Проблемы региона и пути их решения кратко

Обновлено: 07.05.2024

Регионом называется часть территории, выделяемая на основе каких-либо общих признаков (геологического строения, географического положения, истории формирования и развития, особенностей населения, экономических и политических особенностей).

Территория России формировалась на протяжении довольно длительного периода. Поэтому существует несколько подходов к делению страны на регионы. Наиболее часто встречается деление по географическому принципу:

  • Европейская часть;
  • Западная Сибирь;
  • Восточная Сибирь;
  • Дальний Восток.

При дальнейшей детализации с учетом исторических процессов выделяли Урал, Европейский Север, Южную Сибирь, Забайкалье и т.п. Попытки классифицировать и упорядочить деление территории России с научным подходом предпринимались еще М.В. Ломоносовым. Именно он предвидел экономический критерий основой для территориального деления России (районирования).

В настоящее время в обиходе находится две системы территориального деления России. Одна – политико-административное деление, другая – экономико-географическое районирование. Первая отражает деление страны на области, автономные республики и края, федеральные округа. В основе другой системы лежат особенности экономического развития территорий, общность экономических процессов. Согласно тематике данной статьи мы рассмотрим именно эту систему.

Экономическое развитие территории страны происходило очень неравномерно. Наиболее освоенной оказалась Европейская часть России. Именно здесь сосредоточилась значительная часть населения, сформировалось большинство городов, разместилось большинство предприятий. Но в процессе развития экономики природные ресурсы этого региона были исчерпаны или значительно истощены. А восточные районы России длительное время не изучались в плане промышленного освоения.

Готовые работы на аналогичную тему

Только после Великой Отечественной войны изучение и освоение Сибири и Дальнего Востока приобрело статус целенаправленной государственной экономической политики. Но уровень развития территорий сказался на плотности размещения предприятий. Поэтому мы наблюдаем такую существенную разницу в размерах экономических районов Запада и Востока. Всего на сегодняшний день в пределах территории России выделяют 11 экономических районов и отдельно Калининградскую область По данной теме мы уже выполнили реферат Калининградская область подробнее :

  • Северо-Западный район;
  • Северный район;
  • Центральный район;
  • Волго-Вятский район;
  • Центрально-Черноземный район;
  • Поволжский район;
  • Северо-Кавказский район По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Рассмотреть Северо-Кавказский регион Ставропольский край подробнее ;
  • Уральский район По данной теме мы уже выполнили эссе Уральский федеральный округ подробнее ;
  • Западно-Сибирский район;
  • Восточно-Сибирский район;
  • Дальневосточный район По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Дальневосточный гектар подробнее .

Деление проведено в зависимости от уровня экономического развития территорий, общности экономических процессов, на основе территориальной специализации и с учетом административного деления. По мере развития экономики крупных регионов возможно их деление на более мелкие территории.

Общие проблемы регионов России

Наряду со специфическими (индивидуальными) все регионы России имею ряд общих проблем. Они связаны с переходом экономики от плановой системы к рынку. Поэтому для всех регионов России первоочередной проблемой стала необходимость обеспечения всем гражданам права свободного выбора места жительства и рода занятий, равенства социальных прав и гарантий.

К общим экономическим проблемам регионов относятся и кризисные явления, связанные с распадом Советского Союза. Были нарушены производственные связи союзного комплекса. Изменения внешней и внутренней политики вызвали демилитаризацию российской экономики. Многие предприятия, работавшие на оборону, остались без финансирования и были вынуждены свернуть производство. Многочисленная армия квалифицированных специалистов оказалась невостребованной. Это привело к упадку экономики во многих регионах и к росту безработицы в стране.

Распад Союза вызвал необходимость срочной перестройки специализации приграничных районов России. Необходимо было уделять внимание ускоренному развитию инфраструктуры с учетом миграции населения из бывших союзных республики и зон военных и межнациональных конфликтов. Все регионы испытывают потребность в стимулировании (инвестировании) производств экспортного направления и импортозамещающего значения.

Регионы России должны быть включены в систему международного географического разделения труда и международной экономической интеграции. Для этого необходимо использовать имеющиеся у них преимущества географического положения, ресурсообеспечения и производственно-технической базы. Важной задачей является необходимость формирования во всех регионах завершенной территориальной структуры хозяйства в виде территориально-производственных комплексов и промышленных узлов. Производство должно ориентироваться на мировые стандарты качества промышленной продукции.

Особенности региональных экономических проблем

Помимо общих экономических проблем существуют еще и специфические проблемы регионов. Для регионов европейской части России главными проблемами являются обеспечение ресурсами, внедрение трудоемких производств и модернизация предприятий. особенно эти проблемы характерны для Тульской, Кемеровской, Свердловской, Челябинской, Пермской, Московской, Ленинградской и других областей. Промышленные предприятия этих регионов отличаются узкой специализацией.

Особое внимание следует уделить развитию аграрного сектора в депрессивных агропромышленных регионах Нечерноземья, Южного Урала, Сибири и Дальнего Востока. Для восточных районов страны острой экономической проблемой является развитие транспортной сети и социальной инфраструктуры. Это позволит привлечь население, ускорить освоение районов и увеличить объемы добычи полезных ископаемых.

На основе мощной сырьевой базы и привлеченного населения необходимо развивать современные отрасли обрабатывающей промышленности, наукоемкие производства. Развитие промышленной базы послужит основой для успешного регионального развития восточных районов России. А это, в свою очередь, позволит решить многие социально-экономические проблемы малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока.

Фото: Павел Каравашкин/Интерпресс

Профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор географических наук Наталья Зубаревич в своем выступлении в Совете Федерации РФ назвала 7 вызовов, которые, по ее мнению, ожидают Россию и ее регионы в ближайшем будущем.

В разговоре с РБК Петербург экономист объяснила, почему считает эти проблемы наиболее опасными для страны и в состоянии ли российское государство решить их.


«Начну с демографии. За 9 месяцев 2019 года естественная убыль — почти минус 240 тысяч человек, за год будет больше 300 тысяч. Уже в Дагестане коэффициент рождаемости 1,86 — даже Дагестан себя уже не воспроизводит. Это эхо Второй мировой войны — неизбежная динамика, не перекрываемая миграцией. Рожает малочисленное поколение потомков людей, родившихся в войну, а помирать будет большое поколение послевоенных лет рождения, поэтому как минимум до 2025-го года у нас будет сжиматься население, пока не начнет рожать поколение, которое появилось в период нашего короткого демографического подъема.

Растет численность только в двух столичных агломерациях — московской и петербургской. Северный Кавказ еще как-то держится, но отток населения оттуда идет вовсю. Весь Дальний Восток депопулирует, почти все Поволжье и Сибирь, за исключением Новосибирской области — они стягивают учебную миграцию.


Демографическое сжатие и поляризация — данность, нам с этим придется жить. Нет простых способов решения проблемы.

Без институтов роста не будет

В экономике регионов с 1999-го по 2017-й год крайне мало что меняется. Пошел вверх Сахалин — за счет двух своих нефтегазовых СРП-проектов. Пошла вверх Калужская область со своими автомобильными проектами, правда, там возникли проблемы и ситуация в последнее время ухудшилась. Пошел вниз Башкортостан, было много проблем у Самарской области. Но в целом картина постоянная.

Самое тяжелое в этой картине — не экономическое неравенство, хотя оно велико, а гигантская прозябающая середина, с душевым ВРП, составляющим 50-80% от среднего уровня — это регионы, у которых нет явных конкурентных преимуществ для развития. Все просто, когда в регионе много нефти или это гигантский город. У середняков все гораздо сложнее. Единственный выход для них — улучшать институты, правила, по которым мы живем.

Этим надо заниматься еще и потому, что в этой середине живет основная часть населения России — 61%, почти две трети. Аутсайдерам легче — им больше помогают. Середина сильнее чувствует и торможение в развитии, и проблемы, связанные с кризисом. Пока мы не расчистим условия, чтобы середина могла быстрее двигаться вперед, быстрого и устойчивого роста в стране не будет.

Сверхцентрализация

С нашими правилами игры, институциональным дизайном, связана еще одна больная проблема для всех регионалов — это сверхцентрализация управления и гигантская концентрация экономики в крупных компаниях, что обеспечивает феерические преимущества Москвы.


Посмотрите долю Москвы во всем, что есть в стране — она гигантская. Каждый пятый рубль ВВП — это Москва, 35% всех вкладов населения — это Москва. И пока такое положение сохраняется, регионам невозможно будет догонять этот гигантский быстрорастущий город. Петербург значительно отстает от Москвы.

Изменения возможны только при децентрализации управления и опережающем развитии среднего и малого бизнеса, а для этого нужно менять правила игры.

Как выходим из кризиса

У последнего кризиса самое неприятное — что он был медленным, вязким. Из него не выйти прыжком — упал-отжался, все гораздо сложнее. У этого кризиса три основных проблемы. Первая — спад инвестиций с 2013 года в большинстве регионов. Почти все индустриально развитые регионы по инвестициям резко пошли вниз. Держатся как всегда Москва, новые нефтегазовые регионы, туда действительно идут серьезные инвестиции. Все остальные в минусе. В этом году по трем кварталам рост не ахти, порядка 0,7%. Это несерьезно. Скачки у отдельных менее развитых регионов — это эффект базы. Было инвестиций на рубль, стало на два, в итоге 100% роста, на это не надо обращать внимание.


На этом фоне еще больше выросла доля двух мощнейших территорий. Прежде всего — Москва, ее доля в инвестициях уже 15%, а с Мособластью — 20%. Каждый пятый рубль инвестиций идет в крупнейшую агломерацию страны. Второй мощнейший регион — Тюменская область с автономными округами, деньги идут в основном в округа. На главный нефтегазодобывающий регион приходится 14% инвестиций по прошлом году.

Инвестиционная картина предопределяет развитие страны. Инвестиции создают будущее, рабочие места. Та самая середина и даже относительно развитые регионы получают недостаточно денег для развития. И это не бюджетные деньги, бюджет дает только 15% от всех инвестиций страны. Это решения бизнеса. Он идет туда, где инвестиции отобьет.


И третья проблема — потребление. От него зависит развитие экономики, люди создают спрос. А розничная торговля буквально рухнула в 2015 году, но все-таки с 17-го года она пошла вверх. И причина понятная — быстрый рост потребительского кредитования. Доходы-то не росли.

Каждый кризис бьет по людям сильнее, чем по экономике. Доходы людей проваливаются сильнее, чем ВВП. Это особенность нашего рынка труда. В 90-е это было связано с длительными неплатежами и задержками зарплат. Сейчас используется другой инструмент — неполная занятость, сокращенная рабочая неделя. Наша экономика адаптируется к кризисам не через безработицу, а через более сильный спад доходов и заработанной платы.


Издержки неравенства

За четверть века мы стали другой страной. От относительного равенства доходов во времена СССР мы перешли в другую крайность — за постсоветский период сильнейшим образом выросло неравенство по доходам, особенно в период экономического роста в 2000-е годы. Доходы двух нижних квинтелей (это 40% населения России) в реальном выражении все еще ниже, чем средние доходы жителя РСФСР в 1990 году. Пока доходы в 2000-х росли, люди как-то к этому адаптировались. В условиях падения доходов запрос на перераспределительную политику, на социальную справедливость неизбежно будет расти. Это объективная тенденция, если не будет быстрого роста доходов. И надо понимать, что пришло время политических решений.


Исторически главным фактором неравенства доходов населения был региональный. У жителей Москвы и Ямала — зарплата одна, в Пензенской или Тамбовской области — совсем другая. Этот фактор со временем немного сгладили за счет большего перераспределения нефтяной ренты. Но с введением материнского капитала резко вырос другой фактор — количество детей в семье. Он стал главным и косвенно способствует росту бедности. Второй ребенок сдвигает семью в сторону бедности, а с тремя семья уже точно там. Желая стимулировать рождаемость, мы получили другую проблему. Спасибо, что до 3 лет продлили пособие на детей, но этого мало. Семьи с детьми должны поддерживаться более интенсивно. Тогда мы сможем гармонизировать и демографическую политику, и политику по поддержке детей, выводу семей из бедности.

Вызов бедностью

Рост уровня бедности — доли населения с доходами ниже прожиточного минимума — был относительно небольшим. Прожиточный минимум не рос так быстро, как индекс потребительских цен — у него другая структура наполнения, больше хлеба и картошки. Благодаря этому бедность в период кризиса выросла с 10,9% до 13% с небольшим. А по указу ее с этого уровня надо будет снижать вдвое. Прожиточный минимум во многих регионах 9,5-10 тысяч рублей и его не опустить. Как уполовинить бедность без быстрого роста доходов? Я как регионалист не понимаю. Очень интересно, как в Тыве с 41% бедного населения выйдут на плановый показатель 17%.

Нужно еще соизмеряться с ощущениями людей. Росстат опросил 48 тысяч россиян о субъективном ощущении бедности, что люди думают сами. Одному проценту не хватает даже на еду, еще 14% — на еду еще хватает, а на одежду и обувь уже не очень. Простите, но это уже не бедность, это близко к нищете. 49% могут купить одежду и обувь, оплатить ЖКУ, но если сломался холодильник или стиральная машина, уже есть проблемы у домашнего хозяйства. Даже если мы статистически снизим бедность, люди будут думать по-другому. Они по самоощущениям оценивают.

Как выравнивать регионы


С налоговой политикой как инструментом выравнивания регионов тоже все не просто. Мы страна с чудовищно неравномерной налоговой базой. В 2018 году 26% налогов в федеральный бюджет давал один Ханты-Мансийский АО. Это нефтяная рента, НДПИ. Еще 12% дает Москва, это НДС в основном, и 10% — Ямало-Ненецкий АО, это тоже НДПИ. Получается, что на три региона приходится почти половина всех налоговых доходов федерального бюджета. Треть доходов — нефтегазовая рента. Правильно, что в рентной стране рентные налоги должны собираться в центральный бюджет. А потом они должны перераспределяться. Значит, вопрос к качеству перераспределения, он ключевой для развития России.

Неадекватные трансферты

Проблема в том, как распределяются трансферты. Могу сказать, что бесконечный поток трансфертов республикам Северного Кавказа не дает практически никакого эффекта с точки зрения роста, в Счетной палате с этим разбирались. Больше всего трансфертов получает Дальний Восток — по бюджетному содержанию он очень дорог.

Зависимость бюджетов регионов от трансфертов с годами почти не меняется. У кого особо не было трансфертов, так и живут. У кого их очень много — ничего не меняется, доля трансфертов в бюджетах та же. Реципиентом быть выгодно. Надо что-то с этим делать. Да, регионы отстающие, слабые, их надо поддерживать, но давайте разбираться в эффективности поддержки, почему поддержка вырастает год от года, вне зависимости от результатов. Это вечный вопрос, очень болезненный. Но обсуждать надо.

Что получилось?

Усилия по выравниванию регионов привели к тому, что большинство регионов выровнено по душевым расходам, хотя есть те, кто особо дотируется. А если тебя выровняли, тебе зачем трудится, бороться? Вот так и живем. Но это же антистимулы к развитию!

Бюджеты регионов критически социальны. На развитие у них денег особо не остается. Тратить на развитие могут себе позволить либо богатые регионы (Москва, Тюменская область с автономными округами, Сахалин), либо те, кому дали большие трансферты (Крым, Севастополь, Чукотка, Калининградская обл.). У всех остальных руки связаны. И как в таких условиях поднимать экономику?

Неплохая динамика и по долгам. С января по сентябрь 2019 года долги регионов сократились на 11% — до 2,2 трлн руб., это 20% от собственных доходов консолидированных бюджетов. Минфин жестко заставляет экономить на расходах.

Развивать города

В рамках стратегии пространственного развития принято решение о поддержке агломераций. Разумная вещь. Действительно, нельзя все время стоять на нефтегазовой ноге. Крупные города с населением свыше полумиллиона жителей могут развиваться даже без федеральной помощи, если не изымать у них столько налогов в региональный бюджет. Хотя все они разные. Быстрее растут Тюмень, Казань и Краснодар. У многих других некоторые показатели хуже среднероссийских. У меня вопрос — мы всем сорока городам будем размазывать те небольшие деньги, которые будут выделены на поддержку инфраструктуры или лучше сделать некую очередность? Какое-то гласное обсуждение очередности, приоритетности, оно же должно быть. Потому что лучше пошагово поднимать города.

Важно, как это делать. Уровень дотационности бюджетов городских округов (это крупные города, региональные столицы и крупные индустриальные центры) доведен практически до 60%. А самое печальное — доля субвенций составляет 34% всех доходов бюджета города. Что это значит? Региональные власти решили, на что тратить, деньги перечислили, а городской муниципалитет просто оператор. Он просто эти деньги распределяет. То есть управленческую вертикаль дотянули до самого низа. И как мы будем развивать крупнейшие города? Они же сверху не развиваются. Это живые организмы, посмотрите любой курс урбанистики. Города растут и снизу — через городские сообщества, городские бизнесы, и сверху — через грамотную систему управления, развитие инфраструктуры и т.д. Если пытаться развивать только сверху, то эффекта не будет, ничего не получится.

Все, что я рассказала — это вызовы, их надо видеть. Если мы будем закрывать на них глаза, эти вызовы не дадут нам нормально развиваться. Надо обсуждать, что с этим делать, простых решений не существует.

Две столицы

Положение Петербурга гораздо лучше большинства российских регионов, с которыми Северную столицу даже сравнивать в большинстве случаев некорректно, ресурсы Петербурга уступают только московским. Например, так же, как и в столице, демографическая и экономическая ситуация у Петербурга гораздо лучше, чем у многих других регионов.

Бюджеты различаются очень сильно, московский бюджет в 4 раза больше петербургского, и разрыв не сокращается. Динамика доходов бюджета за январь—сентябрь 2019 года в Петербурге несколько хуже (рост на 11%), чем в Москве (на 14%). Поступления налога на прибыль в питерскую казну за этот же период росли очень хорошо (на 24%), как и в московскую (на 21%). Однако поступления от НДФЛ росли медленнее — на 7%, против 11% в Москве.

Одна из причин — уровень зарплат в Петербурге в 1,5 раза ниже, чем в Москве. В столице максимальна концентрация госслужащих, особенно чиновников и силовиков, топ-менеджеров и средних менеджеров крупных компаний и госкорпораций, их зарплаты высоки и исправно индексируются. По этим же причинам в Петербурге хуже и динамика доходов населения — рост за три квартала 2019 года на 3%, против более чем 5% у москвичей.

Заметно хуже Москвы и динамика инвестиций в Петербурге — с 2013 года по 2018 год они сократились на 3%, в то время как в Москве выросли на треть.


Северо-Западный район России — самый маленький по площади, 210,3 тыс. кв. км. Население — около 8 млн человек. Несмотря на это, район обладает выгодным географическим положением благодаря выходу в Балтийское море. Территорию отличает высокий уровень концентрации населения и хозяйства. В результате длительного развития в районе сформировались проблемы, требующие решения.

Проблемы Северо-Западного района

На территории района развиты все отрасли экономики. Главным центром притяжения хозяйства издавна был Санкт-Петербург, что послужило причиной возникновения многочисленных проблем.

Северо-Западный район на карте

Рис. 1. Северо-Западный район на карте.

Основные проблемы Северо-Западного района связаны с неудовлетворительным состоянием окружающей среды:

  • загрязнение водных объектов;
  • угроза наводнений Санкт-Петербурга;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение почвы;
  • сокращение лесов.

Среди сложных вопросов района есть и другие, не связанные с экологией. Например, сокращение населения в малых городах и сельских населённых пунктах. Безработица, исчезновение деревень и сёл приводит к тому, что сельскохозяйственные угодья оказываются заброшенными.

Водные объекты, в первую очередь река Нева и прибрежные воды Балтийского моря, сильно загрязнены. Источниками загрязнения служат промышленные и бытовые стоки, нефтепродукты. Очистные сооружения промышленных предприятий и коммунально-бытовых служб не справляются с функцией очистки.

На побережье моря расположены порты, принимающие и отправляющие углеводороды. В результате часть сырья попадает в воду. Морской вид транспорта также служит источником загрязнения.

Портовое хозяйство на Балтике

Рис. 2. Портовое хозяйство на Балтике.

Санкт-Петербург стоит на берегах Невы. Западные ветры, дующие в течение всего года, не раз обращали воды реки обратно. В результате вода устремлялась в город, происходило наводнение. Катастрофические наводнения повторялись не раз.

Целлюлозно-бумажные, химические предприятия и другие выбрасывают газообразные отходы производств, загрязняющие атмосферу. В городе много автотранспорта, который даёт до 70 % всех газообразных загрязнителей.

Сопредельные государства также дают территории много газообразных отходов. Это сера и её соединения, оксиды азота и другие соединения.

Почва загрязняется твёрдыми отходами производств и бытовым мусором. Хранение мусора в свалках представляет опасность, так как часть гниющих веществ поступает в подземные воды, часть попадает в атмосферу.

Опасные промышленные отходы, вредные для среды и человека, хранятся на обычных свалках.

В результате развития лесной отрасли в районе страдают леса. Сокращаются площади лесных массивов.

В период 90-х годов шло массовое переселение населения из деревень, сёл, посёлков в города. Из малых городов люди переезжали в Санкт-Петербург. Более половины всего населения района проживает в северной столице. Населённые пункты обезлюдели, сельское хозяйство в них пришло в упадок. Развитие льноводства истощило почвы.

Сельское хозяйство Северо-Запада

Рис. 3. Сельское хозяйство Северо-Запада.

Эти и другие проблемы кратко рассматриваются в курсе географии 9 класса.

Пути решения проблем

В Северо-Западном районе достаточно проблем. Пути их решения, прежде всего, заключаются в установке современных очистных сооружений.

Вредные промышленные отходы должны храниться на специально оборудованных полигонах, вдали от населённых пунктов.

Твёрдый бытовой мусор подлежит переработке. Решение социальных проблем должно регулироваться государством.

Что мы узнали?

Северо-Запад — самый маленький район по площади. В районе много проблем разного характера, многие из них связаны с неудовлетворительным состоянием окружающей среды. Решение проблем жизненно необходимо.

Основные проблемы Медвежьегорского муниципального района выявлены в ходе анализа социально-экономической ситуации в районе. Необходимо определить способы и комплексные меры для их решения. Анализ существующих проблем позволит определить стратегические направления, разработать мероприятия по решению указанных проблем.




Для решения всех перечисленных выше проблем необходимы меры, направленные на:

· Повышение инвестиционной привлекательности района, способствующей привлечению инвестиций,

· Развитие доступных и качественных услуг населению,

· Развитие предпринимательской деятельности,

· Развитие инфраструктуры территории и улучшение среды проживания населения района,

· Повышение эффективности экономической и бюджетной политики,

· Повышение эффективности работы органов местного самоуправления, зависящей напрямую от стабильности законодательства, в том числе и в сфере бюджетных отношений.

С целью определения ключевых стратегических направлений социально-экономического развития района, а также устранения неблагоприятных факторов, влияющих на данный процесс, обозначим имеющиеся преимущества Медвежьегорского района:

1) Наличие определенного промышленно-производственного потенциала и объектов производственной инфраструктуры в районе. Развитие производств горнопромышленного комплекса, включая использование Зажогинского месторождения шунгитовых пород, расположенного в северо-восточной части Заонежского полуострова, в районе села Толвуя. Наличие предприятия по производству древесно-стружечных плит с применением технологии ламинирования. Развитие лесозаготовительной отрасли.

3) Наличие запасов природных ресурсов: лесные, водные, минеральные и биологические ресурсы.

5) Наличие свободных производственных площадок для возможного размещения новых производств и реализации инвестиционных проектов.

Оценка района с учетом отрицательных факторов, выявленных на текущий момент времени:

1) Низкий уровень развития придорожной инфраструктуры. Наличие единичных объектов придорожной инфраструктуры, как вдоль федеральных трасс, так и вдоль автодорог республиканского значения. Следствием этого является ограничение возможности развития туризма недополучение дополнительных доходов в местный бюджет.

2) Высокий уровень физического износа объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры и соответственно низкое качество коммунальных услуг, предоставляемых населению, при высоком уровне тарифов и расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг. Значительный объем средств, направляемый на оплату коммунальных услуг муниципальными учреждениями района, способствующий росту расходов муниципального бюджета на данные цели.

3) Отсутствие доступных коммуникаций и инженерной инфраструктуры на отдельных земельных участках, предлагаемых для использования в качестве инвестиционных площадок.

4) Отсутствие взаимодействия органов местного самоуправления непосредственно с конкретными инвесторами, способными принять участие в освоении отдельных территорий. Закрытость отдельных собственников предприятий, или просто отсутствие отдельных делегированных прав от учредителей на открытое взаимодействие с ОМСУ, отсутствие инициативы и конкретных предложений по созданию, развитию, расширению отдельных производств.

6) Отток населения из района вызван, прежде всего, отсутствием свободных современных рабочих мест, особенно в отдаленных населенных пунктах, не приемлемым уровнем заработной платы, отсутствием предложений современного вводимого жилья, пусть даже эконом класса. В районе отсутствуют строительные организации. Ввод жилья осуществляется только частными застройщиками. Люди молодые, окончившие учебные заведения возможно не готовы, или не компетентны в возведении индивидуального жилого дома. Предложений готового жилья, пусть через ипотечное кредитование, нет.

7) В основном собственники отдельных промышленных предприятий находятся далеко за пределами района. Они не заинтересованы в развитии территории, не направляют средства на развитие производств. Значительное количество предприятий работают с убытками, денежные потоки выводятся с территории района. Соответственно это, прежде всего, влияет на доходную часть бюджета.

8) Отток лиц молодого поколения порождает недостаток квалифицированных кадров, соответствующих квалификационным требованиям крупных работодателей, отсутствие возможностей переобучения и повышения квалификации (без выезда из района и населенного пункта). Отсутствует возможность освоения новых профессий и специальностей, пользующихся спросом на рынке труда при современном уровне производств.

Читайте также: