими особенностями различных государств.
При подготовке Всероссийской переписи населения-2010 обращение к опыту организации и проведения подобных кампаний в других странах как никогда актуально: это продиктовано не простым любопытством, а желанием избежать повторения ошибок и найти эффективное решение возможных проблем.


Потребность в учете населения существует с незапамятных времен. Любое государство нуждается в данных о своих жителях. В начале эта потребность вызывалась необходимостью иметь сведения о численности населения, способного платить налоги, служить в армии. По мере развития человечества потребность в знаниях о населении возрастает. Чем более развита страна в социально-экономическом отношении, тем выше ее требования к полноте и разнообразию данных о населении. Различные формы учета существовали еще в глубокой древности. Достоверно известно, что уже более четырех тысяч лет назад проводились учеты населения (например, в Китае в эпоху династии Ся в 2238 г. до нашей эры). Учеты населения проводились в Древней Греции, Вавилоне, Месопотамии, Древнем Египте, Риме, Японии. Наиболее известны учеты граждан (цензы) проводившиеся в Древнем Риме при императоре Сервии Туллие (VI в. до н. э.). С 510 до 30 г. до н. э. цензы проводились уже регулярно - каждые 5 лет. При этом главы семей сообщали сведения не только о себе, на и о всех остальных членах семьи и об имуществе.

В эпоху феодализма Европа была раздроблена на мелкие княжества, королевства и прочие удельные владения, которые систематических учетов населения не проводили. Только изредка, в связи с какими-либо чрезвычайными обстоятельствами, вызванными эпидемиями, войнами, неурожаями, голодными годами и т. д., когда надо было подсчитать оставшихся в живых.

По мере укрепления национальных государств и началом развития капиталистических рыночных отношений возникает потребность в получении более полных и подробных данных о населении. Одними из первых стран, положивших начало всеобщим и регулярным учетам населения были Соединенные Штаты Америки (1790 г.), Великобритания и Франция (с 1801 г.), и некоторые другие европейские государства. Однако это были еще не переписи в современном понимании. В них счет населения растягивался на длительное время, не регистрировался ни пол, ни возраст человека и т.д.

Первая перепись, отвечающая научным принципам учета населения, была проведена в Бельгии в 1846 г. под руководством известного статистика А. Кетле. С тех пор быстро растет доля населения земного шара охваченного переписями населения. Таким образом, переписи населения в подлинном смысле этого слова стали проводиться в Европе и США только со второй половины прошлого века. С тех пор они проводятся в большинстве экономических стран каждые десять, а иногда и каждые пять лет. В развивающихся странах переписи стали регулярно проводить только после освобождения народов этих стран от колониальной зависимости.
Первая и единственная Всеобщая перепись населения Российской империи, в состав которой входила Беларусь, была проведена в феврале 1897 года. Первая перепись после революции 1917 года была проведена в августе 1920 года, однако гражданская война, проходившая в это время на территории Беларуси, помешала получить достоверную информацию по переписи 1920 г. для республики. Следующая перепись была проведена в декабре 1926 года. Материалы этой переписи были опубликованы и имеются в библиотеках. Перед Великой Отечественной войной в январе 1939 года была проведена очередная перепись населения, но обработать богатый материал, полученный данной переписью помешала война. Он был обработан и краткие итоги опубликованы только в 80-е годы. После Великой Отечественной войны были проведены еще четыре переписи населения - в январе 1959 г., в январе 1970 г., в январе 1979 г. и в январе 1989 г. Наиболее полно были опубликованы материалы 1959 и 1970 гг.


3. Научные принципы проведения переписей населения


Основные научные принципы проведения переписи сформулировал еще в середине ХIХ века бельгийский статистик А. Кетле. На международном конгрессе статистиков в Петербурге (1872 г.), созванном по инициативе русского ученого-географа П.П. Семенова-Тянь-Шанского, в числе главных объектов обсуждения были принципы проведения переписей. Со временем эти принципы совершенствуются.

Современная перепись населения является крупнейшим статистическим мероприятием, проводимым с целью сбора сведений о численности и составе населения каждой страны, она должна отвечать важнейшим принципам статистической и демографической науки. Среди научных требований, предъявляемых к переписям населения в настоящее время, можно выделить наиболее значимые:

1. Централизованность, т.е. перепись должна быть проведена национальным правительством страны с участием местных органов управления. Строгая централизация управления переписью населения необходима как для организации получения от каждого человека довольно подробных сведений, так и для полного и последовательного соблюдения принципа единства ее программы и метода и для точного выполнения работ всеми звеньями переписного аппарата в установленные сроки.

2. Наличие установленной программы переписи и ее единство, т.е. от всех людей должны быть собраны одни и те же сведения, причем по одним и тем же правилам.

3. Охват всей территории или части территории, границы которой четко определены правительственным постановлением или решением статистических органов.

4. Всеобщность, под которой понимается охват всех людей, находящихся или проживающих в стране, без пропусков и без двойного счета. Для этого важно определить место наблюдения. Домашние хозяйства и лица входящие в состав домашних хозяйств, собираются и вносятся в переписной лист по месту их обычного проживания или в месте, где они находятся в день проведения переписи. Это не исключает использования и выборочного метода обследования части населения, как добавочного.
Хотя перепись подразумевает сплошную регистрацию всего населения, для получения данных по некоторым конкретным характеристикам, все шире применяются выборочные методы. Применение выборочного метода в переписи расширяет круг данных, получаемых в данный момент времени. Этот метод может быть использован в переписи в том случае, когда нужны характеристики населения достаточные для использования на уровне более крупных территориальных единиц и на национальном уровне. На более низовых административных или территориальных единицах, например, таких как деревня, использование этого метода неприменимо

При проведении в Беларуси в 1999 г. переписи населения, мы считаем целесообразным, по примеру России, для увеличения возможностей получения более обширной информации при значительной экономии затрат, наряду с основными всеобщими вопросами использовать для дополнительных вопросов выборку

.5. Индивидуальность регистрации, т.е. перепись подразумевает, что каждый человек регистрируется отдельно и его характеристики записываются отдельно, а не в виде сводки о всех членах домашнего хозяйства или семьи в целом как группы. Это требование необходимо для того, чтобы материалы переписи обеспечивали получение демографических, экономических и социальных данных по небольшим районам, а также позволили перекрестно классифицировать данные о взаимосвязанных характеристиках населения, детально комбинировать группировки данных по разным признакам

.6. Непосредственное получение сведений у населения, вытекающее из принципа самоопределения, принятого в современных переписях, при котором сведения фиксируются со слов самого опрашиваемого, а не по спискам или документам. Это связано с тем, что с документами бывают связаны те или иные интересы людей, кроме того, при их составлении могли быть допущены ошибки и искажения. В списках, составленных под какие-то определенные цели, как правило, отсутствует ряд нужных данных, которые можно получить, непосредственно беседуя с человеком. Кроме того, принцип самоопределения повышает доверие населения к переписи.

7. Экспедиционный способ наблюдения, т.е. ответы от каждого человека получают путем непосредственной беседы с ним. Эти данные собирают специально обученные работники (счетчики). Они обходят все помещения, служащие или могущие служить для постоянного или временного проживания людей. Есть страны, в которых данные при переписях получают по почте, или в каких-либо регистрационных пунктах. В последнее время большинство стран мира при проведении переписи населения применяют комплексно различные виды наблюдений по источнику (методу) получения информации (устный опрос и саморегистрация), по способу ее получения (экспедиционному, явочному, с применением средств связи, в том числе почтовой, телефонной) и по охвату обследуемых единиц (сплошному и выборочному).

В связи с обострением социально-экономической и криминальной обстановки в 90-е годы в Республике Беларусь были опасения, что в ряде случаев при проведении переписи населения 1999 г. могут возникнуть трудности с регистрацией людей по месту жительства, поэтому были организованы стационарные переписные участки для опроса лиц, категорически отказывающихся пускать переписчиков в дом. Однако перепись прошла относительно спокойно, без особых осложнений. Возможно использовать и другие способы получения информации.

Собранная информация должна соответствовать четко определенному моменту “критическому моменту переписи”. Но для ряда данных собираемых при переписи, например, для данных по некоторым экономическим характеристикам или безработице, им может быть определенный период.

9. Периодичность. Перепись населения проводится на определенный момент времени и дает своеобразный портрет населения страны на этот момент. Однако полезность данных переписи значительно увеличивается, если такие данные регулярно получаются через одинаковые промежутки времени. Это дает возможность определить в количественных показателях тенденции развития явлений в прошлом, оценить в настоящем и спрогнозировать в будущем. Поэтому целесообразно перепись проводить каждые 5 - 10 лет, что позволит получить последовательный ряд сопоставимых данных. На определение интервала между переписями влияют два разнонаправленных фактора - потребность в информации и расходы на проведение переписи. Более короткие интервалы дают возможность более точно оценить тенденции развития народонаселения и сделать более точные прогнозы на будущее. Однако, перепись населения - это, как правило, дорогостоящее мероприятие, требующее мобилизации значительных ресурсов и персонала. Соизмерение этих двух факторов дает возможность выбрать интервал между переписями. ООН рекомендует проводить их не реже, чем через каждые 10 лет. В большинстве стран мира согласно рекомендациям ООН, проведение переписи приурочивают к годам оканчивающихся на 0, а при пятилетней периодичности еще и на 5, или к годам, прилегающим к ним. Еще в довоенное время переписи населения с интервалом пять лет регулярно проводили во Франции, Японии, Дании, Швеции. В настоящее время большинство развитых стран регулярно проводят перепись не реже, чем каждые 10 лет. Некоторые из них между сплошными переписями, проводимыми по полной программе один раз в десять лет, проводят выборочную перепись. Например, Япония в годы, оканчивающиеся на 0 , проводит перепись по полной программе, оканчивающиеся на 5 - по краткой; Англия и Канада,. в годы оканчивающиеся на 1 - по полной программе, на 6 - по краткой. В практике проведения переписей в СССР впервые в 1985 году в промежутке между двумя переписями (1979 и 1989 гг.) было проведено пятипроцентное выборочное демографическое обследование. Российская Федерация продолжила это начинание и в 1994 году была проведена микроперепись, которая охватила широкий круг вопросов и дала богатейшую информацию о населении страны в межпереписной период. Республика Беларусь не нашла на это соответствующих средств и была вынуждена отказаться от проведения подобной микропереписи.

10. Единицы наблюдений переписи. При переписях населении за единицу наблюдения можно принимать:

В большинстве населения стран мира за единицу наблюдения при переписи населения принимается хозяйственная ячейка. При выборке единицы наблюдения ее нужно четко определить. Так некоторые домашние хозяйства могут объединять несколько семей; несколько домашних хозяйств могут проживать совместно, занимать одну жилищную единицу; и весьма редко одно домашнее хозяйство может занимать несколько жилищных единиц в качестве обычного места проживания.

В предыдущих переписях, (начиная с 1939 г.) проводимых на территории Республики Беларусь, за единицу наблюдения принималась семья, при этом она определялась как группа лиц из двух или более человек, связанных отношениями родства или свойства, совместным проживанием и общим бюджетом.

В результате такого определения семьи появляются такие категории, как "одинокие" и "отдельно живущие члены семьи", т.е. в его основе лежит отношение к семье, а не брачное состояние. В последнее время в научной литературе предлагается определение семьи, как основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

В переписи 1999 года за единицу наблюдения было принято домохозяйство. Это позволит сопоставлять данные переписи населения Беларуси с другими странами мира. В то же время, собранные данные в основном позволяют получить данные о семье, для продолжения динамических рядов численности и состава семей, полученных при отечественных переписях.

11. Конфиденциальный характер информации и публикация данных. После обработки данные должны быть представлены в обогащенной форме и только в таком виде поступать к любому потребителю, для того чтобы был сохранен конфиденциальный характер информации. Доступ к индивидуальным данным переписи и их использование для административных целей должен быть запрещен даже для правительственных органов. Для этого должна быть устранена любая возможность идентифицировать индивидуальные детали информации.

Перепись населения - дорогостоящее мероприятие и было бы нерациональным не полностью использовать то богатство данных, которое она дает. Поэтому агрегированные материалы переписи должны стать доступными для всех пользователей демографической информации. Данные переписи обрабатываются и публикуются с разбивкой по географическим или административным делениям страны и по основным демографическим и социальным признакам, характеризующим население. Кроме того должна быть обеспечена максимальная доступность к агрегированным материалам переписи правительственным органам, научно-исследовательским учреждениям, отдельным ученым, представителям деловых кругов и другим пользователям. Опубликованные материалы переписи должны стать доступными для пользователей. Они, как правило, поступают в правительственные органы, научные организации, в центральные публичные библиотеки, в книжные магазины.

По мере развития информационных технологий появляются новые формы обслуживания потребителей информации, в частности - создаются базы переписных данных, а также выполнение специальных разработок по их заказам для максимального удовлетворения потребностей в статистической информации о населении. Большое количество данных российской переписи населения 2002 года поступили на ряд сайтов в Интернете.

В настоящее время, в связи с экономическими трудностями количество публикаций по научной демографической информации сократилось. Пропаганда демографических знаний среди населения довольно часто подменяется непрофессиональными высказываниями. В этих условиях перепись населения 1999 дает уникальную информацию о развитии населения Беларуси в современных условиях, особенно в сочетании с данными текущей отчетности. Вызывает сожаление, что в республике не было проведено 5% демографическое обследование в 1994 г. (микроперепись), как это было сделано, например, в России. Ведь в течение десяти лет после переписи 1989 года произошли глубокие изменения в политическом, социальном, экономическом и демографическом развитии Беларуси, данных только двух переписей (1989 и 1999) не всегда достаточно для глубокого изучения динамики демографических процессов в 90-е годы.

После переписи 1999 года прошло уже 6 лет и до очередной переписи осталось не так много времени. Поэтому, при подготовке программы очередной переписи надо максимально учесть положительный опыт проведения переписей в других странах СНГ. Весьма важно уже сейчас как можно активнее разъяснять людям роль и значение переписи.

Регистры населения. Регистры населения – это поименный и регулярно актуализируемый перечень жителей, который служит для целей административного учета населения. Они ведутся в ряде стран в виде списков, книг, карточек, отдельных лиц, домохозяйств или семей по отдельным административно-территориальным единицам, хранящихся (с середины ХХ в.) в памяти ЭВМ. Предназначены регистры населения для получения в текущем периоде или периодически индивидуальных сведений о жителях данного населенного пункта, о численности и составе населения и об изменениях в них. В ряде стран перепись населения используется в качестве основы для создания систем постоянных регистров населения. Это очень эффективный источник информации, однако и он не может полностью заменить перепись населения, поэтому перепись служит также для уточнения регистров. Хотелось бы, чтобы в республике также была использована уникальная возможность совместить проведение переписи населения и организацию такого учета населения как регистра населения. Для этого надо срочно возобновить научно-методическую и организационную работу по созданию регистров населения.

Регистры населения используются как для административных, так и для статистических целей. Они представляют информацию для оценок населения и подготовки статистики миграции и полезны при разработке переписи, дают основу для выборочных обследований. Их преимуществом является то, что из регистров населения данные можно получить в любое время. Полезность регистров существенно увеличивается при установлении связи с другими системами, регистрирующими информацию об отдельных лицах. Для облегчения постоянного обновления информации регистров их можно совместить.

Читайте также: