Религия саудовской аравии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Большую часть населения королевства Саудовская Аравия представляют племена, объединённые общим названием саудовцы (аравийцы). Сегодня власть в этом государстве принадлежит Аль Саудам, которые являются одной из самых известных современных королевских династий.

Если же говорить о населении Аравии, то оно в большинстве своём придерживается строгих законов шариата. Возможно, именно поэтому множество традиций саудовцев кажутся европейцам странными или даже шокирующими. Впрочем, и сам этот народ, и его государство способно удивить нас интересными фактами. Что необычного таят в себе Саудовская Аравия и её жители?

Древний народ кочевников

История саудовцев начинается приблизительно во II тысячелетии до нашей эры. Именно в ту пору территорию нынешней Саудовской Аравии занимали кочевые племена. Это были самые разные арабские общины, но для появления этноса им необходимо было объединиться. Благодаря племенному союзу кинда происходит слияние народностей.

Исторический путь аравийцев не был простым. Их земли оказывались в центре значительных политических преобразований и войн. Времена распространения ислама становятся ключевыми для аравийского народа.

Именно эта религия оказала особенное влияние на жизнь саудовцев. Более того, короли династии Саудитов считаются главными хранителями святынь. Кстати, монарху в Саудовской Аравии принадлежит власть над всем в стране. Здесь нет оппозиции, под запретом находится даже критика решений правителя.

Если говорить не только о народе Саудовской Аравии, но и о самой стране, то стоит отметить особенности географического положения (а они по-своему необычны). Во-первых, государство расположено на Аравийском полуострове, причём занимает 70% его территории.

Во-вторых, на Ближнем Востоке именно Саудовская Аравия является самой большой страной. В этом государстве есть море, горы, пустыни. Поразительным кажется даже климат страны. В самых засушливых регионах температура воздуха может достигать +60 градусов по Цельсию, а в других районах фиксируется влажность воздуха 100%.

Авторы: Н. Н. Алексеева (Природа: физико-географический очерк), Н. А. Божко (Природа: геология), А. В. Седов (Исторический очерк), Г. Г. Косач (Исторический очерк), Г. Л. Гукасян (Хозяйство), В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), М. Н. Суворов (Литература), Е. С. Якушкина (Архитектура и изобразительное искусство) /2015/. Н. Н. Алексеева (Природа: физико-географический очерк), Н. А. Божко (Природа: геология), А. В. Седов (Исторический очерк), Г. Г. Косач (Исторический очерк), Г. Л. Гукасян (Хозяйство), В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), М. Н. Суворов (Литература), Е. С. Якушкина (Архитектура и изобразительное искусство). Актуализация: редакция БРЭ /2021/ Авторы: Н. Н. Алексеева (Природа: физико-географический очерк), Н. А. Божко (Природа: геология), А. В. Седов (Исторический очерк), Г. Г. Косач (Исторический очерк); >>

САУ́ДОВСКАЯ АРА́ВИЯ (араб. Аль-Ара­бия ас-Сау­дия), Ко­ро­лев­ст­во Сау­дов­ская Ара­вия (араб. Аль-Мам­ля­ка аль-Ара­бия ас-Сау­дия).

Ваххабитский ислам в конце 20-х годах XX века позволил королю Абд ал-Азизу интегрировать ранее разрозненные племена и региональные группировки в единую централизованную систему и создать государственный строй, основанный на сбалансированном применении шариатской системы права и политики модернизации в разных сферах общественной жизни. Тем не менее многие оппозиционные группы, сформированные по территориальному, религиозному и социальному признакам стремятся к влиянию на происходящие в стране процессы.

В настоящее время экспорт идеологии ваххабизма является одним из основных направлений внешнеполитической деятельности Саудовской Аравии (достаточно упомянуть Боснию, Египет, Кашмир, Чечню, Афганистан, Великобританию). Стабильно высокие цены на нефть на мировых рынках обеспечивают материальные возможности для широкого распространения книг, подготовки проповедников и обучения иностранных кадров в исламских университетах страны (в Мекке, Медине, Эр-Рияде). Ваххабитские учебные центры, финансируемые из Эр-Рияда, действуют в Европе, Северной Америке и в России. Попытки внедрения ваххабитской идеологии в различных странах мира зачастую наталкиваются на сопротивление традиционных суфийских авторитетов.

Религиозная полиция (мутавваин), руководитель которой официально входит в правительство, поддерживает систему правил общественного поведения, вытекающих из ваххабитской интерпретации шариата. По данным международных правозащитных организаций, религиозная полиция часто допускает существенные нарушения основных прав и свобод человека и гражданина.

На территории КСА находятся основные мусульманские святыни — Мекка и Медина, а также большое количество мест и памятников, связанных со священной историей ислама. Правящий клан, используя нефтяные доходы, активно пытается позиционировать себя как центр исламского мира, в частности, используя для этого ресурсы ОИК.

Шиитская оппозиция и статус шиитской общины в КСА. Шиитская община в КСА насчитывает около 1 миллионов человек, что составляет 4–5 % от всего населения страны. Большинство шиитов проживают в Восточной провинции, где они составляют до 60 % населения; на западе КСА проживают около 250 тысяч шиитов. По этническому составу шиитская община крайне разнородна: помимо собственно арабской составляющей (саудовские арабы), часть шиитов происходит из Ирана, Йемена, Индии и Пакистана. В столице КСА Эр-Рияде проживает около 30 тысяч шиитов, однако точных данных об их численности нет.

Суннитским руководством страны шииты воспринимаются как группа риска, способная оказывать подрывное влияние на государственность королевства. Несмотря на декларируемое равенство в различных сферах общественной жизни, шииты почти не представлены в органах государственного управления.

КСА и Иран являются полюсами влияния в регионе. Политика недоверия и взаимных обвинений, помноженная на многовековую религиозную вражду, заставляет подавляющее большинство населения Саудовской Аравии воспринимать шиитов как потенциальных проводников иностранного влияния. После исламской революции в Иране руководство ИРИ активно поддерживает экспорт хомейнистской модели. На это саудовское руководство отвечает депортациями лидеров подпольных групп, арестами и репрессиями.

Ключевые слова: Саудовская Аравия, правящая династия, Ибн Сауд, ваххабизм, Мухаммед ибн Абдель Ваххаб, ханбалитская правовая школа, секуляризация, салафизм.

Однако проблема не может быть сведена лишь к этому обстоятельству: не только сегодняшний день, но и историческая ретроспектива способны представить свидетельства неоднозначности отношений между этими двумя группами элит. Сама же эта неоднозначность определялась (медленной, но очевидной) эволюцией государства, осуществлявшего движение по пути консервативной модернизации, усложнявшей политическую систему и содействовавшей ее структурной дифференциации. Одним из итогов этой эволюции становилась секуляризация, когда религия и связанные с ней богословы начинали играть функционально специализированную роль, ограниченную вероисповедной практикой, а значимые секторы социально-культурного пространства этатизировались, переходя (пусть и в специфической форме) под контроль государства.

Эпоха Ибн Сауда: правитель и богословы

Формирование третьего саудовского государства – современной Саудовской Аравии (в саудовском историко-политическом дискурсе процесс имеет название таухид ад-дауляобъединение государства) – длительный период[9], исходной точкой которого стал захват Ибн Саудом Эр-Рияда (1902 г.), а конечной – 1932 г., когда это государство получило свое нынешнее название – Королевство Саудовская Аравия[10]. В течение этого времени король-основатель добился политического господства (методами военной агрессии и аннексии) над Недждом, западным побережьем Персидского залива (ныне Восточная провинция), Хиджазом с Двумя Благородными Святынями – Меккой и Мединой, югом и юго-западом страны – Неджраном и Асиром.

Власть и религия: дифференциация сфер полномочий

Смерть Ибн Сауда увеличила заинтересованность в союзе друг с другом каждого из ведущих акторов саудовской политики. Для этого были внутренние причины – смена поколений на вершине политической власти, принявшая форму конфликта между первым наследником основателя государства Саудом бен Абдель Азизом и принцем (в дальнейшем третьим саудовским монархом) Фейсалом бен Абдель Азизом, развивавшегося на фоне широкого движения в поддержку конституционных преобразований. Саудовская Аравия испытывала мощное воздействие событий в окружающем ее регионе, где расширялась сфера влияния панарабской идеологии, в первую очередь, насеровского толка. Отвечая на внешний вызов, саудовское руководство противопоставляло ему идею исламской солидарности, нашедшую свое воплощение в созданной по его инициативе в мае 1962 г. Лиге исламского мира.

Придание законности изменениям, происходившим на вершине властной пирамиды (отстранение от власти Сауда бен Абдель Азиза, место которого в 1964 г. занял Фейсал бен Абдель Азиз), требовало уступок клирикам, специальной фетвой санкционировавшим смену правителя. Речь шла о расширении штата сотрудников Лиги поощрения добродетели и осуждения греха и увеличении ее финансирования, ограниченном введении богословов в состав коммерческих судов и передаче под их контроль созданного в 1960 г. Генерального управления женских школ, возглавленного верховным муфтием[27]. После длительных переговоров с ведущей фигурой корпуса богословов король Фейсал бен Абдель Азиз смог добиться и фетвы, признававшей соответствующим шариату принятый в 1968 г. Закон о труде[28].

В 1950-е – первую половину 1960-х годов Мухаммед бен Ибрагим, исполняя обязанности верховного муфтия, руководил Высшим советом Лиги исламского мира, возглавлял Центр издания фетв – институт, определявший общую позицию корпуса богословов в отношении важнейших проблем общественно-политической жизни, выступая и в роли главы сообщества шариатских судей. В его руках были сосредоточены управление всеми религиозными учебными заведениями и контроль над печатными изданиями богословского характера; он же был имам-хатыбом Главной мечети Эр-Рияда[29].

Корпус богословов едва ли не полностью подчинялся власти, в свою очередь, получавшей его поддержку выдвигаемым начинаниям. Так, на рассмотрение собирающегося два раза в год (правда, по требованию политического руководства он может собираться и на чрезвычайные заседания) Совета высших улемов стали выноситься насущные проблемы общественной жизни, имеющие отношение к уголовным делам, семейному праву, медицинским либо экономическим вопросам.

При всем значении фетв Совета высших улемов их действенность не должна преувеличиваться: любое шариатски оправданное суждение (если речь не идет о запросах власти, которые в обязательном порядке трактуются в ее пользу) может быть претворено в жизнь при условии его утверждения кабинетом министров. При этом власть может и не согласиться с содержанием той или иной фетвы, и примером такого несогласия стало решение предшественника нынешнего монарха в отношении вынесенного 22 марта 2006 г. отрицательного суждения, касавшегося частичной перестройки территории Главной мечети Мекки. Обратившись к зарубежным улемам, король получил фетву, поддержавшую его начинание[46].

Совет высших улемов: источники формирования и деятельность

Реформы власти меняли со временем и Совет высших улемов, и направления его деятельности. В первую очередь это касалось состава этого высшего института саудовского религиозного истеблишмента.

Когда-то религиозная проповедь Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба и его союз с Аль Сауд превратили выходцев из семьи Аль аш-Шейх в основу корпуса богословов. Вплоть до 1960 г. 90% фетв богословов основывались на сочинениях основателя официальной религиозной доктрины[47]. В состоявшей из семи человек делегации улемов, принесших в 1953 г. присягу (аль-бейъа) королю Сауду бен Абдель Азизу, шесть принадлежали к семье Аль аш-Шейх[48]. Преданная гласности в 1962 г. фетва богословов, санкционировавшая отстранение короля Сауда и передачу трона Фейсалу бен Абдель Азизу, была подписана 12 улемами, пять из которых были потомками реформатора ханбализма[49].

Рассматривая развитие Совета высших улемов с момента создания и до начала 2000-х гг. (за это время его членами становились 52 богослова), франко-ливанский исследователь констатировал, что абсолютное большинство улемов, входивших в этот орган религиозной власти, были уроженцами Неджда – 73% (9% – Хиджаза, 7% – Асира и Джаззана, 4% – Восточной провинции и 7% – натурализовавшиеся иностранцы)[52]. Тому было логичное объяснение: в Неджде зарождалась ваххабитская версия ханбализма. Низкое же представительство иных регионов стало косвенным показателем узости распространения этой версии за пределами Неджда. Кроме того, 79% недждийских улемов были выходцами из крупных племен, и только 4% – уроженцами традиционно оседлых жителей оазисов. Курс Ибн Сауда на седентаризацию бедуинов и активное распространение в их среде ваххабитского ханбализма принес свои плоды, в то время как нефтяная эпоха открыла перед уроженцами становившихся городами оазисов иные сферы профессиональной деятельности.

Усложнение политической системы: процессы начала 2000-х годов

Исторический нарратив: этатизация религии (Вместо заключения)

[9] Первое саудовское государство (1745–1811) было разрушено в итоге экспедиции на Аравийский полуостров армии египетского правителя Мухаммеда Али. Второе (1843–1865) пало из-за разногласий в семействе Аль Сауд и усиления созданного на западе Неджда ведущей семьей этого региона Аль ар-Рашид эмирата Джебель-Шаммар. См.: Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М.: Наука, 1982. С. 86–260.

[11] Tuson P., Quich E. (eds.) Arabian Treaties, 1600–1960. Saudi Arabia. Archive Editions, Oxford: Redwood Press, 1992. Р. 21–23, 31–32, 102–108.

[12] Ат-Таалимат аль-асасийя ли аль-Мамляка аль-Хиджазийя (Основные положения Хиджазского королевства) // Бен Баз А.А. Ан-низам ас-сиясий ва ад-дустурий ли аль-Мамляка аль-Арабийя ас-Саудийя (Политико-конституционная система Королевства Саудовская Аравия). Эр-Рияд: Дар аль-хуррейджи, 2000. С. 253–263.

[13] Недждийское религиозно-политическое движение, сыгравшее ведущую роль в завоевательных походах Ибн Сауда.

[15] Мулин Н. Уляма аль-ислям. Тарих ва бунья аль-муассаса ад-динийя фи Ас-Саудийя байн аль-карнейн XVIII ва XXI (Клирики ислама. История и структура религиозного истеблишмента Саудовской Аравии. XVIII–XXI вв.). Бейрут: Аль-Муассаса аль-арабийя ли аль-абхас ва ан-нашр, 2011. С. 150, 154.

[17] Ар-Рашид М. Ас-сияса фи ваха арабийя (Политика в аравийском оазисе). Бейрут: Дар ас-Саки, 2003. С. 102.

[18] Вусуль джалялят аль-малик ли асымат Неджд (Прибытие его величества короля в столицу Неджда) // Умм аль-Кура, № 241, август 1929. С. 1.

[19] Аль-Амр би аль-мааруф (Поощрение добродетели) // Умм аль-Кура, № 91, 10 сентября 1926. С. 2.

[20] Ан-Низам аль-асасий ли аль-хукм (Основной закон правления). Ст. 23 // Бен Баз А.А. Ан-Низам ас-сиясий. С. 268.

[22] Al-Rasheed M. A History of Saudi Arabia. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2010. Р. 63–66.

[24] Ан-Низам аль-асасий ли аль-хукм. Ст. 6 // Бен Баз А.А. Ан-Низам ас-сиясий. С. 265.

[26] Мулин Н. Уляма аль-ислям. С. 216–218.

[27] Джалялят аль-малик ясдыр амраху аль-карим ли аль-исраа фи тахъиа мадарис аль-банат (Его величество король издает благородный указ об ускорении подготовки школ для девочек) // Умм аль-Кура, № 1827, 15 июля 1960. С. 1.

[28] Мулин Н. Уляма аль-ислям. С. 228–229.

[30] Мулин Н. Уляма аль-ислям. С. 320–321.

[31] Здесь и далее: Суму аль-амир Фейсал аль-муаззам яъалян фи байан визарий ас-сияса ад-дахилийя аль-джадида (Его Высочество принц Фейсал провозглашает в заявлении Совета министров о новой внутренней политике) // Умм аль-Кура, № 1944, 2 ноября 1962. С. 1, 6.

[32] Коран 3:106. Здесь и далее: Перевод И.Ю. Крачковского.

[33] Аль-Хукума ас-саудийя тактаъ илякатиха ад-дипломасийя маа Аль-Джумхурийя Аль-Арабийя Аль-Муттахида (Саудовское правительство разрывает дипломатические отношения с Объединенной Арабской Республикой) // Умм аль-Кура, № 1944, 2 ноября 1962. С. 2.

[34] Авамир малякийя карима (Благородные королевские декреты) // Умм аль-Кура, № 2387, 3 сентября 1971 г. С. 1.

[38] Авамир малякийя карима. С. 1.

[44] Сторонники самой ранней (середина VII в.) исламской религиозно-политической группировки, ушедшие из лагеря халифа Али и начавшие борьбу с ним. Отличались высокой степенью религиозного фанатизма и жестокостью к инакомыслящим единоверцам.

[47] Мулин Н. Уляма аль-ислям. С. 271–272.

[48] Кудум вафд уляма Неджд би риаса самаха аль-муфти аль-акбар мин Ар-Рияд иля Джидда (Прибытие делегации улемов Неджда во главе с верховным муфтием из Эр-Рияда в Джидду) // Умм аль-Кура, № 1489, 13 ноября 1953. С. 6.

[49] Иджмаа аль-уляма ва аль-усра аль-малика аля ан тунат сумуввуху Фейсал джамиа ас-саляхийт ли тасриф шуун ад-дауля (Единодушие улемов и королевской семьи в отношении передачи Его Высочеству Фейсалу полномочий на управление делами государства) // Умм аль-Кура, № 2015, 3 апреля 1962. С. 1.

[50] Косач Г.Г. Саудовский дипломатический корпус: этапы эволюции и источники формирования. М.: ИБВ, 2008. С. 73–74, 156.

[51] Мулин Н. Уляма аль-ислям. С. 275.

[52] Здесь и далее: Там же. С. 278–288.

[54] Мулин Н. Уляма аль-ислям. С. 292–298.

[56] Низам аль-када (Закон о судопроизводстве). Ст. 5. // Бен Баз А.А. Ан-Низам ас-сиясий. С. 279.

[65] Ан-Низам аль-асасий ли аль-хукм. Ст. 2. // Бен Баз А.А. Ан-Низам ас-сиясий. С. 264.

В России оба этих религиозных праздника обычно называются Ураза-байрам и Курбан-байрам.

Имелись в виду события 628 г., связанные с неудачной попыткой еще пребывавшего в Медине Мухаммеда осуществить малый хадж в Мекку, закончившиеся, тем не менее, подписанием соглашения (о необходимости которого говорила Хинд бинт Сухейль) с мекканцами, впервые признавшими Пророка равноправной стороной.

[94] Здесь и далее: Аль-Усейман А.С. Тарих аль-Мамляка аль-Арабийя ас-Саудийя. Аль-Джуз аль-авваль (История Королевства Саудовская Аравия. Ч. I). Эр-Рияд: Мактабат аль-малик Фахд аль-ватанийя, 1999. С. 59–78.

[96] Здесь и далее: Аль-Усейман А.С. Тарих аль-Мамляка аль-Арабийя ас-Саудийя. Аль-Джуз ас-сани. (История Королевства Саудовская Аравия. Ч. II). Эр-Рияд: Мактабат аль-малик Фахд аль-ватанийя, 1999. С. 43–71.

[97] Аз-Зирикли Х. Аль-ваджиз фи сират аль-малик Абдель Азиз (Краткое описание жизни короля Абдель Азиза). Бейрут: Дар аль-абхас, 1972. С. 89.

[98] Аль-Усейман А.С. Тарих аль-Мамляка аль-Арабийя ас-Саудийя. Аль-джуз ас-сани. С. 355.

[101] Аль-Хукайль С.А.-Р. Жизнь шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба. М.: Прогресс, 2003. С. 66.

[104] Аль-Хассын С.А.-Р. Аль-Хуррийя ад-динийя фи ас-Саудийя (Религиозная свобода в Саудовской Аравии). Эр-Рияд: Дар аль-гайна ли ан-нашр, 2009. С. 51.

Календарь ИВ РАН

Март 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Анонсы

21-23 марта 2022 г. проводится Центром исследований общих проблем современногоВостока Института востоковедения РАН (ЦИОПСВ)

Международное гуманитарное сотрудничество: направления, проблемы, перспективы, влияние пандемии

Читайте также: