Аппиева дорога в древнем риме кратко

Обновлено: 14.05.2024


Все дороги ведут в Рим — такое выражение часто можно услышать, когда разговоры заходят о Вечном Городе. Одной из самых старых является Аппиева дорога, проложенная еще в IV веке до нашей эры. Ее протяженность составляет почти 535 км (360 миль; 1 древнеримская миля соответствует 1482 м). Маршрут Аппиевой дороги проходит по территории сразу нескольких регионов Италии: Лацио, Кампания, Апулия и Базиликата.

История Аппиевой дороги

В первой четверти IV века до нашей эры Рим являлся важным политическим и торговым центром Италии. В ходе многочисленных военных кампаний римляне подчиняли себе новые территории и обретали союзников, укрепляя свое положение на Апеннинах и налаживая торгово-экономические и политические отношения. Город рос и развивался. Одной из самых масштабных строек этого периода, а также важнейшим военно-стратегическим решением, стала прокладка новой магистрали, соединившей Рим с южным городом Капуа. Строительство дороги началось в 312 году до н.э. по приказу Аппия Клавдия Цека, влиятельного государственного деятеля и военачальника, и была названа в последующем его именем — Аппиева.

аппиева дорога, аппиа антика

Аппий Клавдий Цек (ок. 350—273 гг. до н. э.) — древнеримский политический деятель, военачальник, реформатор. Считается основателем судопроизводства. Благодаря Аппию Клавдию Цеку в Риме появился первый акведук и была проложена стратегически важная магистраль в древнем мире — Аппиевая дорога.

Одна из самых древних дорог Рима, в связи с постоянными войнами, строилась в несколько этапов. Первый участок магистрали, соединивший столицу республики с городом Капуа (провинция Казерта, Кампания), был построен для решения военных задач. Исследователи предполагают, что сама дорога здесь существовала и ранее, а Аппий Цек лишь придал ей должный вид, вымостив камнем.

аппиева дорога

Строительство римских дорог

Веком позже был проложен следующий отрезок Аппиевой дороги — от Капуи до Беневенто (провинция Бенвенто, Кампания), а к началу II века до н.э. магистраль достигла Брундизии (совр. Бриндизи, Апулия). Это поспособствовало развитию торговли с восточными странами.

На протяжении многих веков вдоль Аппиевой дороги зажиточные граждане строили фамильные склепы. Некоторые из них с течением времени расширялись, превратившись в итоге в обширные городские кладбища — катакомбы. Вдоль дороги устанавливали многочисленные памятники и монументальные гробницы, некоторые из которых сохранились до наших дней.

Свою роль одна из главных магистралей древнего мира выполняла вплоть до VI века, после чего ее торгово-военное значение постепенно сходило на нет. Улицу Аппиа все чаще стали использовать паломники, следовавшие в Рим с целью поклонения реликвиям и мощам святых, захороненных в христианских катакомбах на обочине дороги.

аппиева дорога

Аппиева дорога. Артур Джон Стратт (1858 г.)

В средние века, когда бòльшая часть территории у Аппиевой дороги принадлежала Святому Престолу, многие фунеральные монументы были разобраны и использованы в качестве строительного материала для возведения новых сооружений. В XI веке некоторые земельные участки перешли в собственность представителям знати.

После строительства новой Апиевой дороги (via Appia Nuova) во второй половине XVII века старую начали называть Аппия Антика (via Appia Antica).

Что посмотреть по маршруту Аппиевой дороги

В античные времена в Риме запрещалось производить казни и погребения в черте города. Городские кладбища располагались за пределами окружных стен. Вдоль Аппиевой дороги на протяжении нескольких веков возводили фамильные мавзолеи, устанавливали фунеральные памятники и обустраивали общественные колумбарии. Многие из подобных сооружений можно увидеть и сегодня:

  • Порта Капена
  • Мазволей Сципионов
  • Арка Друза
  • Гробница Помпония Хила
  • Ворота Сан Себастьяно
  • Первая мильная колонна
  • Гробница Геты
  • Мавзолей Присциллы
  • Церковь Санта Мария ин Пальмис (Domine quo vadis)
  • Колумбарий вольноотпущенников
  • Гробница Волусия
  • Катакомбы Сан Каллисто
  • Колумбарий Винья Ранданини
  • Колонна Пия IX
  • Катакомбы и храм Святого Себастьяна
  • Склеп Ромула и цирк Максенция
  • Мавзолей Цецилии Метеллы
  • Руины церкви Сан Никола а Капо ди Бове
  • Башня Капо ди Бове
  • Склеп сыновей Секста Помпея
  • Усыпальница Илария Фуска
  • Мавзолей Рабириев
  • Вилла Квинтилиев

аппиева дорога

Мавзолей Цецилии Метеллы

аппиева дорога, аппия антика, древний рим, парки рима

Руины церкви Сан Никола а Капо ди Бове

аппиева дорога, аппия антика, древний рим, парки рима

Гробница сыновей Секста Помпея

аппиева дорога, аппия антика, древний рим, парки рима

Гробница Рабириев

Возможно Вас заинтересует:

Аппия Антика на карте Рима

Где находится маршрут Аппиевой дороги

Детальную карту маршрута Аппия Антики с достопримечательностями можно посмотреть здесь.

Как добраться до виа Аппия Антика

Доехать до главных достопримечательностей, расположенных по маршруту Аппиевой дороги, можно автобусами компании ATAC — № 660, 664, 218, 118.

Рим: что посмотреть и чем заняться

    - важное и интересное - важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое. : идеи для коротких путешествий из Рима. и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия. - как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения

Аппиева дорога в Риме (Via Appia)

На данный момент Аппиева дорога стала буквально музеем под открытым небом: вдоль нее расположены многочисленные гробницы и виллы республиканского и имперского периода, катакомбы христиан и иудей, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах римских памятников, памятники эпохи Ренессанса и Барокко.

Древняя Аппиева дорога

Аппиева дoрога былa пoстpoeна в 312 гoду дo н. э. Пo приказу цeнзора Аппия Клавдия. Она связывала Рим c югoм Апeннинского полуострова, дoxодя дo Брундизия (совpeмeнного Бриндизи). Ширина дoроги cocтавляла около 4 м, и она былa вымощeна плотно прилeгавшими дpyг к дpyгу базальтовыми плитами. Участки дрeвнeй римской мостовой соxpaнились дo сиx пор, частично дoрога заасфальтирована.

Вдоль всeй дoроги тянeтся вeрeница дрeвниx заxоронeний. Это связано c тeм, чтo в античныe вpeмeна xоронить yмepшиx в чeртe гopoда былo запрeщeно.

Аппиева дорога в Риме (Via Appia)

Сeйчac пepвыe 16 км дoроги и окpecтности пpeдcтавляют собой арxeологичeский парк пoд оxpаной пpaвитeльства. В выxодныe и праздничныe дни движeниe машин останавливаeтся, и Аппиева дoрога прeвращаeтся в пeшexодную зону. Это caмoe прeдпочтитeльноe врeмя для тoго, чтoбы ocмотpeть дoрогу, пpaвда, в эти дни здecь мнoгo туристов, вeлосипeдистов и мecтныx житeлeй, устраивающиx вдоль дoроги пикники.

Аппиева дорога в Риме (Via Appia)

Древнеримские дороги:

Особенность любой империи — протяженность, что требует строительства транспортных артерий, позволяющих быстро перемещаться между различными концами империи. Древнеримские дороги представляли из себя вымощенными камнями прямые пути между важнейшими населенными пунктами империии, связывая многие города сначала Италии, а потом и подвластных Риму территорий.

Первоначально дороги в Римской империи строили для военных целей, но позже они стали играть значительную роль в экономике страны. Хотя они же упростили завоевание Рима варварами. Римские дороги продолжали использовать минимум тысячелетие после падения империи, а кое-где и по сей день (хотя теперь они в основном заасфальтированы).

Первые законодательные нормы по отношению к дорогам были введены уже в 5 веке до н.э.. Ширина дороги на прямом участке должна была быть 2,45 м , на поворотах — 4,9 м. Владельцы придорожных участков должны были огораживать дорогу, если не мостили камнем, В противном случае путешественники могли ездить. где пожелают.

Строительство Аппиевой дороги

В 390 г до н.э. Рим, будучи почти завоеван галлами, и чудом спасшись от капитуляции, Рим решил построить сеть дорог, чтобы ускорить передвижение войск. Первая мощеная дорога была построена в 312 году императором Аппием Клавдием Цеком, соединив Рим с Капуей. Как правило, дороги мостили камнем только на территории городов или на подступах к ним. Исключением является Via Appia, которая полностью вымощена камнем.

Диодор Сицилийский пишет, что Аппий вымостил массивными камнями большую часть дороги, при этом растратив на строительство почти всю государственную казну. По его словам, при постройке дороги возвышенные места были срыты, овраги и впадины уравнены насыпями.

Аппиева дорога в Риме (Via Appia)

Вскоре после завершения строительства римляне стали строить вдоль дороги монументальные гробницы и великолепные памятники, убранство которых стало делом престижа. Так, уже через 20 лет после открытия движения по Аппиевой дороге представители римского рода Сципионов построили склепы для захоронения членов семьи.

Король остготов Теодорих Великий приказал в начале VI века провести ремонтные работы на дороге, позже использовав её для наступления войск на Рим в 536 году.

Аппиева дорога в Риме (Via Appia)

Аппиева дорога: достопримечательности парка Аппиа Антика

Достопримечательности вдоль Аппиевой дороги

Гробница Геты

Гробница Геты (Tomba di Geta) и могила Присциллы (Sepolcro di Priscilla) — пepвыe монумeнты, кoтopыe мы увидим нa Аппиевой дoрогe пo пyти oт Аврелиановыx стeн.

Гробница Гeты pacпoлoжeна слeвa oт дoроги — это массивная чeтырexугольная пocтройка, сужающаяся квeрxу. ee стeны кoгда-то были облицованы бeлым мpaмором. Крыша былa надстроeна в XVI вeкe. Сeйчac здaниe нaxoдится нa частной тeppитории, поэтoму посeтить eгo нeвозмoжнo.

Могила Присциллы нaxoдится cпpaва oт дoроги, практичeски нaпpoтив гробницы Геты. Кpyглая башня, кoтopую мы видим, былa пoстpoeна в Срeдниe вeка, a oт мавзолeя жeны бoгaтого вольноотпущeнника вpeмeн дoмициана соxpaнилось прямoyгольноe ocнованиe.

Церковь Домине-Кво-Вадис

Памятник Сенкевичу ycтановлeн внyтpи церкви. Там жe xpaнится кoпия мpaморной плиты со следами ног Иисуса (оригинал в катакомбаx Сан-Себастьяно). Сeйчac историки cчитaют, чтo плита былa пожeртвованиeм язычeским богам, вeроятно, c просьбой о помощи путнику.

Парк Каффарелла

Отxодящая влeвo oт церкви лeсная дoрожка вeдeт в парк Каффарелла (Parco Caffarella), бывшиe владeния князeй Каффарeлла. Oткpывающиeся здecь виды напоминают Рим эпoxи Гоголя и Брюллова.

Катакомбы св. Каллиста

Примeрно в 1 км oт церкви дoмине-Кво-Вадис, пo пpaвую стopoну дoроги, нaxoдятся катакомбы Св. Каллиста (Catacombe di San Callisto), caмoe крупноe мecтo xpиcтианскиx заxоронeний Дрeвнeго Рима.

Катакомбы протяжeнностью около 20 км занимают 4 уровня и исслeдованы лишь частично. Для посeщeния oткpыта Крипта пап, гдe поxоронeно множeство пepвыx пап, в тoм чиcлe св. Каллист (пpaвил в 217—222 гг.), a тaкжe крипта Св. Цeцилии, гдe в 820 гoду былo обнapyжeно тeло святой, позжe пepeнeсeнноe в церковь Санта-Чeчилия-ин-Трастевере. Крипты yкpашeны xopoшо соxpaнившимися фрeсками III—VIII вeков.

  • Катакомбы Св. Каллиста
  • Via Appia Antica, 110
  • 09.00–12.00 и 14.00–17.00, 1 янв., фeвр., Пасxа, 25 дeк. зaкp.

Базилика и катакомбы св. Себастьяна

На пeрeкpecткe via Appia и via delle Sette Chiese (ул. Сeтe-Кьeзe) cтoит базилика Сан-Себастьяно (Basilica di San Sebastiano fuori le mura, IV в., полная рeконструкция XVII в.). Oбычнo церковь зaкpыта, но, eсли обойти ee и позвонить в двepь, вас могут впустить внyтрь.

Статуя св. Сeбастьяна в алтape пepвой капeллы cпpaва выполнeна учeником Бeрнини, Антонио Джорджeтти, в 1670 гoду. Haпpoтив нaxoдится Капeлла рeликвий (Карло Фонтана, XVIII в.), гдe мoжнo yвидeть оригинал мpaморной плиты из дoминe-Кво-Вадис, стрeлу, кoтopой прeдпoлoжитeльно был убит св. Сeбастьян, и кoлoнну, к кoтopой он был прикован.

Pядoм c базиликой нaxoдится вxoд в катакомбы Св. Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano), в кoтopыx, coгласно прeданию, нeкoтopоe врeмя (III в.) покоились мощи казнeнныx апостолов Петра и Павла. Ha втopом уровнe (eдинствeнном из чeтырex, oткpытом для посeщeния) xopoшо соxpaнились фрeски, изoбpaжeния голубeй и рыб (символов Святого Дуxа и Иисуса Xриста) и надписи нa латинском и грeчeском языкаx.

Tutte le strade partono da Roma – Все дороги отходят от Рима.

Аппиева дорога в Италии

Ворота святого Себастьяна (ранее Порта Аппия). От этих ворот начиналась Аппиева дорога

Аппиева дорога была протянута сначала от Рима до Капуи, далее – до Брундизия (совр. Бриндизи), морской порт которого открывал римлянам путь в Грецию, Малую Азию, Египет. В итоге она стала самой значимой в политическом и экономическом плане дорогой, которая когда-либо была построена в Римской империи.

Чтобы отличить эту дорогу от одноименной, проложенной в 80-х годах XVIII века, к ее названию делают приставку – Старая. И если бы камни ее могли говорить, они бы поведали множество историй. Старой Аппиевой дороге есть, что вспомнить: по ней когда-то шагали грозные римские легионы, тянулись торговые караваны, скакали средневековые рыцари, проходили в святые места паломники, вдоль нее выстраивались церкви, вырастали кладбища, воздвигались распятия…

Аппиева дорога в Италии

Вид на Аппиеву дорогу

Именно поэтому сегодня по Аппиевой дороге водят экскурсии. Она стала общепризнанной и всемирно известной достопримечательностью Италии, неоднократно воспетой в литературе и запечатленной в произведениях живописи.

Как строилась дорога

Строительство Аппиевой дороги происходило в несколько этапов с конца IV до средины II века до нашей эры. Инициатором его считается римский цензор Аппий Клавдий Цек, в 312 г. до н. э. приказавший проложить дорогу до Капуи. Но существует и другая версия, по которой начало дороге было положено до него, Аппий лишь придал ей нужную направленность и качественно вымостил. Событие было довольно подробно описано в исторических трудах Тита Ливия.

  • IV в. до н. э. – проложен 195-километровый участок от Рима до Капуи.
  • III в. до н. э. – построен следующий участок, соединивший Капую с Беневентом.
  • II в. до н. э. – дорога через Венузию, Тарент протянулась до Брундизия. Ее длина стала составлять более 570 км.

Закончив строительство, римляне обозначили конец дороги, установив там 2 величественные колонны из мрамора. Одну из них можно увидеть на том месте и сегодня, она является достопримечательностью Бриндизи (Брундизия). Вторая упала в конце XVI в. и позже была отдана в дар городу Лечче, где ее установили в честь избавления от чумы.

Аппиева дорога в Италии

Церковь Домине-Кво-Вадис на Аппиевой дороге

Одной из первостепенных причин для начала строительства дороги послужила, как считают историки, насущная военная необходимость – во время ведущейся в тот момент войны римлян с самнитами ею преимущественно пользовались легионеры. Но со временем она приобрела также огромное торговое и культурное значение, которое стала постепенно утрачивать только после распада Римской империи. Значительная часть античных построек и сооружений вдоль нее в последующие столетия была разобрана на части, а в XVIII веке параллельно ей проложили новую дорогу.

Особенности дороги, построенной Аппием

Несмотря на более чем солидный возраст Аппиевой дороги, к настоящему времени сохранилась весьма существенная часть ее покрытия. Она продолжала весьма интенсивно использоваться вплоть до VI в. н.э. и даже в наше время вполне еще пригодна к эксплуатации. Возможно, потому, что ответственный за ее строительство патриций Аппий Клавдий не только хорошо знал свое дело, но весьма ответственно подходил к его выполнению. Городу нужна была надежная дорога, способная выдержать нагрузки военного времени, и он ее получил.

Аппиева дорога в Италии

Гробница Цецилии Метеллы и крепость семьи Каэтани

Дорога Аппия имеет многослойное покрытие из камня толщиной в 1 м. Верхний слой был составлен из отполированных и настолько тщательно подогнанных друг к другу базальтовых плит, булыжников, что между ними сотни лет не возникало щелей или выбоин. Согласно легенде, Аппий Клавдий, проверяя качество кладки, пытался вставлять между плитами лезвие кинжала, и если ему удавалось это сделать, участок дороги в этом месте разбирали и начинали мостить заново. Благодаря этому дорога получилась очень ровной, что делало ее удобной не только для колесниц, но и для пеших путников. Более того, в средней части это практически монолитное полотно делалось слегка приподнятым, благодаря чему вода на нем не задерживалась, сразу стекая к обочинам, и дорога всегда оставалась сухой и чистой.

Через равные расстояния рядом с дорогой были установлены мильные столбы с указанием пройденного пути, мест для отдыха и другой полезной путникам информации. В окрестностях городов, между которыми была проложена эта дорога, рядом с ней строились храмы, гостиницы и трактиры. В отдельных своих частях она имела (и имеет) некоторое подобие тротуара, кое-где установлены скамейки для отдыха путников. Ее ширина составляет чуть больше 4 м, поэтому в прежние времена она позволяла спокойно разъехаться двум колесницам, сегодня – двум машинам.

Аппиева дорога в Италии

Новая история Старой Аппиевой дороги

Сегодня Аппиева дорога носит статус государственной, на ее территории расположен региональный парк. Она частично заасфальтирована, но все еще имеет участки с неплохо сохранившимся античным покрытием, на котором можно рассмотреть следы, оставленные древними повозками и колесницами.

За свою долгую историю Аппиева дорога успела побывать тропой войны, крупнейшей торговой артерией, священным путем паломников. В настоящее время она добавила к этому историческому багажу звания прогулочной, экскурсионной и спортивной трассы: здесь гуляют, осматривая достопримечательности, туристы, проводятся спортивные забеги, соревнования. Во время Олимпийских игр, состоявшихся в Риме в 1960 году, именно здесь соревновались легкоатлеты-марафонцы.

В праздничные и выходные дни эта древнейшая дорога закрывается для транспорта, по ней с большим удовольствием совершаются пешие прогулки. Разнообразные экскурсионные программы дают желающим возможность подробно познакомиться с историей античной дороги и историей многочисленных сооружений, построенных вдоль нее.

Аппиева дорога в Италии

Памятные места и туристические достопримечательности

Осмотр достопримечательностей вдоль Аппиевой дороги может занять довольно много времени, экскурсионные программы отличаются просто невероятным разнообразием. Туристическая Италия предлагает вам посетить гробницы, церкви, виллы разных исторических периодов, средневековые башни, укрепления, христианские и иудейские катакомбы, другие интересные постройки давно минувших времен.

Погребальные сооружения (гробницы, мавзолеи, колумбарии, катакомбы) вдоль этой дороги стали появляться буквально сразу после ее прокладки. Поскольку на городской территории согласно существующим тогда в Риме законам хоронить не полагалось, эти места считались наиболее престижными для захоронения. Одним из наиболее внушительных подобных сооружений в окрестностях Рима принято считать Мавзолей Цецилии Метеллы, относящийся к 50 г. до н. э. Большой интерес среди захоронений различных видов вызывают также гробница Сципионов, катакомбы Домициллы, святого Себастьяна, святого Каллиста, гробница Марка Сервилия, мавзолей Ромула, колумбарий Помпония Хила и многие другие, поскольку количество их здесь более чем внушительно.

Среди многочисленных загородных вилл, построенных у этой дороги римскими аристократами, выделяются виллы Квинтилиев, философа Сенеки, императора Максенция, Клодия Пульхра.

Аппиева дорога в Италии

Гробница сыновей Секста Помпея

Печальной известности дороге Аппия добавляет и тот факт, что после того, как было жестоко подавлено восстание Спартака (71 г. до н. э.), вдоль нее были распяты 6 с лишним тысяч плененных восставших рабов.

Перечисляя достопримечательности Аппиевой дороги, стоит также упомянуть развалины средневековых крепостей и укреплений, базилику святого Себастьяна, цирк Максенция, колонны Геркулеса и Пия IX, Героический рельеф, башню Капо ди Бове, Базальтовую башню, парк акведуков – эти и многие десятки других древних сооружений выстроились в ряд на протяжении всего пути, ведущего от Рима до Бриндизи.

Аппиева дорога в Италии

Со сменой столетий многие из этих античных и средневековых сооружений достраивались, превращались в крепости или напротив – разрушались или разбирались на стройматериалы. И все-таки весьма значительная их часть сумела устоять до настоящего времени и продолжает напоминать искателям новых впечатлений о былом величии Римской империи и ее богатейшей истории.

История

Аппиева дорога в Риме - Макет

Ранее был обустроенный тракт, позволяющий добраться из Рима в Кальви (лат. Calvi). Аппий задумал произвести более масштабную реконструкцию дорог, на что истратил большую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям приходилось тщательно планировать холмистую местность. Затем, уплотненный грунт был покрыт обтесанным пластами вулканического базальта.

Этапы строительства

В 312 г. до н.э. была построена первая часть Аппиевой дороги — отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua). Новый путь служил в первую очередь, военным целям. Затянувшаяся война между римлянами и самнитами требовала решительных действий со стороны правителей Рима.

Аппиева дорога в Риме - Во времена расцвета

В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (лат. Beneventum).

Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову. Продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия, Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (лат. Via Egnatia), ведущую в страны Востока. Таким образом, была укреплена экономическая позиция империи.

Ценность

Аппиева дорога в Риме

Примечательно, что вдоль Аппиевой дороги проходит один из рукавов Катакомб Рима (Catacombe di Roma). Раннехристианские мученики и понтифики нашли упокоение в подземных пещерах у главной дороги. Многочисленные памятники, созданные во времена Римского государства, с течением времени были разрушены, реконструированы или послужили источником даровых стройматериалов.

Аппиева дорога в Риме - Гравюра Пиранези

Маршрут

Аппиева дорога начинала свой отсчет с Капенских ворот (лат. Porta Capena) в Риме, которые в нынешнее время практически полностью разрушены.

Аппиева дорога в Риме - Маршрут

Карта Аппиевой дороги продлилась за счет пути в Беневенто (Benevento), Венузию (Venosa), Тарент (лат. Tarentum), Урию (лат. Uria). Окончательная точка маршрута (540 км) находится в портовом городе Бриндизи региона Апулия (Puglia). Конный переезд из Рима в Брундизия составлял порядка 15 дней!

Памятники

Аппиева дорога в Риме - Столб 1-й мили

Аппиева дорога получила своеобразную разметку в одну римскую милю (1478 м). В качестве вех использовались столбы (лат. colonna miliaria) с памятными табличками в честь императоров, правивших в Риме. В наше время можно взглянуть лишь на столб 1-й мили и колонну, символизирующую окончание пути в Бриндизи.

Согласно Закону 12 таблиц, принятому в Риме в 450 г. до н.э. в черте столицы запрещалось хоронить усопших.

До 2 века до н.э. вдоль брусчатки выстраивали колумбарии (лат. columbarium) богатых семейств, в которых хранились урны с прахом. Впоследствии традиция сжигать покойников трансформировалась в погребальные церемонии. Таким образом, в подземных пещерах из туфа стали появляться целые некрополи. Отдельного внимания заслуживают гробницы, которые порой имеют весьма внушительные размеры и замысловатые формы.

Первая миля

Аппиева дорога в Риме - Гробница Сципионов

  • Первая верстовая колонна установлена в 100 м от Аппийских ворот. Аутентичный столб находится на Капитолийской площади, у дороги установлена его копия.
  • Гробница Присциллы (лат. Sepulcrum Priscilla) была построена во времена императора Домициана (Titus Flavius Domitianus) для жены вольноотпущенника Флавия Абасканта. Большое прямоугольное строение в прошлом было богато украшено, отделано травертином. В Средние века над древними катакомбами Присциллы была оборудована смотровая башня.

Вторая миля

Аппиева дорога в Риме - Катакомбы святого Калиста

Аппиева дорога в Риме - Цирк Максенция

Третья миля

  • Развалины церкви Сант-Никола-а-Капо-ди-Бове (Sant Nicola a Capo di Bove) находятся неподалеку стен гробницы Цецилии. Постройка 14 века служила редким примером классической готики.
  • На этом участке хорошо сохранилась базальтовая мостовая, можно узнать, как выглядела Аппиева дорога в исконном виде.
  • Гробница Марка Сервилия (лат. Sepulcrum Marcus Servilius) — древний склеп, украшенный рельефами, фасад которого в 19 веке восстановил Антнио Каннова (Antonio Canova).

Аппиева дорога в Риме - Гробница Цецилии Метеллы

Четвертая миля

  • Усыпальница сыновей Секста Помпея (лат. Sepulcrum Sextus Pompeus) — построена Секстом Помпеем для своих рано ушедших сыновей. Горе отца выплеснулось в стихах, нанесенных на стену гробницы.
  • Гробница Святого Урбана (Mausoleo di Sant’Urbano martire) хранит покой римского епископа с 4 века н.э.

Аппиева дорога в Риме - Гробница святого Урбана

  • Гробница Илария Фуска (Sepolcro di Hilarus Fuscus) пострадала от времени. Благодаря стараниям Луиджи Канина можно рассмотреть стену постройки, украшенную рельефной дощечкой с изображением семейства Фуска.
  • Кенотаф Анны Реджиллы (Cenotaph Annia Regilla) — дворянки, жившей в Риме во 2 веке н.э., исполненный из кирпича.
  • Пирамидальная гробница интересна своей необычной формой, напоминающей египетские пирамиды.

Аппиева дорога в Риме - Гробница Рабириев

  • Гробница Рабириев (лат. Sepulcrum Rabirii) также была реставрирована Каниной. Архитектор восстановил из найденных при раскопках частей рельеф, украшающий фасад усыпальницы: изображение Гая Рабирия и его супруги.

Пятая миля

  • Гробница Куриациев (лат. Sepulcrum Curiacii) имеет вытянутую цилиндрическую форму, расположена на высоком холме у Аппиевой дороги. Некогда в этом районе произошла битва римского рода Горациев с Куриациями.
  • Вилла Квинтилиев (Villa dei Quintili) была возведена в первой половине 2 столетия братьями Кондином и Массимо Квинтили. Богатство и успех Квинтилиев пробудил зависть в императоре Коммоде, который казнил братьев и конфисковал их особняк. Вилла перестраивалась и расширялась, превратившись в одну из резиденций императора. Обнаруженные при раскопках виллы статуи были перемещены в музеи Ватикана, Лувра и Монако.

Аппиева дорога в Риме - Экспонаты Виллы Квинтилиев

  • Casal Rotondo — округлая приземистая усыпальница, датируемая временами Римской республики. Считается, что она служила гробницей для Мессало Корвино, высокго римского чиновника 1 в. до н.э. В настоящее время на ее основе построен сельский дом, украшенный зелеными насаждениями.

Шестая миля – Бриндизи ( Brindisi )

На протяжении 6-й мили Аппиевой дороги располагаются монументы и гробницы, выполненные в виде прямоугольных монументов из базальта, туфа и кирпича.

Аппиева дорога в Риме - 6 миля

На отметке в 7 миль, путешественник окажется поблизости от аэропорта Чампино (расстояние – менее километра). Наиболее примечательным археологическим памятником остальной части знаменитого пути являются останки Храма Юпитера Анскура (лат. Jupiter Anxur), расположенные в Террачине.

Современная жизнь

Аппиева дорога в Риме - Старинный акведук

В 1988 году часть территории Рима вместе с Аппиевой дорогой обрела статус археологического парка (Parco Regionale Della’Appia Antica). Большая часть старинного тракта уже покрыта асфальтом, однако, наиболее крепкие фрагменты дорожного полотна сохранены в первозданном виде. По выходным и праздникам движение по историческому пути запрещено.

В искусстве

Картина Иванова - Аппиева дорога на закате солнца

Итальянский композитор 20 века Отторино Респиги (Ottorino Respighi) в 1924 году написал грандиозное музыкальное произведение “Сосны Рима” для исполнения симфоническим оркестром. Не менее талантливый дирижер Герберт фон Караян ( Herbert von Karajan ) воплощал это произведение в стенах знаменитых концертных залов всего мира. Особенно драматично и тревожно звучит часть концерта, имеющая название “Сосны Аппиевой дороги”.

Как добраться?

Проще всего добраться до Аппиевой дороги от стен Колизея (Colosseo). Маршрут путешествия таков: на юг по Via Celio Vibenna и Via di San Gregorio – свернуть на юго-восток к Piazza di Porta Capena (здесь некогда стояли Капенские ворота). Затем по Viale delle Terme di Caracalla и, придерживаясь юго-восточного направления, продолжить движение по Via di Porta San Sebastiano. Узкая старинная улочка постепенно сменяет асфальт на долгожданную брусчатку, ворота Святого Себастьяна ознаменуют начало Via Appia Antica.

Читайте также: