Культура и быт марийского народа кратко

Обновлено: 06.07.2024

Cамоназвания марийцев - мари, марий ("человек", "мужчина"), дореволюционное официальное название - черемисы.

Места проживания

Марийцы живут в Республике Марий Эл, а также в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Кировской, Свердловской и Пермской областях.

Историческая справка

Ядром формировавшегося в I тысячелетии нашей эры в Волго-Вятском междуречье древнемарийского этноса были финно-угорские племена. В Х веке марийцы упоминаются в хазарском документе как ц-р-мис (черемисы). Большую роль в развитии этноса играли тесные этнокультурные связи с тюркскими народами. Значительное влияние, особенно усилившееся после вхождения марийцев в состав Русского государства (1551-1552 годы), оказала русская культура.

Мари до настоящего времени называют свою родную землю Марий Эл.

Статистические данные

По данным переписи населения 2002 года количество марийцев составляет 604298 человек.

Марийцы делятся на три основные субэтнические группы: горные (правобережье Волги), луговые (Ветлужско-Вятское междуречье) и восточные (территория Башкортостана, куда они переселились в XVI-XVIII веках).

Религия

Обращённые в XVIII веке в православие марийцы сохраняли языческие верования. Характерны общественные моления с жертвоприношениями, устраиваемые в священных рощах перед началом сева, летом и после уборки урожая.

Среди восточных марийцев есть мусульмане.

Марийцы говорят на марийском языке.

Письменность

Письменность у марийцев существует на двух диалектах (горном и луговом). Письменность создана на основе русского алфавита.

Краткий разговорник

Поро кече! - Добрый день!
Чеверын! -До свидания!
Чыла сай! - Все хорошо!
Нелеш ида нал! - Извините!
Тау! - Спасибо!
Марла мутланеда мо? - Говорите по-марийски?
Туге -Да.
Уке - Нет.

Энциклопедия быта:

Национальный костюм

Традиционный мужской костюм составляют богато вышитая рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста и пояс.

Мужские головные уборы: войлочная шляпа с небольшими полями и шапка. Для охоты и работы в лесу использовался убор типа накомарника.

Традиционные виды обуви: лапти с онучами, кожаные сапоги, валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы.

Для женского костюма характерны передник и обилие украшений из бисера, раковин каури, блёсток, монет, серебряных застежек-сюльганов, а также браслеты и кольца. Очень разнообразны женские головные уборы: конусовидные колпачки с затылочной лопастью, сороки, заимствованные у русских, головные полотенца с очельем, высокие лопатообразные уборы на берестяном каркасе.

Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны из чёрного или белого сукна и шубы. Традиционные виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, используются в свадебной обрядности.

Кухня

Основная традиционная пища - вареники с начинкой из мяса или творога (подкогыльо), варёная колбаса из сала или крови с крупой (шокта), слоёные блины (команмелна), творожные сырники (туара). Традиционные марийские напитки: пиво (сыра), пахта (oран), крепкий медовый напиток (пура, пyрo).

Поселения и жилища

Разбросанная планировка селений во второй половине XIX века стала сменяться уличной. Традиционное жилище - срубная изба с двускатной крышей, состоящая из жилой части и сеней или жилой части, сеней и клети. У русской печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом, кухня отделялась перегородками, вдоль передней и боковой стен помещались лавки, в переднем углу - стол с деревянным стулом главы семьи, полки для икон и посуды, сбоку от входной двери - деревянная кровать или нары, над окнами - вышитые полотенца.

У восточных марийцев интерьер приближался к татарскому (широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок).

Летом жили в кухне. Это срубная постройка с двускатной крышей, в которой оставлялись щели для выхода дыма, с земляным полом и без потолка, с открытым очагом с подвесным котлом.

Характерны двухэтажные кладовые с галереей-балконом, на первом этаже которых хранили продовольствие, на втором - одежду и утварь.

Занятия и промыслы

Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Подсобное значение имели огородничество, разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса, смолокурение и др.). Развито бортничество, а позднее распространение получили пасечное пчеловодство и рыболовство.

Развиты художественные промыслы: вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело.

Социальный институт

Семьи - преимущественно малые, встречались и большие неразделённые. Женщина в семье пользовалась хозяйственной и правовой самостоятельностью.

Фольклор:

Орнамент

В традиционном орнаменте использовались геометрический мотив, состоящий в изображении комбинаций различных геометрических фигур, зооморфный и антропоморфный, воспроизводящие стилизованные фигуры животных, птиц и людей. Растительный мотив передавал реальные формы деревьев, цветов и листьев.

Приметы

Март сухой, май мокрый - будут и крупа, и хлеб.
Лось намочит свои рога в реке - вода начинает остывать.
В подполье жаба горланит - к потеплению.
Орехов изобилие, а грибов мало - к снежной и морозной зиме.

Песни, танцы

Богатством форм и мелодичностью отличается марийская музыка. Основные традиционные инструменты - гусли, барабан и трубы.

Из фольклорных жанров выделяются песни, среди которых особое место занимают "песни печали", сказки и предания.

Декоративное творчество

Богатством орнаментации отличалась одежда женщин до 40 лет. Особенно много вышивки располагалось в области груди, с целью охраны женщины-матери - продолжательницы рода.

Был развит кустарный промысел по производству несложных металлических украшений, которые путем холодной обработки выделывали блёстки, кольца, браслеты и застёжки-сюльгамы.

Получила развитие выделка овчины. Овчины красились в красноватый и чёрный цвета.

Праздники и обряды

Кyсото - священная, молельная роща. Священные рощи или священные деревья марийцы считают своеобразными храмами доброты. На основе верований в то, что в священных деревьях живут боги, выработана целая система табу. В священных рощах нельзя сквернословить, ругаться, думать о плохом, рубить деревья и т.д. Почитание священной рощи, священного дерева - онапу - обеспечивает благополучие человека и общества.

Мланде шочмо кече - день рождения земли. У марийцев обряд рождения земли празднуют через семь недель после Великого дня. Обряд в честь Мланде шочмо кече был связан с запретами по отношению к земле. Марийцы соблюдали особые правила, считали, что земле после зачатия требуется отдых, покой и тишина. В этот день запрещалось шуметь, копать, рыть землю, забивать колья, стирать грязное белье, громко разговаривать. Мланде шочмо кече считался важным праздником.

Мифы и предания

Мифы марийцев одновременно близки и к мифам удмуртов, и к мифам мордвы. Сильным было воздействие на марийскую мифологию тюркских традиций, развивавшихся уже под влиянием ислама в средневековых государствах - Волжской Болгарии и Золотой Орде.

В начале ХХ века марийскую религию и мифологию исследовал знаменитый финский религиевед Уно Хольмберг (Харва), в последнее время исследованием традиционного фольклора марийцев занимается В.А. Акцорин и др.

Живой камень
Марийская легенда

Зимою среди белоснежной пустыни, а в летнее время среди зелени весёлых полевых цветов возвышается над тихой речкой утес Живой камень.

Не всегда, однако, бывало пустынно вокруг него. В давно минувшие времена здесь были большие селения черемисского народа, и жил среди них могучий и славный богатырь по имени Чумбулат. Человек он был простой, трудолюбивый и тихий в обычное время, но, как только неприятель угрожал нападением на родную страну, богатырь поднимался на её защиту. Верхом на буром коне c косматой белой гривой, вооруженный с головы до ног, Чумбулат выступал впереди своего народа, непобедимый и грозный, и всякий раз быстро сокрушал врагов и обращал их в бегство.

Долго жил богатырь на свете, оберегая свою родину и народ, но пришла и ему пора умирать. Собрались вокруг него черемисы, плакали и скорбели о нём, а он утешал их:

С этим и умер Чумбулат.

Торжественно похоронили черемисы своего богатыря в каменной круче в полном вооружении, какое надевал он на битву, похоронили вместе с бурым конем его, белохвостым, с косматой гривой. В каком виде выступал он, бывало, против врагов, в таком и похоронили его. Справили по нему богатые поминки и долго оплакивали тяжелую потерю:
- Не стало среди нас великого Чумбулата! Нет с нами нашего богатыря!

Шло время. Все было благополучно, и мало-помалу Чумбулата начали забывать. И забыли бы о нём, может быть, совсем, как вдруг появился сильный враг и начал окружать черемисов непролазным кольцом. Вспомнили они тогда о своём богатыре, побежали к скале, к могиле его, и стали громко звать на помощь:
- Вставай, Чумбулат! Вставай, враги у ворот!

И дрогнула каменная круть, раскололась надвое, и появился из тёмной расщелины Чумбулат на коне своём, в кольчуге и шлеме, со щитом на руке, с копьём у стремени, с мечом над головой. Бросился он на чужих, колол, рубил, топтал обезумевших от страха врагов и быстро обратил в бегство неприятельское войско. А когда опасность миновала, Чумбулат, ни на кого не взглянув, молча вернулся к своей скале; снова замкнулась она за ним и поглотила его вместе с конем.

Много времени прошло. Когда наступала беда, всякий раз Чумбулат выручал свой народ, и никакой враг не был страшен черемисам.

Подсмотрели однажды ребятишки, как старшие вызывали на помощь себе Чумбулата. Начали они играть в войну, подбежали к скале и давай звать богатыря:
- Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!

Дрогнула скала. Выехал Чумбулат на коне, в полном вооружении. А неприятеля нет. Ни направо, ни налево - нет никого. Повернулся тогда богатырь и молча поехал обратно к горе и исчез в ней.

Ребятишкам это понравилось. Сколько было и страху и хохоту и сколько потом всяких рассказов!
Стали опять играть в войну и опять вызывали Чумбулата.

Выехал снова на их зов богатырь. Не видя опять врага, он нахмурился и сердито повернул коня обратно.

Мало и этого показалось мальчишкам. Они в третий раз вызвали богатыря:
- Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!
Затряслась земля. Со страшным грохотом развернулась гора, и выехал оттуда разгневанный Чумбулат с мечом над головой. И конь с пеной у рта взвился на дыбы - только бы ринуться в битву. А неприятеля и в помине нет. Только окрестные черемисы в ужасе сбегались на грохот.

Увидел их Чумбулат и крикнул им:
- Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаться начали, понапрасну меня тревожить! Помните: ухожу теперь от вас навсегда!
Опустил Чумбулат свой победный меч, повернул коня и скрылся в скале.

Не стало с тех пор у народа защитника. Начались войны, некому было заступиться за черемисов.
Молчалив стал и тих серый утес над рекой; оброс он снизу мхом и травой, где шелестят иногда ящерицы, а на вершине его садится отдыхать дикий ворон.

Но не пропали надежды у черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время - забудет Чумбулат обиду и защитит народ свой от всякого врага. Потому и зовётся этот камень Живым, что жива за ним великая сила и в народе не умирает вера в счастливое будущее.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Эрик Юзыкайн - Марийская Волынка.mp3

Выбранный для просмотра документ Марийцы.pptx

Культура и традиции марийского народа

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура и традиции марийского народа

Культура и традиции марийского народа

Марийцы выделились, как самостоятельный народ, из финно-угорских племен в 10.

Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляе.

Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев: Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев. Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность. Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан. Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл. Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью. РАССЕЛЕНИЕ

Республика Марий Эл является субъектом Российской Федерации и входит в состав.

Республика Марий Эл является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона — город Йошкар-Ола

СИМВОЛЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ Республика Марий Эл имеет государственные герб .

СИМВОЛЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ Республика Марий Эл имеет государственные герб , флаг и гимн.

Герб выполнен в виде щита, на белом фоне которого изображен шагающий медведь.

Герб выполнен в виде щита, на белом фоне которого изображен шагающий медведь. В правой лапе он держит меч в ножнах, направленный острием вниз и молот. В левой — щит с изображением солярного знака, особо почитаемого среди Угро-финских народов. На верху щита изображена корона, как символ государственной власти. Медведь олицетворяет силу и мощь, благородство. Это животное характерно для нашего лесного края, оно всегда было особо почитаемо местным населением. Меч и молот олицетворение правопорядок и созидательный труд, а щит – готовность власти защищать человека.

Флаг выполнен в виде прямоугольного полотнищабелого цвета. В левой частиу дре.

Флаг выполнен в виде прямоугольного полотнищабелого цвета. В левой частиу древка вертикально расположен марийский национальный орнамент красного цвета, в центре - герб. Белый цвет— древний национальный символ марийского народа, а также символ чистоты, добра, светлых помыслов и намерений населения.

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Марийки любят наряжаться, да так чтобы костюм был многослойн.

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Марийки любят наряжаться, да так чтобы костюм был многослойным, да украшений побольше. Тридцать пять килограммов серебра – в самый раз. Облачение в костюм похоже на ритуал. Наряд настолько сложен, что в одиночку его не надеть. Раньше в каждой деревне были мастерицы по облачению. В наряде каждый элемент имеет свое значение. Например, в головном уборе – шрапане – должна соблюдаться трехслойность символизирующее триединство мира. Женский набор серебряных украшений мог весить 35 килограммов. Он передавался из поколения в поколение. Женщина завещала украшение дочери, внучке, невестке, а могла оставить и своему дому. В этом случае любая женщина, проживающая в нем, имела право надеть комплект на праздники. В старину мастерицы соревновались – чей костюм сохранит свой вид до самого вечера.

 ЗНАЧЕНИЕ ОРНАМЕНТА МАРИЙСКОЙ ВЫШИВКИ

ЗНАЧЕНИЕ ОРНАМЕНТА МАРИЙСКОЙ ВЫШИВКИ

ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ Жилище – это срубная изба с двускатной крышей, двухраздел.

ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ Жилище – это срубная изба с двускатной крышей, двухраздельная (изба-сени) или трехраздельная (изба-сени-изба). У русской печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом, кухня отделялась перегородками, вдоль передней и боковой стен помещались лавки, в переднем углу – стол с деревянные стулом главы семьи, полки для икон и посуды, сбоку от входной двери – деревянная кровать или нары, над окнами – вышитые полотенца.

В летнее время марийцы переходили жить в летнюю кухню (кудо) — срубную постр.

В летнее время марийцы переходили жить в летнюю кухню (кудо) — срубную постройку с земляным полом, без потолка, с двускатной или односкатной крышей, в которой оставлялись щели для выхода дыма. Посреди кудо размещался открытый очаг с подвесным котлом. Усадьба включала также клеть, погреб, хлев, сарай, каретник, баню. Характерны двухэтажные кладовые с галереей-балконом на втором этаже.

Основное традиционное занятие — пашенное земледелие. Главные полевые культуры.

Основное традиционное занятие — пашенное земледелие. Главные полевые культуры — рожь, овёс, ячмень, просо, полба, гречиха, конопля, лён; огородные — лук, капуста, редька, морковь, хмель, картофель. Репу сеяли в поле. Подсобное значение имели разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса, смолокурение и др.), бортничество (позднее пасечное пчеловодство), рыболовство. Существовало отходничество на предприятия лесообрабатывающей промышленности. ЗАНЯТИЯ И ПРОМЫСЛЫ

Развиты художественные промыслы: вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело (с.

Развиты художественные промыслы: вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело (серебряные женские украшения).

Основная традиционная пища - вареники с начинкой из мяса или творога (подкогы.

Основная традиционная пища - вареники с начинкой из мяса или творога (подкогыльо), варёная колбаса из сала или крови с крупой (шокта), слоёные блины (команмелна), творожные сырники (туара). Традиционные марийские напитки: пиво (сыра), пахта (oран), крепкий медовый напиток (пура, пyрo). НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ

Марийцы, ранее известные, как черемисы, в прошлом славились своей воинственно.

Марийцы, ранее известные, как черемисы, в прошлом славились своей воинственностью. Сегодня же их называют последними язычниками Европы, поскольку народ сумел пронести сквозь века национальную религию, которую до сих пор исповедует значительная его часть. Этот факт удивит еще больше, если знать, что письменность у народа мари появилась лишь в XVIII столетии.

Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохран.

Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах.

Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева. Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

В банке с кашей две недели будет бродить коровий соленый мочевой пузырь, из к.

В банке с кашей две недели будет бродить коровий соленый мочевой пузырь, из которого потом сделают магический шувыр. Уже к мягкому мочевому пузырю приделают трубку, рог и получится марийская волынка. Каждый элемент шувыра наделяет инструмент своей силой. Шувырзо во время игры понимает голоса зверей и птиц, а слушатели впадают в транс, даже бывают случаи исцеления. А еще музыка шувыра открывает проход в мир духов. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТСРУМЕНТЫ

Cамоназвания марийцев - мари, марий ("человек", "мужчина"), дореволюционное официальное название - черемисы.

Места проживания

Марийцы живут в Республике Марий Эл, а также в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Кировской, Свердловской и Пермской областях.

Историческая справка

Ядром формировавшегося в I тысячелетии нашей эры в Волго-Вятском междуречье древнемарийского этноса были финно-угорские племена. В Х веке марийцы упоминаются в хазарском документе как ц-р-мис (черемисы). Большую роль в развитии этноса играли тесные этнокультурные связи с тюркскими народами. Значительное влияние, особенно усилившееся после вхождения марийцев в состав Русского государства (1551-1552 годы), оказала русская культура.

Мари до настоящего времени называют свою родную землю Марий Эл.

Статистические данные

По данным переписи населения 2002 года количество марийцев составляет 604298 человек.

Марийцы делятся на три основные субэтнические группы: горные (правобережье Волги), луговые (Ветлужско-Вятское междуречье) и восточные (территория Башкортостана, куда они переселились в XVI-XVIII веках).

Религия

Обращённые в XVIII веке в православие марийцы сохраняли языческие верования. Характерны общественные моления с жертвоприношениями, устраиваемые в священных рощах перед началом сева, летом и после уборки урожая.

Среди восточных марийцев есть мусульмане.

Марийцы говорят на марийском языке.

Письменность

Письменность у марийцев существует на двух диалектах (горном и луговом). Письменность создана на основе русского алфавита.

Краткий разговорник

Поро кече! - Добрый день!
Чеверын! -До свидания!
Чыла сай! - Все хорошо!
Нелеш ида нал! - Извините!
Тау! - Спасибо!
Марла мутланеда мо? - Говорите по-марийски?
Туге -Да.
Уке - Нет.

Энциклопедия быта:

Национальный костюм

Традиционный мужской костюм составляют богато вышитая рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста и пояс.

Мужские головные уборы: войлочная шляпа с небольшими полями и шапка. Для охоты и работы в лесу использовался убор типа накомарника.

Традиционные виды обуви: лапти с онучами, кожаные сапоги, валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы.

Для женского костюма характерны передник и обилие украшений из бисера, раковин каури, блёсток, монет, серебряных застежек-сюльганов, а также браслеты и кольца. Очень разнообразны женские головные уборы: конусовидные колпачки с затылочной лопастью, сороки, заимствованные у русских, головные полотенца с очельем, высокие лопатообразные уборы на берестяном каркасе.

Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны из чёрного или белого сукна и шубы. Традиционные виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, используются в свадебной обрядности.

Кухня

Основная традиционная пища - вареники с начинкой из мяса или творога (подкогыльо), варёная колбаса из сала или крови с крупой (шокта), слоёные блины (команмелна), творожные сырники (туара). Традиционные марийские напитки: пиво (сыра), пахта (oран), крепкий медовый напиток (пура, пyрo).

Поселения и жилища

Разбросанная планировка селений во второй половине XIX века стала сменяться уличной. Традиционное жилище - срубная изба с двускатной крышей, состоящая из жилой части и сеней или жилой части, сеней и клети. У русской печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом, кухня отделялась перегородками, вдоль передней и боковой стен помещались лавки, в переднем углу - стол с деревянным стулом главы семьи, полки для икон и посуды, сбоку от входной двери - деревянная кровать или нары, над окнами - вышитые полотенца.

У восточных марийцев интерьер приближался к татарскому (широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок).

Летом жили в кухне. Это срубная постройка с двускатной крышей, в которой оставлялись щели для выхода дыма, с земляным полом и без потолка, с открытым очагом с подвесным котлом.

Характерны двухэтажные кладовые с галереей-балконом, на первом этаже которых хранили продовольствие, на втором - одежду и утварь.

Занятия и промыслы

Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Подсобное значение имели огородничество, разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса, смолокурение и др.). Развито бортничество, а позднее распространение получили пасечное пчеловодство и рыболовство.

Развиты художественные промыслы: вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело.

Социальный институт

Семьи - преимущественно малые, встречались и большие неразделённые. Женщина в семье пользовалась хозяйственной и правовой самостоятельностью.

Фольклор:

Орнамент

В традиционном орнаменте использовались геометрический мотив, состоящий в изображении комбинаций различных геометрических фигур, зооморфный и антропоморфный, воспроизводящие стилизованные фигуры животных, птиц и людей. Растительный мотив передавал реальные формы деревьев, цветов и листьев.

Приметы

Март сухой, май мокрый - будут и крупа, и хлеб.
Лось намочит свои рога в реке - вода начинает остывать.
В подполье жаба горланит - к потеплению.
Орехов изобилие, а грибов мало - к снежной и морозной зиме.

Песни, танцы

Богатством форм и мелодичностью отличается марийская музыка. Основные традиционные инструменты - гусли, барабан и трубы.

Из фольклорных жанров выделяются песни, среди которых особое место занимают "песни печали", сказки и предания.

Декоративное творчество

Богатством орнаментации отличалась одежда женщин до 40 лет. Особенно много вышивки располагалось в области груди, с целью охраны женщины-матери - продолжательницы рода.

Был развит кустарный промысел по производству несложных металлических украшений, которые путем холодной обработки выделывали блёстки, кольца, браслеты и застёжки-сюльгамы.

Получила развитие выделка овчины. Овчины красились в красноватый и чёрный цвета.

Праздники и обряды

Кyсото - священная, молельная роща. Священные рощи или священные деревья марийцы считают своеобразными храмами доброты. На основе верований в то, что в священных деревьях живут боги, выработана целая система табу. В священных рощах нельзя сквернословить, ругаться, думать о плохом, рубить деревья и т.д. Почитание священной рощи, священного дерева - онапу - обеспечивает благополучие человека и общества.

Мланде шочмо кече - день рождения земли. У марийцев обряд рождения земли празднуют через семь недель после Великого дня. Обряд в честь Мланде шочмо кече был связан с запретами по отношению к земле. Марийцы соблюдали особые правила, считали, что земле после зачатия требуется отдых, покой и тишина. В этот день запрещалось шуметь, копать, рыть землю, забивать колья, стирать грязное белье, громко разговаривать. Мланде шочмо кече считался важным праздником.

Мифы и предания

Мифы марийцев одновременно близки и к мифам удмуртов, и к мифам мордвы. Сильным было воздействие на марийскую мифологию тюркских традиций, развивавшихся уже под влиянием ислама в средневековых государствах - Волжской Болгарии и Золотой Орде.

В начале ХХ века марийскую религию и мифологию исследовал знаменитый финский религиевед Уно Хольмберг (Харва), в последнее время исследованием традиционного фольклора марийцев занимается В.А. Акцорин и др.

Живой камень
Марийская легенда

Зимою среди белоснежной пустыни, а в летнее время среди зелени весёлых полевых цветов возвышается над тихой речкой утес Живой камень.

Не всегда, однако, бывало пустынно вокруг него. В давно минувшие времена здесь были большие селения черемисского народа, и жил среди них могучий и славный богатырь по имени Чумбулат. Человек он был простой, трудолюбивый и тихий в обычное время, но, как только неприятель угрожал нападением на родную страну, богатырь поднимался на её защиту. Верхом на буром коне c косматой белой гривой, вооруженный с головы до ног, Чумбулат выступал впереди своего народа, непобедимый и грозный, и всякий раз быстро сокрушал врагов и обращал их в бегство.

Долго жил богатырь на свете, оберегая свою родину и народ, но пришла и ему пора умирать. Собрались вокруг него черемисы, плакали и скорбели о нём, а он утешал их:

С этим и умер Чумбулат.

Торжественно похоронили черемисы своего богатыря в каменной круче в полном вооружении, какое надевал он на битву, похоронили вместе с бурым конем его, белохвостым, с косматой гривой. В каком виде выступал он, бывало, против врагов, в таком и похоронили его. Справили по нему богатые поминки и долго оплакивали тяжелую потерю:
- Не стало среди нас великого Чумбулата! Нет с нами нашего богатыря!

Шло время. Все было благополучно, и мало-помалу Чумбулата начали забывать. И забыли бы о нём, может быть, совсем, как вдруг появился сильный враг и начал окружать черемисов непролазным кольцом. Вспомнили они тогда о своём богатыре, побежали к скале, к могиле его, и стали громко звать на помощь:
- Вставай, Чумбулат! Вставай, враги у ворот!

И дрогнула каменная круть, раскололась надвое, и появился из тёмной расщелины Чумбулат на коне своём, в кольчуге и шлеме, со щитом на руке, с копьём у стремени, с мечом над головой. Бросился он на чужих, колол, рубил, топтал обезумевших от страха врагов и быстро обратил в бегство неприятельское войско. А когда опасность миновала, Чумбулат, ни на кого не взглянув, молча вернулся к своей скале; снова замкнулась она за ним и поглотила его вместе с конем.

Много времени прошло. Когда наступала беда, всякий раз Чумбулат выручал свой народ, и никакой враг не был страшен черемисам.

Подсмотрели однажды ребятишки, как старшие вызывали на помощь себе Чумбулата. Начали они играть в войну, подбежали к скале и давай звать богатыря:
- Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!

Дрогнула скала. Выехал Чумбулат на коне, в полном вооружении. А неприятеля нет. Ни направо, ни налево - нет никого. Повернулся тогда богатырь и молча поехал обратно к горе и исчез в ней.

Ребятишкам это понравилось. Сколько было и страху и хохоту и сколько потом всяких рассказов!
Стали опять играть в войну и опять вызывали Чумбулата.

Выехал снова на их зов богатырь. Не видя опять врага, он нахмурился и сердито повернул коня обратно.

Мало и этого показалось мальчишкам. Они в третий раз вызвали богатыря:
- Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!
Затряслась земля. Со страшным грохотом развернулась гора, и выехал оттуда разгневанный Чумбулат с мечом над головой. И конь с пеной у рта взвился на дыбы - только бы ринуться в битву. А неприятеля и в помине нет. Только окрестные черемисы в ужасе сбегались на грохот.

Увидел их Чумбулат и крикнул им:
- Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаться начали, понапрасну меня тревожить! Помните: ухожу теперь от вас навсегда!
Опустил Чумбулат свой победный меч, повернул коня и скрылся в скале.

Не стало с тех пор у народа защитника. Начались войны, некому было заступиться за черемисов.
Молчалив стал и тих серый утес над рекой; оброс он снизу мхом и травой, где шелестят иногда ящерицы, а на вершине его садится отдыхать дикий ворон.

Но не пропали надежды у черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время - забудет Чумбулат обиду и защитит народ свой от всякого врага. Потому и зовётся этот камень Живым, что жива за ним великая сила и в народе не умирает вера в счастливое будущее.

Марийцы – это последние язычники Европы!

Марийцы соблюдают свою национальную традицию, обряды, чтут память предков, отмечают национальные праздники.

Традиции марийского народа уходят корнями в далёкое прошлое. Что заботило, радовало и тревожило марийский народ – всё это воплощалось в сказках, загадках, пословицах и передавалось детям, внукам.

У марийского народа много разных праздников, обрядов.

Особым колоритом выделяется марийская свадьба c её песнями, танцами, плясками. A звучат на ней марийские народные инструменты: гусли, волынка, свирель, гармонь и другие.



До нас дошли такие марийские праздники как Пелейдыш пайрем, Шорыкйол.

Пеледыш пайрем – Праздник цветов, отмечается летом.

Пеледыш пайрем проводится после завершения весенне-полевых работ и проходит поэтапно: сначала в сельской местности, затем в столице республики Йошкар-Оле. Общереспубликанский правздник приурочен ко Дню независимости России и ежегодно празднуется в последнее время 12 июня.



На празднике не только поют и танцуют, но и играют. B играх много юмора, шуток, задора.

Испокон веков в подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои.

Шорык йол – Рождество зимой. В парках звучат национальные марийские мелодии, водятся хороводы, организуются игры, зимой – катание с горки .

К первому зимнему празднику мари готовились заранее, тщательно и основательно собирая праздничный стол. Ритуальная обильная пища своими корнями уходит в архаику, выражая не только сытость, веселье и довольство, но и аграрную магию: стремление воздействовать на природу, добиться благополучия в хозяйстве и жизни своей семьи.

Как подчеркивается в научной литературе, все действия, совершаемые в первые дни нового года, у многих народов наполнялись большим магическим смыслом. Крестьяне мари также сохраняли веру в магию почина, первого дня, как знака доброго пожелания. Поэтому в праздник Шорыкйол все стремились обильно поесть не только обычные, но и ритуальные блюда. В этот день задабривали кормами и животных.


Особой приметой праздника и сегодня является поезд ряженных Одетые в старые тулупы, шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, в разнообразных масках, весело и шумно заходят они в дома односельчан, поздравляют хозяев с праздником, принимают угощения. Все магические действия направлялись на достижение благополучия в наступающем году: чтобы гумна были полны хлеба, кошельки полны денег, в саду полно яблок, овчарни полны ягнят и т.д. Приемы ряженья и мероприятия с участием ряженых являются исключительно языческими символами плодородия. Переодевание в шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, надевание старой одежды наизнанку являлось воплощением идеи обновления жизни и преодоления смерти. Все магические действия направлялись на достижение благополучия в наступающем году: чтобы гумна были полны хлеба, кошельки полны денег, в саду полно яблок, овчарни полны ягнят и т.д. Приемы ряженья и мероприятия с участием ряженых являются исключительно языческими символами плодородия. Переодевание в шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, надевание старой одежды наизнанку являлось воплощением идеи обновления жизни и преодоления смерти.

Оправдывая свое название, марийский праздник Шорыкйол был и днем почитания овцы. От плодовитости овцы зависела жизнь крестьянина: шкура шла на изготовление шуб и тулупов, шерсть — на валенки, варежки и сукно, мясо употреблялось в пищу. Отражением магии почина как доброго пожелания является новогодний обычай хождения по домам с поздравительными песнями, смысл которых сводится к пожеланию здоровья и заклятию обильного урожая и домашнего скота.

Главное достоянием республики считаются это Священные рощи, или, вернее, уникальная культура марийцев — ведь в этих рощах все еще молятся древним Родным Богам.

Храм марийцев — Священная роща, где протекал Всемирный молебен. Марийцы молятся о благополучии своих родных и близких, благодарят Мать Землю за урожай, за плодовитость его скота

Священных рощ в республике много — когда едешь по дорогам Марий Эл, постоянно видишь их то с одной, то с другой стороны.

Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (опять же, не ритуальные), справлять нужду. Запрещено здесь, естественно, и мусор — и надо сказать, в рощах действительно поразительная чистота.



Много национальных блюд у народа мари. Самые почитаемые из них Это подкоголь (вареники), коман-мелна (Трехслойные блины). Каждый праздник на столе народа мари всегда проходит при участии этих вкусных блюд.



Марийцы – это удивительный народ. Со своими традициями и обычаями. Наша республика — это национальная республика. Это Земля наших предков – мари!

Читайте также: