Врубель и лермонтов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Демонизм в творчестве Лермонтова и Врубеля

В истории русской культуры существует немало доказательств тому, что странные совпадения, непостижимые стечения обстоятельств, таинственные предопределения не редкость. Еще одним таким примером может послужить поразительная духовная и творческая взаимосвязь двух великих русских гениев XIX и XX веков - поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля.

Конечно, помимо фигуры Демона, есть еще целый ряд сходств в их жизни, которые отмечают многие исследователи. Они оба рано потеряли мать, увлекались историей и литературой, имели одних и тех же любимых авторов: Данте, Байрона, Шекспира, Гёте и Пушкина. Кроме того, с детства и Лермонтов, и Врубель обожали музыку, которую могли слушать часами, с увлечением рисовали и писали красками, любили науку. Их биографы обращают внимание на то, что обоим с детства была также присуща мечтательность: в минуты особого порыва Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду, а Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку.

Необходимо отметить и то, что Лермонтов был любимым поэтом Врубеля. Он знал многие его стихотворения наизусть и в зрелые годы их декламировал друзьям и близким. В гимназии и позже Врубель читал много других авторов, но Лермонтов имел на него особое влияние.

Но главное духовное родство Врубеля и Лермонтова - в стремлении к возвышенному, величаво-прекрасному, героическому. Ни поэт, ни художник не находили этого в окружавшей их жизни, и поэтому их творчество стало трагичным по своему существу. Наверное, поэтому они и обратились к такому, на первый взгляд, страшному образу – Демону. Но он страшен только на первый взгляд.


В центре поэмы - отношения Демона и Тамары. Однако в его развитие властно вмешивается третья сила в лице Бога. Фактически Бог не появляется в поэме. Но его присутствие влияет на раздумья героев, на действия выполняющего его волю Ангела, наконец, на законы созданного им мира, определяющих в немалой мере судьбы главных персонажей.

Смысл этого смертельного поцелуя многозначен. С одной стороны, безмерная, испепеляющая страсть демона оказалось гибельной для простой смертной. С другой стороны, это еще одна демонстрация злого начала в Демоне, которое отравляет даже такое чувство, как любовь.

Конечным словом Демона, брошенным в мир, стало проклятье:

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья, без любви.

Врубелевский Демон

До работ Михаила Врубеля ни один из сотворенных художниками дьяволов не имел живого прототипа. А его Демон имел, поскольку был написан с реального человека, к тому же любимой женщины.

В 1860 году в одном из храмов Киева случилось чудесное явление - в Кирилловской церкви были обнаружены старинные росписи. Эти уникальные фрески священник нашел случайно. Во время Великодневной службы от стены отвалился кусок штукатурки и все увидели, что на паству смотрит Ангел. Тогда священник отсоединил от стены еще кусок штукатурки и под ней оказались старинные росписи, которым было свыше 700 лет.


Эти фрески нужно было срочно реставрировать, так как под доступом воздуха, уникальные росписи могли разрушиться. Но найти для этого мастера оказалось не так просто. Художники один за другим отказывались от этой работы. Основная причина состояла в том, что Кирилловская церковь имела недобрую славу, потому что располагалась на территории психиатрической больницы. Но как раз в это время в Киеве появляется никому не известный студент Петербургской Академии художеств Михаил Врубель, которого пригласил известный искусствовед Адриан Прахов. И он не ошибся: Врубель блестяще справился с поставленной задачей.

Художник начинает реставрационные работы уже в первый день, даже не заезжая на квартиру, которую ему предложил Прахов. Первые недели работы он почти не выходит из Кирилловской церкви и на других людей реагирует только тогда, когда они поднимаются на риштовку, чтобы подать художнику новый карандаш или замесить краски. Но в один из дней в церковь приходит необычный посетитель - изящно одетая женщина с покрытой головой. Она долго стоит внизу и пытается привлечь к себе внимание. Когда, в конце концов, художник отвлекается от работы, она властно просит его спуститься.

Внешне женщина была далеко не красавица: невысокого роста, имела коренастую фигуру, но у нее были потрясающие огромные глаза невероятного размера, и сохранившиеся фотографии это подтверждают. Женщина назвалась женой заказчика Эмилией Праховой.

Трагическая любовь не давала покоя Врубелю. И в 1885 году измученный мастер решает отомстить жестокой женщине - использовать свой дар, как оружие, и нарисовать Демона с лицом Эмилии Праховой. Первого Демона видел только отец Врубеля, заставший сына в больном, лихорадочном состоянии во время его работы над картиной. После он утверждал, что этот Демон был похож на чувственную злую женщину. И действительно, Демон получился страшный настолько, что Врубель сам испугался своего творения и уничтожил рисунок, разорвав его на куски.


Как часто на вершине льдистой
Один, меж небом и землей,
Под кровом радуги огнистой
Сидел я мрачный и немой.



Порабощение демоном своего создателя-художника

После окончания работ над иллюстрациями к произведениям Лермонтова Врубель почти десять лет не возвращается к теме демона. Не возвращался, чтобы потом вновь взяться за нее - и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в творчестве Врубеля. Он создает множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины.


Прекрасный или ужасный?

Возможно, для некоторых творцов Демон – это олицетворение мирового зла, но только не для Лермонтова и Врубеля. Ведь они оба смогли увидеть в этом страшном образе страдающего человека. Их герой не вызывает чувства ужаса, наоборот, ему сострадаешь, о нем беспокоишься.

Демон для обоих гениев стал образом - символом страдающей души. Изломанной, нуждающейся в помощи, но все-таки души.

Подходит к концу год 200-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Учреждениями культуры проведено множеств мероприятий, посвящённых этому событию в истории русской литературы, сняты документальные фильмы, состоялись встречи с деятелями искусств и мемуаристами, которые не прекращают поиск новых фактов в биографии великого поэта. Несомненно одно: интерес к поэту и его наследию не иссякает, а самое отрадное то, что творчеством поэта начинает активно интересоваться молодёжь.

В данной статье хотелось бы поговорить об образе Демона в творчестве Лермонтова, но не просто поговорить, а сравнить его с Демоном художника Врубеля. Так вышло, что этот образ отражён у двух выдающихся людей в истории России, но было ли это случайным? Попробуем разобраться.


И поэт, и будущий художник рано лишились матерей, унаследовав от них необычайный пылкий темперамент, одухотворённость, увлечённость классической музыкой и театрализованными постановками. И тот, и другой – поэт в имении Тарханы, а художник в казённых квартирах, где проживала семья Врубелей, были окружены сверстниками, в играх с которыми учились верховодить и проявлять своё Я. Музыка и литература были главенствующими в воспитании мальчиков. Бабушка Лермонтова прививала своему любимому внуку любовь к прекрасному, а мачеха Врубеля учила пасынка музыке и игре на пианино. Мальчики с увлечением рисовали, интересовались различными науками: математикой – Лермонтов, геологией – Врубель. Знание нескольких языков также объединяло две творческие натуры. Помимо латыни они отлично знали французский и немецкий, а Врубель ещё и английский и итальянский. Обе семьи много путешествовали – с Урала в Москву и на Кавказ – Лермонтов, из Сибири в Одессу, Саратов и Астрахань – Врубель. Став взрослым, Михаил Врубель много ездил по родной стране, жил за границей – в Италии, Германии, Греции, Франции. И хотя чистых пейзажей в его творчестве не так много, он, как Лермонтов любил природу и всегда ей восхищался.

Две сильные натуры, две творческие единицы, двух выдающихся людей своего времени связал воедино образ Демона. Можно сказать, он стал самым ярким в биографии двух Михаилов – Лермонтова и Врубеля. Центральные фигуры поэмы – Демон и Тамара захватили ум художника, он с большим воодушевлением взялся за воплощение лермонтовского духа на своих полотнах.

В чертах характера Демона поэт, очевидно, видел себя: непокорность миру, частая немотивированная агрессия к окружающим, гордыня, эгоизм, индивидуализм, путь отрицания. Всё это, в конечном итоге, приводит к одиночеству, изгнанию, непониманию со стороны окружения, и это романтическое иносказание в поэме как бы проявляет личность поэта в Демоне и Демона в личности поэта. Гибель Тамары после поцелуя Демона становится апофеозом цинизма главного героя поэмы, торжеством тёмных сил и зла. И Лермонтов не может этому противостоять, настолько сильно влияние его собственного альтер-эго на внутренний мир героев поэмы.

Михаил Врубель увлёкся темой Демона в конце XIX века. Именно её он считал центральной в своём творчестве. Демона художник изображает в нескольких ипостасях.



И Лермонтов, и Врубель с сочувствием относились к образу своего героя. Они, вроде бы, близки, но на самом деле, абсолютно разные. У Лермонтова Демон не способен преодолеть злобу, он циничен, жесток, непримирим. Он презирает мир и погружается в духовное небытие. У Врубеля Демон – герой, страдающий от одиночества, скорбный, но на этом фоне – всё-таки властный и величавый.

Александр Блок так сказал о Врубеле: "Он сам был Демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением. ".


В контрасте к образу демона выступает прекрасный образ княжны Тамары. Это совершенство земной красоты и ангельской чистоты, в котором возникло неосознанное влечение к неизвестному и демоническому, к вечной любви.

Что в ней? Насмешка ль над судьбой,
Непобедимое ль сомненье?
Иль к жизни хладное презренье?
Иль с небом гордая вражда?

На фрагменте картины Врубеля мы видим тонкую акварельную лепку лица, совершенную красоту во всех проявлениях – благородство образа, глубина выражения, виртуозность исполнения:

Как пери спящая мила,
Она в гробу своем лежала.
Навек опущены ресницы.
Но кто б, о небо! не сказал,
Что взор под ними лишь дремал
И, чудный, только ожидал
Иль поцелуя, иль денницы?

Бывают в жизни странные совпадения событий, непостижимые стечения обстоятельств, знаменательных дат, которые как будто ничем не связаны между собой и могут казаться чудесными, как проявление высшей воли или таинственного предопределения. Но проходят десятилетия, века, и то, что казалось странным, чудесным, становится доступным пониманию явлением необходимой преемственности в истории культуры.


Михаил Лермонтов (1814 – 1841)


Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;

Тex дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним

Любой человек, серьезно интересующийся русской культурой и искусством, не может не заметить поразительную духовную и творческую взаимосвязь двух великих русских гениев XIX века - поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля.


Михаил Врубель (1856-1910)

Трагические жизненные пути обоих постоянно перекликались в образах их искусства, творческих муках и озарениях. Одной из центральных тем в творчестве обоих художников стала тема Демона - падшего ангела, в гордом одиночестве блуждающего по просторам вселенной.



В их детстве были схожие черты: и тот и другой рано лишились матерей, от которых наследовали душевную хрупкость и одновременно затаенную пылкость. Обоих зачаровывала музыка, которую они могли слушать часами, оба предпочитали всем другим театрализованные игры с переодеваниями в героев сказок и романов.


В них рано проснулось и росло ненасытное воображение - они становились настоящими героями вымышленных историй и, отдаваясь со всей пылкой страстью игре, которая для них была совсем не игрой, а скорее детской поэзией, творчеством, увлекали за собой сверстников, покоряли их силой своей фантазии.


Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения: Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду, Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку. Внезапная отрешенность и задумчивость, молчаливость и стремление к одиночеству, возникавшие независимо от условий и обстоятельств - все это было и у поэта, и у художника еще в годы детства как следствие их романтических натур.


И Лермонтов, и Врубель получили основательное образование, но художник имел возможность учиться больше и разностороннее в гимназии, университете, Академии художеств. И все же, при всех различиях эпох и классовых привилегий, имущественного положения, их обучение, их интересы имели много сходного: домашние учителя, увлечение историей и литературой - античностью, средневековьем, эпосом, одни и те же любимые произведения и авторы: Данте, Шекспир, Гёте, Байрон и Вальтер Скотт. Пушкин был кумиром обоих, но у Врубеля были еще Лермонтов, Тургенев, Толстой и Достоевский.


Оба с детства с увлечением рисовали и писали красками, однако это увлечение не исключало других; их огромные дарования вовсе не проявлялись в любви к чему-либо одному - литературе или живописи, они живо вникали в науки.

Лермонтов одно время был увлечен математикой, Врубель - геологией, оба добросовестно учили латынь, чтобы читать античных писателей в оригиналах, французский, немецкий, а Врубель еще изучал самостоятельно английский и итальянский языки.

В университете будущие поэт и художник проникали в глубины классической философии, главным образом немецкой, - Шеллинг, Гегель, Кант, Шопенгауэр.


Встреча Врубеля с Лермонтовым случилась не в самом начале творческого пути, а лишь к тридцати годам, когда молодой художник написал фрески и иконостас Кирилловской церкви в Киеве. В петербургские годы в университете и в Академии художеств он рисовал образы из произведений других писателей: тургеневские (Ася, Лиза и Лаврецкий), гётевские (Маргарита и Фауст), Анна Каренина Льва Толстого, Моцарт и Сальери Пушкина были ему тогда ближе Ангела и Демона.


Врубель видел временами почти натурально лишь отдельные части: то перед ним возникали огромные глаза, горящие, как черные бриллианты, полные нечеловеческой тоски, то он видел губы, запекшиеся, как лава, то гриву змеящихся волос, то чудное оперение крыльев, то удлиненный овал бледно-серого мучительно далекого лица.



В 1891-м году, к юбилею со дня трагической смерти Михаила Лермонтова, было издано уникальное полное собрание сочинений поэта, к оформлению и работе над которым были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих мастеров оказался и Михаил Врубель, которого тогда никто толком не знал, а потому никто не принимал всерьез.


Рисунки других художников рядом с врубелевскими смотрятся бедными, неинтересными, стереотипными. Они не поднимаются выше принятой в те годы нормы. Даже удачные рисунки таких мастеров, как Репин, Суриков, Васнецов являются станковыми произведениями на лермонтовские темы, но не иллюстрациями к его поэзии и прозе.


После завершения своей работы над рисунками к Лермонтову, Врубель очень долго вновь не возвращался к демонической теме. Не возвращался, чтобы однажды вернуться - и остаться с ней навсегда.


К этому времени относится ухудшение физического и психического состояния художника, что только подлило масла в огонь и укрепило уже возникшую легенду о мастере, продавшем душу дьяволу. Но, как говорил сам Врубель,




Художник, писавший демонов, должен был испить свою горькую чашу до дна. Он начал постепенно слепнуть. Полуслепым пытался рисовать, потом лепить.


Врубеля не стало 1 апреля 1910 года. Он перешагнул тонкую линию, отделявшую бытие от небытия, и кто его встретил за той последней чертой - ангелы или демоны - мы не узнаем…


Александр Блок сказал о Врубеле на его могиле:


Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошенных светил;

Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья.
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый…

И много, много… и всего
Припомнить не имел он силы!

История создания

Голова Демона на фоне гор. 1891


Голова Демона на фоне горы (Казбека). Золотая акварель. 1891.
Киевский национальный музей русского искусства

Врубелевский герой, с одной стороны, напоминает античных титанов, обладающих властью над миром; с другой — это, по замечанию философа Василия Розанова, некое стихийно-языческое существо, близкое древнегреческому богу Пану.

Демон летящий


Демон летящий

Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой.
— Часть 1, строфа 1

Демон летящий. Черная акварель


Демон летящий. Черная акварель. 1891

И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял.
— Часть 1, строфа 3

Демон, смотрящий в долину. Черная акварель


Демон, смотрящий в долину. Черная акварель

Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего
— Часть 1, строфа 3

Танец Тамары


Танец Тамары

В последний раз она плясала.
Увы! заутра ожидала
Ее, наследницу Гудала.
Свободы резвую дитя,
Судьба печальная рабыни,
Отчизна, чуждая поныне,
И незнакомая семья.
— Часть 1, строфа 8

Скачущий всадник (Несется конь быстрее лани…). 1890-1891


Скачущий всадник. 1890-1891

Тамара и Демон. 1890-1891


Тамара и Демон. Золотая акварель. 1890-1891

Не плачь, дитя! не плачь напрасно!
Твоя слеза на труп безгласный
Живой росой не упадет:
Она лишь взор туманит ясный.
Ланиты девственные жжет!
Он далеко, он не узнает,
Не оценит тоски твоей;
Небесный свет теперь ласкает
Бесплотный взор его очей;
Он слышит райские напевы…
Что жизни мелочные сны,
И стон и слезы бедной девы
Для гостя райской стороны?
Нет, жребий смертного творенья
Поверь мне, ангел мой земной,
Не стоит одного мгновенья
Твоей печали дорогой!
— Часть 1, строфа 15

Демон у стен монастыря


Демон у стен монастыря

Вечерней мглы покров воздушный
Уж холмы Грузии одел.
Привычке сладостной послушный,
В обидель Демон прилетел.
— Часть 2, строфа 7

Тамара и Демон. 1890-1891


Тамара и Демон. 1890-1891

Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное —
Люби меня.
— Часть 2, строфа 10

Тамара и Демон. 1890


Тамара и Демон. 1890

И он слегка
Коснулся жаркими устами
Ее трепещущим губам;
Соблазна полными речами
Он отвечал ее мольбам.
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее. Во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал,
Неотразимый, как кинжал.
— Часть 2, строфа 11

Тамара в гробу. Черная акварель


Тамара в гробу. Черная акварель. 1890-1891

Как пери спящая мила,
Она в гробу своем лежала,
Белей и чище покрывала
Был томный цвет ее чела.
Навек опущены ресницы…
— Часть 2, строфа 13

Демон и Ангел с душой Тамары


Демон и Ангел с душой Тамары

Голова Демона. Золотая акварель


Голова Демона. Золотая акварель

Голова Демона. Черная акварель


Голова Демона. Черная акварель

Демон стоящий


Демон стоящий

Читайте также: