Речь у детей с уо кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нажмитдинова Б.С. Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — №2. — С. 46-49.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ

Б.С. Нажмитдинова, дефектолог

(Казахстан, г. Костанай)

Аннотация . В статье нашли отражение результаты исследования, направленного на изучение особенностей речевого развития детей с нарушением интеллекта. Основное с о держание исследования составляет обобщенная характеристика отклонений речевого развития у детей с нарушением интеллекта, проявляющихся в фонетической, лексич е ской, синтаксической и грамматической сторон речи. Автор подводит некоторые итоги иссл е дованиям ряда современных учёных, посвященных своеобразию речевого развития, специфических отклонений и аномалий речевого онтогенеза у детей с умственной о т стал о стью.

Ключевые слова: умственная отсталость, особенность речевого развития, детская речь, аномалии речевого онтогенеза, психический дизонтогенез.

Одной из основных характеристик о б щего развития ребёнка является формир о вание и развитие речи. Дети, которые но р мально развиваются, обладают хорошими спосо б ностями к овладению речью. Речь является важным средством связи между ребёнком и окружающим миром, самой совершенной формой общения, которая присуща только человеку. Речь – это ос о бая высшая психическая функция, которая обеспечивается голо в ным мозгом, любые отклонения в развитии речи необходимо вовремя заметить. Чтобы речь нормально функционировала необходимо, чтобы кора головного мозга достигла о п ределенной зрелости, был сфор мирован артикуляц и онный аппарат и сохранен слух [1] .

Науку долго не интересовали проблемы изучения особенностей развития детской речи .

В начале XX века в России возник ает государственный интерес к исследовани ю детской речи: организовываются учрежд е ния, которые занимаются вопросами из у че ния онтогенеза речи, выпускается сп е циальна я литература, совершенствуются методические подходы к проведению и с следований.

В настоящее время проводится множ е ство исследований в этом направлении, п о лучивш их большое развитие в нашей стране и за рубежом.

Причинами отставания в речевом ра з витии являются патология течения бер е менности и родов, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследстве н ности и генетики.

Н екоторые особенности формирования речевых навыков на разных этапах стано в ления речи ребёнка , которые отразились в работах психолингвистов , дают нам во з можность проследить своеобразие откл о нен ий и аномалий, характерных для реч е вого развития детей с нарушением инте л лекта [2] .

Умственной отсталость ю называется стойкое, необратимое нарушение познав а тельной деятельности, а также эмоци о нально-волевой и поведенческой сфер. Среди лиц с нарушением интеллекта, большинство составляют лица, которые имеют диагноз олиго ф рения.

В зависимости от недостаточности и н теллекта у детей с диагнозом олигофрения различают три группы: идиотия – тяжелая; имб ециль ностъ – менее тяжелая; дебил ь ностъ – относительно легкая [3 ].

При диагнозе идиоти я наблюдается ре з кое нарушение психического и ф изическ о го развития , проявляются эндокринные расстройства, уродства в строении черепа и скелета. Речевое развитие при глубоких формах идиотии состоит в произнесении отдельных звуков или произнесения огр а ниченного числа слов с искажением. В п о ведении идиотов наблюдаются резкие о т клонения от нормы.

В менее резкой форме, при имбецил ь ности, достаточно отчётливо наблюдаются нарушения в психическом и физическом развитии. Имбецилы владеют элементами речи, но запас слов у них мал, а произн о шение неправильно.

Дети- дебилы, которые составляют о с новную массу учащихся вспомогательных школ, имеют значительно более легкую степень умственного недоразвития и н е значительные отклонения в физическом развитии. Дети, с данным нарушением в интеллекте, владеют речью, двигательные нарушения у них настолько компенсир у ются, что не мешают в дальнейшем вкл ю чаться в трудовую деятельность. Особе н ность дебилов проявляется в недоразвитии мышления, однако оно выражено у них в меньшей степени, чем у имбецилов.

У ребенка с нарушением интеллекта к семи годам, ко времени поступления в школу практика речевого общения зан и мает маленький отрезок времени – около 3-4 лет . Все эти годы темп развития его речи замедлен, а речевая активность н е достаточная. У ребёнка оказывается сл а боразвития разговорно-бытовая реч ь, что затрудняет его общение с взрослыми людьми. Ребёнок редко принимает участие в беседах, на задаваемые вопросы отвечает односложно и зачастую не правильно.

При объяснении причин, которые об у славливают замедленное речевое развитие у детей с нарушением интеллекта , следует понимать , что , прежде всего, для них х а рактерно общее недоразвити е всей псих и ки в целом, приводящее к значительным изменениям и за держкам в умственном развитии [3 ].

Речь детей с нарушением интеллекта зачастую монотонн а , маловыразительна, л и шена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях бывает заме д ленной , в других – ускоренной .

У детей с интеллектуальными наруш е ниями наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, пасси в ный словарь преобладает над активным, происходит нарушение процесса орган и зации семантических полей. Дети с нар у шением интеллекта не знают названий многих предметов, частей пре д метов, в их словаре преобладают существительные с конкретным значением, нет слов , н о сящих обобщающий характер, мало прилагател ь ных, наречий, наблюдаются замены слов по семантическому сходству.

Пассивный словарь значительно шире активного, при этом он с трудом актуал и зируется; чтобы его активизировать треб у ется задать наводящий вопрос; многие слова так и не становятся понятиями [4 ].

Уже на первом году жизни у ребёнка с интеллектуальным нарушением , наблюд а ется отсутствие или позднее появление лепета. Это происходит вследствие нед о развития фонематического слуха, явля ю щееся следствием аномалии общего разв и тия детей с н а рушением интеллекта .

Рассмотрим особенности речевого ра з вития у детей с нарушением интеллекта боле подробно.

Среди детей с нарушением интеллекта наблюдается 40-60% нарушений фонет и ческой стороны речи.

У таких детей, как и у детей в норме, чаще нарушаются артикуляторно-сложные звуки – это свистящие, шипящие, [р] и [л]. Наряду с искаженным произношением звуков отмечается большое количество. Замены зачастую вариативны, т.е. один и тот же звук ребёнок с нарушением инте л лекта в одном случае может произнести правильно, а в другом исказить или полн о стью пропустить [4] .

У детей с синдромом Дауна наблюдае т ся замедленный темп речи, иногда встр е чается скандированная речь. Также часто у детей с нарушением интеллекта наблюд а ются голосовые расстройства.

Несформированность грамматической стороны речи у детей с нарушениями пр о является в аграмматизме, в искажении употребления падежей, смешения предл о гов, неправильные согласования имен с у ществительных с прилагательными и чи с лительными.

Для высказываний детей свойственны простые и нераспространенные предлож е ния, с пропусками главных членов. Увел и чение длины предложения происходит за счёт перечисления событий и объединения предложений при помощи союза и инт о нации.

Также у детей с нарушением интеллекта проявляются нарушения в диалогической и монологической речи. Дети с трудом м о гут вступить в беседу, на обращенные р е плики могут неадекватно отреагировать, не переключаются с позиции слушающего на позицию говорящего, не заинтересов а ны в получении новой информации [5] .

При монологической речи у детей с н а рушением интеллекта прослеживается и с кажение логики и последовательности в ы сказывания, фрагментарность, соскальз ы вание с темы, которое ведёт к образов а нию побочных ассоциаций, бедность и шаблонность ле к сического строя, наличие черт, которые присущи ситуативной речи [6] .

Таким образом, затруднения в речевом развитии ребёнка напрямую связано с н а рушениями интеллекта при использовании речи, как вербальной функции и регулят о ра поведения.

Это объясняется тем, что детям с нар у шением интеллектуального развития не всегда посильно выполнение речевых з а дач, особенно если они имеют несколько заданий. Данной категории детей вообще становится сложной деятельность, которая управляется их вербальными обобщени я ми.

Подводя итог вышесказанному о сво е образии речевого развития детей с инте л лект у альными нарушениями, резюмируем, что ряд исследователей ( А.К. Аксёнова, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова и другие ) выделяют ряд специфических отклонений и ан о малий речевого онтогенеза, которые свойственны данной группе детей.

Учёными продемонстрированы несоо т ветствие норме речевого развития у ребё н ка с интеллектуальным нарушением уже на первом году жизни (отсутствие лепета, гуления и пр.) и невозможностью преод о ления признаков речевой патологии до момента окончания им школьного возра с та. Речевое развитие у детей данной кат е гории запаздывает и характеризуется р я дом отклонений, которые проявляются в фонетической, лексической, синтаксич е ской и грамматической сторон речи.

Библиографический спи сок

2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у учащихся с наруш е нием интеллекта на специальных уроках [Текст] / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская // Д е фектология. –1987–№ 6 – С. 9-12.

3. Лубовский, В.И . Специальная психология [Текст] / В.И. Лубовский. – М.: Академия, 2003. – 657 с.

4. Нодельман, В.И. Особенности разговорной речи умственно отсталых младших школьников [Текст] / В.И. Нодельман // Дефектология. – 2008. – № 6. – С. 5-13.

5. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы [Текст] / В.Г. Петрова. – М.: П едагогика , 2007 . – 730 с.


FEATURES OF SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH INTELLE C TUAL DISABILITY

B . S . Nazhmitdinova, speech pathologist

Abstract. The results of the research directed on studying of the features of the development of speech of children with intellectual disability have been reflected in the article. The core of the research makes generalized characteristic of deviations in speech development of the chi l dren with intellectual disability, shown in phonetic, lexical, syntactic and grammatical parts of their speech. The author sums up some results of the researches of some modern scientists who devo t ed their works to the originality of speech development, specific deviations and anomalies of speech ontogenesis of mentally-disabled children.

Keywords: intellectual disability, speech development feature, children’s speech, anom a lies of speech ontogenesis, psychic dysontogenesis .

Надо понимать, что есть несколько видов умственной отсталости, отличающихся друг от друга как тяжестью, так и наличием ведущего дефекта: соответственно, нарушения речи детей с умственной отсталостью будут существенно отличаться. Речь детей с легкой умственной отсталостью может мало отличаться от речевых нарушений детей без диагноза умственной отсталости, тогда как речь детей с умеренной умственной отсталостью, а так же тяжелой и глубокой формой, составляет существенную проблему.

Тем ни менее, можно выделить следующие особенности речи детей с умственной отсталостью:

Коррекция речи детей с умственной отсталостью

Коррекция и лечение детей с умственной отсталостью должна вестись по следующим направлениям:

  • Непосредственно вызывание и развитие речи;
  • Развитие высших психических функций, связанных с речью и обуславливающих ее существование.

При тяжелых формах умственной отсталости ребенок привыкает общаться без речи, с помощью жестов, определенного поведения; соответственно, крайне важно работать над тем, чтобы у ребенка возникла необходимость использовать речь как основное средство коммуникации.

Речь – это психическая функции, которая неразрывно связана с другими функциями, как то: мышление, восприятие (в том числе, слуховое, зрительное), внимание, память. Таким образом, для работы над системным недоразвитием речи, которое возникает у таких детей, необходима связка несколько специалистов:

Примеры корректирующих упражнений

Программа упражнений составляется только специалистом; самостоятельное проведение упражнений, направленных, на развитие когнитивных функций и речи, может быть не только бесполезно (за счет бессистемности, непонимания целей каждого упражнения и сути дефекта, на которое это упражнение направлено), но и опасно.

Работа с речью предполагает занятия по нескольким направлениям, как уже было сказано выше. Некоторые занятия, например, при дизартрическом компоненте, могут включать в себя упражнения на развитие моторных функций (динамические, статические, развитие пространственной организации движения), артикуляции, ритмо-интонационной структуры речи (выработка правильных дыхательных, фонационных кинестезий, развитие голосовой модуляции).

Прогноз развития речи у детей с умственной отсталостью

Прогноз развития ребенка и, в частности, его речи связан со степенью тяжести и формой умственной отсталости.

Родителям ребенка, столкнувшегося с данным диагнозом, необходимо понимать, что требуется длительная, кропотливая работа, следование рекомендациям специалистов; ежедневная работа дома, кроме работы на занятиях. Кроме того, для ребенка необходимо создавать условия, которые позволят ему адаптироваться в социуме – это, пожалуй, один из ключевых моментов коррекции.

Автор: Кузнецова Лариса Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ ВО "Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Бобров, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями"
Раздел: начальное образование

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством

языка. Она возникает и развивается под влиянием потребности в общении и

служит целям общественного объединения людей. Речь тесно связана со всей

психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей

развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка):

Развитие речи учащихся с интеллектуальными отклонениями – одна из важных задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением, коррегированием различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся с интеллектуальными отклонениями познавательные способности, совершенствуем психические функции. От того, насколько будет сформирована речь учащихся с интеллектуальными отклонениями, зависит успешность освоения ими учебного материала по всем предметам, степень общего развития.


1. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 3.

3. Курицина А.М. Формирование связной речи у детей 6-7 лет // Дефектология. – 1998. – №2. – С. 42–49.

В современном мире проблема развития речи у всех детей стоит очень остро. Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер. Большинство, среди умственно отсталых, составляют лица, имеющие медицинский диагноз – олигофрения (в переводе с греческого oligos – малый, phren – ум) – особая форма психического недоразвития [1]. В зависимости от степени недостаточности интеллекта у детей-олигофренов различают три группы: идиотия – наиболее тяжелая; имбецильность – менее тяжелая; дебильность – относительно легкая [2]. Это деление имеет практическое значение, так как для каждой группы детей требуются разные приемы обучения, воспитания и ухода.

При идиотии наблюдается резкое нарушение психического и физического развития, эндокринные расстройства, уродства в строении черепа и скелета. Моторика у идиотов сильно недоразвита, координация движений сильно нарушена – особенно тонких движений рук. У многих из них отмечается расстройство стояния или ходьбы, нередко наблюдаются стереотипные ритмические движения. При глубоких формах идиотии развитие речи не идет дальше произнесения отдельных звуков или искаженного произнесения ограниченного числа слов. Осмысление окружающего недоступно, навыки самообслуживания отсутствуют. В поведении идиотов проявляются резкие отклонения от нормы: вялость, заторможенность либо крайнее двигательное беспокойство [2 ,5]. Они нуждаются в постоянном наблюдении и уходе и направляются в учреждения Министерства социального обеспечения.

При имбецильности в менее резкой форме, но достаточно отчетливо проявляются нарушения психического и физического развития, наблюдаются аномалии в строении черепа. Имбецилы овладевают элементами речи, но запас слов у них мал, произношение неправильно. Моторика у таких детей характеризуется общей заторможенностью. Особенно ярко выступает недоразвитие тонких дифференцированных движений рук. Именно поэтому имбецилы почти не способны себя обслуживать. Недоразвитие моторики также является одной из причин, затрудняющих овладение навыками письма. Способность самостоятельно ориентироваться в жизни ограничена, поэтому они нуждаются в постоянной опеке [2].

Дети – дебилы, составляющие основную массу учащихся вспомогательных школ, имеют значительно более легкую степень умственного недоразвития и незначительные отклонения в физическом развитии. Они владеют речью, двигательные нарушения у них настолько компенсируются, что не мешают в дальнейшем включаться в трудовую деятельность. Особенность дебилов – недоразвитие мышления, однако оно выражено у них в меньшей степени, чем у имбецилов. Дети – дебилы в процессе обучения во вспомогательной школе настолько развиваются, что могут приспособиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь [2].

У умственно отсталого ребенка ко времени поступления в школу, т.е. к 7 годам, практика речевого общения занимает меньший отрезок времени – всего три-четыре года. Причем темп развития его речи все эти годы резко замедлен, а речевая активность недостаточна. Разговорно-бытовая речь ребенка оказывается слаборазвитой. Это затрудняет его общение со взрослыми. Ребенок редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно. Значительно осложненным оказывается также выполнение поручений и заданий [2, 5].

При объяснении причин, обуславливающих замедленное формирование речи у умственно отсталых детей, следует исходить, прежде всего, из характерного для них общего недоразвития всей психики в целом, которое приводит к значительным изменениям и задержкам в умственном развитии [2]. Речь детей с интеллектуальными нарушениями часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная. У детей с нарушениями интеллекта наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, нарушение процесса организации семантических полей. Они не знают названий многих предметов, частей предметов, в их словаре доминируют существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных, наречий, преобладают замены слов по семантическому сходству. Пассивный словарь шире активного, но он с трудом актуализируется; часто для его воспроизведения требуется наводящий вопрос; многие слова так и не становятся понятиями [4, 6].

У школьников с нарушением интеллекта наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня связной речи, в связи с чем у них возникают трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, где закономерность развития событий не задана, и при пересказе текста с сохранением последовательности событий.

Нарушение аналитико-синтетической деятельности проявляется у умственно отсталых детей в анализе морфологической структуры слова и предложения, звуковой структуре слов. Нечеткость представлений о звуко-слоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв. Смутные представления о морфологической структуре слова на письме обуславливают множество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры предложения обнаруживается в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова.

Несмотря на то, что их речь постепенно совершенствуется, все же возникает вопрос о коррекции недостатков развития речи умственно отсталых детей.

Коррекция нарушений речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием должна быть тесно связана с развитием у них познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

Развитию у детей с интеллектуальными нарушениями основных функций речи способствует использование различных дидактических игр и упражнений, направленных на формирование устной монологической речи. Лалаева Р.И. считает, что система работы по формированию связной речи должна строиться с учетом самостоятельности при планировании серий развернутых высказываний [4]. В связи с этим формирование связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок; пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры на наглядность; пересказ на основе деформированного текста; рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картинке; самостоятельный рассказ.

Фрагмент конспекта урока по развитию речи во 2 классе VIII вида.

Беседа с использованием календаря природы. - Какой месяц сейчас идёт? Какие деревья нарисованы на страницах зимнего календаря? – (…). - Как они выглядят? Почему одни из них голые, а другие зелёные? – (…). - Что лежит на земле и на деревьях? – (…). - Почему не видно травы и цветов? – (…). - Какая была погода в декабре? В январе? В феврале? – (…). - Были ли солнечные дни? Сколько солнечных дней было в декабре? А в январе? – (…). - Каких дней отмечено больше: ясных или пасмурных? – (…).- Было ли зимой жарко? Как одевались люди зимой? - Что делают дети зимой на улице? - Каких птиц вы видели? - Какие ещё птицы остаются зимовать? - Почему эти птицы не улетели на юг, в тёплые края? - Чем питались птицы? - Что делают лесные звери зимой? - Легко ли животным и птицам жить зимой? - Да, ребята, зима совсем не похожа на осень, это очень трудное для всех время года, особенно голодно лесным животным и птицам. Но многие люди помогают им – подкармливают птиц, бездомных животных; лесники заботятся об обитателях леса – выкладывают на кормушки сено, соль. В то же время зима - очень красивое время года: всё кругом белое от снега, выглядит чистым, пушистым. Особенно красивы хвойные деревья в снегу. Какие вы знаете хвойные деревья?

Фрагмент внеклассного мероприятия по развитию речи.

- Ребята в нашем языке есть слова, которые называются противоположными по значению, с некоторыми из них вы уже познакомились, давайте потренируемся находить такие слова. Я буду называть одно слово, а вы противоположное ему по значению: одевать - …(снимать); худой - …(толстый); день - …(ночь); темный - …(светлый); встать - …(сесть,лечь); высоко - …(низко); жарко - …(холодно) и др.

В процессе работы по развитию связной речи детей с нарушением интеллекта было замечено, что эти дети испытывают затруднения в овладении связной речью, связанные с их стремлением к дословному изложению событий, к повторению отдельных частей предложений. Наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня связной речи, в связи с чем у них возникают трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, где закономерность развития событий не задана, и при пересказе текста с сохранением последовательности событий. Синтаксические конструкции, используемые детьми при составлении связного высказывания, примитивны, имеют черты ситуативной речи. При этом наблюдаются нарушения лексико-грамматического строя речи. Большинство детей используют в своих рассказах имена существительные, глаголы и местоимения. Рассказы детей отличались краткостью, логической непоследовательностью и сжатостью изложения, очень часто они состояли из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов ситуации.

Использование данных видов работы педагогами, поможет значительно преодолеть системное недоразвитие речи у детей с нарушением интеллекта, что положительно будет влиять на развитие их познавательной деятельности. Практика показывает что, целенаправленная коррекционная работа по формированию связной речи школьников с нарушением интеллекта, с учётом структуры дефекта и психического состояния ребёнка, влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития.

Тем не менее, нужно отметить, что в настоящее время проблема развития связной речи у данной категории детей, является малоизученной. Имеется острый дефицит, как теоретических источников, так и практических рекомендаций и программ. Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь, как педагогов, так и близких, их любовь, терпение и выдержка.

Читайте также: