Римская аристократическая республика кратко

Обновлено: 02.07.2024

Термин аристократическая республика - это многозначный термин, обозначающий либо форму правления, при которой правители состоят из членов аристократии , то есть представители высших слоев общества , либо форму правления, при которой лидеры избираются членами аристократии. .

Резюме

Концепция

Республика дворян

Жюль-Эмиля Ало писал XIX - го века аристократическая республика «один , где народный класс, называемый дворянство, осуществляется наследственную власть, за исключением других классов .

Правительство лучших избранных

Форма, единосущная демократической республике

В 19 веке мыслители революционных левых, такие как Александр Куницын и Пестель, считали любую республику аристократической в ​​том смысле, что из-за избирательного права она не допускает значительную часть населения .

История

Примерами аристократической республики являются Республика Двух Наций в Польше , Республика Генуя или Венеция в Италии . Этот термин используется Жаном Боденом в Шести книгах Республики для обозначения Венецианской республики.

Девятнадцатый век отмечен в политической философии вопросами о возможности соответствия между аристократической республикой и демократической республикой. Габриэль Тард отмечает, что республиканский характер Швейцарии не помешал элитам старого швейцарского режима существовать через республиканское правительство.

Некоторые комментаторы отмечают, что Третья республика создает во Франции республиканскую аристократию. Поль Рибо пишет: «Разве не существует легитимистской аристократии, орлеанской аристократии, бонапартистской аристократии и, что более любопытно, республиканской аристократии? " . Позднее этот термин используется в социологии для обозначения выдающихся семей Французской Республики , поколения которых находились у власти или занимали важные должности. Итак, семья Карно или семья Пеллетан .

1. Общие понятия

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

2. Общественный строй

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

· имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

3. Государственный строй

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

· законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;

· финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

· по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу,

· внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

· ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

· экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:

· выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-ными или трибутными собраниями;

· срочность - один год (за исключением диктатора);

в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий разряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.

5. Падение республики

Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:

· восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг. до н. э.);

· борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провести аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);

· Союзническая война (91 - 88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.

Ключевые слова конспекта: Римская республика, консул, народные трибуны, право вето, Ганнибал, Сенат, рабы, реформы, диктатура, Цезарь.

После изгнания седьмого царя Тарквиния Гордого в Риме была установлена республика (510 г. до н.э.). Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из граждан и избиравшему высших должностных лиц: двух консулов и народных трибунов.

Два консула:

  • — обладали высшей гражданской и военной властью;
  • — по очереди председательствовали в Народном собрании;
  • — обладали равной властью;
  • — производили набор в войска;
  • — предлагали новые законы;
  • — избирались на 1 год.

Народные трибуны (от 2 до 10 чел.) — высшие должностные лица, избираемые из плебеев. Им принадлежало право вето — право отменять распоряжения консула, решение Совета, запретить голосовать закон.

Внутреннюю и внешнюю политику определял Сенат, состоявший из 300 членов. Пожизненными сенаторами являлись патриции-аристократы. Денег за свою работу они не получали. Сенат разрабатывал планы ведения войны, вел переговоры с другими государствами, распоряжался государственной казной. Судьями могли стать только сенаторы.

В Древнем Риме сложилась единая рабовладельческая элита под названием нобилитет (V — III в. до н.э.). Он состоял из патрициев и богатых плебеев. Массу свободного трудового населения составляла плебс, у которого не было рабов. Беднейшую часть плебса именовали пролетариями.

римская республика

Рим вел многочисленные войны за расширение своей территории. Он подчинил всю Италию (V—III вв. до н.э.).

Рим завоевал Восточное Средиземноморье, подчинив Македонию и Грецию (II в. до н.э.), Сирию (I в. до н.э.), Птолемеевский Египет (30 г. до н.э.).

В итоге сложилось развитое рабовладельческое государство, в котором рабы делились на:

  • частных рабов — использовали в сельском хозяйстве и в качестве слуг;
  • государственных рабов — на рудниках и тяжелых общественных работах;
  • гладиаторов — особых рабов, сражавшихся на арене цирка для развлечения римлян.

Завоевательные походы разоряли крестьянство. Поэтому народные трибуны братья Тиберий и Гай Гракхи провели реформы с целью остановить разорение крестьянства, укрепить государство и армию. По требованию Тиберия Гракха Народное собрание приняло закон о наделении бедняков землей без права продажи (133 г. до н.э.). Начался передел земли. После гибели братьев-трибунов был отменен запрет на продажу земли. Начался период гражданских войн (133-30 гт. до н.э.).

Рим потрясли восстания рабов, самым крупным было восстание под руководством Спартака (74-71 гг. до н.э.).

Вскоре в Риме была установлена военная диктатура (I в. до н.э. в.). Первым военным диктатором становится Корнелий Сума (83-79 гг. до н.э.).

В результате борьбы за власть между полководцами Гнеем Помпеем, Марком Лицинием Крассом и Юлием Цезарем, составлявших ранее триумвират, последний стал диктатором — правителем, обладающим неограниченной властью (44 г. до н.э.). Цезарь был убит на заседании Сената (организаторы Марк Брут, Гай Кассий) — 15 марта 44 г. до н.э.

Римская государственность представляла собой вершину античной цивилизации как с точки зрения совершенства государственных форм, так и с точки зрения государственной идеологии.

Эволюция форм государственности

Рим прошел от эпохи патриархальной сакральной власти царей и монархии этрусских правителей через аристократическую республику и победы плебса к принципату и доминату и, наконец, к империи. Если Греция дала только саму идею рабовладельческой империи, то Рим осуществил ее в самых чудовищных размерах[1]. Причем имперский характер экономики зародился и развивался в эпоху республики.

Римская государственность

Древний Рим

Покорение новых народов и присоединение новых территорий давало огромный прирост рабов, труд которых использовался в латифундиях (крупных земельных владениях знати) и вытеснял труд свободных общинников-крестьян.

Римская государственность

Пленные даки в сопровождении римского легионера

Массы свободных крестьян стекались в Рим, пополняя ряды разучившихся работать и живущих на подачки власти плебеев, а их место быстро занимали лично несвободные колоны.

Римская государственность

Римский Форум

Ростовщичество

Другим важным результатом завоеваний в Риме становится небывалое по масштабам ростовщичество и система откупов – привилегия особого сословия – всадничества. На этом социально-экономическом фоне происходит эволюция государственных форм по линии: республика – принципат – доминат – империя.

Римская государственность: Аристократическая республика

Римская аристократическая республика (VI – I вв. до н.э.) имела простую и четкую систему государственного управления, основными звеньями которой были Сенат, Народные собрания и Магистраты.

Римская государственность

Рим. Сенат

Римская государственность: Сенат

Практически до диктатуры Луция Корнелия Суллы (82 -79 гг. до н.э.) Сенат состоял из 300 членов патрицианских семей, позднее – и из плебеев. Первый сенатор (принцепс) открывал заседание и начинал обсуждение. Голосование в Сенате производилось в форме расхождения на две стороны. Сенат, хотя и был высшим правительственным и административным учреждением, законодательного права был лишен и лишь выносил суждение, мнение по обсуждаемому вопросу (senatusconsulta). В то же время, без согласия Сената (aprobatio) не избирались должностные лица республики – магистраты. Сенат ведал финансами, государственным имуществом, внешней политикой, государственной безопасностью, общественным порядком в Риме. Он вводил чрезвычайное положение в стране.

Римская государственность

Римлянин с портретами предков

Римская государственность: Народные собрания

В Риме действовали Народные собрания (комиции) трех видов:

1. Комиции по центуриям решали вопросы о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали законы, даровали гражданство и были высшей апелляционной инстанцией по смертным приговорам.

2. Комиции по территориальным трибам находились под влиянием плебеев. Они решали вопросы о допуске в магистратские должности от плебеев. Позднее к ним перешла часть функций центуриатных комиций в сфере принятия общегражданских законов.

3. Комиции куриатные решали вопросы брачно-семейных отношений, наследства, религиозных обрядов и т.п.

Римская государственность

Рим. Семейное надгробие

Таким образом, при всей важности полномочий народных собраний в Риме, они были далеки от той роли, которую играло народное собрание в греческом полисе (скажем, в Афинах). Участие народа в управлении в Риме было значительно более регламентировано и подробно прописано в законах.

Магистраты

Повседневная исполнительно-распорядительная власть принадлежала магистратам, зависевшим от Сената, хотя и избиравшимся на народных собраниях различного типа. Так, консулы, преторы и цензоры избирались на центуриатных комициях, курульные эдилы, квесторы – на плебейских сходках. Плебеи избирали также народного трибуна (с конца V в. до н.э.), обладавшего неприкосновенностью личности и правом veto на решения магистратов и даже Сената.

Консулы

Консулы были верховными магистратами и считались опекунами государства. Они избирались сроком на один год при возрастном цензе в 43 года. Консул созывал Сенат, издавал обязательные постановления, налагал административные взыскания, осуждал на смертную казнь и имел неограниченную военную власть за чертой Рима. При чрезвычайных обстоятельствах Сенат мог избрать консула диктатором сроком на шесть месяцев.

Римская государственность

Юлий Цезарь

Цензоры

Цензор избирался сроком на пять лет. Он составлял списки граждан по имущественному цензу и производил налогообложение. Ему принадлежало право распределения подрядов на общественные работы, он ведал сбором таможенных пошлин и налогов с провинции, а также имел наблюдение за нравами.

Римская государственность

Август

Преторы

Претор осуществлял предварительное рассмотрение судебных дел. Преторское право – важная часть римского права в части уголовных дел. В подчинении претора находились уголовные или ночные триумвиры, производившие аресты, казни, наблюдавшие за тюрьмами, а также монетные триумвиры, ведавшие чеканкой монеты. Наконец, претор мог замещать консула.

Римская государственность

Римские монеты

Курульные эдилы и квесторы

Курульные эдилы и квесторы были низшими магистратами в Риме. Эдилы следили за порядком на рынках Рима, при организации зрелищ, при продажах рабов и животных. Квесторы занимались расследованием уголовных дел, заведовали казной и архивом республики.

Римская государственность

Колизей

Республиканские учреждения сохранялись в Риме до III в.

Римская государственность: Рождение империи

Империя вырастала в недрах республики. Мировая морская держава, размеры которой не сопоставимы даже с державой Александра Македонского, уже имела ярко выраженные имперские черты. Это было внесение государственного порядка в полиэтничную и раздираемую региональными конфликтами среду.

Римская государственность

Римский Император

Римская государственность: От гражданина к подданному

Римская государственность

Рим. Фонтан Тревии

Наследие Рима

Наследие Рима оказало мощное влияние на европейскую и византийскую государственность. Вопрос об истоках римской государственности не является в полной мере проясненным. В частности, особняком стоит проблема этрусков, вызывающая различного рода догадки относительно их этнической принадлежности.

[1] Лосев А.Ф. Ук. Соч. С. 77.

[2] Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима III-I вв. до н.э. М., 1977. С. 229.

Читайте также: