Международные отношения франции кратко

Обновлено: 13.06.2024

Французская национальная идентичность и ее составляющие

Идентичность страны – это продукт обсуждения государства обществом, средствами массовой информации, разнообразными политическими и социальными ведомствами, руководством государства и правительственных структур.

Национальная идентичность Франции с одной стороны служит отражением того, что представляет из себя французское общество, а с другой стороны – показывает, что оно желает представлять для себя и других. Вопрос национальной идентичности весьма сложен, особенно в виду событий последних лет. На смену голлизму приходят новые трансформационные явления. Рассмотрим вопрос более углубленно.

Отправной точкой для становления французской нации стало римское право. Именно римским господством были заложены основы современного французского языка на базе латыни. От могущественного Рима современная Франция унаследовала значительную роль государства в жизни страны и жесткую централизацию управления.

Наиболее существенным толчком для формирования национальной идентичности стала Великая Французская революция, вызвавшая значительную смену мировоззрения французов. В Декларации прав человека прослеживается идея отказа от религиозных, этнических и расовых различий в определении понятия французского гражданина. Существенное влияние на этническое разнообразие оказало заявление революционеров о том, что право на получение французского гражданства имеет любой иностранец, по религиозным или политическим причинам испытывающий притеснения в своей стране.

  • благоприятным географическим расположением страны;
  • стремлением к восстановлению ее славы и величия после войны.

Сегодня ориентиры внешней политики и самосознания французской нации претерпели некоторые изменения.

И по сей день, Франция остается державой с многонациональным этническим составом. Не всегда ее жители могут однозначно ответить на вопрос о национальной идентичности страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Говоря об идентичности современной Франции, особое внимание следует уделять ее национально-религиозной составляющей. Сегодня Франция сочетает в себе три принципиальных проекта политической теологии, одновременно существующих внутри страны и предопределяющих ее национальную идентичность. В последние годы все большее влияние начинает играть миграционный фактор.

Внешняя политика Франции и национальная идентичность страны

В современном мире, характеризующемся усилением глобализации, ростом роли трансграничных потоков информации и развитием массовой культуры серьезным вызовом для многих государств, включая Францию, становится проблема сохранения национальной идентичности. Для Франции задача сохранения культурно-цивилизационного своеобразия имеет особое значение. Она, несомненно, вносит свой вклад в развитие внешнеполитической ориентации государства.

Современная Франция является тем государством Европы, в котором население по своему этническому составу отличается большим разнообразием, куда большим, чем в других европейских странах. Неудивительно, что стране принадлежит рекорд по числу законодательных изменений в сфере регулирования миграционных потоков.

Франция, безусловно, является важным политическим игроком на мировой арене и оказывает большое влияние на решение многих актуальных международных проблем, с успехом реализуя свои внешнеполитические интересы как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Основные направления и приоритеты внешней политики Франции были определены в первое десятилетия существования Пятой Республики. И по сей день, они оказывают влияние на место и роль страны в системе международных отношений. Современная Франция состоит во многих международных организациях и ведет двух и многостороннее сотрудничество со многими странами мира. Однако, наиболее тесные связи французы традиционно поддерживают с Германией, более близкой им по духу.

Рисунок 1. Приоритетные направления развития международных отношений в рамках французской дипломатии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Весной 2014 года в свет вышла монография сотрудника Дипломатической академии МИД РФ Т.В.Зверевой, посвященная внешней политике современной Франции*. (*Зверева Т.В. Внешняя политика современной Франции: Монография. М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2014. 344 с.) На основе ее текста в июне 2014 года автором была защищена диссертация на соискание степени доктора политических наук.

Хронологически монография охватывает период с начала XXI века до июня 2012 года. Наибольший акцент сделан на изучении президентства Николя Саркози (2007-2012 гг.). Рецензируемая книга является не первой в отечественной историографии по выбранной теме. Российские политологи, историки, дипломаты уделяют пристальное внимание внешнеполитической деятельности французского государства. Так, за последние несколько лет были опубликованы труды Ю.И.Рубинского 1 и Е.О.Обичкиной 2 , частично затрагивающие время правления Ширака и Саркози. Однако монография Т.В.Зверевой обладает рядом неоспоримых объективных преимуществ. Она вышла спустя два года после ухода Саркози из большой политики. За это время, прежде всего во Франции, появилось множество экспертных оценок, позволяющих лучше понять различные решения французского президента. К достоинствам монографии отнесем и анализ первых дипломатических шагов нынешнего Президента Франции Франсуа Олланда, чего в российской историографии еще не было. Отметим также, что в условиях резкого обострения отношений России с Западом экспертный взгляд на эволюцию внешней политики Франции, всегда имевшей особое мнение на развитие международных отношений, представляется очень актуальным.

Основное внимание в книге уделено двум главным направлениям французской дипломатии - европейскому и атлантическому (отношения с США и НАТО).

Однако между Парижем и Берлином сохранялись и существенные расхождения по некоторым ключевым вопросам. В поисках путей выхода из кризиса Германия выступала за ужесточение финансовой дисциплины и усиление контроля над экономикой стран зоны евро, тогда как Франция считала приоритетными меры по стимулированию экономического роста. Отметим, что этот спор продолжается до сих пор. В августе 2014 года министр экономики Франции Арно Монтебур выступил с резкой критикой финансовой политики ФРГ, что привело в итоге к отставке французского правительства.

Т.В.Зверева подробно освещает проект Саркози по построению Союза для Средиземноморья (СДС), представленного французским президентом в 2007 году в Марокко. Предполагалось, что союз станет площадкой для реализации крупных совместных программ и обсуждения экономических и политических проблем региона. Для Франции, всегда уделявшей особое внимание Средиземноморью, СДС был шансом на упрочнение своих позиций не только в районе Средиземного моря, но и в Европе в целом.

Вызывают беспокойство многочисленные свидетельства о нарушениях прав человека в современной Ливии и возможность принятия там норм шариата в качестве единственной системы судопроизводства (с. 286). Отметим, что уже после выхода монографии в печать летом 2014 года внутриполитическая обстановка в Ливии резко обострилась, что позволяет сделать вывод не о построении демократического общества в стране, а, скорее, о постепенной деградации ситуации после свержения режима Каддафи.

Отношения с США и НАТО всегда находились в центре внимания Парижа. За последние 50 лет франко-американское сотрудничество знало периоды как взлетов, так и падений. Однако именно в XXI веке двусторонние отношения достигли своего исторического минимума и максимума за все время существования Пятой республики.

Иракский кризис в течение длительного времени тормозил франко-американское сотрудничество. Заметное улучшение двусторонних отношений произошло только после прихода к власти в США Барака Обамы и особенно после избрания Саркози Президентом Франции.

Самым важным событием всего пятилетнего президентского срока Саркози стало его решение о возвращении Франции в военную организацию НАТО. С момента создания Североатлантического альянса в 1949 году Франция была его частью, а в Париже даже находилась первая штаб-квартира организации. Однако в 1966 году генерал де Голль, так и не добившись от США и Великобритании согласия на повышение роли Франции внутри альянса, принял решение о выходе из военной организации НАТО. С тех пор не раз появлялись слухи о возможном возвращении Франции. В 1995 году, в самом начале первого президентского срока Ширака, оно было даже вполне возможно, но только Саркози решился провести его в жизнь. По сути, этот президент изменил один из главных принципов голлистской внешней политики.

Отношения с Россией для Франции также всегда были важной частью французской дипломатии. Большую роль в развитии двусторонних контактов, как и в случае с Китаем, сыграл генерал де Голль, совершивший в 1966 году визит в СССР. Поездка де Голля стала символом эпохи разрядки и привела к установлению доверительного и взаимовыгодного сотрудничества между СССР и Францией, особенно в сфере экономики. После распада биполярной системы межгосударственные связи вышли на еще более высокий уровень.

Нынешнее столетие начиналось для российско-французских отношений не лучшим образом. После избрания В.В.Путина Президентом России между ним и Шираком в течение десяти месяцев не было официальных контактов (с. 312). В дальнейшем, как известно, отношения между двумя странами вышли на прежний уровень, достигнув своего максимума в 2003 году в период иракского кризиса.

1 Рубинский Ю.И. Франция. Время Саркози. М.: Международные отношения., 2011.

2 Обичкина Е.О. Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози. 1940-2012. М.: Аспект Пресс, 2012.

3 Зверева Т.В. Саркози vs. Каддафи // Международная жизнь. 2011. №5.

Читайте также: