Римский солнечный календарь астрономия кратко

Обновлено: 05.07.2024

По древнейшему римскому календарю год состоял из десяти месяцев, причём первым месяцем считался март. На рубеже VII и VI веков до н. э. из Этрурии был заимствован календарь, в котором год делился на 12 месяцев: январь и февраль следовали после декабря. Месяцы римского календаря носили следующие названия:

Название Примечание
латинское русское
Martius [1] март в честь бога Марса
Aprilis апрель лат. aperire — открывать, начало весны
Maius май в честь римской богини Майи
Junius июнь по имени богини Юноны
Quintilis , позже Julius июль пятый; с 44 года до н. э. — июль, в честь Юлия Цезаря
Sextilis , позже Augustus август шестой; с 8 года до н. э. — август, в честь Октавиана Августа
September сентябрь седьмой
October октябрь восьмой
November ноябрь девятый
December декабрь десятый
Januarius январь по имени бога Януса
Februarius февраль месяц очищений, от лат. februare — очищать, приносить искупительную жертву в конце года

Юлий Цезарь в 46 году до н. э., по совету египетского астронома Созигена, провёл коренную реформу календаря по образцу, принятому в Египте. Устанавливался четырёхгодичный солнечный цикл (365 + 365 + 365 + 366 = 1461 день) с неравной продолжительностью месяцев, принятой до сих пор: 30 дней в апреле, июне, сентябре и ноябре, 31 день — в январе, марте, мае, июле, августе, октябре и декабре, в феврале — 28 дней в течение трёх лет и 29 дней для четвёртого года. Начало года Цезарь перенёс на 1 января, т. к. с этого дня консулы вступали в должность, начинался римский хозяйственный год.

Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в нём трёх главных дней, связанных первоначально со сменой фаз луны:

  1. 1-й день каждого месяца — календы ( Kalendae или Calendae , сокр. Kal. , Cal. ); первоначально первый день новолуния, о котором возвещает верховный жрец (от лат. глагола calare — созывать, в данном случае для возвещения о новолунии).
  2. 13-й или 15-й день месяца — иды ( Idus , сокр. Id. ); первоначально в лунном месяце середина месяца, день полнолуния (по этимологии римского учёного Варрона — от этрусскогоiduare — делить).
  3. 5-й или 7-й день месяца — ноны ( Nonae , сокр. Non. ), день первой четверти луны (от порядкового числительного nonus — девятый, 9-й день перед идами, считая день нон и ид).

В марте, мае, июле, октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы — иды на 13-е, а ноны на 5-е число. В истории известны, например, мартовские иды — 15 марта 44 до н. э., день убийства Юлия Цезаря: Idus Martiae .

Названия этих дней (календы, ноны, иды) при обозначении даты ставились в аблятив времени ( ablativus temporis ): Idibus Martiis — в мартовские иды, Kalendis Januariis — в январские календы, т. е. 1 января.

Дни непосредственно предшествующие календам, нонам или идам, обозначались словом pridie — накануне (в вин. падеже): pridie Idus Decembres — накануне декабрьских ид, т. е. 12 декабря.

В четвёртом году цикла вставлялся добавочный день непосредственно после 24 февраля, т. е. после шестого дня перед мартовскими календами, и назывался ante diem bis sextum Kelendas Martium — в повторный шестой день перед мартовскими календами.

Обзор года назывался kalendarium (отсюда календарь), так же называлась и долговая книга, т. к. проценты платили во время календ.

Неделя

Деление месяца на семидневные недели, возникшее на Древнем Востоке, в I веке до н. э. стало употребляться в Риме, откуда позднее распространилось по всей Европе.

Латинские названия, видоизменившись, отчасти сохраняются до сих пор в названиях дней недели в Западной Европе.

Русский Латинский Французский Английский Немецкий
понедельник Lunae dies lundi Monday Montag
вторник Martis dies mardi Tuesday [2] Dienstag
среда Mercuri dies mercredi Wednesday Mittwoch
четверг Jovis dies jeudi Thursday Donnerstag
пятница Veneris dies vendredi Friday Freitag
суббота Saturni dies samedi [3] Saturday Samstag , Sonnabend
воскресенье Solis dies dimanche [4] Sunday Sonntag

Разделение суток на часы вошло в употребление со времени появления в Риме солнечных часов (лат. horologium solarium ) в 291 году до н. э.; в 164 году до н. э. в Риме ввели водяные часы (лат. solarium ex aqua ). День, как и ночь, был разделён на 12 часов. В разное время года продолжительность одного часа дня и одного часа ночи менялась. День — это время от восхода до захода солнца, ночь — от захода до восхода солнца. В равноденствие день считался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь — с 6 часов вечера до 6 часов утра. Напр.: hora quarta diei — в четвёртом часу дня, т. е. в 10 часов утра, 4 часа спустя после 6 часов утра.

Ночь делилась на 4 стражи по 3 часа каждая: prima vigilia — первая стража, secunda vigilia — вторая стража, tertia vigilia — третья стража и qvarta vigilia — четвёртая стража.

Летоисчисление

У римлян велись списки консулов (лат. fasti consulares ). Консулы избирались ежегодно по два на год. Год обозначался по именам двух консулов данного года, имена ставились в аблятив, напр.: Marco Crasso et Gnaeo Pompejo consulibus — в консульство Марка Красса и Гнея Помпея (55 до н. э.).

С эпохи Августа (с 16 года до н. э.), наряду с датировкой по консулам, входит в употребление летоисчисление от предполагаемого года основания Рима (753 до н. э.): ab Urbe condita — от основания города, сокр. ab U. c. , a. u. c.

Как и и было обещано держать вас в курсе событий. Выкладываю часть реферата из школьной научной научной конференции про теме Время . Как вы помните мы выбрали тему "Календарь" , приятного чтения.

Древнейший римский календарь содержал десять месяцев, причём первым месяцем считался март. Этот календарь был заимствован у греков и введен первым царем Рима Ромулом в 738 году до н. э. В календаре было 304 дня.

Первоначально месяцы обозначались лишь порядковыми номерами: первый, второй, третий и так далее. К концу VIII века до н. э. некоторые месяцы получили свои названия: первый месяц был назван Martius – Марсу в честь бога войны, Aprilis (от aperire – раскрывать, раскрытие почек у растений) – Венере, Maius – богине земли Майе, Junius – Юноне. Предпоследний месяц ( Januarius ) был посвящён Янусу, последний ( Februarius , от februare – приносить искупительную жертву в конце года) – богу подземного царства Фебруусу.

Оставшиеся месяцы (с 5-го по 10-й) были названы соответствующими числительными ( Quintilis, Sextilis, September, October, November, December ).

Март, Май, Квинтилис имели по 31 дню, а остальные — по 30 дней. По свидетельству Макробия, римляне не разделяли на месяцы промежуток времени между концом десятого месяца и началом весны, но ждали ее прихода, чтобы опять начать считать по месяцам.

На рубеже в конце VII начала VI веков до н. э. из Этрурии был заимствован календарь, в котором было 12 месяцев: январь и февраль следовали после декабря. Эта календарная реформа приписывается Нуме Помпилию , второму римскому царю. Год состоял из 355 дней: 4 месяца по 31 дню, 7 месяцев по 29 дней и месяц в 28 дней, но каждые несколько лет добавлялся дополнительный месяц. Всего в году могло быть 355, 377 или 378 дней. Месяцы в целом сохранили свои названия, но добавился промежуточный месяц, который вводился по решению великого понтифика раз в несколько лет и посвящался богине торговли Мерцедоне , назывался он соответственно: Mercedonius; Mensis intercalaris, Марцедоний

После этой реформы в каждом четвёртом году цикла вставлялся добавочный день перед шестым днем перед мартовскими календами (24 февраля), и назывался ante diem bis sextum Kalendas Martium — в повторный шестой день перед мартовскими календами.

Счёт дней в месяце был весьма своеобразным связанных с фазами Луны: выделялись опорные дни ( Календы – 1-й день месяца первый день новолуния, о котором возвещал верховный жрец, а долж­ни­ки пла­ти­ли про­цен­ты в со­от­вет­ст­вии с за­пи­ся­ми в дол­го­вых кни­гах) , Ноны - (был днем первой четверти луны и 9-м днем перед идами (лат. n onus – девятый).) 7-й день марта, мая, июля, октября и 5-й день всех остальных месяцев , Иды ( Idus ), днем полнолуния (этрусское iduare – делить) – 15-й день марта, мая , июля, октября и 13-го в остальных месяцах),

Первоначально римская неделя, Нундина (лат. nundinae ), состояла из 8 дней, обозначавшихся буквами алфавита A, B, C, D, E, F, G и H. Семидневная неделя пришла в Рим в 1 веке до н.э. с Востока. Ее дни, за исключением субботы, имевшей собственное имя (др. евр. sabbath – отдых), обозначались порядковыми номерами. Римляне дали им имена семи светил, самих названных в честь богов:

Понедельник (Lunae dies) Луна, Вторник (Martis dies) Марс, Среда (Mercuri dies) Меркурий, Четверг (Jovis dies) Юпитер, Пятница (Veneris dies) Венера, Суббота (Saturni dies) Сатурн, Воскресенье Solis dies Солнце

Сутки римляне делили на 2 части — день и ночь. Их разделение на часы вошло в употребление в 291 году до н.э. с появлением в Риме солнечных часов ( horologium solarium ) , которым в 164 году до н.э. наследовали часы водяные ( solarium ex aqua ). День и ночь делились на 12 равных часов, но в понимании римлян это были световой день (от восхода до заката) и собственно ночь (от заката до рассвета).

Таким измерением времени папское правительство Рима продолжало пользоваться до 1842 года (!) после которого все же перешло на общемировое время.

Но́ны (лат. Nonae, от nonus — девятый, то есть девятый день до ид) — определённый день, от которого происходил отсчёт внутри месяцев по древнеримскому календарю.

Кале́нды (лат. Kalendae или Calendae) — в древнеримском лунно-солнечном календаре название первого дня каждого месяца. Календы совпадают с новолунием.

Метонов цикл — промежуток времени в 6939 дней 14 часов 15 минут, служащий для согласования продолжительности лунного месяца и солнечного года в лунно-солнечном календаре. Цикл, предложенный в 433 году до н. э. афинским астрономом Метоном, лёг в основу древнегреческого календаря. Метонов цикл связан с приближённым (с точностью до нескольких часов) равенством: 19 тропических лет = 235 синодическим месяцам, то есть каждые 19 лет лунный цикл завершается в тот же день солнечного года.

Упоминания в литературе

Самый древний римский календарь был аграрным, то есть основывался на сроках проведения сельскохозяйственных работ. Он насчитывал десять неравных месяцев: в некоторых не было и двадцати дней, в некоторых – тридцать пять, а то и больше. Начинался древний римский календарь с марта, когда земледельцы приступали к работе. Двенадцатимесячный лунный календарь ввел легендарный римский царь Нума Помпилий, который добавил два новых месяца: январь и февраль. Ученые расходятся во мнениях, когда начало года было перенесено с 1 марта на 1 января: при Нуме или уже при Юлии Цезаре.

В 46 году до Рождества Христова Юлий Цезарь ввел именно эту длину года в римский календарь . Такое исчисление стали называть юлианским. Его приняли все народы, подвластные Риму.

Связанные понятия (продолжение)

В долине Нила был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской цивилизацией около 4-х тысячелетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — яркой звездой тропического небосвода. Промежуток времени между двумя гелиакическими восхождениями Сириуса, совпадающими в Древнем Египте с летним солнцестоянием и предшествующими разливу Нила, составляет 365,25 суток. Однако в длину своего года египтянами было положено целое число дней — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления.

Вавилонский календарь — разновидность лунно-солнечного календаря, использовавшегося в древней Вавилонии. Структура календаря, вероятно, была унаследована от шумерского лунно-солнечного календаря.

Коптский календарь, именуемый также Александрийским календарём, используется Коптской православной церковью. Этот календарь основан на древнем Египетском календаре. Во избежание сползания календарных дат по сезонам в 238 до н. э. царь Египта Птолемей III Эвергет попытался провести реформу древнего календаря, заключавшуюся во вставке шестого эпагоменального дня каждые четыре года. Однако, эта реформа не была принята египетскими жрецами и населением, а введение нового календаря было отложено до.

Олимпиа́да в античности — четырёхлетний циклический период между двумя последовательными Олимпийскими играми в Древней Греции.

Сатурна́лии (лат. Saturnalia) — у древних римлян декабрьский праздник в честь Сатурна, с именем которого жители Лацио связывали введение земледелия и первые успехи культуры. Отмечался первоначально 17 декабря, а позднее торжества были продлены до 23 декабря.

Инди́кт (или индиктио́н от греч. ‏Ινδικτιών) — период в 15 лет, который использовался в Европе (как в западной, так и в восточной) в Средние века при датировке документов.

Со́лнечный календа́рь — разновидность календаря, в основе которого лежит тропический год, то есть период смены времён года.

Тропический год (также известный как солнечный год) в общем смысле — это отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времён года, как это видно с Земли, например, время от одного весеннего равноденствия до следующего, или от одного дня летнего солнцестояния до другого. Со времён античности астрономы постепенно совершенствовали определение тропического года и в настоящее время определяют его как время, необходимое для того, чтобы средняя тропическая долгота Солнца (продольная позиция.

Равноде́нствие — астрономическое явление, когда центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор.

Римская религия, как и древнегреческая религия, не имела единой организации и канонов, а состояла из культов различных божеств, являясь многобожием. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредствованно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами.

Византийский календарь был официально утверждён императором Василием II в 988 году и использовался вплоть до падения империи в 1453 году. Он совпадал с юлианским календарём, отличаясь лишь названиями месяцев, переведенными с латыни на греческий язык. Первым днём года считалось 1 сентября, а началом летосчисления 5509 год до н. э., предполагаемая дата сотворения мира.

Лунно-солнечный календарь — календарь, в основе которого лежит периодичность видимых движений Луны и Солнца.

Календа́рь (лат. calendarium — долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в дни календ, первых чисел месяца) — система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца — в солнечных календарях, Луны — в лунных календарях и одновременно Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях. Также календарём называется список дней года с разделением на недели и месяцы и обозначением праздников и периодическое справочное издание с последовательным.

Соответствие римских и греческих богов — список, показывающий взаимосвязь богов и мифологических героев двух культур. Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. По мнению историков, корни римской мифологии берут начало в примитивных мифах, связанных с обожествлением сил природы, семьи, происхождения общины и города. Влияние греческой мифологии на римскую сказалось позднее и берёт начало примерно в VI—V веке до н. э. Сложившийся пантеон богов, обширная литература.

Либера — древнеримская богиня плодородия, помогавшая виноградарям и виноделам, жена Бахуса (в Греции Дионис, ранее почитался в Риме под именем Либер). Бахус-Либер пользовался широкой популярностью во всем римском мире во времена Империи, когда многие императоры отождествляли себя с Либером-Дионисом.

Халдейский ряд — последовательность видимых невооруженным глазом небесных тел Солнечной системы, расставленных по возрастанию средней скорости видимого движения относительно звёзд: Сатурн — Юпитер — Марс — Солнце — Венера — Меркурий — Луна. В европейскую культуру проник из Древней Месопотамии, где применялся в астрологии, и используется для порядка имён дней недели. В истории астрономии халдейский ряд отметился как порядок планет в геоцентрической системе мира Птолемея.

Матер Матута (лат. Mater Matuta) — италийская и древнеримская богиня утра и плодородия, покровительница замужних женщин.

Новолу́ние (лат. Luna nova, novilunium) — фаза Луны, при которой её эклиптическая долгота такая же, как у Солнца. Таким образом, в это время Луна находится между Землёй и Солнцем примерно на одной прямой с ними. Если они находятся точно на одной прямой, происходит солнечное затмение.

Теллус или Теллура (лат. Tellus) — древнеримское божество Матери-земли (лат. Terra Mater), призывавшееся в молитвах вместе с Церерой. Соответственное мужское божество носило имя Теллумон (лат. Tellumo). Как представительница земли, Теллус противопоставлялась Юпитеру, божеству неба. В клятвах, а также в тех случаях, когда дело шло о космической совокупности явлений природы, оба божества призывались вместе. Олицетворяя материнское лоно земли, воспринимающее семена и дающее новую жизнь, Теллус считалась.

Солнцестоя́ние (древнерусское название: солнцеворóт) — астрономическое событие, высшее и низшее положение Солнца относительно небесного экватора в видимом годичном движении Солнца по эклиптике.

Померий (лат. Pomerium) — античная граница, обозначавшая священные пределы города Рима, его сакральная граница.

Благая богиня (лат. Bona Dea) — в римской мифологии богиня плодородия, здоровья и невинности, богиня женщин. Изображения Благой богини преимущественно представляют собой женщину с рогом изобилия в одной руке и чашей со змеёй в другой. Изначально её культ проник в Рим после завоевания Тарента в III столетии до н. э. Её имя было табуировано, в связи с чем ещё у античных писателей возникали различные предположения относительно того, кем она является на самом деле. Учитывая особенности её культа, Благую.

Совет богов — Dii Consentes (также Dii Complices) — мифологический совет в пантеоне Древнего Рима. В его состав входили двенадцать главных божеств: шесть богов и шесть богинь. Их золоченые статуи были установлены на форуме, позже, видимо, в портике Deorum Consentium.

Современные единицы измерения времени основаны на периодах вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца, а также обращения Луны вокруг Земли. Такой выбор единиц обусловлен как историческими, так и практическими соображениями: необходимостью согласовывать деятельность людей со сменой дня и ночи или сезонов.

Козерог (лат. Capricornus) — десятый знак зодиака, соответствующий сектору эклиптики от 270° до 300°, считая от точки весеннего равноденствия; кардинальный знак тригона Земля.

Фа́зы Луны́ — периодическое изменение вида освещённой Солнцем части Луны на земном небе. Фазы Луны постепенно и циклически меняются в течение периода синодического месяца (около 29,5306 средних солнечных суток), как и орбитальное положение Луны при движении вокруг Земли и движении Земли вокруг Солнца.

Зи́мнее солнцестоя́ние — астрономическое явление, происходящее, когда наклон оси вращения Земли в направлении от Солнца принимает наибольшее значение. Максимальный угол наклона земной оси относительно Солнца во время солнцестояния составляет 23° 26′. Более очевидно для жителей высоких широт то, что зимнее солнцестояние приходится на самый короткий день и самую длинную ночь в году, когда высота подъёма солнца на небосклоне является самой низкой.

Веста́лки (лат. virgo vestalis) — жрицы богини Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом.

Древнеармя́нский календа́рь (арм. Հին հայկական տոմար) или Айкидский календарь (арм. Հայկյան տոմար) — солнечный календарь, которым пользовались в Древней Армении до принятия христианства, основывавшийся на той же модели, что и древнеегипетский календарь и состоявший из 365 дней в году.

Древнеинди́йский календа́рь — системы исчисления дней, месяцев и лет, традиционно используемые в Индии.

Колле́гия понти́фиков (лат. Collegium Pontificum) — в Древнем Риме совет понтификов; высший жреческий институт царского и республиканского периода, возглавлявшийся Великим понтификом, который до III века до н. э. выбирался из её членов. В коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права (ius pontificium), вырабатывались правила его толкования (commentarii pontificum), велись записи юридических прецедентов и давались компетентные юридические советы.

Календарь Армелина — проект всемирного календаря, разработанный Гюставом Армелином в 1888 году и удостоенный первой премии Французского астрономического общества.


Первые реформы в римском календаре

Реформы римского календаря

Календари, вмещающие 12 месяцев, появились благодаря одному из древнеримских царей — Нуме Помпилию. Он прибавил к Ромуловому календарю два дополнительных месяца — январь, посвященный двуликому богу Янусу, и февраль, названный в честь Фебрууса — бога подземного царства. После нововведений в календаре присутствовало 354 дня, что уравнивало римский календарь с грецким. Интересен способ, которым добывались дни для нового двенадцатимесячного календаря. Пятьдесят дней было прибавлено для получения равновесия с годом у греков. Еще по одному дню римляне забрали у месяцев с продолжительностью 30 дней. Они сделали это для того, чтобы прибавить не 50, а 51 день — нечетные числа считались более счастливыми, нежели четные. В результате на новые месяцы выпало целых 57 дней: 29 на январь и 28 на февраль.

Получившийся год в 355 дней был практически идентичен лунному календарю, что нельзя назвать случайностью. Ведь каждый новый месяц начинался с появления первого лунного серпа. Глашатаи громко объявляли это событие с наставления жрецов, таким образом доводя новость до сведения римлян. Те календари были еще каменными и включали в себя знаки зодиака в центре, дни месяца по сторонам и дни недели сверху, помеченные под изображениями прикрепленных к ним богов.

Мерцедоний и проблемы римского календаря

Проблемы римского календаря

Римский год отставал от тропического на 10 дней, из-за чего каждый второй год приходилось вводить промежуточный месяц — мерцедоний. Но и его введение не решало проблему, поскольку в этом случае год римлян обгонял тропический на сутки. Поэтому понтификам (жрецам) была поручена важная миссия — регулировать длительность мерцедония таким образом, чтобы календарные дни соответствовали явлениям природы. Однако жрецы имели другие цели: подстраивали дни уплаты налогов, как им удобно, удлиняли сроки правления отдельных властей и укорачивали тех, кто был им непригляден. Манипулируя временем в свою пользу, жрецы спровоцировали путаницу во времени празднования многих дат.

В период до 46 года до нашей эры планирование календарей в Риме было сложнейшим занятием из-за их хаотичности. Но во времена правления Юлия Цезаря римляне дождались желаемых реформ. Группа астрономов под предводительством Созигена принялась за усовершенствование римского календаря. Теперь он брал за основу годовое вращение Солнца, а не Луны, сохранял равновесие с тропическим годом и соответствовал четырехгодичному солнечному циклу.

Юлианский календарь

Юлианский календарь

Название месяца Количество дней
Ромулов календарь Календарь Нумы Помпилия Юлианский календарь
Январь - 29 31
Февраль - 28 28 (29)
Март 31 31 31
Апрель 30 29 30
Май 31 31 31
Июнь 30 29 30
Июль (Квинтилис) 31 31 31
Август (Секстилис) 30 29 31
Сентябрь 30 29 30
Октябрь 31 30 31
Ноябрь 30 29 30
Декабрь 30 29 31
  • 5 марта — второй день от мартовских нон;
  • 28 февраля — в канун мартовских календ;
  • 13 сентября — сентябрьские иды;

Читайте также: