Милосердие в исламе кратко

Обновлено: 04.07.2024

В Исламе у милосердия имеется более глубокое значение, породившее важную черту в жизни каждого мусульманина, за проявление которой он вознаграждается Богом.

Милосердие Бога, охватывающее все Его творения, мы видим во всем, что только может охватить наш взор: в солнце, обогревающем и освещающем наш мир, в воздухе и воде, которые жизненно необходимы всему сущему.

Бог заверяет нас в том, что кто бы ни совершил грех, он будет прощен, если раскается и прекратит совершение этого проступка. Бог говорит:

كَتَبَ رَبُّكُمْ عَلَى نَفْسِهِ الرَّحْمَةَ أَنَّهُ مَنْ عَمِلَ مِنْكُمْ سُوءًا بِجَهَالَةٍ ثُمَّ تَابَ مِنْ بَعْدِهِ وَأَصْلَحَ فَأَنَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ

Этот стих Корана подтверждается повествованием пророка Мухаммада, в котором он приводил следующие слова Бога:

…что показывает, что Ислам основан на милосердии, и что Бог послал Пророка Мухаммада, да пребудет над ним милость и благословение Бога, в качестве милости ко всем созданиям без исключения.

لَقَدْ جَاءَكُمْ رَسُولٌ مِنْ أَنْفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُمْ بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ

Этот стих четко проявился в манерах и поведении Пророка, ведь он прошел через многие невзгоды ради передачи послания Бога. Пророк был также чрезвычайно мягок в наставлении своего народа, и каждый раз, когда люди причиняли ему вред, он всегда просил Бога простить им их невежество и жестокость.

Кто-то может подумать, что нравственность Мухаммада очевидна, ведь он – пророк. Но его сподвижники были обычными людьми, посвятившими свои жизни послушанию Богу и Его Пророку. Например, Абу Бакр Ас-Сиддик потратил все свое имущество на выкуп рабов у их жестоких хозяев, а затем, во имя Бога, давал им свободу.

Однажды, разъясняя своим сподвижникам правильное представление о милосердии, Пророк сказал, что оно состоит не в том, чтобы быть добрым к родственникам и друзьям, а в проявлении милости и милосердия к обществу в целом: как к знакомым людям, так и к незнакомым.

Среди бессердечных доисламских традиций были такие действия, как принесение своего ребенка в жертву божествам и закапывание девочек заживо. Эти направленные против детей обычаи неоднократно строго запрещались Кораном и Сунной Пророка.

Говоря о милосердии Пророка по отношению к детям, можно рассказать следующий случай. Однажды он возглавлял молитву, а его маленькие внуки Аль-Хасан и Аль-Хусайн, играя, забрались на его спину. Боясь навредить им, Пророк не вставал, а так и оставался в земном поклоне. В другой раз Пророк совершал молитву, держа при этом Умаму, свою внучку.

Доброта Пророка затрагивала не только его собственных детей, но и обычных детей, игравших на улице. Завидев Пророка, дети сбегались к нему, а он встречал их доброй улыбкой и с раскрытыми объятьями.

По многим случаям Пророк учил нас, как нужно воспитывать детей в доброй, любящей атмосфере, а также тому, что нельзя их бить, ударять по лицу и унижать. Как-то раз один человек увидел, что Пророк целует своего внука. Он изумился мягкости Пророка и сказал:

В соответствии с приведенным стихом Корана выступают манеры Пророка по отношению к сиротам. Пророк сказал:

Чтобы сирота чувствовал, что его ценят, что, потеряв любовь своих родителей, он обрел любовь и заботу других людей, Пророк поощрял доброту, говоря, что человек вознаграждается благими делами за каждый волосок, который он погладит на голове сироты.

إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا

Одно из высказываний Пророка сообщает нам, что поглощение имущества сироты – один из семи самых тяжких грехов.

Милосердие в Исламе распространяется и на врагов во время войны и мира, ведь пророк Мухаммад побуждал сподвижников сохранять родственные связи с теми родственниками, которые все еще не веровали, посредством призыва и дарения им подарков.

А во время войны Пророк запрещал своим сподвижникам причинять вред пожилым, раненым, женщинам, детям, а также людям в местах поклонения. Запрещено было уничтожать поля и уродовать трупы врагов.

Приказы Пророка в отношении пленных строго соблюдались его сподвижниками. В одной из историй, рассказанной пленником, говорится, что после пленения он жил с мусульманской семьей. Каждый раз, когда они ели, они отдавали ему хлеб, а сами ограничивались финиками (в то время хлеб ценился выше фиников).

Когда Пророк, да пребудет над ним милость и благословения Бога, победоносно вошел в Мекку после нанесения поражения курайшитам, он обратился к ним и спросил:

И в этот день, когда меньше всего ждали терпимости и прощения, Пророк установил пример милосердия и прощения, освободив пленных без выкупа и простив им преследования и жестокие пытки в отношении мусульман, которые длились тринадцать лет с момента начала передачи послания Ислама.

Животных тоже не обошли стороной. В Исламе им были даны многие права. Например, когда Пророк увидел ослика с заклейменной мордой, он сказал:

Пророк однажды сказал, что женщину отправили в ад за кошку, которую она лишила свободы, не давая ей есть и не давая возможности самой найти себе пропитание. Также Пророк говорил, что один мужчина попал в рай за то, что дал воды собаке в пустыне, когда та тяжело дышала, испытывая жажду.

Пророк запретил точить ножи в присутствии животных перед их забоем. Кроме того, был запрещен забой одного животного в присутствии другого. Об этом ясно говорится в одном из высказываний Пророка:

إن الله كتب الإحسان على كل شيء، فإذا قتلتم فأحسنوا القتلة، وإذا ذبحتم فأحسنوا الذبح، وليحد أحدكم شفرته، فليرح ذبيحته

Один из сподвижников рассказывал, что, когда они путешествовали с Пророком, они обнаружили птицу и отложенные ею яйца. Они забрали у матери ее потомство, но она подошла и стала хлопать крыльями. Тогда Пророк спросил:

أيكم فجع هذه ببيضتها؟ فقال رجل: يا رسول الله أنا أخذت بيضتها. فقال النبي صلى الله عليه وسلم: اردده رحمة لها

Права животных подтверждались Пророком, когда он говорил, что любой, кто своей мишенью делает живое творение, проклят. Было строго запрещено устраивать бои животных, когда одно из них должно ранить другое, ведь у животных тоже есть чувства, а это определенно будет мучением для них.

Исламское понятие милосердия всеобъемлюще и подчеркивает взаимосвязанность всего сотворенного с собой и с Творцом. Милосердие начинается с Бога и даруется Им каждому живому созданию. Как животные, так и люди проявляют друг к другу милосердие, гармонично сосуществуют, и, проявляя милосердие, они тем оказываются объектом еще большего милосердия Бога. Такое видение Ислама поощряет снятие барьеров между народами и является основополагающим фундаментом, на котором строятся жизнь и цивилизация.


Например, глубокий нравственный смысл Ислама, заложенный в этом аяте, может понять любой человек:

وَإِنْ كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَىٰ مَيْسَرَةٍ ۚ وَأَنْ تَصَدَّقُوا خَيْرٌ لَكُمْ ۖ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ

Такое отношение Посланника Аллаха ﷺ к долгу необходимо признать признаком революционной новизны в развитии нравственности человечества. Веками до этих призывов к милосердию по отношению к должникам тысячи людей попадали в кабалу, становились рабами, нищими, ибо такая традиция была общепринятой для народов мира. Принципиально новое отношение Ислама к должникам выражает высочайший нравственный уровень учения Порока Мухаммада ﷺ . Вполне закономерным является тезис о том, что Ислам есть высшее развитие монотеистических верований: иудаизма и христианства. Если вспомнить историю человечества, когда миллионы должников стали рабами у богатых заёмщиков, то он вполне обоснован.

Известно, что мекканские суры полны аятов, выражающих милосердное отношение к обездоленным, сиротам, вдовам и неимущим. В этом и есть истинная природа, смысл Ислама, изложенные в Священным Коране и хадисах Пророка Мухаммада ﷺ . Не политика и властные отношения среди арабских племен, как пытаются доказать некоторые исследователи, стали источником революционных проповедей Посланника Аллаха ﷺ .

Высоконравственные люди закономерно станут проводить соответствующую политику, основанную на гуманности и демократичности. По велению Всевышнего Пророк ﷺ выступил за отказ от варварских традиций, когда нищие, вдовы, новорождённые представители женского пола и сироты были лишены всякой социальной и юридической помощи. Выполняя волю Аллаха, Мухаммад ﷺ выступил с принципиально новой нравственностью, которая стала основой формирования арабо-исламской культуры.

Мы не стремимся идеализировать мусульман, у них были и есть множество проблем, которые с соизволения Творца решаются правоверными. Однако мы уверены в том, что Ислам воплощает высокую нравственность, которая может стать примером для подражания для народов мира. Такая уверенность основывается на статистической информации о том, что единственно религия Аллаха в современных условиях обеспечивает нормальное воспроизводство нового поколения. Отметим, что высокая рождаемость в Китае и Индии не сопровождается соответствующим формированием основ нравственности, ибо духовность народов этих стран осталась на уровне язычества.

ا عُوقِبْتُمْ بِهِ ۖ وَلَئِنْ صَبَرْتُمْ لَهُوَ خَيْرٌ لِلصَّابِرِينَوَإِنْ عَاقَبْتُمْ فَعَاقِبُوا بِمِثْلِ مَ

وَاصْبِرْ وَمَا صَبْرُكَ إِلَّا بِاللَّهِ ۚ وَلَا تَحْزَنْ عَلَيْهِمْ وَلَا تَكُ فِي ضَيْقٍ مِمَّا يَمْكُرُونَ

إِنَّ اللَّهَ مَعَ الَّذِينَ اتَّقَوْا وَالَّذِينَ هُمْ مُحْسِنُونَ

(смысл): «И если вы наказываете посягнувшего на вас злодея в отместку, то наказывайте подобным тому, чем вы были наказаны, не излишествуйте. А если вы проявите терпение и оставите отместку, то это, несомненно, лучше для терпеливых.

И терпи же, о Мухаммад, то, что постигает тебя на пути Аллаха, ведь твое терпение – только с Аллахом [только Он помогает тебе и поддерживает тебя], и не печалься за тех, кто не отвечает на твой призыв, и не будь в стеснении [не тревожься] от того, что они говорят и замышляют.

Милосердие как основа мировоззрения мусульман отражена во многих притчах народов Ислама. Приведём один из них:

Ради Аллаха – значит безвозмездно, без всякого желания получить какую-либо выгоду или пользу. Именно безвозмездность есть основа нравственности мусульман, исходящей из принципа Милосердия. Милостивый – это одно из самых прекрасных Имен Всевышнего Аллаха, олицетворяющее мусульманство.


Вера

Милосердие в Исламе (аль-мархама) — это сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку, готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Или же, по другому это божественное снисхождение и абсолютная благодарственная милость к человеку.

Милосердие Всевышнего охватывает все Его творения. На это указывает многое во вселенной, например, существование солнца, обогревающего наш мир, воздух, вода, растительность — все, что необходимо всему сущему. Также, создав человека. Всевышний Аллах не оставил его без присмотра, ниспослав посланников и Свое руководство об истине.

Милосердие в Исламе: аяты, хадисы

Данный аят указывает на то, что Ислам основан на милосердии, и что Бог послал Пророка Мухаммада (мир ему) в качестве милости ко всем созданиям без исключения.

Что представляет собой милосердие в Исламе?

Милосердие в Исламе представляет собой любовь, терпение, доброту, жалость и умение прощать. Это одно из основных качеств, которым непременно должен обладать каждый верующий, ибо милосердие это один из принципов веры.

Воистину, в первую очередь, только посредством милосердия можно добиться добродушного расположения человека к себе, и, проявив данное качество, приблизить его к вере в Аллаха. Грубость и жестокосердие не приемлемы в Исламе. Качества, противоположные милосердию, ломают взаимоотношения людей, тем самым закрывают путь к полноценному образу жизни и распространению благодеяний. А значит, с другой стороны, открываются пути и возможности распространения нечестия и греховных поступков.

К сожалению, человечество из года в год утрачивает качество милосердия, и это видно на примере распространения убийств, без какого-либо угрызения совести нанесения вреда здоровью человека, равнодушия к проблеме другого, в увеличении коррупции и т.п. Естественно данное положение будет пагубно влиять на сохранность того или иного народа, государства и общества в целом.

Превосходство верующего человека над неверующим в том, что верующий, осознавая суть своего существования и понимая, что мирская жизнь является испытанием, всегда стремится проявлять положительные качества, спешить людям на помощь, помогать бедным и неимущим. Это говорит о том, что ислам призывает человека к милосердию и добродушию, чтобы человечество жило в гармонии и благополучии.

Читайте также: