Результаты толкования норм права кратко

Обновлено: 28.06.2024

Результаты толкования в большинстве случаев воплощаются в интерпретационном акте. Это может быть как акт нормативный или правоприменительный компетентного органа власти (например, судебное решение) , иной юридический документ (исковое заявление, договор) , так и текст, не обладающий юридической спецификой (научная или публицистическая статья, заключение эксперта и т. п.) .

В интерпретационном акте интерпретатор приходит к одному из следующих выводов: содержание нормы адекватно её языковому выражению (буквальное толкование) , содержание нормы шире её выражения (расширительное или распространительное толкование) , содержание нормы уже её выражения (ограничительное толкование) .

Также, осуществляя толкование, интерпретатор выступает одновременно и критиком нормы, то есть устанавливает, соответствует ли толкуемая норма Конституции, иным законодательным актам более высокой юридической силы, не входит ли в противоречие (коллизию) с нормативными актами аналогичной юридической силы.

Успешность процесса толкования зависит от многих факторов, в том числе, от технико-юридического совершенства текста интерпретируемого акта, уровня профессиональной подготовки интерпретатора и др.

Особую роль в установлении точного содержания юридической нормы играет разъяснение смысла юридических норм, то есть их толкование.

В зависимости от субъектов, устанавливающих содержание норм права, принято различать два основных вида толкования: официальное и неофициальное.

Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла норм права, исходящее от государственно-властного органа и имеющее обязательный характер для всех субъектов, чьи взаимоотношения регулируются разъясняемой нормой.

Официальное толкование иногда называется легальным, т.е. основанным на законе, обязательным.

В Российской Федерации официальным толкованием могут занимаються представительные органы власти, Конституционный Суд Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, соответствующие органы субъектов Российской Федерации. Официальное толкование осуществляется посредством специальной процедуры, установленной нормативными правовыми актами.

Официальное толкование, в свою очередь, разделяется на нормативное и ненормативное (казуальное).

Нормативное толкование – это разъяснение смысла права, осуществляемое в отношении широкого круга общественных отношений и рассчитанное на неоднократное применение. Нормативные разъяснения не содержат и не должны содержать самостоятельных норм, они лишь уточняют, объясняют и конкретизируют положения толкуемого акта. Акт нормативного толкования — это не нормативный, а интерпретационный акт.

Казуальное толкование права выражается в разъяснении смысла норм применительно и персонально к определенным общественным отношениям, разъяснении применительно к конкретному жизненному случаю.

Чаще всего такое толкование права дается судебными и иными компетентными органами по рассматриваемым ими юридическим делам. Акты казуального толкования имеют разовое значение, но сделанные по принципиальным делам, и особенно в условиях пробела в праве, приобретают значение прецедента толкования.

В результате казуального толкования появляетсяпрецедент толкования – выработанный правоприменительной практикой образец, стандарт требуемого понимания и применения каких-либо правовых норм, сформулированный при рассмотрении конкретного юридического дела и получивший признание в юридической науке.

Результатом толкования является акт толкования права. Акт толкования права – это акт, разъясняющий, как следует понимать и применять на практике какие-либо правовые нормы.

Акты толкования права представляют собой многоуровневую (иерархическую) систему правовых актов, обладающих различной юридической силой, практической значимостью или различными юридическими свойствами.

Акты официального толкования обладают следующими признаками:

- обладают государственной обязательностью;

- соответствуют компетенции издающего органа;

- имеют форму, аналогичную другим правовым актам;

- организованы в иерархичную систему;

- имеют целевой характер;

- служат юридической гарантией и основой законности.

Особого внимания заслуживают акты судебного толкования. Они могут носить казуальный характер, если даются в пределах рассмотрения конкретного дела. Такие толкования содержатся в судебных решениях, приговорах, определениях. Несколько иная роль у обзоров судебной практики. Они выполняют роль обеспечения единства правоприменительной деятельности. Обзоры носят общий характер, содержат рекомендации по рассмотрению какой-либо категории дел. При помощи этих документов осуществляется общее руководство внутри судебной системы. Но теории отечественного права судебная практика, как правило, не признается источником права. И, следовательно, издаваемые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не являются самостоятельными формами права.




Однако подобные разъяснения обладают государственной обязательностью, авторитетом высшего судебного органа и оказывают непосредственное регулирующее воздействие на всю судебную практику.

Неофициальное толкование – это такое разъяснение права, которое осуществлено не уполномоченными специально на это органами и лицами и не имеет обязательного характера.

Неофициальное толкование не порождает обязательных юридических последствий и производится, например, адвокатами, учеными, отдельными гражданами. Его значение определяется авторитетом данных субъектов, их специальными знаниями и убедительностью формы, в которой толкование осуществляется.

Виды неофициального толкования – доктринальное и научное, обыденное и профессиональное – выделяются по субъектам толкования. Субъектом первого выступают ученые-юристы, которые в своих статьях и книгах разъясняют смысл правовых предписаний. Субъектом же обыденного толкования может быть любое лицо, не имеющее профессиональной подготовки и разъясняющее смысл правовых норм на основе собственного жизненного опыта. Профессиональное толкование производят лица, имеющие юридическое образование.

Классификация толкования может производиться в зависимости от объема. Выделяют такие виды: буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное толкование.

Буквальное толкование выражается в том, что понимание смысла права толкуемой нормы права полностью совпадает с текстом источника права. Результат такого толкования адекватен словесной форме правового веления.

Расширительное (распространительное) толкование имеет место там, где действительный смысл нормы права выходит за рамки ее текстуальной формы.

Ограничительное толкование выражается в таком результате интерпретации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограничительно, т.е. уже, чем это выражено в словесном тексте.

Особую роль в установлении точного содержания юридической нормы играет разъяснение смысла юридических норм, то есть их толкование.

В зависимости от субъектов, устанавливающих содержание норм права, принято различать два основных вида толкования: официальное и неофициальное.

Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла норм права, исходящее от государственно-властного органа и имеющее обязательный характер для всех субъектов, чьи взаимоотношения регулируются разъясняемой нормой.

Официальное толкование иногда называется легальным, т.е. основанным на законе, обязательным.

В Российской Федерации официальным толкованием могут занимаються представительные органы власти, Конституционный Суд Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, соответствующие органы субъектов Российской Федерации. Официальное толкование осуществляется посредством специальной процедуры, установленной нормативными правовыми актами.

Официальное толкование, в свою очередь, разделяется на нормативное и ненормативное (казуальное).

Нормативное толкование – это разъяснение смысла права, осуществляемое в отношении широкого круга общественных отношений и рассчитанное на неоднократное применение. Нормативные разъяснения не содержат и не должны содержать самостоятельных норм, они лишь уточняют, объясняют и конкретизируют положения толкуемого акта. Акт нормативного толкования — это не нормативный, а интерпретационный акт.

Казуальное толкование права выражается в разъяснении смысла норм применительно и персонально к определенным общественным отношениям, разъяснении применительно к конкретному жизненному случаю.

Чаще всего такое толкование права дается судебными и иными компетентными органами по рассматриваемым ими юридическим делам. Акты казуального толкования имеют разовое значение, но сделанные по принципиальным делам, и особенно в условиях пробела в праве, приобретают значение прецедента толкования.

В результате казуального толкования появляетсяпрецедент толкования – выработанный правоприменительной практикой образец, стандарт требуемого понимания и применения каких-либо правовых норм, сформулированный при рассмотрении конкретного юридического дела и получивший признание в юридической науке.

Результатом толкования является акт толкования права. Акт толкования права – это акт, разъясняющий, как следует понимать и применять на практике какие-либо правовые нормы.

Акты толкования права представляют собой многоуровневую (иерархическую) систему правовых актов, обладающих различной юридической силой, практической значимостью или различными юридическими свойствами.

Акты официального толкования обладают следующими признаками:

- обладают государственной обязательностью;

- соответствуют компетенции издающего органа;

- имеют форму, аналогичную другим правовым актам;

- организованы в иерархичную систему;

- имеют целевой характер;

- служат юридической гарантией и основой законности.

Особого внимания заслуживают акты судебного толкования. Они могут носить казуальный характер, если даются в пределах рассмотрения конкретного дела. Такие толкования содержатся в судебных решениях, приговорах, определениях. Несколько иная роль у обзоров судебной практики. Они выполняют роль обеспечения единства правоприменительной деятельности. Обзоры носят общий характер, содержат рекомендации по рассмотрению какой-либо категории дел. При помощи этих документов осуществляется общее руководство внутри судебной системы. Но теории отечественного права судебная практика, как правило, не признается источником права. И, следовательно, издаваемые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не являются самостоятельными формами права.

Однако подобные разъяснения обладают государственной обязательностью, авторитетом высшего судебного органа и оказывают непосредственное регулирующее воздействие на всю судебную практику.

Неофициальное толкование – это такое разъяснение права, которое осуществлено не уполномоченными специально на это органами и лицами и не имеет обязательного характера.

Неофициальное толкование не порождает обязательных юридических последствий и производится, например, адвокатами, учеными, отдельными гражданами. Его значение определяется авторитетом данных субъектов, их специальными знаниями и убедительностью формы, в которой толкование осуществляется.

Виды неофициального толкования – доктринальное и научное, обыденное и профессиональное – выделяются по субъектам толкования. Субъектом первого выступают ученые-юристы, которые в своих статьях и книгах разъясняют смысл правовых предписаний. Субъектом же обыденного толкования может быть любое лицо, не имеющее профессиональной подготовки и разъясняющее смысл правовых норм на основе собственного жизненного опыта. Профессиональное толкование производят лица, имеющие юридическое образование.

Классификация толкования может производиться в зависимости от объема. Выделяют такие виды: буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное толкование.

Буквальное толкование выражается в том, что понимание смысла права толкуемой нормы права полностью совпадает с текстом источника права. Результат такого толкования адекватен словесной форме правового веления.

Расширительное (распространительное) толкование имеет место там, где действительный смысл нормы права выходит за рамки ее текстуальной формы.

Ограничительное толкование выражается в таком результате интерпретации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограничительно, т.е. уже, чем это выражено в словесном тексте.

Ре­зультатом толкования является уяснение подлинного смысла, закрепленного в письменных правовых актах. Однако смысл, содержание нормы далеко не всегда совпадают с се текстуаль­ным выражением. Единство языка и мышления, слова и поня­тия не означает их тождества.

Поэтому для юридической прак­тики важное значение имеет разграничение видов толкования по объему:

3) Ограничительное толкование - это такое толкование, при котором норме права придается более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например, в ст. 57 Конституции РФ говорится: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Но вполне очевидно, что не каждый, а только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане.

Необходимость ограничительного и распространительного толкования определяется самим интерпретатором. Однако в некоторых случаях на такую необходимость указывает сам за­конодатель.

Правила применения ограничительного или распространительного толкования:

a возможно только тогда, когда установлено несоответствие между действительным содержанием нормы права и ее текс­туальным выражением. В противном случае будет допущено нарушение законности.

a может вытекать из системности норм права. Например, легальное определение ночного времени не всегда совпадает с обыденным, астрономическим его пониманием.

a ограничительное толкование может вытекать из наличия специальной нормы, которая ограничива­ет действие общей нормы, делает из нее изъятия. Она как бы отменяет действие общей нормы в той части, на которую рас­считана специальная норма. Например, ст. 34 СК РФ устанавливает, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственостью. ст. 36 СК РФ исключает из этого имущества вещи индивидуального пользования (одежда, обувь, т. п.).

a расширительно толкуются незавершенные перечни, недопустимо их ограничительное толкование

a нельзя давать распространительное толкование при наличии исчерпывающих перечней

a распространительное толкование недопустимо при толковании санкций и положений, составляющих исключение из правила.

Интерпретационные акты: понятие, виды, юридическая природа. Толкование договоров.

Интерпретационные акты–правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

Особенности:

1) интерпретационные акты - это акты право­вые. Они издаются и обеспечи­ваются государством, письменно закреплены, обязательны для реализации.

2) Интерпретационный акт - результат толкования правовых норм. Нормативный акт - результат: правотвор­чества или правоприменения.

3) Нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь толкует, объясняет эти нормы. При утрате нормативным актом юридической силы утрачивает значение и интерпретационный акт. От правоприменительного акта интерпретационный отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.

Виды

1) по внешней форме выражения

2) по отраслям права

в) административные и т.д.;

3) по юридической природе

а) нормативные - разъяснение содержания норм применительно к определенным категориям регулируемых правом общественных отношений. Оно дается в форме официальных документов (постановлений, приказов и т.п.).

а) акты законодательных органов(например, постановления Государственной Думы, где даются официальные разъясненияпринятых законов;

б) акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства, и др.;

в) акты судебного толкования - Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, которыеобобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующегозаконодательства;

г) актыорганов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор может издаватьуказания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельностиорганов прокуратуры.

5) в зависимости от содержания и сферы распространения

а) акты общего характера - регламентируют применение любых правовых норм

б) акты индивидуального характера - содержат указания по поводу применения нормы права к конкретным жизненным обстоятельствам.

6) по структурным элементам разъясняемых норм:

а) акты толкования гипотезы;

б) акты толкования диспозиции;

в) акты толкования санкции;

г) комплексные акты толкования, в которых разъясняется смысл нескольких структурных элементов правовой нормы.

7) в зависимости от формы

г) инструкции и т.п.;

Толкование договоров.

Осуществляя правосудие по граж­данским делам, судебные органы толкуют не только норматив­ные акты, но и договоры, условия которых и составляют пред­мет гражданского спора.

Толкование договоров следует рассматривать как особый вид юридического толкования, характеризующийся определенными особенностями, отличающими его от толкования нормативных и правоприменительных актов.

1) В качестве субъекта официального толкования договора ГК РФ определяет суд. Неофициальное толкование договора осуществляется сторонами про­цесса, третьими лицами, прокурором, иными лицами, участву­ющими в деле. Более того, они результаты своего толкования закрепляют письменно в исковом заявлении, имеющим значение для суда и выступающим юридическим фактом.

2) В качестве объекта толкования выступает договор - право­вой акт, определяющий права и обязанности сторон.

3) Содержание толкования договора. В договоре как правовом акте, закрепившем двустороннюю сделку, заключена воля договаривающихся сторон. В нормативном акте содержится воля властвующего правотворческого субъекта, содержание которой и выявляется в процессе толкования норм. В договоре же закрепляется совместная воля по меньшей мере двух субъектов, интересы и цели которых далеко не всегда совпадают.Согласно ст. 431 ГК РФ "при толковании условий договора судом принимаются во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений". Законодатель предполагает, что договаривающиеся стороны правильно и полно выражают свою волю в тексте договора. Отсюда понятна преимущественная роль грамматического способа толкования договоров. Однако, буквенное выражение не всегда полно и правильно выражает мысль. И если это положение характерно для нормативных актов, то для договоров оно довольно частое явление. На это обращает внимание и законодатель, допуская возможность в случае неясности буквенного значения условий договора использовать и иные способы толкования. Прежде всего, суд должен выявить цели, которые ставят перед собой договаривающиеся стороны. При неясности отдельных положений договора необходимо системное толкование - обращение к другим положениям договора. В других случаях возможно законодательное толкование, при котором необходимо обращаться к тексту закона, а не самого договора. Приступая к толкованию договора важно определить юридическое значение документа, т.е. выявить, было ли в самом деле соглашение, был ли договор вообще заключен, является ли сделка действительной, определить вид договора, соответствие его необходимой форме. Специфическими особенностями здесь обладает логический способ толкования. Например: "В случае двусмысленности выражения оно толкуется не в пользу стороны, предложившей это выражение", "обычно встречающиеся в договорах определенного типа, но отсутствующие в конкретном договоре положения презюмируются" и др. При толковании широко используются и другие презумпции - презумпция выражения воли сторон в договоре, презумпция ясности языка договора и т.д.

4) Особенности толкования договоров определяются и принципами функционирования договорных отношений, которыми необходимо руководствоваться для обеспечения целей толкования. Это принципы разумности, полноты выражения воли, системности, единства целей договора, определенности его содержания. Толкование имеет, кроме того, регулятивную, конкретизационную, обеспечительную, деликтологическую функции. В отличие от нормативных актов при толковании договоров осуществляется и восполнительная фун­кция (восполнение пробелов). Нередко гражданско-правовой спор возникает именно из-за полного отсутствия в договоре словесного описания ситуации, по поводу которой он возник. В таких случаях суд должен восполнить недостающие условия договора, выявив при этом и характер упущения: умышлен­ный или случайный.

Результат толкования права - вывод сделанный субъектом применения права о соотношении текста статьи и смысла нормы права.

Результаты толкования права имеют важное значение для точного применения юридических норм к регулируемым отношениям. В зависимости от соотношения текста нормы и ее точного смысла результат толкования может быть буквальным, ограничительным и расширительным.

При буквальном толковании смысл нормы и зафиксированный в нормативном акте текст полностью совпадают.

При ограничительном толковании точный смысл юридической нормы требует распространения ее на более узкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нормативного акта. Например, предусмотренная Конституцией для всех граждан обязанность нести воинскую службу в результате толкования определяется как обязанность только для граждан – мужчин.

При расширительном толковании точный смысл юридической нормы требует распространения ее на более широкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нормативного акта. Например, закрепленное в Конституции право граждан Российской Федерации осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет в результате толкования распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории России. В процессе толкования права также обнаруживается необходимость прибегнуть в ряде случаев к аналогии закона и права.

1.6 Официальное толкование и конкретизация правовых норм

Толкование и конкретизация правовых норм связаны между собой. Под конкретизацией имеется в виду применение права, правотворчество и толкование. Зейдер характеризует конкретизацию, как придание праву максимальной определённости в процессе правоприменительной деятельности.

Конкретизация это способ применения особого рода правовых форм, которые можно назвать ситуационными и ограничивающимися сферой субъективных прав и обязанностей участников правоотношения. Сюда же можно отнести подзаконную деятельность министерств и ведомств РФ по конкретизации и детализации законов. Конкретизация урегулирует общественные отношения, восполняет пробелы правового регулирования. По мнению А.К.Безана и В.В,Лазарева конкретизацию можно использовать в правотворчестве и правоприменении. Поэтому конкретизацией заканчивается право созидательный процесс.

Взаимоотношение толкования и конкретизации следует рассматривать, как отношение средства к цели (общего к единичному). В процессе правоприменительной деятельности конкретизация является результатом толкования. Конкретизация права в конечном счёте означает приближение нормы к условиям её применения, для того, чтобы сделать правильные выводы из этой нормы, чтобы установить применимость или неприменимость её в данных конкретных условиях места и времени.

Другой вид конкретизации в правоприменительной деятельности является применение аналогии в праве. Аналогия – есть преодоление пробела правового регулирования с помощью применения правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения. Из этого вытекает, что толкование норм права является средством, с помощью которого удаётся конкретизировать или аналогично разрешить правовой казус.

В нормотворчестве конкретизация выступает:

результатом развития правовых норм и создание новых, используя средства толкования.

Средством восполнения пробелов (пробел – неполнота действующего законодательства в отношении фактов, находящихся в сфере правового воздействия).

Большей частью устранение пробелов является правотворческой деятельностью, а не правоприменительной. Поэтому устранение пробелов посредством аналогии носит эпизодический характер.

Суть конкретизации, как метода восполнения пробелов в процессе правотворческой деятельности состоит в том, что компетентный орган посредством уточнения, дополнения, детализации или объяснения сформулированных норм права устраняет имеющийся пробел правового регулирования. Конкретизация здесь выступает как результат правотворческой деятельности, после использования всех приёмов толкования.

Средства толкования выявляют подлинную волю законодателя, устанавливают наличие пробелов в праве. Пиголкин видит в конкретизации развитие и дополнение закона, уточнение и объяснение сформулированных правовых норм.

Читайте также: